Отметьте тревожность Филлипса и подтяните свои знания с репетитором

Отчет о проведении социологического опроса

с использованием методики диагностики

уровня школьной тревожности Филипса

Педагог дополнительного образования Андронова Ю.

Личность выпускника – результат постоянногосаморазвития молодых людей. Разнообразный и успешный опыт совершенствования личности приобретается в трех сферах уклада Лицея: коммуникативная активность, учебные достижения, внеклассная занятость.

Продуктивность общей обстановки всего уклада Лицея, по искреннему убеждению практически всего коллектива наставников, определяется мотивированностью  большинства учащихся к развитию и  углублению знаний.

При этом цель педагогического процесса –  это воспитание личности в двух ее аспектах:  мотивационно-ценностный  (потребности, мотивы, установки, идеалы,  ценностные ориентации и т. ) и   познавательно-инструментальный (восприятие, воображение, память, мышление, способности,  знания,  умения, навыки).

Объективные возможности влияния на условия развития личности:

Влияние на сознание воспитанника      (убеждение, пример, дискуссия,                              требование, поручение);

Влияние на подсознание      (внушение, личный пример педагога,             поощрение, наказание, ролевая игра).

Образование – это напряженный и утомительный процесс, требующий от молодых людей значительных усилий при еще недостаточном развитии характера, целеустремленности и воли. Не удивительно, что педагогическое влияние не исключает  воздействие, даже принуждение. Напоминаем, что дисциплина, в том числе и учебная, — организованное принуждение, определяющее свободу в пределах предсказуемости, не допускающей произвола.

Учащиеся Лицея, безусловно, под воздействием на них педагогов, родителей и окружающей среды испытывают чувство тревоги.

Тревога — переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе.

Тревога характеризуется ощущением внутреннего напряжения. Она связана с активацией вегетативной нервной системы и проявляется у человека в ситуации неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

— физическое пространство школы;

— человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы  «ученик – учитель – администрация — родители»;

— программа обучения.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

Таким образом, в Лицее было проведено социологическое исследование, цель которого – выявить уровень тревожности в 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классах.

В исследовании приняли участие учащиеся 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классов. Всего – 63 экз. При анализе отдельно рассматриваются данные юношей и девушек.

5 класс является нестабильным периодом в школьной жизни, который сопровождается изменением системы школьных требований и, соответственно, ведет к повышению уровня школьной тревожности.

Для исследования уровня тревожности была использована методика диагностики уровня тревожности Филипса.

Ниже описывается каждый из факторов. Оценка результатов происходит по трем уровням: менее 50%, более 50% и более 75%.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. У значительного большинства юношей и девушек во всех учебных группах общая тревожность в школе менее 50%, т. низкий уровень тревожности. Однако, в 5 «А» классе общая тревожность более 50% встречается у 1/3 опрошенных девушек.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). По этому критерию также у большинства учащихся тревожность находиться на уровне менее 50%. Однако примечательно, что среди юношей 5 «А» не встречается тех, у кого переживания социального стресса находится на уровне более 50%, в то время как среди девушек того же класса таких половина опрошенных. В остальных учебных группах среди юношей и девушек доля тех, кто переживает социальные стрессы, не превышает трети всех опрошенных.

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. У значительного большинства находится на уровне менее 50%. Особенно это видно в 5 «В» классе, в то время как в 5 «А» классе почти половина девушек находятся на уровне более 50%.

Читать также:  Кто уполномочен выдавать справку о повреждении автомобиля?

Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Заметим, что юноши во всех трех учебных группах в большей степени, в отличие от девушек не сильно переживают по этому поводу. В основном, у половины юношей по этому критерию  — менее 50%. У половины девушек 5 «А» класса – более 75%, а у девушек 5 «В» класса – более 50%.

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей. Юноши в меньшей степени во всех учебных группах в отличие от девушек испытывают чувство тревоги по этому критерию – в 5 «А» таких 67%, в 5 «Б» — 77 %, в 5 «В» — 70%. Девушки по своей натуре более впечатлительны, и как оказывается, более ответственны, чаще испытывают тревогу.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Значительное большинство юношей и девушек в трех классах не сильно переживают о том, что могут подумать о них окружающие. Однако заметим, что в 5 «А» и в 5 «Б» классе есть и те девушки, у кого повышена тревожность на этот счет (30% и 43% девушек в каждом классе соответственно).

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. В целом, во всех учебных группах опрошенные имеют низкий уровень тревоги по этому критерию. Особенно низок уровень тревоги у юношей всех трех учебных групп( от 100% опрошенных юношей до 85% находятся на уровне тревожности меньше 50%). Девушки, в целом, незначительно, но чаще тревожаться по этому поводу, особенно заметно в 5 «Б» классе (43% девушек испытывают тревожность по данному критерию более 75%).

Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Юноши, в целом, меньше испытывают высокий и средний уровни тревожности, в отличие от девушек. От трети до половины девушек находятся на среднем уровне тревожности по данному критерию.

Учебный процесс в Лицее насыщен многообразными эмоциями. Иногда оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам, но если появляется перевозбуждение или апатия, то последствия оказываются отрицательными. При наличии состояний напряжения, страха, тревожности учащиеся могут не раскрыть полностью своих способностей, знаний, умений, навыков. Таким образом, проблема психических состояний в учебном процессе имеет важное практическое значение. Понимание учащимися и учителями Лицея психических состояний и умение регулировать их позволяет улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или смягчить их воздействие.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

Читать также:  Справки из психо и нарко диспансеров спб

Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы№ вопросов1. Общая тревожность в школе2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 55, 56, 57, 58;сумма = 222. Переживание социального стресса5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 113. Фрустрация потребности в достижение успеха1. 3, 6. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 134. Страх самовыражения27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 65. Страх ситуации проверки знаний2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 66. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих3,8,13,17. 22; сумма = 57. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу9,14. 23,28; сумма = 58. Проблемы и страхи в отношениях с учителями2,6,11,32. 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

1 -7-13-19-25 +31 -37-43 +49-55-2 _8-14-20 +26-32-38 +44 +50-56-3-9-15-21 -27-33-39 +45-51 -57-4-10-16-22 +28-34-40-46-52-58-5-11 +17-23-29-35 +41 +47-53-6-12-18-24 +30 +36 +42 -48-54-

1) Число несовпадений знаков (“+” — да, “-” — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение — < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  • Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  • Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
  • Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  • Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  • Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
  • Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  • Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  • Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Текст опросника.

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Читать также:  Справка о доходах матери образец

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.

Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы№ вопросов1. Общая тревожность в школе2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58∑=222. Переживание социального стресса5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44∑=113. Фрустрация потребности в дос-тижении успеха1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43∑=134. Страх самовыражения27,31,34,37,40,45∑=6 5. Страх ситуации проверки знаний2,7,12,16,21,26∑=66. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих3,8,13,17,22∑=57. Низкая физиологическая сопротив-ляемость стрессу9,14,18,23,28∑=58. Проблемы и страхи в отношениях с учителями2,6,11,32,35,41,44,47∑=8

Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.

Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Подсчитывается число несовпадений знаков («+» — да, «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50; >50; >75) для каждого респондента. Эти данные представляются в виде индивидуальных диаграмм.

Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение в процентах: <50; >50; >. 75). Данные представляются в виде диаграммы.

Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).

При повторных замерах представляются сравнительные результаты.

Собирается полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Полученные результаты можно представить в сводной таблице, включив в нее результаты, превышающие норму. Такой способ представления облегчит общий анализ результатов по классу в целом, а также сравнительный анализ данных по разным классам.

Текст опросника Филлипса

Сводная таблица результатов теста Филлипса

Класс__________ Дата проведения ______________________

№ФИ ученикаПоказатели по видам (факторам) тревожности (в %)12345678трев. 12345678910111213141516171819202122232425262728

Примечание: номера факторов в таблице соответствуют видам тревожности, описанным в тексте.

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Класс __________________ Дата проведения _______________________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *