АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ

Брыкалова Нина Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Система работы над развитием речи дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД № 40 ПОСЁЛКА СТЕПНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

Тема : «Система работы над развитием речи дошкольников»

Светлана Котельникова Аналитическая справка педагога-психолога

Аналитическая справка педагога — психолога

Руководствуясь годовым планом педагога-психолога на 2014 — 2015 г. г. согласованного с перспективным планом работы специалистов и годовым планом деятельности МБДОУ детский сад № 18 в текущем году работа по всем направлениям деятельности психолога осуществлялась в соответствии с новым Законом «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает внедрение Федерального государственного стандарта дошкольного образования в ДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 18»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА пдагога-психолога

По результатам проведённых мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению детей младшей группы в период адаптации к условиям детского сада.

Для помощи детям раннего возраста по преодолению стрессового состояния в период адаптации и для успешного привыкания детей к новым условиям работа велась в соответствии с программой «Психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации» с учетом методических разработок таких авторов, как А. Роньжина, В. Н. Белкина, М. А. Васильева, Е. О. Смирнова, Т. Н. Доронова

В июле — октябре 2018 года в соответствии с годовым планом был проведен ряд мероприятий с вновь прибывшими детьми раннего возраста, педагогами и семьями будущих воспитанников. Всего в рассматриваемый период в ДОУ поступило 28 детей возрастом от 1,5 до 3-х лет.

Организационный этап адаптации включил в себя:

проведение родительского собрания на тему «Первый раз в детский сад»;

сбор данных о ребенке, анкетирование родителей : «Будем знакомы», « Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?», «Психолого-педагогическое обследование ребенка, поступающего в детский сад», работа с семьей;

наблюдение за детьми;

консультативную помощь педагогам в создании благоприятных условий для адаптации ребенка в детскому саду;

адаптационно-развивающие мероприятия с детьми .

При составлении прогноза адаптации учитывались факторы, определяющие функциональные возможности детского организма: состояние здоровья и уровень развития, биологический риск и социальный анамнез, возрастные особенности, социальная зрелость.

С июля по октябрь были полностью укомплектованы обе младшие группы . При комплектации групп учитывался принцип постепенности, обеспечивалась преемственность в работе групп детей. Педагогами совместно с психологом была организована развивающая предметно-пространственная среда в группах, что также способствовало безболезненному привыканию детей к детскому саду:

-наличие дидактических игр и пособий (кубики, мозаика, настольно-печатные игры ит.д.);

Воспитателям младших групп были даны методические рекомендации по взаимодействию с ребенком в период адаптации, организации режима дня, проведены лекции-консультации «Первые дни ребенка в детском саду», « Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента», рекомендации по проведению «Минуток добра», содержащих психологические упражнения и игры, направленных на поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду. Также с воспитателями групп раннего возраста был проведён семинар-практикум «Шаги навстречу».

Взаимодействие психолога с родителями началось еще до поступления ребенка в детский сад с информирования:

-проведение родительского собрания в июле, на котором информация по адаптации детей к ДОУ была представлена педагогом-психологом в виде презентаций;

-создание папок-передвижок «Ребенок идет в детский сад», «Первые шаги в детском саду», «Мама, не уходи!» с практическими рекомендациями для родителей;

-выпуск буклетов-памяток «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду» с краткими рекомендациями;

-проведение Дня открытых дверей — экскурсии по детскому саду;

Собрать информацию о малыше, сведения о родителях и получить прогноз адаптации ребенка помогли анкеты «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?», «Психолого-педагогическое обследование ребенка, поступающего в детский сад».

Также родителям было предложено написать мини-сочинение «Мой ребенок. Какой он?» или выполнить рисунок «Я, мой ребенок и детский сад».

Для родителей будущих воспитанников был проведен семинар «Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста».

Мамам и папам малышей педагогом психологом была разработана памятка «Помогите своему ребенку», с родителями проведены консультации: «Как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад», «Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад», «Боязнь расставания с родителями», «Полезные советы родителям в период адаптации».

Мамам в первые дни посещения детского сада было предложено быть вместе с малышом, чтобы его не покидало чувство защищенности и спокойствия.

С целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста и для того, чтобы помочь детям освоиться в новой обстановке, педагогом психологом проводятся адаптационно-развивающие занятия по программе «Паровозик из Ромашково» с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств, снятие эмоционального мышечного напряжения, снижение тревоги, развитие коммуникативных навыков и произвольного поведения. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваютя через использование на занятиях подвижных игр, пальчиковой гимнастики, развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью прдуктивной познавательно-творческой деятельности. В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности проведенных занятий мы использовалилист адаптации ребенка, наблюдения психолога, родителей и воспитателей. Данная прграмма включает в себя 13 занятий продолжительностью 10-12 минут, которые проводились 2-3 раза в неделю.

Тематический план занятий.

В настоящее время период адаптации к садику завершен и мы можем подвести итоги нашей работы.

В этом году в группы раннего возраста поступили 28 детей в период с июля по октябрь. Из них легко адаптировались к новым условиям 22 ребёнка , что составляет 78 % от общего числа поступивших. Адаптация средней тяжести наблюдалась у 5 детей — это 17 % от общего числа поступивших в детский сад детей. И, наконец, длительно и тяжело привыкала к садику одна девочка ( 3 %), это часо болеющий ребенок. После преодоления трудностей эмоциональное сотояние и поведение ребенка нормализовалось. В результате у детей произошло развитие самостоятельности, речи, начали формироваться коммуникативные навыки. Произошли существенные изменения во взаимоотношениях малышей со взрослыми, сверстниками, в игре, в функционировании нервной системы.

После завершения адаптационного периода была проведена качественно-количественная диагностика психического развития детей раннего возраста, то есть оценка ведущих определяющих сфер развития. В контроле за развитием детей участвовали педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп. По уровню развития детей были выявлены 3 основные группы. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: первая группа развития ( дети с нормальным развитием, т. е.когда все показатели соответствуют календарному возрасту) 63 %, вторая группа развития (когда выявлюется степени задержки развития в зависимости от несформированных навыков — линий задержки 27 %, детей третьей группы развития (дети, требующие осбого внимания педагога ,мед.работника и других специалистов) выявлено не было. Для индивидуальной коррекции эмоциональной сферы детей в период адаптации использовались : игры с песком и водой, с мыльными пузырями , «сухой бассейн», музыкальная терапия, сказкотерапия, пальчиковые игры, психогимнастика.

Работа всего педагогического коллектива в период адаптации детей к детскому саду велась целенаправленно, планомерно и способствовала безболезненному привыканию ребенка к новым условиям.

______________.2018 года. Педагог-психолог

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/362998-analiticheskaja-spravka-pdagoga-psihologa

Аналитическая справка по итогам тематической проверки

«Речевое развитие детей».

Сроки проведения: с 11.10.2021г. по 15.10.2021г.

Цель: Определить уровень речевого развития дошкольников, оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Установить взаимосвязи работы воспитателей и узких специалистов.

5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей

2. Проверка документации педагогических работников

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.

4. Работа с родителями:

Проверяющий: заместитель заведующего МБДОУ А. Ю. Семейкина

Тематический контроль по теме  «Речевое развитие детей» был проведён во всех возрастных группах, в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения на 2021-2022 учебный год и включил в себя следующие пункты:

-Определение уровня овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей. Взаимосвязь тематики занятий воспитателей и узких специалистов.

— Проверка грамотности написания планов работы, соответствие темы занятия тематике

-Определение грамотности оформления и наполняемости развивающей среды.

-Наблюдение различных форм взаимодействия с родителями (бесед, консультаций и т.д.)

-Смотр наглядно-информационной формы работы педагогов с родителями. Творческое построение работы с родителями.

Читать также:  Как написать справку о том что был в командировке

В ходе контрольной проверки было выявлено:

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги на достаточном уровне владеют теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей. Знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи своей группы. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствуют о соблюдении требований, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Различные беседы , работу в Центре книги, ежедневное чтение художественной литературы. Работу над звуком, слогом, словом. Планируется индивидуальная речевая работа   по воспитанию ЗКР, развитию словаря, связной речи. Заучивание стихов, песен, потешек.  Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, обучение дошкольников загадыванию и отгадыванию загадок.

Воспитателями групп расписаны наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и развлечения. Во всех группах применяются аудиовизуальные средства формирования и развития речи, организуются выставки по речевому направлению, рассматривание различных иллюстраций, предметов, игрушек, явлений природы и т.д. В планировании и деятельности прослеживается взаимосвязь тематики занятий воспитателей и узких специалистов.

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков; картотека артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук, прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок. В группах имеются ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок. Но не во всех группах имеются  фланелеграфы.

Мини педагогические уголки всех возрастных групп оснащены методической литературой и пособиями по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется дидактический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако очень редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрированного материала, подборка книг в уголках случайна.

Оценка эффективности занятий по развитию речи:

В ходе контроля было организовано посещение НОД в различных возрастных группах. Было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию, соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия.

Занятия организованны в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте мотивируется интерес детей к организации НОД. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Работа с родителями. Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако творческое построение работы с родителями в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, во время проведения прогулок, режимных моментов. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ  по развитию речи на удовлетворительном уровне. В группах созданы оптимальные условия для речевого  развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.   Созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал. Планирование во всех группах ведется в соответствии с  требованиями программы. Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.

1. Используя новые формы и методы работы  продолжать    формировать,  развивать  и    совершенствовать речь дошкольников.

Ответственные: воспитатели групп

2. Обогатить наглядно-дидактичекий материал по развитию речи мнемотаблицами, картотеками  загадок, игр – бесед, оживления, игр  – фантазий, сочинениями сказок и т.д.  Дополнить виды театра во всех возрастных группах. Воспитателям 31,32,34 групп  изготовить фланелирафы.

Срок: до 15.12.2021

3. Систематизировать индивидуальную работу по развитию речи дошкольников, словарную работу с детьми, уделять внимание речевому воспитанию,   отработке необходимых звуков. Организовывать планирование и проведение мероприятий (праздников, литературных вечеров, пьес  – сказок  в старшем дошкольном возрасте для показа малышам)

Ответственные: воспитатели групп ,    учитель-логопед.

4. Разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирования элементарного осознания явлений языка и речи, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитания интереса и любви к художественному слову. По своей возрастной группе подготовить материал, что      читать детям, о детских писателях и поэтах.

Срок:  до 15.11.2021

Заместитель заведующего: _________ А. Ю. Семейкина

С результатом  проверки ознакомлены:

Публикация «Аналитическая справка педагога-психолога» размещена в разделах

В соответствие с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23.11.2009г. совместно со специалистами осуществлялась работа согласно основной общеобразовательной программе, в соответствии с современным программно-методическим обеспечением образовательных областей.

В 2014 — 2015 году значительные трудности в работе были вызваны отсутствием опыта работы детским психологом, а так же тем, что в связи с переходом с ФГТ на ФГОС вызвало изменения требований к программно-методическому обеспечению:

— не было четкого представления об организации мониторинга (критерии, обработка результатов, дальнейшее планирование).

Поэтому в течение года в составе творческой группы велась работа по доработке основной образовательной программы по разделу мониторинг:

В соответствие с положением в детском саду

— Организована психолого-педагогическая диагностическая работа;

— Определены методики диагностики готовности детей к школе;

— Проведен входной и итоговый мониторинг образовательного процесса по образовательным областям и интегративным качествам дошкольников.

Сбор информации основан на использовании множества частных методик: систематические наблюдения, организация специальной игровой деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности, беседы с родителями.

В деятельность психолога вошли следующие разделы диагностики:

— диагностика воспитанников по подготовке к школе (подготовительная группа);

— обследование детей при поступлении в детский сад: наблюдение, анкетирование.

Так же были проведены обследования с родителями и педагогами по следующим направлениям:

— диагностика уровня взаимодействия специалистов и воспитателей;

— выявление уровня удовлетворенности родителей работой МБДОУ;

. Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам.

В 2014-2015 году подготовлено к школе 30 выпускников.

Анализ полученных данных обследования на начало учебного года позволил сделать предварительные выводы: у основной массы детей уровень психического развития соответствует возрастным нормам. Но на данном этапе существуют проблемы в эмоционально-волевой, мотивационной сфере.

Основной целью коррекционной работы стала адаптация детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптация к специфике и нуждам развития любого дошкольника. Подготовка детей к школе строилась адекватно их индивидуально- типологическим особенностям и потребностям развития.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

1. повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах подготовки детей к школе

2. создание развивающей предметной среды в дс в обстановке доверительного, ориентированного на диалогическую форму общения с детьми

3. максимальное обеспечение двигательной активности детей. закрепление любой новой информации движением, ибо неподвижный ребенок не обучается.

В рамках п/ п деятельности определили следующие направления работы:

— п/п диагностика детей к школе на начало и конец года

— консультативная и психологопросветительская работа с воспитателями и родителями по подготовке детей к школе

— развивающая работа с детьми была ориентирована на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной форм, развития произвольности поведенияи саморегуляции, снижение уровня тревожных переживаний, развитие навыков общения, на поддержку благоприятного психологического климата.

— работа в направлении повышения педагогических знаний по подготовке детей к школе, повысила степень заинтересованности родителей, педагогов и специалистов в качественном образовании ребенка и вовлечения их в педпроцесс.

— комплексные коррекционно – развивающие занятия с детьми, включающие в себя элементы логоритмики, психогимнастики, упражнений на развитие моторики и познавательных процессов способствовали повышению уровня готовности детей к школьному обучению (на конец года).

Читать также:  Рефинансирование

— продолжать работу по совершенствованию ПРС и созданию положительной психологической атмосферы в группе

— провести пропедевтическую работу по взаимодействию педагогов с детьми с отклонениями в поведении (агрессивными, тревожными, гиперактивными)

— совершенствовать технологическое оснащение групп и кабинета

— совершенствовать диагностическую и развивающую работу через овладение педагогами, развивающими методиками по подготовке детей к школе.

Коррекционно-развивающая работа включила в себя:

— коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе (подготовительная группа)

-занятия с детьми в период адаптации из программы А. С. Роньжиной

— психогимнастика с детьми младшего возраста с целью облегчения адаптационного периода детей в детском саду;

В этом направлении проводились следующие мероприятия:

— выступления на родительских собраниях: «Вредные привычки у ребенка и их профилактика», «Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников», «Предупреждение социальной дезадаптации ребенка при поступлении в школу». Оформлена наглядная стендовая информация по различным темам для родителей и педагогов.

Использование инновационных методов в образовательной деятельности способствовал обеспечению возможности организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.

Профессиональная организация психолого- медико-педагогической деятельности позволили повысить показатели адаптации детей к детскому саду: отсутствовали дети с тяжелой степенью адаптации; с легкой степенью адаптировались 44% детей; 56 % — со средней тяжестью.

На основании Закона «Об образовании», ДОУ продолжило стратегию учреждения в работе с семьей, позиционирующую родителей первыми педагогами своих детей. В систему вошло проведение проблемно-ориентированного анализа сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

В обследование включили следующие вопросы:

С педагогами :

Изучение сформированности у педагогов системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, методов изучения семьи.

1. Составление социального паспорта МДОУ:

-изучение семей по типу,

-по образовательному уровню,

2. Изучение запросов семьи:

— Анкетирование по теме «Выявление степени удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения»;

— Анкетирование при поступлении в д/с «Будем знакомы»

На основе полученных данных был разработан перспективный план работы с родителями.

Совместная работа со специалистами:

На протяжении года активно велось взаимодействие со специалистами на всех этапах коррекционно-педагогического процесса : был организован профессиональный контроль над жизнедеятельностью детей через совместное планирование интеграции работы специалистов:

-учитывались тенденции социальных преобразований (статус родителей, их запросы)

— Работа в направлении повышения педагогических знаний и умений повысили степень заинтересованности родителей в качественном образовании ребенка и вовлечения их в педпроцесс. Большинство родителей осознали необходимость систематического контроля над ходом психического развития детей.

— Комплексные коррекционно – развивающие занятия с детьми, включающие в себя элементы психогимнастики, упражнений на развитие моторики и познавательных процессов способствовали повышению уровня готовности детей к школьному обучению (на конец года).

— Занятия способствовали снижению эмоционального напряжения, развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а так же релаксации.

— Воспитательно-образовательный процесс, выстроенный совместно с педагогами и специалистами ДОУ, использование в работе инновационного психолого-педагогического опыта оказывало положительное влияние на психофизическое и психоэмоциональное развитие дошкольников.

Результатом развивающей работы стали успехи воспитанников в обучении, улучшение межличностных отношений, уменьшение тревожности и агрессивности.

Большая работа проводилась с родителями через консультации, беседы, выступления на родительских собраниях.

На основании проведенного анализа работу педагога – психолога считаю удовлетворительной.

— Продолжить использование метода проектирования как инновационного в образовательной деятельности МКДОУ;

— совершенствовать диагностическую и развивающую работу через овладение педагогами инновационными развивающими методиками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

— совершенствовать технологическое оснащение групп и кабинета- Совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества с семьей в воспитании детей с учетом имеющихся на данный момент условий взаимодействия, образовательной программы и запросов семей.

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 18

Котельникова С. Ю.

Аналитический отчет «Организация и эффективность работы по речевому развитию детей»

учреждение «Детский №«Звездный»

«Организация и эффективность работы по речевому развитию

В период с 12.12. по 16.12.2016 в МБДОУ «Детский сад №12

«Звездный» была проведена тематическая проверка по теме: «Организация и

эффективность работы по речевому развитию» с целью определить

эффективность воспитательнообразовательной работы в ДОУ по развитию

Цель: определить эффективность воспитательнообразовательной

работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования

воспитательнообразовательного процесса и последующего педагогического

анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество

педагогической работы по развитию речи детей.

Возрастные группы: 1 мл, 2 мл, средняя, старшая, подготовительная.

 Наблюдение и анализ проведения совместной деятельности

воспитателя и детей.

 Анализ условий, созданных в группах для самостоятельной

 Планирование работы с детьми.

 Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей

Сроки контроля: 12 16 декабря 2016г.

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2016

2017 уч. год.

Объект исследования: система воспитательнообразовательного

процесса в ДОУ.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и

препятствующие развитию речи детей.

 Проверка календарных планов воспитателей;

 Посещение мероприятий, наблюдение

 Обследование предметноразвивающей среды для речевого развития

«Организация и эффективность работы по речевому развитию детей»

В ходе тематического контроля были проанализированы следующие

1. Система планирования работы по развитию речи и воспитанию

коммуникативных навыков дошкольников;

2. Наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания

3. Система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных

навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и

проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную

деятельность с дошкольниками.

Вывод тематическому контролю

• Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития

речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через

НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время

• В группах созданы условия для речевой деятельности детей:

организуются дидактические и сюжетноролевые игры, театрализованная

деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен

• Работа педагогического коллектива детского сада по речевому развитию

дошкольников ведется на среднем уровне.

• В коллективе есть педагоги, которые ведут работу на высоком

профессиональном уровне и их опыт может считаться новаторским,

рекомендуется транслировать его другим педагогам, как образец. Эти

воспитатели (Кузьмина Е. И., Баскакова Н. М., Костина М. В.) выполняют все

методические требования проведения занятия, в работе прослеживается

систематичность, используется много наглядного материала (в том числе

компьютерные презентации), варьируется проведение упражнений за

столами, на ковре, у доски, педагоги создают условия для самостоятельной

мыслительной деятельности детей, не делая за них выводы; в занятие

обязательно включаются физкультминутки. Дети на занятии

дисциплинированы, усвоение материала на высоком уровне.

• Интересны наработки Гагуа Н. А., которая отказалась от работы с

тетрадями, все занятие построено на просмотре презентаций и картинок в

электронном виде. Большим плюсом является непривязанность детей к

тетрадкам, экономия времени на открывание, нахождение нужной страницы,

отказ от использования карандашей на занятии по развитию речи является

спорным моментом (графические навыки в младшем возрасте развиты слабо,

дети берут карандаш неправильно, раскрашивают небрежно, такая работа

должна проводиться индивидуально или в небольших подгруппах и

выноситься в режимные моменты). Мелкая моторика на занятии развивалась

посредством пальчиковой гимнастики. В проведении были недочеты

(картинки нужно было детям сравнить, но они не показывались рядом; все

пространство группы не использовалось; иногда за детей делались выводы).

Но наработки могут и должны быть использованы в работе другими

• Недочеты, характерные для большинства педагогов (Евсеева О. Л.,

Барышникова М. Н., Ефанова Л. В., Литвин С. А., Эйн И. Б., Суслина О. А.,

1. недостаточное использование демонстрационного материала для всей

группы детей (не показывается буква или картинка, обозначающая звук

– непонятно увидел ребенок этот символ) либо отсутствие

индивидуальных карточек у детей (непроработанность материала

каждым ребенком – ребенок не подержал в руках, не

поэкспериментировал, остался отстраненным) – воспитателям старших

групп карточки символы сохранять для работы и в подготовительной

2. неудовлетворенность двигательной активности детей (дети за столами,

отсутствие физкультминуток, динамических пауз),

3. не используются разнообразные формы организации детского

коллектива (педагог работает либо со всеми детьми, либо

индивидуально с ребенком, не предлагается работа в парах, малыми

4. часто педагог стремится дать весь материал, предлагаемый авторами

пособий на занятии (это невозможно часть выносим в

предварительную работу, часть на закрепление и прописываем это в

5. сдерживается самостоятельность мышления и инициативность детей

(должны развивать речь детей, но на занятии говорит в основном

Читать также:  СПРАВКА 3 НДФЛ ДЛЯ НАЛОГОВОЙ НА ВОЗВРАТ ЗА КВАРТИРУ КАК ЗАПОЛНИТЬ ОБРАЗЕЦ 2022 Г

педагог, ответы детей односложны), иногда для ответа выбирались

только «сильные» дети.

6. встречались ошибки не связанные с организацией, а с владением

материалом: определение звонкости – твердости согласных звуков

(методы определения), йотированные гласные звуки (позиции звука в

слове: пью, семья, съесть; маяк, поеду; елка, юбка яблоко).

• К сожалению, у нас есть педагоги, показавшие низкий уровень

проведения занятия. Эти педагоги на контроле. В декабре их было больше.

Повторное посещение занятий показало, что большинство учло замечания, и

хотя недочеты сохраняются, их стало меньше.

1. Воспитателям следить собственной речью: речь должна соответствовать

основным нормам русского языка, быть внятной, с четким проговариванием

окончаний слов, эмоционально окрашенной. Сейчас нет строгих требований

к стилистике речи однако обходимо избегать просторечной

Лексика русского языка по стилистике делится на современный

литературный язык и ненормированный язык. В современном литературном

языке выделяют лексику ограниченного употребления (научный стиль,

публицистический стиль, официальноделовой стиль, художественная речь),

разговорную речь и общеупотребительную лексику (межстилевую – слова не

закрепленные за каким – либо стилем речи и лишенные какойлибо

эмоциональной окраски). Ненормированный язык – это просторечно

разговорная лексика (профессионализмы, диактелизмы, жаргонизмы,

аргонизмы – тайный язык, просторечие). Язык педагога должен состоять

быть нормированным в основе общеупотребительная лексика с включениями

других стилей литературного языка, прежде всего, книжной и разговорной

речи (эти стили имеют особую эмоциональную окраску и добавляют речи

выразительности). Большое внимание уделяется психологическому климату

на занятии (доброжелательное отношение, тон обращения, обращение к

детям по именам, а не по фамилиям).

2. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной

3. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу

(с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию

коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт

книг, оформление выставок ; индивидуальные и групповые беседы с детьми;

знакомство с художественной литературой. Планировать и проводить

досуговые мероприятия с детьми 1 раз в месяц.

4. Включить в план работы с родителями воспитанников мероприятия по

расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников

5. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление

развивающих игр, наглядного материала, пополнение книжных уголков

Список использованной литературы

1. Белая К. Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя

и воспитателя детского сада. – М.: Школьная пресса, 2007.

2. Белая К. Ю., Третьякова П. И. Управление ДОУ по результатам.

3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ, 2006.

4. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контроль.

5. Скоролупова О. А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ

– М.: Скрипторий 2003 , 2006.

6. Скоролупова О. А. Тематический контроль в ДОУ – М.: Скрипторий 2003,

7. Корепанова М. В. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ

8. Голицина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. –

М.: Скрипторий 2003, 2008.

9. Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя. –

М.: Скрипторий 2003, 2006.

Публикация «Аналитическая справка по итогам тематического контроля „Система работы над развитием речи дошкольников“» размещена в разделах

На основании годового плана МБДОУ ДС 40 с 04 по 07.02.2020г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи.

Основные формы и методы контроля :

Анализ календарного планирования воспитателей.

Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей.

Анализ условий, созданных в группах для развития речи детей.

Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей.

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильевой и учебно-методическое пособие В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду».

Одной из основных форм работы по речевому развитию детей являются тематические занятия.

По результатам проверки в смешанной разновозрастной дошкольной группе (воспитатель Аксёнова Л. В.) было определено, что программное содержание занятия по речевому развитию соответствует возрастным особенностям детей. На занятии созданы условия для качественной организации работы по развитию речи : материал соответствует методическим требованиям, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Занятие проведено на хорошем профессиональном уровне, организовано в соответствии с методикой. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться высокого уровня усвоения ими материала

В результате анализа занятия так же выявлено, что преобладающим направлением является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети

–Абумислимова Амина, Леснова Ева, Новак Анастасия., большинство воспитанников отвечают односложно, хотя педагог побуждает детей к ответам предложениями.

Это означает, что педагогом не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.

В ходе тематического контроля были проверены календарные и перспективные планы педагогов. Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги готовы к занятиям, речевая деятельность планируется в течение всего дня. В утренний промежуток времени педагоги планируют лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми речевой активности систематически планируются наблюдения на прогулках, дидактические и подвижные игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.

В течение дня так же уделяется достаточно много внимания речевому развитию. Воспитатели используют различные формы работы с детьми : тематические беседы в утренние часы, дидактические речевые игры, индивидуальную работу по развитию речи. Тематика разговоров, бесед и наблюдений соответствует теме недели и проводится как с одним ребенком, так и с группой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, об окружающей жизни и жизни в детском саду.

Важное значение для развития речи детей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп. Развитию речи способствуют имеющиеся во всех группах книжные уголки, различные театры, игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-ролевых играх. где дети могут общаться, обогащая лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний наблюдаемых объектов и явлений. Педагогами собраны подборки стихов, фольклорных форм, литературных произведений для чтения детям. Имеются доступные детям дидактические и настольно-печатные игры. Для проведения занятий имеются наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить в полном объеме организованную образовательную деятельность.

Однако анализ предметно-развивающей среды в группах так же выявил, что имеются определенные недоработки. В младшей группе (воспитатель Шумикова Ю. С.) недостаточно художественной литературы в соответствии с возрастом детей, иллюстраций по темам занятий.

В ходе проверки проанализирована работа с родителями. Анализ материалов родительских уголков показал, что в группах имеется консультативный материал по развитию речи, но информация в них обновляется достаточно редко, особое внимание развитию речевых способностей в семье не уделяется.

Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду организована воспитательно-образовательная работа по речевому развитию детей дошкольного возраста на достаточном уровне. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с фонематической и лексической сторонами речи.

Необходимо обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

1. Воспитателям продолжать применять в практике работы современные технологии по развитию речи дошкольников. На занятиях привлекать к общению пассивных детей, использовать разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос.

2. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи, на развитие восприятия тембровой окраски голоса, использовать упражнения на дыхание, использовать познавательные и речевые игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *