Оперативно розыскное мероприятие наведение справок порядок его проведения и оформления результатов

Наведение справок

Наведение справок — это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в получении фактической информации, имеющей значение для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, путем направления запроса (официального или неофициального) соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующим материальным носителем.

Наведение справок по своему содержанию имеет много общего с действиями следователя по истребованию необходимых сведений от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (ч. 4 ст. 21 УПК РФ), предоставления предметов и документов организациями, должностными лицами и гражданами в качестве соответствующих участников уголовного процесса (ч. 2 ст. 86 УПК РФ) и осмотром документов, производимым им по возбужденным уголовным делам (ч. 1 ст. 176 УПК РФ). Вместе с тем данное ОРМ существенно отличается от указанного способа собирания доказательств следователем и производства им осмотра документов.

Фактическим основанием для наведения справок является необходимость получения органом, осуществляющим ОРД (оперативным уполномоченным), определенных сведений из документальных источников либо от сведущих лиц, которые имеют значение для решения задач ОРД по первичным материалам или делам оперативного учета.

Правовые (юридические) основания для наведения справок и порядок его проведения предусмотрены п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД и ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и тактику ОРД. Отдельные положения данного мероприятия изложены в ст. 5, 7 и 8, в п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 указанного Закона.

Условия и порядок наведения справок. Наведение справок проводится по решению сотрудника оперативного подразделения при наличии фактических и правовых оснований.

Предметом наведения справок может быть любая информация, имеющая значение для решения оперативно-розыскных задач, в том числе оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и федеральные информационно-поисковые системы) и архивы, другие документальные источники, включая редкие коллекции и т. п. (это могут быть пофамильные картотеки и картотеки неопознанных трупов, дактилоскопические учеты, учеты утраченного (похищенного) оружия, преступников по внешним признакам (фотоальбомы, видеотеки) и по способу совершения преступления, похищенных и утраченных паспортов и др.

Объектом наведения справок может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Юридическими лицами являются российские правоохранительные органы и спецслужбы, суды, а также иные органы государственной власти или местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в распоряжении которых может находиться искомая информация. В качестве физических лиц — объектов наведения справок, могут быть: родственники, близкие лица и знакомые (по связям изучаемого лица), специалисты в различных областях науки, техники, искусства или ремесла (коллекционеры, архивариусы и др.).

Кроме того, оперативно-розыскные органы вправе обращаться в соответствующие правоохранительные органы других государств с просьбой о наведении справок на территории иностранного государства. Такие запросы исполняются на основании международного соглашения или договора.

Для обеспечения законности наведения справок необходимо соблюдение ряда законодательных предписаний. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об ОРД органы и должностные лица, осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Согласно этому положению законом охраняется информация, содержащая:

Наведение справок может осуществляться двумя основными способами:

По форме проведения данное ОРМ может быть как гласным, так и негласным. Оперативный сотрудник, обращаясь негласно к соответствующему адресату, обязан зашифровать истинную цель наведения справок.

Основными субъектами наведения справок являются оперативно-розыскной орган (оперативное подразделение) и оперативный сотрудник (оперативный уполномоченный). По их заданию (поручению) могут наводить справки сотрудники специальных подразделений правоохранительных органов и других специальных служб. Дополнительный субъект — конфидент или иное лицо, содействующее проведению ОРД (ст. 17 Закона об ОРД).

Для наведения справок запрашиваемые сведения оформляются запросом (требованием), в котором отражаются: орган (учреждение), направляющий запрос (требование), с указанием своих данных, исходящего номера и даты; кому он направляется с указанием персональных данных и почтового адреса; его фактическое основание (событие или факт, по которому осуществляется проверка) и юридическое основание (пункт, часть, статья соответствующего законодательного акта, закрепляющего полномочия субъекта ОРД обращаться с запросом); требуемые сведения и исходные данные, необходимые для их поиска; адрес, по которому необходимо направить ответ; телефон и фамилия исполнителя запроса для возможных справок.

Сведения, полученные в результате наведения справок, оформляются справкой, рапортом сотрудника оперативного подразделения, актом с приложением полученных при наведении справок оригиналов документов или ксеро-, фото- и зафиксированных иным способом копий. В оперативно-служебном документе указывается основание для данного ОРМ и другие обстоятельства.

Эти материалы в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД могут представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, в допустимом объеме и пределах, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Результаты наведения справок при производстве по уголовному делу могут быть трансформированы в доказательства уголовно-процессуальными средствами, например:

Однако в любом случае следователь обязан допросить в качестве свидетеля сотрудника оперативного подразделения либо лица, осуществлявшего по его поручению наведение справок, а также иных лиц, осведомленных о данных, полученных в ходе этого ОРМ. При этом предметом показаний этих лиц могут быть любые сведения, имеющие значение для уголовного дела и связанные с условиями и порядком наведения справок и получения информации.

Впоследствии эти доказательства могут быть положены в основу принятия решений по уголовному делу, а также использоваться в качестве исходных данных при выдвижении версий, планировании расследования и т. д.

По результатам наведения справок могут быть сформированы следующие доказательства: показания свидетелей и иных лиц (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), протоколы следственных действий (например, осмотра), заключения и показания эксперта и специалиста, вещественные доказательства и иные документы в объеме, связанном с этим ОРМ.

Полицейский запрос в рамках проведения оперативно-разыскного мероприятия «Наведение справок»

Закон об ОРД не содержит никаких специальных требований к оформлению такого запроса. Пункт 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции лаконично говорит о том, что запрос должен быть мотивированным. Таким образом, конкретные требования к оформлению и содержанию запроса можно сформулировать только путем анализа судебной практики по этому вопросу.

Мотивация запроса имеет две составляющие — правовое обоснование (то есть ссылка на соответствующие нормы Законов о полиции, ОРД, возможно, УПК РФ или КоАП РФ) и, собственно, фактическое обоснование (то есть описание конкретной ситуации, в связи с которой отправлен запрос, например — проверка фактов уклонения от уплаты налогов, проверка поступившего заявления о совершении мошеннических действий и т.п.)

Если рассуждать логически, то требования к фактическому обоснованию запроса должны различаться в зависимости от обоснования правового. Ведь, в частности, ссылка в запросе на п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции предполагает, что к этому запросу и применится указанные в нем нормы. А эти нормы, в частности, требуют, чтобы запросы имел под собой фактическое основание в виде возбужденного и зарегистрированного дела (уголовного или об административном правонарушении), либо зарегистрированное установленном порядке заявление о преступлении, происшествии.

Читать также:  Как выглядит справка 2 ндфл о доходах за 12 месяцев образец

Порядок регистрации таких заявлении и сообщений установлен приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

Регистрация предполагает (п. 4 Инструкции, утв. приказом МВД N 736, пп. 3 п. 5 Типового положения, утв. совместным Приказом) внесение специальной записи в Книгу учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП), в запись вносятся краткие сведения по существу заявления с присвоением порядкового номера (так называемый номер КУСП или номер записи КУСП). Следовательно, если полицейский запрос содержит ссылку на п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, Вы вправе ожидать от запроса и наличия информации: о номере уголовного дела, с датой возбуждения и указанием, в отношении какого лица или по какому факту оно возбуждено; или — номер производства по административному делу с указанием нарушенных статей КоАП РФ; или — номер КУСП, а возможно, и краткая запись из КУСП.

Если же запрос мотивирован исключительно ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД, то ссылка на КУСП уже необязательна — полиции вправе проверять информацию от собственных источников, если эта информация не зарегистрирована в КУСП, но представляет оперативный интерес (решения Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 13.03.2013 по делу N 2-100/2013, Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 04.12.2014 по делу N 33-6169).

Однако на практике подавляющее большинство запросов мотивировано ссылками одновременно на п. 4 ч. 1 ст. 13 Закон о полиции и на Закон об ОРД и указанием на служебную необходимость в запрошенных документах. Суды (в подавляющем большинстве случаев) настаивают, что эти скудные сведения являются достаточной мотивировкой, и запрос необходимо исполнить (апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 06.10.2014 по делу N 11-10372/2014, решения Западнодвинского районного суда Тверской области от 20.03.2015 по делу N 2-156/2015, Котласского городского суда Архангельской области от 29.07.2013 по делу N 12-215/13, Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.02.2015 по делу N 2-2093/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.08.2012 по делу N 33-15150/2012, решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 12.08.2011 по делу N 12-28/2011, решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 29.07.2013 по делу N 2-398/13).

Возражения жалобщиков о том, что «служебная необходимость» не предусмотрена Законом об ОРД в качестве основания истребования документов опровергаются следующим: проведение проверок сообщений о преступлениях, правонарушениях, происшествиях является обязанностью полиции, для исполнения которой ей предоставлены права по истребованию необходимых документов (апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014).

Более того, в иных случаях суд приходит к следующим выводам: законодательство об оперативно-разыскной деятельности не обязывает орган, проводящий оперативно-разыскное мероприятие (далее — ОРМ), сообщать цели, задачи, основания и условия проведения этих ОРМ лицам, в отношении которых такие мероприятия проводятся. Стало быть, и указывать в запросе соответствующую информацию (процессуальное положение автора запроса, номер КУСП, факт выявленного правонарушения и т.п.) необязательно (решение Волжского городского суда Волгоградской области от 26.05.2014 по делу N 12-199/2014). Сами же адресаты запроса не вправе требовать от полиции предоставления информации о регистрации в КУСП при поступлении запросов о предоставлении информации, так как это не предусмотрено полномочиями юридического лица и действующим законодательством (решение Котласского городского суда Архангельской области от 29.07.2013 по делу N 12-215/13).

Более того, доводы о том, что запрос должен содержать исчерпывающую информацию о мотивах его направления, суды объявляют несостоятельным, поскольку согласно ст. 3 Закона об ОРД оперативно-разыскная деятельность основывается, в том числе на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, при этом цели получения информации, а также личность наводящего справки могут зашифровываться (решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.02.2015 по делу N 2-2093/2015, Курганского городского суда Курганской области от 10.02.2011 по делу N 2-1869/11).

В одном из дел получатель запроса проверил запись КУСП, указанную в запросе, и убедился, что запись под этим номером относится не к тем организациями, сведения о которых были запрошены полицией, а к другим, совершенно посторонним. Данное обстоятельство, тем не менее, не повлияло на вывод суда о законности запроса и о необходимости его безусловного исполнения (решение Дорогомиловского районного суда г. Москва по делу N 12-74/2015).

Таким образом, отечественная судебная система, в основном, исходит из того, что исполнять нужно любой полицейский запрос, даже если он фактически не мотивирован. Противоположные решения исключительны (определение Красноярского краевого суда от 21.08.2014 по делу N 4г-1647/2014, постановление Сызранского городского суда Самарской области).

С другой стороны, штраф за неисполнение запроса сравнительно невелик (ст. 19.7 КоАП РФ) и накладывается далеко не во всех случаях.

Запрос может по-разному называться: собственно «запрос», а также «требование», «предписание» и т.п. Просьба о предоставлении документов может быть сформулирована просто в письме подразделения МВД. Как правило, текст запроса размещают на официальном бланке. Зачастую запрос скрепляется печатью органа полиции (решение Котласского городского суда Архангельской области от 29.07.2013 по делу N 12-215/13). Однако проставление печати на запросе необязательно, поскольку это не предусмотрено п. 28.24 Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел РФ, утв. приказом МВД России от 20.06.2012 N 615 (решение Миасского городского суда Челябинской области от 22.07.2014 по делу N 2-2459/2014, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 06.10.2014 по делу N 11-10372/2014).

Истребование документов, содержащих коммерческую или банковскую тайну

Согласно ч. 3 ст. 183 УПК РФ выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится на основании судебного решения. Распространяется ли это требование на проведение ОРМ?

В законодательстве нет четкого ответа на это вопрос (см. материал Изъятие документов с грифом «коммерческая тайна» при проведении полицией обследования помещений в качестве оперативно-разыскного мероприятия).

Анализ судебной практики показывает, что в основном и суды, и полиция разрешают запрос подобных документов только на основании судебных решений (апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 07.08.2014 по делу N 22-4523/14, постановление Краснодарского краевого суда от 28.08.2014 по делу N 4у-3923/14); в частности, отказ от предоставления таких документов без судебного разрешения не образует состав правонарушения ст. 19.7 КоАП РФ (постановление Сызранского городского суда Самарской области). Решений, где право полиции на подобный запрос признается независимо от наличия судебного решения, очень мало (кассационное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 06.04.2011 по делу N 33-495).

Читать также:  СПРАВКА ОБ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ НА УЧЕНИКА

Однако охрана документов с коммерческой тайной предусмотрена только в том случае, если обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, сам принимает меры к ее охране согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.07.2014 по делу N 33-4242/2014).

Запросы в кредитные организации могут исходить исключительно от должностных лиц полиции, поименованных в приказе МВД России от 28.05.2014 N 446 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, правомочных получать в кредитных организациях на основании судебных решений справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц». В таких запросах обязательно должны указываться дата принятия соответствующего судебного решения и наименование суда, в котором оно принято (п. 2 данного Приказа).

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— это
оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в получении информации,
имеющей значение для решения конкретных задач ОРД путем направления запроса
юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать
таковой, а равно и ее получение путем непосредственного ознакомления с
соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных,
криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и
других источников.

Учитывая изложенное,
данное мероприятие предусматривает два способа получения информации:
направление запроса и непосредственное ознакомление с носителями информации.

мероприятия являются документы или иные
носители информации, которые содержат представляющие оперативный интерес
сведения.

Виды необходимых
документов и места их нахождения определяются сотрудником оперативного
подразделения. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный
интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других
правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных
материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных
задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств:
бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй
болезней и т. д.

Другим объектом данного
мероприятия являются различные информационные системы (банки данных). Для
наведения справок используются банки данных различных служб органов внутренних
дел: Главного информационно-аналитического центра МВД России, информационных
центров МВД (УМВД, ГУ МВД), информационных подразделений уголовного розыска и
ЭБиПК, ГИБДД, по вопросам миграции, лицензионно-разрешительных подразделений,
дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных
систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов,
таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных
охранных агентств и т. д.

наведения справок является сбор
сведений о лице, позволяющих установить его причастность к противоправной
деятельности или получение иной информации, необходимой для решения задач ОРД.
Эти сведения могут включать в себя данные о биографии, образовании, роде
занятий, имущественном положении, местах проживания, перенесенных заболеваниях,
прежних судимостях, криминальных связях, фактах допущенных в прошлом
правонарушений и другие факты.

Порядок
проведения наведения справок. При наличии
оснований полагать, что у юридического или физического лица, на различных
носителях (учетах, базах данных) имеется необходимая для решения задач ОРД
информация, ему направляется запрос. Запрос оформляется в письменной форме,
однако если обладатель информации готов её предоставить без письменного
оформления, то такая информация может получаться по устному обращению. В
письменном запросе делается ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД и
указываются конкретные запрашиваемые сведения. Если в соответствии с законом
запрашиваемая информация предоставляется по судебному решению, то для получения
таких сведений необходимо получить разрешение суда. К ним относится информация,
содержащая государственную или иную охраняемую Федеральным законом
тайну.

Перечень сведений, отнесенных к государственной
тайне, утвержден ст. 5 Закона о государственной тайне и конкретизирован
соответствующими подзаконными нормативными актами.

Кроме того, на
получение в ходе наведения справок сведений, содержащих тайну, а также тайну информации, полученной
ломбардом от заемщика или
поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за
исключением наименования, описания технических, технологических и качественных
характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном
ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «», обращено взыскание, требуется решение
суда.

Причем при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности не допускается ограничение прав граждан на некоторые виды тайн,
охраняемых федеральными законами. Так, предоставление сотрудникам оперативных
подразделений полиции информации о сведениях, содержащих врачебную (ст. 13
Федерального закона «Об основах
граждан в Российской Федерации), нотариальную (ст. 5
Основ законодательства Российской Федерации ) тайну, возможно только при наличии возбужденного
уголовного дела, а предоставление сведений о лице, от которого в СМИ поступила
информация, возможно только в случае, когда соответствующее требование поступило
от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 Закона РФ
«

Читать также:  СКОЛЬКО ДЕЙСТВУЕТ МЕДИЦИНСКАЯ СПРАВКА НА ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА В ГИБДД В 2022 ГОДУ

Следует
заметить, что в соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России
подразделениями полиции, правомочными направлять операторам связи запросы о
предоставлении информации о пользователях услугами связи и об оказанных им
услугах связи, а также иной информации при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности, являются только Бюро специальных технических мероприятий МВД
России и бюро специальных технических мероприятий территориальных органов МВД
России на региональном уровне.

Кроме того, наведение
справок в отношении информации ограниченного доступа осуществляется, как
правило, только путем направления запроса, подписанного руководителем органа,
осуществляющего ОРД.

Запрос в иной
территориальный орган МВД России должен быть подписан руководителем органа,
осуществляющего ОРД, либо руководителем территориального органа МВД России
соответствующего уровня.

В запросе должны быть
указаны данные и служебный телефон подготовившего его лица, чтобы в случае
возникновения вопросов их можно было максимально быстро
разрешить.

При непосредственном
изучении носителей информации сотрудником оперативного подразделения,
интересуемые сведения получаются им самостоятельно. Это же правило
распространяется при работе с информационными
системами.

Организационное и
техническое обеспечение мероприятия предполагает правильное определение
видов и мест хранения необходимых документов и информационных систем, содержащих
необходимые сведения. В качестве основного технического средства реализации
данного ОРМ выступает современная компьютерная техника, на базе которой
создается и функционирует большая часть оперативно-розыскных банков данных.

Оформление результатов наведения справок. Результаты изучения документов или иных носителей
информации могут оформляться справкой или рапортом оперативного сотрудника с
приложением полученных оригиналов документов или их копий. Поступившие
письменные ответы приобщаются к соответствующим материалам или делам. В случае
необходимости они могут направляться в установленном порядке следователю для
приобщения к материалам уголовных дел.

Наведение справок
— это оперативно-розыскное
мероприятие, которое заключается в получении информации, имеющей значение для
решения конкретных задач ОРД путем направления запроса юридическому или
физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно и ее
получение путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными
носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных баз данных
(учетов), информационных систем и других источников (рис.
3).

Объектом мероприятия
являются документы или иные носители информации, которые содержат представляющие
оперативный интерес сведения.

Виды необходимых документов и места их нахождения
определяются сотрудником оперативного подразделения. Наибольшее количество
информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов
внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах
оперативного учета, отказных материалах и др. Кроме того, немало ценной
информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других
организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников,
регистрационных журналов, историй болезней и т. д.

Другим объектом данного мероприятия являются различные
информационные системы (банки данных). Для наведения справок используются банки
данных различных служб органов внутренних дел: Главного
информационно-аналитического центра МВД России, информационных центров МВД
(УМВД, ГУ МВД), информационных подразделений уголовного розыска и ЭБиПК, ГИБДД,
по вопросам миграции, лицензионно-разрешительных подразделений, дежурных частей
и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других
ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, таможенных органов,
банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и
т. д.

Целью наведения справок
является сбор сведений о лице, позволяющих установить его причастность к
противоправной деятельности, или получение иной информации, необходимой для
решения задач ОРД. Эти сведения могут включать в себя данные о биографии,
образовании, роде занятий, имущественном положении, местах проживания,
перенесенных заболеваниях, прежних судимостях, криминальных связях, фактах
допущенных в прошлом правонарушений и др.

Порядок проведения наведения
справок. При наличии
оснований полагать, что у юридического или физического лица на различных
носителях (учетах, базах данных) имеется необходимая для решения задач ОРД
информация, ему направляется запрос в письменной форме. Однако если обладатель
информации готов ее предоставить без официального запроса, то такую информацию
можно получить по устному обращению. В письменном запросе делается ссылка на п.
2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД и указываются конкретные запрашиваемые сведения. Если
в соответствии с законом запрашиваемая информация предоставляется по судебному
решению, то для получения таких сведений необходимо получить разрешение суда. К
ним относится информация, содержащая государственную или иную охраняемую
федеральным законом тайну.

Перечень
сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден ст. 5 Закона о
государственной тайне и конкретизирован соответствующими подзаконными
нормативными актами.

Кроме того, на получение в ходе наведения справок
сведений, содержащих
тайну,а также тайну информации, полученной ломбардом от заемщика или
поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за
исключением наименования, описания технических, технологических и качественных
характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном
ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ«»,
обращено взыскание, требуется решение суда.

Причем
при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается ограничения
прав граждан на некоторые виды тайн, охраняемых федеральными законами. Так,
предоставление сотрудникам оперативных подразделений полиции информации о
сведениях, содержащих врачебную(ст. 13 Федерального закона «Об основах
граждан в Российской Федерации»), нотариальную (ст. 5
Основ законодательства Российской Федерации ) тайну, возможно только при наличии возбужденного
уголовного дела, а предоставление сведений о лице, от которого в СМИ поступила
информация, возможно только в случае, когда соответствующее требование поступило
от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 Закона РФ
«

В соответствии с нормативными
актами МВД России подразделениями полиции, правомочными направлять операторам
связи запросы о предоставлении информации о пользователях услуг связи и об
оказанных им услугах связи, а также иной информации при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности, являются только Бюро специальных технических
мероприятий МВД России и бюро специальных технических мероприятий
территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Кроме того, наведение справок в отношении информации
ограниченного доступа осуществляется, как правило, только путем направления
запроса, подписанного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Запрос в иной территориальный орган МВД России должен
быть подписан руководителем органа, осуществляющего ОРД, либо руководителем
территориального органа МВД России соответствующего уровня.

В запросе должны быть указаны данные и служебный телефон
подготовившего его лица, чтобы в случае возникновения вопросов их можно было
максимально быстро разрешить.

При непосредственном изучении носителей информации
сотрудником оперативного подразделения интересуемые сведения получаются им
самостоятельно. Это же правило распространяется при работе с информационными
системами.

Организационное и техническое обеспечение
мероприятия предполагает правильное определение видов и мест хранения
необходимых документов и информационных систем, содержащих интересующие
сведения. В качестве основного технического средства реализации указанного
ОРМ выступает современная компьютерная техника, на базе которой создается и
функционирует большая часть оперативно-розыскных банков данных.

Оформление
результатов наведения справок.
Результаты изучения документов или иных носителей информации могут оформляться
справкой или рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных
оригиналов документов или их копий. Поступившие письменные ответы приобщаются к
соответствующим материалам или делам. В случае необходимости они могут
направляться в установленном порядке следователю для приобщения к материалам
уголовных дел. В случае участия в мероприятии лиц, оказывающих содействие,
результаты оформляются в соответствии с ведомственными нормативными
актами.

Организации-адресаты
запросов наведения справок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *