АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

о предметно – развивающей среде

по изобразительной деятельности

в старшей группе

В феврале 2018 года в старшей группе была проверена и проанализирована предметно-развивающая среда по изобразит

Татьяна Обряднова Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО

Дата проведения анализа : сентября 2016г

Характеристика группы: среднюю группу посещают 22 ребёнка, из них- 7 девочек и 15 мальчиков.

РППС создана с учетом:

-безопасности и психологического комфорта пребывания детей в группе;

Зинаида Седова Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»

Характеристика группы : группу раннего возраста посещают 27 детей в возрасте от 2 до 3 лет. Из них 15 девочек и 12 мальчиков.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения обеспечивает:

Наталья Сенють Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно — пространственной среды в подготовительной группе

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах МБДОУ «Д/с № 56»

В соответствии с основными задачами годового плана воспитательно-образовательной работы на 2022-2023 учебный год, в период с 27.09.2022г. по 30.09.2022г. был проведен мониторинг развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Д/с № 56».

Цель: определить состояние предметно-развивающей среды групп ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС, соблюдением санитарных норм.

В ходе мониторинга развивающей предметно-пространственной среды были использованы следующие методы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

детский сад №1 «Теремок» Кулундинского района Алтайского края

по результатам тематической   проверки

«Эстетическое предметно-пространственное окружение педагогического процесса в группах ДОУ»

Тематическая проверка проводилась с 17.08.15г. по 21.08.15г. на основании приказа заведующего МБДОУ № 33- ОД от 26.08.2015 года и годового плана образовательной деятельности МБДОУ на 2015 – 2016 учебный год, с целью   создания комфортных, безопасных и благоприятных условий для развития детей   в условиях введения ФГОС.

Проверку осуществляли: председатель экспертной группы, заведующий ДОУ Г. В. Журбенко, старший воспитатель А. Ю. Семейкина, воспитатели: М. Г. Драч,   Л. Н. Тимохина, М. Ю. Кекина. Тематический контроль был осуществлен во всех группах ДОУ.

В ходе проверки подробно были изучены и проанализированы условия осуществления образовательного процесса: создание развивающего пространства в МБДОУ, оформление и оборудование помещений.

Тематический   контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие   вопросы:

Использовались следующие   формы и методы контроля:

1. анализа предметно-развивающей среды   в группе на основе смотра конкурса «Готовность групп к новому учебному году»

2. анализа наглядной информации для родителей

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Практически все группы оформлены и оснащены в соответствии с возрастом и графиком приемки групп к новому учебному году, соблюдены требования СанПин и охраны и жизни здоровья детей.

Во всех групповых помещениях   выделены зоны. Однако не все зоны четко определены   и   допускают трансформации. Отсутствие или недостаточное количество легких ширм, полифункциональных предметов лишает пространство динамичности.

Все обследованные группы обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Однако набор кукол в большинстве групп однообразен, преобладают куклы-девочки. Вовсе не представлены куклы-мальчики, «разновозрастные куклы» или куклы, моделирующие разные профессии. Ролевая атрибутика, облегчающая принятие ролевой позиции в игре, также бедна и однообразна. Наблюдается острый дефицит ролевой атрибутики как для девочек так и для мальчиков (фуражки, пилотки, воротнички, косынки, фартуки и т.д. и пр.), что обедняет игру и не позволяет детям полноценно включится в ее содержание.

: материальное оснащение для игровой деятельности нуждается в особом внимании.

Разными видами материала представлено оборудование для познавательной деятельности: детская литература, образно-символический материал, дидактические игры. Что касается дидактических материалов: картинок, схем игр, они имеются в недостаточном количестве. В то же время ощущается дефицит материала для самостоятельного детского экспериментирования, направленного на познание закономерностей механического движения в обыденной жизни: свободного падения, вращения и пр. Материал по конструированию и раздаточный материал по ФЭМП, также в   недостаточном количестве.

Почти во всех группах в достаточном количестве представлены книги для детей.

Во всех группах   созданы условия для физического и художественно — эстетического развития детей:

— ФИЗО уголки подготовлены с учетом возрастных особенностей с использованием стандартного и не стандартного оборудования. Материал для развития основных видов движений имеется в наличии во всех группах в   недостаточном количестве.   Дополнить уголки в группах

— ИЗОуголки в группах нужно дополнить   — техническими картами, схемами последовательности рисования, лепки, аппликации с учетом возрастной и гендерной специфики; образцы художественного ручного труда; внести в перспективные планы в занятия и режимные моменты знакомство с искусством, с обеспечением интеграции и преемственности содержания.

Содержание уголков по ИЗО в группах дополнить материалом по всем критериям.

— Уголки по речевому развитию во всех группах соответствуют возрасту, однако требуют пополнения   материалом.

— Необходимо оформить Уголки МУЗО  во всех группах.

В группах имеется материал по ПДД и ОБЖ, однако необходимо выделить его в отдельные островки, оформить и пополнить.

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в МБДОУ и возрастными особенностями воспитанников.

Материально-техническое обеспечение предметно-пространственной среды требует пополнения (по мере возможности ДОУ).

Эстетическое предметно-пространственное окружение педагогического процесса в группах соответствует требованиям ФГОС.

Председатель экспертной группы:

заведующий ДОУ ________Г. В. Журбенко

старший воспитатель__________ А. Ю. Семейкина

воспитатель_____________ М. Г. Драч,

воспитатель_______________ Л. Н. Тимохина

воспитатель______________ М. Ю. Кекина

Публикация «Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе» размещена в разделах

При создании развивающей образовательной среды я руководствовалась ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОО и к условиям ее реализации, и опиралась на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых (например, уголок конструирования и моделирования с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек — машинок, паровозов, тракторов; спортивный уголок, театральный уголок и др.). При этом зоны расположены так, что при самостоятельной детской активности внутри группы сферы между собой не пересекаются.

Приёмная комната (раздевалка) оснащена родительским уголком «Для Вас, родители», папками-передвижками с информацией для родителей. Предусмотрено место для выставок детского творчества (рисунков, поделок, с обозначенной темой, задачами и полученным результатом).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Развивающая предметно-пространственная среда в групповом помещении организована так, что каждый ребенок имеет возможность общения, уединения, может объединиться подгруппами по общим интересам или свободно заниматься любимым делом.

Пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом.

Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ (п. 3.3). Наше учреждение реализует свою образовательную программу, которая опирается на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы и предусматривает развитие детей по пяти образовательным областям, указанным во ФГОС ДО.

Пространство групповой комнаты разграничено маркерами образовательного пространства в виде центров развития по

• социально коммуникативное развитие:

o центр для сюжетно ролевых игр

o центр безопасности

o патриотический уголок

• познавательное развитие;

o центр познавательного развития;

o центр опытно – экспериментальной деятельности;

o уголок природы;

• речевое развитие;

o книжный уголок;

• художественно-эстетическое развитие;

o цент конструктивной деятельности;

o центр музыкально — театральной деятельности;

o центр изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации,

• физическое развитие.

o Физкультурный уголок.

Оснащение центров и уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность детей, представлен наполнением уголка патриотического воспитания, где наряду с символами государственной власти представлены объекты отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, альбомы о достопримечательностях Ужурского района, книги по истории нашего края.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда в группе содержательная и насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Читать также:  Аналитическая справка по результатам проведения контрольных работ

Насыщенность среды выражена организацией образовательного пространства группы, которое обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Предусмотрено экспериментирование с доступными детям материалами, возможность двигательной активности и самовыражения детей.

Игровая активность (деятельность) развивается в «Центре сюжетно ролевых игр», где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Имеются атрибуты для сюжетно — ролевых игр наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки – орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предметами женской одежды, украшения, сумочки, для мальчиков — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, технические игрушки.

Так же имеются материалы, учитывающие гендерную направленность, т. е. интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Познавательная активность детей формируется воспитателем при помощи различных методов и средств и материалов, стимулирующих познавательное развитие детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, Имеется большое количество игр по развитию логико — математического мышления: счетный, занимательный, познавательный математический материал (рамки-вкладыши, доски-вклыдыши; логические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизнера и др. ; объёмные геометрические фигуры, счёты, счётные палочки, мозаики, пазлы, игры типа «Танграм».


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Для развития познавательно-исследовательской деятельности и ознакомления с миром природы имеется разный природный материал: камешки, сыпучие продукты (пшено, горох, гречка); Также имеются схемы, модели, которые позволяют детям составлять описательные рассказы, систематизировать знания о временах года, календарь природы:


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Для изучения детьми правил безопасного поведения в группе имеются методические пособия по правилам дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др. : макет «Улица», дорожные знаки наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Экстренные ситуации», «Азбука пешехода», «Спасатели». Атрибуты и игрушки к сюжетно-ролевым играм – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика.

Группа оборудована мини-библиотекой, в которой имеются книги разных жанров: сказки, рассказы, познавательная литература, стихи.

Произведения соответствуют возрасту детей и текущей календарной теме периода.

В группе оборудованы уголки с материалами, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами.

Имеются портреты детских писателей и поэтов, альбомы с иллюстрациями художественных произведений, сюжетные и предметные картинки (для составления рассказов, схемы для заучивания стихотворений и для пересказа произведений.

Экспериментирование с доступными детям материалами происходит в организованной в группе «лаборатории». Здесь есть в наличии необходимые атрибуты для наблюдения и экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов, магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций и т. д. ; составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Творческой активности и самовыражению средствами искусства способствует организованный в группе центр изобразительной деятельности. Он способствует развитию творчества, фантазии, закреплению навыков, полученных на занятиях. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.

Центр музыкально — театральной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, Имеются ширмы для театрализации и костюмы для детей, маски персонажей, музыкальные инструменты. Группа оснащена аудиотехникой, фонотекой.

Двигательной активности детей способствуют наличие в группе достаточного свободного пространства и физкультурного уголка с различным спортивным инвентарем. Это мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцебросы, скакалки. Имеется и нестандартное оборудование, которое изготовлено руками воспитателя: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Я постаралась создать такую творческую развивающую предметно – пространственную среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей). Создав подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации.

Анализируя развивающую среду в группе я убедилась, что она соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В группе имеется уголок уединения, где в любой момент ребенок может отдохнуть.

Интерьер спальной комнаты выдержан в спокойных светло-голубых тонах, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Доступность: игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности.

Безопасность: для безопасного нахождения детей в группе вся мебель расставлена по периметру помещения, все предметы мебели с закругленными краями, на всю мебель имеются сертификаты качества от производителя. Ряд предметов, таких как мелкие детали мозаики, материалы для экспериментирования, находятся в коробках с плотно закрывающимися крышками и доступны детям только под руководствам воспитателя.

Содержательность и насыщенность среды группы – оснащаю образовательное пространство средствами обучения и воспитания соответствующими возрастным особенностям, потребностям, возможностям детей: игровым оборудованием; игровыми материалами и игрушками; дидактическими пособиями и материалами; техническими средствами обучения; спортивным оборудованием и инвентарем; оздоровительным оборудованием.

Насыщенность среды обеспечивает:

— познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

— двигательную активность в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей;

Трансформируемость – использую возможности изменений образовательного пространства группы: Преобразование, превращение, видоизменение пространства создает дополнительную мотивацию, заинтересованность и активизирует детей в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся их интересов и возможностей; 3. Полифункциональность – сочетание нескольких функций в одном предмете дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (мебели, модулей, ширм и т. д.). Эту же функцию выполняют и предметы, не обладающие жестко закрепленным способом употребления, пригодным для использования в разных видах детской активности.

Вариативность – использую наличие различных пространств (для игры, уединения и пр.); наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность – для всех воспитанников обеспечиваю свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, оборудованию, способствующих развитию основных видов деятельности.

Безопасность – обеспечиваю соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям надежности и безопасности их использования.

Публикация «Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ» размещена в разделах

-возрастных особенностей детей;

-реализации образовательной программы;

-наличие в группе детей с ОВЗ, их особами потребностями в обучении.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Вся мебель в зонах активности крепится к стенам.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Читать также:  Сколько действительна медицинская справка для водителей с 2023

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

— коммуникативно-личностное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :

• уголок для сюжетно ролевых игр;

• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

• книжный уголок,

• речевой уголок;

• уголок математических игр;

• уголок природы и экспериментирования с водой и песком;

• спортивный уголок;

• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);

• уголок конструктивной деятельности;

• уголок по ПДД;

• уголок эмоционального развития;

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Уголок для сюжетно ролевых игр:

Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач. Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре.

Весь игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

• Кукольный театр (Теремок, Колобок, Профессии)

• Настольный театр (Три поросенка, Колобок, Теремок, Маша и медведь, Репка, Волк и семеро козлят)

• Настольные игры из серии «Играем в сказку»

• Пальчиковый театр

• Театр картинок

• Маски персонажей и костюмы

• Музыкальные инструменты

• Диски с музыкой и сказками

• Декорации и ширма

• Портреты великих композиторов

• Картотека музыкальных и театрализованных игр

• Книги подобранные по возрасту и по лексической теме

• Портреты писателей и поэтов

• Сюжетные картинки

• Схемы для пересказа произведений

• Настольно-печатные игры по развитию речи

• Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.

• игры Воскобовича

• Счетный материал

• Логика и цифры

• Сложи узор

• Магнитная доска с цифрами

• Домино цифры

• Найди фигуру

• Выкладываем дорожки

•Настольно печатные игры по развитию речи

•Игры «Назови одним словом», «Один-много»

•Картотека артикуляционной гимнастики

•Схемы для составления рассказов

•Картотека пальчиковой гимнастики

•Игры Воскобовича на развитие речи

Уголок природы и экспериментирования с водой и песком:

• Календарь природы

• Картотека прогулок, опытов, экспериментирования

• Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)

• Мини лаборатории

• Мячи большие, средние, маленькие

• Гимнастический мяч

• Мешочки для метания

• Дорожки здоровья

• Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) :

• Кисти разных размеров и материалов

• Бумага разной фактуры

• Дидактический материал из серии «Искусство детям»

• Схемы смешивания красок

• Картины известных художников

• Образцы изделий декоративно -прикладного искусства

• Раскраски по лексическим темам

Уголок конструктивной деятельности:

• Конструктор разных размеров и форм и материалов

• Схемы построек

• Мозаики разных форм и размеров

• Бумага для оригами

• Природный материал

Краеведческий уголок :

• Символика нашей страны

• Фотографии Ярославля

• Карта России

• Глобус, флаг

• Альбом с достопримечательностями Ярославля

Уголок эмоционального развития :

• Картотека изображений различных эмоций

• Демонстрационный материал «Эмоции и чувства»

• Картотека игр и стихов

• Макет дороги с фигурками

• Дидактические игры

• Обучающие карточки

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Публикация «Аналитическая справка „О создании развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста“» размещена в разделах

1. максимальную реализацию образовательного потенциала по ООП СП ГБОУ СОШ № 11 г. о. Октябрьск «Детский сад № 10» по основным направлениям:

— социально-коммуникативное развитие;

2. обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

Предметно-развивающая среда группы является основой для речевого развития каждого ребенка.

Педагоги являются неотъемлемой частью предметно-развивающей среды, поэтому речевые высказывания возникают очень часто именно в процессе взаимодействия детей и взрослых, с предметами. Активная речь развивается у ребенка как средство ситуативно-делового общения с взрослым. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. В группе общение со взрослым опосредовано — происходит обмен опытом манипуляцивных действий с предметами, что способствует возникновению коммуникативных партнерских взаимодействий между взрослым и ребенком, ребенком и его сверстниками. Педагог инициирует у воспитанника желание в вербальной форме излагать причины, этапы и результаты собственного поведения, разнообразных действий в окружающей среде. В этом залог формирования его внутренней речи – несущей оси всех форм и уровней сознания человека.

3. обеспечивает разнообразие видов детской деятельности детей 2-3 лет.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 2 до 3х лет в различных видах детской деятельности:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

— рассматривание картинок;

Развивающая предметно-пространственная среда способствует организации образовательного процесса в виде игры и интегрировать различные виды деятельности, что активизирует мыслительную деятельность, позволяет всем детям быть активными во всех видах детской деятельности.

4. реализует возможности двигательной активности детей и возможности для уединения для уединения.

В группе раннего возраста оформлен уголок уединения. Он представляет собой нишу покоя, где ребёнок чувствует себя защищённым и может тихонечко играть.

Для этого используется шатер, закрепленный на стене, а к нему пришиты много разноцветных узких ленточек. Разноцветные ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, побыть в тишине, посмотреть книжку или поиграть с любимой игрушкой, которой можно поведать свои тайны, переживания. Все это успокаивает ребёнка.

Одной из главных задач уголка уединения является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения организована в соответствии с принципами ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО:

наличие различных зон (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей и меняется в соответствии с тематическим принципом организации образовательного процесса.

Пространство групповой комнаты организовано в виде уголков с использованием различных способов занирования:

• уголок театрализованной деятельности и ряженья «Мир сказки»;

• уголок сенсорного развития;

• уголок конструирования;

• уголок изобразительной деятельности (рисования, лепки);

• музыкальный уголок «Радость звуков»;

• художественно-речевой уголок;

• экологический уголок «Зеленый мир».

1. Уголок театрализованной деятельности и ряженья «Мир сказки» содержит: кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, настольный плоскостной театр к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка», «Три медведя», разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения, маски различных персонажей и животных, ширма для показа представлений, диски с музыкой и сказками

2. В уголок сенсорного развития входят : пирамидки, стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов, наборы: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов, различных цветов, объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы, матрешки, доски-вкладыши (с основными формами, набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски, рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов, мозаика (восьмигранная, цветная, крупная, ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов, рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки)

Читать также:  ВЗЯТЬ КРЕДИТ В БОБРУЙСКЕ БЕЗ СПРАВОК И ПОРУЧИТЕЛЕЙ С ПЛОХОЙ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИЕЙ БЕЗ ОТКАЗА

3. Уголок конструирования включает в себя различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, пластины, наборы строительного материала, разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой

4. Спортивный уголок входят: яркие разноцветные мячи большие, средние, маленькие, обручи, скакалки, флажки, гимнастические мячи, кольцебросы, мешочки с песком для метания, кегли, дорожки здоровья (сделанные родителями воспитанников, картотеки подвижный игр, пальчиковой гимнастики, коррегирующей гимнастики после дневного сна.

5. В уголке изобразительной деятельности воспитанники группы могут самостоятельно лепить и рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов, и цветные карандаши, фломастеры, мелки, расскраски, пластилин, краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки из ткани (хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания, доски для лепки, бумага для рисования.

6. Музыкальный уголок «Радость звуков» содержит: погремушки, деревянные ложки, трубу, бубен, барабан, колокольчики, гармошка, металлофон, игрушечное пианино, музыкальные рули, звучащие игрушки, резиновые пищалки.

7. В художественно-речевом уголке организована детская мини-библиотека.

• Представлены такие авторы как : К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Сутеев, Ф. Хитрук, С. Мурадян, А. Барто, Т. Бокова, М. Пляцковский, П. Синявский «Наша Хрюняша», А. Усачев, Е. Янушко, В. Борисов, И. Новикова, П. Синявский, А. Крылов, И. Гурина, И. Терехова, Т. Крюкова, А. Печерская, А. Лаптев, В. Бианки, И. Токмакова, М. Яснов, А. Кожевников, М. Розен, Л. Додд, А. Макалистер, Ч. Фьюдж, С. Нэш, Л. Нумерофф, Д. Дональдсон, С. Капутикян, З. Александрова, В. Берестов, А. Введенский

• русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь»

• Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

8. Экологический уголок «Зеленый мир» содержит: комнатные растения, ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Предметно-пространственная среда группы включает в себя принцип содержательно-насыщенности. Данный принцип реализуется следующими средствами обучения (различными наглядными материалами – альбомами, картинками по тематике недели, раздаточный материалом и т. д.).

В группе находится большое разнообразие игр разной направленности и игрушек, спортивное оборудование, уголки: театрализованной деятельности и ряженья, художественно-речевой, конструирования, сенсорного развития, изобразительной деятельности, музыкальный, экологический, все это позволяет обеспечить:

планомерное обогащение жизненного опыта детей;

совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;

своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

В группе раннего возраста соблюдается принцип трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды, так как уголки и игровой материал в них, методические пособия и т. д. меняются и дополняются в соответствии с тематикой недели.

полифункциональность группы обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды.

Весь игровой материал в уголках группы размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их. Дети могут воспользоваться разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими макетами, мелкие фигурки – персонажи, которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

доступность Предметно-пространственная среда группы раннего возраста обеспечивает свободный доступ воспитанников ко всем уголкам, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, чем он хочет, а так же организовать самостоятельную игру.

безопасность Оборудование группового пространства группы раннего возраста соответствует санитарно гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные зеленые тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Развивающая предметно-пространственной среды в группе раннего возраста организована удовлетворительно:

соответствии с ФГОС дошкольного образования

развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста обеспечивает :

охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми

свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым

материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей раннего возраста, охрану и укрепление здоровья и коррекцию недостатков развития;

открытость дошкольного образования и вовлечение родителей

равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Публикация «Справка о предметно-развивающей среде по изобразительной деятельности в старшей группе» размещена в разделах

ельной деятельности. Были изучены условия, созданные в группе для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности.

В ходе проведения анализа было выявлено следующее: занятия по рисованию планируются 2 раза в неделю, аппликации и лепке — 1 раз в 2 недели, так же планируется индивидуальная работа с детьми по всем видам изобразительной деятельности, самостоятельная художественная деятельность. Все занятия планируются на разнообразные темы: предметного, декоративного, сюжетного характера, планируются занятия по замыслу. Используются разнообразные способы создания изображения : по сырому фону, высветление, смешивание красок, создание фона, рисование округлых линий, завитков, штриховка. У воспитателей имеется необходимая, разнообразная методическая литература, современные методические пособия для проведения занятий по изобразительной деятельности, которые они используют при планировании занятий.

Воспитанники группы знают, где находится «Творческий уголок», который стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. « Творческий уголок» – один из самых любимых у детей, способствует развитию творчества, фантазии, закрепляет навыки, полученные на занятиях. В этом уголке дети проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Для развития детского художественного творчества в группе созданы максимально комфортные условия. В уголке имеется необходимый разнообразный материал для изобразительной деятельности детей :

— листы бумаги в формате А4 и половина формата А4, раскраски (по сезонам и по теме недели, учитываются интересы мальчиков и девочек, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, карандаши (цветные и простые, акварельные краски, кисточки, пластилин, фломастеры, цветные ручки, восковые мелки;

— материал для нетрадиционного рисования: трафареты, шаблоны, печати;

— образцы для рисования, аппликации, лепки;

— муляжи овощей, фруктов;

— природные материалы для ручного труда;

— предметы декоративно-прикладного искусства с элементами росписи (дымка, городецкая и др.);

— альбом с портретами художников.

Так же имеются в уголке образцы альбомов и книги по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Есть несколько дидактических игр по изобразительной деятельности для развития творческих способностей, формирования цветового восприятия, знакомства с жанрами живописи. ( Например, дидактическая игра «Жанры живописи», дидактическая игра «Подбери палитру», дидактическая игра «Назови цвет времени года»).

Всё это расположено в доступном для детей пространстве. Это говорит о том, что в группе много внимания уделяется самостоятельной изобразительной деятельности детей в свободное от занятий время. Все материалы, используемые в уголке изобразительной деятельности, воспитатели постоянно обновляют, дополняют, меняют.

В ходе наблюдений выявлено, что больше всего дети любят рисовать фломастерами и красками, вырезать и наклеивать картинки, создавая различные композиции. Очень нравится детям использовать в своей деятельности нетрадиционные материалы: печати и трафареты.

У большинства детей интерес сформирован к самому процессу деятельности, но не все дети стремятся к положительным результатам, доводят начатое дело до конца.

ВЫВОД: Предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности в старшей группе создается с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Больше в группе в детской доступности использовать материал для разнообразного нетрадиционного рисования (например, ватные палочки, трубочки, зубные щётки); так же для лепки можно использовать солёное тесто, различные формочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *