АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ДУХОВНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Людмила Пузина Аналитическая справка «Эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми по духовно-нравственному развитию детей»

Аналитическая справка «Эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми по духовно-нравственному развитию детей

Цель: выявление педагогических проблем в осуществлении духовно-нравственного воспитания на основе приобщения детей к русской народной культуре.

Сроки проведения: с 14.10.2019г. — по 25.10. 2019г.

Объекты контроля: все возрастные группы.

Казначеева Анализ работы разновозрастной школьной группы по духовно-нравственному воспитанию детей

Центр «Приют надежды» Анализ работы разновозрастной школьной группы по духовно — нравственному воспитанию детей

за 2018 – 2019 учебный год. Воспитатель : Казначеева О. А.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей школьной возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы. Вся деятельность педагогов Центра направлена на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России.

Олеся Домокурова Информационно-аналитическая справка о наличии системы воспитательной деятельности по нравственному развитию личности

о наличии системы воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников и в качестве одной из задач, определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

по итогам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития

детей  3-4 лет за 2017 — 2018 учебный год

Киселева К. Ю., Любшина Г. С.

Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 5-6 лет при реализации программы инновационной работы МБОУ «Излучинская ОНШ» по теме: «Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся».

Форма организации мониторинга– диагностическая карта.

Автор – составитель: А. Кузьмин — профессор, член  — корреспондент РАЕН «Социокультурные истоки», Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова, Е. Г. Юдина «Культура и традиции народов Севера».

Оценка педагогического процесса овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

0 баллов – не знает,  не осведомлен, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни.

1 балл – называть затрудняется, мало осведомлен, отвечает только с помощью взрослого, нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен;

– частично осведомлен, знает и размышляет о жизненных ценностях с помощью взрослого, проявляет заинтересованность и активность в разговоре.

– много знает, уверенно рассказывает,  почти всегда проявляет осведомленность или   рассуждает в ответ на вопрос взрослого, сам проявляет интерес к познанию, задает вопросы в процессе беседы; проводит параметры из собственного опыта,  идентифицирует себя с защитниками отечества, имеет знание о жизненных ценностях,  верности родной земле, послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам.

По итогам проведения диагностики были получены следующие результаты:

Достаточный уровень –3 детей  (14,4 %)

Уровень близкий к достаточному- 9 детей (42,8%)

Недостаточный уровень– 9 детей  (42,8%)

Достаточный уровень -10 детей (47,6 %)

Уровень близкий к достаточному- 9 детей (42,8 %)

Недостаточный уровень — 2 ребенка (9,6%)

В ходе диагностики у большинства воспитанников выявлена положительная динамика при реализации программы инновационной работы МБОУ  «Излучинская ОНШ» по теме:  «Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся». У детей сформированы  представления об образе былинных богатырей как защитников земли Русской; имеют знания о необходимости послушания старшим людям. Дети имеют представление о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто нуждается. У воспитанников сформированные представления о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств; имеют представления о добрых делах, их значении.

Некоторые дети не усвоили знания о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах. У некоторых воспитанников возникли трудности в формировании представлений о мудрых людях,  знаний  мудрых советов, полученных от них.

Пути решения проблемы: разработать индивидуальную образовательную траекторию для детей с недостаточным уровнем духовно-нравственного развития. Уделить внимание  теме о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах. Сделать акцент на формирование представлений о мудрых людях, знаний мудрых советов, полученных от них посредством чтения сказок, рассказов, рассматривание картин, изучения пословиц и поговорок, проведения бесед; проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и социокультурных категорий в процессе организации различных видов детской

Результаты мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития дошкольников 5-6 лет за 2016- 2017  учебный год

у большинства воспитанников выявлена положительная динамика освоения программы инновационной работы МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» по теме «Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся». отражают состояние возрастной нормы развития воспитанников. Выявлена незначительная часть воспитанников, у которых имеются затруднения в освоении образовательной программы, в виду особенностей их индивидуального развития.

Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:

В течение года проводилась работа, направленная на повышение качества усвоения программы детьми: познание  и освоение отечественного и культурного наследия нашего народа,  применение полученных  знаний  и сведений  в практической жизни опираясь на позитивный социокультурный опыт,  построение индивидуальной траектории развития дошкольников по индивидуальному  образовательному  маршруту, развивающей среды, включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОО. Достижение положительных результатов обеспечивает формирование основ целостно развитой личности, позитивно относящийся к людям и обществу, воспитание гражданина России, способного присваивать национальные ценности, сохранять и приумножать социокультурный опыт. Совершенствование профессионализма через самообразование: участие в вебинарах, дистанционных конкурсах для педагогов,  посещение консультаций, мастер – классов, семинаров-практикумов.

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год

.      _________________

Аналитическая информация МОУ СОШ №5 станицы Пластуновской по духовно – нравственному воспитанию.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы  МОУ  СОШ  № 5  станицы  Пластуновской

Идея возникновения кружка появилась не случайно. Занятия по Основам православной культуры в нашей школе   проводились  в форме кружковых  занятий  в   4   классе  казачьей  направленности ( учитель  Худякова  Т. М.)  и охватывало сравнительно небольшое количество учащихся. С целью популяризации данного курса и приобщению большего количества детей к изучению основ православной культуры было предложено учащимся 2 «а» класса и 2 «б»  посещать факультативные занятия. Родители дали своё согласие. С этими детьми мы занимаемся 1  год  ( учитель  Власова  Н. В.)  Практика показала, что наиболее приемлемой формой занятий является кружок, так как именно в кружковой работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся. Занятия кружка построены на основе авторизованной программы, созданной по программе Л. М.  Шевченко  «Православная  культура»  и  программы  Киприана (  Ященко)

«  Православная   культура»

Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры школьников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

В  нашей  школе   есть  ещё  и  другая  форма  изучения  ОПК    -это  включение  ОПК  в региональный  компонент. « Кубановедение» Христианство  на  Кубани  тесно  связано  с  духовной  культурой  казачества.  Именно  казаки  вернули  христианскую  веру  на  Кавказ.  В  своих  беседах мне  хотелось  показать  роль  казачества  в  становлении  христианства  в  регионе  и  в  свою  очередь  значение  православной  церкви  в  исторической  судьбе  казаков. Самые  глубинные  качества-  любовь  к  родине,  братство,  сыновий  долг,  памятование  заветов  предков- выражает  неразрывное  единство  с  христианскими  нравственными  ценностями. В  казачьей  душе  такие  слова, как  мать  родная,  «  степь  широкая»,  «  река  раздольная»  всегда  имели  обобщённое нравственное  начало,  предполагавшее  братское  единение  людей. Не  случайно, что гимн Кубани  был  написан  священником 1-го  Кавказского  полка  отцом   Константином  Образцовым.  Это  молитвенное  обращение  к  своей  Родине  имеет  глубокие  христианские  корни.  Будучи  людьми  вольными,  казаки  всегда  гордились  своим  христианским  слежением  Отечеству.  Принадлежность  к  православной  вере  была  равносильна  национальной  принадлежности.  Постоянная  опасность,  близость  смерти  делали  для  казака  веру  в  Бога  единственным  спасением.

Читать также:  Услуга по блокированию зависимости

Составляя  свои  тематические  беседы  по  ОПК Власова  Н. В.  включила  в  свои  беседы  библейские  сюжеты о  сотворении  мира  и  изложение  основ  христианского  учения.  Чтобы  понять,  во что  верили  наши  предки,  почему  так  горяча  религиозность  казаков,  надо  попытаться  постигнуть  основные  библейские  заповеди  и  заповеди,  данные  нам  Иисусом  Христом.

В  своей  работе  использует  учебную  и  духовную  литературу : Акоева Н. Б

« Основы  православной  культуры  в  контексе  истории  Кубани», Славянск-на-Кубани, 2009; Е. И. Смольникова «  Я  иду  на  урок  а  начальную  школу.  Основы  православной  культуры», М,.2006 ,  подписку  православных  журналов    и  газет «  Свечечка»,  «  Воскресная  школа»

Духовно- нравственные  беседы  старается  насыщать  наглядным  материалом, используя  мультимедийные  презентации, фономатериалы, иконы  и  тд.

С  1 сентября  2012  года  Результатом знакомства с православной культурой стало участие    учащимихся  4 «а» класса в открытых   мероприятиях , приуроченные к праздничным датам церковного календаря: « Любимый праздник детства-Рождество Христово! Святки!», « Пасхальный благовест. Светлое христово Воскресенье». К этим большим православным праздникам были подготовлены выставки детских рисунков, проведены конкурсы на лучшее пасхальное украшение, на лучшую праздничную открытку. В этом учебном году на  уроках  ОРКСЭ мы познакомились с детьми с праздниками — радости: « Рождество Пресвятой Богородицы», « Покров Богородицы», «Введение во храм Пресвятой девы Марии». Познакомились с историей Азбуки. Узнали Славянские Буквицы. Учились их рисовать. На занятиях кружка ребята работают в творческой мастерской, где они рисуют рисунки к православным праздникам, изготавливают поделки из природного материала и бумаги, пластилина. Были выполнены работы: бумажный ангел, Пасхальное яйцо, поделка из цветной бумаги « Мой любимый Храм», рисунки из пластилина на тему : « Красота Божьего мира». « Любимый Храм». Участие  учащихся  нашей  школы  в  районной  православной  олимпиаде  (  Кривцун  А( 10 А)-1  место, Кремлёва  Ксения

(7 А)  -1  место, губанова  Варя  ( 6 А )-1 место.  Власова  Н. В. тесно сотрудничает с настоятелем Свято-Вознесенского храма отцом Сергием, войсковым священником отцом Игорем. Перед Рождеством Христовым была организована встреча в школе с отцом Игорем, где ребята узнали очень много интересного об этом светлом празднике. Регулярно посещают Свято-Вознесенский храм станицы Пластуновской. Протоирей Сергий Максимец знакомит детей с историей храма, ее иконами. Дети познакомились с устройством Православного Храма- Дома Божьего. Священники знакомят ребят с правилами поведения в Храме во время службы. Учащиеся нашей школы регулярно принимают участие в Православных праздниках, проводимых в церкви ( Рождество Христово, Светлое Воскресенье, Вознесенье Господне). Отец Сергий  обеспечил школу учебной, методической литературой религиоведческого характера, словарями, детской художественной литературой, подарил школе несколько икон. Руководители кружков поддерживают тесную связь с православной библиотекой при станичном храме.

о систематичности и результативности работы   по духовно-нравственному  развитию

и   воспитанию детей дошкольного возраста

Структурное подразделение детский сад «Ромашка»

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

Тематическая  проверка в ДОУ  проводится в соответствии с годовым планом.              Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения  осуществлялось  в течение  учебного года.

:  определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.

1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и  воспитанию детей

2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и  воспитанию

(развивающая среда, программно-методическое обеспечение).

3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей нравственных качеств

4. Работа с семьёй по организации   духовно-нравственного развития и  воспитания детей.

Оценка  положительных и отрицательных тенденций в работе по нравственному воспитанию  детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр мероприятий по развитию у детей нравственных качеств.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

1. Грамотность написания планов работы.

2. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

3. Творческое построение работы с родителями.

В результате проведённого посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей  в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования.

Педагоги  опираются на следующие нормативные документы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  к условиям реализации  общеобразовательной программы.

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных      образовательных учреждений

3. Перспективное и календарно-тематическое планирование.

Планирование работы по духовно-нравственному  развитию и воспитанию детей

Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра.  Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок, изобразительная деятельность.  В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.

Организация  предметно-пространственной развивающей  среды в группах

В каждой группе создан  национальный уголок, где дети могут познакомиться с символами народов Поволжья. Имеется большое количество дидактических игр. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели старшей группы периодически организуют выставки книг одного писателя.  Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью. В  детском саду создан музей народных традиций силами педагогов и родителей.    Средства музейной педагогики помогают  развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества. Созданная в детском саду развивающая среда способствует познавательному развитию. построена на принципах гендерного подхода, учета возрастных особенностей дошкольников,  обеспечения возможностей для организованной и самостоятельной деятельности детей.

Приобщая детей к национальной  культуре, педагоги рассказывают разные  народные сказки, слушают в аудиозаписи песни, заучивают  народные потешки, пословицы и  поговорки, разучивают народные игры и хороводы, знакомят детей с предметами народно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими, городецкими, гжельскими изделиями с их неповторимыми росписями. Как и во время НОД, так и в совместной деятельности воспитатели используют тематические презентации, что также способствует лучшему усвоению материала.

На непосредственно образовательной деятельности  речевое развитие  в старшей группе  была проведена ситуативная беседа о государственных символах. Из беседы  дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов есть свои символы. Так дети познакомились с гербом своего села. Также дети узнали, что у страны есть главная песня – гимн. В ходе   беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский флаг, из каких цветов он состоит. Полученные во время беседы и игры знания дети легко выражали это в художественно-творческой деятельности, в чтении художественной литературы.    Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы с детьми в детском саду подготавливаются литературно-музыкальные праздничные выступления  с приглашением  в детский сад ветеранов войны и труда, которые рассказывают детям о своей  жизни. Расширяя знания детей о понятии Родина, воспитатели подводят детей к тому, что это не только село, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем нашу область и нашу Россию. Так на непосредственно образовательной деятельности  познавательное развитие  формирование целостный картины мира  по теме «Наша Родина – Россия» дети подготовительной к школе  группы  узнали, что лес, и реки, и моря, и горы – все это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки.  Воспитатели вместе с детьми собрали  альбом, в который вошли пословицы о семье, песни, стихотворения  о Родине. Работа по  дошкольников связана с  физической культурой: будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

В течение года в детском саду  проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми: «Голоса Родины моей» — конкурс стихов, акция «Неделя добрых дел», «С Днём рождения,  Земля!» — экологический досуг, акция «Читаем детям о войне»,  «Праздник Победы»,    «День единства», «День матери». В ходе этих мероприятий педагоги широко использовали средства музейной педагогики, знакомили с  традициями народов Поволжья, фольклором, народными играми, былинами, сказками.

Читать также:  Образец справки о том что один из родителей не получил единовременное пособие при рождении ребенка

Привлекаем родителей к участию в конкурсах на темы: «Во саду ли в огороде»,  «Рождественская сувенир», «Очей Очарованье»,  и других тематических конкурсах. Многие родители принимали участие в спортивном празднике «Кольца дружбы». Родителям предлагаются папки – передвижки и консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, дополненные фотографиями детей, проводятся  тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Ежегодно в подготовительной к школе группе проводится конкурс: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево семьи».

Таким образом, тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и  воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями о национальностях, о традициях народов, проживающих в нашем селе,  их быте и  культуре.

Старший воспитатель В. Д. Атяшева

Со справкой ознакомлен: (а)

Копия верна Директор  ГБОУ СОШ (ОЦ)с. Челно-Вершины  _______________ А. А. Самойлов

Публикация «Аналитическая справка „Эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми по духовно-нравственному развитию детей“» размещена в разделах

Планирование работы с детьми и родителями;

Создание среды по духовно-нравственному развитию воспитанников в группах;

Проверяющий: старший воспитатель Пузина Л. В.

В соответствии с годовым планом работы и на основании приказа по детскому саду с 14.10.2019года — по 25.10.2019 года был проведен тематический контроль по первой годовой задаче.

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :

— система и вариативность планирования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

— наличие и разнообразие пособий для духовно-нравственного воспитания дошкольников;

— система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;

— отношение родителей к решению данной проблемы.

В ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания и с целью подготовки к педагогическому совету в дошкольном учреждении проведены следующие мероприятия:

— Консультации по различным аспектам в вопросах духовно-нравственного воспитания :

«Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре»,

«Организация развивающей среды в ДОУ для приобщения дошкольников к народной культуре»;

— Изучение методической литературы; — Создание альбомов различной тематики: «Труд взрослых. Профессии», «Семья», «Дом, в котором ты живешь». Тематические картинки «Хорошо – плохо»;

-Художественная литература (колыбельные, сказки, потешки, чтение художественных произведений «Осень», «Осыпается весь наш бедный сад»; «Осень» А. Майкова; «Мешок яблок» В. Сутеева, «Совесть»

— Взаимопосещение занятий в 1 и 2 младших группах:

-Театрализация сказки «Кот, петух и лиса» —

— Продуктивная деятельность «Рисунок для мамы»;

-Дидактические игры «Кто в домике живет», «Назови, кого покажу», «Как зовут твоих друзей»;

— Пальчиковая гимнастика «Семья», «Утро настало», «Доброе утро».

Мероприятия позволили педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены уголки духовно — нравственно воспитания для детей. Содержание уголков представлено литературой по народным традициям для детей, раскрасками, педагогами подобран материал для родителей. Педагоги с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры, такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию педагоги используют следующие формы работы :

работа с народным календарем

чтение художественной литературы;

творческую продуктивную и игровую деятельность детей;

экскурсии, целевые прогулки по улицам.

Праздники в нашем детском саду начинаются с осени.

Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха».

После праздника педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы на следующие темы: «Край, в котором, ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др. Педагоги привлекают родителей к проблеме духовно-нравственному воспитанию.

— Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала «Золотая волшебница Осень», «Новогодние и Рождественские поделки».

Вывод по тематическому контролю:

Проведенный тематический контроль показал, что проблема духовно-нравственного развития дошкольников актуальна, и педагоги решают ее через образовательную деятельность, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения совместной деятельности педагогов с детьми.

В группах созданы условия для духовно-нравственного развития детей : организуются дидактические игры, продуктивная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал

Однако необходимо обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы совместных с родителями мероприятий данной направленности.

1. Всем педагогам продолжать углубление знаний в теоретических вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников через самообразование.

2. Развивающую среду младших возрастных групп пополнить народными игрушками, в группах старшего возраста использовать имеющиеся настольно-дидактические игры для индивидуальной работы с детьми и пополнить дидактическими пособиями по духовно-нравственному развитию.

Срок: до 15.02.2020года

3. Педагогам всех возрастных групп включать в план работы с родителями воспитанников мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников основ духовно-нравственной культуры.

Публикация «Анализ работы разновозрастной школьной группы по духовно-нравственному воспитанию детей» размещена в разделах

Реализация деятельности по данному направлению осуществляется в соответствии с поставленными задачами:

— сохранение и укрепление духовно нравственного здоровья воспитанников;

-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей: любви к России, своему краю и народу;

-формирование культуры личности воспитанников, основ общения и межличностных отношений, нравственных понятий, чувств и убеждений духовной народной культуры;

-воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, уважительного отношения к государственной символике, любви к Родине;

— воспитание потребности здорового образа жизни и трудолюбия.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС, с воспитанниками Центра ведется систематическая, целенаправленная работа по формированию и воспитанию духовно-нравственной личности. Ежегодно корректируется и утверждается программа по духовно- нравственному воспитанию «Становление личности».

Основной целью реализации программы является формирование социально интегрированной личности воспитанников в системе ценностных установок Центра.

В нашей группе осуществляется система совместной деятельности воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, методиста по сохранению духовно-нравственного здоровья детей.

Формы работы : познавательные часы, беседы, целевые прогулки и экскурсии, диспуты, игровые программы, видеоматериалы, игры нравственного и духовного содержания, проведение праздников и мероприятий, тематические и творческие вечера, участие в конкурсах.

Все мероприятия духовно-нравственной направленности отражены в планах воспитательной работы. В рамках программы духовно-нравственного воспитания в группе планируются и проводятся мероприятия по направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное. физкультурно-оздоровительное, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое.

Сложнейшие задачи духовно-нравственного воспитания и развития детей решаемы и эффективны лишь при условии взаимодействия Центра с другими субъектами социализации. С этой целью Центр поддерживает тесную связь с социальными партнерами: Воскресной школой при Свято-Троицком соборе, Никольским храмом, историко-краеведческим музеем, МБУКСБС г. Моршанска, городским Домом Культуры, детской организацией «Доброград» Карельского филиала МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района.

Данные учреждения обладают всем необходимым оборудованием, техническими средствами, информационными технологиями, необходимыми для эффективной подачи информации воспитанникам Центра.

Посещение Воскресной школой при Свято-Троицком соборе осуществляется системно в форме занятий с преподавателями Воскресной школы и прямого контакта с духовными наставниками. Доверительные беседы с настоятелями Свято-Троицкого собора способствуют формированию и воспитанию личности, благотворно влияя на все стороны взаимоотношений воспитанников с миром : на их этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентации, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

С целью обеспечения реализации по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников в группе функционирует уголок православной культуры, где проводятся индивидуальные и групповые беседы, чтение православных книг. Оформлены тематические уголки для детей. в оформлении использованы: символика страны, края, города, рисунки и фотографии по данной теме.

Реализуя данное направление, организовывали книжные выставки с показом презентаций или кино на православные темы: «Рассказы о русских святых», «Храмы земли Русской», «Православный Моршанск», «Уклад жизни православной семьи».

Читать также:  Размер пособия по безработице (стипендии) определяется справкой о среднемесячном заработке в Word

В течение учебного года составлены планы проведения тематических дней: «День народного единств», «День России», «День матери», «День защитника Отечества», «Рождество» и др.

В Центре систематически проходят совместные мероприятия и праздники духовного и нравственного возрождения (Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.).

В январе с Рождеством Христовым воспитанников Центра пришли поздравить старшеклассники школьной детской организации «Доброград» Карельского филиала МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района.

18 апреля в Центре прошел праздник Светлой Пасхи! Все с большим интересом и радостью готовились к Пасхе. Дети познакомились с историей праздника, с его символами. С большим удовольствием учили стихи, посвященные Светлому Христову Воскресению, готовили пасхальные поделки.

25 апреля поздравить наших воспитанников со Светлым праздником Пасхи пришли старшеклассники школьной детской организации «Доброград» Карельского филиала МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района.

Оптимальным для духовно нравственного воспитания в Центре является проведение годовых календарных праздников «Здравствуй, осень!», «Новогодняя сказка», «Рождественские встречи», «Старый новый год», «Пасхальный букет», «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта» «День именинника» и др.

Воспитанники принимали активное участие в плановых мероприятиях и праздниках Воскресной школы.

В рамках мероприятий духовно-нравственного воспитания дети принимали участие в конкурсах: Епархиальный конкурс детского творчества «Пасха красная». Награда диплом участника.

Всероссийский творческий конкурс «Святые места земли Русской». Награда диплом участника.

Региональный смотр-конкурс изделий декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края». Награда диплом участника.

С целью знакомства с православной культурой нашей страны, приобщения детей к духовно-нравственным ценностям стало хорошей традицией организация экскурсионных поездок. Это экскурсии по памятным местам родного края (Свято-Троицкий собор, Храм Николая Чудотворца, Мамонтова пустынь и др.).

Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. В целях расширения знаний по духовно- нравственному воспитанию для родителей предлагался консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей ( памятки: «Как воспитать у детей героико-патриотические чувства», «Укрепление духовно нравственного здоровья воспитанников средствами православной культуры» и др.)

На базе Центра успешно функционирует семейный клуб «Ответственный родитель», где организуются встречи со специалистами: психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования. В рамках семейного клуба традиционно проводятся с родителями тренинги, беседы, родительские собрания. Согласно плану клуба реализуются детско-родительские мероприятия: «Папа, мама, брат и я – дружная семья», «Краски семейного счастья» (спортивные мероприятия); «Пасхальный сувенир», «Рамка для семейной фотографии» (совместные поделки детей и родителей, и др.

Духовно-нравственное мировосприятие неразрывно связано с гражданско-патриотической деятельностью. Работая с детьми в данном направлении, используем различные формы работы : экскурсии, целевые прогулки, организовываем народные праздники, вечера встреч с сотрудниками музея, ветеранами, рассказываем своим воспитанникам о событиях в истории страны, родного города, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа. Внеурочные мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества.

В течение года воспитанники активно принимали участие в конкурсах: Ежегодный Всероссийский конкурс детского патриотического рисунка «Я рисую мир»». Награда диплом участника.

Областной творческий конкурс коллажа «Моя вселенная» номинация «Война и мир» Награда диплом участника.

Всероссийский конкурс «Культура Безопасности» Награда диплом участника.

Духовно- нравственное воспитание неразрывно связано с посещением библиотеки. Источниками знаний о духовной и нравственной жизни являются именно книги. Воспитанники являются читателями библиотеки Воскресной школы при Свято-Троицком соборе. Наши дети принимают активное участие в мероприятиях детской библиотеки МБУК ЦБС г. Моршанска: «Книжная страна, как хорошо, что есть она», «Поговорим о доброте», «Рождественские встречи», «Из истории Моршанска», «Пасхальный букет», «Герои Великой Отечественной войны», «День защиты детей».

Одним из возможных путей духовного — нравственного возрождения детей в Центре является трудовое воспитание. Мы приобщаем воспитанников в доступных формах к труду и подводим их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями.

Работая с детьми в данном направлении, были организованны экскурсии

по городу с целью знакомства с различными видами труда; на производственные предприятия с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий; трудовые акции.

В Центре прошли мероприятия в рамках Всероссийского экологического субботника «Зелёна весна-2017». Наши воспитанники приняли активное участие в уборке территории Центра, Мемориального комплекса «Есть память, которой не будет забвения», памятника «Неизвестному солдату» расположенному на территории воинского кладбища, памятника работникам ООО «Моршанская мануфактура» погибшим в ВОВ и «Вечного огня», набережной реки Цны и прилегающих к Центру улиц.

В рамках мероприятий, приуроченных ко Дню защиты детей, 29 мая в Центре прошёл благотворительный марафон «Всё лучшее детям» . У нас в гостях были со своей развлекательной программой активисты волонтёрского движения школьников «Лига добра». Была организованна поездка в Тамбов, воспитанники отмечали День защиты детей вместе со своими старыми друзьями из ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания.

Включение детей в совместную социально-значимую деятельность способствует сохранению и укреплению духовно нравственного здоровья воспитанников.

Результатом эффективности духовно нравственного воспитания детей являются :

— рост числа воспитанников Центра с позитивной духовно – нравственной направленностью;

— рост общей активности детей при проведении коллективных дел и мероприятий по данному направлению в Центре и за его пределами ;

— повышение уровня воспитанности и духовно – нравственного здоровья.

Поставленные задачи по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей выполнены. Учебно-тематический план реализован полностью.

Данные задачи являются актуальными на следующий год, так как контингент воспитанников ежегодно меняется.

Публикация «Информационно-аналитическая справка о наличии системы воспитательной деятельности по нравственному развитию личности» размещена в разделах

К основным задачам нравственного воспитания в ДОУ относятся такие, как:

• Гуманные отношения между детьми и взрослыми посредством выполнения элементарных правил общежития, заботливого отношения к окружающим и близким людям, доброжелательности и отзывчивости;

• Воспитание культуры поведения и трудолюбия;

• Воспитание патриотической любви к родине.

Для формирования нравственных качеств личности в группе созданы педагогические условия:

• определены воспитательные задачи, направленные на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе.

• используются личностно-ориентированный подход, который позволяет чувствовать и понимать потребность каждого ребенка.

• созданы условия для активной деятельности детей, формирующие доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Формирование нравственных качеств личности включены в план рабочей программы нашей группы.

Формированию гуманных отношений между детьми способствует использование методик Л. М. Щипициной «Азбука общения», И. А. Пазухиной «Давайте познакомимся», Л. С. Римашевской «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников».

Участие в игровой деятельности позволяет детям активно взаимодействовать, и, тем самым, взаимно влиять друг на друга, обогащая нравственные представления, опыт толерантного поведения.

Исполнение соответствующих игровых ролей способствует обогащению опыта поведения, а выполнение в игре действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для играющих важным стимулом для дальнейшего контроля за своим поведением и выполнения аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях.

Воспитание культуры поведения осуществляется при проведении режимных моментов, организации образовательной деятельности, чтении художественной литературы, рассматривании сюжетных картинок.

Добиться более высоких результатов в деятельности позволяют такие методы, как поощрение, стимулирование, убеждение. Также используются результаты исследований психолога, которые позволяют выбрать необходимые методы и приемы работы с детьми.

Воспитание патриотической любви к родине проходило через реализацию многих проектов: «Наследие героев – правнукам победы», «Родные тропинки», создание уголка «Мой любимый Тамбов»

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства.

Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Большое внимание на развитие у дошкольников нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Воспитание нравственных качеств невозможно без взаимодействия с родителями. Для родителей провела консультацию на тему «Дети – наше зеркало», родительское собрание «Воспитываем гражданина». Приглашала родителей для участия в организации праздников, развлечений. Традиционными в нашей группе стали праздники «День матери», «День семьи».

Мониторинг формирования нравственных качеств детей

Обследовано 25 воспитанников

Категории 2014/15 г

май 2015/16 г

май 2016/17 г

Представлений об отдельных конкретных хороших и плохих поступках Высокий 0

Низкий 24/86% Высокий 10/36%

Низкий 1/2% Высокий 16/64%

Положительного отношения к сверстникам Высокий 0

Низкий 19/82% Высокий 8/29%

Низкий 3/10% Высокий 18/72%

Развитие культуры поведения Высокий 0

Низкий 21/75% Высокий 11/39%

Низкий 2/7% Высокий 17/68%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *