При выдаче недостоверной справки о доходах может быть ответственность и штрафы

Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

К заявительнице Ч., которая является бухгалтером в
управляющей компании, обратился их сотрудник, работающий слесарем-сантехником и
попросил предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ для предоставления последней
в кредитную организацию для получения кредита. При этом работник просил
существенно завысить в справке его доходы, чтобы получить желаемую сумму
кредита, одновременно утверждая, что проблем с выплатой кредита у него не
возникнет.

Заявительница
спрашивает: какие риски ответственности
имеются для управляющей компании как работодателя обратившегося к ним
работника, а также риски руководителя и её лично, если она выполнит просьбу
работника.

По смыслу пунктов 4, 6 статьи 226 НК РФ,
работодатель как налоговый агент обязан удерживать и перечислять сумму налога
на доходы физических лиц.

Статьей
123 НК РФ  за невыполнение обязанности по
удержанию или перечислению соответствующих налогов в установленный законом срок
предусмотрена ответственность работодателя в виде штрафа в размере 20 процентов
от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Сведения об официальных размерах сумм налога и,
соответственно, о размере заработной платы работников в налоговых органах
имеются и по общему правилу не
подвергаются сомнению. Также, в силу пункта 1 статьи 102 НК РФ, данные сведения
относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну. Более того,
статьями 13.14 КоАП и 183 УК РФ предусмотрена, соответственно, административная
и уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую
тайну.

С учетом этого, в соответствии с действующим
законодательством, взаимодействие кредитных организаций и налоговых органов, в
частности при проверке платежеспособности работника перед выдачей кредита,
возможно лишь в одностороннем порядке (т.е. предоставление  сведений от кредитных организаций налоговым
органам). При этом, налоговый орган во всех случаях несоответствия размеров
дохода в представленных работодателем сведениях и сведениях, полученных от
третьих лиц, будет исходить из того, что работодатель не в полном объеме
удерживает и перечисляет сумму налога.

В соответствии с частью 3 указанной
Концепции, «К информации из внешних
источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми
органами в соответствии с действующим законодательством
или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и
правоохранительными органами, органами государственной власти и местного
самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.».

Таким
образом, информация о размере заработной платы, полученная налоговым органом из
кредитной организации или от самого работника, относится к информации,
полученной из внешних источников, и может служить основанием для проведения
налоговой проверки.

При выдаче справки с «завышенными»
доходами определенные риски для работодателя существуют и в рамках трудовых
отношений с работником. Предоставление работником указанной справки в
налоговый либо иной контролирующий орган (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования) может послужить основанием для
проведения соответствующей проверки. Более того, в  рамках проведения проверки в отношении
работодателя, работник может помимо представления справки с «завышенными»
доходами, лично дать свидетельские показания.

Также, имеют место риски обращения
работника с соответствующим заявлением по факту невыплаты заработной платы или
выплаты ее части в неофициальном размере в инспекцию по труду, уполномоченную
осуществлять контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства,
обеспечения трудовых прав работников. При этом, выданная работодателем
справка с «завышенными» доходами может стать подтверждением доводов работника.
По результатам обращения работника государственный инспектор труда в пределах
своих полномочий осуществляет мероприятия по установлению и подтверждению факта
нарушения трудового законодательства. Ответственность работодателя за нарушение
законодательства о труде и об охране труда, предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ,
которой предусмотрены санкции в виде административного штрафа,
административного приостановления деятельности, дисквалификации.

Кроме того, в целях признания судом решения
работодателя об отстранении работника или увольнения его незаконным работник
вправе обратиться в суд. В силу статьи 234 ТК РФ, «Работодатель обязан возместить
работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его
возможности трудиться.».

В соответствии со статьей 394 ТК РФ, «В случае признания увольнения или перевода
на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней
работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган,
рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате
работнику среднего заработка за все
время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения
нижеоплачиваемой работы.».

Таким образом, при принятии судом решения о
восстановлении работника на работе при расчете среднего заработка для оплаты
времени вынужденного прогула работником может быть представлена справка о
доходах, размер которых был изначально завышен.

Таким
образом, выдача справок с «завышенными» доходами также может привести для
работодателя к проверкам со стороны контролирующих органов и возникновению иных
неблагоприятных последствий в виде материальных и временных затрат в случае,
если работник  воспользуется данной
справкой и обратиться в суд, прокуратуру, инспекцию по труду.

Что касается личной ответственности заявителя
и директора их управляющей компании, то необходимо также  отметить, что выдача подобной справки о
доходах теоретически может рассматриваться как содействие в незаконном получении кредита, что охватывается
составом преступления, предусмотренным статьей 159.1 УК РФ.

В силу части 1 статьи 159.1 УК РФ, под
мошенничеством в сфере кредитования понимается хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или
иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. В зависимости
от квалификации  наказание может
заключаться в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работах,
лишении свободы.

Следует отметить, что уголовная
ответственность носит личный характер, юридическое лицо не является субъектом
уголовного права. В каждом конкретном случае, как правило, руководитель или
главный бухгалтер будут нести ответственность в качестве организатора или
пособника совершенного преступления. При этом, представляется, что со
стороны работодателя отрицать свою информированность о том, что сведения в
справке о размере доходов его работника, являются недостоверными, будет
затруднительно. Однако, в данном случае, на пути правоохранительных органов
стоит неразрешимая практически задача – доказать общий умысел с работником
именно на хищение денежных средств. Судебной практики привлечения к
ответственности по статьям 33 (норма о соучастии) и 159.1 УК РФ руководителя
или главного бухгалтера, предоставившего работнику справку с «завышенными»
размерами доходов, не сложилось.

Следует отметить, что состав преступления,
предусмотренный статьей 159.1 УК РФ, близок с составом административного правонарушения,
предусмотренного статьей 14.11 КоАП, за незаконное получение кредита. Однако, отрасль
административного права такого института, как соучастие не содержит, в связи с
чем риска понести административную ответственность совместно с  работником для работодателя не имеется.

На
основании изложенного, при решении вопроса о выдаче работнику справки о доходах
в «завышенных» размерах, Ч.ой Т.А. с учетом приведенных рисков было
рекомендовано обязательно учитывать в первую очередь характер сложившихся
отношений с работником, а также цель предоставления справки, размер суммы
планируемого кредита и ежемесячных платежей, 
разницу между  «завышенными»
доходами и официальными.

Читать также:  Справка из управления пенсионного фонда на иждивенцев о неполучении пенсии пособий и компенсаций

Консультация дана в ноябре 2014 г.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, на должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений, на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие вышеуказанные должности, обязаны представлять работодателю (нанимателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Так, согласно Положению о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими, государственной гражданской службы, муниципальной службы, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, такие сведения предоставляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Невыполнение гражданином или лицом, замещающим вышеуказанные должности, обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности.

Законом установлена ответственность за предоставление заведомо неполных или недостоверных сведений независимо от причины (невнимательность при заполнении, забыл, не посмотрел документы и прочее).

При выявлении несоответствий предоставленных сведений фактическим данным (например, о полученных доходах, имуществе и его размере) устанавливается, знал или должен ли был служащий знать о данных обстоятельствах.

Например, служащий не указал полученный доход от продажи недвижимости, заработную плату по предыдущему месту работы, им неверно указана площадь принадлежащего ему земельного участка или жилого дома. Данными сведениями служащий владел, если какие-либо сведения он забыл, ему необходимо было посмотреть первичные документы во избежание нарушения закона.

В случае, если государственные, муниципальные служащие обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения до 31 мая.

Конкретная мера ответственности для муниципальных служащих за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений устанавливается Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также иными законами, регулирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий.

Например, статьей 27.1 названного выше закона предусмотрено, что за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Если будет признано что это нарушение малозначительное, тогда работодатель может ограничится замечанием. При этом снять дисциплинарное взыскание раньше, чем через год, нельзя.

Указанные взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Прокурор старший советник юстицииАнтон Филимонов

Получение физическими лицами банковских кредитов стало делом обыденным. Не вызывает вопросов желание банка получить информацию о доходе (зарплате) заемщика. В тех случаях, когда размер официальной зарплаты отличается от величин, которые хочет увидеть банк, потенциальный заемщик обращается к работодателю с просьбой указать в справке о зарплате, составляемой для банка, цифры, превышающие официальные.

Спорная позиция Верховного суда

В соответствии с точкой зрения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ, изложенной в кассационном определении от 27.10.2006 N 44-О06-111, работодатель, выдавший недостоверную справку, совершает деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ. Часть 1 ст.327 УК РФ устанавливает ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования.

По мнению Судебной коллегии ВС РФ, если работодатель в справке о зарплате указывает недостоверные данные, то такой случай охватывается диспозицией ч. 1 ст. 327 УК РФ, поскольку «справка, удостоверяющая место работы физического лица и размер его заработной платы, в данном случае обоснованно признана официальным документом». Чтобы у работодателей не оставалось никаких сомнений относительно позиции суда, судебная коллегия уточняет: «Для квалификации действий виновного лица по ст. 327 ч. 1 УК РФ не имеет значения, кем выдан официальный документ: государственным либо общественным учреждением или юридическим и физическим лицом».

Кассационное определение Судебной коллегии ВС РФ грозит кардинальным изменением подхода к ситуации. Ранее судьи не были склонны считать справку, представляемую в банк для получения кредита, официальным документом, подделка которого карается Уголовным кодексом. Например, в Обзоре судебной практики Верховного суда Республики Татарстан за II квартал 2006 года (по уголовным делам)» содержится следующая позиция: «Справка о доходах свойствами официального документа не обладает, в нем сведений, подтверждающих предоставление лицу каких-либо прав или освобождение от обязанностей, не содержится».

Судьям ВС РФ для признания справки надлежащим официальным документом почему-то оказалось достаточно лишь только того обстоятельства, что банк требует представить ее в числе документов, необходимых для выдачи кредита. В результате в теории уголовного права было сказано новое слово. Обусловлена новизна слова двумя моментами.

Официальный документ, предоставляющий права, предполагает как появление прав у его обладателя, так и наличие обязанностей у лица, которому предъявляется документ. Применительно к справкам о зарплате права предоставляют справки, предъявляемые заинтересованным лицом с целью получения какого-либо пособия. Если предъявление данной справки обуславливает выдачу пособия, то статус справки как официального документа, предоставляющего права, сомнений не вызывает. Однако предъявление банку справки о зарплате не наделяет заемщика правом требовать от банка выдачу кредита, поскольку данная справка не налагает на банк какие-либо обязанности. Кстати, этот момент отдельно отметил ВС Республики Татарстан: «Согласно правилам банка, куда была представлена справка, она сама по себе права на получение кредита не дает».

В случае с изготовлением справки лицом, уполномоченным на изготовление справок такого рода, в принципе не должно идти речи о какой-либо подделке! Для лиц, вносящих в документы заведомо ложные данные, предусмотрено совершенно иное основание привлечения к уголовной ответственности. В отношении некоторых категорий лиц действует ст. 292 УК РФ, устанавливающая наказание за служебный подлог, под которым понимается внесение в официальные документы заведомо ложных сведений. Но помимо того, что данное преступление должно совершаться из личной заинтересованности, у этого преступления специальный субъект — лицо, осуществляющее определенные функции в государственном или муниципальном органе.

Читать также:  Отозвать сертификат номер два с атрибутом номер два

Если заведомо ложные сведения внесет в справку о зарплате иное лицо, нежели предусмотренное ст. 292 УК РФ, то выдача справки с такими сведениями сотруднику муниципального учреждения не будет образовывать состава преступления. Что касается «обычных» работодателей, то к ним ст.292 УК РФ не имеет никакого отношения. Получается, что если даже рассматривать справку о зарплате в качестве документа, предоставляющего в определенных случаях права своему обладателю, выдача такой справки работодателем не может повлечь для работодателя уголовной ответственности, даже если бы в справке были указаны заведомо ложные сведения.

Основания для привлечения лиц, выдающих подобные справки, могут появиться только после объявления указанного деяния преступлением. Пока уголовный закон не устанавливает ответственности за внесение работодателем заведомо ложных сведений в интересах работника в документ, изготавливаемый для этого работника. Попытка Судебной коллегии ВС РФ обосновать возможность привлечения лица, изготовившего документ от своего имени, к уголовной ответственности за подделку документа выглядит как неудачная реализация грустной шутки «был бы человек, а статья найдется».

Не учтено законодателем

Возможно, законодатель не счел выдачу справок с заведомо ложными данными общественно опасным деянием, требующим уголовного наказания. Возможно, это явление просто ускользнуло от внимания законодателя, так как при составлении УК РФ выдача кредитов еще не была столь массовой.

Тем не менее на текущий момент уголовная ответственность предусмотрена только для лиц, использующих заведомо подложные документы. Правда, речь об ответственности за это деяние идет в ч. 3 ст.327 УК РФ, но говорится там об использовании заведомо подложного документа. Иными словами, отсылок к ч. 1, предусматривающей необходимость подделки документа, ч. 3 не содержит. Следовательно, речь должна идти о заведомо подложных документах любого рода, включая документы, выданные управомоченным лицом, но содержащие заведомо ложные сведения.

Что касается «чтящих» Уголовный кодекс работодателей, то было бы логично, если бы для них выдача работнику справки с заведомо ложными данными влекла исключительно гражданско-правовые последствия. Идея применения уголовной ответственности в случае выдачи таких справок не кажется правильной, даже если данная идея вдруг будет озвучена законодателем. Кроме того, необходимо учитывать относительно короткий «век» справок о зарплате: если работник сегодня действительно получает указанную в справке зарплату, это не означает, что завтра он не может оказаться на должности с много меньшей зарплатой либо вообще уйти от выдавшего справку работодателя, сменив работу. Необходимо учитывать и то, что выдача справки с заведомо ложными сведениями совершенно не обязательно причинит ущерб банку.

Справки о зарплате используются банками в качестве одного из источников информации для принятия решения о выдаче кредита. Назначение справки — некое «среднестатистическое» подтверждение кредитоспособности заемщика на текущий момент времени. Выдавая работнику справку с заведомо ложными данными, работодатель вводит банк в заблуждение, провоцируя на принятие решения о предоставлении кредита.

Данное решение банк, возможно (но не обязательно), не принял бы, располагая справкой с реальными цифрами. Тем не менее на момент выдачи кредита ничьи права не нарушены: банк заинтересован не в чтении справок, а в возврате кредита с причитающимися процентами. Если заемщик своевременно расплачивается с банком, вопрос о подлинности указанных в справке сведений не возникает.

Работодатель — поручитель

Возможно возникновение обратной ситуации, когда заемщик не в состоянии рассчитаться с банком. К этому времени заемщик может уже сменить нескольких работодателей. Тем не менее формально лицом, содействовавшим заемщику в получении банковского кредита, остается тот работодатель, который выдал справку о зарплате. Если справка содержала заведомо ложные данные, выдача банком кредита оказывается формально обусловлена неправомерными действиями «нарисовавшего» справку работодателя.

Соответственно было бы логично рассматривать этого работодателя в качестве лица, обязанного нести субсидиарную ответственность за возврат кредита. Поскольку действия работодателя повлекли некие негативные гражданско-правовые последствия для банка, таковые действия не должны оставаться без последствий для самого работодателя. Однако мер гражданско-правового характера здесь более чем достаточно: работодатель в подобной ситуации должен рассматриваться в качестве поручителя за возврат кредита.

После того как с работодателей, неосмотрительно выдающих справки с ложными сведениями, банки начнут взыскивать долги заемщиков, проблема недостоверных справок перестанет быть актуальной: количество справок сократится в разы — без какого-либо включения рассматриваемого деяния в УК РФ. Но даже если законодатель сочтет нужным ввести уголовное наказание, диспозиция нормы должна быть безусловно четкой, чтобы исключить возможность неоднозначного толкования.

Дата публикации: 27.02.2019 13:41

Управление ФНС России по Пермскому краю информирует, что в соответствии со ст. 126.1 НК РФ представление налоговым агентом в налоговые органы документов, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения.

В связи с чем, любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным.

Так, основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126.1 НК РФ, является недостоверность информации, допущенной:

— в результате арифметической ошибки;

— в случае искажения суммовых показателей;

— в других случаях, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде неисчисления и (или) неполного исчисления, неперечисления налога;

— в отношении прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты);

— в персональных данных о физическом лице (ИНН, Ф.И.О., серия и номер документа, удостоверяющего личность);

— в отношении прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).

Однако согласно п. 2 ст. 126.1 НК РФ налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной данной статьей, в случае если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Напоминаем, что справки по форме 2-НДФЛ налоговым агентам необходимо представить в налоговые органы не позднее 01.04.2019 года.

Вместе с тем, не позднее 01.03.2019 года, налоговые агенты должны представить информацию о физических лицах, у которых в 2018 году не удержан НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

При выдаче недостоверной справки о доходах может быть ответственность и штрафы

Установлена ответственность за предоставление налоговыми
агентами недостоверных сведений

С 1 января 2016 года за представление документов, содержащих недостоверные сведения, в том числе справок о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, налоговый агент может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый недостоверный документ.

В то же время предусмотрено, что, если налоговый агент сам выявит ошибки и представит в налоговую инспекцию уточненные расчеты и справки по форме 2-НДФЛ до того момента, как налоговый орган обнаружит недостоверность сведений, штрафные санкции применяться не будут.

Читать также:  В Перми в 2022 году банки предоставляют автокредиты, не требуя справок и подтверждения дохода

Данные изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

При выдаче недостоверной справки о доходах может быть ответственность и штрафы

Дата решения: 22.12.2016

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 230, Статья 126.1

Вид налога: Налог на доходы физических лиц

Тема налогового спора: Правомерность привлечения к ответственности за предоставление справок о доходах по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика, при наличии иных идентифицирующих признаков налогоплательщика (ФИО, ИНН)

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Обществом представлено 10 справок по форме 2-НДФЛ за 2015 год, в которых содержатся недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика.

Позиция налогоплательщика: Представленные обществом в налоговый орган справки о доходах по форме 2-НДФЛ содержат все необходимые сведения, подтверждающие исполнение обязанности общества как налогового агента, установленной положениями пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В силу пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 1 статьи 126.1 Кодекса представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

Как следует из материалов жалобы, 29.03.2016 общество представило в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ за 2015 год в количестве 282 справок.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля на предмет достоверности сведений, указанных в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год налоговым органом установлено, что в 10 справках содержатся недостоверные сведения.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, является представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц.

Как следует из материалов жалобы, в 10 представленных обществом справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год содержатся недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика, при этом в 9 из них содержатся достоверные сведения об ИНН налогоплательщика.

Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 126 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения только о серии и номере паспорта или об адресе места жительства налогоплательщика, при наличии иных идентифицирующих признаков налогоплательщика (ФИО, ИНН), неправомерно.

Из материалов жалобы следует, что в представленной 29.03.2016 справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год в Разделе 2 «Данные о физическом лице – получателе дохода» поле «ИНН в Российской Федерации» в отношении физического лица не заполнено.

Таким образом, отсутствие в справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 29.03.2016 сведений об ИНН не позволяет идентифицировать физическое лицо – получателя дохода.

Следовательно, общество подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения в виде взыскания штрафа в размере 500 рублей.

На основании вышеизложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменило решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации от 21.09.2016 в части взыскания штрафных санкций по статье 126.1 Кодекса в размере 4 500 рублей.

В остальной части Федеральная налоговая служба оставило жалобу общества от 02.11.2016 без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.

  • Новости и аналитика
  • Новости

За нарушения в сведениях о доходах госслужащего наказать могут дважды

1 февраля 2021

Особое внимание государство уделяет вопросам противодействия коррупции. В целях осуществления мероприятий по борьбе с коррупцией для государственных и муниципальных служащих установлена обязанность ежегодно представлять работодателю сведения о доходах, имуществе и об обязательствах имущественного характера – своих и членов своей семьи. За представление недостоверных сведений служащий может быть привлечен к ответственности: работодатель вправе наложить дисциплинарное взыскание – вплоть до увольнения. Работу по выявлению коррупционных правонарушений проводит также прокуратура – в порядке надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства (Решение Первореченского райсуда г. Владивостока  от 12 ноября 2020 г. по делу № 2-3471/2020).

Может ли орган, проводящий инспекторскую проверку, привлечь служащего к ответственности за недостоверные сведения о доходах, если прокуратура в свое время уже наказала его за это?

Да, может. Так решил суд, рассмотрев иск сотрудника полиции, требующего отменить дисциплинарное взыскание, объявленное ему по результатам проверки вышестоящего органа. Дело в том, что служащий представил неполные сведения о доходах, забыв указать в справке:

  • свои доходы от продажи автомобиля,
  • и доходы по банковским счетам, пусть даже они составляли 2 рубля 19 копеек,
  • доходы супруги в виде пособия по временной нетрудоспособности.

За такие несоответствия служащему был объявлен выговор.

В дальнейшем при проведении инспекторской проверки вышестоящий орган выявил еще один факт – в справке о доходах не были указаны сведения о получении страховых выплат при наступлении страхового случая. Служащий был вновь привлечен к дисциплинарному наказанию. В этот раз ему объявили замечание, которое он и пытался оспорить в суде.

Но суд не удовлетворил его требования. Дисциплинарные взыскания наложены за два разных факта нарушения служебной дисциплины, выявленных в ходе проверки, проведенной сначала прокуратурой, и позже в ходе инспекторской проверки.

И даже доводы служащего об отсутствии умысла на предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах, суд не принял во внимание, поскольку мотивы и цель данных поступков не имеют правового значения для наступления ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *