Анализ результатов корректирующей работы

от « » октября 2019г.

об использовании ИКТ на уроках в начальных классах.

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила учителя перед необходимостью использования ИКТ в образовательном процессе. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. ИКТ в современном мире позволяют проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные методы и формы. В начальной школе невозможно провести урок без применения различного наглядного материала. Вместо бумажных плакатов и таблиц в современной школе широко используются ИКТ.

Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию процесса обучения.

ИКТ являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации, с их помощью учитель, Шелудько Н. выполняет следующую работу:

— составляет списки детей;

— ведет диагностику развития детей;

— составляет перспективный и календарный план по всем направлениям работы в классе;

— создает стенды, папки-копилки;

— подбирает иллюстративный, познавательный материал к урокам, праздникам;

— обменивается опытом, знакомится с наработками других специалистов.

В своей работе часто применяет ИКТ. На уроках чтения использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом, помогает учитывать уровень овладения чтением учащихся на уроке.

На уроках русского языка проводит словарную работу, орфографическую минутку, проверочные работы, тесты с использованием ИКТ. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.

Очень интересно и разнообразно проходит устный счет на уроках математики с использованием ИКТ.

Пользуется ИКТ на уроках труда: инструктаж, демонстрация, порядок выполнения работы.

«Унечская школа-интернат»: Бондаренко В.

Отчёт о работе с ребёнком с ОВЗ

Анализ результатов корректирующей работы

Представлен отчёт о работе с ребёном с ОВЗ по программе 7. 2 за 2 класс.

Просмотр содержимого документа «Отчёт о работе с ребёнком с ОВЗ»

МБОУ школа № 12 г. Феодосии Республики Крым

Отчёт о проделанной работе

с обучающимся 2-б класса

с ограниченными возможностями здоровья

за 2019-2020 учебный год

обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7. 2) ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с 4 октября 2019 года. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования был установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья:

— нарушение нормального темпа психического развития;

— социальная и педагогическая депривация;

— общее недоразвитие речи lll уровня.

Обучение учащегося с ОВЗ в 2 классе направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

На начало учебного года имелись патологии, проявляющиеся в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении:

— свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия;

— невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память;

— значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков на начало учебного года низкий.

Имеются проблемы в социальном развитии. Держит дистанцию со взрослыми и учениками. Общение слабо выражено, не умеет устанавливать контакты, договариваться.

Задержка развития речи проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Редко употребляет в речи прилагательные, наречия, глаголы. Сложно выразить свою мысль в развёрнутом речевом сообщении.

Навыки самообслуживания сформированы (самостоятельно одевается, ест, готовит принадлежности к уроку). Своё рабочее место не любит приводить в порядок, складывать принадлежности и убирать вещи, делает нехотя или после напоминаний учителя.

Стеснителен, эмоции и мимика добродушные или нейтральны, как в игре, так и на занятиях.

В работе с обучающимся ОВЗ применяю следующие подходы:

-предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

-активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);

-проведение дополнительных занятий;

-коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

-проявляю педагогический такт (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности);

— участие с классом в праздниках, конкурсах, викторинах.

Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

Использование упражнений с пропущенными словами;

Использование различных коррекционно-развивающих упражнений и заданий, способствующих развитию внимания, мышления, памяти и речи;

Дополнение печатных материалов видеоматериалами;

Осуществление опроса учащегося индивидуально.

Результаты и уровень освоения учебной коррекционной программы за первое полугодие ниже среднего. Ученик выполняет задания со значительной помощью или по подражанию. Волевая сфера слабо развита. Поведение зависит от настроения и утомления. Иногда бывают реакции отказа от деятельности.

На конец учебного года прогресс в развитии находится в стадии формирования. Выполняет задания с частичной помощью, по последовательной инструкции, по образцу. Присутствует интерес, настрой на успех. Сложные задания выполняет со значительной помощью. Простые задания может выполнить самостоятельно, иногда с ошибками.

С желанием посещает школу. В классе чувствует себя комфортно. Охотно выполняет самые простые общественные поручения. На сегодняшний момент у ребенка тревожность снизилась, но недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы, остались проблемы логопедического характера. Речевой запас обогатился, отдельные звуки, слова стал произносить правильно и понятно для окружающих. Испытывает затруднения в речи, но старается строить предложения и выражать свои требования словами. В общении проявляет эмоции, чаще положительные.

Уровень личностных достижений соответствует 3 уровню — компетенция сформирована недостаточно.

Уровень метапредметных результатов соответствует 3 уровню — учебное действие сформировано недостаточно.

При освоении программы коррекционной работы можно отметить наличие небольшой положительной динамики в развитии обучающегося. Объективные трудности в усвоении коррекционной программы, связанные с особенностями развития ребенка, указывают, что ученик нуждается в создании особых образовательных условий и в дальнейшем.

Способы и особенности

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.

ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы,
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

+ Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные. + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.
Читать также:  Как получить справку уклониста

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

+ дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими; + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Коррекционная школа

В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII. Сейчас такого разделения нет.

В обучении в коррекционной школе есть плюсы:

+ дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными, + программы рассчитаны под определённую особенность, + такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения; + часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.

Но существуют и довольно существенные минусы:

— дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме, — под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование.

Надомное обучение

Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно.

Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации.

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

  • родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
  • надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

Семейное образование

Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.

Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

У семейного обучения много преимуществ:

+ дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой; + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке; + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу; + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.

— трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно; — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе; — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе; — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями; — онлайн-школы платные.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия. Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Результат коррекционной работы с детьми с овз зпр

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Анализ результатов корректирующей работы

Ваш персональный менеджер: Александра Ответственная и отзывчивая! 😊

Анализ результатов корректирующей работы

Аннотация: Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.

Статья

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Почему применяю именно нейропсихологию?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др. ), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. Выготским, А. Лурией, Л. Цветковой, А. Семенович, А. Сиротюк, А. Леонтьевым, А. Запорожцем, Л. Венгер, Д. Элькониным.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2001 года, работая педагогом — психологом в ДОУ.

Изучала новую информацию путём саморазвития: читала публикации, книги, просматривала обучающие видео, вебинары с целью повысить свои профессиональные навыки.

Работая воспитателем с детьми с особыми образовательными потребностями, решила применять полученные знания в профессиональной деятельности.

А в 2017 году ещё и прошла переподготовку в НИПКиПРО по программе «Дошкольная дефектология», где читалась дисциплина «Психомоторная коррекция в работе с детьми с ОВЗ».

Провела следующую работу:

Подобрала системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

Ежедневно отводила время в работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.

Привлекла специалиста – руководителя изостудии – включение двуручного рисования.

Поддерживала взаимосвязь с учителем – логопедом, которая также применяла с детьми упражнения в своей практике.

Вовлекла родителей (качественное выполнение упражнений с ребенком дома по рекомендациям воспитателя).

Удалось добиться следующих результатов:

– Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.

– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

– Повысилась мотивация родителей для участия в образовательной деятельности ДОУ.

Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:

Развитие мелкой моторики.

Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта — артикуляция её активизирует.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).

Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону).

Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

Поменяйте руку и повторите то же самое.

Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др. ), развитие саморегуляции.

Примеры функциональных упражнений.

«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

Читать также:  Установление цикла у подростков

«Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. – стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяющего жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Примеры коммуникативных упражнений.

Упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

«Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

Упражнение с правилами «Животные». Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т. д — Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.

Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания), так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.

– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин. ) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;

– физминутка (во время занятия, 1-2 мин. ) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;

– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;

– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.

Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Занятия проводятся по 10-15 минут.

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.

Есть ограничения. Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Список используемой литературы:

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Сиротюк, А. Сиротюк.

Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. , кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».

Аналитическая справка по результатам коррекционной работы,

В данной статье представлен анализ коррекционной работы учителя-логопеда за 5 лет.

Аналитическая справка по результатам коррекционной работы, учителя-логопеда Быстровой Е.

за 2011-2015 учебный год

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим негативных изменений в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения письма и чтения.

Цель. Своевременное выявление и оказание логопедической помощи детям с ОВЗ с целью успешной их социализации; формирование всесторонне развитой личности, готовой к самообразованию и саморазвитию.

Коррекционно-логопедическая работа проводилась по программам и методическим рекомендациям:

Филичева, Г. Чиркина, Т. Туманова. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей;

Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 6 – 7 класса коррекционного обучения;

Тестовая методика обследования речи детей Фотековой Т

Ястребова А. , Бессонова Т. «Как помочь детям с недостатками речевого развития», «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов»;

Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»;

Ефименкова Л. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся младших классов»;

Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза».

За период с 2011-2015 уч. было обследовано 537 детей, из них выявлено: 220 детей с различными речевыми нарушениями, зачислено в логопедические группы 116 человек.

Таблица 1. Данные логопедического обследования за 2011-2015 учебные года.

Учебный годВсего обследовано учащихсяВыявлено детей с различными речевыми нарушениямиЗачислено учащихся для занятий в логопедических группах2011-201213559222012-201313150202013-201413444252014-20158239232015-2016552826Всего:537220116

Систематически (2-3 раза в неделю) проводились подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций, коррекцию нарушений чтения и письма. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии с разработанной коррекционной программой развития.

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определялось не только программами и методическими материалами, но и строилось с учетом возрастных и индивидуально-психологические особенности детей (есть учащиеся с нарушением эмоционально-волевой сферы).

Коррекционная работа осуществлялась в тесной связи с психологами учреждения — это  взаимопомощь, привлечение к контролю речевой деятельности детей. Ежегодно учитель-логопед принимала участие в работе школьного психолого — медико-педагогического консилиума. Регулярно велась работа в составе ПМПк, а именно: проводилось обследование устной и письменной речи учащихся, представленных на комиссию, с выдачей логопедического заключения. Совместно с другими специалистами учреждения участвовала в создании и реализации индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников центра.

В течение каждого учебного года проводились консультации, индивидуальные беседы с педагогами, воспитанниками по вопросам неуспеваемости. Оказывалась помощь воспитанникам в выполнении домашнего задания по русскому языку, в написании сочинений.

Таблица 2. Сводная таблица результатов логопедической коррекции за последние пять лет.

Учебный годКол-во детей, нуждающихся в логопедической коррекцииОхвачено всегоЭффективность обученияВыпущеноСо значительными улучшениямиБез перемен или не значительные улучшения2011-201259 чел – 43,7 %22 чел. – 37,2 %9 чел. -41 %11 чел. –50 %2 чел. -9 %2012-201350 чел. -38%20 чел. -40%8 чел. –40 %9 чел. -45 %3 чел. –15 % 2013-201444 чел –32,8%25чел. –56,8%12 чел. -48 %9 чел. –36 %4 чел. -16 %2014-201539 чел. -47,5%23 чел. –58,9%11 чел. -48 %10 чел. –43 %2 чел. -9 %2015-201628 чел. -50,9%26 чел. -92,8%11 чел. -42 %12 чел. -46 %3 чел. -12 %В среднем:43,8 %44 %12,2 %

Из сводной таблицывидно, что результаты за пять последних лет стабильны: качество обучения достигает в среднем 43,8 %, а обученность – 87,8 %. Без положительной динамики в коррекции остается в среднем 12,2% учащихся. Это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения письма и чтения неясной этиологии, а также результаты незавершенной в данном году коррекции.

Таблица 3. Количественный анализ с учетом формы речевой патологии

Учебный годВсего зачислено Нарушение письменной речи (Дисграфия, дислексия)Общее недоразвитие речиФонетическое нарушение речиСистемное недоразвитие речи2011-201222118-32012-201320109-12013-201425175132014-20152320—32015-20162619-34Всего:7722414

Вывод: из таблицы видно, что преимущественная форма речевой патологии у детей, зачисленных на занятия – нарушение письменной речи, общее недоразвитие речи.

Эффективность коррекционно-логопедической работы с воспитанниками повышалась с помощью внедрения новых педагогических технологий. На коррекционных занятиях использовались следующие современные педагогические методики и технологии:

Образовательные методики и технологииЦель использования технологий и методикОписание внедрения в педагогическую деятельностьРезультаты использованияЗдоровьесберегающие технологии:Дыхательная гимнастикаСтимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессыУпражнения для дыхания на индивидуальных,подгрупповых занятиях по лексическим темам. Сильный и продолжительный выдох. Организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха. Зрительная гимнастикаСнимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координацииИспользование упражнений после напряженной 10 минутной работы. Профилактика миопии. РелаксацияСнимает напряжение, чувство беспокойстваЯвляется одним из этапов работыРазвивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. Динамические паузы в сочетании с речевым материаломРазвитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминутки по лексическим темамПовышенная работоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Технология проблемного обученияРазвитие познавательной активностиПоследовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задачАктивное усвоение знаний. Технология дифференцированного обученияСоздание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых расстройствУсвоение программы на различных планируемых уровнях. Чистое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания. Технология развивающего обученияРазвитие личности и ее способностей. Ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка. Развитие всех компонентов языковой системы. Технологияигрового обученияРазвитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги. Дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов,фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте. Повышение познавательной активности, формирование мотивации учебной деятельности. ИКТПреодоление и предупреждение речевых нарушенийЗанятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиН. Применяются презентации по лексическим темам и различным направлениям коррекционно-развивающего обучения. Повышение эффективности коррекционной работы, расширение кругозора, увеличение словарного запаса, развитие логического мышления,зрительной и слуховой памяти, сообразительности. Метод проектовДеятельностный подход в обучении (достижение практической цели через детальную разработку проблемы). Самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач. Выявление проблемы и мотивация детей на поиск ее решения; затем конечный результат продукта, оформленный определенным образом. Активизация познавательной деятельности, совершенствование речевого развития, расширение словарного запаса, повышенное внимание к речи

Читать также:  В Смоленске банкротство физических лиц и справки о составе семьи начнутся в 2022 году

Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения Л. Ефименковой, И. Садовниковой. , А. Ястребовой, Е. МазановойВосполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения. Используются для обследования навыков письма, преодоления дисграфии и закрепления материала, используются тренировочные и проверочные заданияУлучшение всех компонентов речевой системы. К концу учебного года исправление как устной, так и письменной речи, повышается успеваемость по программе обучения

Курсы повышения квалификации и методическая работа за последние пять лет

Учебный годКурсы повышения квалификацииСеминары, конференции, вебинарыМО логопедов, воспитателей, педсовет2011-2012«Формирование ЗОЖ у воспитанников специальных (коррекционных)Образовательных учреждений»;«Особенности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками»;«Проектная деятельность в работе логопеда»1. «Использование ИКТ в коррекционной работе логопеда»;2. Разработкапамяток «Ум на кончиках пальцев» (рекомендации по развитию мелкой моторики), «Советы по проведению логопедических упражнений» в помощь воспитателям для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста2012-2013«Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования». Областной семинар на базе детского дома «Формирование успешной личности воспитанника детского дома»;Семинар «Музей как хранитель духовной культуры»;Областной информационный семинар ОЦДЮТК ЦСМ «Организация летнего отдыха детей»;1. Выступление — «Обучение рассказыванию детей с ОНР»2. Разработка методического пособия по коррекции оптической дисграфии (для индивидуальной работы). Создание методической папки: «Игры и упражнения для предупреждения и преодоления дисграфии». 2013-2014«Обучение специалистов по подготовке кандидатов в приемные, замещающие родители к приему детей в семью»;«Подготовка ребенка к проживанию в замещающей семье»Обобщение логопедической технологии коррекции нарушения письма и чтения. 2014-2015«Проектирование индивидуального образовательного маршрута учащегося с ОВЗ, обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий»«Совершенствование системы постинтернатного сопровождения на территории г. Сызрань»Доклад на тему: «Память и грамотность»;Разработка и представление проекта «Средства проектной деятельности, направленные на развитие орфографической зоркости у детей с дисграфией»;Представление методической папки «Графические диктанты»

2015-2016«Обеспечение качества современного образования – основное направление региональной образовательной политики (в сфере образования детей с ОВЗ)»Региональный научно-практический семинар «Системный подход в коррекции сенсомоторного развития школьников с ОВЗ»;Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы диагностики и коррекции детей с особенностями в развитии»Доклад на тему: «Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания. Признаки, типы текстов».

Наряду с положительными результатами имеются и определенные недостатки. В последние годы приходится сталкиваться с проблемами, которые выходят за рамки профессиональной компетенции. Как показывает опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психофизического развития детей.

Также вас может заинтересовать

  • Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда ДОУ в подготовительной группе ОНР
  • Совместно организованная деятельность логопеда и детей с ТНР по обучению грамоте в старшей группе.
  • Игра -как верный друг и помощник в работе с детьми
  • Конспект логопедического занятия «Фрукты-овощи»
  • Программа «Говори правильно»

Анализ результатов корректирующей работы

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-дефектолога за два учебных года

учителя-дефектолога (олигофренопедагога) Митрачковой М.

за 2017-2018; 2018-2019 учебные годы

В 2017-2018 учебном году учителем-дефектологом Митрачковой М. была оказана коррекционнаяпомощь 14 детям с ОВЗ:

• с ЗПР – 9 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;

• с Интеллектуальными нарушениями (легкими) — 5 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

В 2018-2019 учебном году учителем-дефектологом Митрачковой М. была оказана коррекционнаяпомощь 15 детям с ОВЗ:

• с ЗПР – 11 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;

• с Интеллектуальными нарушениями (легкими) — 4 ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Система коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в ГБДОУ детский сад № 83 строится в условиях инклюзивной практики, в соответствии рекомендациями ТМПМК (для каждого ребенка с ОВЗ) и содержанием Основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад № 83. Кроме того, по результатам первичной психолого-педагогической диагностики (обследования) учитель-дефектолог пишет индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ.

Инклюзивным или включающим, называют совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, с их нормативно-развивающимися сверстниками.

Вся коррекционная работа строится с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, при тесном взаимодействии всех специалистов коррекционно-развивающего обучения: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также воспитателей групп комбинированной направленности, музыкальных руководителей и инструктора по физической культуре.

Кроме того, всеми педагогами ГБДОУ детский сад № 83 ведется психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ,целью которого является: повышение педагогической компетенции родителей, помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, а также привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане формирования единых подходов воспитания и обучения детей.

Таким образом, преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии дошкольников с ОВЗ происходят в системе коррекционно-развивающего обучения.

Индивидуальные комбинированные занятия учителя-дефектолога проводятся с каждым ребенком 3 раза в неделю, по 10 — 15 – 20 – 25 – 30 минут, время каждого занятия зависит от возраста (по СанПиН 2. 3049-13) и индивидуальных возможностей каждого из детей.

Комбинированное занятие – это сочетание различных видов деятельности и нескольких дидактических задач в одном занятии, например, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики и первоначальных графических навыков (в различных сочетаниях, в соответствии с содержанием Рабочей программы учителя-дефектолога.

Рабочая программа строится с учетом содержания Основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад № 83, обязательно учитывает результаты первичной психолого-педагогической диагностики (обследования) детей с ОВЗ, индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, а также рекомендации учебно-методических пособий по специальной (коррекционной) педагогике и психологии.

Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ — диагностика нарушенного развития, проводится учителем-дефектологом два раза в год (первичная – сентябрь и итоговая – май) и определяет направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности, возможный уровень образования, указывает основные направления коррекционно-развивающего обучения,то есть психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной прогностической и включает в себя три этапа:

Первый этап получил название скрининг (от англ. — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины;

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка;

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребенка, т. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатывается стратегия индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Все данные, полученные в ходе психолого — педагогической диагностики заносятся в Протоколы обследования и оцениваются по 4-х бальной шкале, с целью определения динамики развития при соотнесении показателей в начале и в конце учебного года.

Протоколы обследования составляются учителем-дефектологом в соответствии с содержанием психолого-педагогической диагностики для детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста (см. перечень методической литературы по теме в Таблице 1).

Выполнение всех заданий ребенком, оценивается по четырех бальной шкале,с учетом содержания и качества деятельности ребенка:

1 балл — ребенок, после обучения, с помощью педагога, не может выполнить задание, ответить на вопрос, отказывается от выполнения задания и др. , задание недоступно – (навык не сформирован) – низкий уровень

2 балла — ребенок, после обучения, с помощью педагога, правильно выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык в стадии формирования) – низкий уровень

3 балла – ребенок с помощью педагога, выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык недостаточно сформирован) – средний уровень

4 балла — ребенок самостоятельно, правильно выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык сформирован) – высокий уровень.

Основной критерий оценки – правильность и степень самостоятельности выполнения задания ребенком, умение принимать и использовать помощь педагога.

Данная шкала оценок позволяет учителю-дефектологу учитывать принцип динамического характера педагогической диагностики — выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка (по Л. Выготскому)

Все оценки (баллы) заносятся в Протоколы обследования и рассчитываются математически (пропорцией) в процентах, по всей группе детей в целом, затем, выстраиваются Диаграммы на начало и конец года.

Положительная динамика в коррекции развития воспитанников с ОВЗ наглядно представлена в Таблице 2. и Таблице 3.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. ФИО, стаж, категория, учреждение. Анализ списочного.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Аналитическая справка по итогам воспитательно-образовательной работы подготовительной группы за 2014–2015 учебный год Аналитическая справка по итогам воспитательно-образовательной работы подготовительной группы за 2014-2015 уч. год Возраст воспитанников.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Справка о результатах школьной готовности первоклашек Справка о результатах диагностики «Психолого – педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения» (авторы диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *