Аналитическая справка по результатам психологической диагностики в доу на начало года

Предварительный просмотр

о проделанной коррекционной работе

за 2019-2020 учебный год

Дениевой Хеди Умаровны

Работа в группах компенсирующей и комбинированной направленности велась с 20 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года. На начало учебного года была проведена стартовая диагностика детей, было обследовано 7 детей из групп №2 – 4 ребенка., №4 – 3 ребенка нуждающихся в коррекционном сопровождении. По решению ТПМПК рекомендованы занятия с учителем-дефектологом (Таблица 1, 2).

Список воспитанников группы № 2 компенсирующей направленности

Список воспитанников группы № 4 комбинированной направленности

Результаты диагностики познавательной деятельности детей показали, что:

В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:

4. Консультативно — просветительское;

Для детей группы компенсирующей направленности была поставлена следующая Цель: построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

И определены соответствующие данной категории детей Задачи:

Для детей группы комбинированной направленности была поставлена следующая Цель: всестороннее развитие и коррекция психоречевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, развитие у детей стремления к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей подготовительного возраста, развитие речи, элементарных математических представлений, ориентировки в пространстве. Диагностика проводится в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в ДОУ, средняя (промежуточная) и в конце года (итоговая). Первичную диагностику прошли 7детей. В ноябре 2019 года в группу №2 были зачислены 6 детей; 3 – среднего возраста, 1 – старшего возраста и 2 – подготовительного возраста (таблица 3).

По результатам первичной диагностики у обучающихся были выявлены

По данным дефектологического обследования, был составлен индивидуальный маршрут на каждого ребенка, расписание индивидуальной работы с обучающимися (13детей), а также сформированы подгруппы (3 подгруппы) для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности.

Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход.

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:

II. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

Число занятий в неделю

Развитие умственной деятельности

Формирование пространственно-временных отношений

Развитие познавательной сферы

Развитие слухового восприятия

Формирование ведущей деятельности возраста

Ориентировка в пространстве

Развитие осязания и мелкой моторики

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно — развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.

Показателем интеллектуального развития ребенка являются: принятия задания, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполнения, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и отношение к результату деятельности.

На основании оценки результатов обследования диагностических методик, определяются 4 уровня развития ребенка:

Низкий уровень: Отказ от деятельности, в работу не включается вовсе; деятельность интереса не вызывает, внимание неустойчивое, обучаемость затруднена, работоспособность снижена. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут.

Ниже среднего: Учебная деятельность интереса не вызывает. Включается в работу только под контролем взрослого. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого, внимание неустойчивое, обучаемость снижена, работоспособность неравномерна, задания не требующие умственных усилий выполняет самостоятельно.

Средний уровень: Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. Задания выполняет с некоторыми неточностями с помощью взрослого (словесно-направляющей, обучающей), обучаем, работоспособность в пределах возрастной нормы. Действует путем целенаправленных проб. Результат деятельности положительный.

Высокий уровень: Учебная деятельность вызывает интерес. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. Справляется с заданиями или с большинством заданий. Внимание устойчивое. Результат деятельности положительный. Возрастную норму выполняет.

о результатах мониторинга коррекционно-развивающей работы

в группе для детей с ЗПР

(старшая, 5 – 6 лет)

на 2014-2015 учебный год.

Учитель-дефектолог Чичорина Е. Н._________

Заведующий д/с Разумовская Е.Ю.___________

2014 – 2015 уч. г.

В начале 2014-2015 учебного года проводилась входная диагностика уровня развития детей группы № 14 с ЗПР (5-6 лет). Списочный состав группы 12 человек. На момент обследования присутствовало 12 детей -100%.

По итогам диагностики были сформированы 2 дефектологических подгруппы с общим количеством дете й 12 человек. Дети в подгруппы были распределены по уровню развития (сильные и слабые). В течение учебного года с ними проводились ежедневные коррекционно-развивающие фронтальные и индивидуальные занятия в первой половине дня в соответствии с учебным планом и сеткой занятий.

Диагностическое обследование проводилось по следующим образовательным областям:

1. Сформированность математических представлений.

2. Ознакомление с окружающим миром.

А так же были изучены культурно-гигиенические навыки детей, игровая и продуктивные виды деятельности.

В результате обследования детей были получены следующие результаты:

1.Особенности речевого развития.

На достаточном уровне-25% детей: Даниил Ш., Катя Ш., Максим К.

На тревожном уровне -51% детей: Настя Д., Даниил Т.. Миша Н., Андрей ., Егор, Дима.

На критическом уровне-16% детей: Алена Ж., Саша С.

На катастрофическом уровне — 8% детей: Ярослав К.

Дети испытывают трудности в заданиях на словообразование, словоизменение. Слабо развит фонематический слух. Дети не умеют составлять рассказы по различным видам наглядности. Так же дети испытывают затруднения в построении простых предложений. Объем активного словаря не соответствует возрастной норме. Отмечаются нарушения в звукопроизношении.

2.Развитие высших психических функций.

На тревожном уровне — 42% детей: Алена, Даниил Ш.. Егор, Миша, Саша.

На критическом уровне-58% детей.

Дети испытывают трудности в распределении внимания, отмечается не сформированность различных видов восприятия, анализа, синтеза и обобщения и классификации, внимания и памяти.

3.Сформированность математических представлений.

На тревожном уровне -75% детей.

На критическом уровне-25% детей: Андрей, Егор, Миша, Ярослав.

На катастрофическом уровне- 0% детей.

У детей отмечаются трудности обратного счета, не могут сравнивать и выделять множества по 1-3 признакам, путаются во временных представлениях, трудности в ориентировании на плоскости и в пространстве.

На оптимальном уровне- 8% детей : Катя Ш.

На достаточном уровне- 42% детей: Максим, Даниил Ш., Дима Х.. Настя, Миша.

На тревожном уровне — 50% детей.

5. Представления об окружающем мире:

На достаточном уровне- 8% детей: Максим.

На тревожном уровне — 75% детей.

На критическом уровне — 16% детей: Алена и Миша.

На катастрофическом уровне- 8% детей: Ярослав.

6. Сенсорное развитие

На достаточном уровне- 16% детей: Даниил Ш., Настя.

На критическом уровне — 34% детей: Егор, Ярослав, Саша.

7. Развитие крупной и мелкой моторики

На достаточном уровне- 8% детей: Настя.

На тревожном уровне — 25% детей: Максим, Даниил Ш.. Дима.

На критическом уровне — 67% детей.

8. Продуктивные виды деятельности

На тревожном уровне — 16% детей: Даниил, Ярослав.

На критическом уровне — 84% детей.

9. Культурно-гигиенические навыки

На достаточном уровне- 16% детей: Максим, Настя.

На критическом уровне — 8% детей:Ярослав.

В общем показатели развития детей группы следующие:

На тревожном уровне-58% детей

На критическом уровне-42% детей:

На катастрофическом уровне-0% детей.

Результаты входной диагностики

Направления коррекционно-развивающей работы.

— уточнять и обогащать словарный запас,

— развивать связную речь,

-формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний,

-формировать направленность на звуковую сторону речи,

— развивать умение грамматически правильно, строить предложения,

— развивать внятность и выразительность речи,

Высшие психические функции

— формировать умение выделять существенные признаки,

-развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать,

-развивать у детей работоспособность, усидчивость, умение приготовится к НОД, внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы,

У детей отмечаются трудности обратного счета, не могут сравнивать и выделять множества по 1-3 признакам, путаются во временных представлениях, трудности в ориентировки на плоскости и в пространстве.

— формировать умение считать предметы до 10 в различном направлении пространственном расположении,

-формировать умение ориентироваться на листе бумаги,

-формировать у детей пространственные и временные понятия (положение предметов в пространстве, части суток, дни недели, и т.д.)

-формировать умение сравнивать, составлять группы предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам.

Сформированность предпосылок учебной деятельности

планировании учебной деятельности, временные представления, пространственная ориентация, ориентация в предметах и явлениях окружающего., самоконтроль и самооценка. Недостаточно развита зрительно-моторная и слуха — моторная координация.

-формировать умение контролировать свои действия, правильно оценивать свои ответы,

-формировать чувство ответственности,

-формировать умение действовать точно словесным инструкциям или наглядным образцом,

-формировать умение слушать взрослого и выполнять поручения,

-развивать зрительно-моторную и слухо – моторную координацию,

-развивать и обогащать коммуникативный опыт у детей,

Читать также:  СПРАВКА ПО ФОРМЕ БАНКА АЛЬФА БАНК ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ

С детьми ежедневно проводились групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию ВПФ, развитию устной связной речи. На каждого ребенка были разработаны индивидуально-ориентированные программы развития.

Итогом коррекционной работы за данный период стало проведение диагностических заданий на усвоение функциональных значений предмета, счета в пределах трех, распознавание и обозначение словом геометрических фигур, различение частей суток и времени года , определение и называние направлений относительно себя , усвоение грамматического строя речи в соответствии с возрастом, качественное пополнение словарного запаса. Все данные зафиксированы и отражены в диагностических картах обследования.

Систематическая работа по программе оказала положительное влияние на развитие познавательных процессов дошкольников с ЗПР: значительно расширился объем и концентрация внимания, воспитанники овладели простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогатился словарный запас, сформировались умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования.

Следует отметить, что положительная динамика в развитии детей наблюдалась и в образовательных областях:

Наблюдается положительная динамика в умении сравнивать и обобщать, классифицировать предметы, по различным признакам. Сформированы умения сравнивать предметы по величине, множества предметов по количеству. Сформировано умение определять направление относительно себя (внизу — вверху) , выполнять действия объединения и разъединения с закрытым результатом в пределах двух и в пределах трех с открытым и закрытым результатами .

Наблюдается положительная динамика в построении простых предложений. Сформировано умение называть свое имя, фамилию, возраст; показывать и называть основные части тела и лица; выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некото­рые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды; адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

Сформированы умения слушать рассказы и тексты вместе с группой сверстников; выполнять игровые действия и элементы сюжетной игры по моти­вам знакомых текстов сказок и потешек; бережно относиться к книге.

Дети с критического уровня перешли на катастрофический, стали приветствовать своих сверстников, по показу взрослого могут обратиться к сверстнику с элементарной просьбой, правила поведения при организации образовательной деятельности нарушать стали намного реже. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, они чаще без напоминания взрослого стали приветствовать и прощаться друг с другом, чаще стали употреблять в активной речи выражения словесной вежливости, старались соблюдать правила поведения, принятые в группе. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, они старались соблюдать принятые в социуме правила и нормы, соблюдали правила поведения при организации образовательной деятельности, обращаясь ко сверстникам и взрослым, употребляли в речи обороты словесной вежливости.

Дети с критического уровня поднялись к концу учебного года на тревожный уровень, они знали и называли не только основные цвета, но и некоторые их оттенки, составляли группы предметов только по какому-либо одному признаку — цвету или размеру. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, они к концу года могли составить группы предметов по двум признакам (размер и цвет, цвет и форма), сравнить предметы по величине, ориентировались в идентификации предметов с формой.

Дети с критического уровня перешли к концу года на тревожный, они научились устанавливать некоторые причинно-следственные связи, собирать картинку из 6-8 частей, могли установить несложную последовательность происходящих событий. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный уровень и к концу года могли с небольшой помощью педагога установить последовательность происходящих событий, установить причинно-следственные связи, собрать картинку из 12 частей. Дети с достаточным уровнем на начало года поднялись к концу учебного года на оптимальный уровень, они самостоятельно справлялись с нахождением недостающих частей от целого, собирали картинки из 18 частей и более, устанавливали причинно-следственные связи, воспроизводили последовательность происходящих событий.

Дети с критического уровня на начало учебного года перешли на тревожный, их общие движения стали более скоординированными, научились захватывать мелкие предметы пальцами рук. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, научились работать с мелкими бусами, но в мелких движениях пальцев рук у них присутствовала неточность. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, точно выполняли общие движения, самостоятельно начали справляться с заданиями на развитие мелких движений пальцев рук.

Ребенок с катастрофического уровня на начало учебного года перешел к концу учебного года на критический уровень, он стал отвечать своим сверстникам на некоторые вопросы отдельными словами, но сам инициативы для установление контакта со сверстниками не проявлял, мог обратиться к взрослому с элементарной просьбой предложением из двух слов. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, научились поддерживать небольшой по длительности диалог со сверстниками и взрослыми, но в их речи присутствовали в основном простые предложения, с помощью взрослого могли составить небольшой описательный рассказ. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный для их возрастной группы уровень, они научились составлять небольшие рассказы по схеме, по серии последовательных картинок, по сюжетной картине.

Дети с тревожного уровня поднялись к концу года на достаточный уровень, они старались в конфликтных ситуациях договариваться друг с другом, сюжет их игры имел логическую линию и последовательность. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, они самостоятельно договаривались о распределении ролей между собой, сюжеты их игр стали более разнообразными.

Большинству детей с критическим уровнем на начало учебного года перешли к концу учебного года на тревожный уровень, они справляются с заданием по передаче образа предмета или объекта, но только с помощью взрослого, овладели вырезанием по прямым линиям. Дети с тревожного уровня поднялись на достаточный, справлялись с предметным рисованием и лепкой, но только после стимулирующей помощи взрослого, лучше стали вырезать по контуру. Дети с достаточного уровня поднялись на оптимальный, могли передавать простой сюжет в рисовании, овладели некоторыми приемам лепки, самостоятельно, почти без ошибок вырезали из бумаги по контуру.

Дети с критическим уровнем на начало учебного года перешли на тревожный уровень к концу учебного года, он стал самостоятельно раздеваться и одеваться, овладел навыками пользования столовыми приборами. Дети с достаточного уровня поднялись к концу учебного года на оптимальный уровень, они могли себя самостоятельно обслуживать, овладели навыками накрывания на стол перед приемом пищи.

Аналитическая справка по результатам психологической диагностики в доу на начало года

Занятия проводились с детьми, имеющими заключение ПМПК, в котором указано о необходимости занятий с учителем-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные программы, которые реализовывалась как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и на групповых занятиях.

Для учащихся ОУ, зачисленным на занятия к учителю-дефектологу, была составлена индивидуальная коррекционноразвивающая программа и проведены занятия.

Основные результаты коррекционной работы за учебный год соcтавили:17% — положительной, 31% — средней и 35% — низкой динамики, без динамики – 17%, подробно с данными можно ознакомиться в статистическом отчете, представленном ниже.

В аналитическом направлении в данном учебном году учитель дефектолог составил основную документацию учителя-дефектолога: нормативную документацию, циклограмму, график работы, список групп, дефектологическое представление и индивидуальные карты развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, принимал участие в составлении характеристик на учащихся в ПМПк.

Для реализации образовательного маршрута детей с интеллектуальными нарушениями были составлены индивидуальные рабочие программы. При работе с учащимися по развитию познавательной сферы была так же составлена рабочая программа.

Консультативно-просветительская деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями.

Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились ежедневно.

В течение учебного года было проведено более 24 консультаций родителей учащихся школы.

Аналитический отчёт о работе учителя-дефектолога

— выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребенка;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей;

— проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом; развитие психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;

— консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

— динамическое изучение уровня психического развития ребенка;

— составление индивидуальных комплексных программ развития учащегося в условиях взаимодействия специалистов;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми программы коррекционного учреждения;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование учебной мотивации, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы.

Осуществлялось ведение следующих видов документации:

— перспективно- календарный план работы;

— индивидуальная карта развития;

— журнал учета обследуемых детей;

— журнал движения ребенка;

— журнал посещаемости занятий;

— методическая тетрадь, отражающая посещения занятий, семинаров, педсоветов;

— тетрадь для консультаций с родителями, педагогами.

Статистический отчет о работе учителя-дефектолога

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Проведено групповых мероприятий:

(в т.ч. занятий, тренингов)

Количество диагностических обследований:

Со всеми учащимися вновь поступившими и зачисленными на занятия первичное, динамическое,

Количество детей, охваченных сопровождением учителя-дефектолога.

Количество проведенных индивидуальных занятий:

Более 313 занятий

Участие в проведении открытых мероприятий школы

-Участие во всех школьных мероприятиях

Анализ диагностической работы

В течение 2018 — 2019 года была проведена диагностика 25 учащихся школы. Среди них на занятия зачислены 23.

1. Диагностика уровня развития познавательной сферы (память, внимание, восприятие, мышление) учащихся.

Читать также:  Справка из трудовой книжки для совместительства

Индивидуальные коррекционные занятия проводились со следующими учащимися:

Баисова Айдана Курмановна

Байчорова Амалия Рашидовна

Батчаев Имран Алиевич

Гедыев Азамат Борисович

Биджиев Назир Асланович

Урусов Борис Михайлович

Шебзухов Радион Тауланович

Бостанова Амина Алимовна

Дзыба Игорь Витальевич

Хутов Малик Османович

Боташев Ахмад Сеит-Алиевич

Папшуов Ибрахим Анзорович

Семенова Малика Руслановна

Халкечев Альберт Артурович

Групповые коррекционные занятия проводились со следующими учащимися:

Гочияева Аида Артуровна

Хусанова Ангелина Серверовна

Цыганков Даниил Тимурович

Балатчиев Эльдар Эдикович

Бытдаева Амина Руслановна

Кечерукова Зульфия Рафильевна

Гонза Виктор Анатольевич

Сараталикова Айсе Тимуровна

Хатуова Милана Беслановна

Для проведения индивидуальных занятий составлена программа, в которой определены направления, содержание и методики коррекционной работы с учетом результатов диагностического обследования этих учащихся. Большое внимание уделялось методическому обеспечению групповых и индивидуальных занятий, ко всем занятиям готовился комплект учебно-наглядных пособий:

-демонстрационные таблицы, схемы, картинки

-раздаточный материал (к каждому занятию)

-индивидуальные коррекционные задания в тетради каждого ученика.

Результаты коррекционно-развивающей работы (кол-во детей)

Направление коррекционной работы

Общее количество учащихся

Занятия по развитию познавательных способностей

Аналитическая справка по результатам психологической диагностики в доу на начало года

Общий результат коррекционной работы при положительной и средней динамике составил 65 %.

Для реализации образовательного маршрута детей с ОВЗ была составлена индивидуальная рабочая программа, коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с УО и РАС. На каждого ребенка было оформлено дефектологическое представление и индивидуальная карта развития.

По результатам диагностики познавательной сферы на учащихся были составлены протоколы обследования.

Так же учитель-дефектолог участвовал в составлении характеристик на учащихся на ПМПК.

В 2016-2017 учебном году консультативно-просветительская деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями.

Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились ежедневно. Также в течение года поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом по вопросам неуспеваемости, нарушения поведения учащихся.

В течение учебного года было проведено более 24 консультаций родителей учащихся школы на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения и другие.

Методические разработки, презентации и конспекты

Представлен аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году.

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в .

Аналитический отчет воспитателя младшей группы о работе за 2017-2018 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи: 1. Формирование навыков учебной деятельности; 2. Развитие познавательных процессов; 3. Воспитание навыков культуры поведения.

Аналитический отчет о проделанной воспитательно- образовательной работе за 2017-2018 учебный год.

В данном материале говориться о проделанной воспитательно- образовательной работе за 2017-2018 учебный год в младшей группе.

Аналитический отчет педагога-психолога за 2017 – 2018 учебный год

Данный отчет является образцом, составленный на основе моего опыта работы за учебный год.

Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В. за 2016-2017 учебный год

Информация о проведенной работе педагога-психолога отображается в ежегодном аналитическом отчете.

Аналитическая справка по результатам психологической диагностики в доу на начало года

С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

с аналитическим отчетом

о работе педагога-психолога МБДОУ №31 г.Апатиты

Работа педагога-психолога велась в соответствии с законодательством Российской Федерации, с основной образовательной программой детского сада, рабочего плана и нормативно-правовыми документами:

— Конвенцией ООН о правах ребенка;

— Семейным кодексом Российской Федерации;

— Конституцией Российской Федерации;

— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден, приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013, регистрация в Минюсте РФ от 14.11.2013);

— Положением о службе практической психологии в системе образования, Этическим кодексом психолога;

— Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Мурманской области и Управления образования Администрации г. Апатиты, Уставом и локальными актами МБДОУ;

— Должностной инструкцией педагога-психолога.

В своей профессиональной деятельности использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:

— ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;

— учебные электронные издания на CD, приобретаемые для комплектации медиатеки;

— ресурсы, разработанные педагогами-психологами.

Основная цель психологического сопровождения: создание необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.

Ø своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на позитивную социализацию детей в процессе использования разнообразных форм психолого-педагогической поддержки ребенка, на обеспечение их психоэмоционального благополучия.

Ø Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности для последующего обучения в школе.

Ø Формирование у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; замена ориентации персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы.

Ø Способствование повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширение психолого-педагогических знаний и умений по оптимизации детско-родительских отношений.

Основные направления работы за проистекший период:

— работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.

— проведение творческой декады психологии (см. план работы).

2. Психодиагностическая работа:

проведение психологического обследования ребенка для выявления эмоционального благополучия к себе, к семье , к ДОУ, готовности детей к школе.

3. Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на психологическую защиту, эмоциональное благополучие и позитивную социализацию.

4. Консультативная работа:

— повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, бесед, участием в педсоветах, семинарах.

5. Экспертно-проектировочная деятельность:

Экспертная оценка готовности к школе, отношение ребенка к себе, к семье.

Методическая тема. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ.

I . Психопрофилактическая работа проводилась по следующим направлениям:

1.Создание условий для полноценного психического развития ребенка:

· оказание помощи в период адаптации;

· составление рекомендаций с учетом возрастных особенностей детей;

· составление памяток — рекомендаций

· изучение медицинских документов для определения направлений индивидуальной работы.

2. Создание психологически безопасного информационного пространства. Активно использую в своей деятельности технологию психолого-педагогического сопровождения развития детей в педагогическом процессе ДОУ, которая, позволяет создавать эмоциональную комфортность и позитивный психологический настрой ребенка в процессе адаптации к дошкольному учреждению и постоянного пребывания в нем, а также в процессе взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

3.Психологическая поддержка ребенка, взрослого в период Полярной ночи:

Разрабатала план мероприятий в период Полярной ночи:

Важность моей работы в качестве педагога — психолога заключается в выявлении одаренных воспитанников и развитии их личностных качеств. Тесная связь с педагогами детского сада в процессе интерпретации и обсуждения результатов развития помогают некоторым воспитанникам проявить свой скрытый интеллектуальный и творческий потенциал. Жемчужиной нашей психолого-педагогической копилки мы считаем прием визуализации успеха, когда с помощью наклеек, фишек или любых других знаков успех становится видимым. Обычная похвала приятна, но слова абстрактны. И совсем другое дело, когда ребенок получает осязаемое подтверждение своей успешности, это видят все значимые для ребенка люди: родители, воспитатели, друзья. Это создает внутреннюю установку на успех, а значит, позволяет избежать многих проблем! Вручая ребенку, например, фишку озвучиваем, чему он (ребенок) научился, с чем достойно справился и тем самым учим детей отмечать друг в друге положительное, говорить друг другу добрые слова. Это очень важно в нашей действительности преобладания критики в общении. Этот способ позволяет поддержать неуверенных в себе детей, закрепить необходимые навыки и решить сложные вопросы формирования социально желаемого поведения.

Эти не сложные приемы и игры не требуют длительной подготовки и материального обеспечения, они просты и удобны для применения практически в любой обстановке. Самое главное – получаемый эффект: благоприятный психологический климат для всех участников образовательного процесса и благодатная почва для работы в направлении всестороннего развития личности ребенка.

Выводы: проведение профилактических мероприятий позволяет преодолеть настороженность детей по отношению ко всему новому, улучшить взаимоотношения в группе, организовать бесконфликтное общение друг с другом. Для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов необходимо продолжить работу по указанным направлениям, в том числе с использованием наглядных печатных материалов, которые крайне удобны в использовании.

Основные задачи функционирования ДОУ реализовывались в соответствии с Уставом, с учетом приоритетного направления работы «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Исходя из приоритетного направления ДОУ: проводится социально-нравственная диагностика дошкольных групп (А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик).

Общий вывод социально-нравственного развития воспитанников:

Высокий уровень освоения – 38%

Средний уровень освоения — 50 %

Ниже среднего уровень освоения – 12%

Динамика социально-нравственного развития воспитанников по годам

Выводы: результативность — выравнивание уровней освоения в пределах возрастной нормы, продолжить работу по данной теме. Основные сложности связаны с отсутствием по разным причинам детей.

В ноябре месяце проводилось исследование межличностных отношений в старшей и подготовительной к школе группе

В исследовании принимало 48 детей.

Цель. Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Результаты исследования показали следующие результаты:

уровень благополучия взаимоотношений:

-средний (I+ II) равно (III+IV); = (1+6=7) = (6+1=7)

Читать также:  Как получить справку о доходах с предыдущего места работы для начисления больничных

Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается. На этом этапе еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими детьми, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Аналитическая справка по результатам психологической диагностики в доу на начало года

Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования работы педагога-психолога по завершении определенного планового этапа, учебного года. Перед составлением данного документа необходимо разобраться в особенностях его структуры и требованиях к оформлению. Структура отчета достаточно проста, но знание нюансов во многом облегчит его составление. Представляю свой опыт работы, свои результаты педагогической деятельности.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

Аналитический отчет за 2017-2018 учебный год

Цели на 2017-2018 учебный год:

Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Формирование социальной компетентности ребенка через развитие самостоятельности и активности (развитие социального познания) учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.

Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

Повышение профессионального потенциала педагогов в осуществлении психолого-

педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Мониторинг детского развития (освоение программного материала)

1. Выявление степени адаптации к ДОУ вновь прибывших детей. По мере поступления детей в ДОУ выявлялась степень их адаптации. На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось: 1. Настроение; 2. Качество сна и питания; 3. Общение с детьми и со взрослыми; 4. Активность в игре и речи.

Из этих показателей делался вывод о степени адаптации ребенка к детскому саду. Результаты таковы: из 37 детей —

Легкая степень адаптации (до 30 дней) –20 детей (54 %)

Средняя степень адаптации (до 1,5 месяцев) – 12 детей (32 %)

Тяжелая степень адаптации (от 2 до 6 месяцев) – 5 детей (14%).

С родителями и воспитателями детей, у которых наблюдалась тяжелая адаптация, проводилась разъяснительная работа, давались рекомендации по повышению уровня положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации. Результаты работы оказались положительными, трудности адаптации были преодолены.

2. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Всего обследовано 120 детей. Диагностика проводилась с целью исследования познавательных процессов детей, определения группы детей с уровнем развития ниже среднего для оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, составления рекомендаций педагогам и родителям по развитию детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

2.1. В возрастной группе 3-4 года проводилось наблюдение 40 детей. и обследовалось 12 детей.

Используемые методики: комплект методик Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.:

Таким образом, все обследованные дети имеют соответствующий возрасту уровень развития. Низкий показатель (Хрячков М., Варламов С.).

2.2. В возрастной группе 4-5 лет обследовано 41 ребенок.

Из таблицы видно, что 70% исследуемых детей имеют соответствующий возрасту уровень психического развития.

2.3. В возрастной группе 5-6 лет проведено наблюдение 47 детей и обследовано 29.

3. Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

Из таблицы видно, что 38 дошкольника (95%) готовы к обучению в школе.

2 детей (5%) нуждаются в специально организованных занятиях по подготовке к школьному обучению.

Дети с ниже среднего и низким уровнем готовности к обучению в школе рассматривались на ПМПК консилиуме детского сада, для них были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. Психологом проводились индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, дополнительные индивидуальные занятия с адаптацией материала – воспитателями и специалистами. Работа велась в течение года.

4. Диагностика эмоциональных и личностных особенностей детей. Всего обследовано 89 детей.

Результаты проведенного исследования:

Проблемы в общении

Дети с выраженными проблемами в эмоционально-личностном развитии: тревожностью, агрессивностью, проблемами в межличностном взаимодействии были взяты под контроль психологом, воспитателями и специалистами. Кроме того, дети с высокими показателями эмоционального неблагополучия посещали специальные коррекционные занятия. Воспитателям были предложены техники для снятия напряжения и тревожности у детей, даны рекомендации по гармонизации и развитию сплоченности детского коллектива.

Выполнение годовых задач.

Развивать речь дошкольников в процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной детской деятельности через использование современных образовательных технологий.

В течении года применяла в работе программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.

Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности детей при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному.

Формирование пространственных представлений с точки отсчета

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного

предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости

(ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи. Модель составления сравнений: — психолог называет какой-либо объект; — обозначает его признак; — определяет значение этого признака; — сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Здоровьесберегающие технологии – сюда пальчиковая и дыхательная гимнастики. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

2. Создать условия для творческой самореализации детей через совместную деятельность с семьями воспитанников.

Всего в течение года проведено 71 консультаций, из них консультаций:

Работа с педагогами:

Проводились групповые консультации, составленные на основе диагностических исследований. Были рассмотрены возможности педагога в развитии познавательных процессов у детей коррекционных групп, коррекции поведения и негативных эмоционально-личностных особенностей. Всего проведено 9 групповых консультаций.

Проводились индивидуальные консультации по проблемам детей, выявленным как в результате психодиагностического обследования, так и в результате собственной деятельности педагогов. Всего проведено 40 консультаций. Анализируя проблематику обращения педагогов за психологической помощью, можно сказать, что частота обращений по поводу трудностей поведения, эмоционального благополучия чаще, чем по поводу обучения ребенка у педагогов.

Кроме того, проводились индивидуальные консультации по личным вопросам — 5 консультаций.

Проводились индивидуальные методические консультации. Всего проведено 49 консультаций.

Разрабатывались коррекционно — профилактические рекомендации, информационные статьи и выкладывались на страничку психолога, на сайте детского сада.

Знакомила педагогов с психологической спецификой в работе с детьми ОВЗ, с детьми агрессивного поведения, отклонений в развитии.

Коррекционно — развивающая работа.

Углубленное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста позволило выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.

Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы — коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.

На занятиях проводилась работа по формированию процессов внимания, памяти, мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.

Кроме того, велась работа с их родителями и педагогами. Воспитателям давались рекомендации по эффективной организации педагогического процесса, использованию практического материала, адаптированному к индивидуальным особенностям ребенка коррекционной группы. Динамика развития высших психических функций была позитивной.

Участие детей (все акции, выставки, открытые мероприятия, фестивали, конкурсы, соревнования).

Работа с родителями.

Проводились индивидуальные консультации родителей. Это были консультации после диагностики, а так же по проблемам детей. Всего проведено 20 индивидуальных консультаций.

Наиболее характерным запросом со стороны родителей был вопрос по проблемам поведения, эмоционально-волевой сферы, очень редко — по обучению.

ППРС (пополнение, обновление)

В течение учебного года пополнила психологическую библиотеку кабинета:

Л.С.Жесткова Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду;

Е.А. Бабенко Подвижные игры на прогулке;

Т.Э.Токаева Будь здоров;

Ю.А.Фадеева В мире слов, букв и звуков

Н.В. Нищева Коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста;

Н.В. Нищева Коммуникативные способности детей подготовительного дошкольного возраста;

Н.О. Никонова Экологический дневник дошкольника;

Е.Н. Соляник Развивающие игры для детей раннего возраста.

Профессиональный рост педагога.

За 2017-2018 учебный год повысила свою квалификацию:

Конференция «Образование детей инвалидов и детей ОВЗ. Традиционные и инновационные технологии детей с РАС. Л.В.Токарская (, УРГПУ, Речевой центр);

Хореография и танце-двигательная терапия для детей РАС (шк. № 17);;

Методы и технологии реализации ФГОС НОО обучающихся детей с ОВЗ (РАС) ,(Речевой центр).

Посещала ГМО- психологов, логопедов:

— Социализация и интеграция детей –инвалидов с ОВЗ;

— Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет (Акименко В,М.;

— Психопатология: искажение и дисгармоничное развитие детей РАС;

— Психологические ресурсы сказки. Направления , методы и формы;

— Игровая деятельность в процессе становления личности дошкольника;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *