Наведение справок — Оперативно-розыскная деятельность

Наведение справок является одним из самых распространенных оперативно-розыскных мероприятий. Практически во всех тактических ситуациях оперативный сотрудник начинает свою работу именно с него. На первый взгляд может показаться, что при наведении справок не возникает никаких проблем, однако это далеко не так. Предлагаем Вашему вниманию научные статьи посвященные правовым вопросам реализации данного оперативно-розыскного мероприятия.

Статья Д. Кольцова, 2018 г.

Категория: Научные статьи

Наведение справок

Наведение справок – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в получении информации из различных баз данных, криминалистических и оперативных учетов, при помощи направления запросов в различные организации, а также гражданам.

Наведение справок осуществляется в целях получения сведений о проверяемом лице: его образе жизни, местонахождении, родственных и дружеских связях, наличии недвижимого имущества, регистрации по месту жительства, принадлежности телефонных номеров, владельце транспортного средства, судимости, выдаче документов, удостоверяющих личность, и служебных удостоверений, наличии оружия и др.

При отработке связей лица информация может быть получена от органов власти по месту его жительства, из РЭУ ДЕЗ, домоуправления, поликлиники, с места учебы, работы, прохождения военной службы, из мест отдыха, из мест лишения свободы.

С учетом содержания получаемой информации мероприятие может проводиться: гласно, негласно и без обозначения цели сбора данных при получении информации от граждан и организаций; с составлением необходимых документов (запросов) или без такового; непосредственно оперативным работником, по его заданию сотрудником оперативно-технической и поисковой службы, по заданию оперативного сотрудника конфидентом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направляют письменные запросы в органы власти и различные организации, которые безвозмездно предоставляют соответствующую информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения.

Специальный порядок получения информации предусмотрен в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г. , относятся:

а) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
б) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна);
в) сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. );
г) сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна).

В процессе наведения справок широко используются всевозможные базы данных. Процессуальную ценность представляют данные, поступившие по направленным запросам из официальных организаций, и присланные ими материалы (документы или информация на различных носителях). Эти данные в дальнейшем можно приобщить куголовному делу в качестве доказательств.

Иная информация (оформленная рапортом или справкой оперативного сотрудника) представляет оперативный интерес.

Понятие, виды оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия – это проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности конкретные действия, исчерпывающий перечень которых определен Законом об оперативно-розыскной деятельности; представляют собой структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно-розыскную деятельность.

Перечень оперативно-розыскных мероприятий (может быть изменен или дополнен только федеральным законом).

В зависимости от своего содержания и порядка их проведения оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

  • в зависимости от отношения к конституционным правам граждан:
    а) ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища) (например, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);
    б) не ограничивающие конституционные права (иные оперативно-розыскные мероприятия);
  • в зависимости от скрытности:
    а) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно (например, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования);
    б) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся негласно (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи);
  • в зависимости от использования технических средств (специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности):
    а) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства (напр., исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);
    б) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются (иные оперативно-розыскные мероприятия);
  • в зависимости от принадлежности используемых оперативно-технических сил и средств:
    а) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (напр., контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);
    б) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием собственных сил и средств (иные оперативно-розыскные мероприятия).

Наведение справок — это
оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в получении информации,
имеющей значение для решения конкретных задач ОРД путем направления запроса
юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать
таковой, а равно и ее получение путем непосредственного ознакомления с
соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных,
криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и
других источников.

Учитывая изложенное,
данное мероприятие предусматривает два способа получения информации:
направление запроса и непосредственное ознакомление с носителями информации.

Объектом
мероприятия являются документы или иные
носители информации, которые содержат представляющие оперативный интерес
сведения.

Виды необходимых
документов и места их нахождения определяются сотрудником оперативного
подразделения. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный
интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других
правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных
материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных
задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств:
бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй
болезней и т.

Другим объектом данного
мероприятия являются различные информационные системы (банки данных). Для
наведения справок используются банки данных различных служб органов внутренних
дел: Главного информационно-аналитического центра МВД России, информационных
центров МВД (УМВД, ГУ МВД), информационных подразделений уголовного розыска и
ЭБиПК, ГИБДД, по вопросам миграции, лицензионно-разрешительных подразделений,
дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных
систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов,
таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных
охранных агентств и т.

Целью
наведения справок является сбор
сведений о лице, позволяющих установить его причастность к противоправной
деятельности или получение иной информации, необходимой для решения задач ОРД. Эти сведения могут включать в себя данные о биографии, образовании, роде
занятий, имущественном положении, местах проживания, перенесенных заболеваниях,
прежних судимостях, криминальных связях, фактах допущенных в прошлом
правонарушений и другие факты.

Порядок
проведения наведения справок. При наличии
оснований полагать, что у юридического или физического лица, на различных
носителях (учетах, базах данных) имеется необходимая для решения задач ОРД
информация, ему направляется запрос. Запрос оформляется в письменной форме,
однако если обладатель информации готов её предоставить без письменного
оформления, то такая информация может получаться по устному обращению. В
письменном запросе делается ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД и
указываются конкретные запрашиваемые сведения. Если в соответствии с законом
запрашиваемая информация предоставляется по судебному решению, то для получения
таких сведений необходимо получить разрешение суда. К ним относится информация,
содержащая государственную или иную охраняемую Федеральным законом
тайну.

Перечень сведений, отнесенных к государственной
тайне, утвержден ст. 5 Закона о государственной тайне и конкретизирован
соответствующими подзаконными нормативными актами.

Кроме того, на
получение в ходе наведения справок сведений, содержащих коммерческую, аудиторскую, адвокатскую, банковскую тайну, а также тайну информации, полученной
ломбардом от заемщика или
поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за
исключением наименования, описания технических, технологических и качественных
характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном
ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О
ломбардах», обращено взыскание, требуется решение
суда.

Причем при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности не допускается ограничение прав граждан на некоторые виды тайн,
охраняемых федеральными законами. Так, предоставление сотрудникам оперативных
подразделений полиции информации о сведениях, содержащих врачебную (ст. 13
Федерального закона «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации), нотариальную (ст. 5
Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) тайну, возможно только при наличии возбужденного
уголовного дела, а предоставление сведений о лице, от которого в СМИ поступила
информация, возможно только в случае, когда соответствующее требование поступило
от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 Закона РФ
«О средствах массовой информации»).

Следует
заметить, что в соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России
подразделениями полиции, правомочными направлять операторам связи запросы о
предоставлении информации о пользователях услугами связи и об оказанных им
услугах связи, а также иной информации при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности, являются только Бюро специальных технических мероприятий МВД
России и бюро специальных технических мероприятий территориальных органов МВД
России на региональном уровне.

Кроме того, наведение
справок в отношении информации ограниченного доступа осуществляется, как
правило, только путем направления запроса, подписанного руководителем органа,
осуществляющего ОРД.

Запрос в иной
территориальный орган МВД России должен быть подписан руководителем органа,
осуществляющего ОРД, либо руководителем территориального органа МВД России
соответствующего уровня.

В запросе должны быть
указаны данные и служебный телефон подготовившего его лица, чтобы в случае
возникновения вопросов их можно было максимально быстро
разрешить.

Читать также:  Беззаботная помощь центра занятости и справка по безработице в программах 1С

При непосредственном
изучении носителей информации сотрудником оперативного подразделения,
интересуемые сведения получаются им самостоятельно. Это же правило
распространяется при работе с информационными
системами.

Организационное и
техническое обеспечение мероприятия предполагает правильное определение
видов и мест хранения необходимых документов и информационных систем, содержащих
необходимые сведения. В качестве основного технического средства реализации
данного ОРМ выступает современная компьютерная техника, на базе которой
создается и функционирует большая часть оперативно-розыскных банков данных.

Оформление результатов наведения справок. Результаты изучения документов или иных носителей
информации могут оформляться справкой или рапортом оперативного сотрудника с
приложением полученных оригиналов документов или их копий. Поступившие
письменные ответы приобщаются к соответствующим материалам или делам. В случае
необходимости они могут направляться в установленном порядке следователю для
приобщения к материалам уголовных дел.

Наведение справок — Оперативно-розыскная деятельность

Наведение справок — Оперативно-розыскная деятельность

Емельянов С.

Курс лекций С/К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Опрос (ч. 1 п. 1 ст. 11)

Опрос — это ОРМ, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.

Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового — посредством использования технических средств (например, телефонной связи или в Интернете).

Неотъемлемой чертой опроса представляется непосредственность общения субъекта с объектом независимо от того, кто выступает в качестве субъекта -сам оперативник или по его поручению другое лицо.

Проведение опроса допускается:

— с использованием мер конспирации,

— зашифровки опрашивающим своей личности, статуса

— либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является.

Это обусловлено полномочиями ОРО. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе.

В ходе опроса может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура – как открыто, так и втайне от опрашиваемого. Поскольку использование аппаратуры не характеризует сущность опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием полиграфа («детектора лжи»), при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого.

При проведении опроса как ОРМ законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием к проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали.

Например, опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении. Представляется допустимым и проведение опроса больного, в частности жертвы преступления, если его состояние позволяет провести такую беседу. Опрос потерпевшей женщины, в том числе об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.

Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств — он может проводиться как в служебном помещении ОРО, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо (на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др. Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается. Исключение составляют ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.

Отличие от других видов опроса. Опрос является составной частью не только ОРД, но и других видов правоохранительной деятельности, например уголовного судопроизводства, административной. Однако такие опросы не тождественны опросу в ОРД и имеют существенные отличия. Например, опрос в уголовном судопроизводстве имеет отличных от ОРД участников, наделенных иным процессуальным статусом и обязанностями; его проведение регламентировано УПК и цель его проведения заключается в собирании фактических данных, их последующей оценке и использовании в процессе доказывания по уголовному делу.

В административной деятельности проведение опроса имеет широкое распространение, однако он допускается лишь с согласия предполагаемых объектов и лицами, не являющимися субъектами ОРД, для достижения целей и решения задач, не относящихся к ОРД, например привлечения к административной ответственности, выполнения договорных обязательств и др.

Опрос как ОРМ следует отличать и от устного опроса физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такой опрос вправе производить должностные лица таможенных органов без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как ОРМ, независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативника.

Гласный опросможет представлять собой и розыскное действие, предусмотренное УПК. Розыскное действие допустимо осуществлять в силу прямых указаний УПК только по уголовному делу. Опрос в качестве ОРМ может производиться оперативником и до возбуждения уголовного дела.

Данные, полученные в результате проведения опроса, оформляются справкой или рапортом сотрудника ОРО, а при согласии опрашиваемого – его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.

В процессе доказывания возможны два варианта использования данных, полученных в результате опроса:

в первом случае (при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной) составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу

во втором случае (при оформлении результатов опроса в форме справки (рапорта) оперативника) полученные сведения используются в качестве ориентирующей информациипри выдвижении следователем или оперативником версий, планировании расследования или производства по ДОУ, а также как источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для уголовного дела или ДОУ.

Наведение справок (ч. 11)

Наведение справок – ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.

Получение или собирание информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов.

В целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др. , представляется допустимым не только ее получение по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации.

В запрашиваемых материалах может содержаться различная информация, необходимая для обеспечения проведения иных ОРМ, определения направлений работы, поиска скрывающегося преступника или без вести пропавшего лица, проверки полученной оперативной информации и др. В частности, могут быть затребованы данные о выдаче лицу официальных документов, наличии транспортных средств, оружия, о судимости, принадлежности номера телефона, круга связей в местах лишения свободы и другие необходимые сведения.

В зависимости от статуса информации обращение за ее получением или предоставлением возможности ознакомления с содержащими ее источниками может быть как письменным, так и устным.

Сведения конфиденциального характера могут быть официально затребованы только по письменному запросу. К числу таких сведений отнесены, например, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. ); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен.

С учетом того, что ОРД может осуществляться как гласно, так и негласно, а также исходя из разведывательной направленности этой деятельности и необходимости конспиративного наведения справок допустимо и неофициальное получение данных конфиденциального характера Наведение справок может осуществляться как непосредственно должностным лицом ОРО, так и при помощи конфидентов. Получение информации из источников, имеющихся у частных лиц, может сопровождаться снятием копий документов либо их изъятием с согласия этих лиц.

Вопрос о возможности придания доказательственного значения результатам наведения справок в качестве ОРМ может зависеть от его характера. Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного в государственное учреждение за подписью руководителя ОРО, и получении официального ответа в письменном виде, то никаких препятствий к тому, что при направлении такой справки следователю, она была приобщена к уголовному делу в качестве иного документа. Если же результаты наведения справок отражены в рапорте оперативника, то полученные им сведенья, носят исключительно ориентирующее значение.

Заказать ✍️ написание учебной работы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» в современных условиях

Читать также:  Скачайте и заполните бланк выписки из банка Росбанка за 2019 год

Присоединяясь к мнению вышеперечисленных ученых, считаем необходимым раскрыть в ФЗ «Об ОРД» понятие всех пятнадцати предусмотренных в нем ОРМ. На наш взгляд, сведения, составляющие государственную тайну, при этом разглашены не будут, так как указанные определения неоднократно формулировались в различных научных трудах открытого характера. Вместе с тем мы предлагаем законодательно закрепить лишь толкования определений, регламентируя все остальное закрытыми ведомственными (а лучше — единым межведомственным) нормативными правовыми актами.

Итак, различными учеными ОРМ «наведение справок» предлагается понимать как:

Кроме того, еще одним недостатком некоторых из приведенных определений, возможно, связанным с уровнем развития техники в то время, когда они были формулированы, является то, что они не предусматривают третью (наряду с направлением запросов и непосредственным изучением документов) тактическую форму проведения рассматриваемого ОРМ, которую ряд авторов определяют как изучение информационных массивов (информационных систем, баз данных). Представляется, что указанное понятие требует некоторого уточнения.

К информационным массивам, исходя из толкования данного термина, допустимо отнести, в числе прочего, архивы, содержащие бумажные носители информации. Информационные системы, по нашему мнению, представляют собой информационные массивы, определенным образом организованные для поиска информации, тогда как под базами данных следует понимать информационные массивы, накопление информации в которых ведется исключительно в электронной форме. Следовательно, изучение информационных массивов является разновидностью двух упомянутых выше направлений: непосредственного изучения документов в бумажной или электронной форме, если субъект ОРМ имеет доступ к информационному массиву, либо направления запросов, если доступа не имеется.

Вместе с тем мы считаем, что ОРМ «наведение справок» может проводиться не только в этих двух формах. Возможна и в ряде случаев используется на практике третья форма — введение поисковых запросов различного характера в сеть «Интернет», в том числе и с использованием социальных сетей. Отличием от рассмотренной в предыдущем абзаце формы следует считать отсутствие ограничений по кругу поиска — результаты могут охватывать различные сферы деятельности объекта (работа, увлечения, сведения о доходах, фотографии, круг контактов и др. ), поиск неопределенного количества объектов по заданным признакам и пр. При этом, несмотря на распространенность сети «Интернет» в настоящее время, считаем необходимым исключить ссылку на конкретный электронный ресурс и использовать более общий термин «электронные телекоммуникационные сети».

Продолжая формулировать определение ОРМ «наведение справок», представляется целесообразным исключить указания на видовую принадлежность определяемого понятия (ОРМ, способ сбора информации), вновь сосредотачиваясь на содержательность стороне осуществления данного мероприятия. Также представляется бесперспективной попытка конкретизировать перечень объектов, которым могут направляться запросы: органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также международные организации; любые учреждения и организации, независимо от их принадлежности, имеющие информационные системы, располагающие информацией, сохраняемой в других формах; государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы и др. Это, по нашему мнению, ведет к необоснованному сужению круга объектов, а также к излишнему «загромождению» формулировки. Представляется, что частные лица, не обладающие документальными носителями информации, получившие запрос, подготовленный оперативным сотрудником, и направившие на него письменный ответ, являются участниками ОРМ «наведение справок». Их отличие от субъектов опроса заключается в объективной стороне их действий: они отвечают на поставленные вопросы не непосредственно в ходе общения, а опосредованно, при необходимости — по истечении времени, отводимого для сбора информации, требующейся для формулирования ответа (включая обращение отвечающего к информационным массивам), и ее пересылки инициатору запроса. В связи с этим считаем возможным использовать вариант, предложенный А. Шумиловым, — определенные юридические и (или) физические лица.

Итак, наведение справок — изучение оперативной информации, получаемой путем ознакомления с содержанием ее имеющихся носителей, либо направления запросов о предоставлении оперативной информации юридическим и (или) физическим лицам, возможно ей располагающим, с последующим ознакомлением с ответами на запросы, либо введения поисковых запросов в электронных информационных сетях в целях решения тактических задач ОРД.

Как следует из определения, формами проведения ОРМ являются:

ознакомление с содержанием оперативной информации на имеющихся носителях,

направление запросов о предоставлении оперативной информации юридическим и (или) физическим лицам, возможно ей располагающим, с последующим ознакомлением с ответами на запросы,

введение поисковых запросов в электронных информационных сетях.

Осознавая дискуссионный характер вышеприведенных тезисов, автор будет приветствовать возможную научную дискуссию по затронутым вопросам: как говорили древние, «в споре рождается истина».

оперативный розыскной информация запрос

Агарков, А. Законодательное закрепление содержания оперативно-разыскных мероприятий — необходимое условие совершенствования современной оперативно-разыскной деятельности // Оперативник (сыщик). — 2017. — № 1 (50).

Агарков, А. Сущность оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» и необходимость его законодательного закрепления // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 3 (32).

Дубоносов, Е. Оперативно-розыскная деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — 5 изд. , перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2016.

Шатохин, И. Типичные поводы жалоб в Конституционный Суд на нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Оперативник (сыщик). — 2016. — № 2 (47).

Размещено на Allbest

К этой группе – несанкционируемым ОРМ относятся те, которые согласно ФЗ «Об ОРД» могут проводиться по решению непосредственно оперативного работника без вынесения постановления на их осуществление.

Опрос – это специальная беседа, проводимая с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные сотрудники либо лица, действующие по их поручению.

Объектом опроса могут любые лица, располагающие оперативно-значимой информацией независимо от гражданства, возраста, должностного, социального положения, религиозных убеждений.

Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов выделяют следующие виды опросов:

– гласный опрос без зашифровки цели;

– гласный опрос с зашифровкой цели;

– негласный опрос без зашифровки цели;

– негласный опрос с зашифровкой цели;

– легендированный опрос.

Гласный опрос без зашифровки цели проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать от окружающих интересующие оперативных работников сведения.

Гласный опрос с зашифровкой цели заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных интересов и целей опрашивающего.

Негласный опрос предполагает сохранение в тайне от окружающих и, в первую очередь, от тех лиц, о которых собирались сведения, как факта беседы, так и содержания разговора.

Легендированный опрос заключается в сокрытии опрашивающим лицом своей принадлежности к правоохранительным органам и введении опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы.

Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением (заявлением или явкой с повинной) либо справкой (рапортом) оперативного работника. Эти материалы впоследствии могут быть переданы следователю для приобщения к материалам уголовного дела. Если информация получена при условии конфиденциальности, то справка (рапорт) хранятся и используются по правилам секретного делопроизводства и следователю не передаются.

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непосредственном изучении документов (в том числе архивных), а также в направлении запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого лица, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить причастность к противоправной деятельности. В ФЗ «Об ОРД» отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы сбора и хранения достаточно большого объема сведений, содержащих коммерческую, журналистскую, банковскую, врачебную, нотариальную и ряд других видов тайн. Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Наведение справок путем излучения документов в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств доступа может осуществляться сотрудником оперативного аппарата, либо по его поручению другим лицом. При этом цели излучения документов могут зашифровываться, а личность наводящего справки – легендироваться.

Виды документов, необходимых для наведения справок, а также места их получения определяются непосредственно сотрудниками оперативного аппарата.

Результаты наведения справок в информационных системах, полученные на основании официальных запросов, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного работника с приложением полученных оригиналов документов или их копий и, в случае необходимости, могут приобщаться к материалам уголовных дел.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение различных объектов для распознания и идентификации с уже имеющимися аналогами, либо установления признаков преступной деятельности.

Виды образцов, собираемых для сравнительного исследования, могут быть самыми разнообразными и их можно разделить на две большие группы:

Читать также:  Как называется справка о ДТП по форме 154 для страховки?

– объекты, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования;

– объекты, являющиеся составной частью целого, подлежащей непосредственному исследованию.

К первой группе, прежде всего относятся физиологические компоненты человека (кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк), следы обуви и транспортных средств, микрочастицы. Ко второй группе относятся предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; похищенное имущество.

В зависимости от степени законспирированности можно выделить следующие тактические способы сбора образцов для сравнительного исследования:

1) гласный без зашифровки целей, если оперативный работник не скрывает от заинтересованных лиц своих целей (например, просит оставить отпечатки пальцев для сравнения их со следами, обнаруженными на месте преступления);

2) гласный с зашифровкой целей, когда оперативный работник, не скрывая свою должность, зашифровывает истинную цель действий (например, просит собственноручно написать объяснение по отвлеченному поводу с целью получения образца почерка);

3) негласный, когда сбор образцов осуществляется втайне от проверяемых лиц (например, изымается ресторанная посуда, которой пользовались проверяемые лица для взятия с нее отпечатков пальцев);

4) легендированный, когда оперативный работник скрывает свою принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и цель своих действий (например, представившись журналистом, просит дать интервью для получения образцов голоса).

Данное мероприятие проводится сотрудниками оперативного аппарата с привлечением при необходимости специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, либо по его поручению другими лицами, в том числе оказывающими конфиденциальное содействие.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Результаты сбора образцов оформляются:

à при гласном способе – актом сбора образцов для сравнительного исследования;

à при зашифрованном, легендированном и негласном способе, осуществляемом оперативным работником, – рапортом или справкой;

à осуществленным лицом, оказывающим конфиденциальное содействие, – сообщением.

Сами образцы прилагаются в упакованном виде.

Исследование предметов и документов – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непроцессуальном криминалистическом исследовании объектов, полученных в результате иных оперативно-розыскных мероприятий, проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней проверяемых лиц.

С помощью исследования решаются задачи получения информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификации следов преступной деятельности; определения принадлежности и отождествления биологических объектов (кровь, слюна, волосы и т. ); определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Исследование проводится по письменному поручению оперативных аппаратов, подписанному руководителем, экспертно-криминалистическими службами, а также специалистами научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств. При необходимости к проведению исследования предметов, веществ и документов могут привлекаться на контрактной основе отдельные лица, обладающие специальными научными, техническими и иными специальными познаниями. При наличии стандартизованных методик исследования могут проводиться и самим оперативным работником (например, определение наркотического вещества с помощью экспресс-анализатора). В письменном поручении на проведение исследования предметов, веществ и документов ставятся вопросы, интересующие инициатора исследования. При необходимости в нем могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов. При невозможности получения образцов объектов оперативные аппараты могут привлечь специалистов для проведения исследований на месте нахождения предметов.

Обязательным условием исследования предметов, веществ и документов, полученных негласным путем и являющихся потенциальным источником доказательств по уголовному делу, является их сохранность в прежнем виде и качественная неизменность, обеспечивающая возможность проведения последующей экспертизы.

Результаты исследования объектов, проведенного в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях – документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо исследование проводилось на условии конфиденциальности.

Наблюдение – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слежении за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами; местами нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

— выявление преступной деятельности лиц, подозреваемых в подготовке и совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

— розыска опасных преступников;

— фиксации отдельных эпизодов преступной деятельности с помощью фото-, видео — и аудиоаппаратуры;

— проверки надежности агентурного аппарата.

Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т. сочетающим в себе элементы того и другого.

Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующимися на этих методах работы, самим оперативным работником либо иными лицами, действующими по его поручению.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений правоохранительных органов. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

В процессе наблюдения в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица в определенный промежуток времени. В процессе наблюдения могут проводиться негласные фото-, кино — или видеосъемка.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или при необходимости объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, кинопленок либо видеокассет. Эти материалы могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело.

Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Отождествление личности – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, путем непроцессуального отождествления по признакам ее внешности, голосу, запаху и другим данным.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его идивидуальные признаки (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым, и располагающими лишь его описанием, изображением либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

1) непосредственное отождествление личности по фото- видеоучетам органа внутренних дел;

2) непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди задержанных лиц;

3) опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

4) опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

5) отождествление по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается оказывать воздействие на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества которых ставят под сомнение его результаты.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемого, при его согласии.

Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска по информационным системам.

Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.

Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Роль оперативно-розыскных мероприятий в выполнении задач оперативно-розыскной деятельности. Опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования. Исследование предметов и документов. Отождествление личности, оперативный эксперимент.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ

Подобные документы

  • Понятие оперативно-розыскных мероприятий, их характеристика и виды: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного анализа, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, наружное наблюдение.
  • Изучение понятия, оснований, условий проведения оперативно-розыскных мероприятий и их классификации. Анализ сбора образцов для сравнительного анализа, проверочной закупки, оперативного эксперимент и внедрения, отожествления личности, наведения справок.
  • Понятие и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, сбор образцов для сравнительного анализа, контроль почтовых отправлений, снятие информации с технических каналов связи, юридические основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
  • Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения. Особенности наведения справок, выполнение проверочной закупки, исследование предметов и документов, организация контролируемой поставки, суть оперативного эксперимента.
  • Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. Условия, содержащие исключения из правил проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прослушивание телефонных переговоров на проводных линиях связи. Пути снятия информации с технических каналов.
  • Принципы оперативно-розыскной деятельности: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека, конспирации, сочетания гласных и негласных методов. Оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок»: понятие, основания и условия проведения.
  • Определение понятия оперативно-розыскных мероприятий, условия получения судебного разрешения на их проведение. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при возбуждении уголовного дела и в качестве доказательства по уголовным делам.

Наведение справок — Оперативно-розыскная деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *