О чем речь? Анализ работы педагога за год необходим для развития учителя и роста качества его преподавания. Фиксация достижений помогает отслеживать динамику, вносить необходимые коррективы и в конечном итоге повышать профессионализм.
Как составить? Оформление такого анализа имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать. Также в составлении этого документа педагогу помогут некоторые вопросы, которые стоит задать самому себе.
Педагогическое кредо – воспитание и развитие личности, способной строить жизнь, достойную Человека.
Многие учителя сталкиваются с большой проблемой при составление аналитической справки для подтверждения категории. Думаю этот материал поможет многим учителям.
Елфимов Сергей Александрович
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
Порядок вывода комментариев:
Справки учителю для аттестации1. Справка, подтверждающая, что учитель использует ИКТ и дистанционные технологии в процессе обучения предмету 2. Справка об использовании современных образовательных технологий3. Справка о создании персонального сайта4. Справка об использовании элементов дистанционного обучения участников образовательного процесса5. Справка о проведении видеоконференции между образовательными учреждениями6. Справка об участии педагога в инновационной, исследовательской, проектной деятельности, в деятельности профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинарах7. Свидетельство о публикации в СМИ8. Рекомендации по содержанию материалов о педагогическом опыте9. Справка, содержащая информацию о выступлении на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах, проведение мастер-классов10. Справка, подтверждающая общественную активность педагога: участие в экспертных комиссиях, жюри11. Справка об использовании методической системы учителя другими педагогами и уровень ее распространения12. Справка о результатах достижений учащихся в конкурсах различного уровня13. Справка о динамике количества обучающихся (воспитанников), занимающихся учебно-исследовательской, проектной и другими видами творческой деятельности под руководством педагога14. Рецензия о качестве творческих работ учеников15. Справка, подтверждающая создание педагогом условий для приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта16. Справка, содержащая информацию о проведение массовых мероприятий в рамках внеурочной деятельности по учебным предметам17. Примерное содержание программы собственного непрерывного профессионального развития и основания для разработки программы18. Справка о наличии и эффективности реализации модифицированной программы19. Справка об эффективности реализации авторских программКонкурсы для педагогов, учителей, воспитателей:
Екатерина Скаженик
Форма (шаблон) аналитической справки по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса
Ежегодно, 2 раза в год (минимум, воспитатели ДОУ проводят диагностику педагогического процесса в своих возрастных группах. В нашем ДОУ диагностика, как правило, запланирована на начало учебного года (первые 2 недели сентября) и на конец учебного года (первые две недели мая).
Проведение диагностики в установленные сроки позволяет нам в дальнейшем провести анализ результатов как в разрезе возрастных групп, так и в разрезе ДОУ в целом, и при необходимости внести корректировки в образовательный процесс (в случае, если есть определенные пробелы, выявленные в рамках диагностики в начале учебного года) либо скорректировать план работы на летне-оздоровительный период, а также выявить затруднения в образовательном процессе в текущем году, чтобы не допустить их в будущем (по результатам диагностики на конец года).
Для получения единой целостной картины, проведения качественного анализа результатов образовательного процесса воспитателям нами была предложена единая форма аналитической итоговой справки, в которой должны быть отражены как значения показателей, так и их динамика за учебный год. Кроме того, в справке воспитатель кратко и лаконично прописывает результаты и выводы, а также рекомендации по результатам диагностики.
Использование единой унифицированной формы справки позволяет нам, старшим воспитателям, в дальнейшем провести качественный анализ показателей процесса и установить динамику.
Форма аналитической справки (надеюсь, что кому-то данная форма будет полезна и удобна в использовании) 🙂
На фото таблица для оформления результатов и выявления показателей динамики в образовательном процессе.
Результаты диагностики, выводы и рекомендации, воспитатели отражают в этой справке в соответствующих полях в разрезе областей.
Обращаю Ваше внимание, что при оформлении результатов диагностики подготовительных к школе групп допускаем оформление результатов диагностики без разделения по ОО
в ___ группе № ___ за 201_-201_ г.
Период проведения На начало года: с «___» ___ 201_ г. по «__» ___ 201_ г.
На конец года: с «___» ___ 201_ г. по «__» ___ 201_ г.
Возрастная категория: ___
Списочный состав: ___ чел. (100%)
___ чел. / ___ % от общего числа воспитанников – на начало уч. г.
___ чел. / ___ % от общего числа воспитанников – на конец уч. года
Результаты мониторинга образовательного процесса отражены в Таблице.
Название ОО СПР (в баллах) Показатели развития
н. г. к. г. Сф. (3,8) На ст. ф. (2,3-3,7) Не сф. (2,2)
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г к. г.
Социально-коммуникативное развитие ___ %
___ чел. ___ %
Итого по ОО
(Рост (+)/Снижение (-) + ___ / — ___
+ ___ / — ___ + ___ / — ___ + ___ / — ___
Познавательное развитие ___ %
Итого по ОО + ___ / — ___ + ___ / — ___ + ___ / — ___ + ___ / — ___
Физическое развитие ___ %
Художественно-эстетическое развитие ___ %
Выводы и рекомендации (в разрезе образовательных областей):
1. Социально-коммуникативная развитие
Выводы (анализ достигнутых результатов)
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Физическое развитие
5. Художественно – эстетическое развитие
«__» ___ 20__ г. ___ (подпись)
Ольга Белоцерковская
Памяткa по написанию и оформлению аналитического отчета педагога
При проведении тематических консультаций для педагогов ДОУ по вопросам аттестации, возникла необходимость в подготовке для педагогов памятки по написанию и оформлению аналитического отчета.
Аттестация — это прежде всего акт общественного признания, в котором педагог наиболее полно может представить педагогическому сообществу результаты своего труда, а профессиональное сообщество смогло бы увидеть и оценить успехи, результаты профессиональной деятельности педагога, прошедшие за межаттестационный период.
В аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категория, среди форм предъявления результатов практической деятельности за межаттестационный период (на рабочем месте) утверждён аналитический отчёт.
В аналитическом отчёте педагог должен проанализировать полученные результаты и оценить эффективность педагогической деятельности, т. е. оценить результат в соответствии с поставленными на межаттестационный период целями и задачами деятельности.
Аналитический отчёт как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период
Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период.
Традиционной можно назвать структуру аналитического отчёта, предложенную «Институтом развития образования» Свердловской области, представленную следующими разделами:
Во введении даётся краткий анализ образовательной ситуации, указываются противоречия, проблемы, которые педагог определил как приоритетные и решением которых он занимался в прошедший межаттестационный период. Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать, разрабатывать и т. д. на федеральном, региональном уровне, уровне образовательного учреждения, уровне педагога.
Определяется тема, объект исследования и предмет исследования, цель, задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать педагог и какие результаты ожидает получить.
Цель – всегда направлена на развитие ребенка, это ожидаемый результат, который должен быть оценен и измерен.
Цель конкретизируется и развивается в задачах.
Задачи (в них речь идет о действиях по достижению цели, прямо по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть и освоение новых технологий и создание системы работы, и системы мониторинга и много другое для достижения цели).
Аналитическая часть посвящена результатам деятельности педагога. Результатом его труда является саморазвитие, развитие педагогической теории и практики, и самый значимый — результат образования воспитанника.
Идёт представление результата, указываются критерии и показатели по которым он оценивался.
Следует выделять процессуальные и результативные показатели деятельности.
-осуществление педагогической деятельности;
-реализация своего профессионального потенциала в процессе деятельности;
-какие виды деятельности и общения учащихся организует;
-средства воздействия, которые способствуют (или препятствуют) достижению цели.
-какие результаты деятельности достигнуты (количественные и качественные изменения).
Результативные показатели являются приоритетными показателями эффективности деятельности педагога.
Поэтому автор аналитического отчёта должен соотнести объект и предмет анализа (достигнутого результата) с объектом и предметом проектирования (прогнозирования планирования ожидаемого результата).
Указываются проблемы (трудности, с которыми столкнулся педагог, реализуя свою деятельность в межаттестационный период. Указывает основные направления, этапы совершенствования своей деятельности противоречие, проблему, тему, объект, предмет на следующий межаттестационный период.
-оценка собственной аналитической деятельности.
-обозначаются основные направления саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности.
Критерии оценивания аналитического отчёта:
Обоснование актуальности аналитического отчёта:
— характеристика нормативно-правовых материалов, подтверждающих важность темы (выбранного направления) и выражающие потребности, сформированные на разных уровнях;
-проведён анализ состояния образовательной системы на разных уровнях;
-представлены результаты исследования затруднений ограничений и проблем в деятельности педагога, образовательного учреждения, системы образования района, города, региона;
-предъявлены доказательства необходимости разработки данной темы (выбранного направления);
-аналитический отчёт базируется на результатах анализа реальных потребностей образовательного учреждения (системы образования);
Обоснование противоречия, проблемы, на разрешение которых направлен аналитический отчёт:
-показано, какие результаты образования требуются, но не достигаются в реальности; какие противоречия разрешатся;
-определена цель аналитического отчёта;
-выявленные проблемы представлены в виде иерархии задач и возможных способов их решения.
Обоснование содержания аналитического отчёта:
Общекультурное, философско-методологическое обоснование:
-отражено, на основе, какой философии, методологии выстроен аналитический отчёт;
-содержательная сторона, теоретическая (научная) обоснованность;
-опора на систему современных психолого-педагогических знаний.
-отражены нормативно-правовые основания или условия, обеспечивающие аналитический отчёт;
-отражено создание или обеспечение условий для реализации прав субъектов.
-аналитический отчёт соответствует или обеспечивает социально-экономические потребности системы образования конкретного ОУ (района, города, региона);
-учтены закономерности и условия развития обучающихся;
-обеспечиваются новообразования на уровне психических функций (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) или развитие качеств личности (интеллектуальных, личностных, физических, её межличностных отношений и общения в социуме;
-учитываются позитивные и негативные последствия использования психолого-педагогических теорий и концепций;
-выявлены конкретные психолого-педагогические проблемы в процессе педагогической деятельности;
-обоснован выбор технологий, методов, способов, приёмов;
-обоснованы технические, информационные и прочие ресурсы.
Обоснование системы партнёрских взаимодействий:
-выявлены субъекты образовательного процесса;
-раскрыты координационные и тактические аспекты установленного взаимодействия субъектов.
Анализ и оценка результатов:
-анализ результатов соотнесён с целями и задачами;
-анализ результатов (в сравнении с планируемыми) отличается глубиной, системностью, объективностью, в нём отражены причинно-следственные и пространственно-временные связи;
-разработана система мониторинга, направленная на контроль качества образования, динамику всех субъектов образовательного процесса, степень социальной успешности;
-представлен прогноз дальнейшего развития или обоснование необходимости дальнейшей работы;
Информационная культура представления результатов:
-структура аналитического отчёта соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного жанра;
-оформление работы соответствует нормативным требованиям (выдержаны стандарты оформления печатного текста);
-Сопровождающие материалы, выполненные в Excel, PowerPoint, Publisher в виде таблиц. Презентаций, публикаций обеспечивает дополнительные условия адекватной оценки информационной компетентности аттестующегося.
Перспективы развития и применения аналитического отчёта в педагогической практике:
-раскрыты перспективы развития профессиональных компетентностей и актуальных задач в образовательной практике.
Аналитический отчет как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период позволяет педагогу целостно исследовать свою деятельность, определить эффективность педагогической деятельности, произвести самокоррекцию, обеспечить возможность выхода на новый уровень самосовершенствования.
Проведение аттестации педагогов в форме защиты аналитического отчета
10-15 минутное выступление, вместе с вопросами экспертов 20 минут, нужно оставить экспертам время для вопросов.
1. Анализ рекомендаций предыдущего межаттестационного периода (для аттестующихся повторно).
2. Формулировка проблемы.
3. Актуальность, соотнести актуальность проблемы с тенденциями развития образования. ССЫЛАТЬСЯ ТОЛЬКО НА НОВЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НАЗЫВАТЬ ИХ ПРАВИЛЬНО!
4. Объект – реальность, которая существует независимо от нас, это границы нашего исследования (качество знаний, уровень воспитанности, образовательный процесс, и др., внутри в объект исследования должны входить дети).
5. Предмет исследования- свойства, отношения, функции, выделенные в рамках объекта или то, с помощью чего мы будем влиять на изменение объекта, всегда уже объекта (проектная деятельность, творческие домашние задания, проблемный метод обучения, субъектный подход и т. д.)
6. Формулировка темы: тема всегда формулируется так, что в ней есть и объект и предмет исследования и отражается или способ воздействия предмета на объект или показано, каким образом они взаимосвязаны.
7. Цель – это ожидаемый результат — создать условия, обеспечить формирование, цель должна быть направлена на ребенка, как результат влияет на личность учащегося, на качество образования, не нужно ставить глобальных целей, ту цель, что поставили, нужно будет оценить – поэтому заранее подумать при ее формулировке – как вы соотнесете ее с результатом, нужно ставить цели простые, не глобальные (формирование единой картины мира, ближе к жизни, реальная задача, которую вы решаете, конкретная и простая. В формулировке цели должно быть заметно, что вы используете субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете.
8. Задачи (в них речь идет о действиях по достижению цели, прямо по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть и освоение новых технологий и создание системы работы, и системы мониторинга и много другое – что сделать, чтоб достичь цели). + Необходимо назвать разработанные критерии оценки результата деятельности, либо включить в задачи пункт о необходимости разработки таких критериев (и показателей к ним) и затем показать, как вы это сделали в основной части работы.
Цель на «-ие» а задачи на «-ать»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И САМАЯ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ, ОТСУТСТВИЕ ЭТОГО РАЗДЕЛА НЕДОПУСТИМО ни в отчете, ни в заявлении.
11. Результаты: что реально получили (мотивация, количество учащихся, выбравших предмет на экзамен, поступление, текущие отметки, отметки по ЕГЭ, % успеваемости за 3 года, сколько справляется с продуктивными заданиями и т. д.) Критерии и показатели оценивания, диагностический инструментарий, какие конкретно процедуры проводились. РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИМЕННО ПО ТЕМ ПАРАМЕТРАМ, КОТОРЫЕ ЗАЯВЛЕНЫ В ЦЕЛИ, ОПРЕДЕЛЕНЫ В ЗАДАЧАХ! Результаты именно по тем критериям, которые вы разработали (выбрали, чтоб доказать что цель достигнута! Оценка результата – выявленные проблемы, какая должна быть корректировка в работе, перспективы деятельности, задачи или планы или направления на последующий межаттестационный период.
12. Раздел о представлении опыта педагогической общественности (публичные выступления, печатные работы и прочее) можно отнести в разные пункты, где вам кажется логичнее: 10,11,12 (отдельно,13.
13. Заключение: выводы о достижении поставленной цели, что сделано конкретно, что доказано, достигнут ли планируемый результат (или доказана гипотеза, в чем значимость работы.
Обратите внимание на форматирование текста, недостаточный уровень владения ИКТ сразу заметен!
Презентация на компьютере желательна для всех.
Для чего нужен анализ деятельности педагога
Сам анализ работы учителя выполняет сразу несколько функций:
- Диагностическую.
- Самообразовательную.
- Преобразующую.
- Познавательную.
Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.
Главный показатель эффективности работы учителя — это, прежде всего, качественно проведенный урок. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.
Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами учителя, но и методисты, члены администрации школы.
Резюме
Анализ работы учителя занимает одно из ведущих мест в портфолио учителя. Анализ своей работы — это прекрасный способ продемонстрировать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, видеть свои недостатки, фиксировать успехи и достижения. Более того, именно анализ работы помогает выбрать правильное направление самообразования или работы над повышением квалификации.
Ошибки при составлении анализа работы за год
Рассмотрим основные ошибки, которые часто возникают при выполнении анализа деятельности учителя:
- Учитель описывает лишь то, что сделал за отчетный период. Для анализа важны не столько прошлые достижения педагога, сколько нынешние проблемы, которые он пытается решить. Необходимо указать причины, по которым эта проблема является актуальной, а также описать действия, которые он предпринимает для ее устранения. Кроме того, следует описать результаты проделанной работы.
- Переизбыток фактов и цифр.Многие педагоги вносят в отчет слишком много информации, которую нельзя назвать содержательной. Факты и цифры далеко не всегда помогают оценить работу педагога и его цели. Лучше сделать акцент на том, зачем учитель использовал выбранные методы, приемы и технологии. Кроме того, нужно указать, какое влияние они оказали на результат.
- Учитель не описывает проблемы, которые возникли в процессе выполнения поставленных целей. Многие считают, что педагог не должен испытывать трудностей при выполнении своих обязанностей. Такое мнение особенно популярно среди учителей, которые аттестуются на высшую квалификационную категорию.Практика может выступить в качестве фактора профессионально развития только в том случае, если она подвергается рефлексии и структурированному анализу. В противном случае полученный опыт утрачивает свою ценность и может привести к профессиональной стагнации.Анализ деятельности педагога начинается с размышлений об имеющихся проблемах и заканчивается выводами, которые должны помочь в их решении. Специалист высокого уровня никогда не оставляет без внимания трудности, с которыми он сталкивается. Благодаря этому учитель оттачивает свои интеллектуальные навыки и применяет их в практической деятельности.
Таким образом, анализ работы педагога за учебный год является особым видом деятельности, который не исчерпывается лишь демонстрацией статистики. При создании отчета необходимо рассматривать собственный опыт и выделять направления профессионального роста.
В качестве предмета анализа должны выступать аналитические индикаторы и показатели, которые могут содержательно описать деятельность учителя.
Виды анализов работы учителя по разным направлениям
Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:
- Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся.
- Методологическая работа.
- Научно-изыскательная работа.
- Деятельность учителя как классного руководителя.
- Анализ внеурочной и внешкольной работы.
- Социальная работа педагога.
- Работа по повышению квалификации и самообразованию.
Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:
- Анализ педагогической деятельности учителя.
- Анализ работы учителя по самообразованию.
- Анализ работы классного руководителя и пр.
Эти виды аналитических отчетов узкоспециализированы и фиксируют внимание исключительно на выбранном направлении.
Примеры, образцы аналитических справок, отчетов
Анализ работы учителя: примеры, образцы аналитических справок, отчетов
Требования к качеству преподавания и обучения в современной школе возрастает практически изо дня в день. Постоянная работа над собой, беспрерывное повышение своего профессионализма, активное самообучение — это лишь малая толика требований, предъявляемых к учителям. При этом важно, чтобы весь процесс был зафиксирован — на бумаге, на электронном носителе в виде справок, отчетов, презентаций.
В этом разделе нашего сайта мы будем публиковать разные варианты и формы анализа работы учителя: образцы самоанализа, справки и отчеты о профессиональной деятельности, информации о достижениях и пр.
Как составить отчет по анализу деятельности учителя
Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:
- Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
- Тема или проблема, над которой работает учитель.
- Выбранные формы и методы обучения.
- Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
- Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
- Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
- Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
- Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, обмен опытом, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
- Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, трудными, одаренными учениками, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
- Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
- Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.
Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.
Виды аналитических справок
Анализ работы учителя охватывает все сферы деятельности педагога. В зависимости от цели выделяют:
- Анализ всей педагогической деятельности учителя.
- Анализ работы учителя над определенной темой.
- Анализ работы по самообразованию.
- Анализ и самоанализ урока.
- Анализ работы учителя как воспитателя.
- Самоанализ учителя.
Некоторые виды аналитических справок пишутся проверяющими. Сам учитель обычно составляет самоанализ своей работы по итогам четверти, года, определенного отрезка времени, выделенного на изучение поставленной проблемы, темы.
Вопросы, которые помогут составить анализ работы
Перечислим несколько вопросов, позволяющих педагогу выполнить самоанализ:
- Соотносятся ли ваши профессиональные цели с целями образовательной организации, в которой вы трудитесь? Если да, то насколько?Есть ли какие-либо существенные проблемы, которые вы смогли решить после крайней аттестации? Каковы результаты решения этих проблем?Внесли ли вы свой вклад в реализацию программы развития образовательной организации, в которой вы трудитесь?Учитываете ли вы индивидуальные нужды учеников в процессе выполнения своих обязанностей? Если да, то каким образом? Согласуются ли образовательные нужды детей с вашими целями, задачами и деятельностью?Что вы предпринимаете в целях продуктивного использования своего времени и времени детей на занятиях и за пределами школы? Применяете ли вы для этого какие-либо технологии и приемы обучения? Согласуются ли они с нуждами обучаемых?Каким образом обеспечивается взаимодействие с классом на уроках и за их пределами? С помощью чего вы организуете сотрудничество учеников на уроках?Уровень познавательного интереса детей на занятиях, которые вы ведете, является высоким? Что вы делаете для того, чтобы повысить этот уровень?Как удовлетворяются индивидуальные нужды детей с отличающимися возможностями и интересами?Какая динамика успеваемости детей наблюдается по вашему предмету?
- Соотносятся ли ваши профессиональные цели с целями образовательной организации, в которой вы трудитесь? Если да, то насколько?
- Есть ли какие-либо существенные проблемы, которые вы смогли решить после крайней аттестации? Каковы результаты решения этих проблем?
- Внесли ли вы свой вклад в реализацию программы развития образовательной организации, в которой вы трудитесь?
- Учитываете ли вы индивидуальные нужды учеников в процессе выполнения своих обязанностей? Если да, то каким образом? Согласуются ли образовательные нужды детей с вашими целями, задачами и деятельностью?
- Что вы предпринимаете в целях продуктивного использования своего времени и времени детей на занятиях и за пределами школы? Применяете ли вы для этого какие-либо технологии и приемы обучения? Согласуются ли они с нуждами обучаемых?
- Каким образом обеспечивается взаимодействие с классом на уроках и за их пределами? С помощью чего вы организуете сотрудничество учеников на уроках?
- Уровень познавательного интереса детей на занятиях, которые вы ведете, является высоким? Что вы делаете для того, чтобы повысить этот уровень?
- Как удовлетворяются индивидуальные нужды детей с отличающимися возможностями и интересами?
- Какая динамика успеваемости детей наблюдается по вашему предмету?
- Каким образом выполняется оценка действий обучаемых? Методы оценки согласуются с поставленными целями? Как используются данные, полученные после оценивания? Какова роль детей в оценивании их учебной деятельности?Как вы можете описать психологическую атмосферу в классе? Что вы делаете для того, чтобы улучшить доверие, уважение и открытость в коллективе детей?Как организована ваша коммуникация с родителями? Учитываете ли вы их мнения и требования касательно успеваемости и общего развития детей? Каким образом преподносится информация об учебных достижениях?Насколько хорошо выстроены ваши взаимоотношения с коллегами?С помощью чего вы оттачиваете свои профессиональные навыки? Какую роль в этом играет самообразование?Какие проблемы возникают в процессе выполнения ваших профессиональных обязанностей?
- Каким образом выполняется оценка действий обучаемых? Методы оценки согласуются с поставленными целями? Как используются данные, полученные после оценивания? Какова роль детей в оценивании их учебной деятельности?
- Как вы можете описать психологическую атмосферу в классе? Что вы делаете для того, чтобы улучшить доверие, уважение и открытость в коллективе детей?
- Как организована ваша коммуникация с родителями? Учитываете ли вы их мнения и требования касательно успеваемости и общего развития детей? Каким образом преподносится информация об учебных достижениях?
- Насколько хорошо выстроены ваши взаимоотношения с коллегами?
- С помощью чего вы оттачиваете свои профессиональные навыки? Какую роль в этом играет самообразование?
- Какие проблемы возникают в процессе выполнения ваших профессиональных обязанностей?
Требования к структуре и оформлению анализа работы педагога за год
Содержание отчетного портфолио должно включать в себя результаты педагогической деятельности учителя за год. Данный документ позволяет педработнику своевременно скорректировать свои действия благодаря анализу выполненной работы и оценке ее эффективности.
Если аналитический отчет формируется с учетом федеральных государственных образовательных стандартов, то в него должны быть включены следующие разделы:
- Введение. Здесь нужно проанализировать образовательную ситуацию, описать важнейшие проблемы, которые пытался решить педагог в период межаттестации. Кроме того, необходимо сформулировать тему, объект и предмет исследования, описать цели и задачи.
- Аналитическая часть. Сюда вносятся результаты педагогической деятельности учителя, включая саморазвитие. Помимо этого, нужно указать итоги обучения учеников на уроках. Следует описать, какие виды педагогической и воспитательной деятельности педагога и учащихся были организованы, какие методические материалы были применены на занятиях, а также внести в данный раздел достигнутые качественные и количественные показатели.
- Проектная часть. В этой главе нужно описать основные проблемы, которые встали перед педагогом во время выполнения своих обязанностей. Указываются направления и стадии работы, как на самих занятиях, так и за пределами школы, а также используемые образовательные технологии, проблемы и темы на следующий межаттестационный период.
- Заключение. Здесь учитель дает оценку своему анализу, выделяет основные направления саморазвития и улучшения собственной педагогической деятельности.
- Список использованной литературы. Стандартный раздел, в котором перечисляются материалы, использованные для достижения имеющихся целей в межаттестационный период.
- Приложение. Эта часть должна содержать различные таблицы, диаграммы, фотографии и рисунки, которые использовал автор. При этом приложений может быть несколько.
Кроме того, педагог формирует отчетную документацию еще и в том случае, если хочет получить первую или высшую категорию. Создается она на основе общей схемы аналитических работ для аттестации специалистов.
Существуют требования к оформлению отчета:
- На титульном листе документа следует поместить название работы, фамилию и инициалы автора, должность, название населенного пункта и год создания.
- В содержании указываются заголовки структурных элементов работы и номера страниц, которым они соответствуют. Введение не нужно делать излишне большим, хватит 1-3 страниц. Указывая задачи, педагог может применять в тексте глаголы по типу изучить, описать, выявить, исследовать и т.д. Теоретический материал в аналитическом разделе должен соответствовать теме отчета и как можно лучше раскрывать ее. В конце каждого раздела необходимо сделать небольшой вывод.
- Приложения размещаются на последних страницах. При этом их порядок зависит от последовательности появления в тексте ссылок (в круглых скобках). Таблицы размещают после текста, в котором на них ссылаются, либо на следующей странице.
Задачи анализа работы педагога за год
На сегодняшний день каждому педагогическому работнику нужно быть нацеленным на профессиональный рост. Для этого следует определить для себя два важнейших момента:
- Какого уровня вы хотите добиться в преподавательской сфере?
- Что нужно для этого сделать?
В целях повышения эффективности своей деятельности нужно определить главную цель и подчинить ей все остальные задачи. Чтобы это сделать, необходимо уметь анализировать, прогнозировать и планировать свой труд, а также определять проблемы, выделять цели и задачи, формировать методологию их решения.
Педагогический аналитический отчёт, включающий в себя анализ внутренней информации, представляет собой одну из самых ценных частей отчетной документации учебной организации.
Отчёт полезен для:
- подведения итогов проделанной работы за год в каждой возрастной группе;
- правильного составления плана дальнейших действий педагога;
- формирования аттестационного портфолио;
- установления преемственности работы в прошлом и нынешнем учебном году;
- создания очередного годового плана образовательного учреждения.
Виды и схема составления анализа работы
При проведении анализа работы педагога за год учитывается вся его деятельность в целом. В зависимости от поставленной задачи можно говорить о следующих разновидностях:
- Анализ всей педагогической деятельности учителя.
- Анализ работы над конкретной темой.
- Анализ работы по самообразованию.
- Анализ и самоанализ урока.
- Анализ работы педагога как воспитателя.
- Самоанализ.
Существуют разновидности аналитических справок, которые формируются проверяющими лицами. Сам педагог, как правило, осуществляет самоанализ проделанной работы за четверть, год или другой промежуток времени, предоставленный ему для изучения определенной тематики, проблемы.
При этом общая аналитическая справка, которая охватывает всю деятельность педагога, чаще всего формируется с учетом следующих аспектов:
- Общая информация о педагоге (ФИО, предмет, классы, в которых он ведет уроки, совокупный стаж, стаж работы в конкретной организации, образование, категория).
- Тема или проблема, которую взял педагог.
- Выбранные формы и методы обучения.
- Задачи, которые педагог ставит перед собой.
- Планируемые результаты работы, обозначенные в начале года.
- Методология, выбранная педагогом для достижения вышеуказанных целей.
- Итоговые результаты деятельности педагога. Речь идет о среднем балле ЗУН, численности успевающих и отстающих, баллах ГИА, ЕГЭ по предмету, открытых уроках, участии детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальной работе с воспитанниками, работе кружка по предмету.
- Результаты методической работы учителя. Например, формирование методических материалов, участие в заседании метод объединения, обобщение опыта, обмен опытом, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализ деятельности коллег.
- Результаты работы педагога в качестве воспитателя. Оценивается проделанная работа с родителями, трудными и одаренными учениками, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
- Результаты работы учителя как члена педагогического коллектива. Анализу подвергается соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
- Культура ведения документации (планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и т.д.).
В данный образец схемы формирования аналитической справки можно добавлять другие параметры. И, напротив, некоторые пункты могут быть удалены. Все зависит от конкретной задачи.