Организационные противопожарные мероприятия
В первую очередь заведующий ДОУ должен обеспечить на объекте условия для создания особого противопожарного режима и подготовить определённый пакет документов, а именно:
После того как данный пакет документов будет разработан, можно приступить и к техническим мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности.
Исключение образования горючей среды и возникновения источников зажигания
Для того чтобы произошёл пожар, необходимо, как минимум, три составляющих: горючая среда, источник зажигания и кислород в воздухе. Кроме того, они должны присутствовать все вместе единовременно. Кислород в воздухе мы ликвидировать, конечно, не можем, но развести горючую среду и источники зажигания друг от друга нам по силам. Исключив соприкосновение этих двух элементов, мы предотвратим загорание.
Начнём с горючей среды . При контроле за возможностью образования горючей среды необходимо обратить внимание, что запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
б) использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
в) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
г) устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
Далее постараемся, если не избавиться, то по крайней мере взять под контроль источники зажигания .
При контроле за образованием возможных источников зажигания необходимо обратить внимание, что запрещается:
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами;
г) пользоваться электрическими утюгами, электрическими плитками, электрическими чайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных их конструкцией;
д) использовать нестандартные (самодельные) электрические электронагревательные приборы и удлинители для питания электроприборов, а также использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
е) размещать (складировать) в электрощитовых, а также ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие, легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
ж) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ, а также при включении электроподогрева автотранспорта использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов;
з) прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку;
и) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя.
Однако не всегда причиной возникновения пожара является техническая составляющая. Статистика убедительно показывает, что очень часто пожар происходит из-за неосторожного обращения обслуживающего персонала ДОУ с огнем, поэтому надо быть готовым к организации безопасной эвакуации всех находящихся в здании людей.
Требования к путям эвакуации
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов Нажмите для перехода на ПожВики запрещается:
а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
в) устраивать в тамбурах выходов из зданий (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
д) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования.
Кроме этого, необходимо отметить, что на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Также на объекте должны быть размещены планы эвакуации, которые должны отрабатываться в процессе противопожарных тренировок не реже одного раза в полугодие.
В правилах указывается, что на объекте должны быть предусмотрены пути эвакуации, соответствующие установленным нормативам по освещенности, количеству, размерам и т.д.
Караул! У нас пожар!
Никто не застрахован от форс-мажора. Одно короткое замыкание — и все имущество компании может превратиться в прах. Какие действия должны предпринять руководство и бухгалтер организации, если вследствие пожара сгорели первичные документы, бухгалтерская и налоговая отчетность, хранимая на бумажных носителях, пострадали компьютеры, содержащие данную информацию в электронном виде, полностью либо частично были утрачены ТМЦ, МПЗ? Ответ на этот вопрос — в нашей статье.
Первые действия погорельца
Прежде всего компании следует запастись документами, подтверждающими факт произошедшего. Сразу же после происшествия организации нужно получить акт о пожаре. Его составляет командир отделения пожарного расчета, которое тушило пожар и первым прибыло на место происшествия.
В этом документе может быть указано, в частности: когда был обнаружен пожар и вызвана пожарная бригада, время ее прибытия на место пожара, сколько расчетов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались (приказ МЧС России от 31.03.
2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны).
Обратите внимание: на этом этапе причина пожара определяется исходя из показаний очевидцев (если они были на месте происшествия). Поэтому в акте она может быть указана, а может и отсутствовать. В последнем случае, как правило, пишется общая фраза: «Причина пожара устанавливается».
После пожара на место происшествия должен прибыть дознаватель Госпожарнадзора (ГПН). Он производит осмотр места пожара и составляет соответствующий протокол. Иногда на осмотре могут присутствовать специалисты Испытательной пожарной лаборатории (ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, так же как и ГПН. По просьбе дознавателя специалисты ИПЛ могут провести исследования и составить техническое заключение о причине пожара.
В случае если на месте происшествия нет погибших, дознаватель ГПН должен составить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
https://youtube.com/watch?v=Yir4R0IGJNk%3Ffeature%3Doembed
О том, какое значение имеют акт о пожаре, протокол осмотра места происшествия, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела для целей налогообложения, мы расскажем далее.
В случае пожара надо обязательно провести инвентаризацию. Основания:
Обратите внимание: проводить инвентаризацию следует на следующий день после пожара (постановление ФАС Московского округа от 06.07.2010 № Ф05-5947/2010).
Для ее проведения руководителю организации нужно оформить приказ. Он может быть составлен по форме № ИНВ‑22. Среди прочего в нем указывается причина проведения инвентаризации. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств отражаются в инвентаризационных описях (актах), на которых должны быть проставлены подписи материально ответственных лиц (п. 2.4, 2.5, 2.9—2.11 Методических указаний).
По результатам инвентаризации составляется акт. В акте инвентаризации следует зафиксировать стоимость уничтоженного имущества.
«Срок годности» документов
Хранение документов бухгалтерского учета организуется руководством организации (п. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторские заключения о ней подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).
Для документов учетной политики, стандартов экономического субъекта и других документов, связанных с организацией и ведением учета, срок хранения не менее пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором они в последний раз были использованы для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).
Некоторые документы, например, годовые бухгалтерские балансы и приложения к ним, нужно хранить постоянно, а кадровые документы — в течение 75 лет (подп. «б» п. 351, п. 657, 658 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).
Документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, организациям, в том числе и налоговым агентам, необходимо хранить четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).
При этом течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (письмо Минфина России от 30.03.2012 № 03-11-11/104).
Руководитель организации обязан знать, какие документы, связанные с ее хозяйственной деятельностью, имеются в наличии и где они фактически находятся. Поэтому бремя доказывания причин отсутствия документов (их передачи, утраты, уничтожения, несоставления и т. п.) лежит на генеральном директоре. К такому выводу приходят суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 20.12.2013 № Ф05-16089/2013).
В соответствии с п. 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.83 № 105, в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации должен назначить своим приказом комиссию по расследованию причин происшествия. Для участия в работе комиссии могут быть приглашены представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом. Он должен быть утвержден руководителем организации.
После завершения мероприятий по фиксированию факта утраты (гибели) документов проводится работа, направленная на восстановление документов. Для этого должно быть назначено ответственное лицо, которое может получить дубликаты (копии) документов от клиентов, контрагентов, обслуживающего банка, налоговой инспекции.