АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Предложенная работа позволяет спланировать работу с неуспевающими учениками по трём блокам: учащиеся, родители, педагоги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Работа педагога-психолога с неуспевающими учениками»

Аналитическая справка педагога-психолога по работе с неуспевающими учащимися.

Психолого-педагогическая работа с неуспевающими учащимися проводится по итогам учебных четвертей. Вся работа ведется совместными усилиями заместителя директора по УВР, классных руководителей, социального педагога и педагога-психолога.

Основными причинами трудностей в обучении являются:

— Слабые процессы памяти, мышления, слабая концентрация внимания.

— Несформированность функций самоконтроля и умения действовать по правилам.

— Низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых мотивов в учебной деятельности.

— Быстрая утомляемость.

— Низкая самооценка, неуверенность в собственных силах.

— Педагогическая запущенность в семейном воспитании.

^ Работа педагога-психолога ведется в 3 этапа:

— Изучение мотивов учебной деятельности неуспевающих учащихся.

— Диагностика школьной тревожности учащихся.

— Изучение интеллектуального развития школьников (мышление, память, внимание, восприятие).

Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом учащемся, которые помогают наметить коррекционно-развивающую деятельность. Средствами работы психолога являются тестовые методики, беседа, наблюдение. Подбор тестовых методов диагностики различен для каждой возрастной категории учащихся:

Данный этап включает в себя следующие задачи: Помощь учащимся в разрешении психотравмирующих ситуаций; формирование положительных взаимоотношений ребенка с коллективом; формирование и стимуляция интеллектуальных процессов. Основное внимание уделяется развитию интеллектуальной сферы. Здесь применяются различные приемы на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, упражнения на расширение кругозора – обсуждение с учащимися прочитанных книг, учащиеся учатся рассуждать, делать выводы.

Большая работа проводится по коррекции тревожности и застенчивости, так как нередко причиной трудностей в обучении выступает чрезмерная тревожность и застенчивость школьников, особенно младших классов, здесь работа педагога-психолога ведется в 3 направлениях:

— Обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением.

— Формирование у учащихся необходимых знаний, умений, навыков ведущих к повышению результативности учебной деятельности, создание необходимого «запаса уверенности».

— Перестройка особенностей личности школьника, его самооценки и мотивации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  №1 «СКАЗКА»

Итоговый отчет педагога – психолога

Серик Ирины Валерьевны

о работе с детьми-инвалидами

за  2020 -2021 год

Список детей-инвалидов посещающих учреждение в 2019-2020 году.

1. Ф И- смешанная дошкольная

2. Ф И – смешанная дошкольная

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение  года  соответственно с планом работы ДОУ и планом работы педагога-психолога.

Цель психологического сопровождения  детей-инвалидов — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных  умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы, эмоциональной и личностной сфер.

Основные виды деятельности педагога-психолога,

используемые в работе с детьми-инвалидами.

проведена по следующим направлениям:

• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

• особенности моторной функции.

В качестве источников диагностического инструментария использовались научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др.

План  коррекционно-развивающей НОД педагога – психолога

с детьми-инвалидами на 2020- 2021 год (с индивидуальной корректировкой)

1. Сентябрь – Обследование, ориентировка ребёнка в окружающем мире (времена года, мир животных и растений)

2. Октябрь – Развитие зрительного восприятия, дифференциация цвета, формы, величины (диагностический альбом Семаго).

3. Ноябрь – Развитие слухового восприятия и пространственной ориентировки, дифференциация звука (лево, право, сзади, спереди, верх, низ, в, на, под).

4. Декабрь – Развитие конструктивного праксиса (пирамида, палочки по образцу, матрешка, целостная картина, ящик Сегена).

5. Январь – Развитие общей моторики (шнуровки, лего-конструкторы, мягкие конструкторы, элементы психогимнастики, кинезиологии).

6. Февраль – Развитие внимания, сравнение (игровые пособия, карточки).

7. Март – Развитие памяти (игровые пособия, карточки).

8. Апрель – Развитие мышления (игровые пособия, карточки).

9. Май – Обследование – рост характеристик, повторение, закрепление материала.

Результаты психолого-педагогической работы:

Дети-инвалиды посещали ДОУ не регулярно, т.к. часто болели или проходили курс реабилитации в специализированных центрах.

КМ  в течение учебного года посетил большинство запланированных коррекционных занятий. Оценка развития «ниже возрастной нормы».  Особенности эмоционально–волевой сферы ребенка влияли на  стойкость и интерес к заданиям. Планирование выполнено частично. Но к концу года видна положительная динамика  в коррекции нарушений поведения ребенка в группе  и умении ориентироваться в задании. С большим участием воспитателей группы, удалось добиться некоторых умений самоконтроля и самооценки.

ДД  — ребенок  соматически ослабленный,  посещает детский сад нерегулярно. Диагностическое обследование проведено полностью. Когнитивное развитие ребенка соответствует показателям «ниже возрастной нормы». С ребенком и мамой удалось наладить контакт, в некоторой степени развить у ребенка познавательный интерес. У ребенка низкая работоспособность, избирательный интерес и быстрая утомляемость. Эмоциональный фон положительный,  коммуникативная деятельность ребенка активна с детьми и взрослыми. В развитии видна положительная динамика.  Намеченная коррекционно-развивающая деятельность реализована мною частично. Сопровождение планирую продолжить в следующем году.

Педагог-психолог МАДОУ №1          _____________        И. В. Серик

Ф. И. О.___________________________________________

Учащейся МБОУ «__________________________СОШ», 4 «__» класс

Возраст: 10 лет

соответствует физиологическому возрасту

Поведение в ситуации обследования: общение с психологом не затруднено, фон настроения ровный, настроение без особого оттенка

медленный, неравномерный с признаками утомления; причины замедленного темпа работы – тщательность выполнения

Сформированность регуляторных функций: сформированы в пределах возрастной нормы

Особенности речевого развития: нарушения устной речи не выявлены

Графическая деятельность (рисунок):

— объем внимания: снижен; — концентрация: снижена; — переключение: снижено; — распределение: снижено

Особенности мнестической деятельности:

Механическое слухоречевое запоминание (по А. Лурия): (3, 5, 2, 9, 9, 8, 7)

Отсроченное воспроизведение 30 %, присутствуют лишние слова

Сформированность пространственных временных представлений: устанавливает последовательность времен года, месяцев, дней недели

Понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов: сложные речевые конструкции не доступны для анализа

Характеристики мыслительной деятельности: инструкция доступна, удерживает с первого предъявления, но требует дополнительного разъяснения

Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности:

Логические операции по Э. Ф. Замбацявичене:

«осведомленность» — средний уровень; «исключения понятий» — средний уровень; — «обобщение» — низкий уровень; «аналогии» — низкий уровень

Вербально — логическое мышление: последовательность событий в серии сюжетных картин устанавливает верно, рассказ составляет

Особенности мотивационно — волевой сферы: реакция на успех и похвалу взрослого не стимулирует деятельность

Ведущий тип деятельности

Тип темперамента по Г. Айзенку: умеренная экстравертированность, высокая эмоциональная нестабильность, преобладающий тип темперамента сангвинистический (55%).

Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий: тщательность, отзывчивость, скромность, вежливость, уважительное отношение к одноклассникам, учителям и взрослым людям.

Непосредственное запоминание нарушено, долговременная память снижена, низкая школьная мотивация, высокий уровень нравственных представлений, уровень самооценки высокий, высокая тревожность, низкие коммуникативные навыки, инфантильность.

Дата Подпись психолога

Возраст: 10 лет

Поведение в ситуации обследования: общение с психологом не затруднено, фон настроения ровный, настроение жизнерадостное

Общая моторная ловкость:

Графическая деятельность (в пределах возрастной нормы

— объем внимания: в пределах возрастной нормы, -в пределах возрастной нормы, -в пределах возрастной нормы, -в пределах возрастной нормы

Сформированность пространственных временных представлений: устанавливает последовательность времен года, месяцев, дней недели

Характеристики мыслительной деятельности: инструкция доступна, не удерживает с первого предъявления, требует дополнительного разъяснения, иногда

«осведомленность» — низкий уровень; «исключения понятий» — средний уровень; — «обобщение» — низкий уровень; «аналогии» — низкий уровень

Вербально — логическое мышление: последовательность событий в серии сюжетных картин устанавливает частично верно, с помощью взрослого, составляет рассказ

Особенности мотивационно — волевой сферы: реакция на успех и похвалу взрослого стимулирует деятельность

Тип темперамента по Г. Айзенку: умеренная интровертированность, средняя эмоциональная стабильность, преобладающий тип темперамента флегматический (65%).

Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий: самостоятельность, отзывчивость, общительность, вежливость, уважительное отношение к одноклассникам, учителям и взрослым людям.

высокая школьная мотивация, высокий уровень нравственных представлений, уровень самооценки низкий, повышенная тревожность, средние коммуникативные навыки, внимание устойчивое, нет усидчивости, задания выполняет быстро и не всегда верно, низкое восприятие инструкций на слух, выполнение логических заданий затруднено (не может объединять предметы в группы), недостаточный словарный запас.

Дата Подпись психолога

2015-2016 уч. г.

Результаты повторной диагностики свидетельствует о том, что у учащихся 5-х классов значительно снизился уровень школьной и личностной тревожности в чем помогли занятия адаптационного курса и значит, дети чувствуют себя психологически комфортнее в школе.

В 1,4,5 классах, когда изменяется  мотивация в деятельности обучающихся веду отслеживание ведущих мотивов в учебной деятельности (по методике М. Лукьяновой). Ведь осознание и правильные установки к получению образования важны на последующих этапах обучения.

Результаты изучения учебной мотивации в 1-4 классах

Результаты  диагностического исследования  учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.

В 5-х классах проводилась методика с целью измерения уровня удовлетворенности школьной жизнью, конфликтности в классе, сплоченность класса. Изучение состояния межличностных отношений. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.

Количество обследованных учащихся: 80

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

73% учащихся высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

У 23,5% учащихся выявлен средний уровень психологического климата в классе, у этих подростков, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо.

3,5% учащихся показали низкий уровень психологического климата.

Классным руководителям даны рекомендации педагога-психолога по созданию благоприятного психологического климата в классах.

Таким образом, можно сделать вывод о там, что учащиеся 5-х классов успешно адаптировались к среднему звену. Уровень удовлетворенности находится на высоком уровне, степень сплоченности   средняя, уровень школьной мотивации средний, уровень сплоченности на среднем уровне, конфликтности средний, школьной тревожности понизился.

Уровень школьной мотивации обучающихся 1-4 классов

Уровень школьной мотивации обучающихся 5-х классов

У пятиклассников отмечается и положительная динамика в развитии школьной мотивации (на протяжении 2-х лет количество обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации стабильно (6 %), уменьшилось количество обучающихся с негативным уровнем (на 3%), увеличилось количество обучающихся со средним (на 25 %).

Но не нужно забывать, что в подростковом возрасте положительная динамика в развитии школьной мотивации неустойчива и нестабильна, поэтому необходимо продолжать отслеживать уровень мотивации обучающихся.

Результаты исследования родителей по методике «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в МБОУ «СОШ №23»

2014-2015 уч. год

: анкеты, заполненные родителями.

Опрос мнения участников проводился анонимно.

В целом, родители удовлетворены образовательным процессом в школе и оценивают работу школы положительно:

В целом деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной.

Качество материально-технической и учебно-методической базы школы оценивается 100% родителями положительно. Школа имеет хорошую материально-техническую базу школы (кабинеты, спортивные залы, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного процесса); школьная библиотека укомплектована учебниками и дополнительной литературой; учителя используют на уроках современные технические средства обучения (интерактивные доски, компьютеры и др.).

Результаты анкетирования 1 этап

Результаты анкетирования 2 этап

направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.

Мною проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, детям и подросткам помогала в раскрытии самого себя.

Психологическое индивидуальное консультирование

Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией из года в год возрастает. Это объясняется повышением уровня психологической компетентности родителей и указывает на эффективность проводимой работы. а также заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Информация об основной тематике консультаций

В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.

Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Также важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами.

Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.

Результативность коррекционно-развивающей работы.

В моей работе проведение развивающих занятий является основным видом деятельности, на которую отводится не менее половины «практических часов».

При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.

В период с 2014 по 2018 уч. г.г. было проведено более 1473    коррекционно-развивающих занятий. На этих занятиях принимали участие учащиеся разной степени сложности: дети с особенностями и трудностями в развитии эмоционально-личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, речевой, познавательной, поведенческой сферах, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В процессе работы происходит разрешение трудностей в детско-родительском общении и взаимодействии.

Качество коррекционно-развивающей работы составляет:

2015-2016 — 75,4%

2016-2017 —  82%

2017-2018 —  87%

2018-2019 —  87%

Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы. В ходе коррекционно-развивающей работы, учащиеся, посещающие занятия владеют навыками релаксационных, кинезиологических методик. Отрадно отметить, что многие родители видят положительную динамику результатов психолого-педагогического воздействия.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта существенно меняет всю образовательную систему в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога, как участника образовательного процесса.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, так как результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

психологического сопровождения является создание благоприятных социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и укрепления их здоровья.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие

изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления познавательных интересов.

Комплексное психологическое обследование учащихся, сбор и анализ анамнестических данных; обработка результатов обследования, определение прогноза психофизиологического развития и коррекции, комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

оказание систематической целенаправленной помощи детям, отнесенным к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, снижение или устранение нарушений в психофизиологическом развитии, а также участие в разработке и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.

Основное направление в работе – коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

В наиболее широком смысле, коррекция может рассматриваться как социально-психологическая взаимоадаптация учащегося и окружающей среды, созданием оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка. Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии психических функций и личностных свойств.

Профилактическое и просветительское направление:

– повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике психологической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, психологический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом, а также через проведение родительского клуба «Вдохновение» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

— повышение уровня психологической компетентности педагога-психолога;

— обеспечение связи и преемственности в работе педагога-психолога, педагогов и родителей в решении задач по преодолению психологического и психического нарушения у учащихся;

— повышение эффективности коррекционного психолого-педагогического процесса;

— совершенствование программно-методического оснащения коррекционного психолого-педагогического процесса.

Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

– помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Ежегодно мною проводится индивидуальное и групповое обследование детей, поступивших в первый класс, с целью выявления уровня актуального развития детей, получения представления о развитии каждого ребенка, выявления имеющихся проблем у детей седьмого-восьмого года жизни, для оказания своевременной коррекции отклонений в развитии их психических процессов и познавательной деятельности. Исследования  провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Мониторинг результатов обследования учащихся, поступивших в 1-й класс

Мониторинг результатов повторного обследования учащихся 1-х классов

Далее приведены диаграммы результатов обследования учащихся в сравнении с началом и окончанием учебного года с 2014-2018 уч. г. г.

Результаты сравнительной диагностики учащихся 1-х классов

2014-2015 уч. г.                                                        2015-2016 уч. г.

2016-2017 уч. г.                                        2017-2018 уч. г.

В ходе проведения диагностики по результатам обученности в конце 1 класса, получены данные, представленные на гистограмме. Таким образом, проиллюстрирована эффективность психолого-педагогической работы и положительная динамика развития учащихся.

По результатам психолого-педагогического  обследования, учитывая интеллектуальный уровень и индивидуальные особенности детей, в коррекционно-развивающих занятиях нуждается практически одинаковое количество учащихся. Статистические данные по России, говорят о том, что ежегодно удерживается стойкий процент детей, не готовых к школе 20%.  Я думаю, такие результаты    говорят о недостаточно серьезном уровне готовности детей к школе, родители не до конца понимают серьезность ситуации, думая о том, когда их ребенок пойдет в школу, проблемы исчезнут или не проявятся. С родителями будущих первоклассников ежегодно проводятся общие родительские собрания на тему: «Готовность к школе и возможные проблемы», консультации, даются рекомендации. Несмотря на это, процент детей, нуждающихся в психологической помощи, остается повышенным.

По результатам обследования формируются группы для организации коррекционно-развивающих занятий.

С учащимися, показавшими низкие результаты, проводятся коррекционно-развивающие занятия по формированию познавательных способностей, психологической культуры и компетенций для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Также в школе проходят занятия внеурочной деятельности по программе «Жизненные навыки», целью которой является развитие эмоционального интеллекта детей, способствование развитию   универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

С помощью данной программы психолог решает задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального общего образования, в частности, задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных действий. У детей формируется позитивная  Я-концепция, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Итоговая диагностика для оценки адаптации первоклассников к обучению во втором классе позволяет учитывать как объективные данные, полученные по итогам обученности в первом классе, так и субъективное отношение самого ребенка к различным сторонам его учебной деятельности. Оцениваются все составляющие адаптации: коммуникативная успешность, самооценка, эмоциональное благополучие и усвоение школьных норм поведения.

С этой целью использовались методики для выявления школьной мотивации первоклассника и его отношения к учебной деятельности («Настроение») и исследовалась самооценка учащихся, учитывая, что значительную роль в формировании самооценки ребенка играют его личные достижения, оценки значимых окружающих. Итоговая диагностика позволяет выявить факторы в школьной и семейной жизни (стиль взаимодействия с ребенком и др.), которые способствовали успешной адаптации, а также разработать практические рекомендации, как классному руководителю, так и родителям первоклассников для компенсации имеющихся проблем и успешной адаптации ребенка во втором классе. Особое значение уделялось результатам, полученным в ходе прохождения учащимися программы «Жизненные навыки».

Во 2-х классах проводится диагностика словесно-логического мышления по методике Замбацявичене Э. Ф. с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.  Оцениваемые УУД –

Уровень развития словесно-логического мышления


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

«Каждый ребёнок имеет возможность  быть психологически готовым к школьному обучению  на своём уровне,  соответственно своим  личностным особенностям»

Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием — все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).

В основе специальных стандартов лежат принципы договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя, прежде всего, ДОУ компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ОВЗ.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в  среду   нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных дошкольных образовательных учреждениях, ДОУ компенсирующего вида, а также «других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа)».

Дети с ОВЗ -это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития, которые перечислены в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – с. 275-277:

Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко  выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна((греч., от polys многий, и morphe вид,многовидна) и может быть представлена следующими вариантами:

Категорию детей с  минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её  как «группу риска». Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем.

Таким образом, контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза(нарушение индивидуального развития организма; затруднение, отклонение от нормы, расстройство).

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу. Воспитанники  групп компенсирующего назначения различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в диагностико-коррекционные группы.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, мы имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные  аспекты.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ рассматривается  как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Оно должно быть устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект — субъектных отношений.

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребёнка:

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой  развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где  основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.

Читать также:  ЭСМ 7 СПРАВКА О ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТАХ УСЛУГАХ ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *