Госдума приняла законопроект, запрещающий насильникам, убийцам, террористам и другим опасным преступникам работать таксистами, а также водителями автобусов, троллейбусов и трамваев. До 1 сентября 2023 года гражданам, занятым в пассажирских перевозках, нужно будет предъявить справку об отсутствии судимости работодателю, в противном случае их уволят. Это правило коснется не только граждан России, но и приезжих из стран ЕАЭС. Эксперты сомневаются, что поправки сработают, поскольку сегодня можно получить любую справку, подлинность которой проверить сложно.
Принятый во вторник в третьем чтении законопроект (вступает в силу 1 марта 2023 года) вводит в Трудовой кодекс новую норму, согласно которой устроиться водителем автобуса, трамвая или троллейбуса нельзя гражданину с неснятой или непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления, включая убийство, похищение, изнасилование, терроризм и т. д.
Для водителей такси вводится еще более жесткое правило: они не смогут работать, имея непогашенную судимость за преступление средней тяжести (например, за кражу или грабеж). Пассажир такси находится в машине наедине с водителем, пояснил “Ъ” более строгие требования глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
При трудоустройстве потенциальные водители общественного транспорта должны будут предъявить справку об отсутствии судимости. А те, кто уже трудится, должны предоставить в отдел кадров соответствующий документ до 1 сентября 2023 года — в противном случае трудовой договор будет расторгнут.
Работодатель, получив информацию из полиции, что водитель подвергся уголовному преследованию, будет обязан отстранить его от работы. Нововведение коснется как россиян, так и граждан стран ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии). Остальные иностранцы, сказано в пояснительной записке, в случае непогашенной судимости не могут получить разрешение на работу или патент уже сегодня.
С идеей ввести ограничения для граждан, осуществляющих перевозки пассажиров, впервые выступил мэр Москвы Сергей Собянин в 2017 году. «У нас в такси работают люди, осужденные за грабежи, кражи, убийства и т. д.,— говорил он.— Вряд ли кому-то хочется попасть пассажиром к такому водителю». Тогда президент Владимир Путин поручил правительству разработать соответствующий законопроект. Минтранс представил документ в конце 2019 года (“Ъ” рассказывал об этом),
Белый дом внес его в Госдуму в сентябре 2021 года. Каких-либо данных о таксистах или водителях автобусов с судимостями в материалах к законопроекту не приводится. Упоминаются лишь сведения операции «Заслон», которая проводилась в Москве в августе 2017 года: тогда полиция обнаружила девять таксистов, ранее осужденных за убийство, пять — за изнасилование, двоих — за захват заложников.
Глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус законопроект поддержал, но заметил, что механизм может и не сработать.
«Даже если водитель и принесет справку работодателю, но проверить ее достоверность невозможно,— говорит господин Швагерус.— В России без труда можно получить, по сути, любую справку за деньги».
Проблему подтверждает и глава координационного совета Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков: базы данных стран ЕАЭС не интегрированы в сеть, проверить подлинность предъявленной справки затруднительно. Для того чтобы работодатель понимал, кого берет на работу, нужен цифровой профиль водителя такси, привязанный к порталу госуслуг, добавляет Станислав Швагерус.
Разработан ГОСТ для устройств по борьбе с нетрезвыми водителями
Эксперт также заметил, что большая часть таксистов официально не трудоустроены: они берут в аренду машину по договору с собственником. Формальный запрет на работу с судимостью проконтролировать нельзя. «Пока у нас для таксистов четко не определен работодатель, все это будет лишь полумерами»,— резюмирует Андрей Попков. Эксперт региональной общественной организации «Союз безопасности дорожного движения» Елена Гращенкова считает более логичным введение лицензирования таксистов, когда к водителям предъявляется комплекс требований, включая отсутствие судимости, стаж вождения, проживание и работа в одном регионе и т. д. Принимать для каждого правила отдельный закон эксперт считает странным решением.
Вопрос: Работодатель требует ежегодного медицинского осмотра водителей и представления медицинской справки водителя (форма N 003-В/у). Законны ли данные требования? С какой периодичностью водитель обязан проходить медицинский осмотр? За чей счет проводится медицинский осмотр?
Ответ: Медицинская справка водителя (форма N 003-В/у) не является документом, подтверждающим прохождение работником периодического медицинского осмотра, поэтому у работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для истребования такой справки с работающего в организации водителя. Требование проходить периодический медицинский осмотр ежегодно правомерно в отношении водителей младше 21 года. Водители старше 21 года проходят периодический медосмотр не реже чем один раз в два года за счет работодателя.
Обоснование: Некоторые категории работников в обязательном порядке проходят предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 213 Трудового кодекса РФ). Законодательством разграничены такие виды процедур, как медицинский осмотр (обследование) и медицинское освидетельствование, они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы и средства. Порядок проведения медицинских осмотров (обследований) и порядок проведения медицинских освидетельствований урегулированы различными нормами права. Обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет. Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) утвержден Приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344н (далее — Порядок). Медицинское освидетельствование проводится с целью определения наличия (отсутствия) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством (п. 2 Порядка). Таким образом, медицинская справка водителя (форма N 003-В/у) не является документом, подтверждающим прохождение работником периодического медицинского осмотра, поэтому у работодателя отсутствуют какие-либо правовые основания для истребования такой справки от работающего в организации водителя. Указанная справка требуется в случаях, связанных с получением, заменой или возвратом водительского удостоверения. Работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 27 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). Работодатель должен организовывать периодические медосмотры водителей не реже чем один раз в два года, а если водитель младше 21 года — ежегодно (до достижения этого возраста) (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 27 Приложения N 2, п. п. 16, 17 Приложения N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России N 302н). Таким образом, требование проходить периодический медицинский осмотр ежегодно правомерно в отношении водителей младше 21 года. Водители старше 21 года проходят периодический медосмотр не реже чем один раз в два года. Периодический медосмотр проводится за счет работодателя (ч. 2 ст. 212, ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Предрейсовый (послерейсовый) медицинский и технический осмотр в такси (ИП)
Службы такси в 2019 году подвергаются реформам, неся извозчикам массу проблем. Упрощая обязательный предрейсовый (послерейсовый) осмотр, медорганизации предлагают разные формы обслуживания. Новые законы способствуют тому, чтобы водителю было выгоднее осуществить медосмотр, чем подделывать штампик врача.
Российские законодатели, в целях повышения безопасности на дорогах, и в частности, работы таксомоторов, ориентируются на Европу. Статистика свидетельствует, что одними из самых «опасных» видов транспорта являются маршрутки, автобусы и такси. Если общие показатели по ДТП снижаются, то по пассажирским перевозкам, наоборот, за прошлый год возросли на 25 %, поэтому государство постоянно усиливает контроль за исполнением требований, обеспечивающих безопасность пассажиров.
Как бы не возмущались водители такси, описывая трудности профессии, реформы будут внедряться, ограничивая их деятельность жесткими рамками законов. Штрафы за нарушения только увеличатся. Практически все сведения о деятельности перевозчиков вносятся в единую базу. Пока контроль осуществляется на региональном уровне, условия работы отличаются, но все идет к всеобщим европейским стандартам.
Это приведет к прозрачности работы транспортных организаций. Таксистов-нелегалов вытеснят с рынка, наказывая рублем. Поэтому легализация таксистов и работа в соответствии с требованиями законодательства РФ неизбежный процесс.
Обязательные документы для таксиста
(требования 2019 года)
Чтобы легально работать в такси, то есть, перевозить пассажиров, водитель обязан приобрести лицензию, дающую такое право. Но прежде чем ее получить, необходимо трудоустройство в соответствующей транспортной организации, ООО или оформление ИП. В Москве этим вопросом занимается Департамент транспорта. В регионах – определенная для каждой области госорганизация. Документ выдается на срок не менее 5 лет (ФЗ № 69 ст. 9, п. 1).
Обратите внимание: Данные о выданной лицензии для осуществления перевозок пассажиров вносятся в госреестр (информация на сайтах обновляется в течение 5 дней). Иначе документ считается недействительным. Чтобы избавить себя от необоснованных штрафов, убедитесь, что обладаете легитимным правом работы в такси.
По требованию сотрудников ГИБДД, пассажиров, уполномоченных лиц, водитель обязан предъявлять лицензию таксиста. Кроме этого при себе, в салоне авто, необходимо иметь:
· водительское удостоверение (стаж водителя от 3-х лет);
· полис ОСАГО для таксиста (имеет отличия от обычного), при отсутствии или предъявления копии предусмотрен штраф, авто могут забрать на штрафстоянку;
· путевой лист с обязательными реквизитами, в том числе, отметкой механика и штампом медика о прохождении предрейсового осмотра;
· документ, подтверждающий право на управление данным ТС;
· техпаспорт (осмотр авто производится раз в полгода);
· дорожную карту;
· правила перевозки пассажиров;
· дополнительно для ИП: документы, подтверждающие предпринимательскую деятельность.
Кроме путевого листа перечисленные документы особых вопросов не вызывают. Его отсутствие грозит немалым штрафом ни только водителю, работающему в организации, но и частному предпринимателю.
Административная ответственность ИП приравнивается наказанию для юридического лица. Если за «утерю» путевки можно лишиться всего лишь 500 рублей, то отсутствие предрейсового осмотра влечет более существенные потери.
Кто должен его выдавать, на какой срок?
Путевой лист – это отчетный документ. Он необходим для ведения бухгалтерского учета в транспортных организациях: списания ГСМ, начисления налогов, зарплаты сотрудникам, снятия кассы. Кроме этого, отслеживается маршрут, показания одометра, прохождение предрейсового технического контроля авто и медицинского осмотра водителей, подтверждается деятельность по перевозкам пассажиров или грузов, целевое использование ТС.
Если для ИП отсутствует необходимость бухучета, то ответственность за безопасность людей остается. Поэтому обязательные реквизиты, такие как предрейсовый осмотр, должны присутствовать. Вопрос заключается только в том, кто должен оформлять путевой лист, как осуществить предрейсовый осмотр с минимальными затратами времени и денежных средств.
Где взять путевой лист
Если водитель работает на транспортную организацию, путевку выдает и оформляет она же. Работодатель обязан организовать проведение технического контроля ТС, предрейсового и послерейсового (обязательного для водителя такси) медицинского осмотра. Когда таксист работает на себя (ИП), бланки путевых листов можно купить или распечатать подходящий формат, скачав документ в интернете.
На какой срок оформляется путевой лист
Предусмотренное законодательством ограничение срока действия путевки – не более 30 суток. Но это не значит, что предрейсовый медицинский осмотр продлевается на такое же время. Данное правило действует только на сам документ, когда водитель находится в командировке. Таксист обязан проходить предрейсовый осмотр ежедневно. Поэтому удобнее оформлять п/л на сутки, чтобы хватало места для отображения всех обязательных реквизитов, отметок, штампов и записей.
Примечание: Штампик медика действует сутки, но контролирующие органы обращают внимание на фактическое время, которое водитель находится за рулем. В целях безопасности пассажиров срок ограничивается до 10 – 12 часов, то есть, рабочей смены с отдыхом.
Кто имеет право проводить предрейсовый (послерейсовый) осмотр
Большие транспортные организации, как правило, имеют в штате как личного медика с сертификатом на проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров водителей, так и механика (контролера, прошедшего специальное обучение). Такое предприятие, обладая статусом медучреждения (лицензию), вправе оказывать услуги сторонним лицам.
Малые таксопарки и ИП могут проходить предрейсовый контроль у них или заключать договор с медицинской лицензированной организацией и автомехаником, имеющим свидетельство контролера ТС. Нужные контакты своего региона можно найти в интернете.
Примите к сведению: Липовые штампики, которые используют для уклонения от обязательного предрейсового осмотра, влекут уголовное наказание. Если подлог откроется, сомнительная экономия, особенно при ДТП, обернется тяжелыми последствиями. Все медучреждения, имеющие лицензию, внесены в базу. Подлинность документов легко проверяется.
Медорганизации, оказывающие услуги по проведению предрейсовых осмотров, предоставляют возможности, которые значительно облегчают процедуру. Теперь водители могут проходить ежедневный медицинский контроль удаленно, а транспортные организации сэкономить время и средства, затрачиваемые на предрейсовый контроль.
Очно, удаленно, посредством мобильной связи
Одним из критериев законной деятельности такси является путевой лист с обязательными реквизитами предрейсового осмотра. Документ свидетельствует, что на линию выехало исправное такси, водитель здоров и находится в адекватном состоянии, то есть, допущен к управлению ТС для перевозки пассажиров. Контроль со стороны врача и механика способствует снижению ДТП на дорогах. Так требует закон РФ, другой вопрос, – как это воплотить в реальности.
Организация предрейсовых осмотров очно
Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию. Как можно организовать предрейсовый осмотр:
1. Принять в штат механика, соответствующей квалификации и сертифицированного медика, оборудовать медкабинет, приобрести лицензию, дающую право на оказание услуг ни только своим водителям, но и лицам со стороны.
2. Заключить договора с компетентными организациями, осуществляющими предрейсовый (послерейсовый) осмотр, ездить к их месту работы (возить сотрудников) для получения необходимых отметок в путевом листе.
3. Организовать приезд специалистов, с которыми заключен договор, к месту стоянки ТС, дополнительно оплачивая время их присутствия на объекте.
4. Малые организации и ИП могут осуществить предрейсовый осмотр в крупной транспортной организации, имеющей соответствующую лицензию на оказание подобных услуг.
5. Водитель может пройти обучение и получить свидетельство контролера (выдается на 5 лет), тогда он имеет право осматривать авто и заполнять п/л от лица механика, но предрейсовый медицинский осмотр все равно придется где-то проходить.
Малым предприятиям и ИП осуществить предрейсовый контроль проблематичнее. Они вынуждены заключать договора с компетентными автомеханиками и лицензированными медучреждениями для проведения ежедневного предрейсового (послерейсового) осмотра. Ездить по этим организациям неудобно, оплачивать выезд специалистов к месту стоянки ТС – дорого. Поэтому водители часто прибегают к фальсификации обязательного контроля за техническим состоянием авто и здоровьем таксиста.
Вступление в силу закона об использовании телемедицинских технологий №242 (от 01.01.18), позволяет обеспечить удаленный предрейсовый осмотр на любом расстоянии от медкабинета, без непосредственного контакта с врачом. Это не только упрощает процесс предрейсового осмотра, но становится более выгодным способом следования требованиям российского законодательства.
Удаленный предрейсовый (послерейсовый) осмотр в такси
Если с 2015 года удаленную форму медицинского предрейсового (послерейсового) осмотра внедряли как эксперимент, то благодаря закону (№242-ФЗ) об использовании телеметрических средств диагностики появилась возможность перехода на этот, более удобный и экономичный вариант всем желающим. Чтобы перейти на дистанционное обслуживание, нужно обратиться в медицинское учреждение, оказывающее данный вид услуг.
Важно: Прежде чем полностью перейти на дистанционное медицинское предрейсовое (послерейсовое) обслуживание, водители должны пройти очный осмотр врачом на предмет выявления хронических заболеваний, вредных привычек (алкоголь, наркотики), проблем психического характера и т. п. Таким образом составляется список лиц, входящих в группу риска, которые нуждаются в особом контроле (согласно внесенным изменениям ФЗ №242 в ст. 36.2 п. 4).
Что требуется для удаленного предрейсового осмотра
Для организации дистанционного предрейсового (послерейсового), предсменного (послесменного) медицинского осмотра водителей, в частности, такси, нужно:
1. Обеспечить транспортную организацию или ИП телеметрическим оборудованием, имеющим сертификат на использование модуля на территории РФ, и предназначенного для предрейсового осмотра.
2. Заключить договор на удаленную форму обслуживания с медучреждением, имеющим лицензию на оказание услуг предрейсовых осмотров.
3. Настроить оборудование, обучить водителей.
Подбирая оборудование, обращайте внимание на функционал телеметрической системы. Например, модуль типа «Страж-1» можно синхронизировать с мобильными приложениями, которые значительно расширят возможности прибора. Автоматизируется ни только процедура медицинского осмотра, но и полное формирование путевого листа с необходимыми реквизитами.
Мобильный сервис предрейсовых (послерейсовых) осмотров
Медицинские организации, предлагая дистанционное предрейсовое (послерейсовое) обслуживание водителей опираются на законодательство РФ. Некоторые из них принимают непосредственное участие в разработке телеметрических модулей и внедряют мобильные программы, которые практически полностью автоматизируют процесс формирования путевых листов со всеми необходимыми реквизитами. Благодаря мобильным приложениям:
· время предрейсового контроля со стороны механика и медика сокращается в 5 раз, снижаются затраты на обеспечение осмотра;
· формируется п/л с обязательными атрибутами, отметками, штампом, заверенные электронными подписями контролера и врача;
· водитель получает п/л в электронном виде, если находится на расстоянии от диспетчерской службы или в бумажном, распечатанном, варианте, когда ему удобно посещение оператора, формирующего документ;
· инспектирующие организации (налоговая, трудовая, транспортная инспекция, службы безопасности и пр.) получат документ первичной отчетности, соответствующий нормативно-правовым актам российского законодательства.
Главное – удаленная форма предрейсового (послерейсового) осмотра имеет полное право на внедрение в транспортных организациях, частных компаниях и ИП. Одновременно с тем несет ряд преимуществ для лиц, на которых лежит обязанность организации медицинского и технического контроля, обеспечения безопасности на дорогах, снижения ДТП с участием водителей такси.
Выгоды удаленного предрейсового
1. Доступность медика круглые сутки.
2. Сокращение времени на процедуру до 3-х минут.
3. Снижение стоимости предрейсового (послерейсового) осмотра в 3 – 5 раз.
4. Невозможность фальсификации, в том числе, времени осмотра.
5. Близость или дальность медучреждения не играет роли.
6. Отчетные документы формируются на нескольких носителях: как в электронном, так и в бумажном виде.
7. Информация о недопуске и причине отстранения водителя оперативно сообщается лицам, ответственным за корректировку рабочего графика таксистов.
8. Автоматически отслеживается динамика показателей здоровья водителя, предупреждая о серьезном заболевании.
9. Форма удаленного предрейсового (послерейсового) осмотра доступна как крупным таксопаркам, так и малым организациям или ИП.
10.Стоимость оборудования быстро окупается за счет снижения расходов на организацию проведения осмотров водителей.
Законодательная база удаленной формы диагностики водителей такси перед и после рейса
Руководитель таксопарка или ИП переходя на дистанционное обслуживание предрейсового (послерейсового) осмотра водителей опирается на правовое обоснование законности медицинского (технического) контроля.
Так же и медучреждения, предлагающие удаленную форму пред- послерейсового осмотра, имеющие лицензию на оказание данного вида услуг, действуют согласно новым законам РФ.
Федеральным Законом №242 внесены изменения в ряд статей, касающихся дистанционной диагностики, использования телеметрического медоборудования, оказания услуг предрейсового осмотра. В ст. 94 формулировка оказание услуг медосмотра и медосвидетельствования заменена на оказание медпомощи.
В Федеральных законах №323 (от 21.11.11) и №965н (от 30.11.17) поясняется, что предрейсовый медосмотр относится к форме медицинской помощи. Это значит, что использование телеметрических комплексов, отвечающих российским нормативам, и дистанционный порядок диагностики водителей, в том числе, такси соответствует новым требованиям законов РФ.
Ответственность за нарушения требований к обязательным предрейсовым осмотрам в 2019 году
Ошибаются водители, которые считают, что отсутствие путевого листа влечет минимальное наказание. Яко бы выгоднее его вовсе не предъявлять инспектору ГИБДД, и проходить предрейсовый осмотр вовсе не обязательно.
Такое отношение к требованиям законов безопасности движения на дорогах может обернуться не просто штрафом, превышающим 500 рублей. При отсутствии документа службы МАДИ вправе забрать ТС на штрафстоянку. Так же размер наказания зависит от статьи КоАП РФ, которую применит представитель ДПС.
Примечание: Наказание может суммироваться по количеству водителей, работающих в автопарке. Тогда величина штрафа принесет миллионные убытки.
Штрафы за нелегальные перевозки
· отсутствие лицензии (ст.12.3 КоАП) – 5 тыс. р. (в Москве – 10 тыс.);
· отсутствие опознавательной символики такси – 3 тыс. (отправка ТС на штрафстоянку и снятие госномера);
· расчет с пассажиром без чека – 1 тыс. р.;
· незаконное использование опознавательных атрибутов такси – 5 тыс. р.
В зависимости от ситуации сумма штрафа может превысить 25 тыс. рублей. Если осуществляется частный извоз (ИП) без лицензии (ст. 14.1.2), то наказание возрастает в разы:
· водитель или должностное лицо – 50 тыс. р.;
· ИП – 100 тыс. р.;
· Юр. лицо – 400 тыс. р.
Примечание: Медик, нарушивший правила проведения осмотра, несет ответственность как должностное лицо.
Заключение
· Пользуясь услугами агрегаторов, убедитесь, что обладаете лицензией таксиста с занесением данных в реестр своего региона.
· Оформляйте путевой лист, со всеми обязательными реквизитами.
· Имейте договора на предрейсовый (послерейсовый) осмотр, если работаете как ИП.
· Ищите удобный способ медосвидетельствования: обычный, удаленный, с использованием мобильных технологий.
·Помните, что подделка документов влечет уголовную ответственность.
Лицензия на такси – это главный атрибут водителя рассматриваемого транспорта. Она должна быть представлена на каждую машину, что занимается перевозками пассажиров, поскольку именно лицензию захотят проверить сотрудники ГИБДД. Сегодня рассмотрим, для кого эта лицензия на такси обязательна, как её оформить и что будет, если этого не сделать. Также рассмотрим особенности аннулирования и переоформления документа.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Штраф можно схлопотать даже если лицензия имеется, а разрешения в автомобиле нет. Тогда отвечать водителю, который не захватил столь важный документ. Он должен заплатить штраф 5 тыс. руб. Если не хотите платить, разрешение возите с собой, чтобы показать его, если сотрудник ГИБДД решит проверить наличие всей разрешающей документации.
Кто оформляет лицензию на работу такси
Лицензия такси на автомобиль оформляется только ИП или юридическими лицами. Обычный человек не сможет её подать, поскольку процедура подразумевает использование личного кабинета ИП или юридического лица. Кроме того, обязательным условием удобной подачи является наличие электронной подписи. Если вы физическое лицо, подать заявление не получится.
Для всех остальных, оформление лицензии является бесплатной услугой. Но придется учитывать, что на выдачу разрешения влияет факт того, отвечает ли транспортное средство требованиям. Машина должна быть полностью укомплектована для перевозок коммерческого характера.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
Обязательно нужно соблюдать правила использования рассматриваемого транспортного средства. Чтобы пассажир смог с ними ознакомиться, эти правила должны быть расположены на заметном месте в салоне.
Какие документы нужны ИП для работы такси
Для ИП лицензия такси выдается только после того, как они соберут полный пакет нужных документов и подадут их через специальную форму на платформе mos.ru. Чтобы все получилось, необходимо собрать следующие бумаги:
Как вы поняли из списка, чтобы подать документы через интернет, нужны отсканированные копии. Причем вне зависимости от того, подает их сам ИП или его представитель, важно проверять их соответствие стандартам. Но важно чтобы электронные копии документов были сохранены в нужном формате. Подойдет формат pdf, jpg, jpeg, png, tiff или zip. Есть ограничения и по весу файла. Один должен занимать не больше 40 Мб.
Чтобы поданные документы приняли, они должны быть подкреплены электронной подписью или печатью (если такая имеется). Такое же требования к документам, что подтверждают правомочия представителя. Это может сделать нотариус.
Какие документы нужны от юридического лица
Если документы подает юридические лицо, он также может использовать московский городской ресурс mos.ru. Чтобы была получена московская лицензия такси, юридическому лицу придется собрать следующие бумаги:
Эти документы также нужно подавать в одном из принимаемых на сайте форматов – pdf, jpg, jpeg, png, tiff. Также можно использовать zip-архив, куда прикрепить сразу пару файлов. Так их удобнее проверять. Но максимальный размер одного файла должен быть не больше 40 Мб. Чтобы отсканированные копии приняли на рассмотрение, они должны иметь юридическую силу, а этого можно добиться, если подписать их электронной подписью.
После подачи заявления
Когда документы на такси успешно были поданы на московский ресурс mos.ru, в течение дня нужно подождать, пока придет сообщение о статусе заявления. Запрос должны проверяться и одобряться в Департаменте транспорта Москвы. Разрешения на осуществление таксомоторной деятельности приходят в личный кабинет mos.ru. Это будет электронный документ. Но если нужен бумажный носитель, его также можно оформить, если прийти в сервис «Московский транспорт».
Чтобы получить бумажную версию, при обращении нужно предъявить дополнительные документы:
Документы готовятся недолго – разрешение уже можно получить в течение 10 рабочих суток с момента, когда заявление было зарегистрировано в базе. Готовые разрешения нужно обновлять раз в пять лет – столько они действуют.
Разрешение на проведение таксомоторной деятельности должно быть постоянно на виду в период поездок. Его может запросить не только работник ГИБДД, но и пассажир, севший в такси.
Когда нужно переоформлять лицензию
Поскольку проверитьлицензию на такси может даже пассажир, не говоря уже о должностных лицах и сотрудниках ГИБДД, документ всегда должен быть актуальным. Но иногда приходится переоформлять лицензию, чтобы без труда можно было ездить на московских дорогах.
Для юридических лиц переоформление разрешений на таксомоторную деятельность для московскихтаксистов пригодится, если юридическое лицо прошло реорганизацию. Кроме того, на московских дорогах нельзя появляться со старым разрешением, в следующих случаях:
Московский таксист или владелец службы такси должен периодически переоформлять документ, поскольку их будут проверять. Переоформление мало чем отличается от первоначального оформления. Просто когда отправляетесь за новым документом, нужно принести старый в назначенное время.
Как восстановить или аннулировать лицензию
Иногда разрешения могут быть утеряны или повреждены. Если такое произошло, взамен утерянного документа можно получить дубликат, иначе, если сотрудники захотят проверить документы, такси можете получить штраф. Дубликат будет действовать весь оставшийся срок оригинального документа. Оформление дубликата происходит по той же схеме, что изначальная процедура. То есть, нужно обратиться на московский городской сайт mos.ru. После оформления заявки, получите уведомление о том, когда обратиться за получением дубликата.
Также документы можно аннулировать. Например, это делается, когда больше не желаете заниматься этой деятельностью или выступать в качестве ИП. Также аннулировать документы можно после кражи автомобиля или его отчуждения. Чтобы добиться нужного результата, подайте заявление на mos.ru, а когда подойдет назначенное время, останется сдать проверяемые документы и саму лицензию в Департамент транспорта.
Получить юридическую помощь по вопросам разрешения на работу в такси можно на нашем сайте.