28.09.2021. Работодателей освободили от расчета заработка для выплаты пособия по безработице

Работодатель обязан выдать уволенному работнику справку о среднем заработке, необходимую для назначения пособия по безработице. Документ требуется работнику в том случае, если после увольнения он не нашел работу и планирует встать на учет в центр занятости. В справке фиксируются данные за три предыдущих месяца до даты увольнения, и на ее основании бывшему сотруднику назначается пособие по безработице. Автор рассказывает, как составить справку, какие данные необходимо в нее включить и как правильно рассчитать средний заработок.

азмеры пособия по безработице и стипендий, выплачиваемых в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, напрямую зависят от зарплаты гражданина по последнему месту работы. При этом в обязанности бывшего работодателя входит выдача справки о среднем заработке для предоставления ее в службу занятости.

Выплаты безработным

Основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).

Для признания гражданина безработным надо, чтобы он был трудоспособным, не имел работы и 1, был зарегистрирован в органах службы занятости, искал работу и был готов приступить к ней (абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона о занятости). Из данного правила есть и исключения. К примеру, не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16-летнего возраста, пенсионеры, индивидуальные предприниматели (абз. 3 ст. 2 и п. 3 ст. 3 Закона о занятости).

Роструд открыл информационный портал «Работа в России» (www.trudvsem.ru). Это государственный общероссийский банк вакансий, который содержит актуальную информацию региональных служб центров по трудоустройству. Также на сайте можно получить квалифицированную юридическую помощь, ознакомиться с нормативными документами по трудовому законодательству, уточнить адреса и контакты региональных служб занятости.

Государство гарантирует безработным (п. 1 ст. 28 Закона о занятости):

  • выплату пособий по безработице (в т.ч. во время болезни);
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости (в т.ч. во время болезни);
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Отметим, что размер пособия по безработице и выплачиваемых стипендий напрямую зависит от заработной платы гражданина по последнему месту его работы (см. Таблицу 1). Именно поэтому в пакет документов, предоставляемых гражданином в службу занятости, входит справка о среднем заработке (абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости).

Таблица Размер социальных выплат безработному гражданину, который в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, работал не менее 26 недель.2

При этом во всех случаях сумма выплат, увеличенных на размер районного коэффициента, не должна быть ниже минимальной величины пособия и не может превышать его максимальную величину (абз. 5 п. 1 ст. 33 Закона о занятости). В 2012 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная – 4900 руб. (абз. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособий по безработице на 2012 год»).

В иных случаях пособие по безработице начисляется в первом (6-месячном) периоде выплаты и во втором (6-месячном) периоде выплаты в размере его минимальной величины. К примеру, если гражданин не работал более года, либо в течение предыдущих 12 месяцев не имел оплачиваемой работы более чем 26 недель, либо был уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия (п. 1 ст. 34 Закона о занятости).

Расчет среднего заработка

В данном случае следует воспользоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда от 12.08.2003 № 62 (далее – Порядок).

Расчетный период

Средний заработок работника исчисляют за последние три календарных месяца – с 1-го до 1-го числа, предшествующих месяцу увольнения (п. 3 Порядка).

Из расчетного периода исключают время, а также начисленные за эти периоды суммы, если (п. 4 Порядка):

  • за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством;
  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности либо пособие по беременности и родам;
  • работник не работал в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
  • работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством;
  • работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в соответствии с законодательством.

В определении ВС РФ от 08.06.2006 № КАС06-151 прозвучало, что п. 3 Порядка по своему содержанию не исключает возможность включения в состав расчетного 3-месячного периода последнего месяца работы, в котором было произведено увольнение, если это отвечает интересам работника.

Речь здесь идет о случаях, когда сотрудник увольняется в последний день месяца, и если при таком расчете средний заработок оказывается выше, чем при использовании трех предыдущих месяцев.

Учитываемые выплаты

При расчете среднего заработка следует учесть все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (п. 2 Порядка). К таковым относятся: оклад, надбавки, доплаты, премии и т.д. Отметим, что заработную плату, окончательно рассчитанную по завершении года, учитывают в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени ее начисления (подп. «и» п. 2 Порядка).

Премии и вознаграждения принимают в следующем порядке (п. 9 Порядка):

  • ежемесячные за одни и те же показатели – не более одной за каждый месяц расчетного периода;
  • за период работы, превышающий один месяц, за одни и те же показатели – не более одной в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
  • вознаграждения по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, – в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени начисления.

Может получиться и так, что работником время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью либо имели место исключаемые периоды. В этом случае премии и вознаграждения учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с зарплатой) (п. 9 Порядка).

Работник уволен из организации 20.02.2012. Рассчитаем учитываемые для среднего заработка выплаты при условии, что:

  • должностной оклад составляет 21 000 руб.;
  • в ноябре сотрудник отработал 15 из 21 рабочего дня, в декабре – 22 из 22, в январе – 10 из 16 дней;
  • ежемесячные премии выплачиваются в организации вместе с заработной платой за данный месяц;
  • квартальная (7000 руб.) и годовая премии за 2011 год (15 000 руб.) выплачены в январе 2012 года.

Должностной оклад: 15 000 руб. + 21 000 руб. + 13 125 руб. = 49 125 руб.

Ежемесячные премии: 1500 руб. + 3000 руб. + 1000 руб. = 5500 руб.

Квартальная премия: 7000 руб. / 59 дн. × 47 дн. = 5576,27 руб.

Годовая премия: (15 000 руб. / 12 мес. × 3 мес.) / 59 дн. × 47 дн. = 2987,29 руб.

Учитываемые выплаты за расчетный период:

49 125 руб. + 5500 руб. + 5576,27 руб. + 2987,29 руб. = 63 188,56 руб.

Для определения среднего заработка используют средний дневной заработок (п. 7 Порядка).

В свою очередь средний заработок рассчитывают так (п. 7 Порядка):

При этом среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели (п. 7 Порядка).

Работник уволен из организации 10.09.2012. Рассчитаем среднюю заработную плату работника для предоставления сведений о ее размере в центр занятости при условии, что:

  • расчетный период – с 01.06.2012 по 31.08.2012;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 65 дн. (20 дн. + 22 дн. + 23 дн.);
  • количество фактически отработанных дней в расчетном периоде – 52 дн.;
  • заработная плата в расчетном периоде – 36 400,00 руб.

Средний дневной заработок = 36 400,00 руб. / 52 дн. = 700,00 руб.

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде = 65 дн. / 3 мес. = 21,67 дн.

Средний заработок = 700,00 руб. × 21,67 дн. = 15 169,00 руб.

Установление работнику неполного рабочего времени

При установлении работнику неполного рабочего времени средний дневной заработок исчисляют в следующем порядке (п. 7 Порядка):

Суммированный учет рабочего времени

При определении среднего заработка сотруднику, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используют средний часовой заработок (п. 8 Порядка):

При этом средний заработок работника определяют так (п. 8 Порядка):

Среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели (п. 8 Порядка).

Если работник в расчетном периоде не имел заработной платы или отработанных дней

Может получиться и так, что работник за эти три месяца не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода (к примеру, больничного, командировки, отпуска и т.д.). В этом случае средний заработок рассчитывают исходя из зарплаты, начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Порядка).

Специалисты Московского департамента труда и занятости уточнили3, что при определении расчетного периода отменена практика отсчета по три календарных месяца до трех месяцев, где отработан хотя бы один оплачиваемый день. К примеру, работник с 20.08.2011 по 31.12.2011 получал пособие по временной нетрудоспособности, а уволен 24.01.2012. Так как сотрудник не работал в расчетном периоде (октябрь, ноябрь, декабрь) и определенное время до него, то средний заработок исчисляют исходя из суммы начисленной зарплаты за предшествующий период времени, равный расчетному. В данном случае это три календарных месяца до начала периода временной нетрудоспособности, а именно: май, июнь, июль 2011 года.

А бывает так, что работник не только в расчетном периоде, но и до него не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней. В этом случае средний заработок определяют исходя из суммы заработной платы, начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка).

При повышении окладов

При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) средний заработок работников зависит от времени, когда было произведено данное повышение (п. 10 Порядка).

Если повышение произошло в расчетный период, то учитываемые при определении среднего заработка выплаты, начисленные за предшествующий повышению период времени, увеличивают на следующие коэффициенты:

При этом сумма учитываемой заработной платы за расчетный период составит:

Работник уволен из организации 08.10.2012. Рассчитаем его среднюю заработную плату для предоставления ее в центр занятости при условии, что:

  • расчетный период – с 01.07.2012 по 30.09.2012;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 65 дн. (22 дн. + 23 дн. + 20 дн.);
  • количество фактически отработанных дней в расчетном периоде – 65 дн.;
  • в расчетном периоде произошло повышение должностных окладов: июль – 13 000,00 руб., август – 16 250,00 руб., сентябрь – 16 250,00 руб.
Читать также:  СПРАВКА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ СБОРОВ ПЕНЕЙ ШТРАФОВ ПРОЦЕНТОВ ФОРМА КНД 1120101

Коэффициент = 16 250,00 руб. / 13 000,00 руб. = 1,25

Заработная плата в расчетном периоде = 13 000,00 руб. × 1,25 + 16 250,00 руб. + 16 250,00 руб. = 48 750,00 руб.

Средний дневной заработок = 48 750,00 руб. / 65 дн. = 750,00 руб.

Средний заработок = 750,00 руб. × 21,67 дн. = 16 252,50 руб.

Между тем если повышение произошло после расчетного периода до дня увольнения, то повышают средний заработок, исчисленный за расчетный период:

А если повышение произошло уже после увольнения работника, то повышение среднего заработка не производится.

Заполняем справку

28.09.2021. Работодателей освободили от расчета заработка для выплаты пособия по безработице

Отметим, что на законодательном уровне форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы не утверждена, поэтому зачастую региональные центры занятости принимают сведения по собственным установленным образцам.

В свою очередь Роструд в письме от 08.11.2010 № 3281-6-2 сказал, что справка, утвержденная местными властями, может быть использована в работе органов службы занятости до принятия данной формы на федеральном уровне. В то же время работодатель вправе выдать такую справку в произвольном формате с указанием общепринятых для документов реквизитов и содержащую сведения о среднем заработке (Пример 5). Ведь непредставление указанной справки по форме, утвержденной нормативными правовыми актами субъекта РФ, не может служить основанием для отказа в признании гражданина безработным и начислении пособия по безработице.

Специалисты Московского департамента труда и занятости указали4, что под общепринятыми реквизитами здесь подразумеваются: угловой штамп, круглая печать, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, ИНН. В случае же отсутствия углового штампа справка в левом верхнем углу должна содержать следующую информацию: название юридического лица, наименование вышестоящего органа, если таковой имеется, юридический адрес, телефон.

28.09.2021. Работодателей освободили от расчета заработка для выплаты пособия по безработице

Имейте в виду: центры занятости имеют право проверять достоверность документов и информации, представляемой работодателями и  гражданами. На это обратили внимание специалисты Департамента труда и занятости населения города Москвы5.

А на сайте Управления по труду и занятости населения Алтайского края6 содержится информация о том, что получение гражданами пособия по безработице путем введения в заблуждение специалистов центров занятости, сокрытия факта занятости, предоставления подложных документов и недостоверной информации влечет:

  • взыскание с граждан всей суммы незаконно полученного пособия по безработице и процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 и 1102 ГК РФ);
  • уголовную ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, напрямую зависит от заработной платы гражданина по последнему месту его работы. Так что не удивляйтесь, если бывший сотрудник попросит вас составить ему справку о средней заработной плате. А какую сумму следует в ней указывать, мы подскажем в статье.

База для расчета

орядок определения размеров пособия по безработице и указанных выше стипендий прописан в Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости). При постановке на учет в органах службы занятости гражданин должен представить пакет документов, включающий также справку о среднем заработке за крайние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Причем с 2009 года Федеральным законом от 27.12.2008 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» размеры пособий по безработице, выплачиваемых лицам, уволенным по сокращению численности либо штата и по собственному желанию, совпадает.

Отметим, что работодатель обязан безвозмездно не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления выдать бывшему сотруднику справку о заработной плате (ст. 62 ТК РФ). При этом на законодательном уровне образец такой справки не утвержден, поэтому центры занятости часто принимают сведения по установленным ими формам.

Обратите внимание: во всех случаях сумма выплат, увеличенных на размер районного коэффициента, не должна быть ниже минимальной величины пособия и не может превышать его максимальную величину (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 33 Закона о занятости). При этом в 2009 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная – 4 900 руб. (п. 1 постановления Правительства от 08.12.2008 г. № 915).

Таблица 1. Зависимость размера социальных выплат безработного гражданина от среднего заработка граждан, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.1

Учтите, что гражданам, расторгнувшим трудовой договор с работодателем – физическим лицом, размер пособия по безработице и периоды его выплаты определяются в соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 Закона о занятости2. Пособие по безработице в данном случае в течение и первого, и второго 6-месячных периодов следует начислять в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент.

Порядок исчисления среднего заработка для предоставления в центры занятости отличается от правил расчета выплат для отпусков, командировок и пособий по временной нетрудоспособности. В данном случае следует руководствоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда от 12.08.2003 г. № 62 (далее – Порядок).

Рассматриваемый Порядок применяют для определения размера следующих выплат (п. 1 Порядка):

  • пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия его в общественных работах;
  • стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

В данном случае средний заработок работника исчисляют за последние 3 календарных месяца – с 1-го до 1-го числа, предшествующих месяцу увольнения (п. 3 Порядка). При этом согласно пункту 4 Порядка из расчетного периода исключают время (и начисленные в течение него суммы), когда:

  • за работником сохранялся средний заработок;
  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности либо пособие по беременности и родам;
  • сотрудник не работал в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свои трудовые обязанности;
  • работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
  • сотрудник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством;
  • работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в случаях, установленных законодательством.

Возникает вопрос: как быть, если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода? В данном случае следует исходить из суммы заработной платы, начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Порядка).

Выплаты, участвующие в расчете

Для расчета среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Пункт 2 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

  • а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;
  • в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
  • г) заработная плата, выданная в неденежной форме;
  • д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;
  • е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
  • ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
  • з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);
  • и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
  • к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;
  • л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
  • м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;
  • н) другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.

При этом заработную плату, окончательно рассчитанную по завершении календарного года, следует учитывать в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени ее начисления.

При определении среднего заработка премии и вознаграждения, фактически начисленные за расчетный период, учитываются в соответствии с пунктом 9 Порядка (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Премии и вознаграждения, учитываемые при расчете среднего заработка

Возникает вопрос: как учитывать премии, если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью либо из него исключались периоды в соответствии с пунктом 4 Порядка? В этом случае премии и вознаграждения учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетный период. Исключение составляют ежемесячные премии, выплачиваемые вместе с заработной платой за данный месяц (п. 9 Порядка).

Читать также:  Справка о месте учебы в институте для военкомата

Порядок исчисления

Средний заработок работника определяют следующим образом (п. 7 Порядка):

При этом среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели.

В свою очередь средний дневной заработок исчисляют по формуле:

Работник, уволенный 26.08.2009 г., попросил работодателя выдать ему справку о средней заработной плате для предоставления в центр занятости. Рассчитаем среднюю заработную плату работника при условии, что:

  • расчетный период – с 01.05.2009 г. по 31.07.2009 г.;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 63 дн.;
  • количество фактически отработанных дней в расчетном периоде – 60 дн.;
  • заработная плата в расчетном периоде – 31 500 руб.

При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок исчисляют в следующем порядке:

При этом средний заработок работника определяют по формуле:

Среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде рассчитывают в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели.

Возникает вопрос: как быть, если сотрудник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней? В данном случае средний заработок следует определять исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные работником дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка).

Если произошло повышение окладов

При увеличении окладов в организации средний заработок работников повышают в следующем порядке (п. 10 Порядка):

Работник, уволенный 28.08.2009 г., попросил работодателя выдать справку о средней заработной плате для предоставления в центр занятости. Рассчитаем среднюю заработную плату работника при условии, что:

  • расчетный период с 01.05.2009 г. по 31.07.2009 г. отработан полностью;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 63 дн. (19 дн. + 21 дн. + 23 дн.);
  • в расчетном периоде произошло повышение окладов. Заработная плата в расчетном периоде составила: 35 200 руб. (10 000 руб. + 12 600 руб. + 12 600 руб.).
  • Новости и аналитика
  • Новости

21 сентября 2021

В настоящее время действует Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденный постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62.

Федеральным законом от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ были внесены масштабные изменения в Закон о занятости населения. Так, например, из Закона о занятости с 1 июля 2021 г. исключены положения, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляли выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Кроме того, внесены изменения в порядок определения размера пособия по безработице: с 1 июля 2021 г. пособие по безработице начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством РФ. Однако изменения, согласно которым установление порядка исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице перестанет относиться к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, почему-то вступят в силу только с 1 января 2022 года.

Как бы то ни было, Правительство РФ утвердило новые правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы для определения размера пособия по безработице. Они вступят в силу с 25 сентября 2021 года (Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2021 г. №1552).

Согласно новым правилам средний заработок исчисляется органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее – доход) по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке:

  • средний заработок по общему правилу исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в службу занятости о поиске работы (далее – расчетный период);
  • если в каком-либо месяце доход, на который начислялись страховые взносы, отсутствовал, этот месяц (месяцы) исключаются из расчетного периода;
  • средний заработок исчисляется путем деления суммы дохода на количество месяцев в расчетном периоде;
  • если в течение всего расчетного периода доход отсутствовал, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.
  • Средний заработок исчисляется работодателем, если, в частности:
  • граждане во время расчетного периода находились в декретном отпуске;
  • доход за расчетный период отсутствовал, а предшествующий период, равный расчетному, относится к периоду занятости не по последнему месту работы;
  • доход по последнему месту работы отсутствовал как в расчетный период, так и в предшествующий период, равный расчетному.

В этих случаях гражданину необходимо представить в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) или ИП.

Выплаты, которые учитываются работодателем для расчета среднего заработка, период, за который исчисляется средний заработок работодателем (3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу увольнения), время, которое исключается из этого периода, начисленные за это время суммы, а также другие правила расчета среднего заработка для пособия по безработице работодателем изменений не претерпели.

Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице

В какой срок работодатель обязан выдать справку о среднем заработке

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Размер пособия зависит от продолжительности и вида трудовой (иной деятельности) гражданина, величины его среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также местности, в которой он проживает (см. ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», далее — Закон о занятости).

Орган службы занятости по месту жительства признает гражданина безработным не позднее 11 дней со дня предъявления им паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его квалификацию, и справки о среднем заработке за последние 3 месяца, а также иных документов в особых случаях (см. п. 2 ст. 3 Закона о занятости, п. 4 Правил регистрации безработных граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).

Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице не входит в число документов, которые обязательно выдаются при увольнении работнику. Такой документ выдается работодателем лишь при наличии письменного заявления работника с соответствующей просьбой.

На наш взгляд, справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице является одним из видов справки о заработной плате, упоминаемой в ст. 62 ТК РФ в качестве документа, связанного с работой. Напомним, что согласно указанной норме по письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему документы, связанные с работой, и их копии (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, периоде работы у данного работодателя и др.) не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

Однако при оформлении прекращения трудового договора работодатель обязан по письменному заявлению работника выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой, непосредственно в день увольнения (часть четвертая ст. 84.1 ТК РФ).

Отметим, что статья 84.1, в отличие от ст. 62 ТК РФ, не отводит работодателю какого-либо специального срока для выдачи работнику документов, связанных с работой. Таким образом, получив от увольняемого работника заявление о выдаче справки накануне или непосредственно в день увольнения, работодатель обязан выдать такую справку не позже дня прекращения трудового договора.

Иначе обстоит дело при обращении за справкой уже уволенного сотрудника. В таком случае, по нашему мнению, работодатель обязан выдать справку не позднее 3 рабочих дней со дня подачи бывшим работником соответствующего заявления.

Буквальное толкование положений ст. 62 ТК РФ позволяет заключить, что обязанность по выдаче документов, связанных с работой, и их копий не позднее 3 рабочих дней возложена на работодателей только при обращении работников, то есть физических лиц, связанных с работодателем трудовыми отношениями (ст. 15, часть вторая ст. 20 ТК РФ). Вместе с тем в разъяснениях специалистов Минтруда России от 06.05.2013 разъяснениях Роструда распространена позиция о том, что срок, предусмотренный статьей 62 ТК РФ для выдачи работнику документов, связанных с работой, применяется в ситуации, когда за справкой о среднем заработке для определения размера пособия по безработице обращается бывший работник. Существуют и примеры судебных решений, подтверждающих эту позицию (см., например, определение Курганского облсуда от 18.10.2016 N 33-3870/2016).

Внимание

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 были утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее — Временные правила). Согласно п. 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у ПФ РФ сведения о заработке (доходе) гражданина за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые, в частности, для назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Такой порядок действует с 9 апреля по 31 декабря 2020 г.

Как работодателю оформить справку о среднем заработке?

Минтруд России в письме от 10.01.2019 N 16-5/В-5 предложил использовать в работе разработанную им форму указанной справки. При этом в ведомстве отметили, что справка может быть составлена и в произвольной форме и, если она содержит все необходимые сведения, органы занятости не могут отказаться ее принимать.

Для заполнения справки работодателю необходимо рассчитать средний заработок.

Расчетный период для исчисления среднего заработка для пособия по безработице

В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о занятости, п. 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице, утв. постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N 62 (далее — Порядок), средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

Пример

Работник уволился 5 марта 2020 г. В этом случае расчетным будет период с 1 декабря 2019 г. по 29 февраля 2020 г.

В определении Верховного Суда РФ от 08.06.2006 N КАС06-151 отмечено, что последний месяц работы, в котором произведено увольнение, может быть включен в состав трехмесячного расчетного периода, если это отвечает интересам работника. В такой ситуации средний заработок придется посчитать дважды и выбрать больший результат.

Работник уволился 31 марта 2020 г. В таком случае в качестве расчетного можно взять период с 1 января 2020 г. по 31 марта 2020 г., если средний заработок за этот период будет больше, чем средний заработок за период с 1 декабря 2019 г. по 29 февраля 2020 г.

Читать также:  ГДЕ ПОЛУЧИТЬ СПРАВКУ ОТ НАРКОЛОГА И ПСИХИАТРА В МОСКВЕ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НА РАБОТУ БЕЗ ПРОПИСКИ

Согласно п. 4 Порядка при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством.

Примечание

В соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239 дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г. объявлены нерабочими. В силу п. 4 Порядка из расчетного периода исключается период, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.

Указы Президента РФ предусматривают сохранение за работниками заработной платы в течение нерабочего периода. Однако, как указывает Минтруд России (см. информацию «Вопросы-ответы по организации работы и соблюдению прав работников в период нерабочей недели» (по состоянию на 7 апреля 2020 г.)), это сохранение осуществляется путем выплаты работникам той заработной платы, которую они получили бы, если бы фактически отработали это время. Иными словами, Минтруд предлагает относиться к нерабочему периоду как к фактически отработанному работником. Полагаем, что такой подход целесообразно распространить и на случаи расчета среднего заработка.

Таким образом, по нашему мнению, период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. и начисленные за это время суммы не должны исключаться из расчетного периода при расчете среднего заработка.

В соответствии с п. 5 Порядка в случае, если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 4 Порядка, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.

Ввиду отсутствия официальных разъяснений относительно применения п. 5 Порядка представляется верным использовать в качестве расчетного периода 3 месяца, предшествующих не непосредственно изначальному расчетному периоду, а тому периоду, в котором у работника не было фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней. В этом случае в исключаемый период длительного отсутствия заработка входят только календарные месяцы, в которых заработка не было вообще, а предшествующие им 3 календарных месяца образуют новый расчетный период. Иными словами, в такой ситуации не надо ограничиваться только 3-месячным периодом до расчетного периода, предшествующего месяцу увольнения (см. решения Засвияжского райсуда г. Ульяновска Ульяновской области от 25.04.2018 N 2-1376/2018, Поворинского райсуда Воронежской области от 08.04.2013 N 2-66/13, Ряжского райсуда Рязанской области от 25.01.2011 N 2-22-11).

Сотрудница уволилась в период отпуска по уходу за ребенком 5 марта 2020 г. До отпуска по уходу за ребенком она находилась в отпуске по беременности и родам. Дата начала периода длительного отсутствия сотрудницы в связи с предоставлением ей отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком — 7 февраля 2018 г.

Расчетным периодом для исчисления среднего заработка в приведенной ситуации будет являться период с 1 ноября 2017 г. по 31 января 2018 г.

В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка).

Работник уволился 23 марта 2020 г., при этом работает в организации лишь с 2 марта 2020 г. В этом случае расчетным периодом будет являться период с 2 марта 2020 г. по 23 марта 2020 г.

Какие выплаты учитываются при расчете среднего заработка?

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Перечень учитываемых видов выплат приведен в п. 2 Порядка. Следовательно, чтобы определить, учитывается ли при расчете среднего заработка та или иная выплата, нужно выяснить, относится она к системе оплаты труда или нет.

Порядок учета премий установлен в п. 9 Порядка и имеет следующие особенности:

— ежемесячные премии учитываются не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;

— премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, — не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

— годовые премии, начисленные за предшествующий календарный год, — в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Если расчетный период отработан не полностью, премии учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).

Если же работник проработал в организации неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм.

Выплаты, начисленные за дни исключаемых периодов, например, отпускные, командировочные, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др., не учитываются при расчете среднего заработка (см. п. 4 Порядка).

Расчет среднего заработка для пособия по безработице

В соответствии с п. 7 Порядка для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней:

СДЗ = ЗП : РД,

СДЗ — средний дневной заработок;

ЗП — фактически начисленная заработная плата;

РД — количество фактически отработанных дней в расчетном периоде.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели:

СЗ = СДЗ х СД,

СЗ — средний заработок;

СД — среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.

Сотрудник уволился 5 марта 2020 г. Расчетным является период с 1 декабря 2019 г. по 29 февраля 2020 г. Заработная плата в декабре составила 27 000 руб, в январе — 23 000 руб., в феврале — 24 000 руб.

Расчетный период отработан полностью. Работнику была установлена 5-дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю.

Сумма заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, составляет 74 000 руб. (27 000 руб. + 23 000 руб. + 24 000 руб.).

Средний дневной заработок работника 1 275,86 руб. (74 000 руб. : 58 рабочих дней).

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде 19,33 (58 рабочих дней : 3 месяца).

Средний заработок работника равен 24 662,37 руб. (1 275,86 руб. х 19,33).

Расчет среднего заработка для пособия по безработице при суммированном учете рабочего времени

В соответствии с п. 8 Порядка для определения среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период часов:

СЧЗ = ЗП : РЧ,

СЧЗ — средний часовой заработок;

РЧ — количество фактически отработанных часов в расчетном периоде.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на среднемесячное количество часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели:

СЗ = СЧЗ х СЧ,

СЧ — среднемесячное число рабочих часов в расчетном периоде.

Сотрудник уволился 5 марта 2020 г. Расчетным является период с 1 декабря 2019 г. по 29 февраля 2020 г. Заработная плата в декабре составила 27 000 руб, в январе — 23 000 руб., в феврале — 24 000 руб. Расчетный период отработан полностью.

В декабре 2019 г. в соответствии с производственным календарем 175 часов, но работник отработал 173 часа;

в январе 2020 г. — 136 часов, работник отработал 137;

в феврале 2020 г. — 152 часа, работник отработал151 час.

Средний часовой заработок 160,52 руб. (74 000 руб. : 461 ч. (173 ч. + 137 ч. +151 ч.).

Среднемесячное число рабочих часов в расчетном периоде 154,33 ч. (175 ч. + 136 ч. + 152 ч.) : 3 мес.).

Средний заработок работника составит 24 773,05 руб. (160,52 руб. х 154,33 ч.).

Расчет среднего заработка при повышении тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения)

Если в организации произошло повышение тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения), средний заработок необходимо повысить. Порядок повышения среднего заработка работников регулируется пунктом 10 Порядка. Необходимым условием для его повышения является факт повышения ставок (должностных окладов, денежного вознаграждение) в отношении всех работников организации (филиала, структурного подразделения).

Если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода.

Сотрудник уволился 5 марта 2020 г. Расчетным является период с 1 декабря 2019 г. по 29 февраля 2020 г. С 1 января 2020 г. оклады всех работников структурного подразделения организации были повышены с 20 000 руб. до 23 000 руб.

Средний дневной заработок работника составляет 1 189,66 руб. (20 000 руб. х 1,15 + 23 000 руб. + 23 000 руб.) : 58 рабочих дней).

Средний заработок работника равен 22 996,12 руб. (1 189,66 руб. х 19,33).

Если повышение произошло после расчетного периода до дня увольнения, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

Сотрудник уволился 5 марта 2020 г. Расчетным является период с 1 декабря 2019 по 29 февраля 2020 г. С 1 марта 2020 оклады всех работников структурного подразделения организации были повышены с 20 000 руб. до 23 000 руб.

Сумма заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, составляет 60 000 руб. (20 000 руб. + 20 000 руб. + 20 000 руб.).

Средний дневной заработок 1 034,48 руб. (60 000 руб. : 58 рабочих дней).

Средний заработок работника равен 19 996,49 руб. (1 034,48 руб. х 19,33).

Повысив средний заработок на коэффициент повышения, получим 22 995,96 руб. (19 996,49 руб. х 1,15).

Если повышение произошло после увольнения работника, повышение среднего заработка не производится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *