Сплоченность группы
Групповая сплоченность высчитывается по формуле
где ∑ — сумма всех взаимных выборов в группе; n — количество членов группы.
Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности.
На основании данных социометрического анализа делаются выводы об уровне сплоченности группы; наличие группировок; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива группы реальном; наличие членов группы, которых группа не принимает, и изолированных.
Особенности проведения социометрии
Для объективности тестирования необходимо учесть характер коллектива: важно, чтобы дети находились в длительном контакте друг с другом минимум в течение полугода. Участвовать в анкетировании должны только ученики одного класса. Во время тестирования очень важно акцентировать внимание на важности каждого мнения, не допускать списывания. Особенно важно для психолога установить доверительные отношения с детьми, этому могут способствовать индивидуальные беседы с ребенком. Ученики с особой неохотой идут на контакт с посторонними людьми и не смогут доверить своих секретов, от чего могут исказиться результаты исследования. Социометрическое исследование активный инструмент в работе школьного психолога, позволяющий выявить рейтинг каждого из учеников класса, найти изгоев и детей с трудностями в общении в коллективе и спланировать коррекционную работу по включению их в группу.
Этапы проведения социометрического исследования
Основные требования к процедуре анкетирования: использование однозначность, доступность и простота формулировок, свободный выбор вариантов, ограниченное количество вопросов.
Важное место занимает гарантия анонимности ответов, ребёнок должен быть уверен в том, что его ответы не будут известны ни для кого. Во время проведения процедуры анкетирования особенно важны вступительные слова психолога, мотивирующие учеников на честность и открытость. Для проведения анкетирования разрабатываются бланки, для удобства используют таблицу с несколькими столбцами. В первом столбце размещается вопрос, вторая остается свободной. В неё дети будут должны вписать свои ответы. Перед началом исследования для экономии времени можно подписать бланки именами учеников.
Стадии проведения социометрического исследования
Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.
Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, психолог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.
Далее специалисту необходимо разработать анкету, сформулировав вопросы с учетом возрастных особенностей испытуемых.
Кроме того, на подготовительном этапе психолог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.
Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения психологу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:
- однозначность формулировок вопросов;
- ограниченность количества вопросов;
- возможность свободной формы ответов испытуемых;
- конфиденциальность.
В качестве образца примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:
- С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
- С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?
- Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?
- Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?
- С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
- С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?
Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.
При обработке результатов социометрии составляют таблицу. В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.
В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.
Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.
Детализация результатов социометрического исследования осуществляется с помощью мишени, в которой социально-психологические уровни представлены в виде кругов:
- Центральный маленький круг – это зона лидерства, куда помещают тех, кто набрал максимально высокое количество положительных выборов от одноклассников. Эти дети обладают самым высоким социально-психологическим статусом в школьном коллективе. Они популярны среди одноклассников, к их мнению прислушиваются, им стараются подражать.
- Следующая орбита – зона предпочитаемых личностей. Сюда помещают тех школьников, которым выражают симпатии лидеры. Эти дети чувствуют себя комфортно, они являются приближенными лидеров.
- Следующий уровень – зона принятых. Сюда помещают тех, у кого количество положительных выборов превышает количество отрицательных. Эти дети не так популярны, как лидеры и предпочитаемые, но их не обижают. При условии личной активности и инициативности, они легко могут перейти в зону предпочитаемых.
- Предпоследняя окружность – зона непринятых. Сюда помещают тех респондентов, у которых количество отрицательных выборов больше количества положительных. Эти дети имеют низкий социально-психологический статус в коллективе, часто они объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет девиантными формами поведения.
- Крайний уровень мишени – зона изгоев. Сюда помещают тех, кто не получил от одноклассников ни положительных, ни отрицательных выборов. Общения с одноклассниками они избегают, дети их не замечают. Как правило, причина столь низкого социально-психологического статуса данной группы респондентов – слабое развитие коммуникативных навыков, замкнутость, тревожность.
Дети двух последних уровней нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Чтобы узнать коэффициент благополучия социально-психологического климата коллектива, нужно разделить количество взаимных выборов испытуемых на сумму всех выборов.
По итогам социометрии психолог составляет заключение для классного руководителя, дает адресные рекомендации детям и их родителям, проводит психокоррекционную работу с теми участниками, чей социально-психологический статус в коллективе оказался слишком низким.
Социометрическая процедура
Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой и тому подобное. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.
- Кого из членов группы Вы пригласили на день рождения?
- С кем из членов группы Вы выполняли общая задача (производственное, учебное)?
- С кем из членов группы Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность — в большей или меньшей степени. Чаще всего количество выборов ограничивается тремя.
Социометрия класса для младших школьников
Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.
Анализ проведения методики № 1 (социометрия)
Значит, уровень благополучия межличностных отношений является низким.
Микрогруппы в классе
В первую микрогруппу входят Гресько Сергей, Давыдчик Евгений, Леончик Анна, Кожемяко Ксения. Лидер микрогруппы, Леончик Анна, существенно влияет на межличностные взаимоотношения в микрогруппе (но не в классе). Причина возникновения этой микрогруппы — общие интересы, а также в том, что ее некоторые члены живут в одном многоэтажном доме и хорошо знают друг друга.
Во вторую микрогруппу входят Жильская Ирина и Михед Елизавета. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.
В третью микрогруппу входят ЗборовскаяЕкатерина,Коржеский Антон, Минойть Вячеслав, Фролов Антон, Лаворенко Матвей, Понаморёва Полина, Панфиленко Ксения, Савенко Полина. Лидер данноймикрогруппы–Минойть Вячеслав – «социометрическая звезда», имеет высокий статус в классе. Другие члены микрогруппы имеют низкий статус, кроме Понаморёвой Полины. Лидерство Мийтя Вячеслава в микрогруппе основано на том, что это одни из наиболее популярных и активных учащихся класса. Причина возникновения этой микрогруппы – актив класса и на основе общности интересов, дружбы, особенно с девчонками, немаловажно, что они сидят вместе, рядом партами.
В четвертую микрогруппу входят КрысенкоАнасасия и Терех Юлия. Это учащиеся с низким статусом в группе. Эта микрогруппа не имеет выраженных лидеров, она возникла потому, что ее члены сидят за одной партой.
В пятую микрогруппу входят Лукина Ярослава и Фибик Юлиана. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.
В шесттуюмикрогруппу входят Понагайбо Анастасия и Яцко Татьяна. Это учащиеся с низким статусом в группе. Эта микрогруппа не имеет выраженных лидеров, она возникла потому, что ее члены сидят за одной партой.
В седьмую микрогруппу входят Суховеева Юлия и Сущик Ирина. Явного лидера нет, общение происходит на одинаковом уровне. Это учащиеся с низким статусом. Причина возникновения этой микрогруппы — на основе общности интересов, дружбы.
Аккерман Ирина и Палазник Валентина не входят ни в одну из данных микрогрупп.
Наиболее влиятельной, авторитетной является третья микрогруппа. Ее члены являются самыми уважаемыми в группе, так что их лидерство бесспорно. Это актив класса.
Имеет место эпизодическое соперничество первой и третьей микрогрупп.
Вывод:на основании данных полученных при проведении социометрии можно сделать анализ социометрического статуса каждого ученика в классе. «Социометрические звёзды» составляют 5% от общего количества. Это, как правило, учащиеся, отличающиеся своей яркостью, умом, общительностью, неординарностью, способностью объективно оценивать своих одноклассников и тактично указывать на недостатки, умением дать полезный совет и вовремя придти на помощь. «Предпочитаемые» составляют 30% от общего количества. Они отличаются жизнерадостностью, способностью настраивать класс на «хорошую волну», создавать «приподнятое» настроение, избежать «острых углов» в процессе обучения. «Принятые» составляют 65% от общего количества. Это учащиеся, для которых характерны следующие черты: робость, спокойный характер, неумение показать себя, выделить себя и свои качества, заниженная самооценка и неправильное представление о себе и своей значимости. Коэффициент взаимных выборов составляет 44,4%, т.е. является средненьким. Все это является следствием того, что раньше учащиеся учились в школах и не так давно образовали химико-биологический класс в лицее. Поскольку чем старше, тем труднее привыкать к смене обстановки, то некоторые ученики предпочитают проводить время с друзьями и подругами из своих старых классов, хотя в целом все учащиеся стараются общаться между собой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Виды социометрии для школьников
Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:
- Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.
- Перед проведением методики психолог должен провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, психолог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.
- При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.
- При проведении тестирования психологу следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.
- При анализе результатов тестирования психолог должен учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.
Социограмма
Социограмма — это графическое изображение результатов, полученных с помощью социометрической методики при исследовании межличностных отношений. Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов малой социальной группы за их статусом (популярностью). С помощью специальных знаков и стрелок обозначают тип выбора (позитивный, негативный, односторонний, двухсторонний).
Социограмма наглядно показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группировки взаимосвязанных лиц, выбирающих друг друга. Чаще всего в социометрических результатах встречаются положительные группировки из 2-4 членов.
Социометрия Морено
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;
2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Бланк социометрического опроса
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Определение понятия
Социометрия для младших школьников является разновидностью социально-психологического тестирования, которое позволяет узнать детали межличностных отношений одноклассников. В основу методики была положена идея о наличии связи (прямой зависимости) между самочувствием человека в коллективе и особенностями его общения с другими членами данной группы.
Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.
Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:
- лидера в классе;
- изгоев и отвергаемых в классе;
- наличие асоциальных группировок в классе;
- степень сплоченности классного коллектива;
- степень доверия участников коллектива друг к другу.
Результаты социометрии не только помогают психологу спланировать работу со школьниками. Методика позволяет разработать рекомендации для педагогов по корректировке стиля педагогического общения.
В результате апробации методики при исследовании взаимоотношений детей школьного коллектива психологи пришли к выводу, что социометрию можно применять и в отношении участников производственной бригады.
Анкетирование
Социометрия может проводиться несколькими способами:
- Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
- Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
- Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
- Упрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
- Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.
Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:
- Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
- Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
- Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
- Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
- Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
- Коричневый – полное равнодушие.
- Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
- Розовый – интерес, стремление к общению.
Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.
Важно учесть
Чтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.
Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.
При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.
При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:
- Не все дети готовыотвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
- Некоторые могут не понятьвопроса и написать противоположный ответ.
- Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.
Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.
Объект исследования – 5-е классы 2013/2014 учебного года.
Цель исследования – оценить взаимоотношения учеников классов 5А, 5Б, 5В, 5Г.
- Оценить взаимоотношения учеников в учебной деятельности.
- Оценить взаимоотношения учеников в досуговой деятельности.
- Оценить доверительные взаимоотношения учеников.
Процедура социометрии параметрическая – ограничение выборов до 3-х человек.
Взаимоотношения в 5 «» классе.
В учебной деятельности статус звезды (наиболее привлекательный одноклассник для совместной работы на уроках) получили И-я И, К-ва А. и Ш-ва А. Статус отвергаемго ученика (большинство одноклассников не хотят с ним выполнять учебные задания на уроках) получил Ш-о Е.
В досуговой деятельности большинство ребят получили малое число выборов и являются принятыми (1-2 выбора). В статусе звезд (более 5 выборов ) оказались И-я И.и Ш-ва А.. Большинство одноклассников не желают общаться после уроков с Ш-о Е. и Сй А., получивших статус отвергаемых. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия досуговых взаимоотношений в классе, который можно расценить как средний .
Исследование доверительных взаимоотношений показало следующее: статус звезды (наиболее привлекательный одноклассник, кому доверяет большинство детей) получила К-а П.. В статусе предпочитаемых (3-5 выборов) оказались К-ва А. Л-а Е., И-я И., К-а К., Ш-а А., П-н И.. К категории отвергаемого (получил только отклонения) относится Ш-о Е. . Такой статус обусловлен недоверием Ш-о Е. к своим одноклассникам, которое отражено в анкете отсутствием выборов среди них тех, кому он доверяет.
В учебной деятельности половина класса получила статус предпочитаемых (3-5 выборов). Ближе всех из них к статусу звезды А-а Д .. В статусе принятых находятся Б-в В., Г-в А., К-в Д., П-в А., Г-а К., Л-а А., Ф-о И.. Статус отвергаемго ученика (большинство одноклассников не хотят с ним выполнять учебные задания на уроках) получила М-а Я. Следует отметить, что Г-а К. получила столько же отклонений, сколько и М-а Я. (10). Но отданные выборы в ее пользу со стороны А-й Д. и М-о Е. не позволяют присвоить статус отвергаемого ученика в классе.
В досуговой деятельности по итогам выборов ребят в классе есть две звезды . Среди девочек статус звезды (ученик, с кем большинство ребят хотят общаться вне учебной деятельности в первую очередь) у П-й А., а у мальчиков – Н-й С.. Семь человек находятся в благоприятном статусе предпочитаемых. За исключением Б-а В., М-й К., К-а Д., Л-й А., П-а А. и Ф-о И., получивших по 1-2 выбора и соответствующий статус принятых. В статусе отвергаемого (одни отклонения) – М-а Я.. Так как большинство детей группы оказалось в благоприятных статусных категориях, то уровень благополучия взаимоотношений в досуговой деятельности определяется как высокий.
В плане доверительные взаимоотношений в классе сложилась следующая картина. Статус звезды у П-й А. (большинство одноклассников доверили бы ей свой секрет). М-а Я. и М-я К. оказались в статусе отвергаемых (тех, кому не доверили бы свой секрет в первую очередь). Так же следует отметить, что максимальное количество отклонений было получено Г-й К. (десять отклонений, в отличие от девяти отклонений М-й Я. и четырех – М-й К.). Только выбор со стороны М-о Е. не позволяет присоединить Г-у К. к группе отвергаемых . Много ребят в статусе предпочитаемых (среднее число выборов): А-а Д., К-к П., Б-а М., Н-й С., М-о Е., М-а М. Остальные ребята получили статус принятых. В целом такое распределение голосов по данному критерию говорит о необходимости улучшения эмоционального благополучия в плане развития и установления более доверительных взаимоотношений у большинства детей со сверстниками в классе.
Этапы исследования
Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:
Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся. В этом случае задаются вопросы типа «Кого ты выберешь» («Кого ты выберешь главным в классе», «Кого ты выберешь в качестве соседа по парте», «С кем бы ты хотел выполнять сложное задание»). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.
Определение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?». Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся «изгоями» в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.
Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).
Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:
- Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
- Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).
При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.
Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.
Требования к анкете таковы:
- Простота.
- Доступность.
- Однозначность вопросов.
- Полная свобода выбора.
- Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
- Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).
Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:
«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»
- С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
- С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
- С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
- Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?
Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.
Бланки подписываются и сдаются после заполнения.
Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:
- Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
- А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
- Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
- А кто не позвал бы?
- Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
- А кого не пригласил бы?
Обработка результатов
Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:
- Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.
- Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.
- Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.
Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.
Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:
- Внутренний круг – наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, «звезды».
- Следующий круг – предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это «нормальные» дети).
- Следующий круг – игнорируемые, общение с ними не распространено.
- Внешний круг – одиночки.
Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.
Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.
Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.
Цель исследования: диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в обследуемых классах и решения следующих задач:
· измерение степени сплоченности-разобщенности в клаcсе;
· выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, отвергнутые);
· обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами;
Объект психологического анализа : учащиеся пятых и шестых классов. Всего в исследовании приняло участие 260 учащихся.
Предметом психологического анализа являются некоторые психологические особенности взаимоотношений в системе «ученик-ученик», складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу.
Диагностические методики: социометрические исследования.
Материал : бланк социометрического опроса, список членов группы. В психологическом исследовании межличностных отношений приняли участие 260 учащихся пятых и шестых классов МАОУ «СОШ№16».
Результаты исследования показали: 1. 5 «А» класс
— учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности;
— учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения;
— учащихся, имеют ограниченный круг общения;
— учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности.
— учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности. 6 «А» класс 23,33% — учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности; 26,67% — учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения; 36,67% — учащихся, имеют ограниченный круг общения; 13,33% — учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности. 6 «Б» класс 26,67% — учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности; 23,33% — учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения; 46,67% — учащихся имеют ограниченный круг общения; 3,33 % — учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности.
6 «В» класс 26,67% — учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности; 20% — учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения; 36,67% — учащихся имеют ограниченный круг общения; 16,67 % — учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности.
Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классных коллективов, значительный процент учащихся занимает лидирующее и устойчивое положение в классных коллективах.
Из сферы общения выпало 13,33% учащихся 6 А класса, 3,33% учащихся 6 Б класса, 16,67% учащихся 6 В класса, по 36,67% учащихся в 6А и 6 В классах, 46,67% в 6 Б классе имеют ограниченный круг общения, что указывает на значительные резервы в повышении эффективности воспитательной работы в классных коллективах.
Социометрическая таблица
№ Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Абалкин +1 +2 +3 -1
2 Эсторский +1 +3 +2
3 Каммерер -1 +1 +2 +3
4 Бромберг +2 +1 +3
5 Глумова +2 +1 +3 -3 -2
7 Атос-Сидоров +1 +3
8 Щекн-Итрч +1 +3 +2
9 Горн +2 +1 +3 -1
10 Репнин +2 +1 +3 -1
Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:
- Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
- Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
- Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.