АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ОПЕРАТИВНОМУ КОНТРОЛЮ В ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля

«Организация питания детей в ДОУ»

: Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по формированию ценностных представлений о здоровом образе жизни, посредством воспитания культурно-гигиенических навыков приема пищи у детей.

Заведующий МБДОУ –  Харчикова Е. Ж.

Зам. заведующего по ВМР – Стороженко Э. Я.

Старший воспитатель – Гамолка С. Ю.

Вопросы, подлежащие контролю:

Организация питания детей в детском саду выполняется в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы.

Педагоги понимают, что работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

— в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

— в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми

и знают, что правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания.

Поэтому во всех возрастных группах воспитателями созданы условия для организации питания, и осуществлении дежурства по столовой, начиная со средней группы. В группах имеются уголки дежурных, график дежурства, атрибуты (фартуки для дежурных, салфетницы, хлебницы).

Воспитатели всех возрастных групп воспитывают у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Во второй младшей группе (воспитатель Есякова В. Г.) побуждают детей к самостоятельному выполнению поручений, начинают формировать у детей умения необходимые при дежурстве по столовой: дети помогают накрывать стол к обеду (расставляют хлебницы, раскладывают ложки). Отмечено, что дети самостоятельно уносят чашки по окончании еды, оказывают посильную помощь взрослым.

В средней (воспитатель Герасимовская Т. С.) продолжает формировать у детей умение выполнять самостоятельно обязанности дежурных по столовой: дети аккуратно раскладывают, расставляют хлебницы, чашки, тарелки, раздают ложки). Отмечено желание детей дежурить, надевать форму дежурных, проявляют старание. Также, все дети по окончании приема пищи самостоятельно уносят посуду, стряхивают крошки с салфеток.

В старших и подготовительных группах дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой умеют сервировать столы и приводят их в порядок после еды. Отмечено, что дети счищают остатки пищи с тарелок и аккуратно сортируют посуду по стопкам, тем самым участвуя в совместной деятельности с взрослыми, оказывая помощь младшему воспитателю.

Воспитатели всех групп осуществляют руководство во время приема пищи детьми: следят за осанкой детей, за поведением детей за столом, за правильностью пользования столовыми приборами, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, осуществляют индивидуальный подход. Однако отмечено, что молодой педагог Цурмичёва С. Е., не всегда сообщает детям названия блюд, не ведет беседу о том какие продукты были использованы поваром для приготовления блюд (предварительная работа), а также не напоминают Имя и Отчество поваров ДОУ.

У детей всех возрастных групп формируются навыки приема пищи: дети знают, что пищу берут по немного, хорошо пережевывают, нельзя разговаривать во время еды, есть аккуратно, не крошить. Все дети пользуются столовыми приборами, салфетками, благодарят за еду, обращаются с просьбами к взрослым.

Организация питания детей в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью в каждой возрастной группе имеется «Меню», информация для родителей о блюдах, которые ребенок получил в течении дня в ДОУ, вывешивая ежедневно. Воспитатели всех групп подходят к вопросу о питании детей серьезно. Регулярно обновляется информация на стендах, проводятся индивидуальные беседы с семьями о вкусовых предпочтениях ребят и индивидуальных особенностях (дети с заболеваниями: пищевая аллергия, диатезы), а также проводятся консультации по вопросу воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

Таким образом, можно отметить, что работа по взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам столового этикета ведется своевременно, с учетом запросов родителей.

Воспитатели постоянно следят за выполнением  правил приёма пищи, ведут работу с родителями по организации детского питания дома, через беседы, консультации.

1. Воспитателям всех возрастных групп продолжить работу по формированию навыков приема пищи, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей, согласно возрастных особенностей своей группы.

2. Воспитателям всех возрастных групп усилить работу по формированию навыков поведения за столом, продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами.

3. Продолжать вести работу по взаимодействию с семьями воспитанников по данному вопросу.

Заведующий МБДОУ                                                              Харчикова Е. Ж.

Зам. заведующего по ВМР                                                Стороженко Э. Я.

Старший воспитатель                                                         Гамолка С. Ю.

Анжела Хасанова Аналитическая справка по результатам тематического контроля

«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Тематический контроль был проведён в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения на 2021 – 2022 учебный год с 24.01.2022г. по 28.01.2022г. и включил в себя следующие пункты:

Публикация «Аналитическая справка по результатам тематического контроля» размещена в разделах

1. Организация работы в течение дня и руководство ею

-проведение специально организованных мероприятий с семьей воспитанников;

-организация индивидуальной работы с детьми и с семьей по развитию детей;

— взаимодействие воспитателей и специалистов с семьей по развитию детей.

2. Проверка документации педагогов

-отражение в планах мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников (периодичность, тематика, разнообразие, соответствие задач возрасту детей, формы работы);

— планирование индивидуальной работы с семьей;

— планирование работы с семьей в перспективном плане (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, выставки и другие формы работы).

3. Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории детского сада и в учреждении

— наличие игрового и развивающего оборудования, изготовленного в совместной деятельности с родителями;

— оформление информационных центров для родителей (законных представителей, их содержание;

-своевременность смены информации, соответствие ее плану взаимодействия.

4. Профессиональный уровень воспитателей

-уровень знаний и практических умений педагогов по организации взаимодействие; воспитателей и специалистов с семьей;

-качество проведения НОД;

5. Взаимодействие с семьей

-формы работы по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу;

-использование инновационных форм работы с семьей;

-участие родителей в жизни детского сада;

-взаимодействие с социумом по вопросу взаимодействие воспитателей и специалистов с семьей.

Организация работы в течение дня и руководство ею:

Анализ работы показал, что активная форма работы – групповые родительские собрания. Они проводятся один раз в квартал. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей. Все группы в системе проводят родительские собрания определенной тематики, исходя из перспективного плана по работе с родителями.

Проверка групповой документации показала, что во всех возрастных группах есть планы работы с родителями, которые включают в себя различные формы работы. Имеются протокола родительских собраний.

Кроме родительских собраний педагоги используют другие формы работы с родителями: коллективные консультации, совместные праздники, развлечения, и т. д. Активно используются индивидуальные беседы с родителями, которые проводятся ежедневно утром и вечером.

В соответствии с данными сведениями составлен социально-демографический паспорт семьи. Созданы паспорта семей,

Проверка документации педагогов:

На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Планирование осуществляется в соответствии с тематическим планом образовательной программой ДОУ. Перспективное планирование осуществляется через формы образовательной деятельности (режим, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с семьей).

Необходимо отметить, что некоторые возрастные группы забывают планировать работу по пополнению развивающей среды, и прописывать взаимодействие с родителями (1 младшая группа).

У каждой группы имеется тетрадь по взаимодействию со специалистами. Но в тетрадях не записывается необходимая информация, которую в дальнейшем используют для индивидуальной работы с детьми, родителями воспитанников (во всех группах). Необходимо обновить данные о родителях в тетрадях сведений о родителях группы.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:

Анализ РППС групп показал, что оборудование группового пространства соответствует санитарно — гигиеническим требованиям, безопасно, эстетично. Мебель по росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают развивающий эффект.

Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены в свободном доступе.

В группах создана комфортная РППС, соответствующая возрастным, гендерным и индивидуальным особенностям детей.

Игровой материал периодически меняется, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Родители проявляют интерес ко всем мероприятиям, проходящим в детском саду, стараются оказать посильную помощь воспитателям (участвуют в конкурсах, оказывают посильную помощь в шитье костюмов в центр ряженья (2 мл. гр., ст. гр., бабушки воспитанников обшивают кукол (подг. гр., ср. гр., папы, дедушки оказывают помощь в ремонте групп, ремонтируют лыжи для детей (все группы, родители пополнили центр патриотического воспитания (ср. гр., подг. гр.).

Читать также:  АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО КУРСАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

В группах в системе обновляются информационные уголки для родителей. Имеются стенды для размещения темы недели и рекомендаций для родителей. Информация своевременно выставляется и вывешивается и своевременно меняется. Наглядная информация содержит папки-передвижки по теме сезона, теме недели, чтению художественной литературы и др. ; выставки детского творчества; объявления и рекомендации. Оформлены родительские уголки (режим дня группы, расписание НОД, актуальная информация по вопросам воспитания и обучения, оздоровления детей, новости группы) – представленный материал носит конкретный характер, доступен.

Профессиональный уровень педагогов:

В ходе контроля была просмотрена НОД в виде занятий у 10 педагогов и установлено следующее:

При организации занятий выполняются санитарно-гигиенические требования:

Группы предварительно проветриваются, уровень освещения соответствует санитарно эпидемиологическим нормам; длительность занятий почти у всех педагогов соответствует возрасту детей и требованиям СанПиН. С целью удовлетворения двигательной активности детей педагоги проводят физкультминутки и динамические паузы, снижению утомляемости детей способствует также чередование и смена видов детской деятельности.

Программное содержание занятий во всех группах соответствует возрасту детей, уровню их развития, прослеживается связь с материалом, пройденным ранее, и имеют место элементы нового материала. При проведении занятий воспитатели учитывают индивидуальные и психологические особенности детей, активизируя и приглашая к работе у доски детей застенчивых, малоактивных, имеющих низкий уровень освоения программы.

Цели и задачи занятий соответствуют их содержанию, однако, решаются, в основном, обучающие и развивающие задачи, редко — воспитательные задачи.

В качестве мотивации к предстоящей деятельности используется сюрпризный момент (кроме 2 младшей группы, Селезневой Е. В. – педагог растерялась и забыла).

При проведении НОД педагоги используют разные группы методов:

— словесные (вопросы, беседа, рассказ, загадывание загадок, чтение художественной литературы и т. д.);

— наглядные (показ картин, иллюстраций, приёмов и способов действий, использование аудиозаписи и т. д.);

— практические и игровые.

При общении с детьми все педагоги занимают активную позицию. Дети дисциплинированы и действуют точно в соответствии с указанием воспитателей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Воспитатели владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями, проявляют компетентность в вопросах воспитания. Для поддержки интереса родителей к успехам и достижениям своего ребенка систематически оформляются фотогазеты, выставки детских работ, рисунков, акции, буклеты. Проводятся родительские собрания (дистанционное, реже — анкетирование, опросы, родительские клубы по интересам и др. нетрадиционные формы.

Педагоги активно используют интерактивное общение, организация сетевого взаимодействия с родителями воспитанников создана группа ВКонтакте. Информация систематически обновляются для родителей (педагоги выкладывают различные мероприятия с детьми, фотоотчеты).

Консультации узких специалистов проводятся как очно, так и вывешивается необходимая информация на стенды в группах.

В подготовительной группе педагоги используют такую форму работы для родителей как открытый показ занятий.

В период пандемии редко стали сотрудничать с различными социальными организациями. Организация совместной работы проходит в основном в дистанционном формате.

Вывод по тематическому контролю :

Тематический контроль показал, система работы с семьями воспитанников, общение педагогов с родителями происходит на достаточном уровне, о чем говорит отсутствие конфликтных ситуаций. Работа педагогического коллектива по вопросу активизации работы с родителями в ДОУ ведётся планомерно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.

Во взаимодействии с родителями воспитатели используют разнообразные формы работы. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

— Создать журналы учёта индивидуальных консультаций с родителями всем возрастным группам.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: до 21.02.2022г.

— Аккуратное введение документации по планированию, не допускается зачёркивание, замазывание.

— Воспитателям, специалистам ДОУ вести тетрадь по взаимодействию с родителями.

Ответственные: воспитатели групп, специалисты.

— Обновить тетрадь сведений о родителях.

— Пересмотреть, дооформить центр физической активности, добавить материалы и оборудование для двигательной активности в зависимости от возраста, детской деятельности.

Ответственные: воспитатели 1 младшей гр., средней гр.

Срок: до 28.022022г.

— Пополнить центр экспериментирования материалами для экспериментирования.

Срок: до 28.02.2022г.

— При проведении НОД использовать комплекс специальных упражнений для речевого развития (артикуляционные упражнения).

— Активнее использовать инновационные формы работы во взаимодействии с родителями.

— Проявлять активность в работе с различными социальными организациями.

«Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ»

(Приказ № 92/2 от 06.10.2021 г.)

В соответствии с  годовым планом  работы МКДОУ  «Детский сад № 8» на 2021 — 2022 учебный год в период с 06.10.2021 г. по 24.11.2021 г. комиссией в составе 4 человек была проведена оценка качества организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и выявлению факторов, которые определяют это качество. В состав комиссии вошли следующие педагоги:

— Кундеренко Т. А.– заведующий, председатель комиссии;

— Смоленцева М. А. – старший воспитатель;

-Лернатович Е. А. – учитель-логопед;

-Жеребцова Ю. Н. – учитель-логопед;

определение уровня воспитательно-образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

тематическая проверка  осуществлялась по следующим направлениям и в соответствии с утвержденным заведующим МКДОУ «Детский сад № 8» планом-графиком:

Во время тематической проверки были использованы  следующие формы контроля:

Проверка показала следующие результаты.

1. Анализ профессионального мастерства воспитателей.

1.1. Оценить умение педагогов планировать и организовывать работу с детьми по патриотическому воспитанию с детьми.

В ходе тематической проверки были просмотрены занятия у следующих воспитателей:  Ермолиной Е. Н. (подготовительная к школе группа) тема: «Рассказывание по серии сюжетных картин «Семейный ужин»», Черневой Е. А. (средняя группа) тема: «Моя семья», Потаповой Ю. Н.(средняя группа) тема: «Моя семья», Магизовой Н. В. (старшая группа компенсирующей направленности), тема: «На моей улице», Шеиной А. А.(1 младшая группа), тема: «Петушок-золотой гребешок», Девятовой М. Н. (1 младшая группа), тема: «Зернышки для петушка». Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым материалом и закрепление ранее изученных  тем.

Воспитатель подготовительной к школе группы группы Ермолина Е. Н. на занятии по речевому развитию вызвала интерес у детей  к семейной традиции- семейный ужин. Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, ИКТ и таким образом,  дети смогли справиться с заданием –рассказ по серии сюжетных картин. Елена Николаевна неоднократно обращалась к повторению и применению в разговорной речи детей пословиц: «Один за всех и все за одного», «Когда семья вместе и душа на месте». Этапы занятия продуманы и выдержаны по времени.

Воспитатель средней группы группы Потапова Ю. Н. на занятии по ФЦКМ «Моя семья» закрепила знания детей о своей семье: умению называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей. Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации. В ходе занятия Юлия Николаевна предусмотрела разнообразную деятельность по интересам детей, пособия для детей эстетически оформлены, красочные. Этапы занятия продуманы и выдержаны по времени.

Воспитатель старшей логопедической группы Магизова Н. В.  построила своё занятие по рисованию «На моей улице» с учётом возрастных особенностей детей. Основная часть НОД была посвящена изобразительной деятельности,  дети  изобразили дома на их улице, показали хорошие навыки владения кистью, красками. В завершении НОД дети получили похвалу и поддержку со стороны воспитателя.

Воспитатель средней группы Чернева Е. А. провела интегрированное занятие, во время которого дети не только уточнили свои знания о своей семье, но и нарисовали свою семью карандашами. Дети показали  навыки владения карандашами. В завершении НОД дети получили похвалу и поддержку со стороны воспитателя, она отметила разнообразие изображенных детьми семей. Е.А. немножко усложнила задачу для детей нарисовать всю семью, а не одного человека, поэтому занятие немного затянулось, рекомендовано обратить на это внимание.

Девятова М. Н., воспитатель 1 мл. группы, через занятие изобразительной деятельностью воспитывала в детях интерес к игрушке-петушку. Дети учились изображать зернышки для петушка с помощью ватных палочек. Педагог смогла замотивировать детей на предстоящую деятельность и на протяжении всего занятия поддерживала у детей интерес к персонажу Петушку.

Анализируя просмотренные занятия, можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были посвящены не только  на обобщение и закрепление пройденных тем, но дети получили новые знания. Педагоги показали, что проводят образовательную деятельность в данном направлении. Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают основные достопримечательности нашей Родины, имеют представление о символике  Российской Федерации, знают фамилию, имя и отчество президента Российской Федерации, некоторые называют по фамилии.

Читать также:  ГДЕ ВЗЯТЬ СПРАВКУ О ТОМ ЧТО НЕ РАБОТАЕШЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают экспонаты, принесенные детьми, родителями в  центры патриотического воспитания в группах. В младших группах имеются альбомы  «Моя семья», «Мой дом», которые оформлены благодаря родителям.

В  планах отражены занятия по патриотическому воспитанию: «История возникновения родного города», «»Папа, мама, я — семья, «Мой город»,  «Мой город — моя малая Родина», «Моя семья», «Чья мама? Чей малыш?», «Национальная культура народов Южного Урала» и др.

1.2. Оценить знания педагогов программных задач и уровень их владения методикой работы по организации патриотического воспитания детей.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по патриотическому воспитанию. Педагогам были предложены рекомендации старшего воспитателя: «Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста» в соответствии с основной образовательной программой МКДОУ д/сад №8 для корректировки образовательной работы с детьми в данном направлении. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми воспитатели умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.

Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.

На высоком уровне построена работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию у педагогов Ермолиной Е. Н., Ефимкиной В. А., Бабушкиной И. Э., Гладкиной М. А., Магизовой Н. В., Барановой Л. А

Молодые педагоги пока слабо владеют методикой проведения НОД, но работают над ошибками, выполняют рекомендации наставников.

Проведено анкетирование воспитателей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста для повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

Аналитическая справка по результатам анкетирования педагогов по теме: «Готовность к работе с детьми по патриотическому воспитанию».

В анкетировании участвовало 10 педагогов (1 не участвовал по уважительной причине-болезнь)

Первый вопрос звучал так:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие ? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

«кто такой гражданин», педагоги ответили по разному, но суть одна –это человек с активной жизненной позицией, любящий свою семью, свой родной край, страну, преданный своему Отечеству.

Все педагоги согласны с тем, что начинать гражданское воспитание необходимо с дошкольного возраста, т. к. в этом возрасте формируются базовые основы личности, ребенок начинает получать социо-культурный опыт.

«Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру»

На данный вопрос 30%-педагогов ответили, что , 80%- утверждают, что достаточно хорошо знают культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру.

«Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного посёлка, края»

Все педагоги ответили: чтение литературы, использование интернет-ресурсов (семинары, вебинары)

«Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к историческому наследию своего народа? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить»

Все педагоги согласны с тем, что необходимо знакомить детей к истокам региональной культуры.

— посещение музеев и памятников; организация экскурсий

ознакомление с декоративно- прикладным искусством; проведение фольклорных досугов; бесед; проектная деятельность; использование устного народного творчества; использование народных игр и игрушек; чтение художественной литературы; рассматривание картин, открыток.

Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?

70 %  считают с младшего дошкольного возраста; а 30% от опрошенных уточняют со среднего возраста более осознанно

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?

100% знают что и как рассказать детям о городе(педагоги уточняют, что используют литературу для бесед, а беседы сопровождают иллюстрациями и видеороликами и презентациями)

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.

30%-Л. К. Суслова «Коркино-наш дом», Б. М. Мещеряков «Коркино-город угольщиков», Е. Ф. Корсунова «Коркино»,  70%-сказы Бажова и интернет ресурсы

8. Какая методическая помощь вам необходима для реализации задач гражданского воспитания в вашей группе?

30%-Нужна помощь в организации мероприятий, написаний конспектов,

70%-не хватает методической литературы по возрастам, демонстрационного материала.

9. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.

трудности в распечатке цветных материалов и приобретении пособий и дидактических игр.

10. Помощь и поддержка каких специалистов вам необходима для эффективного решения задач гражданского воспитания?

20%- да, нужна помощь старшего воспитателя при текущих и возникающих вопросах; 30%-да, нужна помощь специалистов ЦДОД, старшего воспитателя, работников библиотеки; 50%- нет, больше не нужна, уже была оказана помощь и консультация при решении задач гражданского воспитания.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы:

У 80% педагогов ДОУ имеется представление о системе работы по патриотическому воспитанию. Данная проблема актуальна в наше время. Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, и оно правомерно. Поэтому воспитатели групп будут продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные формы работы с детьми с родителями по данному вопросу. Все педагоги могут проектировать и планировать работы по патриотическому воспитанию.

—        Продолжать изучать современные развивающие технологии и применять их в своей работе;

—        Провести консультации для педагогов, испытывающих затруднения в планировании и проведении работы в направлении патриотического воспитания

2. Оценка предметно-пространственной  развивающей среды в группах.

В группах детского сада созданы все условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, для внедрения метода проекта в образовательный  процесс. В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике,  наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и моя семья», «Природа родного края», «Мой город», «Символика нашего государства». В группах имеется методическая литература для проведения образовательного процесса с детьми, а также педагоги используют готовый материал из периодических изданий по дошкольному воспитанию и интернет-ресурсов. Предлагаемый в пособиях, журналах наглядный материал с успехом используется педагогами как на НОД, так и в играх по ознакомлению с окружающим, на развитие логического мышления, для обогащения словарного запаса.

В рамках тематической проверки в группах детского сада был проведен смотр-конкурс «На лучший патриотический центр в группе детского сада» (Приказ №92/2 от 06.10.2021 г.)  с целью создания в группах условий для патриотического воспитания дошкольников и формирования у них гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности к своей семье, городу, стране.

Итоги данного смотра-конкурса показали, что в группах детского сада созданы условия для воспитания у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну и сопричастности к культурному наследию своего народа.  Во всех группах в наличии имеются дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы — строители», «Кафе», «Банк» и другие в соответствии с возрастом и интересами детей.

В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала. Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников с историей города Коркино,  его достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым малой родины; с Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.

3.        Анализ планирование работы с детьми.

В результате проведённого контроля было установлено, что  все группы детского сада организуют патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой МКДОУ «Детский сад № 8» на 2021-2022 учебный год. Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с., переработанной в соответствии с действующими ФГОС ДО и рядом парциальных программ.

Планирование данной работы проводится по следующим темам: «Моя семья», «Мой город», «Мой детский сад» и т.д. в соответствии с поставленными задачами каждой возрастной группы. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, чтение, беседы, целевые прогулки, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники и итоговые мероприятия по лексическим темам недели.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. В основном лексические темы по патриотическому воспитанию  повторяются в каждой группе, но изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения, в зависимости от возраста и интереса детей каждой возрастной группы. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества), традиции празднования Нового года  и Рождества  (перед новогодними праздниками и Рождеством) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и традициями.

Читать также:  Справка об отсутствии судимости через Госуслуги

Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает:

Основная форма проведения НОД — беседа, рассказы педагога, детей,  викторины, интегрированные занятия, презентации проектов «Народные промыслы России», «Мой родной край» , «Мой родной город — Коркино», «Буду родину любить», «По дорогам сказок». Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии внутри детского сада и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры. Педагоги привлекают родителей воспитанников к  созданию макетов домов в прошлом;  организуют выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае) по итогам лексической темы; фотовыставки о том,  как дети проводят время с родителями, фотоотчеты для родителей о проведенных мероприятиях в детском саду; привлекают родителей к организации выставок в музыкальном зале детского сада, приуроченных к празднованию общероссийских праздников.

Недостаточно в планах отражена работа по ознакомлению детей с традициями родного города, недостаточно проводятся целевые прогулки, но это связано с эпидемиологической обстановкой в данный момент.

4. Анализ работы педагогов по взаимодействию с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой дом»,  «Мой родной край», «Мой город» , пополняются центры патриотического воспитания. Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Анализ результатов проверки по работе с родителями по патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия — это наглядно- текстовая информация; выставки детских работ, рекомендации для родителей по данной теме размещены воспитателями в группах в Вайбере; воспитатели проводят индивидуальные консультации, беседы.

В рамках тематической проверки среди родителей воспитанников было проведено анкетирование с целью определения важности патриотического воспитания в семье и детском саду. В анкетировании участвовало 78 человек, что составило 75% от общего количества родителей детского сада.

Родители ответили на вопросы таким образом:

Первый вопрос анкеты «Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание?» предполагал выбор родителями предложенных вариантов ответа, можно было выбрать несколько вариантов. Так:

«Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?» предполагал выбор вариантов родителями воспитанников из предложенных:

Третий вопрос анкеты, был направлен на получение информации, о важности воспитания у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.  Так 72 родителя (92,3%) отметили, что считают важным воспитание нравственно-патриотических чувств у детей, 6 родителей (7,7%) отметили, что не считают важным воспитание данных чувств.

Следующий вопрос анкеты, был направлен на определение, возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Пятый вопрос анкеты «Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?» предполагал выбор родителями вариантов ответа, можно было выбрать по несколько вариантов:

  • Познакомить с обычаями и традициями своего народа» — отметили 34,6% (27 родителей);
  • Расширять представления о родной земле, её столице, городах» — отметили 42,3% (33 родителей);
  • «Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка» — отметили 60,3% (47 родителя)

На 6 вопрос анкеты «Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?». Родители ответили следующим образом:

В основном родители отвели есть семейные традиции: семейные походы в лес, парк, празднование Нового года, дней рождений, Пасхи, посещение городских мероприятий (Масленица, День города, 9мая и др.), семейное чтение, чтение сказок на ночь и др.

На 7 вопрос «В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?»

Большинство родителей ответило на детских площадках, ФОК РМК площадка, парк имени Федько, меньшинство ответили, что посещают музей, ходят в развлекательные детские центры

На 8 вопрос «Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?»

Родители отвечали так: рассказывают о достопримечательностях города, названиях улиц г. Коркино, прививают бережное отношение к природе, соблюдению порядка, воспитывают культурное поведение в общественных местах, вежливое отношение к другим людям.

На 9 вопрос «Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?»

Большинство родителей ответили: ждут любой помощи, на усмотрение педагогов и в соответствии с программными требованиями, второй распространенный ответ был: экскурсии по городу, посещение библиотеки, музея. 5%- никакой помощи не ждут от садика.

Таким образом, большинство родителей имеют правильное и четкое представление о термине «патриотическое воспитание».

Большинство родителей считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания. Также считают важным воспитание у детей нравственно-патриотически чувств.

Большинство анкетируемых родителей считают, что возможно патриотическое воспитание в детском саду.

Большинство родителей считают актуальной тему ознакомления с родословной семьи, с семейными традициями.

Большинство родителей ждут помощи от садика по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей, на усмотрение педагогов и в соответствии с программными требованиями. Положительно относятся к проведению экскурсий по городу, посещение библиотеки, музея.

Систематически проводить  мероприятия  с привлечением родителей по реализации задач патриотического воспитания в соответствии с возрастом и интересами детей, но   с учётом требований главного санитарного врача РФ в период распространения коронавирусной инфекции. Педагогам продумать, как пополнить знания родителей об истории возникновения города Коркино, его достопримечательностях и известных земляках.  Предложить родителям вместе с детьми составить родословную  семьи для пополнения знаний о своих предках, их достижениях. В календарных планах отражать работу с родителями в направлении патриотического воспитания, с обязательным указанием цели данных мероприятий.

Таким образом, необходимо продолжать проводить систематическую и целенаправленную работу по повышению уровня усвоения детьми программы дошкольного воспитания в данном направлении. Больше внимания уделять индивидуально — коррекционной работе с детьми для повышения качества освоения материала по патриотическому воспитанию детей, особенно с детьми, у которых  низкие результаты. Привлекать родителей  и специалистов детского сада для улучшения знаний детей в данном направлении. Систематизировать знания детей по приобщению к русской народной культуре через проведение фольклорных праздников, знакомство с предметами народного быта и народно-прикладного творчества. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников в соответствии с программой использовать в работе разные виды детской деятельности и современные развивающие технологии для поддержания у детей интереса к данной теме.

Выводы по тематическому контролю

Проведённый тематический контроль продемонстрировал  эффективность воспитательно-образовательной работы в МКДОУ  «Детский сад № 8»  по вопросу «Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ». В образовательном учреждении созданы предпосылки,  раскрывающие систему взглядов на проблему  патриотического  воспитания детей в целом.  С  детьми  старшего дошкольного возраста  необходимо проводить целенаправленную работу на формирование целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

По результатам тематического контроля видно: предметно – пространственная развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО.  В группах оборудованы специальные центры: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, дом, родной город); для детей  старшего дошкольного возраста – центры патриотического воспитания, содержащие материал  по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.

Рекомендации по итогам тематической проверки.

1. Признать  работу педагогов учреждения в направлении патриотического воспитания детей дошкольного возраста удовлетворительной.

2. Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя современные развивающие технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейную педагогику, игровые технологии, ИКТ, развитие исследовательских умений).

4.  Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, курсы повешения квалификации, активизировать  педагогическое мышление в соответствии с требованием времени.

Ответственные: педагоги детского сада

Брыкалова Нина Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Система работы над развитием речи дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД № 40 ПОСЁЛКА СТЕПНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

Тема : «Система работы над развитием речи дошкольников»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *