Последнее время в редакцию Автобизнеса приходит много вопросов, которые касаются получения медицинских справок и переосвидетельствования водителей. История Ивана выделяется из общего числа.
«Получается, что к административной ответственности меня привлекли необоснованно»
Казалось бы, простая операция по коррекции зрения не должна была доставить особых хлопот читателю. Тем более что в этом уверяли сами медики: мол, после операции на глазах зрение вернется к 100 процентам, очки будут уже не нужны. Диагноз Ивану был поставлен такой: миопия средней степени с астигматизмом обоих глаз.
Операцию сделали еще в декабре 2020 года. После этого наш читатель обратился в поликлинику по месту жительства, и его отстранили от управления транспортными средствами на месяц, а врач сообщил о необходимости прохождения досрочной медкомиссии. Справку Иван в итоге получил – она действовала до января 2022 года.
«Спокойно себе ездил на автомобиле, но история получила продолжение в январе уже 2023 года, когда я был остановлен экипажем ГАИ и узнал, что не имею права управления по медицинским показаниям. Инспектором ГАИ было вынесено постановление о штрафе 5 базовых величин», – говорит Иван.
Статья 18.14. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления
1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Иван попытался узнать в поликлинике, из-за чего конкретно его лишили «прав» по медицинским показаниям. Однако там лишь развели руками, поскольку никаких решений они не выносили, и посоветовали обратиться в МРЭО ГАИ.
«Пошел в МРЭО, предъявил справку от февраля 2021 года, и тогда сотрудники ГАИ в базе данных сняли «галочку» об отстранении меня от управления ТС по медицинским показаниям. Получается, что к административной ответственности меня привлекли необоснованно. Интересная история: в базе данных ГАИ я числился как лицо, не имеющее права управления по медицинским показаниям, но сами медики таких решений не выносили. Момент, как я считаю, носит чисто технический характер: или просто кто-то или не уведомил ГАИ, или инспекторы забыли внести в базу данных достоверные сведения. Обратился в прокуратуру с жалобой о несогласии с постановлением, на что мне был дан отказ. Получается, я виновен, ничего не нарушив?» – удивляется читатель.
Выдержки из ответа прокуратуры на жалобу на решение ГАИ
«В нарушение ст.27 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении», являясь водителем, управляли и двигались на автомобиле марки «Рено», не имея права управления транспортным средством.
Согласно данной статье закона, лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством при уведомлении водителя о принятии решения медицинской водительской комиссии о наличии заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическим транспортным средством.
Медицинская справка о состоянии здоровья была оформлена 03.02.2021 сроком на один год. Повторно медицинскую справку о состоянии здоровья вы получили 01.02.2023, таким образом, в момент остановки 24.01.2023 года сотрудниками БДПС ГАИ УВД у вас не имелось действующей медицинской справки о состоянии здоровья.
Исходя из изложенного, оснований для отмены постановления не имеется».
Справки нет, но это не запрет
Мы не будем оспаривать решение прокуратуры, оно вынесено. Однако обратите внимание на первую часть ответа – в ней прокуратура говорит о том, что лицо считается не имеющим права управления при уведомлении водителя медицинской комиссией о таком решении на основании ст.27 закона о дорожном движении. А дальше по тексту: «На момент остановки сотрудниками ГАИ у вас не имелось действующей медицинской справки, в связи с чем оснований для отмены постановления не имеется».
Но это же разные вещи! Отсутствие действующей медицинской справки не означает, что лицо лишено или ограничено в праве управления автомобилем, не означает вынесения решения об этом медкомиссией. О лишении такого права, повторимся, должно быть принято решение, водитель должен быть об этом надлежаще уведомлен.
В начале ответа прокуратура в том числе пишет, что (дословно) «изучено постановление ГАИ и медицинские документы». Но решение об отказе в удовлетворении жалобы было аргументировано тем, что в момент остановки автомобиля не было действующей медсправки. Логичнее было бы при рассмотрении жалобы сослаться на решение, например, медкомиссии. Но есть ли оно в принципе? Ивану при обращении в поликлинику сказали, что таких решений не выносилось. Окончание срока действия медсправки не означает автоматического ограничения в праве управления.
В качестве аргументации своей позиции обратимся к постановлению Совмина №501 от 29 июля 2022 года «Об обязательном медицинском переосвидетельствовании водителей механических транспортных средств, самоходных машин», в котором сказано:
Выдержки из постановления:
«Уведомление водителя механического транспортного средства, самоходной машины (далее, если не указано иное, – водитель) о принятии решения медицинской водительской комиссией о наличии заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами (далее – решение), осуществляется медицинской водительской комиссией по результатам медицинского переосвидетельствования путем вручения водителю заключения лично под роспись в день принятия решения.
Водитель считается уведомленным о принятом решении:
- со дня вручения или устного объявления ему заключения;
- со дня отправки ему заключения заказным письмом с уведомлением в случае невозможности его вручения или устного объявления».
Именно с этого момента водитель считается не имеющим права управления, а при игнорировании этого правила его можно привлечь к ответственности по ст.18.14 КоАП за управление транспортным средством без «прав». Но только не по самому факту отсутствия действующей медсправки. Она, кстати, по ПДД вообще не является документом, который предъявляется инспекторам ГАИ и который должен быть в наличии у водителя.
Сколько водителей ездит с просроченными справками? Но это не означает, что они лишены права управления. К инспекторам ГАИ тут претензий нет, у них в базе данных стояла отметка, на основании чего они вынесли решение. Но после всех остальных вскрывшихся обстоятельств, полагаем, разобраться можно было бы.
Поэтому советуем Ивану обратиться в вышестоящую прокуратуру или суд с целью отмены постановления ГАИ. Доводы со ссылкой на нормативные акты мы привели.
Не так давно мы описывали историю, как белорус права садиться за руль после того, как вызвал «скорую». В комментариях были и личные истории, и бурное обсуждение. Автобизнес разбирался, какие заболевания могут сделать водителя пешеходом.
Очевидное и эмоциональное
Занятно, что некоторые комментаторы усмотрели в этой истории глубинный смысл:
«Удивляюсь и не понимаю, чему тут многие радуются? Вы даже не поняли, о чем статья. Дело в том, что теперь все ваши заболевания и анализы будут передаваться в специализированную поликлинику, а там будут решать, оставить вас без «прав» или нет. И речь уже не об алкашах или просто единичном случае отравления алкоголем, когда мама, испугавшись, вызвала «скорую». Не будьте ханжами. Кто из вас не перепивал водки хоть раз в жизни?
А у человека на фоне гриппа и большой температуры может быть обморок, так бывает иногда. Так что, его на 5 лет без машины оставлять? А в поликлинике скажут: «У вас был обморок, придёте через 5 лет”. Или в больнице стало очень плохо (скажем коронавирус, на ИВЛ, 75% поражения легких). Человек выкарабкался. Этот вариант сейчас очень даже возможен. А ему говорят: «У вас такой диагноз, сами понимаете, приходите через 5 лет».
На солнце перегрелся, обезвоживание, скорая помощь – через пять лет.
Проблемы со спиной? Радикулит? Поэтому не можешь стать на носки и на пятки? Не видать тебе справки. Приходи после лечения, реабилитации, а лучше через 5 лет».
Описано эмоционально, но, по сути, верно. Да, обращение водителя или потенциального водителя за медицинской помощью может в итоге сыграть с ним злую шутку – или ограничат право управления автомобилем, или справка может быть выдана на более короткий срок, или вовсе останетесь без нее. Виной тому наличие заболевания или показания.
Самое главное – это понять, что со здоровьем шутки плохи и в «случае чего» обращаться за медицинской помощью нужно обязательно, без оглядки на водительское удостоверение.
Но есть примеры, когда люди вызывают бригаду «скорой» по поводу и без: «что-то голова кружится», «давление низкое/высокое», «в глазах рябит», «суставы ломит», «в груди колет» и прочее. Как раз это может сыграть злую шутку. Об этом тоже упоминали комментаторы:
«Рекомендую поменьше вызывать «скорую» даже в очень трезвом состоянии. Мой приятель из-за этого не может получить справку водительскую, потому что зафиксировано 4 вызова «неотложки» по причине высокого давления. У них сейчас все на компьютерах, друзья мои».
«Да, это все очень серьезно. Как-то давно разболелся какой-то шейный позвонок, голова начала болеть. Пришел к неврологу, она постучала по коленкам, поводила железкой перед носом, потом говорит: «Что ж тебе в карточку написать?» Спрашиваю: «Что-то не так?» Говорит: «Все не так плохо, а машину ты водишь?» – «Да, любитель». – «Ну вот, голова у тебя болит, потому что позвоночную артерию зажимает. Если напишу «синдром позвоночной артерии», потом на водительской комиссии проблемы начнутся». И рассказала такую историю. Водитель с бодуна, утром на работу. Он к терапевту – типа давление скакнуло. А терапевт видит, что от него перегаром несет, глаза красные, давление высокое – и бац ему в карточку «абстинентный синдром». И теперь бегает по врачам и плачет, чтобы сняли диагноз, а в карточке запись и приговор – не годен».
Согласно закону о дорожном движении в случае выявления у водителя при оказании ему медицинской помощи заболеваний или противопоказаний, препятствующих управлению транспортным средством, информация заносится в базу данных. Такого водителя могут направить на досрочное переосвидетельствование, и если его не пройти в течение 60 дней, то водитель считается не имеющим права управления до прохождения медицинского переосвидетельствования.
Даже если на переосвидетельствование не направят, то члены медицинской комиссии все равно имеют доступ к данным, когда, кто и сколько раз обращался за медицинской помощью и причина такого обращения. Не забываем также, что при получении водительской справки требуется выписка из поликлиники по месту обслуживания. Члены комиссии могут и в ней найти много чего интересного.
Кого комиссия оставит без справки?
Теперь о том, какие заболевания или симптомы могут поставить крест на водительском стаже. Для этого обратимся к постановлению Совмина №88 от 6 декабря 2018 года «Об установлении перечня заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, а также условий, при соблюдении которых лица допускаются по медицинским показаниям к управлению».
Некоторые удивятся, но даже рост человека имеет значение. Рассмотрим самые популярные заболевания и противопоказания.
Глаза, очки, и линзы: вы получите справку при остроте зрения не ниже 0,6 на лучше видящем глазу и не ниже 0,2 на хуже видящем глазу или не ниже 0,5 на каждом глазу с коррекцией при близорукости и дальнозоркости 9,0 диоптрии, в том числе контактными линзами. Разница в силе линз не должна превышать 3,0 диоптрии.
При нарушении цветоощущения главное, чтобы правильно различались цвета сигналов светофора. При таком условии вы будете водителем.
Вестибулярный аппарат: кружится голова? Причина может крыться в нарушении функций вестибулярного аппарата. При любых заболеваниях, которые вызывают нарушение вестибулярной функции с синдромом системного головокружения, к рулю допустят только спустя полгода медицинского наблюдения после последнего расстройства.
Переломы и прочие травмы: при вывихах в крупном суставе, разрыве мышц или сухожилий с «выраженным ограничением активных движений», неправильно сросшихся переломах, явных нарушениях функции хвата и удержания одной из рук допустят к управлению транспортом категории «В», «ВЕ» с АКПП и переоборудованием транспорта при отсутствии «нарушений» у другой руки. При привычном вывихе в крупном суставе одной руки в случае, если рецидива нет в течение года, также можно управлять автомобилем. Медсправка при этом выдается на один год.
Про рост: если вы ниже 145 см, то вас пустят за руль переоборудованной машины с «автоматом» в зависимости от степени функциональных нарушений. Про работу в такси точно можно забыть.
Заболевания внутренних органов и давление: при нарушениях ритма сердца с обмороками за руль пустят только после лечения и последующего наблюдения в течение трех месяцев. Решающим будет вердикт кардиолога. При этом первые два года после выздоровления переосвидетельствование проводится ежегодно, затем раз в три года.
После инфаркта миокарда должно пройти не меньше полугода, чтобы водителя пустили за руль (в том числе после лечения на основании заключения врача-кардиолога). Справку при этом первые два года выдают лишь на 12 месяцев, затем на два года.
При повышенном давлении (артериальная гипертензия 3-й степени при неэффективности лечения) медкомиссия даст добро только в случае достижения целевых уровней артериального давления. При артериальной гипертензии 2-й степени водить машину можно, но переосвидетельствование придется проходить раз в три года.
При варикозном расширении вен на ногах не допустят к управлению транспортом только оперативного назначения.
Сахарный диабет: при этом заболевании за руль пустят только на основании вердикта эндокринолога (справку все равно дадут лишь на год), если у вас не бывает обмороков, но вы пользуетесь инсулинотерапией.
Если же обмороки и расстройства сознания случаются, придется годик побыть пешеходом, наблюдаться у докторов и получить заключения врача. В такси работать при этом нельзя.
Заболевания нервной системы: психические расстройства, шизофрения, бредовые расстройства, умственная отсталость, нуждающиеся в диспансерном наблюдении, а также поведенческие синдромы, смешанные и иные расстройства личности, стойкие изменения личности, не связанные с заболеванием или поражением мозга, – комиссия выдаст справку только при наличии стойкой ремиссии в течение 5 лет после прекращения диспансерного наблюдения.
Людям, подверженным стрессам, разрешат водить машину только на основании заключения комиссии.
Про алкоголизм, наркоманию и токсикоманию: при расстройствах, которые возникли после употребления психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, клей и т.п.), к вождению допустят только после прекращения диспансерного наблюдения и при стойких признаках выздоровления. При алкоголизме – не ранее чем через 1 год, при наркомании и токсикомании – не ранее чем через 3 года.
Те, кто находится под профилактическим наблюдением (не путать с лечением,) водить автомобили могут, но каждый год придется проходить переосвидетельствование.
Обмороки, судороги, эпилепсия: за руль пустят только через полгода наблюдения и лечения.
При судорожных приступах на фоне заболевания или воспаления центральной нервной системы (энцефалит, менингит) водителем можно будет стать не ранее чем через 5 лет медицинского наблюдения при отсутствии приступов.
При судорожных приступах, которые возникли из-за дружбы с «зеленым змием», также придется подождать 5 лет – это как раз тот случай, с которого мы начинали этот материал. Им и закончим.
Мораль – правильно оценивайте свое состояние (и объем выпитого алкоголя). Если есть серьезные опасения за свое здоровье, лучше обратиться к врачу, а не надеяться на то, что «само пройдет», или терпеть, потому что потом не получите медсправку. Здоровье дороже, чем возможность самостоятельно управлять автомобилем или мотоциклом.
Недавние изменения в законах коснулись и нелюбимого водителями вопроса медсправок. Например, при техосмотре она больше не нужна, при этом с начала года учет справок автоматизирован. В МВД рассказали об одном нюансе, который может заставить автомобилистов позаботиться о наличии актуального медицинского документа.
«Документ о состоянии здоровья обязательно потребуется при обмене водительского удостоверения. Но есть и еще один важный нюанс, — заметил замначальника ГУГАИ Александр Войтешко, сообщает МВД. — При совершении правонарушения, за которое предусмотрено лишение прав, документ изымут до рассмотрения дела. И даже если по итогам будет вынесено решение о наложении штрафа, забрать его получится лишь после предъявления действительной медсправки».
Тут нужно понимать: «правонарушение, за которое предусмотрено лишение прав», это любое, в том числе даже самое незначительное ДТП. С марта 2021 года, после вступления в силу нового КоАП, изменилось определение понятия «создание аварийной обстановки». Теперь это «действия участников движения, вынудившие других изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других, а равно повлекшие повреждение другого ТС или имущества других участников движения». За это предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 до 20 базовых с лишением или без лишения прав до двух лет (ст. 18.13 ч. 12 КоАП РБ).
Соответственно при каждом ДТП (даже при мелком на парковке) считается, что виновник создал аварийную обстановку. Следовательно, по КоАП предусмотрено лишение прав. По словам Войтешко, даже если водитель сохранит удостоверение, забрать его из ГАИ он сможет, только показав медсправку.
Представитель ГАИ также обратил внимание на еще один аспект: «Пациентов медучреждений при наличии у них противопоказаний для нахождения за рулем уведомляют об этом письменно, также информация направляется в ГАИ. С этого момента до прохождения переосвидетельствования человек считается не имеющим права управления. МВД и Минздрав стремятся к тому, чтобы в перспективе обмен информацией о наложении и снятии подобных ограничений был налажен в онлайн-режиме».
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Девять месяцев назад был опубликован закон «Об изменении закона РБ „О дорожном движении“». В нем предусмотрено много нововведений: от вопросов техосмотра, выдачи в/у и сдачи экзаменов в автошколе до мониторинга дорог и критериев безопасности. Весь этот период приводили в соответствие с законом другие правовые акты. И вот сегодня, 22 сентября, все изменения вступают в силу. Рассказываем о главных новшествах кратко и простыми словами.
Выдача прав
Теперь водительское удостоверение можно поменять вне зависимости от места регистрации. Выдачу же документа оставили за РЭП ГАИ по месту регистрации автошколы либо по месту регистрации водителя, если он обязан быть зарегистрирован по месту пребывания.
Будут выдавать международные водительские удостоверения. Некоторые страны требуют именно международное в/у. В списке этих государств: Австралия, Аргентина, Венесуэла, Египет, Индия, Испания, Канада, Кипр, Корея, США, Таиланд, Япония и другие. В Беларуси выдача международных прав началась с 2020 года, выглядят они как книжечка. Выдаются на основании национального (обычного) водительского удостоверения на 3 года. Для получения нужно предоставить в ГАИ паспорт, медсправку, фото и квитанцию об оплате 2 б. в. за выдачу + 0,12 б. в. за оформление заявления и компьютерные услуги. Считается, что «книжечка» является дополнением к национальным правам и без основного документа недействительна.
Также появится возможность сдавать экзамен на авто с АКПП. Соответственно, можно будет получать права на управление ТС только с «автоматом» — об этом будет стоять отметка «АТ» с обратной стороны в/у, в 12-й графе. С такими правами на машинах с «механикой» ездить будет нельзя — таких водителей будут считать «бесправниками».
Продолжая тему автошкол, стоит напомнить: теперь учебным заведениям не нужно согласовывать маршруты для «практики в городе» с ГАИ. Однако предусмотрен перечень участков дорог, на которых запрещено обучение. Ознакомиться с ним можно по ссылке.
Снегоболотоходами, квадроциклами, снегоходами и мотовездеходами можно будет управлять с 17 лет и без сдачи экзаменов.
Техосмотр
Теперь на диагностических станциях должна быть обеспечена возможность расчетов с помощью ЕРИП, то есть дистанционно через интернет. А еще на все станциях, в том числе региональных, должна появиться предварительная запись для проведения гостехосмотра.
Также будет сформирована база данных. В нее войдет информация о ТС, представленных на техосмотр, результаты техосмотра (включая протоколы измерений), а также результаты фотофиксации ТС и их регистрационных знаков, результаты выдачи разрешений. Предполагаем, эти данные можно будет передать в том числе оператору камер фотофиксации.
Позже в ГАИ подтвердили: «Тестово мы уже начинали работать с фотофиксацией этих нарушений (движения без допуска), технически есть возможность. Мы уже выносили такие постановления. Постепенно практика будет расширяться. Но постепенно. Наличие такого контроля будет побуждать водителей проходить техосмотр».
Во время техосмотра будут учитывать соответствие требованиям техрегламентов Таможенного союза и ЕАЭС. Из-за этого некоторые диагностические станции повысили цены: с 30 до 35—40 рублей.
Владельцам машин, которые не эксплуатируются на дорогах общего пользования (например, квадроциклы), можно не проходить техосмотр.
Медсправка
Водитель может пройти переосвидетельствование в любой организации здравоохранения — «по своему желанию».
Направлять на медкомиссию для переосвидетельствования теперь должны письменно, вручать бумагу — лично и под роспись. Информацию о водителях, направленных на переосвидетельствование, будут отправлять: организации здравоохранения — в МВД и в Минсельхоз не реже одного раза в месяц, наниматели — в ГАИ не позднее 10 календарных дней после выдачи направления.
Если решено не допускать водителя к управлению по медпоказаниям, ему дадут заключение — также лично и под роспись. Если нет возможности — устно. Если и так не получится — заказным письмом в течение 5 дней. Перечень заболеваний, которые являются основанием для недопуска, можно найти здесь.
С начала этого года учет водительских справок автоматизирован. Доступ к базе с данными людей, признанных негодными к управлению ТС, есть у МВД и Минсельхоза.
Эвакуация
Теперь отбуксировкой и хранением на стоянке могут заниматься только ОВД и госорганизации. То есть исключены частники с их порой завышенными тарифами на услуги. Цены на день публикации таковы:
Чтобы забрать машину, нужно предоставить техпаспорт и права — тут ничего не изменилось. Новшество коснулось незарегистрированных ТС: понадобится документ, подтверждающий законность приобретения (договор купли-продажи или счет-справка).
Организация движения и безопасность
Организация дорожного движения (ОДД) должна определяться балансом безопасности и эффективности. Отдельно подчеркивается: безопасность важнее потерь во времени и заторов. Прописаны приоритеты в развитии: общественный транспорт, пешеходы и велосипедисты, экология, своевременная информация об изменениях ОДД. Это может означать, что участок дороги будут оценивать по конкретным параметрам еще до начала строительства: действительно ли он безопасен и эффективен.
Еще одно нововведение — мониторинг дорожного движения. То есть сбор и анализ данных об основных параметрах ДД. Представители ГАИ так расшифровали цель мониторинга: МВД сможет оценить, сколько есть нарушителей, и потом распределять свои силы, чтобы влиять на поведение автомобилистов, а местные власти и Минтранс смогут провести исследования, собрать данные, оценить риски. Как кажется, речь о бюджете и эффекте от потраченных средств. Обещают, что мониторинг позволит «более эффективно осуществлять деятельность по улучшению безопасности и комфорта граждан».
Предполагается, что все эти решения — задел для «внедрения в стране интеллектуальных транспортных систем».
С полным текстом закона «Об изменении закона РБ „О дорожном движении“» можно ознакомиться по ссылке.
Auto. Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Сейчас ПДД требуют от водителя иметь при себе и передавать для проверки права, техпаспорт, разрешение на допуск к движению, страховой полис. В ГАИ заявляют: необходимость возить два последних документа отпадет через 6 месяцев, когда должны вступить в силу новые правила.
«Предусмотрено сокращение перечня документов, которые необходимо возить и предъявлять сотрудникам Госавтоинспекции, — заявил Александр Занимон, замначальника ГУГАИ в интервью БЕЛТА, комментируя указ №145 „О совершенствовании организации дорожного движения“, который внесет изменения в действующие ПДД. — На текущий момент в соответствии с вносимыми изменениями это водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства. Для большей части граждан, которые управляют транспортными средствами, мы отказываемся от разрешения на использование средств связи, потому что эта норма уже не актуальна, а также от наличия при себе страховки и документа, подтверждающего прохождение техосмотра».
По его словам, ГАИ может в режиме реального времени получить все необходимые сведения о выдаче этих документов собственнику данного ТС, поэтому проверку подлинности документов инспекторы возьмут на себя.
В ГАИ продемонстрировала базу данных, в которой видны данные о ТО и страховке, ровно год назад. Тогда заверяли: данные может видеть любой инспектор с помощью планшета. Помимо сведений о собственнике, типе кузова и других данных, указанных в техпаспорте, в базе есть информация о страховке, ТО и наличии розыска, о количестве ДТП и нарушений. Видимо, эта база и дает возможность убрать из ПДД требование об обязательном наличии некоторых документов с собой.
Что касается медицинской справки, она необходима при записи в автошколу, открытии новой водительской категории, замене старых прав на новые, восстановлении прав после лишения, устройстве на работу, связанную с вождением транспорта.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Водительская медсправка необходима всем, кто собирается ездить за рулем или уже давно имеет права и пользуется транспортным средством. Это гарант того, что машиной управляет адекватный, зрячий человек, который физически может справится с автомобилем. Рассказываем подробно, как получить водительскую медицинскую справку в Беларуси.
Медицинская справка о состоянии здоровья установленного образца для допуска к управлению механическими транспортными средствами соответствующих категорий необходима каждому водителю. Первую справку нужно получить еще до поступления в автошколу. Документ действует год, два или 5 лет в зависимости от типа получаемого водительского удостоверения и состояния здоровья. Потом медосмотр нужно будет проходить заново.
В каких случаях вам понадобится водительская медсправка:
- При поступлении в автошколу.
- При устройстве на работу, связанную с транспортными средствами.
- Постоянно нужно возить с собой медсправку людям, у которых на водительском удостоверении стоит медицинская эмблема – чаша со змеей. Эта иконка означает, что права без справки недействительны, а просроченная справка приравнивается к езде без прав. Первый штраф – от 5 базовых величин.
- При выезде за рубеж на машине. Пограничники или местное ГАИ может запросить документ. В некоторых местах за отсутствие полагается штраф.
Нужна ли медсправка при замене водительских прав? Да, нужна. Если сохранилась старая справка с актуальным сроком действия – можно предъявить ее. Ну а если справка утеряна – придется заново проходить медосмотр.
На основании Указа Президента Беларуси от 30 декабря 2019 г. № 492 из перечня документов, которые обязан предоставить гражданин при прохождении техосмотра авто, исключена медицинская справка водителя о состоянии здоровья. То есть при прохождении техосмотра водительская медсправка уже не понадобится.
Что нужно для прохождения водительской медкомиссии?
Для прохождения водительской медкомиссии понадобятся следующий документы:
- Два фото 3х4
- Выписка из поликлиники по определенной форме (с данными о последней диспансеризации)
- Военный билет (для военнообязанных)
- Справки из психоневрологического и наркологического диспансеров
Уже на этом этапе есть нюанс. Диспансеризация – это плановое обследование. Граждане Беларуси должны его проходить раз в год. Если в вашей медицинской карте нет данных о таком обследовании за последний год, то его придется проходить. Как это сделать? Приходите в поликлинику, запрашиваете выписку для водительской медкомиссии. Если данных о диспансерном учете нет, то в доврачебном кабинете специалист выдает направления на все необходимые анализы и посещение врачей.
После прохождения всех диагностических процедур терапевт выдает заключение. И только тогда все данные отправляются в доврачебный кабинет, где вы сможете забрать свою выписку.
Где проходить водительскую медкомиссию в Минске?
Перечень учреждений здравоохранения, где можно пройти водительскую медкомиссию:
Где пройти водительскую медкомиссию не в столице?
Если дело касается регионов, то водительскую комиссию можно пройти в районной поликлинике. Обычно на эти цели врачи выделяют определенный рабочий день или несколько часов. Расписание уточните по телефону, обратившись в регистратуру.
Как пройти водительскую медкомиссию?
Процесс прохождения водительской комиссии не отличается от других медосмотров. На старте дадут бланк со списком врачей, кабинетов и необходимых процедур.
Каких врачей проходят на водительской медкомиссии:
Срок действия медсправки
Чаще всего справку выдают со сроком действия в 5 лет. Но при определенных обстоятельствах срок может сократиться до 1, 2 или 3 лет в зависимости от состояния здоровья человека.
Категории граждан, которые должны проходить обязательное медицинское переосвидетельствование чаще:
- Водители, выполняющие перевозки пассажиров. Им нужно проходить медкомиссию каждые 3 года (при достижении 50 лет – ежегодно).
- Водители, которым 60 лет и старше, инвалиды I и II группы. Новая справка понадобится каждые 2 года.
Сколько стоит водительская медкомиссия в Беларуси?
Прохождение водительской медкомиссии в 24-ой поликлинике г. Минска будет стоить от 17 рублей. В Медсанчасти МАЗа такой же набор услуг выйдет от 20 рублей. В Медцентре «Горизонт» водительская комиссия для женщин стоит 28 рублей, а для мужчин – 17 рублей.
Чтобы получить водительскую медицинскую справку без нервов, запишитесь на прохождение медосмотра заранее. Запись ведется обычно не более, чем на 5 дней вперед. За это время вы успеете подготовить все документы, фото и распланировать свое время. Водите аккуратно и будьте здоровы!
Читайте нас в Telegram первыми узнавайте о новых статьях!
Вас остановила ГАИ – нужна ли водительская медицинская справка
Справка не входит в число обязательных для проверки документов, однако есть категории водителей, которым необходимо иметь ее при себе. 02.04.2021, Sputnik Беларусь
MIA „Rosiya Segodnya“
авто, новости беларуси
Вас остановила ГАИ – нужна ли водительская медицинская справка
ГАИ сможет устанавливать водителей, которым запрещено по состоянию здоровья садиться за руль, через электронную базу данных Минздрава. Новая норма сегодня может быть внесена в закон «О дорожном движении» в белорусском парламенте.
В связи с этим Sputnik решил напомнить, в каких случаях медицинская справка на право управления транспортным средством нужна, а в каких – нет, и стоит ли ее все время возить с собой.
В главном управлении ГАИ МВД поясняют: медсправку в случае остановки на дороге инспектором иметь не нужно, поскольку она не входит в число обязательных для проверки документов.
Однако, как и везде, есть исключение: возить ее нужно тем людям, у которых на правах есть медицинский значок чаши со змеей. Это означает, что у них есть какие-то болезни, которые мешают управлению транспортным средством. Без медсправки такие права будут считаться недействительными, а просроченная справка приравнивается к езде без прав.
Вот в каких случаях еще понадобится медсправка:
- при записи в автошколу,
- при открытии новой водительской категории,
- при замене старого водительского удостоверения на новое,
- при восстановлении прав после лишения,
- при устройстве на работу, если ваша должность связана с управлением транспортом,
- при выезде за границу на машине – пограничники или местные инспекторы ГАИ могут запросить документ.
Напомним, что с 1 января 2020 года водителям не нужно предъявлять медсправку при прохождении техосмотра.
Как и где получить водительскую медсправку в Беларуси
Самая популярная поликлиника для белорусских водителей – 24-я спецмедосмотров, она находится в Минске.
Получить документ также можно в 34-й и 38-й поликлиниках, медсанчасти МАЗа, медцентрах МТЗ и «Горизонта» и поликлинике МВД. Там очереди поменьше, чем в 24-й. Жителям регионов можно обратиться в областные медцентры и районные больницы.
Для прохождения водительского медицинского осмотра нужно подать паспорт, выписку из медкарточки по месту обслуживания, две фотографии 3х4, военный билет или приписное для военнообязанных, справку об отсутствии учета в псих- и наркодиспансере, очки и рецепт на очки для дали или справку на ношение контактных линз (если нарушено зрение), а также предыдущую справку водительской комиссии.
В поликлинике пройти нужно будет терапевта, невролога, нарколога, отоларинголога, офтальмолога, хирурга и гинеколога (для женщин). Обычно справка выдается в течение одного дня после прохождения комиссии, ее предоставляют сроком на пять, два, три или один год — в зависимости от состояния здоровья водителя.
Прохождение водительской медкомиссии платное: в среднем в учреждениях здравоохранения стоимость колеблется от 17 до 30 рублей.