МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
Аналитическая справка №
по результатам мониторинга уровня сформированности УУД
обучающихся 1-4-х классов в 2017- 2018 учебном году
Согласно плана внутришкольного контроля в мае 2018 г. проводился итоговый мониторинг обучающихся 1-4 классов.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
Одним из простых и наиболее объективных (при соответствующей подготовке) методов оценки сформированности УУД является метод наблюдения, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.
Данная методика основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенных в работе А. Асмолова.
Оцениваемые показатели учебной деятельности отражают требования к сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден и введен в действие 01. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373(зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).
Сформированность универсальных учебных действий
обучающихся (в баллах) по классам
1а2а3а4а1б2б3б4б1в2в3в4аМолостова Ю. Червакова Н. Никитина Л. I Сформированность личностных УУД1. 1Сформированность учебно-познавательного интереса 0,91,21,21. 2Принятие и соблюдение норм школьного поведения1,31,41,11. 3 Самооценка1,51,21,11. 4Нравственно-этическая ориентация0,81,61,31. 5Эмоциональная отзывчивость11,41Средний балл1,11,41,1II Сформированность регулятивных УУД
1Действие целеполагания1,11,31,22. 2Действие планирования 1,11,31,22. 3Действия контроля и коррекции1,11,10,92. 4 Действие оценки 0,91,21,32. 5 Саморегуляция 1,21,41,2Средний балл1,11,31,2III Сформированность познавательных УУД3. 1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке1,21,41,4
2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем1,51,41,43. 3 Умение делать выводы11,51,23. 4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков11,51,4 3. 5Группировка и классификация объектов 11,51,43. 6Установление причинно-следственных связей11,31,13. 7 Умение выявить аналогии на предметном материале0,91,11,33. 8Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем0,81,40,8Средний балл11,41,3IV Сформированность коммуникативных УУД
1 Умение работать в паре и группе1,11,61,34. 2 Умение оформлять свою мысль в устной речи11,51,44. 3Умение выразительно читать и пересказывать текст0,91,51,54. 4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми21,41,34. 5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др. ) в соответствии с задачами учебной деятельности1,11,41,2Средний балл1,21,51,3
1а2а3а4а1б2б3б4б1в2в3в4аЧервакова Н. Агафонова Е. Тесленко О. I Сформированность личностных УУД1. 1Сформированность учебно-познавательного интереса 1,41,21,11,40,81,31. 2Принятие и соблюдение норм школьного поведения1,51,41,41,511,31. 3 Самооценка1,41,40,91,61,71,11. 4Нравственно-этическая ориентация1,71,61,31,611,61. 5Эмоциональная отзывчивость1,31,31,21,51,21,5Средний балл1,51,41,21,51,11,4II Сформированность регулятивных УУД
1Действие целеполагания0,81,30,31,50,81,12. 2Действие планирования 0,61,50,31,70,81,22. 3Действия контроля и коррекции11,30,61,30,91,42. 4 Действие оценки 1,11,411,71,11,22. 5 Саморегуляция 0,81,20,71,40,91,3Средний балл0,91,30,61,50,91,2III Сформированность познавательных УУД3. 1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке1,21,60,61,31,21,23. 2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем1,31,50,81,61,21,33. 3 Умение делать выводы0,91,20,61,311,43. 4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков1,31,50,41,51,21,3 3. 5Группировка и классификация объектов 1,41,50,71,81,31,43. 6Установление причинно-следственных связей0,71,20,81,411,33. 7 Умение выявить аналогии на предметном материале0,81,50,91,61,21,33. 8Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем0,61,60,91,80,91,4Средний балл11,50,71,51,11,5IV Сформированность коммуникативных УУД
1 Умение работать в паре и группе1,21,80,91,81,61,74. 2 Умение оформлять свою мысль в устной речи0,81,40,91,61,21,54. 3Умение выразительно читать и пересказывать текст0,91,50,91,41,51,44. 4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми1,21,51,21,81,61,8
5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др. ) в соответствии с задачами учебной деятельности1,11,60,81,71,71,5Средний балл11,50,91,71,51,6
3- и классы
1а2а3а4а1б2б3б4б1в2в3в4аНовикова Е. Долинина Н. Франко Т. I Сформированность личностных УУД1. 1Сформированность учебно-познавательного интереса 11,110,50,50,70,80,91,21. 2Принятие и соблюдение норм школьного поведения1,21,21,21,11,21,110,91,21. 3 Самооценка1,41,410,90,90,91,71,311. 4Нравственно-этическая ориентация1,41,61,80,60,80,911,61,21. 5Эмоциональная отзывчивость1,31,411,21,311,20,61Средний балл1,31,31,20,90,90,91,11,61,1II Сформированность регулятивных УУД
1Действие целеполагания0,81,20,90,30,90,70,60,812. 2Действие планирования 0,60,80,90,30,50,70,80,80,92. 3Действия контроля и коррекции11,40,80,61,510,90,80,62. 4 Действие оценки 1,111,210,91,10,60,80,92. 5 Саморегуляция 0,811,30,71,10,70,80,80,8Средний балл0,91,110,610,80,70,80,8III Сформированность познавательных УУД3. 1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке1,20,81,10,60,60,810,81,23. 2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем1,30,810,80,81,40,60,81,13. 3 Умение делать выводы0,90,80,80,60,810,80,91,23. 4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков1,31,31,10,41,31,40,60,90,8 3. 5Группировка и классификация объектов 1,41,40,90,70,91,6110,93. 6Установление причинно-следственных связей0,71,40,70,81,11110,93. 7 Умение выявить аналогии на предметном материале0,81,00,80,910,90,60,70,83. 8Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем0,61,10,90,910,70,80,80,8Средний балл11,10,90,70,91,10,80,91IV Сформированность коммуникативных УУД
1 Умение работать в паре и группе1,21,01,10,910,90,60,81,34. 2 Умение оформлять свою мысль в устной речи0,81,110,90,80,810,91,34. 3Умение выразительно читать и пересказывать текст0,91,31,10,90,90,80,60,714. 4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми1,21,31,31,2110,80,91,34. 5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др. ) в соответствии с задачами учебной деятельности1,11,10,80,80,910,80,81Средний балл11,110,90,90,90,80,81,2
4- ые классы
1а2а3а4а1б2б3б4б1в2в3в4аАгафонова Е. Киселёва М. Сакун Н В. I Сформированность личностных УУД1. 1Сформированность учебно-познавательного интереса 1,21,11,111,81,21,41,21,21,21,611. 2Принятие и соблюдение норм школьного поведения1,21,21,41,61,81,41,51,41,61,41,51,5
3 Самооценка1,41,41,21,71,61,31,21,211,31,211. 4Нравственно-этическая ориентация1,41,61,41,81,61,41,41,41,11,21,21,31. 5Эмоциональная отзывчивость1,21,41,71,71,41,41,51,51,21,21,31Средний балл1,31,31,41,61,61,31,41,31,21,31,31,2II Сформированность регулятивных УУД
1Действие целеполагания11,21,31,51,31,21,41,40,80,81,30,82. 2Действие планирования 1,20,81,21,711,31,51,40,70,81,212. 3Действия контроля и коррекции0,81,41,31,511,21,61,40,80,81,20,92. 4 Действие оценки 111,51,81,31,11,51,41,10,81,10,92. 5 Саморегуляция 1,211,51,51,41,21,31,510,811,2Средний балл11,11,41,61,21,21,51,40,80,81,11III Сформированность познавательных УУД3. 1 Умение добывать новые знания,находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке1,20,81,11,41,11,11,21,20,90,81,413. 2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем1,10,81,31,61,31,21,41,41,10,81,21,13. 3 Умение делать выводы10,81,31,31,41,41,51,410,911,23. 4 Анализ объектов с целью выделения существенных признаков0,81,31,21,21,41,31,61,50,90,91,21,4 3. 5Группировка и классификация объектов 1,21,41,31,71,51,51,51,41,311,213. 6Установление причинно-следственных связей11,41,31,41,41,31,41,4111,10,83. 7 Умение выявить аналогии на предметном материале1,21,01,31,51,11,21,71,61,20,71,31,43. 8Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем0,81,11,61,71,51,31,41,41,30,81,10,9Средний балл11,11,31,51,31,31,51,410,91,11,1IV Сформированность коммуникативных УУД
1 Умение работать в паре и группе1,31,01,71,61,41,41,61,61,01,21,61,44. 2 Умение оформлять свою мысль в устной речи11,11,51,51,31,31,41,41,31,21,21,44. 3Умение выразительно читать и пересказывать текст11,31,31,51,41,31,41,41,41,31,31,14. 4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми1,21,31,71,81,41,41,41,31,61,41,51,64. 5 Умение выполнять различные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, оппонента др. ) в соответствии с задачами учебной деятельности1,21,11,51,41,31,41,41,41,31,21,21,2Средний балл11,11,21,61,41,41,41,41,31,31,31,3
Вывод: из данных таблиц видно, что у обучающихся 2-4 классов показатели результатов сформированности универсальных учебных действий остались на прежнем уровне, либо повысились в сравнении с предыдущим учебным годом. Во 2 «а» и 4 «б» классах показатели результатов сформированности универсальных учебных действий несколько снизились.
На основании данных результатов предлагаю:
Отметить хорошую работу учителей Черваковой Н. , Агафоновой Е. , Тесленко О. , Долининой Н. , Франко Т. , Сакун Н. по формированию у обучающихся универсальных учебных действий.
Учителям Новиковой Е. , Киселёвой М. проанализировать показатели результатов сформированности универсальных учебных действий обучающихся и продумать план действий по улучшению показателей УУД
Обсудить результаты мониторинга на ШМО учителей начальных классов.
Заместитель директора по УВР Никитина Л.
Шаблон справки по итогам мониторинга универсальных учебных действий
Данная публикация содержит шаблон аналитической справки по итогам мониторинга универсальных учебных действий. Он поможет заместителю директора обобщить результаты контроля метапредметных результатов в конце года.
В справке пять основных разделов.
Вначале следует написать, какие умения и способы действий школьников выявляете.
Затем – каких результатов достигли ученики.
Завершается справка выводами. В них определяются действия учителей, чтобы повысить качество образования.
Почему важно контролировать метапредметные результаты обучающихся и составить справку
ВСОКО выявляет, насколько образовательные достижения ваших учеников соответствуют требованиям ФГОС. Поэтому вы обязательно контролируете предметные и метапредметные результаты.
По контролю метапредметных результатов возникают два вопроса:
Первый – зачем контролировать, если метапредметные результаты не проверяют на государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задания для ГИА 9-х и 11-х классов разрабатывают на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов (ФКГОС), утвержденного приказом Минобразования от 05. 2004 № 1089. И среди образовательных результатов в ФКГОС нет метапредметных. Но 5–7-е классы в любой школе обязательно учатся по ФГОС. Поэтому вы в школе планируете метапредметные диагностические работы и пишете справки по результатам контроля.
Второй вопрос – с помощью чего контролировать, если учителям в школе сложно самостоятельно подготовить метапредметную диагностическую работу.
Есть регионы, в которых проблема подготовки метапредметных диагностик централизованно не решена, и заместитель директора ищет выход самостоятельно. Чтобы провести метапредметную работу, вы можете записать учеников на сайте МЦКО (mcko. ru) на групповую диагностику, но эта услуга платная, или воспользоваться открытым банком заданий на сайте mcko.
Итак, вы взяли готовую диагностику и провели ее. После диагностики вы анализируете результаты, пишете справку и информируете педагогов вашей школы о проблемах и достижениях учеников по результатам диагностики.
ФГОС определяют развитие УУД по уровням образования. Сформулировать, какие УУД ученики осваивают в каждом классе, вы можете самостоятельно в Программе формирования или развития УУД.
Что написать в первом пункте справки о целях диагностики
В первом пункте справки сформулируйте тему и цель, ради которой вы проводите метапредметную работу. Главное – определите цели метапредметной диагностической работы по ФГОС и по Программе формирования или развития УУД, которую вы составили в вашей школе.
Целей может быть несколько. К примеру, вы хотите выявить уровень способностей учащихся: осваивать, самостоятельно пополнять, интегрировать систематические знания; работать с информацией; сотрудничать со сверстниками и учителями и др.
Что рассказать во втором пункте об инструментах контроля
Во втором пункте справки опишите, с помощью чего контролируете результаты, то есть диагностический инструментарий. В инструментарий включите кодификатор УУД. Если нет времени составить свой, берите готовый, например, кодификатор, утвержденный Метапредметным советом Ассоциаций учителей города Москвы.
В инструментарий вы можете включить информацию о том, какие задания входят в диагностику. Также можете сформулировать методические рекомендации, как проводить и анализировать работы, включить ответы к заданиям.
Что написать об уровнях, на которых ученик освоил способ действия в третьем пункте
В третьем пункте справки перечислите уровни, на которых ученики освоили способы действия. Задания должны выявлять разные по степени сложности уровни. К примеру, на низком уровне ученик узнает отдельные изученные способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций.
На среднем уровне школьник применяет проверяемые способы деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий. На высоком уровне учащийся свободно владеет способами деятельности и составляет собственные планы решения учебных задач. Может быть четыре уровня: низкий, средний, повышенный, высокий.
С диагностической работой должны справиться ученики с разными способностями. Поэтому используйте простые задания с выбором ответов или с кратким ответом. Оцените их до двух баллов. Предусмотрите более сложные задания с развернутым ответом – оцените их от двух баллов и выше.
Определите, сколько времени ученик будет выполнять работу. От этого зависит количество заданий. Подсчитайте максимальный балл за работу, чтобы сравнить степень выполнения заданий разными учениками.
Текст диагностической работы приложите к справке, чтобы понимать, какие задания лучше или хуже выполнили ученики.
Как показать, что ВСОКО в вашей школе работает
Если в вашей школе вы разработали Положение о ВСОКО, то это не значит, что вы полностью выполнили требование закона и обеспечили контроль качества (п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29. 2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В Положении о ВСОКО вы пишете, что школа контролирует образовательные результаты учеников в соответствии с ФГОС. Поэтому у вас должны быть документы, которые подтверждают, что вы проконтролировали уровень образовательных результатов и организовали работу, чтобы повысить уровень. Иначе Положение о ВСОКО останется формальностью в вашей школе.
К документам относятся: диагностические, контрольные работы, листы наблюдений, планы повышения качества, планы ВШК и мониторингов, справки по результатам ВШК и мониторингов.
Также обратите внимание, что Рособрнадзор обязательно рекомендует проверять не только локальные нормативные акты о ВСОКО, но и программу ВСОКО (письмо от 04. 2017 № 05-375).
Как в четвертом пункте обобщить результаты метапредметной диагностики
В четвертом пункте справки напишите, каких результатов достигли ученики. Сравните результаты по классу и параллели.
Когда вы провели метапредметную работу, раздайте учителям ключи ответов к заданиям, чтобы они проверили работы учеников. Проанализируйте результаты метапредметной работы.
Напишите, сколько учащихся справились с заданиями; какой процент баллов набрал ученик от максимального; сколько учеников показали высокий и повышенный уровни освоения конкретными УУД.
На рисунке 1 вы увидите, что это за таблица и какие данные в нее вводить, чтобы подсчитать результаты.
Рисунок 1. Какие данные можно изменить в электронной таблице для обработки метапредметной диагностики
СПИСОК УУД. Перечислите УУД по кодификатору той диагностики, которую используете
БАЛЛ ЗА ЗАДАНИЕ. Введите баллы по критериям оценки в вашей диагностике
КОД И ТИП ЗАДАНИЯ. Напишите новые коды и типы заданий по тому кодификатору, который используете
КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИКОВ. Добавьте столько учеников, сколько выполнили работу
Обратите внимание на графу «Код учащихся». Фамилии и имена школьников мы заменили кодом, чтобы не нарушать требования закона по защите персональных данных. Фамилию и имя ученика вы показываете школьнику и его родителям на индивидуальной консультации. На общешкольном собрании, когда рассказываете о результатах всем родителям учеников, замените имя и фамилию учащегося кодом.
В ячейках есть специальные формулы. Поэтому таблица сама подсчитает, какие ученики набрали баллы и какой процент выполнения задания по каждому УУД (рисунок 2). Далее таблица автоматически построит графики, которые показывают результаты учеников. На графиках таблица обозначит УУД цифрами по кодификатору. Примеры графиков — ниже.
Если работу выполняли несколько классов в параллели, электронный шаблон подсчитает результаты класса и параллели. Чтобы вы увидели, какое УУД сформировано лучше, таблица автоматически заполнит новый лист «Процент выполнения проверяемых умений». Еще таблица подсчитает количество заданий на каждое УУД, вычислит степень усвоения по классам и найдет среднее значение по параллели классов.
Рисунок 2. Какие данные автоматически считает электронная таблица для обработки метапредметной диагностики
БАЛЛ УЧЕНИКА. Таблица сопоставит баллы по каждому УУД и подсчитает итоговый балл ученика
50%-НЫЙ БАРЬЕР. Таблица автоматически определит, какой ученик выполнил более половины работы
ПРОЦЕНТ ОТ М А КСИМ А ЛЬНОГО ЗН АЧЕНИЯ. Таблица подсчитает сумму баллов по УУД и определит, насколько сформировано УУД
Как в пункте пять оформить выводы и рекомендации
В справке сформулируйте выводы по результатам диагностики. Напишите список мероприятий, которые повысят результаты. Укажите сроки и ответственных за мероприятия. Например, включите проблемные УУД в план методической работы и во внутришкольный контроль.
Аналитическая справка по результатам диагностики познавательных умений при работе с информацией и чтении в 8-х классах
ЦЕЛИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Цели проверочной работы:
1) определить сформированность метапредметных (познавательных) умений при работе с информацией и чтении;
2) выявить характеристики, которые отражают динамику формирования наиболее важных для учащихся 8-х классов умений и способов деятельности.
Дата проведения: 16 мая 2018 года.
Методы контроля: метапредметная (познавательная) диагностическая работа.
Содержание диагностической работы определяет кодификатор метапредметных (познавательных) умений для основного общего образования, который составлен на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования и утвержден Метапредметным советом Ассоциаций учителей города Москвы (mcko. ru). В таблице 1 – фрагмент кодификатора с перечнем проверяемых умений в данной диагностической работе.
Таблица 1. УУД, которые проверяет диагностическая работа
КодУУД6Познавательные действия по работе с информацией и чтению6. 1Осуществлять поиск информации6. 1Ориентироваться в различных видах справочных изданий6. 2Оценивать достаточность информации для решения задач6. 3Формулировать поисковый запрос, сочетать тематический и предметный поиск информации6. 2Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию6. 1Определять тему и главную мысль текста, общую цель и назначение текста6. 2Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде6. 3Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты6. 4Делить тексты на смысловые части, составлять план текста6. 5Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию
3Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию6. 1Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую6. 2Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод6. 3Обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов6. 4Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте6. 5Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно6. 6Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное и др. ), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы6. 4Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста6. 1Оценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний6. 2Оценивать достоверность информации на основе сравнения информации из нескольких источников6. 3Оценивать достоверность информации на основе сведений об авторе и издании, в котором опубликован текст6. 4Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте6. 5Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста6. 6Сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Устанавливать сходство и различие в оценках явлений, отраженных в произведении6. 5Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач6. 1Применять информацию из текста при решении учебно-практических задач6. 2Составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу6. 3Создавать аннотации к тексту6. 4Создавать рецензии по содержанию текста, отзывы о прочитанном, отзывы о картине, скульптуре, музыкальном произведении6. 6Создавать тексты (информационные объекты) разных жанров (как словесные, так и визуальные): научно-популярные, публицистические, художественные
Ответы учащиеся записывали в бланк ответов. Дополнительные материалы и оборудование для проведения работы не требовались.
Диагностическая работа проверяет умения при работе с информацией, которые являются составной частью грамотности чтения. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструируются на основе двух информационных текстов. Работа состоит из 18 заданий (таблица 2): 11 заданий – с выбором единственного верного ответа из предложенных (ВО); 4 задания – с кратким ответом (КО); 3 задания – с развернутым ответом (РО).
Таблица 2. Спецификация проверочной работы
№ заданияТип заданияКонтролируемые уменияКод умения по кодификаторуГруппа заданий 1–6 и С1, С21ВОНаходить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде6. 22КОНаходить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде6. 23ВООценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний6. 14КОИнтерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы6. 65ВОСоотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую6. 16ВОИнтерпретировать произведение (художественное, музыкальное, живописное), исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы6. 6С1РОСопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. Устанавливать сходство и различие в оценках явлений, отраженных в произведении6. 6С2РОФормулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод6. 2Группа заданий 7–15 и С37ВОСоотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты6. 38ВООбобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов6. 39КОСоотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую6. 110КОСоотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты6. 311ВОСоотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую6. 112ВОНаходить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде6. 213ВОНаходить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде6. 214ВОСоотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты6. 315ВООценивать достоверность информации на основе сравнения информации из нескольких источников6. 2С3РОПрименять информацию из текста при решении учебно-практических задач6
Задания с выбором ответа или с кратким ответом оцениваются одним или двумя баллами. Задания с развернутым ответом – от одного до двух баллов в соответствии с критериями оценивания. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 25.
УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ УУД, КОТОРЫЕ ВЫЯВЛЯЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Таблица 3. Уровни овладения познавательными УУД
УровеньИнтерпретация результатаБаллНизкийУчащийся узнает отдельные изученные способы действий, но умеет применять только для известных типовых ситуаций. Может испытывать серьезные трудности в процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всех общеучебных умений0–9СреднийУчащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий, чтобы выявить трудности в освоении способов действий и провести целенаправленную коррекцию10–18ПовышенныйУчащийся владеет проверяемыми способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации19–27ВысокийУчащийся свободно владеет проверяемыми способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные новые планы, чтобы решить учебные задачи28–36
В диагностике познавательных умений при работе с информацией и чтении в 8-х классах участвовали 34 учащихся. По результатам выполнения средний балл составил 11 баллов, а средний процент выполнения теста – 43%. Получили менее 5 баллов за выполнение заданий и продемонстрировали низкий уровень подготовки 5 человек (15%). Достигли повышенного и высокого уровней, получив от 12 до 25 баллов, 13 человек (38%). Остальные учащиеся – 16 человек (47%) – показали средний уровень сформированности познавательных метапредметных умений. Обобщенные результаты диагностики по всей выборке участников представлены в таблице 4.
Таблица 4. Обобщенные результаты диагностики в 8-х классах
Уровень овладения УУДКоличество учащихся% овладения УУД8 «А» класс8 «Б» классВсего8 «А» класс8 «Б» класс% от количества учащихся в параллелиВысокий2131269Повышенный7310411829Средний61016355947Низкий235121815
Всего выполнили работу на 50% и выше 10 человек (29%). Лучше справились учащиеся 8 «А» класса: 7 человек (43%) преодолели минимальный порог. В 8 «Б» классе 3 человека (18%) выполнили 50% и более заданий.
Лучше всего учащиеся овладели умением обобщать информацию из разных частей текста, из разных текстов (65%), оценивать достоверность информации на основе имеющихся знаний (56%), интерпретировать произведение, исходя из особенностей жанра, стиля, присутствующих в них средств художественной выразительности и образной системы (53%). Так, большинство учащихся смогли по календарю определить даты поездки (задание 8), верно нашли ответ на вопрос из представленных цитат текста (задание 3).
Труднее всего удалось освоить умения применять информацию из текста при решении учебно-практических задач (24%), сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, устанавливать сходство и различие в оценках явлений, отраженных в произведении (35%), находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде (37%). Так, ученики затруднились рассчитать стоимость поездки и обосновать свой ответ (задание С3), а также обосновать собственное суждение на основе не менее двух аргументов (задание С1).
График 1. Сравнительные показатели проверяемых УУД в 8-х классах
В 8 «А» ученики лучше овладели УУД по обобщению информации из разных частей текста, из разных текстов (76%), по оцениванию достоверности информации на основе имеющихся знаний (59%).
На графике 2 – результаты 8 «А» класса.
График 2. УУД по работе с информацией в 8 «А» классе
В 8 «Б» учащиеся усвоили эти умения на 53 и 53% соответственно. Затруднения вызвали умения применять информацию из текста при решении учебно-практических задач (24%).
На графике 3 – результаты 8 «Б».
График 3. УУД по работе с информацией в 8 «Б» классе
Среди заданий с выбором ответов учащиеся лучше оценили достоверность информации на основе имеющихся знаний, соотносить факты с общей идеей текста (задания 3, 5).
Сложнее удалось интерпретировать произведение, исходя из особенностей жанра, стиля, средств художественной выразительности и образной системы (задание 6). Учащиеся не выбрали верное утверждение, соответствующее слову «самопряха».
Среди заданий с кратким ответом лучше проявили умение устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую (задание 4). Учащиеся правильно указали высказывания, которые не соответствовали замыслу автора произведения. Сложнее находили конкретные факты, заданные в явном виде (задание 2). Невнимательное чтение текста не позволило выбрать из предложенных сведений те, которые не соответствуют содержанию.
Среди заданий с развернутым ответом лучше усвоили умение формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод (задание С2). Учащиеся привели цитаты из текста, чтобы подтвердить ответ. Труднее удалось применять информацию из текста при решении учебно-практических задач (задание С3).
По результатам диагностики выявили, что 75% учащихся овладели метапредметными умениями на высоком, повышенном и среднем уровнях. Чтобы повысить уровень освоения УУД у остальных обучающихся, рекомендовано включить в план методической работы школы на 2018/19 учебный год мероприятия:
Провести систему открытых занятий по применению информации из текстов при решении учебно-практических задач. Для этого на методических объединениях разработать задания по разным предметам.
Ожидаемый результат – повысить уровень умения обучающихся применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Срок: до 1 октября 2018 года.
Ответственный: заместитель руководителя ОО по учебно-воспитательной работе Иванова А.
Включить задания находить в тексте сведения, факты, отражающие его содержание, во внеурочные занятия 5–7-х классов, чтобы сформировать умения работать с информацией.
Ожидаемый результат – снизить количество ошибок, связанных с невнимательным прочтением текста.
Срок: в течение 2018/19 учебного года.
Ответственные: учителя-предметники и педагоги, ведущие внеурочные занятия, заместители руководителя ОО по учебно-воспитательной работе Иванова А. , по воспитательной работе Гаврилова Н.
Разработать и реализовать индивидуальные образовательные траектории для учащихся, которые продемонстрировали самые низкие УУД.
Ожидаемый результат – повысить уровень умений школьников, которые показали самые низкие результаты.
Срок: в течение учебного года.
Ответственные: учителя-предметники, заместитель руководителя ОО по учебно-воспитательной работе Иванова А.
Включить в план внутришкольного контроля качества проведение повторных метапредметных диагностических работ в начале 2018/19 учебного года в 9-х классах.
Провести сравнительный анализ результатов проведенной работы с результатами запланированной работы.
Срок: до 1 ноября 2018 года.