Какая справка нужна для домашнего обучения ребенка школьника

Школьное образование в России является обязательным, но получать его можно не только в стенах школы, но и на дому. Особенно актуален переход на надомный вариант обучения для детей с особенностями развития, которым сложно посещать обычную школу.

Расскажем, кто может перевести ребенка на домашнее обучение, как это сделать, и можно ли не переходить на надомное обучение, даже если есть медицинские показания.

Общие сведения о домашнем обучении

Что это такое. Обучение на дому – форма организации учебного процесса в домашних условиях или в стенах медицинского учреждения, разработанная для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу.

Правовое регулирование. Возможность получения школьного образования на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». Эта форма образования специально предусмотрена для обучения детей-инвалидов, а также детей, которые нуждаются в длительном лечении и не могут посещать образовательные организации.

Согласно п.6 ст.41 273-ФЗ «Об образовании» порядок перевода ребенка на домашнее обучения определяют региональные органы власти. Это значит, что в каждом регионе есть своя специфика оформления надомного обучения.

При организации надомного обучения можно учитывать Письмо Минпросвещения от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».

Чем отличается от семейного обучения. Домашнее обучение следует отличать от семейного образования, хотя оба эти варианта предполагают освоение школьной программы за пределами стен школы.

В рамках этой формы ребенка прикрепят к школе только на время прохождения аттестаций и за качество образовательного процесса отвечают родители. Учителя на дом к ребенку на семейном обучении не ходят, а родители сами определяют, как осваивать  образовательную программу: учить ребенка самостоятельно или привлекать репетиторов.

Читайте подробнее: Как школьнику перейти на семейное обучение и для чего это нужно

Основания для перехода на домашнее обучение

Можно ли перейти на домашнее обучение по желанию родителей. Для перевода ребенка на домашнее обучение нужны медицинские показания: одного желания родителей будет недостаточно.

С какими болезнями переводят на домашнее обучение. Для перевода на надомное обучение у ребенка должно быть диагностировано тяжелое заболевание, не позволяющее ходить в школу. Основаниями для перевода по решению врача могут стать:

  • тяжелая форма сахарного диабета 1 типа;
  • злокачественные новообразования;
  • психические расстройства (шизофрения, умственная отсталость, расстройства личности и настроения и пр.);
  • мышечная дистрофия, миопатия;
  • эпилепсия;
  • ДЦП;
  • сердечная недостаточность I,II ст., нарушение свертываемости крови;
  • заболевания глаз (глаукома, отслойка сетчатки и пр.);
  • поражение опорно-двигательного аппарата и пр.

Полный перечень заболеваний для перехода к надомного обучению содержит Приказ Минздрава №436н от 20 июня 2016 года.

При указанных заболеваниях ребенку могут рекомендовать надомное обучение бессрочно. В некоторых случаях врачи могут рекомендовать обучение на дому на период восстановления после тяжелой болезни или перенесенной операции. Так, основанием для перевода на надомное обучение являются состояния, требующие постельного режима более 1 месяца после травмы или хирургического вмешательства (согласно Письму Минздрава России от 14.09.2016 №15-3/10/2-5810).

Но сам по себе диагноз не служит основанием для получения образования в домашних условиях. Чтобы ребенок продолжил обучение дома учитывается не просто наличие заболевания, а общее психологическое и физическое состояние ребенка, которое препятствует посещению школы.

Так, например, дети с умственной отсталостью могут проходить обучение как совместно с другими учениками, в специально созданных организациях или учиться на дому. Решение о переводе на надомный формат может быть принято при наличии стойких неконтролируемых нарушений поведения, фармакорезистентности или на фоне длительного подбора терапии.

Обязательно ли переводить ребенка на надомное обучение. Родители могут, но не обязаны переводить своего ребенка с ограничениями по здоровью или инвалидностью на надомное обучение.   Выбор формы обучения всегда остается за родителями: без их желания и письменного заявления ребенка на надомное обучение не переведут.

Такие обстоятельства как отсутствие в школе пандусов и неприспособленность для обучения детей с инвалидностью не могут стать основанием для перевода ребенка на надомное образование. Ребенку могут рекомендовать обучение на дому только при наличии тяжелого заболевания.

Обязательно ли оформлять инвалидность. На домашнее обучение переводят ребенка не на основании справки об инвалидности, а с учетом заключений специалиста о необходимости обучения на дому. При наличии установленной группы инвалидности у ребенка больше шансов получить рекомендации о переходе на надомное обучение, но даже без нее можно добиться перевода.

В случае если у ребенка нет проблем со здоровьем, он может перевестись на семейный формат обучения за пределами школьных стен.

Как перейти на домашнее обучение

Куда обращаться. Решение о переходе к обучению на дому принимают на основании медицинского заключения.  Поэтому первоначально нужно посетить педиатра, который инициирует заседание комиссии.

Порядок перевода ребенка на надомное обучение. Чтобы ребенок мог учиться на дому необходимо пройти следующие этапы:

  • Обратиться в медицинскую организацию для получения медицинского заключения. Оно содержит указание на медицинские показания для перевода ребенка на надомное обучение. Заключение действует 1 год.
  • Передать в школу медицинское заключение вместе с заявлением о переходе на надомное обучение. Копию заявления нужно адресовать в департамент образования.
  • Медицинское заключение о переводе на домашнее обучение — образец
  • Администрация школы издает приказ с указанием перечня предметов, количества учебных часов, ответственного персонала, места получения образования и периодичности аттестаций.
  • Подписывается договор о надомном образовании. Родителям выдадут журнал учета уроков, где учителя будут отмечать пройденные занятия.
  • Если состояние здоровья ребенка требует индивидуальной вспомогательной программы, то ее содержание школа предварительно согласует с родителями.

В регионах может быть установлен свой порядок перехода на надомное обучение, поэтому перед инициацией процедуры стоит ознакомиться с местными нормативно-правовыми актами.

Какие документы нужны. Чтобы перевести ребенка для обучения на дом нужны:

  • медицинское заключение с указанием одного из заболеваний, дающих право учиться дома;
  • письменное заявление родителей;
  • справка о составе семьи;
  • паспорта родителей и ребенка;
  • свидетельство о рождении;
  • копия справки об установлении инвалидности;
  • ИПРА;
  • СНИЛС;
  • согласие на обработку персональных данных.

Можно ли в 11 классе перейти на домашнее обучение. Перейти на надомное обучение при наличии медицинских показаний можно в любом классе. Учиться дома могут и первоклассники, и выпускники 9 или 11 класса.

Когда можно перейти. Уйти на надомное обучение можно не только в любом классе, но и в течение всего года, если появились медицинские показания. После выздоровления при отсутствии запретов со стороны врачей ребенок может вернуться в класс.

Как проходит домашнее обучение

Особенности обучения на дому. При домашнем обучении ребенок получает знания вне стен школы. Обычно он прикрепляется к ближайшем  к месту жительства учебном заведению. Надомное образование максимально приближено к классическому:

  • Дети числятся в определенном классе, они числятся в контингенте школы.
  • Они проходят одинаковую программу с другими учениками, пишут контрольные и проверочные работы, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
  • Ученики получают учебники и занимаются по графику с учителями.
  • Школьникам выдают бесплатные учебники, они могут пользоваться библиотекой.
  • По результатам обучения школьники сдают ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ и получаю аттестат.
Читать также:  МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ СПРАВКИ О ДОХОДАХ 2022 МИНТРУД

Разница только в том, что учителя приходят к ребенку домой (в больницу) или проводят занятия онлайн.  Помимо учителей ребенок может пользоваться услугами логопеда, дефектолога, психолога и пр.

Часто бывает, что один учитель обучает ребенка по нескольким предметам. Например, по математике и физике, истории и обществознанию и пр. Это вполне законно, так как в дипломах учителей обычно указана смежная специальность.

Особенности обучения. Если ребенок нуждается в помощи ассистента или тьютора, их должны предоставить на все время урока. Тьютор – это специалист, который помогает в образовательном процессе и оказывает психологическую поддержку. Ассистент отвечает за техническую помощь.

Потребность ребенка в сопровождении тьютора или ассистента может быть подтверждена заключением ПМПК или решением школьного консилиума.

Коррекционные занятия. Некоторые дети с инвалидностью нуждаются в специальных коррекционных занятиях.  Они наряду с тьюторами и ассистентами относятся к особым условиям получения образования детьми с ОВЗ (на основании ч.3 ст.79 ФЗ-273 «Об образовании»). Потребность в проведении таких занятий указывается в заключении ПМПК или ИПРА. Предоставить коррекционные занятия в полном объеме должны независимо от того, по какой форме ребенок проходит обучение: на дому или очно.

Ответственность родителей.  За качество полученных знаний отвечают не родители, а школа. Задача родителей лишь в том, чтобы предоставить учителям доступ в квартиру и подготовить все необходимое для занятий: парту, учебники, приспособления для чтения и пр.

Может ли проходить дистанционно. Обучение на дому может проходить в онлайн-формате. Если состояние здоровья ребенка позволяет, то часть программы он может осваивать в стенах школы и посещать уроки и школьные мероприятия.

По какой программе будут учить ребенка. При обучении ребенку могут разработать индивидуальный учебный план с учетом медицинских рекомендаций. Дети могут учиться по общей программе, по окончании которой они получат аттестат общего образца.

Также им могут предложить обучение по адаптированным программам, в частности, для детей с умственной отсталостью и прочими нарушениями интеллекта. В этом случае процесс обучения  упрощен, а количество аттестаций скорректировано в индивидуальном порядке

Сколько уроков на домашнем обучении. Перевод ребенка на надомное обучение не ведет к автоматическому уменьшению учебной нагрузки, хотя на практике она обычно сокращается.

СанПин в таблице 6.6 «Требования к организации учебного процесса» устанавливает только предельные значения школьной нагрузки, которая варьируется в зависимости от класса:

  • 1-4 класс – до 23 уроков в неделю;
  • 5-9 класс – до 29-32 уроков;
  • 10-11 класс – до 33-34 уроков.

Законодательно не установлено, что учебная нагрузка детей, которые учатся на дому, должна сокращаться (значения по минимальной нагрузке отсутствуют). Если здоровье ребенка позволяет учиться наравне с одноклассниками, количество уроков не должны сокращать. Тем более, не должно быть ситуации, когда часть предметов передаются ребенку для самообучения.

Регионы могут устанавливать свои нормативы по организации учебного процесса. Нередко из 29-34 часов стандартной нагрузки у детей с ОВЗ остается не более 21, а чаще – 8-12 уроков.

При необходимости родители могут обратиться с заявлением о пересмотре учебной нагрузки как в сторону увеличения (в пределах нормативов), так и уменьшения (желательно сослаться на заключение врача). Также можно попросит увеличить нагрузку по отдельным предметам.

Преимущества и недостатки надомного обучения

  • Это бесплатно: не требуются дополнительные затраты на репетиторов, учителя сами будут приходить из школы.
  • Ребенок сохраняет возможность получения образования, несмотря на болезнь. При прохождении длительного лечения и реабилитации можно не прерывать учебный план.
  • Ребенок остается в своем классе и продолжает обучение со знакомыми ему учителями.
  • В перечень болезней входят только наиболее острые состояния: если ребенок болен не тяжело, он будет посещать школу вместе со всеми.
  • В учебный план часто не входят творческие предметы: ИЗО, музыка, технология и пр.
  • Учителя часто не имеют материальной мотивации для качественной организации надомного обучения.
  • Проблемы с социализацией ребенка, отсутствие общения со сверстниками.
  • Нередко возникают сложности с графиком обучения.
  • У учителей зачастую не хватает квалификации для работы с детьми с ОВЗ.

Платят ли родителям компенсацию при надомном обучении

При переходе на семейное обучение родители могут частично компенсировать свои расходы на организацию обучения ребенка, если в регионе действует компенсация. Но при надомном обучении ответственной за обучение остается школа, поэтому такие выплаты родителям не положены. Но они могут рассчитывать на компенсацию стоимости питания: данные гарантии действуют на федеральном уровне.

Согласно ч.7 ст.79 273-ФЗ «Об образовании» дети-инвалиды и имеющие ограниченные возможности здоровья должны быть обеспечены бесплатным двухразовым питанием.  Если дети перешли на надомное обучение, то им обязаны выдавать продуктовые наборы или выплачивать денежную компенсацию стоимости питания. Порядок обеспечения детей-инвалидов бесплатным питанием устанавливают региональные или муниципальные власти.

Компенсацию за питание выплачивают на банковский счет родителей (согласно Письму Минобрнауки России от 14.01.2016 №07-81). Размер компенсации варьируется в зависимости от региона в диапазоне от 50-60 до 200 рублей в день.

Для получения компенсации родителям нужно передать в школу заявление о предоставлении денежной компенсации за бесплатное школьное питание с приложением:

  • паспорта;
  • выписки и банковского счета;
  • документов, подтверждающих инвалидность;
  • свидетельства о рождении ребенка и СНИЛС.

Компенсацию будут перечислять на банковский счет ежемесячно.

Родители часто бывают недовольны качеством школьного образования и процессом обучения.  Свыше 20 тыс.р. решили эти проблемы благодаря переходу на  альтернативную форму получения школьных знаний — семейное образование.

Расскажем в чем преимущества и недостатки семейного образования, кому подойдет такая форма, с чего начать переход, какие документы нужно подготовить,  какие этапы предстоит пройти и к каким сложностям подготовиться.

Общие сведения о семейном обучении

Что это такое. Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей.

Дети старше 15 лет (имеющие аттестат об окончании 9 классов) могут изучать программу за 10-11 класс в форме самообразования (согласно ч.2 ст.63 273-ФЗ «Об образовании»). Этот формат практически не отличается от семейного обучения с той лишь разницей, что при самообразовании школьнику никто не помогает осваивать программу обучения, включая родителей.

Правовое регулирование. Возможность получения школьного образования за пределами школьных стен в форме семейного обучения закреплена в ст.63 ФЗ-273 «Об образовании».

Порядок перехода на семейное обучение опирается на положения Приказа Минпросвещения №115 от 2021 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

Читать также:  Время выдачи свидетельства о смерти в морге

Чем отличается от домашнего обучения. Есть три способа получать образование за стенами школы:

  • домашнее обучение;
  • семейное обучение;
  • дистанционное (временное) – данная форма практиковалась при пандемии коронавируса.

Семейное образование не нужно путать с домашним. Право ребенка на прохождение обучения на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При домашнем обучении ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.

Ребенок на домашнем обучении продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно выполняет домашние задания, как и другие школьники с той лишь разницей, что учителя приходят к нему домой.

Перейти на домашнее обучение могут только дети со слабым здоровьем после прохождения ПМПК. Комиссия должна подтвердить, что ребенок по состоянию психики и здоровья не сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета, эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.

Преимущества и недостатки семейного обучения

Основания для перехода. Обучение дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога, учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:

  • Неудовлетворенностью низким качеством образования (главный мотив).
  • Потребностью ребенка в индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным и опережает сверстников.
  • Временное проживание за пределами страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.
  • Стремление сохранить здоровье ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.
  • Желание воспитывать ребенка с уклоном на традиционное или религиозное обучение.
  • Необходимость совмещения профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом.

Родители могут перейти на семейное обучение без объяснения мотивов принятого решения.

Преимущества. Главными преимуществами семейного образования являются:

  • Наличие индивидуального подхода при обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.
  • Возможность самостоятельного подбора учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр онлайн-лекций и пр.).
  • У ребенка высвобождается время на дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.
  • Формат обучения подойдет тем семьям, где родители часто переезжают.
  • Отсутствует негативное воздействие на здоровье ребенка: он не сидит по полдня за партой, меньше устает, питается домашней едой.
  • Появляется возможность чаще путешествовать.
  • Можно сэкономить на школьной форме, сборах в фонд класса и подарках учителям.

Аргументы «против».  Важно понимать, что семейное образование – не панацея от всех проблем и подойдет далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и энергии для должной мотивации, а также денег для качественного обучения ребенка и выстраивания индивидуального маршрута, а у детей – способность к самодисциплине и организованности.

Наиболее сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения, является бессистемность  (родителям весьма затруднительно самостоятельно ориентироваться в широком спектре ФГОСов и требований).  При этом свобода в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи аттестаций.

В числе недостатков семейного обучения значатся также:

  • Сложности с социализацией из-за обучения в отрыве от детского коллектива.
  • Отсутствие духа соревновательности, который нередко стимулирует детей учиться лучше.
  • Критика со стороны знакомых и предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.
  • Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.

Как организован процесс семейного обучения

Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.  У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов или обратиться в центр семейного образования.

На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать.

Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).

Переход на семейное обучение не является основанием для привлечения внимания к семье со стороны органов опеки.

Как часто нужно ходить в школу. Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр.

Некоторые онлайн-сервисы предоставляют право на прохождение аттестации в дистанционном формате. Обычно эта услуга платная и составляет до 15000 рублей в год.

Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.

Сдавать экзамены также нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Это бесплатно и школа не может требовать денег за сдачу экзаменов.

Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития.

Аттестат школьнику на семейном обучении выдадут такой же, как и другим (согласно ст.60 ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.

Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного» ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными.

Если школьник не сдаст аттестацию, то для законодателей это служит свидетельством того, что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму обучения (согласно п.10 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).

Отказаться от посещения школы родители в этом случае не смогут.  Но если родители полагают, что к ребенку предъявляли завышенные требования при аттестации, его дискриминировали из-за выбора семейной формы обучения, то они могут пожаловаться в департамент образования или выбрать другу школу для аттестаций.

Читать также:  ШУТОЧНАЯ СПРАВКА О ПРОХОЖДЕНИИ ТЕХОСМОТРА НА МУЖЧИНУ

Какие права есть у учеников после перехода на семейное обучение. После перехода на семейную форму обучения школьники получают статус экстерна и за ними сохраняют следующие права:

  • Сочетать несколько форм обучения. Например, ходить на уроки математики в школу, а русский и литературу учить на семейном обучении.
  • Выбрать школу для прохождения аттестаций.
  • Посещать кружки, секции по дополнительному образованию бесплатно.
  • Получать бесплатные учебники, методическую помощь и консультации (по ст.35 273-ФЗ «Об образовании»). Родители могут купить учебники самостоятельно, но не обязаны этого делать. Учебниками всех школьников должны обеспечить за счет бюджета, независимо от формы обучения.
  • Выбирать любую школу для прохождения обязательных аттестаций (по п.1,3 ст.34 273-ФЗ «Об образовании»).
  • Бесплатно пользоваться школьной и городской библиотекой.
  • Участвовать в олимпиадах и школьных конкурсах.
  • Посещать школьного психолога и логопеда.
  • Работать в свободное от учебы время по ст.63 Трудового кодекса с учетом особенностей трудоустройства несовершеннолетних (в частности, с согласия родителей, на неполный день и пр.).

Как перейти на семейную форму обучения

Кто может стать инициатором. Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). После окончания 9 класса дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

Пошаговый порядок действий. Чтобы перейти на семейное обучение  нужно придерживаться следующего порядка:

  • Уведомить департамент (управление) образования о желании сменить форму обучения на семейную.
  • Прикрепиться к любой школе для прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.
  • Написать заявление об отчислении из школы на имя директора (нужно писать только, если аттестации планируется проходить в другой школе!). Этот этап пропускают те,  кто не планирует менять школу и будет аттестоваться по прежнему месту обучения.  Образец заявления об отчислении ученика из школы.
  • Ребенка прикрепляют к школе для сдачи аттестаций в течение 30 дней после подачи заявления и формируют акт о зачислении.
  • Подписывается договор о семейном обучении (необязательно).

Куда обращаться. Переход на семейное обучение начинается с отправки уведомления в органы управления образованием по адресу проживания о принятом решении. Это обязательный этап. Если родители просто заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.

Передать уведомление можно лично или с использованием регионального портала госуслуг.

Уведомление пишется в свободной форме, но должно содержать указание на то, что родители с учетом мнения ребенка приняли решение перейти на семейное обучение. Для оформления документа можно воспользоваться образцом:

Образец уведомления для управления образования о переходе на семейный формат обучения.

Уведомление обработают в срок до 30 дней и предоставят письменный ответ родителям.

Необходимые документы. Для перехода на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.

Когда можно перейти на семейное обучение.  Заявить о своем желании перейти на новый формат обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку будет проще адаптироваться к новому формату.

Выбрать семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.

Ребенок может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»). Позиция о том, что в старших классах допускается только самообразование, не соответствует действительности. Ученики 10-11 класса могут учиться как в форме самообразования, так и семейного образования на свое усмотрение, а могут и сочетать эти формы с очным обучением.

Как выбрать школу для аттестации. При выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную аккредитацию (проверить можно на сайте Рособрнадзора).

Школа для прохождения аттестации не обязательно должна быть по прописке.

Нюансы перехода на семейное обучение

Можно ли вернуться в школу с семейного обучения. Если родители не готовы продолжать семейный формат обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

Могут ли отказать в переходе на семейное обучение. Родителям не могут отказать в переводе на семейное обучение из-за отсутствия у них педагогического образования и по другим причинам.

Если в школе говорят, что не знают как работать с детьми на семейном обучении и у них не принята нормативная база, то это не служит веским основанием для отказа. Так как семейное обучение гарантировано федеральным законодательством, родители могут требовать прохождения аттестаций в любой школе. Если школа отказывается прикреплять ребенка, можно жаловаться на ее работу в департамент образования или Рособрнадзор.

Если ребенок только идет в первый класс. Будущие первоклассники также могут перейти на семейное обучение после уведомления департамента образования и прикрепления к школе для прохождения аттестаций.

Есть ли особенности при самообразовании. При переходе старшеклассника на самообразование есть несколько нюансов:

  • Решение перейти на самообразование принимает сам школьник. После окончания 9 классов мнение родителей может не учитываться.
  • Уведомление в адрес местных органов власти о переходе на самообучение можно не подавать – достаточно передать заявление в школу.

Компенсация за семейное обучение

В ФЗ «Об образовании» отсутствует указание на обязательную выплату компенсации родителям, которые перевели своих детей на семейное обучение. Но региональные власти вправе ввести такие компенсации по своему усмотрению: их размер может достигать 80-150 тыс.р. ежегодно.

Подобные компенсации действуют в Москве (согласно п.3.1 ст.6 Закона Москвы от 2001 года №25), Пермском крае, Тульской и Свердловской области. Уточнить, предусмотрены ли выплаты родителям в регионе проживания ребенка, можно в департаменте образования при передаче уведомления на переход на семейное обучение.

Порядок выплаты компенсации может варьироваться, но обычно требуется, чтобы ребенок проживал в регионе оформления и был прикреплен к местной школе. По этой причине право на выплаты утрачивают семьи, проживающие за границей.

Выплата «зарплаты» родителям связана с тем, что когда они забирают ребенка из школы, то соглашаются тратить свое время на получение образования, а государство экономит деньги на зарплату педагогам, помещение, горячее питание и пр.  В Свердловской области 80% от выделяемых из бюджета денег на ребенка уходит родителям детей на семейном обучении, оставшиеся 20% — в школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *