по итогам адаптации первоклассников
к новым условиям школьной жизни
С 15 сентября по 27 сентября 2019 года проводилось изучение адаптации
учащихся 1 – х классов.
выявить
степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий учебно-воспитательного
процесса
посещение уроков, обследование учащихся, собеседование
с учителем и учащимися.
Начало
обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни
детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые
условия жизни и деятельности маленького человека — это новые контакты, новые
отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые
социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь
ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень
напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред
учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует
максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не
день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по — настоящему.
Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе
1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше — 3-4
месяца.
—
Развитие двигательной активности;
— психологический климат в семье;
— формирование интереса к школе;
—
недопустимость физического воздействия;
—
учёт темперамента ребёнка;
— организация контроля за учёбой;
— поощрение за успехи и достижения;
— моральное стимулирование;
— развитие самоконтроля и объективной
самооценки.
С целью выяснения степени успешности адаптационного
периода среди учащихся 1 – х классов была проведена следующая диагностическая
работа:
Проективная методика «Рисунок школы» (определение отношения ребенка к школе и уровня
школьной тревожности).
Методика Диаграмма «Хорошее-плохое» (определения
Методика «Кружки» (
по итогам внутришкольно контроля
Тема: Проверка уровня организации адаптации первоклассников
Цель проверки: оценка уровня готовности к обучению обучающихся 1 класса, уровня
организации адаптационного периода
В соответствии с планом внутришкольного контроля была проведена проверка
организации адаптационного периода в 1 классе.
В ходе проверки проводилось:
—
—беседы с учителем;
—
— .
Первоклассники начали обучение в школе по стандартам нового поколения. Обучение
осуществляется по программе «Гармония». Данная программа обеспечивает достижение
необходимых личностных, метапредметных результатов освоения курса, заложенных в
ФГОСКалендарно – тематическое планирование составлено с учётом требований этой
В начальный период были созданы благоприятные условия для адаптации
первоклассников к школе. Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2.2821
Гигиенические требования к условиям обучения в 1 классе продолжительность урока по
35 минут каждый. На уроках в обязательном порядке проводятся физкультминутки. В
течение 1 четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классноурочной
системе и 1 урок нетрадиционный: уроксказка, урокэкскурсия, урокпутешествие, урок
игра и т. д. На данный момент в 1 классе обучается 8 учащихся (7 девочек и 1 мальчик). 7
детей посещали детский сад, поэтому они легко общаются друг с другом. К сожалению
выявлено, что речь у многих ребят недостаточно развита. Трое из них имеют трудности в
произношении звуков. В течение четверти были проведены четыре родительских
собрания, где обсуждались вопросы по возрастным и психологическим особенностям
обучающихся 1х классов в период адаптации.
Посещенные уроки показали, что учителя знают новые требования и планируют
четвёртые уроки в первой четверти в нетрадиционной форме для лучшей адаптации детей
к школьному обучению, что находит своё отражение как в тематическом планировании,
так и в записях тем классного журнала.
В течение октября посещались уроки в 1 классе. Все уроки проводились в соответствии с
календарнотематическим планированием, учебным планом. Посещались и внеклассные
продумывается система вопросов, смена видов деятельности детей на уроке. Это
позволяет детям быть работоспособными в течение всего урока. На посещённых уроках
зафиксирована продолжительность 35 минут. Физкультминутки проводятся двукратно:
через 1015 и 2025 минут от начала урока. Первая включа в себя подвижные игры,
использует на своих уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые
игры, предлага задания на развитие фонематического слуха, речи, внимания и памяти.
На переменах дети находятся на школьной площадке за пределами кабинета. Для
первоклассников организованы подвижные игры, небольшие экскурсии.
На начало обучения 63% обучающихся имеют средний уровень школьной
готовности, 37% обучающихся с низким уровнем школьной готовности.
Результаты выполнения входного КИМа
1. Продолжить работу по мониторингу развития первоклассников.
3. Использовать игровые методики и упражнения, способствующие развитию УУД.
Зам. директора по УВР: __________________
С рекомендациями ознакомлены:
по результатам диагностики
адаптации первоклассников к школе.
изучение уровня готовности к школе, уровня внимания, степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
Анкета для родителей
Готовность к школе (Керн-Иерасек)
«Запомни и расставь»
Домики (эмоциональное состояние)
Время проведения диагностик: конец сентября — начало октября.
Количество испытуемых: 41 первоклассник, 41 родитель.
Анкета для родителей позволяет узнать мнение родителей по изучаемой проблеме. В результате выявлено, что 98% (40 человек) родителей считают, что их ребенок адаптировался к обучению в школе и лишь 2 % (1 человек) решили, что у ребенка возможна дезадаптация.
Методика Керна — Йерасека даёт предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению. По результатам оценки готовности к школе по этой методике 27% имеют высокий уровень (11 человек) 66% (27 человек) – средний уровень, 5% (2 человека) — низкий уровень
предназначена для выявления способности копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. На основании данных проведенной диагностики выявлен средний уровень произвольного внимания и умения копировать образец 54% (22 человека), что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой, высокий уровень определен у 19,5% (8 человек), низкий уровень выявлен у такого же количества детей (19,5% (8 человек).
С помощью методики «Запомни и расставь» оценивается объем внимания ребенка.
Высокий уровень – 56 % (23 человека)
Средний уровень – 34% (14 человек)
Низкий уровень – 2 (%) 1 человек
помогает исследовать эмоциональное отношение к школе и вычислить способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Хроническое переутомление (истощение, низкая работоспособность) – 0 % (0 человек);
Компенсируемое состояние усталости (самовосстановление происходит за счет снижения активности) – 24% (10 человек);
Оптимальная работоспособность (нагрузки соответствуют возможностям) – 63% (26 человек);
Перевозбуждение (работа на пределе своих возможностей – 7 % (3 человека).
Преобладание отрицательных эмоций (доминируют плохое настроение. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно) – 22% (9 человек);
Эмоциональное состояние в норме (поводов для беспокойства нет) – 46% (19 человек);
Преобладание положительных эмоций (ребенок настроен оптимистично) –27% (11 человек)
Методика «Мой класс» позволяет оценить мотивацию и эмоциональное отношение к школе.
Учебная мотивация сформирована у 25 %, имеют эмоционально-благополучное состояние, на фоне которого развивается учебная мотивация – 34 % (14 человек), из них показали, что Учитель – значимое лицо – 10 % (4 человека). Игровая позиция у 12 % (5 человек) и
эмоционально неблагополучное состояние – 17 % (7 человек)
На основании проведенных исследований, можно сделать вывод, что адаптированы к обучению в первом классе 56 % (23 человек), возможна дезадаптация у 27% (11 человек), дезадаптация – 12 % (5 человек)
Обсуждение с учителями Кудрявцевой Л.Ю., Тощевой М.Е. индивидуальных особенностей школьников.
Продолжить работу классных руководителей по организации классного коллектива, для успешной адаптации всей группы детей.
Психологу школы ознакомить родителей с результатами диагностики.
Психологу проводить коррекционно-развивающие занятия для преодоления трудностей адаптационного периода.
Психологу школы провести повторную диагностику адаптации учащихся 1 класса к школе в конце 3 четверти.
Психолог Горбачёва Е.Ю.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №14 города КаменскШахтинский
Аналитическая справка по результатам
I
учащихся 1 «А» класса
Аналитическая справка по результатам первого этапа адаптации
учащихся 1 «А» класса МБОУ СОШ № 14
Адаптация естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении
(привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым
социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную
ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность
овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его
отношение к школе и учению.
Цель адаптационного периода: условия, обеспечивающие благоприятное течение
адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в
Задачи адаптационного периода:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
В классе обучается 30 человек мальчиков14 человек (13 чел.2007года рождения ,
1чел. 2006г. рождения,16 девочек (142007 года рождения,1
— 6-8
— дет. сад посещали все;
По плану внутришкольного контроля проводилась работа по реализации успешной адаптации
учащихся первого класса к школьному обучению, которая состоит из нескольких этапов.
В летний период ученики прошли диагностическое обследование с целью установления
уровня готовности к школе
Обследования показали, что в
высоким уровнем готовности учащихся нет
выше среднего –чел.
средний чел.
ниже среднего чел.
низкий – учащихся нет
По степени психологической зрелости:
Школьно зрелыечеловек
Средняя степень зрелости –человек
Низкая степень зрелости – 2 человека
Уровень школьной зрелости (рисование, срисовывание)
Школьно зрелыечеловек
Средняя степень зрелости –человек
Низкая степень зрелости – нет
Развитие интеллектуальной сферы:
Высокий уровеньчел
Средний –чел
Низкий – 1 чел
Среди мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место
принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В период адаптации к
школьной жизни с учетом диагностических исследований проводились занятия по введению в
школьную жизнь, целью которых были:
Аналитическая справка по результатам первого этапа адаптации
учащихся 1 «А» класса МБОУ СОШ № 14
• обеспечение психологической адаптации детей (создание условий для эмоционального
комфорта, доброжелательной атмосферы, создание благоприятных условий для знакомства детей
друг с другом);
• помощь в осознании и принятии школьной жизни (знакомство с основными школьными
• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
• обучение элементарным приемам обратной связи;
• знакомство с системой школьного оценивания;
• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• организация классного коллектива.
• ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные
• освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе.
Большое значение уделялось организационной части урока. Умению организовывать рабочее
место (достать нужный учебник, пенал, разложить счетный материал, расположить на парте
правильно и удобно тетрадь и т.п.). Это работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция
подробного объяснения, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности
действий). На данный момент 3 человека еще ннаучились самостоятельно контролировать процесс
По наблюдениям 1 человека еще не приняли урок, как учебную деятельность, требующую
обратной связи между учеником и учителем.
Чтобы стимулировать учебно—познавательную деятельность первоклассников
контроль и оценка результатов обучения осуществляется при помощи «Волшебных линеечек»
Проведен ряд классных часов на тему: «Учимся накрывать в столовой», «Права и
обязанности школьникаКто я? Какой я?Что такое поручение
В дальнейшем планирую работу над созданием предпосылок для групповой
сплоченности класса (КТД), организация взаимодействия между детьми как предпосылки
формирования навыков учебного сотрудничества.
«Английский язык
для общения»
Диагностика
личностной стартовой готовности первоклассников к обучению в начальной школе
включала 2 методики:
Методика исследования самооценки «Лесенка» (автор В. Г. Щур)
Выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает
себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти
представления между собой.
Рисуночный тест мотивации «Что мне нравится в школе» (автор Н. Г.
Лусканова)
Методика позволяет определить уровень учебной мотивации учащихся и включает в себя анализ детских рисунков на школьную тему.
В период с 10 по 30 сентября 2020 года в
первых классах проводилась стартовая диагностика личностной готовности к
обучению в школе. По результатам диагностики выявлено следующее.
По
методике исследования самооценки «Лесенка»
1 «Б» класс
По рисуночному тесту мотивации «Что мне нравится в школе»
Скачано с www.znanio.ru
Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Главными задачами начального периода обучения являются:
— создание для адаптации ребёнка к школе благоприятных условий, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание;
— сохранность здоровья первоклассника, повышение мотивации обучения.
Поэтому моя деятельность направлена на создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению:
— организация режима школьной жизни первоклассника;
-организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
— организация внеурочной деятельности первоклассников;
— изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
В классе 7 обучающихся: 3 девочки и 4 мальчика. Из приступивших к обучению первоклассников 4 ученика посещали ДОУ, 3 ученика имеют домашнее воспитание, поэтому разный уровень интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития первоклассников.
Для лучшей адаптации детей в 1-м классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в первом классе в I четверти продолжительность урока составляет 35 минут. Четвёртые уроки проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки и экскурсии, игры, уроки-путешествия, уроки-сказки. Для снятия статического напряжения обучающихся на уроках двукратно провожу физкультминутки (музыкальные): через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Домашние задания в первом классе не задаются.
При обучении в адаптационный период фиксирую внимание на положительных проявлениях обучающихся, предоставляю возможность работать в присущем для них темпе, постепенно увеличивая объём работы на уроке, уделяю внимание на развитие самостоятельности и активности на уроке, поощряю любые проявления инициативы, активности и успешности учащихся, используются творческие учебные задания.
В этот период формирую и эмоционально-положительное отношение к совместной учебной деятельности, желание участвовать в ней, умение участвовать в деловых отношениях на уроке, умение адекватно реагировать на обращения учителя, одноклассников.
Но в классе есть дети, которые нуждаются в психологической помощи. У них наблюдается несформированность школьно-значимых функций: быстрое утомление, трудности в организации своей деятельности без внешнего контроля; наблюдается рассеянность внимания, не умение слушать и слышать учителя и одноклассников (Ф.И. учеников). Два ученика имеют дефекты речи и нуждаются в логопедической помощи (Ф.И. учеников). Плохо развита мелкая моторика пальцев (Ф.И. учеников)
Очень важно для обучения в период адаптации научить детей организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, цифр, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).
Структура уроков дробная: каждые 10 минут предусматриваю переключение видов деятельности, учитываю преобладание у детей данного возраста наглядно-образного и действенно-образного мышления. На уроках создаю игровые ситуации, что способствует активации детей, более успешному обучению, формированию логического мышления. В образовательном процессе использую информационно-коммуникационные технологии.
В течение урока согласно требований ФГОС веду работу по формированию у обучающихся УУД: регулятивных (умений планировать деятельность, работать по образцу, по алгоритму, адекватная самооценка): коммуникативных (умение слышать и слушать собеседника, развитие монологической и диалоговой речи, умений взаимодействия, учебного сотрудничества); познавательных (формирование умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства); наблюдается формирование знаково-символических действий (моделирование).
В 1 классе безотметочное оценивание. Оценочная деятельность направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. Каждый ученик имеет листы индивидуальных достижений, портфолио.
Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные учебным планом.
Для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности первоклассников была проведена анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова). Анализируя сумму баллов, можно сделать вывод об уровне мотивации:
— 3 ученика — высокий уровень учебной мотивации, учебной активности. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если что-то у них не получается.
— 2 ученика — хорошая школьная мотивация. Такие обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
— 2 ученика — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
В школе созданы условия, благоприятно влияющие на учебно-воспитательный процесс в первом классе, следовательно, адаптационный период проходит нормально.
Для преодоления трудностей адаптации к школьной жизни, к обучению продолжить работу:
— по повышению уровня психологической готовности к обучению, прежде всего уровня учебной мотивации, уровня коммуникативных навыков, созданию ситуаций успеха;
— по развитию способностей ребёнка к взаимодействию с другими детьми, учителем;
— по развитию устной речи, фонематического слуха;
— по укреплению здоровья школьников;
-продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности обучающихся.
по итогам адаптации учащихся 1 класса к школе
создание условий
для адаптации учащихся 1 класса.
посещение
уроков, наблюдение, анкетирование, собеседование.
Контроль за состоянием преподавания проводился зам. директора по УР
ШаманаевойЕ.А.. В октябре осуществлялась проверка по организации обучения
первоклассников в адаптационный период. В своей работе учитель первого класса
Затеева З.Л. использует рекомендации, документы, разъясняющие подходы к
обучению и воспитанию в условиях реализации ФГОС. У учителя имеются рабочие
программы, составленные на основе федерального государственного
образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ.
Работает по программе «ШколаРоссии». Поурочное планирование соответствует
тематическому планированию. Записи уроков в классном журнале соответствуют
тематическому планированию.
В первый класс
пришли двенадцать учеников.
В период адаптации в 1 классе продолжительность урока составляет
35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки
проводятся регулярно.
Класс неоднороден, у детей разный уровень развития, воспитанности,
дисциплинированности, и подготовка у
детей разная.
Результаты диагностики по готовности детей к школе показали, что 1
ребенок имеет высокий уровень подготовки,
5 ребят имеют средний уровень подготовки. У этих детей
всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без
видимого напряжения выполняют все требования учителя. Они активно работают на
уроках, умеют отвечать на вопросы учителя, понимают содержание заданий. Стараются на уроках работать все, однако не все умеют
слушать учителя, с первого раза давать правильный ответ на поставленный вопрос.
Вычислительные навыки (в пределах 10) сформированы у Абаковой Алисы, Паршина
Кости, Кизиловой Дианы, Беришвили Отария, Туртуева Тимирея. В тетрадях работают
аккуратно Бачурина Динара, Абакова Алиса, Кудаш Андрей., но пишут небрежно, не
видят строку Бияшев Арчын, Белоусов Вася, Туртуев Тимирей, Ипатов Матвей,
Чепарова Ангелина. Читает бегло 2 ученика: Кизилова Диана, Паршин
Костя. Остальные ребята читают по слогам. меют
слабый уровень подготовки 6 учеников. Они не могут принять ситуацию обучения,
общения с учителем, детьми. Эти дети часто испытывают трудности в усвоении
учебной программы. Может быть, к концу первого полугодия реакции этих детей
станут адекватными школьным требованиям. Им трудно выполнять работу в нужном
темпе. Они путают названия книг, не всегда правильно открывают нужную страницу
в тетради, часто отвлекаются. С ними ведется учителем индивидуальная работа.
Посещённые уроки показали, что учитель Затеева З.Л. помогает учащимся
преодолеть возникающие адаптационные затруднения. Зинаида Леонидовна создаёт
необходимые условия для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в
школьную жизнь. На каждом из посещённых уроков учитель уделяла большое внимание
здоровью детей, проводила физкультминутки, следила за осанкой учащихся. При
посещении уроков в 1-ом классе наблюдается то, что большое внимание уделяется
использованию в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют
умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
делать выводы. На уроках часто можно было наблюдать игровые формы
сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста
с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых форм
помогает учителю на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к
изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Очень эффективно
использование на уроках различных элементов соревнования,
создание ситуации успеха.На уроках в соответствии с
ФГОС ведется формирование универсальных учебных действий.На уроках формируются: личностные УУД: и высказывать
под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы).Регулятивные УУД:определять и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя;проговаривать последовательность
действий на уроке;учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД:делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении,
в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.КоммуникативныеУУД:слушать
и понимать речь другихсовместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им.равнивать
количественные отношения предметов, предметы по признакам: по цвету, форнию, назначению и т. д. вести
счет; составлять разные (заданные)
фигуры из данных; называть признаки, по
которым изменяются фигуры и доказывать, чем похожи предметы, чем отличаютя, что
изменилось, какой предмет «лишний», по какому правилу изменяются предметыспользовать
термины слева, справа, выше, ниже
Первоклассники под руководством учителя постоянно играют в коллективные игры.
Отношения между детьми не всегда спокойные и доброжелательные. Для учащихся 1 класса введена внеурочная деятельность из
расчёта 2 часа в неделю. Посещаемость внеурочной деятельности учащимися 100%.
Затеева З.Л. систематически проводит
индивидуальные беседы с родителями, обсуждают вопросы по поводу возникающих
трудностей. Период адаптации ребёнка к школе может длиться от двух-трёх
недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей
ребёнка, характера его взаимоотношений, степени подготовленности ребёнка к
школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем
больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее
ребёнок адаптируется к новым условиям. К концу второй четверти почти все
учащиеся первого класса должны будут завершить период адаптации и стать
учениками. За период обучения дети привыкли к
школьному режиму. Умеют доставать из портфеля нужные для урока принадлежности,
стараются давать полный ответ на поставленный вопрос, начинать свой ответ
словами «я думаю», «по- моему мнению», «я
считаю», если хотят что — то спросить — поднимают руку, а не кричат с
места.
1. Классному руководителю Затеевой
З.Л. провести родительское собрание по вопросу адаптация учащихся первого
класса и с целью оказания помощи детям в преодолении первых трудностей,
научиться читать и считать.
2. Регулярно проводить
индивидуальные занятия со слабыми учениками, оказывать помощь детям, имеющим
трудности в обучении.
3.Уделить особое внимание
детям, не умеющим читать, проводить с ними дополнительные индивидуальные
занятия.
4. Учить детей рассказывать о
себе, о своих возможностях, объективно их оценивать. Адекватно реагировать на
критику своей работы, высказывать своё мнение о достигнутом результате
деятельности.
Заместитель
директора по УР ___________ Шаманаева Е.А.
Дата составления справки:
Ознакомлены с
результатами проверки:
Скачано с www.znanio.ru
по результатам диагностики адаптационного периода
учащихся 1 «А» класса
Согласно плану работы на 2021-2022 учебный год, в ноябре 2021 года проведена комплексная диагностика адаптационного периода первоклассников.
В обследовании приняли участие
Цель обследования и оцениваемые универсальные учебные действия представлены в таблице:
Были использованы следующие методики:
1. Модифицированный тест школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (А.О. Орехова).
1. Школьная мотивация.
По результатам изучения получены следующие данные:
учащихся с высоким уровнем школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнить все предъявленные школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отзывы или замечания педагога.
учащихся отмечают хороший уровень школьной мотивации. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
учащихся показывают положительное отношение к школе, но школа в большой степени притягивает внеучебными сторонами. Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако их чаще привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
учащихся с низким уровнем школьной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе
Ребята переживают, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания. Следовать тем или иным нормам и правилам.
1. В 1 «А» классе большинству ребят нравится их учитель – Не знают ответа на вопрос – хотели бы, чтобы у них был другой учитель.
2. На вопрос: «Есть ли у тебя друзья в классе?», ответили «много друзей» — человек, «мало» — учащихся–ответили, что у них нет друзей в классе.
учащимся нравятся их одноклассники, – не очень нравятся – не нравятся их одноклассники.
Результаты исследования школьной мотивации в 1 «А» классе
2. Эмоциональное состояние (эмоциональный компонент).
Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.
учащихся преобладают положительные эмоции. Ребята веселы, счастливы, настроены оптимистично.
— эмоциональное состояние в норме. Учащиеся могут радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
учащихся преобладают отрицательных эмоций. У детей доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
3. Работоспособность (физиологический компонент).
Показатель работоспособности интерпретируется следующим образом.
— Оптимальная работоспособность (1-1,9). Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
— Компенсируемое состояние усталости (0,51-0,91). Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
— Перевозбуждение (больше 2). Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
— Хроническое переутомление (меньше 0,5), истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
Оптимальная работоспособность наблюдается у
Компенсируемое состояние усталости выявлено у
Перевозбуждение наблюдается у
Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность выявлены у » класса.
4. Общий уровень адаптации.
Сопоставив показатели физиологического, деятельного (диагностика готовности к регулярному обучению) и эмоционального компонентов, позволило выявить следующие уровни адаптации первоклассников:
Достаточный уровень адаптации у 80% учащихся.
Адаптация у таких детей к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребятам в школе нравиться, они учатся, с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.
-Частичный уровень у 20% учащихся.
Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание.
Причинами частичной адаптацией часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменением характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье.
Общий уровень адаптации в 1 «А» классе
1. Моделировать ситуации успеха, поощрять учащихся за успехи и достижения в усвоении учебных программ вербальными и невербальными средствами – похвала, одобрительный взгляд и так далее. Для поддержания адекватной самооценки необходимо вводить элемент соревновательности при выполнении заданий.
2. Возможно, включать ситуации успеха, актуализировать самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенностей своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
1. Помогать детям в овладении вербальными и невербальными средствами общения, воспитывать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации осуществления совместной деятельности.
2. Рекомендовано следить за соблюдением режима дня. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.
Педагог-психолог М.И. Будынина
Проективная методика «Рисунок школы»
: определение отношения ребенка к школе и уровня
школьной тревожности.
Ребенку
дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй
школу».
: Эмоциональное отношение
к школе и учению оценивается по 3 показателям:
линия и характер
рисунка
При
анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка,
затем баллы складываются.
2 балла – в
рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый,
светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл – в равной
степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов –
рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2. Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты
прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии
различной толщины, нет «разрывов» контура.
1 балл – в
рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно,
схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая
линия.
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает
центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов
декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы,
деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в
школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна,
лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
1 балл – обе
характеристики присутствуют.
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей
и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время
года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или
вечер.
6-5 баллов – у
ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он
готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у
ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для
него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о
школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и
одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные
высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0
баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к
неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении
с учителем и одноклассниками.
(выявление
эмоциональных проблем ребенка)
Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными
окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.
«Посмотри
на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок
обозначает твой дом (семью), всё, что в происходит в нём, хорошее и плохое.
Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при
этом. Третий – это вся школа, в которой есть другие классы и другие дети,
события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в
котором живёшь и учишься ты и многие другие люди.
Везде – и дома, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее,
чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты
думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего
не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным,
коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов.
Продемонстрированные образцы стирают.
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по
сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Класс», «Школа»).
Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем
не фиксирует плохого.
Интегративным показателем личностной
адаптации является самооценка. В целях её определения может применяться
методика «Кружки» (адаптированный для
младших школьников вариант)
Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными
кругами и дают следующую инструкцию.
“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из
твоего класса встали внутрь этих кругов.
В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что
спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда
правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.
Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они
отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они
почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно
ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.
В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают
только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо
ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.
В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они
не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок.
Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.
Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”
Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная
самооценка) и в первый (завышенная).
Анализ и выводы: В ходе наблюдения было выявлено: что в 1 «а» классе
обучается 36 учащихся, в 1 «б» классе – 33 учащихся, в 1 «в» классе – 36
человек, в
1«г»
классе 37 учащихся, в 1 «д» классе 33 человека, в 1 «ж» классе- 31, в 1 «е»
классе-33 учащихся.
—
учебные занятия проводятся в первую смену;
—
пятидневная учебная неделя;
—
продолжительность уроков 35 минут;
—
в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям
общеобразовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод
постепенного наращивания учебной нагрузки:
1
четверть — 3 урока, со 2 четверти – 4 урока;
—
дети получают горячее питание;
На
уроках проводятся физминутки гимнастика для глаз, обращается внимание на
осанку.
В результате посещения уроков математики, азбуки и
окружающего мира было выявлено, что учителя первых классов, стремятся обучать детей
на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности,
развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но
некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена
работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к
ним требования.
В обследовании приняло участие 221 учащийся.
наблюдения и диагностической работы выявлено:
Процесс адаптации проходит
удовлетворительно. Преобладает мотивация: положительное отношение к школе с
направленностью на внешние атрибуты; учебно-познавательная мотивация.
76% учащихся имеют завышенную
самооценку. Завышенная самооценка
проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование,
демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих
ошибок, отрицание неуспеха. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я
поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший»,
«Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с
ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит,
улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией
(способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания
и действия с мнениями и оценками окружающих).
адекватную самооценку. У данных детей сформировано положительное отношение к
себе, они умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я
помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю
читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный
вариант развития самооценки.
ставящие себя в
последний кружок, имеют несколько заниженную самооценку. Симптомы заниженной
самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях,
отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной
беспомощности». Как правило, это связано с определенной психологической
проблемой ученика. В беседе ребенок может сказать: «Я и ни хороший и ни плохой,
потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика
своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни
хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня
ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение
школьников к школе; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.
При проведении методики
«Кружки» был сделан вывод, что у младших школьников преобладает завышенная
самооценка 76%. Она
чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.
Здесь необходимо спокойное и
доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая
личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и
поддержка, оказание помощи в том, что составляет трудности для ученика.
Были выявлены и дезадаптированые учащиеся, их трое. Дети с подобными проблемами требуют комплексного
подхода, в виде медико-психолого-педагогического подхода, именно эти
первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны
психолога, так и учителя.привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во
внеурочной деятельности.
Есть
также учащиеся с неполной адаптации. Часто причинами могут быть повышенная
тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера
детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая
самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений
учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения
школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и
психологического здоровья маленького школьника.
В
зависимости от конкретной ситуации проводятся консультирование родителей и
учителей, даются рекомендации по преодолению выявленного психологического
неблагополучия у учащихся. Разработаны рекомендации
для педагогов и родителей. Проводились родительские собрания (на тему: «Адаптация
первоклассников»).
Планируется проведение семинара
для учителей, работающих в первых классах.
Рекомендации учителям первых классов:
Повышение учебной мотивации: обратить внимание на учащихся, имеющих низкий показатель уровня
школьной готовности, принять меры по коррекции адаптации и продуктивности
учебной деятельности.
Применение
системы поощрений школьников, повышение самооценки у учащихся с низкой
самооценкой (Задание «Я — звезда»).
Необходимо
обращать внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении
трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока
ребенок не поймет. Для этого необходимо знать, какие анализаторы ребенка
задействованы в принятии и понимании задания.
Учителю и родителям необходимы совместные
мероприятия, в ходе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов
каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в
обучении.
Для стабилизации эмоционального фона в классе
необходимо поддерживать ситуацию успешности, дать детям возможность
выговориться, поделиться тревогой, страхами, сомнениями.
Продолжить работу
по повышению уровня организованности и дисциплинированности учащихся.
Педагог-психолог: Алиева Н.С.