Анализ выводов школьного психолога относительно перехода пятиклассников в среднюю школу

Аналитическая справка по результатам проведения

адаптационного периода в 5 классе

МБОУ Садковской ООШ

В период сентябрь-октябрь 2017 года с целью выявления уровня адаптации к школе, профилактики школьной тревожности и дезадаптации пятиклассников в рамках адаптационного периода с учащимися пятого класса, их родителями и учителями-предметниками были проведены следующие мероприятия:

— с учениками:

реализована программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике школьной дезадаптации «Мы-пятиклассники»;

— проведено анкетирование по методике «Анкета пятиклассника»

Анкета пятиклассника состояла из 6 вопросов. 1.Что ты считаешь самым главным в школе, 100% учащихся ответили, что это уроки, потому, что они учат жизни. 2.Твой любимый день недели- суббота (33%) и воскресенье (67%)3.Что в школе для тебя самое интересное? — видеться с друзьями (67%,) общаться вместе с классным руководителем (33%), информатика (100%), конкурсы (33%), соревнования (33%). 4.Чем бы ты хотел заниматься после школы?- гулять (67%), фотографировать (33%), играть в компьютер (33%), рисовать(33%). Что в школе самое неинтересное? -некоторые уроки (100%) 6.А что самое неприятное? – когда плохие оценки, ругают, кричат (100%).

— проведено анкетирование по методике «Мои стремления и желания». Из предложенных 11 пунктов необходимо было выбрать три, объясняющие, почему я учусь. Учусь, потому, что хочу больше знать (100%), чтобы доставить радость родителям (100%), потому, что на уроках интересно (33%), чтобы потом было легче работать (33%)

-проведена психодиагностика по методике «Ассоциации». Пятиклассники выстроили следующий ассоциативный ряд к словам: ШКОЛА –уроки, второй дом, множество людей; УРОКИ- беда, ужас, полный ад, слёзы; ПЕРЕМЕНЫ- ура!, время для отдыха, беготня, ОДНОКЛАССНИКИ — друзья, игры; ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ-слёзы, ад; КАНИКУЛЫ — ура, радость, гулянье, друзья, рай!

-проведена психодиагностика по методике «Обращение ко взрослым» — 67% испытали затруднения, не выполнили задание; 33% -обратились со следующими «Уважаемые учителя, пожалуйста, не задавайте много домашних заданий!»; «Уважаемые учителя, спасибо вам за заботу, за учение, за терпенье и труд!» «Дорогие мои родители! Спасибо вам, что вы меня вырастили, за заботу, за то, что вы меня любите!»

-с родителями:

-на школьном собрании для родителей пятиклассников проведена лекция по теме: «Проблемы адаптации пятиклассников».

-родителям вручены памятки — советы психолога по теме: «Как помочь пятикласснику в выполнении домашнего задания»;

-проведено анкетирование по методике «Анкета для родителей пятиклассника» -по итогам анкетирования получены следующие результаты:

— на данный момент 67% родителей считают уровень адаптации своего ребенка к школе выше среднего и 33% — средний уровень;

-пожелания родителей для облегчения адаптации учащихся к новым условиям обучения: учителям более мягче относиться к детям.

— с педагогами:

-для педагогов подготовлена информация по теме: «Психолого-педагогическая характеристика пятиклассника в условиях перехода на ФГОС».

По итогам психологических исследований, можно сделать вывод, что адаптационный период у пятиклассников прошел удовлетворительно. Школьной дезадаптации на данном этапе не выявлено, уровень школьной тревожности в пределах нормы.

В целом можно определить уровень адаптации пятиклассников к системному обучению в среднем звене как средний и выше среднего.

На основании результатов психологических исследований, рекомендовать:

-классному руководителю и педагогу-психологу: продолжать работу по сплочению классного коллектива, по профилактике школьной тревожности и школьной дезадаптации;

-родителям: следовать советам школьного психолога, контролировать соблюдение режима дня и выполнение домашнего задания, оказывать эмоциональную поддержку и помощь в решении школьных проблем своих детей;

-педагогам: следовать советам школьного психолога; в учебном процессе всегда учитывать психолого-педагогические и физиологические особенности пятиклассников; на уроках регулярно применять здоровьесберегающие технологии; повышать учебную мотивацию учащихся.

Педагог-психолог: Даютова И.Г.

Справка по диагностике «Адаптация 5-классников»

Время проведения: октябрь,2020

Актуальность: При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено наблюдается снижение успеваемости у отдельных учащихся из-за низкого уровня адаптации к новым условиям. При переходе в среднее звено учащиеся испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. Педагоги так же могут испытывать трудности в учебно-воспитательном процессе с обучающимися 5-х классов, нуждаются в информации об психологических особенностях новых детей, об уровне комфортности в новых условиях.

Цель: Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся, выявление факторов, причин вызывающих те или иные трудности при адаптации в начале обучения в среднего звене , оказание действенной психологической помощи учащимся «группы риска».

Задачи: 1.Провести диагностирование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся для предоставления результатов диагностик педагогам, родителям.

2.Составить характеристику для каждого учащегося по исследуемым параметрам.

3.Спланировать психо-коррекционную работу для учащихся 5-х классов для повышения уровня адаптации.

Объект исследования: учащиеся 5-х классов.

Количественный состав: 83 человек.

Используемые тесты: Определение уровней тревожности: школьной, учебной, самооценочной. Анкета «Отношение к предметам, учителям – предметникам». Уровень психологической комфортности (круги). Социометрический тест. Определение уровня самооценки по тесту символического «Я»(авторы Лонго,Вилер, Хенрерсон).Уровень школьной мотивации( методика Лускановой Н.Г.)

Полученные результаты.

Сравнительные показатели адаптационных параметров учащихся пятых классов.

1.Школьная мотивация.

При анализе школьной мотивации в 5«А» классе показывают высокий уровень : 2ч (8%), норма-16ч\67%, положительная мотивация-8ч\33%, низкий уровень отсутствует.

В 5 «Б» классе: у 6ч\(20%) высокая мотивация,норма-10ч\33%, положительная-14ч\61%,низкий уровень учащиеся не показывают.

В 5В классе –высокий уровень у 1ч\4% ,низкого уровня нет.

уровни

5А-24ч

5Б -30ч

5В-28ч

Общие

83ч

мотивация

высокий

2ч-8%

6ч\20%

1%\4%

9ч\11%

норма

16ч\67%

10ч\33%

10ч\36%

36ч\43%

Положительное отношение к школе

8ч\33%

14ч\61%

17ч\38%

39ч/50%

низкая

0%

0%

0

0

2.Уровни комфортности:

5а-24ч

5б-30ч

5в-28ч

общие

Высокий

7ч\29%

2ч\7%

5ч\19%

14ч\32%

Легкий дискомфорт

14ч\58%

15ч\50%

12ч\43%

41ч\49%

средний

3ч\13%

13ч\43%

9ч\32%

25ч\30%

низкий

Уровень комфортности выше в 5б классе-88%,в 5б и 5в по 57-61% соответственно. Низкий уровень комфортности отсутствует, что является хорошим показателем для ОУ.

3.Социометрический тест.

статус

5А-24ч

5Б-30ч

5В-28ч

общее

Звезды

3

5

3

11

Предпочитаемые

8

12

13

33

принятые

11

11

10

32

Изолированные

2

2

2

6

Уровень благополучия

50%средний

56%средний

51средний

53% средний

Уровень благополучия межличностных отношений в классах средний, что является хорошим показателем.

4.Самооценка. Низкий уровень самооценки отсутствует, более высокая самооценка присутствует в 5б классе-15ч\50%, низкий уровень отсутствует. По общим показателям в этом году высокий уровень завышенной самооценки -27ч\32%, а в прошлом всего 14ч\21%.

уровни

5а-24ч

5б-30ч

5в-28ч

общие

Высокий

3ч-12%

15ч\50%

9ч\32%

27ч\32%

К повышению

5ч\21%

4ч\13%

9ч\32%

18ч\22%

адекватная

16ч\67%

11ч\37%

10ч\34%

37ч\45%

К занижению

5.Отношение к предметам и учителям-предметникам.

По диагностике оценивалось детьми качества учителя-предметника по следующим параметрам: (максимальный балл-5)

1. Учитель доступно объясняет материал

2.Учитывает мои индивидуальные способности.

3.Достаточно уделяет мне внимания.

4.Умело готовит к проверочным и самостоятельным работам.

5. Умело поддерживает дисциплину.

Можно использовать цветовую диагностику «Отношение к учителям-предметникам» (Д.Ш.Матрос, Н.Н.Полев и др.).

Учащиеся достаточно высоко оценили педагогов по предлагаемым параметрам, учителя-предметники в среднем набрали по 4.6-4.9 баллов.

Выводы:

1.Без достаточной школьной мотивации и уровня самооценки усвоение знаний учащимися затруднено, здесь следует отметить , что низкий уровень школьной мотивации у пятиклассников отсутствует.

2.Вопросы психофизиологического комфорта очень важны для работы с обучающимися в УО, особенно в начале обучения в среднем звене, уровень комфортности в большей степени высокий и легкий

3.По социометрическому тесту уровень благополучия средний.

4.Уровень высокой самооценки и к завышению 45ч\54%. Подростки с высокими показателями самооценок заставляют испытывать трудности других людей в общении с ними, т.к. они не готовы идти на компромиссы, уверены в своей исключительности и

непогрешимости .Им свойственно искать причину своих ошибок в окружающих и обстоятельствах, поэтому чаще у них возникают конфликты, не умеют извлекать из жизни уроки, отличаются самоуверенностью, и высокими амбициями что обостряет конфликтные ситуации.

5.По итогам анкеты по отношению к учителям -предметникам пятиклассники достаточно высоко оценили педагогов.

6.Проводя анализ результатов адаптационного периода, в целом он завершен.

Рекомендации:

1.Классным руководителям на родительских собраниях предоставить результаты диагностик.

2.Учителям-предметникам в процессе обучения учитывать полученные результаты диагностик.

3.Родителям  взять рекомендации по взаимодействию со своими детьми в начальный период обучения в среднем звене, информация предоставлена в кабинете психолога на сайте школы.

4.Педагогам, родителям обратить внимание на детей с завышенной самооценкой и к завышению, т.к. им необходима помощь в оценке своих реальных возможностей. Но для того, чтобы эту помощь и признали во взрослом авторитет для себя, при взаимодействии проявить максимум такта, уважения, индивидуального и искреннего внимания к его личности

5.Педагогу-психологу продолжать проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми по программе «Я-пятиклассник».

6.Классным руководителям обратить внимание на детей по статусу «изолированные» в классе.

Елена Семенычева
Аналитическая справка по адаптации учащихся 5-х классов к школьному обучению в среднем звене

Аналитическая справка по адаптации учащихся 5-х классов

к школьному обучению в среднем звене

Цель: изучение степени адаптации учащихся ко 2-й ступени обучения.

Задачи:

— помочь учащимся адаптироваться в новой учебной ситуации, где в процессе обучения участвует много учителей;

— помочь в формировании микроклимата в классе;

— способствовать, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

Время проведения — сентябрь-ноябрь 20. года.

Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Сложность заключается в том, что появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система (детям надо переходить из одного кабинета в другой, от одного учителя к другому учителю). Меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в основном звене. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю школьной жизни.

Что затрудняет адаптацию учащихся?

— Увеличение объёма и разнообразие содержания образования.

— На место первой учительницы приходит новый классный руководитель.

— Рассогласованность, иногда даже противоречивость требований разных педагогов.

Необходимость учащимся на каждом уроке приспосабливаться к темпу и особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам.

Большинство учащихся 5-го класса подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы адаптироваться к средней школе.

Способом оценки школьной адаптации пятиклассников служили наблюдения за учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, тетради, анкетирование, беседы с учениками и учителями.

С учащимися пятых классов была проведена диагностика их мотивации обучения («Анкета для определения школьной мотивации» Н. Г. Лускановой», «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Маркова) и изучена адаптация к условиям учебной деятельности, где были получены следующие результаты.

Анализ результатов адаптации учащихся 5 класса, октябрь 20. г.

Классный руководитель:

В классе – 14 человек.

На индивидуальном обучении: 5 человек

Мальчиков – 7 человек, девочек — 2.

Проанкетировано 9 человек.

Итоги анкетирования

Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею?

Ответы на вопросы таковы:

1. Тебе нравится в школе?

— мне в школе нравится – так ответили 7 чел. -78%, то есть больше половины класса

— не очень – 2 человека, что составляет 22 %

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

— иду с радостью – 3 человека (33%)

— чаще хочется остаться дома – 2 человека (22%)

— бывает по-разному – 4 человека (45%)

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?

— не знаю – 2 человека (22%);

— остался бы дома – 4 человека (45%);

— пошел бы в школу – 3 человека (33%)

4 Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки?

— не нравится – 2 человека (22%);

— бывает по-разному – 3 человека (33%);

— нравится – 4 человека (45%)

5 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю – 1 человек (11%);

— не хотел бы – 4 человека (45%);

хотел бы – 4 (45%) человека

6. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы – 7 человек (78%);

— не хотел бы – 1 человек (11%);

— не знаю — 1 человек (11%)

7 Ты часто рассказываешь родителям о школе?

— часто – 8 человек (89%);

— не рассказываю – 1 человек (11%)

8 Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся – 5 человек (55%);

— не очень – 4 человека (45%)

9. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю – 2 человека (22%);

— хотел бы – 4 человека (45%);

— не хотел бы – 3 человека (33%)

Вывод: 2 человека из класса имеют средний уровень школьной адаптации;

у 4х человек — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация);

2 человека имеют низкую школьную мотивацию (посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия);

у 1-го человека – негативное отношение к школе (Кирилл Р)

Наблюдения за детьми показали, что активно работают на уроках: все, кроме Ф. Саши и Ш. Руслана.

Малоактивны — С. Даша.

Требует повышенного внимания со стороны педагогов Саша Ф.

Усваивают программу 5-го класса 7 человек, с затруднениями – 2 человека (Саша и Руслан).

Читать также:  Как стать почетным донором крови

Грубых нарушений в поведении за учащимися не наблюдаются.

Явного лидера среди учащихся в классе нет.

Выводы:

Изучив особенности адаптации каждого ребенка, можно сделать вывод о том, что период адаптации проходит ровно, межличностные отношения в классе налаживаются в соответствии с нормой.

Слабо пока сформирована мотивация к школьному обучению, хотя ходить в школу большинству учащихся нравится. Учащиеся ещё не осознают цели обучения.

Среди предметов, которые нравятся больше названы: русский, математика, чтение, труд.

К учителям относятся с уважением, не считают их излишне строгими. С большим уважением относятся к классному руководителю.

.

Чем мы можем помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника – это безусловное принятие ученика, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны педагогов, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Следует помочь ребёнку выучить имена новых учителей.

Поддерживать детей посредством вежливых слов, таких как: хорошо, здорово, прекрасно и т. д. ; высказываний типа: «Ты молодец», «Я горжусь тобой», «Спасибо», «Всё идёт хорошо» и т. д., тактильного общения, прикосновений (дотронуться до руки, погладить по голове, а также выражением лица (улыбка, одобряющий кивок).

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к ним адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Рекомендации учителям:

— создавать благоприятные условия для адаптации ребенка к обучению в старших классах, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание;

— быть максимально доброжелательными и тактичными;

— использовать дифференцированный подход, учитывая выявленные особенности развития каждого ребенка;

— оказывать индивидуальную и стимулирующую помощь каждому ребенку;

— практиковать проведение релаксационных упражнений, способствующих общему расслаблению и снятию напряженности;

— повышать школьную мотивацию;

— корректировать поведение учащихся.

Задачи психолога:

— оказывать психологическую помощь в формировании классного коллектива, установлении норм взаимодействия друг с другом, с классным руководителем, учителями предметниками и другими сотрудниками школы;

— рекомендовать педагогам упражнения для снятия утомления и негативных эмоциональных состояний;

— предоставить рекомендации педагогам об индивидуальных особенностях каждого ученика;

— способствовать, чтобы каждому ученику было комфортно в школе.

Педагог-психолог

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА

Актуальность проведения психологической диагностики детей 5 класса определяется

Адаптацией ребенка при переходе на новую ступень обучения

Данная работа требует диагностического минимума, который должен помочь оценить

Степень адаптации каждого пятиклассника

Обследование выполнялось в начале учебного года — I четверти (октябрь 2017 г). В диагностике принимали участие 11 детей

Диагностика на этапе социально-психологической адаптации пятиклассников связана со сложным периодом перехода школьников из начальной школы в основную:

предметное обучение,

усложнение учебного материала,

меняется учительский состав,

выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников,

занятия в разных кабинетах,

рост числа педагогов,

необходимость вступать в контакты со старшеклассниками

— все это может сопровождаться появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, проявлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Основная цель исследования:

– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

В работе использован

ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА

ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках

Методика «Цветные письма»

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

Опросник «Чувства в школе»

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

Тест школьной тревожности Филипса

Изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (отождествление своего реального социального положения в учебной группе и свого идеального социального положения)

Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками». Автор – Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко

(тест-задание)

Изучение мотивации учащихся

Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА»

Цель: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

п/п

Ф.И.О.

характер общего психологического состояния на уроках

 

математика

география

обществознание

русский язык

английский язык

история

литература

биология

информатика

ИЗО

технология

музыка

физрультура

светская этика

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

                             

13+, 1-

                             

9+,4-

                             

10+,4-

                             

14+

                             

10+,4-

                             

9+,5-

                             

9+,4-

                             

10+,4-

                             

11+,3-

                             

10+,4-

                             

8+,4-

     

0-0%

0-0%

3-27%

4-36%

0-0%

2-18%

1-9%

1-9%

0-0%

2-18%

1-9%

2-18%

3-27%

1-9%

в среднем

     

5—45%

0-0%

3-27%

3-27%

1-9%

2-18%

5-45%

0-0%

3-27%

2-18%

4-36%

1-9%

3-27%

3-27%

10+2-

     

1-9%

2-18%

1-9%

1-9%

1-9%

3-27%

0-0%

1-9%

4-36%

2-18%

2-18%

4-36%

2-18%

2-18%

 
     

4-36%

1-9%

0-0%

2-18%

3-27%

2-18%

0-0%

5-45%

3-27%

3-27%

4-36%

2-18%

2-18%

0-0%

 
     

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

2-18%

0-0%

0-0%

1-9%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 
     

0-0%

1-9%

3-27%

0-0%

1-9%

0-0%

0-0%

1-9%

1-9%

1-9%

0-0%

2-18%

0-0%

2-18%

 
     

1-9%

5-45%

1-9%

0-0%

4-36%

0-0%

0-0%

3-27%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

2-18%

 
     

0-0%

1-9%

0-0%

1-9%

1-9%

1-9%

3-27%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

 

СПОКОЙСТВИЕ, УВЕРЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭНЕРГИЯ), ОБЩЕНИЮ

10-91%

4-36%

7-64%

10-91%

5-45%

9-82%

6-54%

7-64%

10-91%

10-91%

11-100%

9-82%

10-91%

6-54%

 

СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА

1-9%

7-64%

4-36%

1-9%

6-55%

1-9%

3-27%

4-36%

1-9%

1-9%

0-0%

2-18%

1-9%

5-45%

 

НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

1-9%

2-18%

0-0%

0-0%

1-9%

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

 

Обработка результатов позволила выявить характер психологической комфортности на разных уроках. Спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, общению испытывают

11-100% — детей на технологии;

10-91% — на математике, русском языке, информатике, ИЗО, физкультуре;

9-82% — истории, музыке;

7-64% — обществознание, биологии;

6-54% — литературе, светской этике

Психологический дискомфорт — страх, стресс, тревогу вызывают у

7-64% детей географии (Ф.И.);

6-55% — английский (Ф.И.),

светская этика (Ф.И.);

4-36% — обществознание (Ф.И.), биология (Ф.И.).

В целом по классу

Один ученик (Ф.И.) чувствует себя на всех уроках эмоционально благополучно,

у 1 ученика (Ф.И.) тревожность вызывает один предмет (светская этика),

у 7 учеников возникает стрессовое состояние на 4-х учебных занятиях (Ф.И.),

и 1 ребенок (Ф.И.) испытывает тревожность на 5-ти учебных занятиях (география, обществознание, анг. язык, биология, информатика)

В целом по классу можно говорить, о признаках возможной дезадаптации (ВДА)

ОПРОСНИК «ЧУВСТВА В ШКОЛЕ»

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся

п/п

Ф.И.О.

ЧУВСТВА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В ШКОЛЕ

 

СПОКОЙСТВИЕ

УСТАЛОСТЬ

СКУКУ

РАДОСТЬ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

БЕСПОКОЙСТВО

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ

РАЗДРАЖЕНИЕ

СОМНЕНИЕ

ОБИДУ

ЧУВСТВО УНИЖЕНИЯ

СТРАХ

ТРЕВОГА ЗА БУДУЩЕЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ

СИМПАТИЮ К УЧИТЕЛЯМ

ЖЕЛАНИЕ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ

КОЛИЧЕСТВО ПОЗИТИВНЫХИ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

 

+

+

 

+

+

     

+

   

+

 

+

 

+

5+3-

 

+

   

+

+

 

+

       

+

+

+

 

+

5+3-

 

+

+

 

+

+

     

+

     

+

+

 

+

5+3-

 

+

+

 

+

+

     

+

   

+

 

+

 

+

5+3-

 

+

   

+

+

 

+

 

+

       

+

+

+

6+2-

 

+

 

+

+

+

     

+

     

+

+

 

+

5+3-

 

+

+

 

+

+

     

+

   

+

 

+

 

+

5+3-

   

+

 

+

     

+

+

+

+

 

+

   

+

2+6-

 

+

+

+

     

+

 

+

+

     

+

 

+

3+5-

 

+

 

+

+

+

+

   

+

     

+

   

+

4+4-

 

+

+

+

   

+

 

+

+

     

+

+

   

2+6-

КОЛ-ВО УЧ-СЯ / %

10

91%

7

64%

4

36%

9

82%

8

73%

2

18%

3

27%

2

18%

10

91%

2

18%

1

9%

4

36%

6

55%

9

82%

1

9%

10

91%

в среднем

4+4-

Большинство пятиклассников, находясь в школе, испытывают

спокойствие, желание посещать школу (91%- 10),

ощущают чувство благодарности, радости (82%- 9),

73% (8) детей испытывают уверенность в себе.

Так же выяснилось,

91% (10) беспокоят сомнения,

73% (8) детей беспокоятся, находясь в школе,

64% (7) устают,

55% (6) тревожатся за будущее

27% (3) (Ф.И.) выражают неудовлетворенность собой.

Таким образом, можно отметить, что в начале учебного года

у 64% (7) учащихся школьная жизнь в основном вызывает положительные чувства.

9% (1) — испытывают смешанные чувства (Ф.И.),

и для 13%(2) детей (Ф.И.) характерно беспокойство, что может говорить о низком уровне школьной адаптации (ДА)

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛИПСА

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей

п/п

Ф.И.О.

1

Общая тревожность в школе

2

Переживание социального стресса

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

4

Страх само- выражения

5

Страх ситуации проверки знаний

6

Страх не соот- ветствовать ожиданиям окружающих

7

Низкая физио- логическая сопротив- ляемость стрессу

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

22

11

13

6

6

5

5

8

 
 

10-45%

3-27%

5-38%

1-16%

5-83%

4-80%

2-40%

3-38%

2

 

3-13%

4-36%

3-23%

4-66%

1-16%

0-0%

1-20%

3-38%

1

 

3-13%

3-27%

3-23%

2-33%

1-16%

0-0%

0-0%

3-38%

 

2-9%

5-45%

7-56%

4-66%

1-16%

3-60%

1-20%

3-38%

2

 

11-50%

6-55%

8-62%

4-66%

4-67%

3-60%

1-20%

4-50%

7

 

7-32%

4-36%

6-46%

1-16%

3-50%

3-60%

3-60%

3-38%

3

 

5-23%

3-27%

5-38%

3-50%

2-33%

3-60%

0-0%

3-38%

1

 

10-45%

4-36%

6-46%

4-66%

3-50%

3-60%

1-20%

3-38%

3

 

8-36%

6-55%

8-62%

5-83%

4-67%

4-80%

1-20%

6-75%

6

 

1-5%

3-27%

2-15%

2-33%

0-0%

1-20%

1-20%

2-25%

 

6-27%

4-36%

4-30%

3-50%

3-50%

3-60%

1-20%

4-50%

4

УРОВЕНЬ

 

ПОВЫШЕННЫЙ, ВЫСОКИЙ

1-9%

2-18%

3-27%

8-73%

6-55%

6-55%

1-9%

3-27%

 

Результаты диагностики тревожности следующие:

18%(2) (Ф.И.) уровень школьной тревожности в норме.

55%(6) детей испытывают страх проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей (Ф.И.)

у 55%(6) присутствует страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (Ф.И.),

73%(8) детей испытывают страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (Ф.И.).

18%(2) учеников (Ф.И.) имеют повышенный и высокий уровень практически по всем факторам, что может способствовать формированию негативных эмоциональных переживаний различных школьных ситуаций, не позволяющие ребенку чувствовать себя комфортно, быть мотивированным, развивать свои потребности в успехе, что может сформировать в детях низкий уровень школьной адаптации (ДА)

ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ».

АВТОР – Д. ЛАМПЕН, АДАПТАЦИЯ Л.П. ПОНОМАРЕНКО

(ТЕСТ-ЗАДАНИЕ)

Цель: изучение социально-психологических аспектов самооценки детей в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе одноклассников (он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение)

Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, отождествлением своего реального и идеального положения, разницей между ними.

п/п

Ф.И.О.

Реальное собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Желаемое (идеальное) собственное социальное положение в группе в представлениях обучающихся

Выбор позиции

1

 

6

10

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

2

     

3

 

15

20

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

4

 

15

20

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

5

 

21

20

Отстранение, замкнутость, тревожность

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

6

 

1

20

Установка на преодоление препятствий

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

7

 

4

20

Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

8

 

6

10

Установка на преодоление препятствий

Комфортное состояние, нормальная адаптация

9

 

11

20

Общительность, дружеская поддержка

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

10

 

1

11

Установка на преодоление препятствий

Общительность, дружеская поддержка

11

 

15

20

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

12

 

20

9

Часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Позиция на развлечения

Читать также:  Регистрация ребенка в соответствии с местом жительства (свидетельство, форма № 8)

В целом по классу дети адекватно отождествляют свое реальное социальное положение, сформировавшиеся позиции: установка на преодоление препятствий (волевые и социальные качества), комфортное состояние (нормальная адаптация), дружеская поддержка (взаимопонимание, сотрудничество) и реальные позиции: установка на лидерство (самовыражение, демонстрация своих возможностей, лидерских качеств)

Но следует обратить внимание на

(Ф.И.): оценивает свое реальное социальное положение как самоотстраненность, замкнутость, тревожность; желаемое – установка на лидерство. Возможно, в связи с активной позицией ребенка наступила утомляемость за эту учебную четверть;

(Ф.И.): формируется неадекватная реальная позиция — желание добиваться успехов, не преодолевая трудности, а желаемая позиция – установка на лидерство. Сравнивая положения девочки возможно формирование качеств, неблагоприятно влияющих на окружающих.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

п/п

 

Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

Я не могу учиться лучше, так как…

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что

 

Ф.И.

Получить хорошую отметку

Наш класс был лучшим

Принести больше пользы людям

Получать впоследствии много денег

Меня уважали и хвалили товарищи

Меня любила и хвалила учительница

Меня хвалили родители

Мне купили красивые вещи

Меня не наказывали

Я больше знал и умел

У меня есть более интересные дела

Можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо

Мне мешают дома

В школе меня часто ругают

Мне просто не хочется учиться

Не могу заставить себя делать это

Мне трудно усвоить учебный материал

Я не успеваю работать вместе со всеми

Я хорошо знаю учебный материал

Мои товарищи будут мной довольны

Я буду считаться хорошими учеником

Мама будет довольна

Учительница будет рада

Мне купят красивую вещь

Меня не будут наказывать

Я не буду тянуть класс назад

 

+

                             

+

 

+

             
 

+

     

+

       

+

+

     

+

 

+

 

+

   

+

     

+

   

+

   

+

       

+

+

 

+

   

+

         

+

+

   

+

   

+

+

           

+

         

+

+

+

+

 

+

+

       
 

+

   

+

         

+

     

+

+

+

   

+

   

+

+

     
 

+

       

+

+

           

+

   

+

+

+

   

+

+

     
 

+

+

             

+

         

+

+

+

+

   

+

     

+

 

+

+

 

+

                     

+

+

+

+

 

+

       

+

 

+

 

+

     

+

           

+

 

+

 

+

+

   

+

   

+

 
 

+

+

 

+

                     

+

+

+

+

   

+

     

+

 

+

+

             

+

+

   

+

   

+

 

+

     

+

 

+

 
   

9

6

2

3

2

1

2

   

6

3

 

1

4

2

7

8

6

10

 

2

8

4

 

2

5

 

Если я получу плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что…

Ф.И.

Я плохо знаю учебный материал

Я буду считаться плохим учеником

Товарищи будут смеяться надо мной

Мама будет расстроена

Учительница будет недовольна

Я весь класс тяну назад

Меня накажут дома

Мне не купят красивую вещь

       

+

       
                 
   

+

+

   

+

   
 

+

   

+

 

+

   
 

+

   

+

 

+

   
     

+

 

+

 

+

 
 

+

+

 

+

       
 

+

 

+

   

+

   
 

+

   

+

   

+

 
   

+

 

+

   

+

 
 

+

   

+

 

+

   
 

+

   

+

   

+

 
 

7

3

3

7

1

5

4

 

У детей в достаточной степени сформирован учебно-познавательный мотив. Но есть факторы, объясняющие причину возникновения ВДА, на которые нам, учителям необходимо обратить внимание. Так на выражение

Я не могу учиться лучше, так как ….. дети отвечают

— мне трудно усвоить учебный материал — 72% (8),

— я не успеваю работать вместе со всеми — 55% (6),

— в школе меня часто ругают — 36% (4) (Ф.И.)

Но есть и другие ответы (возможно, как следствие вышесказанного – поэтому мне становиться не интересно, и мне не хочется учиться)

— у меня есть более интересные дела (Ф.И.),

— мне просто не хочется учиться (Ф.И.)

(Ф.И.) больше всего волнуются, что товарищи будут смеяться над ними, если они получат плохую отметку

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:

ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА

ФИО

КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОВЫШЕННЫМ И ВЫСОКИМ УРОВНЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ

(ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 8)

ЧУВСТВА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ (ОБЩЕЕ КОЛ-ВО – 14)

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ

ГРУППА

СОПРОВОЖДЕНИЯ

(ГС)

 

ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ

КОЛ-ВО ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ НА УРОКАХ

 

2

13+, 1-

5+3-

А

 
 

1

9+,4-

5+3-

ВДА

ИндСопр

 

10+,4-

5+3-

А

 
 

2

14+

5+3-

А

 
 

7

10+,4-

6+2-

ВДА

 
 

3

9+,5-

5+3-

ВДА

 
 

1

9+,4-

5+3-

А

 
 

3

10+,4-

2+6-

ВДА

 
 

6

11+,3-

3+5-

ВДА

 
 

10+,4-

4+4-

А

 
 

4

8+,4-

2+6-

ВДА

 
         

А – 5-45%

 
         

ВДА – 6-55%

 
         

ДА – 0-0%

 

В целом можно сказать дети в классе активные, целеустремленные, достаточно организованные, творческие, дружные, толерантные. Задача педагогов – укреплять интерес к учебной деятельности, школьной жизни, оказывать эмоциональное содействие на этапе адаптации.

Необходимо осознавать – возникающие отдельные признаки могут привести к ВДА и ДА некоторых детей.

Особое внимание обратить на (Ф.И.) – успешный ребенок в начальной школе. А на сегодня ребенок «говорит» «Я просто не хочу учиться».

Ребенка беспокоит, если он получит плохую отметку, то—

— буду считаться плохим учеником,

— товарищи будут смеяться надо мной,

— я весь класс потяну назад,

— потеряю уважение одноклассников,

Этим возможно выражается неудовлетворенность собой, страхи, тревога за будущее.

Необходима поддержка ученику в новых ситуациях адаптационного периода.

Диагностическая работа позволила

исследовать психологическое состояние каждого ребенка на уроках,

выявить степень адаптации детей в переходный период в среднее звено,

определить группу детей 40%(6) на психолого-педагогическое сопровождение

А также выделить у пятиклассников проблемы, связанные с

психологическим дискомфортом (страх, стресс, тревога) у части детей на некоторых уроках,

отрицательными чувствами в школе у отдельных детей,

тревожными факторами

Джиоева
Справка психодиагностического мониторинга учащихся 5 классов в периоды адаптации

СПРАВКА психодиагностического мониторинга учащихся 5 классов в период адаптации

Цель психодиагностического исследования : изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.

2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.

3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого. Десять лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.

Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с начальной школой.

Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

• Очень много разных учителей (и их надо запомнить);

• Непривычное расписание (новый режим);

• Много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены;

• Новый классный руководитель;

• Новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).

Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Признаки успешной адаптации

• Удовлетворённость процессом обучения

• Самостоятельность при выполнении учебных заданий

• Удовлетворённость межличностными отношениями

• Успешность обучения

Проблемы адаптационного периода

• Повышение утомляемости

• Снижение работоспособности

• Нарушение поведения (эмоциональная неустойчивость, низкая саморегуляция)

• Отсутствие единства требований учителей начальной и средней школы

• Формирование классного коллектива

• Проблема общения со сверстниками

• Низкая согласованность требований между учителями предметниками в средней школе

• Снижение успеваемости

В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. проведено психолого-педагогическое обследование учащихся;

2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;

3. проводились консультации родителей пятиклассников;

5. проводились консультации классных.

Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся :

1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста;

2. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина);

3. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой;

4. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л. Г. — изучение психологического климата в классе.

Сроки проведения: сентябрь – октябрь 2020 учебный год.

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Цель методики: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей. Учащимся необходимо ответить на 10 вопросов анкеты, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

5 «А» класс

Уровень Описание уровня Количество %

Уровень I

(25 — 30) Высокий уровень школьной мотивации 0 0,0%

Уровень II

(20 — 24) Хорошая школьная мотивация 5 24%

Уровень III

(15 — 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 8 38%

Уровень IV

(10 — 14) Низкая школьная мотивация 6 28,6%

Уровень V

(ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 2 9,5%

5 «Б» класс

Уровень Описание уровня Количество %

Уровень I

(25 — 30) Высокий уровень школьной мотивации 0 0,0%

Уровень II

(20 — 24) Хорошая школьная мотивация 10 33,3%

Уровень III

(15 — 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 11 34,3%

Уровень IV

(10 — 14) Низкая школьная мотивация 7 23,3%

Уровень V

(ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 4 12,5%

5 «В» класс

Уровень Описание уровня Количество %

Уровень I

(25 — 30) Высокий уровень школьной мотивации 4 17%

Уровень II

(20 — 24) Хорошая школьная мотивация 7 29%

Уровень III

(15 — 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 9 37%

Уровень IV

(10 — 14) Низкая школьная мотивация 3 12%

Уровень V

(ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 1 4%

5 «А» класс

5 «Б» класс

5 «В» класс

2. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.

Цель: определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Читать также:  Служба по контракту без срочной службы

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность — форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация обучающегося к социальной среде.

Было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности.

Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают :

№ Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе

1 4 36% 5 38% 0 0% 6 100% 3 60% 3 60% 6 75% 16 73%

2 3 27% 6 46% 2 33% 2 33% 2 40% 1 20% 7 88% 8 36%

3 3 27% 8 62% 1 17% 5 83% 5 100% 0 0% 5 63% 9 41%

4 3 27% 3 23% 1 17% 2 33% 1 20% 0 0% 2 25% 6 27%

5 5 45% 8 62% 3 50% 3 50% 5 100% 4 80% 6 75% 15 68%

6 6 55% 7 54% 1 17% 6 100% 4 80% 2 40% 6 75% 12 55%

7 5 45% 8 62% 1 17% 3 50% 3 60% 1 20% 5 63% 11 50%

8 2 18% 4 31% 3 50% 2 33% 3 60% 1 20% 4 50% 7 32%

9 5 45% 5 38% 2 33% 4 67% 5 100% 2 40% 4 50% 13 59%

10 5 45% 7 54% 5 83% 5 83% 5 100% 2 40% 4 50% 16 73%

11 7 64% 4 31% 3 50% 3 50% 3 60% 3 60% 2 25% 11 50%

12 8 73% 8 62% 3 50% 5 83% 1 20% 2 40% 5 63% 10 45%

13 6 55% 7 54% 2 33% 2 33% 5 100% 1 20% 5 63% 9 41%

14 2 18% 6 46% 1 17% 3 50% 4 80% 2 40% 3 38% 10 45%

15 9 82% 8 62% 2 33% 6 100% 3 60% 4 80% 6 75% 18 82%

16 6 55% 5 38% 5 83% 5 83% 4 80% 0 0% 4 50% 16 73%

17 9 82% 10 77% 4 67% 4 67% 4 80% 1 20% 5 63% 12 55%

18 5 45% 8 62% 4 67% 2 33% 4 80% 1 20% 4 50% 11 50%

СРЕДНЕЕ 5,2 47% 6,5 50% 2,4 40% 4,0 67% 3,6 71% 1,7 33% 5,5 69% 11,7 53%

5 «А» класс

5 «Б» класс

№ Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе

1 3 27% 3 23% 4 67% 5 83% 2 40% 4 80% 6 75% 18 82%

2 3 27% 2 15% 4 67% 1 17% 3 60% 1 20% 4 50% 5 23%

3 7 64% 5 38% 6 100% 2 33% 2 40% 0 0% 1 13% 5 23%

4 2 18% 3 23% 1 17% 3 50% 1 20% 3 60% 4 50% 7 32%

5 0 0% 2 15% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 2 25% 0 0%

6 3 27% 2 15% 2 33% 4 67% 1 20% 5 100% 3 38% 12 55%

7 3 27% 4 31% 5 83% 2 33% 2 40% 2 40% 1 13% 10 45%

8 1 9% 5 38% 2 33% 6 100% 3 60% 1 20% 4 50% 15 68%

9 1 9% 2 15% 2 33% 5 83% 2 40% 3 60% 3 38% 9 41%

10 5 45% 4 31% 3 50% 5 83% 3 60% 1 20% 4 50% 12 55%

11 2 18% 1 8% 5 83% 5 83% 1 20% 1 20% 2 25% 8 36%

12 0 0% 3 23% 1 17% 1 17% 0 0% 0 0% 4 50% 1 5%

13 3 27% 1 8% 1 17% 3 50% 1 20% 0 0% 1 13% 6 27%

14 4 36% 7 54% 1 17% 2 33% 2 40% 0 0% 4 50% 3 14%

15 3 27% 5 38% 3 50% 4 67% 3 60% 2 40% 4 50% 11 50%

16 7 64% 5 38% 6 100% 5 83% 3 60% 4 80% 5 63% 19 86%

17 3 27% 5 38% 1 17% 2 33% 3 60% 1 20% 4 50% 4 18%

18 5 45% 3 23% 4 67% 3 50% 4 80% 4 80% 4 50% 14 64%

19 3 27% 4 31% 3 50% 1 17% 2 40% 1 20% 2 25% 6 27%

20 9 82% 6 46% 5 83% 4 67% 4 80% 4 80% 5 63% 19 86%

21 5 45% 8 62% 4 67% 6 100% 5 100% 4 80% 4 50% 18 82%

22 3 27% 3 23% 4 67% 5 83% 4 80% 4 80% 3 38% 18 82%

23 3 27% 2 15% 1 17% 0 0% 1 20% 1 20% 2 25% 3 14%

24 4 36% 6 46% 3 50% 3 50% 3 60% 2 40% 5 63% 6 27%

25 3 27% 4 31% 3 50% 1 17% 2 40% 1 20% 2 25% 6 27%

26 9 82% 6 46% 5 83% 4 67% 4 80% 4 80% 5 63% 19 86%

27 5 45% 8 62% 4 67% 6 100% 5 100% 4 80% 4 50% 18 82%

28 3 27% 3 23% 4 67% 5 83% 4 80% 4 80% 3 38% 18 82%

СРЕДНЕЕ 3,6 33% 4,3 33% 3,1 52% 3,4 57% 2,7 54% 2,3 47% 4,1 52% 10,4 47%

5 «В» класс

№ Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе

1 27% 3 23% 4 67% 5 83% 2 40% 4 80% 6 75% 18 82%

2 27% 2 15% 4 67% 1 17% 3 60% 1 20% 4 50% 5 23%

3 64% 5 38% 6 100% 2 33% 2 40% 0 0% 1 13% 5 23%

4 18% 3 23% 1 17% 3 50% 1 20% 3 60% 4 50% 7 32%

5 0% 2 15% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 2 25% 0 0%

6 27% 2 15% 2 33% 4 67% 1 20% 5 100% 3 38% 12 55%

7 27% 4 31% 5 83% 2 33% 2 40% 2 40% 1 13% 10 45%

8 9% 5 38% 2 33% 6 100% 3 60% 1 20% 4 50% 15 68%

9 9% 2 15% 2 33% 5 83% 2 40% 3 60% 3 38% 9 41%

10 45% 4 31% 3 50% 5 83% 3 60% 1 20% 4 50% 12 55%

11 18% 1 8% 5 83% 5 83% 1 20% 1 20% 2 25% 8 36%

12 0% 3 23% 1 17% 1 17% 0 0% 0 0% 4 50% 1 5%

13 27% 1 8% 1 17% 3 50% 1 20% 0 0% 1 13% 6 27%

14 36% 7 54% 1 17% 2 33% 2 40% 0 0% 4 50% 3 14%

15 27% 5 38% 3 50% 4 67% 3 60% 2 40% 4 50% 11 50%

16 64% 5 38% 6 100% 5 83% 3 60% 4 80% 5 63% 19 86%

17 27% 5 38% 1 17% 2 33% 3 60% 1 20% 4 50% 4 18%

18 45% 3 23% 4 67% 3 50% 4 80% 4 80% 4 50% 14 64%

19 27% 4 31% 3 50% 1 17% 2 40% 1 20% 2 25% 6 27%

20 82% 6 46% 5 83% 4 67% 4 80% 4 80% 5 63% 19 86%

21 45% 8 62% 4 67% 6 100% 5 100% 4 80% 4 50% 18 82%

22 27% 3 23% 4 67% 5 83% 4 80% 4 80% 3 38% 18 82%

23 27% 2 15% 1 17% 0 0% 1 20% 1 20% 2 25% 3 14%

24 36% 6 46% 3 50% 3 50% 3 60% 2 40% 5 63% 6 27%

СРЕДНЕЕ 3,4 31% 4,1 32% 3,0 49% 3,3 56% 2,5 50% 2,2 44% 4,3 53% 9,5 43%

Расшифровка шкал:

5 «а» — 18 обуч.

№ Шкала Кол-во Ф. И. обуч.

1 Переживание социального стресса 7 3 -55%, 1 – 64%, 1 – 73%, 2 — 82%

2 Фрустрация потребности в достижении успеха 10 3 – 54%, 6 – 62%, 1- 77%

3 Страх самовыражения 4 2 – 67%, 2 – 83%,

4 Страх ситуации проверки знаний 8 1 – 67%, 4 – 83%, 3 – 100%

5 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 15 5 – 60%, 5 – 80%, 5 – 100%

6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 4 2 – 60%, 2 – 80%

7 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 10 5 – 63%, 4 – 75%, 1 – 88%

8 Общая тревожность в школе 8 2 – 55%, 1 – 59%, 1 – 68%, 3 – 73%, 1– 82%

5 «б» — 28 обуч.

№ Шкала Кол-во Ф. И. обуч.

1 Переживание социального стресса 4 2 – 64%, 2 – 82%

2 Фрустрация потребности в достижении успеха 3 1 – 54%, 2 – 62%

3 Страх самовыражения 13 7 – 67%, 4 – 83%, 2 – 100%

4 Страх ситуации проверки знаний 14 4 — 67%, 7 – 83%, 3 -100%

5 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 14 7 – 60%, 5 – 80%, 2 -100%

6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 12 2 – 60%, 9 – 80%, 1 – 100%

7 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 5 4 – 63%, 1 – 75%

8 Общая тревожность в школе 12 2 -55%, 1 – 64%, 1 – 68%, 5– 82%, 3 – 86%

5 «в» — 24 обуч.

№ Шкала Кол-во Ф. И. обуч.

1 Переживание социального стресса 3 2 – 62%, 1 – 82%

2 Фрустрация потребности в достижении успеха 2 1 – 54%, 1 – 62%

3 Страх самовыражения 10 5 — 67%, 3 – 83%, 2 – 100%

4 Страх ситуации проверки знаний 11 3 – 67%, 6 – 83%, 2 – 100%

5 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 11 7 – 60%, 3 – 80%, 1 – 100%

6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9 2 – 60%, 6 -80%, 1 – 100%

7 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 4 3 – 63%, 1 – 75%

8 Общая тревожность в школе 7 1 – 64%, 1 – 68%, 3 – 82%, 2 – 86%

Методика изучения мотивации обучения школьников

при переходе из начальных классов в средние

М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина.

Цель: определение преобладающих для данного возраста мотивов

5 «А» :

I — высокий уровень мотивации учения – 4 уч-ся;

II — средний уровень мотивации учении — 7 уч-ся;

III — низкий уровень мотивации учения — 10 уч-ся.

5 «Б» :

I — высокий уровень мотивации учения – 5 уч-ся;

II — средний уровень мотивации учении — 6 уч-ся;

III — сниженный уровень мотивации учения — 16 уч-ся;

IV — низкий уровень мотивации учения — 6 уч-ся

5 «В» :

I — высокий уровень мотивации учения – 9 уч-ся;

II — средний уровень мотивации учении 5 уч-ся;

III — сниженный уровень мотивации учения — 7 уч-ся;

IV — низкий уровень мотивации учения — 2 уч-ся

Анкета

«Как определить состояние психологического климата

в классе» Федоренко Л. Г.

5 «А» : школьник высоко оценивает психологический климат в классе.

Ему нравятся люди, с которыми он учится – 11 (52%)

школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо – 8 (38%)

школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой – 2 (10%);

5 «Б» : школьник высоко оценивает психологический климат в классе.

Ему нравятся люди, с которыми он учится – 26 (79%)

школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо – 7 (21 %)

школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой – 0;

5 «В» : школьник высоко оценивает психологический климат в классе.

Ему нравятся люди, с которыми он учится – 23 (96%)

школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо – 0

школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой – 1 (4%)

Рекомендации учителю.

• Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идете на урок к детям

• Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Используйте физкультминутки, первое время снижайте объемы домашних заданий.

• Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз

• Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках

• Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы

• Корите ребенка за реально совершенный в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.

• Будьте с детьми вежливыми

• Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа

• Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

• Успокойте ребенка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат

• Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребенка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.

• Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника

• Классные – руководители – уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, нанесите их и поприветствуйте.

• Не забывайте «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Рекомендации родителям.

• Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников,

• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

• Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

• Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

• Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

• В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

• Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.

• Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.

• Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.

• Организовать совместную деятельность с ребенком.

Педагог-психолог Джиоева И. Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.