Аналитическая справка по тематическому контролю в доу по духовно нравственному воспитанию

Людмила Пузина
Аналитическая справка «Эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми по духовно-нравственному развитию детей»

Аналитическая справка «Эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми по духовно-нравственному развитию детей

Цель: выявление педагогических проблем в осуществлении духовно-нравственного воспитания на основе приобщения детей к русской народной культуре.

Сроки проведения: с 14.10.2019г. — по 25.10. 2019г.

Объекты контроля: все возрастные группы.

Планирование работы с детьми и родителями;

Создание среды по духовно-нравственному развитию воспитанников в группах;

Проверяющий: старший воспитатель Пузина Л. В.

В соответствии с годовым планом работы и на основании приказа по детскому саду с 14.10.2019года — по 25.10.2019 года был проведен тематический контроль по первой годовой задаче.

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :

— система и вариативность планирования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

— наличие и разнообразие пособий для духовно-нравственного воспитания дошкольников;

— система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;

— отношение родителей к решению данной проблемы.

В ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания и с целью подготовки к педагогическому совету в дошкольном учреждении проведены следующие мероприятия:

— Консультации по различным аспектам в вопросах духовно-нравственного воспитания :

«Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре»,

«Организация развивающей среды в ДОУ для приобщения дошкольников к народной культуре»;

— Изучение методической литературы; — Создание альбомов различной тематики: «Труд взрослых. Профессии», «Семья», «Дом, в котором ты живешь». Тематические картинки «Хорошо – плохо»;

-Художественная литература (колыбельные, сказки, потешки, чтение художественных произведений «Осень», «Осыпается весь наш бедный сад»; «Осень» А. Майкова; «Мешок яблок» В. Сутеева, «Совесть»

— Взаимопосещение занятий в 1 и 2 младших группах:

-Театрализация сказки «Кот, петух и лиса» —

— Продуктивная деятельность «Рисунок для мамы»;

-Дидактические игры «Кто в домике живет», «Назови, кого покажу», «Как зовут твоих друзей»;

— Пальчиковая гимнастика «Семья», «Утро настало», «Доброе утро».

Мероприятия позволили педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены уголки духовно — нравственно воспитания для детей. Содержание уголков представлено литературой по народным традициям для детей, раскрасками, педагогами подобран материал для родителей. Педагоги с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом игровых уголков в группах являются настольно-дидактические игры, такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию педагоги используют следующие формы работы :

работа с народным календарем

чтение художественной литературы;

творческую продуктивную и игровую деятельность детей;

экскурсии, целевые прогулки по улицам.

Праздники в нашем детском саду начинаются с осени.

Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются традиционные праздники русской культуры. Первый народный праздник — «Осенины». Затем – «Новый год и Рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха».

После праздника педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы на следующие темы: «Край, в котором, ты живешь», «Откуда пошла земля русская», «Светлый праздник Рождества» и др. Педагоги привлекают родителей к проблеме духовно-нравственному воспитанию.

— Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала «Золотая волшебница Осень», «Новогодние и Рождественские поделки».

Вывод по тематическому контролю:

Проведенный тематический контроль показал, что проблема духовно-нравственного развития дошкольников актуальна, и педагоги решают ее через образовательную деятельность, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения совместной деятельности педагогов с детьми.

В группах созданы условия для духовно-нравственного развития детей : организуются дидактические игры, продуктивная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал

Однако необходимо обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы совместных с родителями мероприятий данной направленности.

1. Всем педагогам продолжать углубление знаний в теоретических вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников через самообразование.

2. Развивающую среду младших возрастных групп пополнить народными игрушками, в группах старшего возраста использовать имеющиеся настольно-дидактические игры для индивидуальной работы с детьми и пополнить дидактическими пособиями по духовно-нравственному развитию.

Срок: до 15.02.2020года

3. Педагогам всех возрастных групп включать в план работы с родителями воспитанников мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников основ духовно-нравственной культуры.

Лада Павловская
Справка по тематическому контролю по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Справка по итогам тематического контроля в МБОУ «Катунинская СШ» филиал «Детский сад д. Лахта»

«Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

В соответствии с годовым планом работы МБОУ «Катунинская СШ» филиал «Детский сад д. Лахта» на 2015-2016 учебный год проводился тематический контроль по теме «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» с 14 по 25 марта 2016г. Проверку осуществляли: учитель-логопед Павловская Л. Н., воспитатель Соболева И. А., воспитатель Оборотистова Н. Г.

Цель тематического контроля : выявить уровень организации и эффективности работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Контроль осуществлялся по следующим направлениям:

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды в группах.

4. Анализ планирования работы по нравственно- патриотическому воспитанию.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

В результате проверки было выявлено следующее:

С целью оценки профессионального мастерства педагогов были просмотрены занятия в группах «Семицветик» (Авраменко Н. С.) тема «Моя семья», «Ромашка» (Сыркова Н. М.) тема «Моя Родина- Россия», «Василек» (Щеголева М. А.) тема «Моя Родина». Педагоги тщательно продумали свои занятия, была проведена большая предварительная работа. Наталья Михайловна и Мария Алексеевна использовали ИКТ в их проведении. Дети группы «Ромашка» отправились в путешествие по стране, в котором показали свои знания о символике страны (гербе, флаге, гимне, природе, народных умельцах, русских народных инструментах, праздниках нашей страны. Ребята проявили большой интерес к занятию. Дети группы «Василек» также показали свои знания о символике страны и Архангельской области, о президенте России, столице нашей Родины- Москве. В конце занятия детям было предложено разбиться на команды и коллективно собрать флаг Архангельской области, а также раскрасить герб Архангельской области. Все команды справились с заданием. Педагог группы «Семицветик» показала занятие по теме «Семья». На занятие пришла кукла Маша, которая рассказала про свою семью. Далее детям было предложено рассказать о своей семье. Дети рассказывали о маме, фото которой было размещено на стенгазете. Дети рассказали как зовут маму, чем она любит заниматься, как играет с ними, а затем говорили ей ласковые слова. Дети группы хорошо знают пальчиковую игру, повторяют слова вместе с воспитателем. Можно сделать вывод, что педагоги владеют методикой проведения занятий, используют различные методы и приемы для обобщения знаний о своей Родине, поддерживают интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывают чувство гордости за ее достижения.

Также было проведено анкетирование педагогов по теме:

«Готовность к работе по патриотическому воспитанию».

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

На вопрос «кто такой гражданин», педагоги ответили по разному, но суть одна –это человек с активной жизненной позицией, любящий свою семью, свой родной край, страну, преданный своему Отечеству.

Все педагоги согласны с тем, что начинать гражданское воспитание необходимо с дошкольного возраста, т. к. в этом возрасте формируются базовые основы личности, ребенок начинает получать социо-культурный опыт.

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

На данный вопрос большинство педагогов ответили, что «не достаточно, но есть возможность получения нужной информации».

3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края?

Читать также:  Как изменить дату в справке

Ответы: чтение литературы, использование интернет- ресурсов.

4. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить.

Все педагоги согласны с тем, что необходимо знакомить детей к истокам региональной культуры. Пути решения:

-посещение музеев и памятников,

— организация экскурсий,

-ознакомление с декоративно- прикладным искусством,

-проведение фольклорных досугов,

-использование устного народного творчества,

-использование народных игр и игрушек,

— чтение художественной литературы,

— рассматривание картин, открыток.

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?

Большинство педагогов ответили, что с раннего возраста, начиная знакомить детей с малыми фольклорными формами.

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?

Практически все воспитатели ответили положительно на данный вопрос.

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.

— «История Архангельской области»; О. Кодола, художник А. Дедов,

Обучающая книга-раскраска «История Архангельской области. Книга для детей и их родителей».

Главный герой книги (персонаж-ведущий) Помор Поморыч познакомит детей с историей родного края от появления здесь первых поселенцев каменного века и до наших дней. Книга содержит тематические задания, рекомендована для преподавания в школах Департаментом образования Архангельской области.

— «Природа Архангельской области»; О. Кодола, художник А. Дедов,

— «Культура Архангельской области», О. Кодола, художник А. Дедов,

— «История Беломорского Севера» В. Киприянов,

— «Сказки С. Писахова»,

— «У Архангельского города» Б. Шергин,

— «Сказки Б. Шергина»,

— «Красная книга Архангельской области» и др.

8. Какая методическая помощь вам необходима для реализации задач гражданского воспитания в вашей группе?

Больше демонстрационного материала, методической литературы по возрастам, книги по патриотическому воспитанию, фотографии, картинки.

9. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.

«Отсутствие материально- технической базы, малое количество демонстрационного и раздаточного материала, невозможность распечатать найденный материал».

10. Помощь и поддержка каких специалистов вам необходима для эффективного решения задач гражданского воспитания?

По второму вопросу тематического контроля был проведен опрос среди детей старшего дошкольного возраста в группах «Колокольчик», «Ромашка» и «Василек» в количестве 61 человека по теме

№ Вопросы Колокольчик

знают не знают знают не знают знают не знают

1. Название страны 100% — 90% 10% 95% 5%

2. Название города 55% 45% 85% 15% 71% 29%

3. Домашний адрес 30% 70% 70% 30% 24% 76%

4. Достопримечательности города 45% 55% 50% 50% 5% 95%

5. Названия улиц, площадей города 15% 85% 40% 60% 38% 62%

6. Флаг России 85% 15% 100% — 95% 5%

7. Герб России 45% 55% 45% 55% 38% 62%

8. Герб Архангельска — 100% 25% 75% 29% 71%

Флаг Архангельска — 100% — 100% 43% 57%

9. Гимн России 55% 45% 60% 40% 38% 62%

10 Народные и государственные праздники 90% 10% 85% 15% 86% 14%

11 Народные игры и игрушки 30% 70% 65% 35% 52% 48%

12 Народные традиции — 100% 30% 70% 5% 95%

13 Отношение к окружающей среде 90% 10% 80% 20% 57% 43%

14 Дружелюбие 90% 10% 80% 20% 67% 33%

15 Забота 90% 10% 90% 10% 62% 38%

16 Умение договориться 75% 25% 65% 35% 48% 52%

17 Умение уступить 55% 45% 55% 45% 76% 24%

18 Готовность прийти на помощь 60% 40% 95% 5% 71% 29%

Самые распространенные ответы:

Праздники: «Новый год», «8 марта», «Масленица», «День защитника Отечества», «День Победы», «Пасха», «День Российского флага», «День Святого Валентина», «День семьи»

Народные игры: «Золотые ворота», «Колечко», «Шалтай- болтай», «Бояре», «Гори- гори ясно!»

Игрушки: «деревянные ложки», «матрешки», «сшитые куколки», деревянные медведи с молоточками», «деревянные козлики, которые бодаются», игрушки из соломы, свистульки, дымковская игрушка.

Традиции: — «На Новый год наряжать елку»,

— «Катать яйца с горки на Пасху»,

— «Красить яйца на Пасху»,

— «Печь блины на Масленицу»,

— «Сжигать Масленицу»,

— «В Масленицу залезать на столб»

Опрос показал, что практически все дети знают название страны, флаг России, народные и государственные праздники. К сожалению, в группе «Колокольчик» и «Василек» мало детей знают свой домашний адрес. В связи с удаленностью от города, дети мало знают названий улиц и площадей города, его достопримечательности. Практически все дети знают народные и государственные праздники, называют народные игры и игрушки. Такие нравственные качества как дружелюбие, забота, умение договориться, умение уступить, готовность прийти на помощь понимают большинство опрошенных.

Анализ предметно-развивающей среды в группах показал, что во всех группах имеются уголки по нравственно –патриотическому воспитанию, в пяти группах они стационарны. В младшей группе «Семицветик» имеются альбомы «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем», имеются открытки с достопримечательностями города. Также имеются изображения флага и герба России, плакаты к 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая. В группе есть предметы декоративно- прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, макет русской избы. Много художественной литературы по фольклору: потешки, сказки, песенки, поговорки.

В среднем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» имеются материалы по социально- нравственному воспитанию детей : подбор иллюстраций и игр по теме «семья», «профессии», «дом, в котором ты живешь». В разделе «знакомство с малой родиной» в группах имеются «Альбом Катунино», альбом «Архангельск», собраны детские рисунки о поселке. Созданы альбомы о животных и птицах нашего края. В группе «Одуванчик» имеются куклы в русских костюмах, в группе «Незабудка»- из ниток. В обеих группах имеется художественная литература по фольклору: сказки, песенки, поговорки, пословицы. В группе «Незабудка» имеется материал о защитниках Отечества. В обеих группах имеются элементы государственной символики: флаг, герб.

В старшем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: –краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

В группе «Колокольчик» представлены макеты «генеалогических деревьев». Имеется альбом об Архангельске и его достопримечательностях, карта Архангельской области. Представлена символика нашей страны, портрет президента. Имеется материал о Москве. Создан альбом «Великая Отечественная война и Архангельский Север». Также есть художественная литература по фольклору: сказки, предания, былины о богатырях; литература, рассказывающая о великих соотечественниках. Имеется атлас Земли, «Я познаю мир» и др. Есть дидактический материал по народным костюмам и росписям.

В группе «Ромашка» представлены семейные фотоальбомы, самодельные книги по теме «Герб моей семьи», макеты «генеалогического дерева». О родном городе имеются иллюстрации, фотоматериалы, символика города. Есть материал по Архангельской области в годы ВОВ, достопримечательности города в электронном виде, но к сожалению, нет возможности распечатать. Имеются конспекты занятий по ознакомлению детей с Россией, Архангельской областью, Приморским районом. Собраны детские рисунки на тему: «Моя малая Родина». Сделана подборка книг «Моя Родина- Россия, представлена символика нашей страны. В группе есть атласы России, мира, карта мира. Имеются иллюстрации о ВОВ. Есть художественная литература по фольклору: сказки, былины, книги о наших соотечественниках, прославивших Россию. В группе имеются народные игрушки: матрешки, берестяные изделия, дидактический материал по ознакомлению детей с росписями.

В группе «Василек» имеется карта нашего города, символика города (герб, флаг). Также имеется карта России, символика страны, портрет президента. К сожалению, нет материала о ВОВ, защитниках нашей Родины, великих соотечественниках. Имеется настольно- печатная игра «Служу России». В группе есть макет планеты Земля- глобус.

Можно сделать вывод, что педагоги стремятся пополнять практический материал по нравственно- патриотическому воспитанию с целью расширения представлений детей о родном крае и своей стране.

4. Анализ планирования показал, что во всех группах ведется работа по нравственно- патриотическому воспитанию.

Семицветик Одуванчик Незабудка Колокольчик Ромашка Василек

1. НОД «Матрешек русских хоровод», «Дымковская игрушка», «Красивая птичка» и др. «Тарелочка для братика», «Российский флаг», «Папа, мама, я- спортивная семья» и др. «Наша армия», «Знакомство с дымковской игрушкой», «Урок вежливости».

«Мамины помощники», «В гостях у художника», «Россия- огромная страна», «Солдат на посту» и др. «Птицы нашего края», «Поговорим о маме», «Пограничник», «Защитники отечества» и др.

Читать также:  Скачайте форму справки 2-НДФЛ (справка 1-НДФЛ) для заполнения справки 2-НДФЛ для Internet Explorer. начиная с 1 января 2022 года

«Каргопольская игрушка», «Птицы нашего края», «Подземные богатства Земли», «Летят самолеты» и др.

2. ЧХЛ РНС, потешки, поговорки.

РНС, сказки народов мира, произведения про маму. РНС, сказки народов мира, стихотворения об армии, произведения про маму, чтение рассказов из серии «Мои защитники».

РНС, сказки народов мира, рассказы из серии «Мои защитники».

РНС, сказки народов мира, чтение «Поморской азбуки», произведения о военных действиях, о защитниках Отечества, о детях, проявивших героизм во время войны.

РНС «Никита Кожемяка», былины «Илья Муромец

и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день»

3. СРИ «Семья» — «Семейный праздник», «Семья», «Дом», «Мы военные» «Семья», «Детский сад», «Российская армия», «Дочки- матери» «Пограничники», «Летчики», «Наша армия» «Дом, семья»,

«Дочки- матери», «Мы- военные разведчики»

4. Д/И «Предметы рукотворного мира» «Животные и их детеныши», «Вежливые слова» «Найди детеныша», «Добрые, вежливые слова» «Лото- животные», «Мой поселок», «Дары природы» «Что растет в родном краю», «Лото- животные родного края» «Водоемы»

5. Беседы «Хороший поступок», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Будем вежливы» «Наши мамы», «Что такое хорошо и что такое плохо» «Мы не будем ссориться», «О семье», «Как вести себя на празднике» «О России», «Моя семья», «Столица Родины- Москва» «О трудолюбивых», «Мы- друзья природы», «Я люблю тебя, Россия» «Лекарственные растения нашего края»

6. Рассматривание иллюстраций «Народные игрушки» — — Альбом «Архангельск»- знакомство с достопримечательностями Репродукция «Сыновья» —

рассказов, разучивание стихотворений Разучивание потешек.

Рассказ из личного опыта «Как мы гуляли по Катунино» Составление рассказов «Мой папа самый лучший», «Наша армия», «О маме»

Разучивание стихотворений о маме. Разучивание стихотворения «Мамочка» Разучивание стихов о защитниках Отечества. Составление рассказа из опыта «Как я маме помогаю»

Анализ работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию показал следующее :

Группа «Семицветик» :

«Русское народное творчество в воспитании маленьких детей», «Дети любят потешки»,

«Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы»

Группа «Одуванчик» :

Оформлена консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

Проведено родительское собрание «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»

Изготовлен совместный альбом «Животные нашего края»

Группа «Незабудка» :

Оформлена консультация «Патриотическое воспитание- рекомендации для родителей»

Группа «Колокольчик» :

Оформлены консультации «Патриотическое воспитание», «Что такое семья», «Семья глазами ребенка», «Литература для чтения»; памятка по патриотическому воспитанию дошкольников.

Изготовлен альбом об Архангельске и его достопримечательностях.

Группа «Ромашка» :

Оформлена консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Что такое семья?»

Памятка «Россия- страна, в которой мы живем».

Рекомендации: что прочитать с детьми по теме.

Группа «Василек» :

Оформлена консультация «Все начинается с детства»

Во всех группах были оформлены стенгазеты о мамах к Международному женскому дню, о папах ко Дню защитника Отечества и газета «Мамины помощники».

Было проведено анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание ребенка»

Анкетирование показало следующие результаты:

На вопрос «Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей»?

— 90% родителей ответило, что актуальна;

— 10%- нет

На вопрос «Какими личностными качествами/особенностями нужно обладать человеку, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?» были ответы:

-бескорыстие- 20% ;

-чувство долга по отношению к Родине-17% ;

-активная гражданская позиция- 22%.

На третий вопрос, «обладают ли они этими качествами»

-56% родителей ответило –да;

На вопрос «Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», результаты были следующими:

43% родителей- формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

20% родителей- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

13% родителей- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

24% родителей- воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

На вопрос «Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?»

-42% родителей считают, что родители,

-25%- все перечисленные

На вопрос «Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?»

-41% родителей считают, что «да»,

На вопрос «Актуальна ли для Вашей семьи тема ознакомления детей с родословной семьи?»

-73% родителей считают, что «да»,

— 21%- «нет»

На вопрос: «К каким семейным традициям Вы приобщаете своих детей?», ответы были следующие

— 30%-уважение к старшим и родителям;

-15%- рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них;

-5%- изучение происхождения фамилии, своего рода;

-25%- совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.);

-25%- совместный активный отдых (отпуска, экскурсии, походы и пр.);

На вопрос «Что лично Вы делаете для патриотического воспитания своего ребенка?» ответов было не много. Вот некоторые из них:

— «рассказываем о нашей стране, о ее успехах и достижениях»,

— «учим уважать чужой труд, интересоваться как дела у родственников, беречь природу, знать президента РФ, флаг, герб»,

— «проводим беседу»,

— «ходим совместно на праздники и рассказываем о них»,

— «воспитываем чувство гордости за страну, героев, спортсменов, чувство собственного достоинства, любовь к Родине»,

— «прочтение соответствующих рассказов о Родине, обсуждение различных ситуаций»,

— «рассказываем о семье, стране, ее истории»,

— «беседуем о Родине в целом, о малой Родине, семье и ее ценности»,

— «чтение рассказов о стойкости и мужестве наших людей, просмотр м/ф советских времен»,

— «рассказы о предках, их достижениях»,

— «приобщаем к культуре в обществе».

На вопрос «Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?» ответов также было не много. Вот некоторые из них:

— «рассказывать о достижениях родного края»,

— «помочь понять и закрепить в сознании детей чувство патриотизма и гордость за страну»,

— «поддерживать интерес ребенка- читать книги о поступках, подвигах героев- патриотов»,

— «групповое обсуждение рассказов о Родине, различных ситуаций»,

— «уроки истории»,

— «проводить занятия, информирующие о стране и области»,

-«личностных качеств воспитателей и младших воспитателей, служащих положительным примером и постоянная работа в направлении нравственно- патриотического воспитания детей»,

— «краеведение, основные традиционные праздники и памятные дни страны»,

На вопрос «Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?»

— 80% родителей ответило, что «да»,

— 20% -«частично»

Вот некоторые пожелания:

— «все всегда на месте говорю, лично»,

— «образовательные услуги занимают меньше времени, чем можно было бы»,

— «надо бы тщательней отслеживать взаимоотношения в детском коллективе и приоритеты».

Анкетирование показало, что практически все родители считают нравственно-патриотическое воспитание детей как одну из важнейших сторон общего развития ребенка. Главным, по мнению родителей, является формирование у детей гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Многие родители считают, что необходимо детей знакомить со своей родословной. Ответственность за патриотическое воспитание детей родители возлагают как на себя, так и на педагогов. 80% родителей удовлетворены качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Задачей педагогов и родителей остается как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к семье, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужественных воинов, развивать интересы ребенка к доступным явлениям общественной жизни.

1. Воспитателям всех возрастных групп продолжать работу по самообразованию в вопросах «нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

2. Продолжать пополнять предметно- развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания

4. Развивать в себе такие личностные качества, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма и гражданственности у детей?

Миляуша Янбердина
Справка о результатах тематического контроля по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ».

Цель: выявление педагогических проблем в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Сроки проведения: 01.10 – 30.11.2015г. Объекты контроля: все возрастные группы.

Читать также:  Как получить справку об эпидокружении онлайн и где это сделать. Справочная работа по применению

Разнообразие используемых педагогами методов и приемов в процессе НОД;

Открытые занятия по патриотическому воспитанию.

Создание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию.

В соответствии с годовым планированием в детском саду был проведен тематический контроль по годовой задаче – повысить педагогическую компетентность в организации работы по нравственно – патриотическому воспитанию.

Тематический контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

— система и вариативность планирования воспитательно-образовательной работы по приобщению дошкольников родным истокам; Родине.

— создание предметно-развивающей среды;

— система работы по данной теме с дошкольниками, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками;

— использование наглядной информации для родителей по приобщению детей к нравственно- патриотическому воспитанию;

Проверка планов ВОР:

В группе «Непоседы» — младшая группа, при планировании ВОР так же уделяется много внимания — разучиванию потешек, прибауток, стихотворений о семье, о детском саде, что соответствует данному возрасту; — чтению народных сказок, с рассматриванием иллюстраций и бесед по сказкам; — хороводным и подвижным башкирским народным играм.

Просмотренная мной непосредственно образовательная деятельность «Моя семья» организованной воспитателем Юсуповой Р. А. с целью формировать представления о семье, которые живут вместе, воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, позволила сделать следующие выводы: воспитатель организует интеграцию образовательной деятельности, используя следующие методы и приемы: беседы «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, показ с объяснением, чтение художественных произведений – Л. И. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Л. Воронкова «Что сказала бы мама». Дети рассказывали стихи о маме, папе, бабушке. Дети имеют хорошие знания о семье, состав семьи, называют их имена, рассказывают, что они умеют делать и. т. д. В уголках по нравственно – патриотическому воспитанию оформили альбомы «Редкие животные нашего края», «Достопримечательности г. Уфы», гербарий «Растения нашего края», оформила стенд «Мой край». Наглядный материал с символикой Башкортостана. Куклы в национальной башкирской одежде. Родители принимали участие в создании ПРС.

В группе «Почемучки» — средняя группа, показала наличие системы работы в данном направлении. Воспитатели, в соответствии с перспективным планированием, включают в работу с детьми разнообразные формы организации детской деятельности:

— тематические познавательные беседы по ознакомлению детей с пословицами, поговорками о Родине, о труде, о семье.

— чтение русских народных сказок в соответствии с возрастом детей;

— рассматривание альбома «Люблю тебя мой край родной»;

-в продуктивной деятельности – рисование «Моя улица», «Моя любимая мама», «Мой посёлок», «Мой детский сад».

В данной группе воспитатели уделяют внимание интеграции НОД, в основном интегрируют образовательные области «Социализация» + «Познание» + «Художественное творчество» + «Чтение художественной литературы». В игровой деятельности разучивают с детьми башкирские народные игры «Медный пень», «Юрта», «Курай». Просмотренная мной непосредственно образовательная деятельность «Родной край» организованной воспитателем Поздняковой М. Н., организованная с целью сформировать элементарные представления детей о символике Башкортостана, её значении, развивать познавательный интерес к истории государства, воспитывать любовь к Родине, позволило мне сделать следующие выводы: воспитатель организует интеграцию образовательной деятельности, используя многообразие методов и приёмов: беседы, вопросы к детям, башкирские народные игры «Медный пень» и «Юрта», чтение детьми стихотворений о флаге, гербе, о Салавате Юлаеве, показ иллюстраций с объяснением. Дети имеют хорошие знания о своей Родине, называют, где живут, домашний адрес, знают пословицы о Родине, о труде, об отваге и смелости. В уголках по нравственно – патриотическому воспитанию оформили альбомы «Редкие животные нашего края», «Наши рисунки о родном крае», гербарий «Растения нашего края», оформила стенд «Мой край», фотоальбом «Наша дружная семья»; дидактические игры «Подбери герб к флагу». «Одень кукол Айгуль и Батыра», «Кем я буду служить в армии, и как я буду защищать Родину»; макет нашего села и макет «Чудеса Башкортостана», плакаты с символикой Башкортостана и президент. Бумажные куклы в башкирской национальной одежде. Родители и бабушки принимали участиие в создании ПРС.

В группе «Звёздочки» — старшая группа, воспитатели планируют беседы по ознакомлению детей с пословицами, поговорками о Родине, о труде, о семье, различные башкирские подвижные игры, слушание гимна и песен о Родине, разучивание стихотворений и пословиц о Родине, о родном крае, рассматривание иллюстраций и картинок природы России, Башкортостана, экскурсии к достопримечательностям нашего посёлка «К памятнику неизвестного солдата», к памятнику Ленина.

Просмотренная мной непосредственно образовательная деятельность в этой в группе по теме «Моя малая Родина» присутствует интеграция (ОО «Познание» + «Коммуникация», «Чтение художественной литературы + «Музыка», организована воспитателем Аблаева Р. Р. с целью, формировать у детей представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой Республики Башкортостан, дать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном поселке. Воспитывать любовь к родному краю, позволило мне сделать следующие выводы: воспитатель использует многообразие методов и приёмов: пословицы о Родине, о родном крае, стихи, песню «С чего начинается Родина», как организационный момент, беседы, показ с объяснением глобуса, символики, карты, музыкально-ритмические движения под плясовую башкирскую музыку, словесную игру с мячом «Какое наше село», метод моделирования. Дети имеют хорошие знания, отвечают на вопросы полным ответом, знают пословицы о Родине и о природе Башкортостана.

В уголках по нравственно – патриотическому воспитанию оформили альбомы «Редкие животные Башкортостана», «Дикие животные Башкортостана», дидактические игры «Собери флаги», «Лото», кукла в башкирской национальной одежде, флаги, папка-передвижка о России.

В группе «Любознайки» — подготовительная группа, в ВОР воспитатели планируют беседы по ознакомлению детей с пословицами, поговорками о Родине, о труде, о семье, различные башкирские подвижные игры, слушание гимна и песен о Родине, разучивание стихотворений и пословиц о Родине, о родном крае, рассматривание иллюстраций и картинок природы России, Башкортостана, экскурсии к достопримечательностям нашего посёлка «К памятнику неизвестного солдата», к памятнику Ленина, сюжетно-ролевые игры «Семья», Педагог создали уголок на «Урындыке», где имитируя древний быт башкир, дети знакомятся с башкирской культурой.

Просмотренная мной непосредственно образовательная деятельность «По следам Акбузата» организованной воспитателем Курмангалиной Р. Ф., организованная с целью сформировать элементарные представления детей о символике Башкортостана, её значении, развивать познавательный интерес к истории государства, воспитывать любовь к Родине, позволило мне сделать следующие выводы: воспитатель организует интеграцию ОО «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество». Занятие прошло в форме путешествия по Абзелиловскому району. Использует многообразие методов и приёмов: сюрпризный момент – появление Урал –Батыра, беседы, вопросы к детям, игры «Перетяни палку» и «Перепрыгни через ручей», практические действия показ детям опыта как грязная вода становится чистой, рассматривание детьми камней через лупы, показ иллюстраций с объяснением, практические действия детей – дети вырезали крылья для своих лошадок, и клеили их на спины Акбузата. Дети имеют хорошие знания о том, где живут. Занятие детям очень понравилось, дети были активными. В уголках по нравственно – патриотическому воспитанию оформили альбомы «Красная книга Башкортостана», «Семь чудес Башкортостана», «Нашему району 85 лет», «Достопримечательности города Уфы», «Города Абзелиловского района», дидактические игры «Собери флаги», «Лото», кукла в башкирской национальной одежде, флаги, папка-передвижка о России, плакаты с символикой страны, президенты России и Республики Башкортостан, «Урынды», куклы в национальных костюмах «Снгелдк», колыбелька, в которой качают младенца, сундук, башкирская национальная утварь, художественная литература.

В методическом кабинете был сделан уголок патриотического воспитания – это юрта, в которой отражается древний быт башкирского народа

Анализ наглядной информации для родителей по данной проблеме показал следующее:

В детском саду было проведено общее родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства». Воспитатели групп представили для родителей консультации «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников», «Семья ячейка общества», «Дидактическая игра, как средство патриотического воспитания дошкольников», «Роль детских сказок в патриотическом воспитании дошкольников», в разделе «Учите вместе с нами» помещены для заучивания стихи, потешки, пословицы о Родине.

Вывод по тематическому контролю: Проведенный тематический контроль по приобщению детей к родному краю, башкирским народным истокам народным истокам, к фольклорному искусству башкирского народа, показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения совместной деятельности педагогов с детьми.

Проверяющий: старший воспитатель ___ Янбердина М. А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *