Справка
по итогам периода адаптации учащихся 10-х классов.
обучающиеся 10 классов.
исследование процесса адаптации учащихся десятых классов к новым условиям
обучения для создания психологических условий, способствующих успешному обучению
и воспитанию.
Материалы и инструменты:
бланки методик, ручки.
Изучение
психоэмоционального состояния учащихся, характера мотивации к учению.
(экспресс-методика исследования доминирующих мотивов учения Матюхина М.В.)
Выявление
уровня адаптации учащихся к учебной деятельности в новых условиях.
Выявление
зоны и содержания возможных проблем адаптации.
Социометрия
взаимоотношений в классном коллективе.
Диагностика
мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших
классах школы» Спилберг-Андреева.
Методика
диагностики уровня тревожности ( А. Прихожан)
Опросник
профессиональных предпочтений (ОПП)
Было обследовано 34 человека
Результаты
анализа диагностики анкета «учебные трудности» 10 «А,Б» классы.
Почувствовали
ли Вы, что возросла учебная нагрузка?
Да-27
человек, нет -5человек, трудно сказать-2 человека.
Сколько
времени в среднем Вы каждый день тратите на выполнение домашнего задания?
1ч.-3
человека, 2-3 ч. – 13 человек, 3-4 ч.-4 человека, 4-5ч. – 5 человек, 6-7ч.-7
человек.
Как
Вы считаете, с чем могут быть связанны участившиеся пропуски уроков
десятиклассниками?
Слишком
большая нагрузка – 10 человек.
Не
все предметы нужны – 10 человек.
На
уроках не интересно – 5 человек.
Администрация
должна жестче следить за посещаемостью – 5 человек.
В
старших классах школы должно вводиться право свободного посещения уроков – 3
человека.
Лень
– 3 человека.
Многие
учителя говорят, что на уроках в десятых классах возникают проблемы с
дисциплиной. Так ли это?
Да
– 10 человек, нет- 16 человек, не знаю – 8 человек.
Если
проблема дисциплины действительно существует, чем, по Вашему мнению, она может
быть вызвана?
За
день в школе сильно устаешь, поэтому трудно сидеть на всех уроках 14 – человек.
На
уроках слишком мало возможностей высказываться и выражать свою точку зрения 5 –
человек.
Просто
некоторые ребята не умеют себя вести и «заводят» весь класс 19 – человек.
У
Вас сформировался новый класс. Довольны ли Вы тем, как складываются в нем
отношения?
Да
– 26 человек, скорее да, чем нет 7 человек, скорее нет, чем да 2 человека.
Как
вы думаете, чего не хватает Вашим одноклассникам?
Обучающиеся
10-х классов отметили такие качества как:
1-е
место – терпение.
2-е
место – уважение.
3-е
место – дисциплины.
Так
же были отмечены и др. качества ( ум, воспитанность, собранность, сплоченность,
настрой на учебу).
Как
Вы думаете, чего не хватает Вашим учителям?
2-е
место – времени.
3-е
место – достойной оплаты труда.
Так
же были отмечены такие качества как (жесткость, отдых, знаний).
Какую
главную цель Вы можете поставить перед собой в этом учебном году?
1-е
место – хорошо закончить 10й класс (больше -80%).
2-е
место – хорошо учиться.
3-е
место успешная сдача ЕГЭ.
Оправдались ли в
целом Ваши ожидания относительно обучения в десятом классе?
Да-
16-человек, скорее да, чем нет – 14 человек, трудно сказать – 9 человек.
Таким образом, по
результатам данной анкеты мы видим, что большинство обучающихся 10-х классов
имеют адекватную самооценку и положительную учебную мотивацию. Так же они имеют
социальную направленность к обучению, т.е. учатся, осознавая необходимость
учебного процесса, в то же время имея достаточную мотивацию достижения.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Спилбергер Ч.Д. по
модификации Андреевой.
При изучении
социально-психологического статуса в группе очевидно, что все учащиеся хорошо
взаимодействуют, определили лидеров и практически со всеми поддерживают ровные
взаимоотношения.
Социально-гуманитарный
профиль, Химико-биологический профиль
Лидер – Ншокабе Каролина,
Морозова Дарья
Изолированных – нет
Отвергаемые – Ботоногова
Ангелина, Ефимова Анна, Смирнова Алена.
Рядовые члены коллектива
– 12 человек.
Физико — математический профиль, 10
«Б» класс
Лидер – Трефилов
Александр, Филиппова Алена.
Изолированные – Велиева
Мира.
Отвергаемые – Королев
Александр, Тимофеев Семен.
Опросник
профессиональных предпочтений (ОПП) 10 «А» класс.
Батырова Тамила – Человек
художественный образ.
Ботоногова Ангелина – Человек –
человек, Человек художественный образ.
Виейра Эйтон — Человек – человек,
Человек художественный образ.
Головина Анастасия — Человек –
человек.
Громов Денис — Человек – человек.
Ефимова Анна — Человек – человек.
Ефимова Валентина — Человек –
человек, Человек художественный образ.
Капралова Мария — Человек –
человек, Человек художественный образ, Человек знаковая система.
Корочкина Елена – Живая -природа,
Человек – человек.
Макеева Екатерина — Человек – человек, Человек
художественный образ.
Морозова Дарья — Человек – человек, Человек
художественный образ.
Намсараева Евгения — Человек – человек, Человек
художественный образ, Живая – природа.
Нгокабе Каролина – отсутствовала.
Синицина Дарья — Человек знаковая система, Человек –
человек.
Смирнова Алена – Человек – человек.
Цивилева Валентина -Человек – человек, Человек
художественный образ.
Яровая Ульяна — Человек – человек, Человек
художественный образ, Человек знаковая система.
Блинов Алексей – Человек –
техника.
Герасимова Ася – Человек знаковая
система.
Королев Александр – Природа
неживая.
Малков Виктор – Человек – техника
?
Михайлов Никита — Человек знаковая
система, Человек – человек.
Рвачева Анастасия – Человек –
человек.
Тимофеев Семен — Человек знаковая
система, Человек – человек, человек-человек.
Трефилов Александр – Человек –
техника.
Туныгин Семен – отсутствовал.
Филиппова Алена — Человек – человек, Человек
художественный образ, неживая – природа.
Безрукова Полина – Человек- человек, Человек живая
природа.
Брезгина Мария – Человек живая природа, Человек
художественный образ.
Велиева Мирвари — Человек живая природа, Человек
художественный образ.
Данилина Анастасия – Человек – человек.
Малышева Елена — Человек живая природа, Человек-
человек.
Новикова Валерия — Человек живая природа, Человек
художественный образ, Человек – человек.
Трупакова Екатерина – Человек живая природа, Человек –
человек
Если посчитать общее
количество учеников, то анализ результатов диагностики учащихся 10-х классов
показал, что адаптационный период для большинства школьников проходит успешно.
У учащихся средний уровень работоспособности и средний уровень школьной
мотивации.
Учащимся с повышенным
уровнем тревожности предполагается оказание психологической и педагогической
поддержки.
по результатам диагностик в период адаптации обучающихся в 10 классе
(2020-2021 учебный год)
Время проведения: октябрь,2020год
Актуальность: При переходе учащихся из среднего звена в старшее испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, т.к. меняется классный коллектив, меняются учителя- предметники, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. У педагогов начинающих работать в 10-х так же присутствует адаптационный период, им необходима информация о психологических особенностях детей.
изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся, выявление факторов, причин вызывающих те или иные трудности при адаптации в начале обучения в старшем звене, оказание действенной психологической помощи учащимся «группы риска».
1.Провести диагностирование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся.
2.Провести диагностику психологических условий школьной образовательной среды. Исследование уровня их психофизиологического комфорта , оценка выраженности в образовательной среде учебного заведения следующих психологических факторов:
1.интенсивность образовательной среды;
3удовлетворенность образовательной средой;
5содействие в формировании познавательной мотивации;
6удовлетворенность качеством образовательных услуг.
3.Спланировать психо-коррекционную работу для учащихся «группы риска».
Виды диагностик: тест на определение уровня психологических условий образовательной среды школы, социометрия, определение темперамента, типа характера по Айзенку, анкета «Отношение к учителям-предметникам и их преподаванию»,самооценка.
Результаты диагностики психологических условий школьной образовательной среды .
Оценка десятиклассников психологических факторов образовательной среде учебного заведения.(заполняем таблицу по факторам –анкета анонимная)
По общим параметрам показывающих отношение учащихся к условиям образовательной среды нашей школы выявлено: высоко оценили исследуемые психологические факторы – количество человек % , низкий уровень оценки – так же, остальные учащиеся 10-го класса имеют средний уровень психо-физиологического комфорта.(можно для наглядности использовать диаграммы)
Рассмотрим результаты по отдельным психологическим факторам:
Она проявляется в объеме, сложности заданий, предъявляемых учащимся на уроках, дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий: (сколько человек%) отмечают высокую интенсивность в ОУ , остальные оценили интенсивность образовательного процесса на среднем уровне, низкая степень интенсивности у 9человек%), т.е. остальные учащиеся хорошо справляются с учебным материалом.
Проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношениях, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.; недовольство в эмоциональном плане показали—ч%—- высокий уровень оценки у —ч%——.
Данный фактор проявляется в степени удовлетворенности учебным заведениям, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса только чел% поставили высокую оценку, неудовлетворенность учебным заведением ——— , остальные отмечают средний уровень, этот показатель значительно ниже прошлого года (низкий уровень оценки был какой, можно отметить) т.е. большинство учащихся считают, что наша школа достаточно проявляет себя в сфере образования, имеет большой потенциал.
Рассматривается степень проявления демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающиеся личных интересов участников образовательного процесса: сколько —— оценили высоко демократичность , низкий уровень показали ——-, эта оценка ниже —выше, чем в прошлом году(низкий уровень отсутствовал).
в формировании познавательной мотивации. Оно проявляется в степени содействия педагогического коллектива у детей познавательной мотивации обучения, познавательных процессов познавательной активности. Высокий уровень у ——, низкий уровень остальные оценили на среднем уровне. Следует отметить , что эти показатели лучше —-ниже прошлого года.
1.6.УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Оценка уровня преподавания в школе различных предметов, дисциплин в степени удовлетворенности учащихся в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы. оценили высоко, сколько показывают низкий уровень проявления данного фактора, а остальные поставили средний балл, большинство учащиеся считают, что качество предлагаемых образовательных услуг нашей школой находится на достаточном—-высоком уровне.
лидирующие позиции занимают сколько человек, здесь следует отметить, дети-лидеры из разных бывших 9-х классов. Коэффициент сплоченности класса=——, что соответствует среднему уровню. Непринятые —человек.
По диагностике уровня присутствует адекватная самооценка———ч%, у остальных завышенная и к завышению.
Проведено анонимное анкетирование « Оценка профессиональной деятельности педагогов» по следующим параметрам:
1.Учитель доступно объясняет учебный материал.
2. Учитывает мои индивидуальные особенности.
3.Достаточно уделяет мне внимания на занятиях.
4.Профессионально готовит к зачетам, контрольным работам, экзаменам.
5.К учителю можно обратиться за советом по личным проблемам.
По результатам анкетирования практически все педагоги, работающие в 10-ом классе получили по всем предложенным вопросам по баллам из 5 от 3 до 5, эти показатели незначительно отличаются или нет, по сравнению с прошлым годом . ( оценка на хорошем уровне- средний балл 4.4-4.9)
Результаты анкеты «Отношение к учителям-предметникам»
1. Учащиеся 10-го класса имеют достаточно хороший- высокий уровень психофизиологического комфорта.
2.По результатам диагностики уровня самооценки много детей показали завышенную самооценку к завышению. Подростки с высокими показателями самооценок заставляют испытывать трудности других людей в общении с ними, т.к. они не готовы идти на компромиссы, уверены в своей исключительности и непогрешимости. Им свойственно искать причину своих ошибок в окружающих и обстоятельствах, поэтому чаще у них возникают конфликты, не умеют извлекать из жизни уроки. Отличаются самоуверенностью, и высокими амбициями, что обостряет конфликтные ситуации.
5.По итогам анкеты по отношению к учителям предметникам — достаточно высоко или хорошо оценили педагогов.
6.Проводя анализ результатов адаптационного периода, можно отметить, что в целом он завершен.
.Классным руководителям на родительских собраниях предоставить результаты диагностик.
2. Педагогу-психологу провести консультации по полученным результатам с коррекционными замечаниями для обучающихся и педагогов.
3.Обратить внимание на детей с завышенной и высокой самооценкой, т.к. им необходима помощь в оценке своих реальных возможностей. Но для того, чтобы эту помощь и признали во взрослом авторитет для себя, при взаимодействии проявить максимум такта, уважения, индивидуального и искреннего внимания к его личности.
4.Педагогу-психологу продолжать проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми по программе « Дорога к дому».
4.Адаптационный период в большей степени завершен.
Результаты диагностик по адаптации 10-ков(11.2020)
Коэффициент благополучия в классном коллективе= сумма лидеров и предпочитаемых количество детей=0.76 ( к примеру высокий уровень)
Характерологические особенности десятиклассников (2020-2021 уч.год)(для каждого)
*После диагностики предоставляются результаты и желательно на педсовете, но нужно учитывать оценка предметников должна в корректной форме.
по итогам проверки адаптационного периода в 10 -х классах.
Цель: пронаблюдать, как проходит острый адаптационный период у десятиклассников, проверить уровень преподавания, соблюдение рекомендаций нормативных документов.
Учителя – предметники десятого универсального ознакомлены со следующими нормативными документами:
Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), с учетом приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994.
Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004г. №1312. «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 20.08 2008 г. № 241 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2003 г. № 1312»;
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. №196.
«Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.» — СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.
Образовательная программа МОУ СШ № 5 г.Саяногорска;
Устав МОУ СШ № 5 г.Саяногорска.
Проверка и наблюдение осуществлялась зам.директора по УВР Манукян Т. Н.
Уроки проводятся в первую смену с 8.00 часов. Продолжительность урока – 45 минут. Объём недельной нагрузки не превышает 37 часов. Элективные учебные предметы входят в расписание. В ходе анализа посещенных уроков установлено, что учителя владеют методикой преподавания, технологией современного урока, правильно формулируют триединую цель урока, выдерживают структуру урока, правильно распределяют время по этапам урока. Используя различные методы обучения (словесный, наглядно-иллюстративный, анализ конкретной ситуации и др.) и формы активизации познавательной деятельности учащихся (коллективная, индивидуальная работа, фронтальная), педагоги реализуют поставленную триединую цель урока. Пользуются наглядным и раздаточным материалом, но на посещенных уроках не были использованы ИКТ. Содержание уроков соответствует программе и принципам обучения. Учебниками, в соответствии с Федеральным перечнем, учащиеся в основном обеспечены.
Классные журналы оформлены в соответствии с требованиями. Отметки выставляются вовремя, объективно. Фиксируются нестандартные уроки и виды проводимых работ. Домашние работы задаются.
К уроку учителя готовы, собраны, настроены на общение с детьми в доброжелательной рабочей атмосфере. Кабинеты к уроку готовы, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, после занятий проводится влажная уборка классов.
В «острый» период адаптации наблюдения за десятиклассниками показали, что переход на старшую ступень образования происходить без особых сложностей, т.к. дети осознано пришли в 10 класс. Но среди обучающихся есть как ученики со слабой мотивацией к обучению, так и ученики, заинтересованные в получении глубоких знаний. Их образовательные запросы реализуются через элективные учебные предметы.
Проведем анализ деятельности учителей и учащихся на уроках.
Режим дня и недельная нагрузка соответствует требованиям Санитарных правил 2.4.2.2821-10. Учителя выполняют требования к адаптационному периоду. Ученики способны управлять своим поведением, выполнять требования учителей, общаться со сверстниками, участвовать в учебной деятельности. О благоприятных условиях адаптации служат те факты, что все обучающиеся в 10 классах ходят в школу, конфликтных ситуаций не возникает.
Действия учителей направлены на формирование у учащихся обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. На уроке предлагаются разные виды упражнений, что не вызывает утомляемости от одного рода деятельности.
Одобрить работу Каминской Г.Г., Стреколовской Н.Н., Касилова О. В., Евстешиной Л. А. по организации обучения в адаптационный период. Продолжать выполнять задачи адаптационного периода. Терпеливо, с педагогическим тактом помогать ученикам в организации учебного процесса в рамках выполнения образовательных программ по всем предметам. На уроках больше давать обучающимся самостоятельности в своих высказываниях, учить работать с первоисточниками и справочной литературой, создавать «ситуацию успеха» для каждого ученика.
Зам.директора по УВР ____________ Манукян Т. Н.
ФГБОУ
«МЦО «Интердом» им. Е.Д. Стасовой»
Адаптация обучающихся 5 А, Б класса
степень адаптации учащихся 5-х классов.
сентябрь — октябрь.
посещение уроков, диагностика.
Переход из начальной школы в основную совпадает с концом детства —
достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство
детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление нескольких
учителей с разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым
показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое
новое положение как шанс заново начать школьную жизнь.
Переход из начальной школы в среднюю
школу связан с возрастанием нагрузки на психику всех участников
образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
В
5 а, б класс — 27 учеников. активные, охотно идут на
контакт с педагогами, высказывают свое мнение, в классе благоприятная
психологическая атмосфера, дети доброжелательно относятся к друг другу,
дисциплинированны.
Анализируя посещённые уроки можно сделать
вывод о высокой степени адаптации обучающихся 5-х классов. Дети не испытывают
видимой сложности в общении с педагогами.
проводилась по разным методикам.
Анализируя данные диагностики можно сделать вывод, что в целом процесс
адаптации пятиклассников проходит достаточно успешно.
Опросник Басса-Дарки в адаптации А.К.
Осницкого
ФА – физическая агрессия ЧВ
– чувство вины
ВА – вербальная агрессия
КА – косвенная агрессия
Н – негативизм
Р – раздражение
П – подозрительность
О – обида
Методика Айзенка для подростков
Продолжить работу по формированию социальной и общекультурной компетенций
обучающихся.
• Совместно с психологом помогать ученикам в налаживании эмоционального
контакта с окружающими.
• Поддерживать контакт с родителями учеников.
• Постоянно поддерживать контакт со школьным
психологом.
Учителям — предметникам
Осуществлять преподавание на основе индивидуальных
особенностей обучающихся;
Поддерживать тесный контакт с классным руководителем.
Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные
особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
Учитывать, что высокий темп — одна из причин, мешающая
пятиклассникам усваивать материал.
Не забывать, что только совместная деятельность педагога и
учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний.
Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их
инициативу.
Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах
каждого ученика что-то особенное.
Создавать обстановку успеха.
Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить
тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем,
школьным психологом и учителем начальной школы.
Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Протоколы (подробные результаты тестов) находятся в
кабинете педагога – психолога.
Педагог психолог: Вожьняк М-И
Педагог психолог: Медведева А.Д
Адаптация обучающихся 10 А, Б, В классов
степень адаптации учащихся 10-х классов.
Последний
важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном
учреждении – это переход в статус старшеклассника. Некоторые
дети в этом возрасте определились со своими профессиональными предпочтениями,
хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это
развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Этот
процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и
приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не
всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей
трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно
дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование
последних. Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к
учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это
время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются
взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы,
чтобы их дети пошли учиться дальше, получили бы высшее образование. Но не
многие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные
навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых
знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после
поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью.
Цель была
поставлена на то, чтобы изучить степень и особенности приспособления детей к
новой социальной ситуации.
Методики: был
сформирован единый опросник для 10-х классов:
Для
чего ты пошел/пошла учиться в 10 класс?
Интересно
ли тебе учиться в 10 классе?
Что
для тебя стало сложнее в 10 классе?
Какие
твои любимые предметы?
— страх не соответствовать ожиданиям окружающих?
— страхи в отношениях с учителями
— страх ситуации проверки знаний
Десятый класс
посещают 36 обучающихся. На основании данных проведенной диагностики можно
сделать вывод, что в целом процесс адаптации десятиклассников проходит успешно.
Общие
рекомендации для успешной адаптации обучающихся
Для успешной адаптации десятиклассников важно создать
положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности,
доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между обучающимися
и педагогами, обучающимися и классным руководителем, обучающимися и
воспитателями. Улучшение социально-психологического климата, формирование
позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности
класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для
успешной учебной деятельности.
—
развитие у десятиклассников: самосознания и уверенности в собственных силах,
умения дифференцировать собственные идеальные представления и реальные учебные
ситуации;
—
создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство
удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
—
при развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку
деятельности:
—
спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо
справился с работой».
—
проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно
интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
—
помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
—
попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.
Рекомендации педагогам при работе с
обучающимися 10 класса, имеющих высокий уровень тревожности (ситуация проверки
знаний 57%):
делайте
ошибки нормальным и нужным явлением. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои
собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется
уверенность, что все вокруг лучше, способнее, чем они. Показывайте ценность
ошибки как попытки. Например: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри,
чему можно на ней научиться», «Эта ошибка – не такая уж большая беда».
формируйте
веру в успех: подчеркивайте
любые улучшения, раскрывайте сильные стороны, демонстрируйте веру в своих
учеников, признайте трудность ваших заданий
—
концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.
—
признавайте их достижения.
Рекомендации классному руководителю:
.
Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других,
от прямого противопоставления ребят друг другу.
Не
«пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине. Замечать даже
маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.
. Называть
всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.
Постоянно
подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только
успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других,
от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему
учению лишь одно из многочисленных свойств личности.
. Чаще
разговаривать с замкнутыми, “неинтересными” ребятами, ведь поведение ребят во
многом подражательно и дети начинают проявлять интерес к этому “неинтересному”.
Все,
что происходит с ребятами, принимайте всерьез.
.
Внимательно относитесь ко всем внешним проявлениям личности ребят.
. Изучать
свойства каждой личности, определять мотивы поведения, выяснять причины каждого
“отклонения”.
Изучать
круг интересов, выяснять, чем может быть интерес каждый для других.
Учить
ребят анализировать прожитое время.