Анализ воспитательной работы
с учащимися 5 класса
за 2017-2018 учебный год.
При планировании и разработке воспитательной программы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся 5 класса и социальная ситуация. Учебно-воспитательная работа направлена на создание благоприятных условий для развития ключевых компетенций учащихся в соответствии с ФГОС.
Цель воспитательной работы:
1.формирование воспитательной среды, способствующей развитию ключевых компетенций
2. воспитание самостоятельной, социально активной, нравственно и физически здоровой, творческой, законопослушной, экологически мыслящей, приобщённой к культуре и способной к саморазвитию личности с целостным видением мира, гуманными ценностями и социальными навыками.
Формирование гражданско – патриотическое сознание, нравственные позиции;
Применение разнообразных технологий для создания атмосферы психологического комфорта;
Создание условий для самореализации каждого ребёнка в развивающей творческой среде;
Формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время, проводить инструктажи по технике безопасности по всем видам
Способствование формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков;
Дать представление о духовно – нравственных традициях России, социальном опыте, исторических представлениях наших предков, их семейном укладе, праздниках, буднях;
Анализ эффективности целеполагания и планирования
воспитательного процесса в классе.
Воспитательные задачи, поставленные перед классом, решаются. Наблюдения и анкетирования показали, что выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность правильные, основываются на психологические, возрастные, индивидуальные особенностях учащихся.
На начало учебного года (на начало первой четверти) количество учащихся– 3 человека, на конец года (на конец четвертой четверти) — 3 человека
В классе 1 мальчик, 2 — девочки.
По итогам года 1 отличник (ФИО закодированы)
Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Двое учащиеся воспитываются в полных семьях. (ФИО закодированы)
отнесена к «группе риска». Семья состоит на внутришкольном контроле.
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный. Учащиеся включены в коллективные взаимоотношения и коллективную творческую деятельность в нем.
Организация учебно-познавательной деятельности
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показал, что к концу учебного года процент успеваемости 100%, качество знаний — 33,3%.
Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляют (ФИО закодированы). Слабый интерес к учёбе наблюдается у (ФИО закодированы)
У этого учащегося ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. (ФИО закодированы) не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относится несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. Необходимо также уделить внимание формированию у детей положительного отношения к учебной деятельности.
Перед классным коллективом были поставлены конкретные цели на 2017-2018 учебный год:
Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Обеспечение успешной адаптации учащихся на втором этапе образования.
Формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуры поведения на основе управления собой.
Для реализации данных целей сформулированы следующие задачи:
Воспитание ответственности, культуры поведения и общения.
Развитие творческих способностей у ребёнка на уроке и во внеурочное время.
Нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.
Воспитательная работа в классе проводилась по следующим направлениям:
Духовно — нравственное.
Правовое направление и культура безопасности
Положительное отношение к труду и творчеству
Работа с родителями.
Организация воспитательной работы.
Цель занятий — сформировать у школьников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности. Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Наиболее распространённой формой организации воспитательной работы в 5 классах был классный час, который проходил два раза в месяц по разной тематике (по нравственному воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, бережливости, справедливости, товариществе, доброте, скромности и др.). Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении часов общения преобладала форма свободного общения учащихся с классным руководителем и друг с другом.
Я старалась проводить тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и родительские собрания, для того, чтобы ребёнок как можно лучше чувствовал себя в коллективе класса, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.
В план воспитательной работы класса были включены классные часы и мероприятия, направленные на воспитание дружелюбия, ответственности, дисциплины, патриотизма
Для реализации цели и решения задач, поставленных перед классом, были проведены следующие мероприятия.
Все запланированные мероприятия и классные часы выполнены
Организация самоуправления в классе.
Считаю, что самоуправление дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.
Чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Самоуправление в 5 классе было организовано следующим образом
Каждый учащийся в классе имеет свои поручения.
В течение года дети учились слушать друг друга, обмениваться мнениями и опытом, который они приобретали. У многих учащихся в процессе самоуправления выработались такие качества, как ответственность за порученное дело. К концу года (по мере взросления) ребята стали более ответственными и активными.
Ребята принимают активное участие в уборке пришкольной территории, генеральных уборках кабинета. Дети трудолюбивы, оказывают взаимопомощь в делах класса.
Работу по самоуправлению необходимо продолжать, так как эта работа даёт положительный результат.
Организация работы с родителями.
В течение этого года было проведено 3 родительских собрания: «Как помочь пятикласснику в учёбе?», «Первые проблемы подросткового возраста», «Как уберечь ребёнка от наркотиков, СПИДа и суицида?»
С родителями налажен тесный контакт через сотовую связь. Родительский комитет откликнулся на просьбу облагоустроить классную комнату. Я приобрела карниз, родители -тюлевую занавеску. Супруги (ФИО закодированы) помогли закрепить карниз и повесить тюль. (ФИО закодированы) подарила горшки с цветами для озеленения кабинета.
К сожалению, в классе есть проблемы: родительница (ФИО закодированы)
стоит на школьном учёте по причине злоупотребления алкоголем, девочка фактически проживает у бабушки. Профилактические беседы с мамой и меры, проводимые социально-педагогической службой не имели положительных сдвигов. Встал вопрос о лишении её родительских прав и как вариант- переезд девочки по месту жительства её отца в его новую семью (родители (ФИО закодированы) находятся в разводе).
Другая проблема — низкая школьная мотивация и успеваемость (ФИО закодированы), его частое безответственное отношение к учёбе. Родители не контролируют мальчика, не оказывают ему поддержку и помощь в учёбе. На контакт мама идёт, обещает проконтролировать ситуацию, помочь в решении назревшей проблемы, но результат – нулевой. Родительница негативно настроена на школу (планируют переезд в Турцию».
Планируя работу с классом на следующий год, необходимо уделить больше внимания этим двум семьям, искать новые рычаги и формы сотрудничества с родителями.
Анализируя воспитательную работу с классом, можно отметить, что в этом учебном году задачи, которые были поставлены перед классом, в основном выполнены.
На следующий год планируется: — продолжить работу по созданию атмосферы добра, взаимопонимания в классе и в школьном пространстве в целом, над повышением уровня культуры поведения, учить общению друг с другом, с учителями, со взрослыми людьми, с младшими;
-развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу. Считаю необходимым посещать уроки, по тем дисциплинам, которые появятся в расписании только в этом году, разнообразить формы работы с учителями – предметниками;
-продолжить работу по нравственно-эстетическому воспитанию, проводить мероприятия по развитию ответственности, дисциплины, культуре поведения, профориентации;
— активнее привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу своих детей и совместному участию в жизни класса и школы.
Классный руководитель: ___________ Даютова И.Г.
Уровень воспитанности обучающихся по методике Н.П.Капустиной и М.И.Шиловой
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
· конкретизировать цели воспитательной работы;
· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
· обосновать выбор содержания и методов воспитания;
· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Анкета ученика(цы)________ класса
Ответственное отношение к учебе
Отношение к общественному труду
Коллективизм, чувство товарищества
Доброта и отзывчивость
Честность и справедливость
Простота и скромность
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” — всегда нет или никогда.
“1” — очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Результат №1 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Результат №2 Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.
Так же оценивают родители.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, механизмы самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Образец бланка ученика
(обводит нужную цифру, в правом поле записывается результат с округлением до сотых)
Так выглядит итоговая таблица по классу
(Я проводила в 10-м классе, получила интересные результаты — низкий уровень ответственности и культуры; коррекцию плана воспитательной работы осуществила по нужным позициям. И с целями мероприятий стало легче. Уровень самооценки то же виден.)
Итоги уровня воспитанности в классе
Классный руководитель .
Дата проведения анкетирования
Рекомендую для работы.
результатов диагностики уровня воспитанности
обучающихся 5 группы
10 марта 2017 года.
Выявление уровня воспитанности в 5 группе за период сентябрь 2016 г. – март 2017г.
Определить состояние уровня воспитанности детей в 5 группе методом анкетирования и наблюдения.
Оценить и выявить основные проблемы воспитательного процесса в группе.
Наметить решения и внести предварительные коррективы в рабочую программу по воспитательной работе для регулирования и коррекции уровня воспитанности детей.
система уровня воспитанности в 5 группе.
: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.
ежегодное диагностирование по направлениям развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.
: 13 воспитанников.
определения уровня воспитанности применялась диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И. Шиловой для 5-9 классов (Диагностика № 1). Использован метод наблюдения. Проведено 1 марта 2017 года.
Согласно данным проведенного исследования в группе хороший уровень воспитанности — 3,9 балла. Характеризуется данный уровень следующими параметрами:
устойчивое положительное поведение, наличие саморегуляции и самоорганизации;
имеют правильное, но не совсем полное представление о нравственном идеале, выражают устоявшееся мнение об идеале, нравственных ценностях и качествах личности;
не имеют четкой программы самовоспитания;
активная общественная позиция еще не проявляется;
наблюдается расхождение между поступками и убеждениями, единичны случаи нравственной неустойчивости;
преобладание духовных ценностей над материальными.
Из всего состава группы имеют:
3 воспитанника (23,1%) — высокий уровень воспитанности, который определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции (Акчалова У., Когут Д., Жижелев К.).
4 воспитанника (30,8%) — хороший уровень воспитанности, который определяется в основном, сформированностью внутренних регуляторов поведения, но в критических ситуациях нуждаются в помощи, характерна положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна (Мызыков Д., Дугашев В., Клименко Д., Лановой С.).
5 воспитанников (38,5%) — средний уровень воспитанности, которому свойственна некоторая самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции. Отсутствует общественная позиция, характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями (Анатов А., Аламчин А., Кузмаков Ы., Бадиков А., Курьин М.).
1 воспитанник (7,6%) — низкий уровень воспитанности, который характеризуется низкой степенью действенности нравственного идеала; нравственной неустойчивостью, отвержением необходимости самовоспитания. Происходит частичное игнорирование педагогического воздействия, направленное на мотивацию самовоспитания, проявление себя как само разрушающейся личности, склонной к асоциальному поведению (Кикеев И.).
Диагностирование проводилось по 5 направлениям. Каждое направление имеет свои показатели воспитанности. Результаты диагностики отражены в диаграммах в процентном соотношении.
Направление: «Отношение к обществу» содержит в себе следующие показатели:
1.1. Долг и ответственность.
В данном направлении необходимо обратить внимание на повышение чувства долга и ответственности у тех воспитанников, которые имеют средний уровень (Бадиков А., Курьин М., Анатов А., Аламчин А., Кузмаков Ы.). Эти воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей (забывчивости, рассеянности и т.п.) требуют четкого и последовательного инструктажа действий, контроля над выполнением поручения. Необходимо усовершенствовать систему индивидуальных небольших поручений для самостоятельного выполнения, что будет повышать чувство долга и ответственности.
Обратить особое внимание на воспитательную работу по повышению бережливости у тех детей, которые имеют низкий (Кикеев И.) и средний уровень (Анатов А., Курьин М., Бадиков А., Лановой С.). В силу индивидуальных особенностей Кикеев И. преднамеренно портит не только личные вещи, но и принадлежащие другим, а так же школьное имущество.
Необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год и разработать занятия на тему бережливости. Индивидуальная коррекционная работа должна проводиться по мере необходимости в форме беседы.
«Отношение к труду».
2.2 Ответственное отношение к учению.
2.3. Отношение к общественному полезному труду (трудолюбие).
Дисциплинированность в классе имеет средний уровень, это обусловлено адаптационным периодом (переход из начальной школы в среднее звено). Многие дети трудно адаптировались – это Лановой С., Клименко Д., Кузмаков Ы., Бадиков А.,Кикеев И. Данные воспитанники с 1 класса требуют контроль со стороны взрослых, четкий инструктаж, напоминание о нормах и правилах поведения.
Ответственное отношение к учению имеет в группе хороший уровень. Воспитанники адекватно воспринимают необходимость образовательного процесса. Необходимо обратить особое внимание на детей со средним уровнем – Кузмаков Ы., Алимчин А., Кикеева И. Эти дети прибыли в 3 классе не зная букв и не умея читать, писать, считать. Очень тяжело усваивали учебный материал. В настоящее время испытывают большие трудности при выполнении домашнего задания – Аламчин А. по всем предметам, Кикеев И. и Кузмаков Ы. по чтению, русскому языку.
Отношение к общественному труду имеет хороший уровень. Кикеев И. в силу индивидуальных особенностей, нуждается в контроле и четком инструктаже, поскольку очень импульсивен и рассеян. Остальные воспитанники — Аламчин А., Бадиков А., Курьин М. ленивы и стараются избежать трудовых дел, дежурства, не проявляют инициативы.
Таким образом, необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год и разработать занятия на темы дисциплины, силы воли и т.п. Индивидуальная коррекционная работа должна проводиться в форме беседы, упражнений. Разработать систему небольших трудовых дел, предполагающие формирование самостоятельности, ответственности, самодисциплины и самоконтроля.
Рекомендуется проводить просветительскую работу среди родителей о значении выполнения домашних дел для развития у детей чувства ответственности и трудолюбия. Низкий интерес к труду говорит об ошибках в семейном трудовом воспитании.
Направление: «Отношение к людям».
3.1. Коллективизм и товарищество.
3.2. Толерантность, доброта и отзывчивость.
3.3. Честность и правдивость.
Группа представляет собой сплоченный коллектив. Кикеев И. и Аламчин А. в силу своих индивидуальных особенностей, предпочитают одиночество.
Показатель: «Толерантность, доброта отзывчивость» имеет средний уровень в группе. Кикеев И. имеет низкий уровень опять же в силу индивидуальных особенностей. Иван импульсивен, не контролирует поведение и эмоции, без причины может проявлять агрессию к товарищам, предпочитает одиночество.
Серьезная проблема в группе у большинства детей – это честность и правдивость. Кикеев И. и Клименко Д. имеют низкий уровень, практически всегда лгут. При совершении проступка не признаются, даже если уличены непосредственно при совершении. Наблюдается проявление неадекватной реакции – плач, крик, агрессия.
Лановой С., Курьин М, Кузмаков Ы., Аламчин А. имеют средний уровень. Не всегда выполняют обещания, не сразу признаются в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами
Таким образом, необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год, разработать занятия на темы значения правды и лжи в жизни человека, а так же упражнения на сплочение коллектива, которые следует проводить 1-2 раза в неделю.
Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию в индивидуальной воспитательной работе. Проводить беседы о чертах характера, формировать навык анализировать поступки и т.д. Усовершенствовать систему поощрения за правдивость и честность, умение сразу признавать свои ошибки и проступки, спокойно и выдержано.
Направление: «Отношение к себе».
4.1. Простота и скромность.
Направление: «Простота и скромность» имеет хороший уровень. Трое воспитанников имеют средний уровень — Кузмаков Ы., Кикеев И., Лановой С. Ведут себя удовлетворительно в присутствии старших и педагогов.
Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию данных детей и соответственно разработать систему коррекционных занятий раз в месяц, а так же выстроить и усовершенствовать индивидуальную коррекционную работу по повышению ответственности, самоконтроля и т.п.
Направление: «Отношение к культуре».
5.1. Культурный уровень
Культурный уровень в группе средний. Низкий уровень имеют – Аламчин А., Кикеев И., Лановой С. в силу индивидуальных особенностей. Средний уровень — Кузмаков, Курьин, Клименко, Дугашев, Бадиков.
Рекомендуется развивать любознательность, повышение интереса к чтению, культуре, искусству через коррекционные занятия (1 раз в месяц) и систематическую индивидуальную работу в форме беседы, групповых творческих занятий, вечеров и т.д. Вести просветительскую работу с родителями о том, что бы занимались культурным просвещением и образованием ребенка – посещение музеев, выставок, театра, совместные чтения художественной литературы, посещение библиотеки, просмотры художественных, документальных и исторических фильмов, совместное творчество и т.д.
определения уровня воспитанности применялась диагностика (№ 2) уровня воспитанности М.И. Шиловой для 5-9 классов. Использован метод анкетирования. Проведено 3 марта 2017 года.
Дети самостоятельно отвечали на вопросы анкеты без помощи педагога. Данное исследование имело целью выявление насколько они адекватно, и объективно могут оценить свой уровень воспитанности. Согласно данным анкетирования в группе средний уровень воспитанности – 0,7 балла. Из всего состава группы имеют:
6 воспитанников (46,2%) — хороший уровень воспитанности.
5 воспитанников (38,4%) — средний уровень воспитанности.
2 воспитанника (15,4%) — низкий уровень воспитанности.
По данным анкетирования в классе нет детей, имеющих высокий уровень воспитанности, когда как в диагностике № 1 он составляет 23,1%. Довольно существенная разница в хорошем уровне воспитанности между диагностиками № 1 и № 2 на 15,4%. Средний уровень имеет одинаковые показатели. Низкий уровень воспитанности отличается на 7,6%.
Согласно вышеприведенным данным, самооценка уровня воспитанности в основном занижена. Дети, которые по диагностике № 1 имеют средний и низкий уровень воспитанности завысили показатели:
С низкого на средний – Кикеев.
Со среднего на хороший – Курьин, Бадиков.
Со среднего на низкий – Аламчин, Анатов.
С хорошего на средний — Лановой, Мызыков
С высокого на хороший — Когут, Жижелев и Акчалова.
Адекватная самооценка без расхождений между первой и второй диагностикой у Клименко, Кузмакова, Дугашева. Это говорит о хорошей тенденции развития самооценки у данных воспитанников.
Расхождения с диагностикой № 1 и 2 имеет следующие причины — анкетирование проводилось впервые, следовательно, возможно, дети неправильно поняли предложенные суждения для самооценивания в анкете, путались в баллах и т.п.
Показательно, что недооценка своих возможностей обычно отмечается у воспитанников с лучшим поведением и соответственно с более высоким уровнем интеллекта. Для детей, успевающих слабо и страдающих нарушением поведения, характерна переоценка своих возможностей, т. е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний. Завышенная самооценка – общая незрелость личности. Таким образом, нарушение самокритичности у воспитанников отрицательно отражаются на возможностях приобщения их к самовоспитанию.
Важно перед проведением следующего анкетирования, проводить индивидуальный и более четкий инструктаж по блокам анкеты в течение года. В программу воспитательной работы внести коррекционные занятия на формирование адекватной и объективной самооценки, усовершенствовать систему поощрения и стимулирования. Поскольку, адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний – необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество воспитанника.
было проведение диагностики нравственной самооценки (автор методики Колмогорцева Л. Н.). В группе все дети (100 %) показали высокий уровень нравственной самооценки. Это показатель того, что в целом, сформировались нравственные нормы, и определилось положительное отношение к ним. В поведении проявляются ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводят разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, читают.
Завышена нравственная самооценка у Бадикова А., Кикеева И., поскольку для воспитанников, страдающих нарушением поведения, характерна переоценка своих возможностей, т. е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний.
Подводя итоги диагностирования важно внести коррективы в рабочую программу воспитательной работы — разработка и усовершенствование последовательной системы индивидуальных бесед, коррекционных занятий и т.д. Это необходимо, чтобы повысить уровень воспитанности группы в целом и каждого ребенка в частности, сформировать адекватную и объективную самооценку.
Воспитанникам, у которых низкий, средний и хороший уровень воспитанности необходимо предложить социально ценные ориентиры, дать советы, что надо сделать, чтобы шагнуть на ступеньку выше в своем личностном и гражданском становлении. Такими ориентирами должны стать самостоятельная организация деятельности, регулировка поведения и отношений, побуждение к активным действиям своих товарищей.
Таким образом, необходимо продолжить работу над повышением уровня воспитанности детей через:
Проведение коррекционных занятий, которые должны быть направлены:
повышение самооценки у воспитанников;
остепенное развитие способности анализировать и контролировать себя, управлять собой;
постепенное приучение ребят к оценке поведения товарищей и самооценке;
прочной системы нравственной саморегуляции, выработку потребности в высоконравственных поступках и самостоятельном поведении.
формирование адекватной и объективной самооценки;
овладение приемами снятия психоэмоционального напряжения.
Проведение творческих занятий.
Индивидуальные беседы и трудовые дела.
Включение воспитанников в такую деятельность, которая вызывала бы потребность и необходимость обдумывания своих действий и поступков и предвидения их последствий
Самым идеальным результатом воспитательной работы в будущем, можно считать такое развитие личности, при котором будет полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения.
В диагностике «Оценка уровня воспитанности учащихся 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов» приняло участие 884 ученика 1-11-х классов. По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: у 13,7% опрашиваемых высокий уровень воспитанности (121 ученик), у 33% — хороший уровень (292), у 40,5% – средний (358 учеников), у 12,8% – низкий уровень воспитанности (107).
Проведен сравнительный анализ результатов диагностики «Оценка уровня воспитанности учащихся»:
• учащиеся с высоким уровнем воспитанности: 2011-2012 уч. год — 13,7%, 2012-2013 учебный год — 13,9% — отмечена положительная динамика;
• учащиеся с хорошим уровнем воспитанности: 2011-2012 уч. год — 33%, 2012-2013 учебный год — 34% , отмечена положительная динамика;
• учащиеся со средним уровнем воспитанности: 2011-2012 уч. год — 40,5%, 2011-2012 учебный год — 39,7%, данный показатель снижается потому, что повысился «средний» и «высокий» уровни воспитанности учащихся;
• учащиеся с низким уровнем воспитанности: 2011-2012 уч. год — 12,8%, 2011-2012 учебный год — 12,8% , что говорит о стабильности.
Классным руководителям, при планировании воспитательной работы на новый учебный год рекомендовано учесть данный факт. В план воспитательной работы школы 2012-2013 учебного года будут внесены мероприятия, направленные на повышение уровня воспитанности.
Аналитическая
справка по результатам мониторинга уровня воспитанности учащихся 5-11 классов
МАОУ «СОШ №16» в 2017-2018 учебном году
провести
психодиагностику учащихся 5-11 классов по методике Н.П.Капустина «Уровень
воспитанности учащихся» (анкета для 5-11 классов).
Выявить состояние
уровня воспитанности учащихся 5-11 классов;
По результатам
мониторинга составить рекомендации для регулирования и коррекции уровня
воспитанности учащихся школы.
В анкетировании приняли участие учащиеся 5-11 классов в количестве 789 человек.
В
результате диагностики были получены следующие результаты:
наблюдается у 132 учащихся – 17%. Низкий уровень
воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного
поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими
внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорга- низация ситуативны.
Характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом
исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью
самоорганизации и саморегуляции.
у 423 учащихся – 53%. Для среднего уровня воспитанности свойственны
самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная
общественная позиция еще отсутствует.
воспитанности у 234 учащихся – 30%. Признаком высокого уровня воспитанности
является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и
поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
В результате
анализа результатов мониторинга уровня воспитанности можно сделать вывод о том,
что воспитательная работа в школе находится на хорошем уровне и дает положительные
результаты, но микросоциум в лице семьи, СМИ и сети Internet имеют на учащихся
гораздо большее влияние, чем школа. Поэтому целесообразно учитывать этот фактор
и в программах воспитательной работы классов, работе по пропаганде здорового
образа жизни уделять больше внимания. (В понятие «здоровый образ жизни»
включается не только физический фактор, но и психологический, а именно, умении
критично относиться к информации, регуляция своего поведения, здоровая
самооценка и умении качественно прогнозировать свои успехи и неудачи).
Особое
внимание, как и прежде, стоит обратить на учащихся среднего звена, так как подростковый
возраст – это ключевой момент в развитии каждой личности, когда есть риск
становления акцентуации характера по неустойчивому типу, который
характеризуется безволием, тяге к пустому времяпрепровождению и развлечениям,
болтливостью, хвастовством, соглашательством, лицемерием, трусостью,
безответственностью. Таких подростков нельзя оставлять без постоянного
внимания, они должны быть всегда на виду.
Необходимо
продолжить работу по формированию у учащихся эмоционально положительного
отношения к знаниям, формировать высоконравственные принципы честности,
порядочности, сострадания через внеклассные и внеурочные мероприятия.
Необходимо подключение авторитетных для детей и подростков личностей,
необходимо более частое межведомственное сотрудничество, привлечение родителей
к воспитательным мероприятиям, чтобы они могли иметь более четкое представление
о своем ребенке, как части коллектива.
Направить работу
социально-психологической службы, классных руководителей, педагогического
коллектива и администрации школы на сплочение детского коллектива;
Скоординировать
работу всех участников учебно-воспитательного процесса на повышение уровня
воспитанности учащихся;
Усилить работу по
профилактике асоциального поведения среди обучающихся школы, усилить контроль
за неблагополучными семьями;
Классным руководителям
активизировать работу с семьей, привлечь родителей к общественной жизни класса
и школы;
Активизировать
работу классных руководителей по вовлечению детей (по способностям) в систему
дополнительного образования, особенно тех, кто находится на социальном учете.