АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Публикация «Аналитический отчет „Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. А одна из задач, которые ставит ФГОС ДО предполагает развитие у детей интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1.6.6).

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях (пункт 2.6).

К целевым ориентирам, которые позволяют оценить достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, относятся следующие характеристики: ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (пункт 4.6).

Согласно ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (пункт 1.4.7). В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра (пункт 1.2.4). Игра – естественный способ развития ребенка. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознавать происходящее вокруг. Все игры удовлетворяют потребность детей в познании окружающего.

Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в развитии элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Таким образом, тема моей работы в межаттестационный период стала: «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр».

Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр.

• изучать педагогическую и методическую литературу по теме;

• обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;

• разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр;

• развивать познавательный интерес, интеллектуальное развитие детей;

• развивать интеллектуально – творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;

• развивать активность и инициативность детей.

Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня развития элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют их познавательную деятельность.

Объект — математические представления у дошкольников.

Предмет — дидактические игры для развития элементарных математических представлений у дошкольников.

Методика работы по развитию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр

И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Для этого образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. А в развитии этих навыков ребенку помогают близкие ему люди: родители и педагоги.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы для меня являлись:

• широкое использование дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию элементарных математических представлений;

• системность в применении дидактических игр для развития элементарных математических представлений у дошкольников;

• активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребенка путем проведения совместных мероприятий, консультаций, мастер-классов.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. В работе я использовала следующие технологии:

• игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В. В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются следующие дидактические игры:

• игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

• дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.

• кубики и квадраты Никитина, благодаря которым у детей хорошо развивается способности к анализу и синтезу — важным мыслительным операциям, используемым в любой интеллектуальной деятельности;

• игры – головоломки, или геометрические конструкторы («Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сердечко». Эти игры способствуют развитию пространственных представлений, конструктивного мышления, творческой инициативы и сообразительности.

В результате освоения практических действий дети познавали свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических фигур.

Главная особенность дидактических игр в том, что задания предлагались детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулировалось как цель, т. е. развитие элементарных математических представлений – то, ради чего я, как воспитатель, организовала игру. В процессе проведения игр я выступала в роли советчика, помощника в правильном выборе и, обязательно, старалась поддерживать детскую инициативу и самостоятельности. Использование этих игр не только расширяли знания дошкольников, но и закрепляли представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Игры я размещала в математическом уголке «Развивай-ка». Оборудовав уголок я преследовала решение двух задач: во-первых, целенаправленное формирование у детей интереса к математике, а во-вторых, воспитание у детей потребности занимать свое свободнее время не только развлекательными, но и требующими интеллектуального усилия играми. Весь материал, помещенный в математическом уголке «Развивай-ка» постепенно накапливала и систематизировала. Чтобы игры постоянно вызывали интерес, я периодически их заменяла новыми.

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закреплять количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Для этого я использовала потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, математические сказки. Все это разместила в альбом «Математическая копилка». ( Приложение 1)

Читать также:  Омск справка от психиатра стоимость

Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Также предлагала детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее часто используют считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Они несут познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки — числовки применяла для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогало не только развивать память, но и способствовало выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагала считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью математических сказок дети легче устанавливали временные отношения, учились порядковому и количественному счету, определяли пространственное расположение предметов. Математические сказки помогали запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывали любознательность, развили память, инициативность, учили импровизации.

Также изготовила практическое пособие «Волшебный квадрат» с различными игровыми заданиями, влияющими на приемы мышления (анализ, синтез, классификацию, внимание, память, восприятие. Гладкая поверхность пособия дает возможность играть в «Волшебный квадрат» бесконечно, а использование объемных и плоскостных наклеек позволяло развивать тактильные ощущения детей и мелкую моторику рук.

Подобрала и использовала картотеку дидактических игр, способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения. Дидактические игры я разделила на несколько групп:

1. игры с цифрами и числами;

2. игры – путешествия во времени;

3. игры на ориентировку в пространстве;

4. игры с геометрическими фигурами.

Первая группа игр направлена на обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный персонаж, знакомила детей с образованием чисел, путем сравнивая равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку» учила детей свободно оперировать числами в пределах 5

. В проведении некоторых игр использовала мяч, например, «Считай, не ошибись!» Разнообразие дидактических игр, используемым во время образовательной деятельности и в свободное время, помогало детям усвоить программный материал.

«Игры – путешествия во времени» — это группа математических игр, которые я использовала для знакомства и закрепления детьми дней недели. Дети с довольствием играли в игру «Живая неделька» и «Неправильная неделька», где дети выстраивали гномиков по порядку, согласно цвету их колпачка, размеру и порядковому номеру. В дальнейшем использовала другие дидактические игры на закрепление названий дней недели, названий месяцев и их последовательность.

Игры третьей группы мною были направлены на расширение и закрепление в процессе всех видов деятельности пространственных представлений: слева, справа, вверху, сзади, далеко, близко. При помощи дидактических игр «Найди игрушку», «Художники» дети овладевали умением определять словом положение того или иного предмета по отношении к другому. Вместе с этими, использовала ряд других игр, постепенно усложняя содержание которых, исходя из возможностей детей.

Дидактические игры четвертой группы использовала для закреплений знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения детей. Часто, проводя игры данной группы, дети делились на команды в соответствии с уровнем их умений и навыков, например, в играх «Геометрическая мозаика», «Посмотри вокруг». Также использовала счетные палочки, разноцветные ленточки для составления геометрических фигур. ( Приложение 3)

Разработала и реализовала перспективное планирование дидактических игр по организации совместной деятельности, направленное на развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. При отборе игр главное внимание обращала на степень трудности игровых правил и действий, при выполнении которых дети проявляли умственные и волевые усилия. ( Приложение 2)

Создала и оформила мультимедийные презентации, дидактические материалы и пособия, что способствовало лучшему зрительному восприятию материала и развитию познавательного интереса у дошкольников. ( Приложение 4)

Организовала ряд мероприятий с детьми, среди которых математическая олимпиада «Путешествие в страну Математика», направленная на выявление знаний детей, умения применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Провела математические развлечения «Загадки царицы Наук», «Ярмарка идей», направленные на развитие мышления путем классификации предметов по разным признакам, развитие гибкости и оригинальности решения. К ВН «Лабиринты цифр» на закрепление и применение полученных знаний детей, повышение умственной активности. ( Приложение 5)

Решая одну из задач ФОГОС ДО (п. 1.6.9, для обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, провела ряд консультаций «Учимся развивать логику», «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Зачем детям математика?» и др. ( Приложение 6)

Провела мастер-класс по теме «Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками» с целью оказания информационной помощи по развитию логического мышления детей в детском саду и дома.

Организовала «Математическую гостиную», где по четвергам каждые две недели кто-то из родителей, вместе с детьми приносили из дома свою любимую дидактическую игру и знакомили с ней детей, после чего дружно играли все вместе в эту игру. Целых две недели игра находилась в группе и все желающие в свободное время могли поиграть в нее, после чего ее возвращали владельцу. Таким образом, каждой семье воспитанников предоставлялась возможность «презентации» своей любимой игры. В результате дети группы в течение учебного года имели возможность значительно расширить свой игровой опыт, а родители могли поделиться опытом по использованию интеллектуальных игр для развития логического мышления и элементарных математических представлений.

Провела совместные мероприятия: «Умники и Умницы», «Мама, папа, я – самая Умная семья!», что содействовало вовлечению семей в образовательную деятельность. Внедрение активных форм работы с семьей способствовало установлению доверительных отношений с семьями воспитанников и повышению активности: 76 % родителей являлись активными участниками в проведении совместных мероприятий. ( Приложение 6)

С целью повышения педагогической компетенции по развитию математических представлений у детей и повышению мотивации к использованию дидактических игр провела деловую игру «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Разработала методические рекомендации по теме: «Использование дидактических игр для развития у детей элементарных математических представлений» и представила опыт работы на «Фестивале педагогических идей».

Читать также:  Сертификат наличия первичных средств пожаротушения

Для того, чтобы проверить эффективность работы, был проведен мониторинг развития элементарных математических представлений в каждой возрастной группе. В результате проведенной работы наблюдалась положительная динамика уровня развития математических представлений.

Результаты диагностики показывают стабильность и эффективность педагогической деятельности на протяжении межаттестационного периода.

Благодарю за внимание!

Публикация «Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума „Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

В мероприятии приняли участие около 20 педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Медногорска.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Начался семинар традиционно с приветственного слова и с презентации о математическом развитии в ДОУ, к участникам семинара обратилась старший воспитатель ДОУ Елена Сагадатовна Сяплина, которая раскрыла цель и задачи самого семинара.

Вниманию участников были также представлены:

• сообщение и презентация о модели успешного занятия по математическому развитию, которую подготовила старший воспитатель ДОУ;


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

• мастер- класс для педагогов «Волшебная лента Мёбиуса» показала воспитатель высшей квалификационной категории Светлана Николаевна Будникова;


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

• досуг для детей подготовительный группы в виде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» провела воспитатель первой квалификационной категории Галина Владимировна Латышова;


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

• рефлексия, с помощью которой педагоги выразили свои впечатления о семинаре.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ходе семинара, для педагогов проводились математические игры и разминки.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сотрудники ДОУ надеются, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в воспитании и обучении детей.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ
Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. Ф ИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»
Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС
«ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)
Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Опубликовано в разделах:

Расскажите коллегам и друзьям!

Всего комментариев: 40.

Для просмотра комментариев

Публикация «Аналитическая справка тематической проверки „Формирование элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

изучить условия, созданные в группах для организации взаимодействия с семьями воспитанников;

определить профессиональные умения и затруднения педагогов по развитию элементарных математических представлений у детей;

выявить систему планирования работы по развитию элементарных математических представлений у детей. ;

Сроки проведения: с 18.11.19 г. по 27.11.19 г.

В соответствии с годовым планом МАДОУ на 2019/20 учебный год, приказом дошкольного учреждения от 13.11.2019 № 239-ОД «О проведении тематического контроля «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей» была проведена тематическая проверка с 18.11.19 г. по 27.11.19 г. в группах дошкольного учреждения. В проверке участвовали исполняющий обязанности заведующего дошкольным учреждением Зонова О. В., исполняющий обязанности заместителя заведующего (ВМР) Кононова О. В., педагог-психолог Казакова О. И.

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Для эффективности проведения тематического контроля использовались следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

1. изучение документации педагогов;

2. создание предметно-развивающей среды в группах;

3. наблюдение за педагогическим процессом;

5. работа с родителями.

1. Оценка планирования работы воспитателя.

В ходе проверки были проанализированы перспективные и календарные планы образовательной деятельности с детьми. В группах дошкольного учреждения есть в наличии Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Эта программа представлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. В Рабочей программе раскрыто содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областям, цели и задачи, а также определена система работы по разделу «Формирование элементарных математических представлений». В Рабочей программе на весь учебный год представлено комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ДО. Одна тема планируется на три недели. Рабочие программы в дошкольном учреждении по всем возрастным группам оформлены эстетично в печатном варианте.

Анализ календарного планирования работы по формированию элементарных математических представлений свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. Занятия проводятся и планируются в группах дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений по книге Помораева И. А., Позина В. А. « Формирование элементарных математических представлений» по возрастам.

Организованная образовательная деятельность ведется в соответствии с планированием, в котором предусмотрено различные виды деятельности по ФЭМП:

• Дидактические игры: «Подбери фигуру», «Который по счету», «Подбери по форме» (группа № 01); «Сложи узор», «Назови соседей», «Магазин», «Части суток» (группа № 02); «Пирамидки», «Веселые грибочки» (группа № 05); «Один –много», «Найди свой домик», «В мире чисел», «Найди себе место», «Отгадай число» (группа № 08); «Волшебный сундучок», «Сосчитай и дорисуй», «Третий лишний», «Угости зайчат» (группа № 07).

• Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (группа №07).

• Игровые упражнения: «Сосчитай колечки у пирамидки» (группа № 08)

• Индивидуальная работа с детьми: д/и «Назови число», состав числа (группа №02); разложить предметы по форме (кубик, шарик) (группа № 05); д/и «Счетная мозаика», «Когда это бывает» (группа №08); закрепить умения выделять пространственные отношений (вверх-вниз, направо-налево, вперед-назад, закрепить знания о геометрических фигурах (группа № 07); д/и «Угадай цифру», закрепление порядкового счета (группа № 01).

• Работа с родителями: запланированы родительские собрания в группах по теме «Годовые задачи образовательной деятельности», где воспитатели раскрывают задачи на учебный год по формированию элементарных математических представлений.

Выводы: планирование ведется воспитателями на среднем уровне. Не достаточна отражена, либо вообще не запланирована работа с родителями по данной теме.

Рекомендации: планировать настольные, сюжетно-ролевые игры, а также физминутки, считалочки чтение художественной литературы, праздники и развлечения с математическим содержанием.

2. Оценка создания условий в группе.

Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению. В связи с этим, в каждой возрастной группе имеется «Центр занимательной математики», где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал: развивающие и дидактические игры, типографские и изготовленные самими воспитателями. Организация математических центров в группах отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров, подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием.

Читать также:  Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам

В проверяемый период отмечаю достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми и игрушками. В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

Рекомендации: воспитателям контролировать рабочее состояние уголка, составить картотеку математических игр.

3. Оценка профессиональных умений воспитателя.

Анализ просмотренной организованной образовательной деятельности показал, что педагоги на достаточном уровне владеют разнообразными современными методами обучения и воспитания детей. Педагоги готовы к занятиям, которые проходили в игровой занимательной форме, созданы условия для проведения занятий: в наличии конспект занятия, демонстрационный, раздаточный материалы, выполнены санитарно-гигиенические требования, проведены физминутки, длительность занятий соответствует возрастным нормам.

Во время проверки воспитатель старшей группы № 06 Желнова Эмма Владимировна провела занятие по ФЭМП, тема «В гости к Осени». В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее, с самого начала воспитатель привлекла внимание детей к теме занятия и удерживала внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности. Речь воспитателя была четкой, ясной и эмоционально окрашенной, материал излагала в доступной и понятной форме. Педагог побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, замечала ответы каждого и использовала метод «проговаривания правильного ответа ребенка». На протяжении всего занятия прослеживалась сюжетная линия. С детьми проведены дидактические игры: «Божьи коровки», «Собери грибочки» и др. ; проведена практическая работа: образование числа при помощи присчитывание и отсчитывание по 1 (выкладывание грибочков на полоске, а также ориентировка на листе бумаги (дети по памяти выкладывали предметы на листе бумаги). Воспитатель подвела итог занятия через эмоциональное впечатление детей – «Понравилось или не понравилось занятие». В качестве сюрприза от Осени дети получили сладкие «грибочки». Занятие прошло на высоком уровне.

Во время тематической проверки воспитатель подготовительной группы № 02 Магеррамова Елена Петровна провела серию дидактических игр «Веселая математика». Дидактическая игра началась с игры в мяч «Ответь на вопрос». Воспитатель в своей работе использовала интерактивные формы работы, во время дидактической игры использовалась интерактивная доска. Использование ИКТ помогли педагогу сделать игру интересной, с одной стороны, а с другой стороны, увлекательной, разнообразной по форме. Елена Петровна эффективно решила проблему наглядности обучения, расширила возможности визуализации учебного материала, сделала его более понятным, доступным для воспитанников. Детям была дана возможность самостоятельно исправить свои ошибки в игре.

Перед использованием интерактивной доски нужно заранее включить и проверить ее исправность. Занятие прошло на среднем уровне: речь воспитателя была эмоциональная, выразительная. Дети были заинтересованы, внимательны, активны, организованы.

Воспитатель старшей группы № 01 Беляева Татьяна Александровна провела с детьми дидактическую игру «Путешествие в зимний лес». Программное содержание материала дидактической игры соответствует возрасту. Цель игры продумана, обоснована. С детьми провели игру «Собери елку», пальчиковую гимнастику «Птица». Тон педагога был спокойный, выразительный, объяснения четкие и последовательные. Дети играли с удовольствием, были эмоциональны, воспитатель не смогла сохранить интерес к дидактической игре. Татьяна Александровна не подвела совместно с детьми итог дидактической игры, детей нужно приучать к самооценке (взаимооценки) результатов деятельности. Дидактическая игра прошла на среднем уровне.

Выводы: занятия в группах №№ 01, 02, 03, 06, 08, по формированию элементарных математических представлений у детей прошли на достаточном уровне.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями.

Форма работы воспитателей через родительские уголки является традиционной. В родительских уголках достаточно интересной и нужной информации. Предлагаемый материал доступен, краток, эстетически оформлен. Анализ материалов родительских уголков показал, что во всех возрастных группах имеются консультации для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей «Как научить ребенка считать?», «Веселая математика дома» и др.

Воспитатели групп периодически обновляют информационные стенды.

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Вывод по тематической проверке: на основании выше изложенного можно сделать выводы, что в целом работа воспитателей всех возрастных групп по формированию элементарных математических представлений у детей ведется планомерно, целенаправленно и систематически. Образовательный процесс в группах строится на основе типовой программы под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе формирования математических представлений у дошкольников педагоги использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, включающий в себя: игры, элементарные опыты, моделирование, решение проблемных ситуаций. Однако, в календарных планах не достаточна отражена, либо вообще не запланирована работа с родителями по данной теме. Воспитатели не планируют настольные, сюжетно-ролевые игры, а также физминутки, считалочки, чтение художественной литературы, праздники и развлечения с математическим содержанием.

Таким образом, работа педагогического коллектива по формированию элементарных математических представлений у детей ведется на достаточном уровне. Педагогам нужно принять во внимание, что педагогические условия по формированию математических представлений у детей заключаются в повышении компетентности педагогов, зависят от объема и уровня их педагогических компетенций. Также зависят от уровня созданной в соответствии с ФГОС ДО развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении и объема работы по взаимодействию с родителями.

На основании детального анализа работы по формированию элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах, воспитателям рекомендовано:

1. Педагогам дошкольного учреждения систематически и целенаправленно проводить работу по формированию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно-временных отношений, решению математических задач.

2. В календарном плане регулярно отслеживать и планировать предварительную работу, разные виды игр, особенно сюжетно-ролевых, как для подгруппового использования, так и для индивидуальной работы с детьми, совместную деятельность в режимные моменты математического содержания.

3. Продолжать пополнять мини-центры занимательной математики развивающими играми, создать доступную насыщенную предметно-пространственную среду для развития познавательного интереса у детей.

Сроки: постоянно Ответственные: воспитатели

4. Провести для родителей открытые занятия-игры с детьми по формированию элементарных математических представлений дошкольников на родительских собраниях.

Сроки: до 15.02.20 Ответственные: воспитатели

Исполняющий обязанности заместителя заведующего (ВМР) О. В. Кононова

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Елена Сяплина Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»

26 февраля 2020 г. в МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка» г. Медногорска» прошел городской семинар- практикум для педагогов по теме: «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *