Аналитическая справка
в 20172018 учебном году
о результатах тренировочной работы (пробного ОГЭ) по обществознанию
в 9 классах. Цель: осуществление контроля за качеством подготовки учащихся к ОГЭ. Изучение качества общеобразовательной подготовки по обществознанию
предполагает решение следующих задач:
определение уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию ;
выявление причин пробелов в знаниях обучающихся. Сроки проведения: 19. 2017 г. Тренировочную работу (пробный) ОГЭ по обществознанию выполняли 34
обучающихся 9 а,б,в,г классов. Пробный ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, а часть 2 содержит 6
заданий с развернутым ответом. На выполнение работы отводилось 3 часа (180 минут). Проверялись знания учащихся по следующим блокам «Человек и
общество», «Сфера духовной жизни», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»,
«Сфера политики и социального управления», «Право». Учителем истории и обществознания Шикиевой С. были проверены задания с
развернутым ответом части второй пробного ОГЭ по обществознанию. Во второй части работы учащиеся хорошо справились с заданиями № 27,28
(проверялись умения находить в тексте ключевые понятия и указывать три
составляющих, определять группы слов и основания). Большинство учащихся допустили ошибки в заданиях второй части: №
26,29,30,31(проверялись умения составлять план текста и выделять смысловые
фрагменты текста, озаглавливать их). Не справились с данным заданием, не
приступили к его выполнению – 23 учащихся
Затруднение у учащихся вызвало умение определять,
опираясь на
обществоведческие знания два других показателя и приводить примеры; находить
различие, находить цитаты в тексте и пояснять предложение, приводить аргументы
в защиту данной точки зрения и аргументы в опровержение. Из вышесказанного можно сделать вывод, что у большинства учащихся
вызывают трудности 2 часть заданий. Учащиеся слабо ориентируются в
предложенном тексте, не отработан навык составления плана ответа, не умеют
находить в тексте смысловые фрагменты, определять ключевые понятия, приводить
примеры сходства и различия, делать умозаключения, находить главную цитату в
тексте, высказывать свое мнение, аргументировать ответ. Исходя из анализа результатов выполнения работы и характера ошибок,
допущенных учащимися, рекомендуется: 1. Учителям – предметникам спланировать повторение блоков тем: «Личность»,
«Сфера духовной жизни», «Экономическая сфера» «Социальная сфера» «Право»,
где учащиеся допустили значительное количество ошибок. Скорректировать календарнотематическое планирование, включив
повторение тем, низкого уровня усвоения, которых показали обучающиеся при
выполнении пробного ОГЭ. Развивать умение составлять план–ответ по тексту, умение работать с
обществоведческими понятиями. Находить в тексте ключевые понятия, приводить
примеры, используя обществоведческие знания. Спланировать индивидуальные маршруты для обучающихся по ликвидации
пробелов знаний с учениками группы «риска».
Аналитическая
справка по результатам ВПР
в
8 классе за 7 класс и в 9 классе за 8 класс (осень 2020)
Все работы в 5-8
классах проводились за прошлый учебный год.
Класс
Всего учащихся в
классе
Выполняло работу
Предмет
Дата проведения
8
класс
20
17
История
8
класс
20
17
Обществознание
9
класс
19
17
Обществознание
Назначение
ВПР по истории и обществознанию: оценить
уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5,6,7, 8-х классов в
соответствии с требованиями ФГОС ООО. ВПР позволяют осуществить диагностику
достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровень
универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями,
оценить личностные результаты обучения.
Анализ
результатов выполнения ВПР
по
истории в 8 классе за 7 класс
Время
выполнения: 60 минут.
Система оценивания
выполнения всей работы
Максимальный
балл за выполнение работы 24.
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0–6
7–11
12–17
18–24
Работа состояла из
12 заданий:
Задание 1
нацелено на проверку знания деятелей истории России и истории
зарубежных стран (обучающийся должен соотнести события и их участников).
Задание 2
нацелено на проверку знания исторической терминологии (необходимо написать
термин по данному определению понятия).
Задание 3
проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. В
задании требуется провести атрибуцию исторического
источника и
проявить знание контекстной информации.
Задание 4
нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты.
Задание 5
проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту два объекта.
Задания 6 и 7
нацелены на проверку знания фактов истории культуры России. В заданиях
используется иллюстративный материал
(изобразительная
наглядность). В задании 6 требуется выбрать два памятника культуры,
относящиеся к определенному времени.
В задании 7
требуется указать памятник культуры по указанному в задании критерию.
В задании 8
требуется сопоставить по времени события истории России и события истории
зарубежных стран.
Задание 9
предполагает проверку владения простейшими приёмами аргументации. Необходимо
выбрать из списка исторический факт, который
можно использовать
для аргументации заной в задании точки зрения и объяснить, как с помощью
выбранного факта можно аргументировать эту
точку зрения.
Блок из заданий 10
и 11 является альтернативным и предполагает выбор одного из четырех исторических
событий (процессов).
Задание 10
проверяет знание хронологии и умение отбирать исторические факты в соответствии
с заданным контекстом. В задании
требуется указать
год (годы), к которому относится выбранное событие (процесс), и привести два
любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
Задание 11
проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения,
содержащие причинно-следственные связи.
В задании
требуется объяснить, почему выбранное событие (процесс) имело большое значение
в истории нашей страны.
Задание 12
проверяет знание истории родного края.
Класс
Кол-во учащихся
по списку
Кол-во
выполнявших работу
5
4
3
2
Успеваемость
Качество знаний
Средний балл
8
20
17
3
10
4
100
76,47
3,94
Вывод: затруднения
вызвали:
знания
деятелей истории России и истории зарубежных стран (обучающийся должен
соотнести события и их участников); умения проводить атрибуцию
исторической карты; знание исторической географии и умение работать с контурной
картой (необходимо нанести на контурную карту два объекта); знание причин и
следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные
связи.
Продолжить
формирование умений и навыков определять исторические термины и давать им
исчерпывающие, точные определения.
Способствовать
формированию умений выделять главное в тексте, составлять грамотный письменный
ответ на вопрос.
Чаще
давать учащимся письменные задания развернутого характера (например, что
положительного вы можете отметить в личности Дмитрия Донского).
Продолжить
работу по развитию умений работать с учебным материалом.
Нацелить
учащихся на запоминание исторических терминов, дат, персоналий. Здесь помогут
разнообразные внеурочные мероприятия: викторины, ребусы, кроссворды,
интерактивные игры, синквейны.
Использовать на уроках чаще тестовый материал с повышенным уровнем сложности с
целью развития навыков и умений работать с тестовыми заданиями.
по
обществознанию в 8 классе за 7 класс
Время
выполнения: 45 минут.
Максимальный
балл за выполнение работы 23.
Отметка по пятибалльной
шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0–9
10–15
16–20
21–23
Работа состояла из
9 заданий:
Задание 1
нацелено на проверку умения анализировать и оценивать собственного
поведения и поступков других людей, соотнося их с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными Конституцией РФ. Задание
предполагает систему вопросов об одном из прав (свобод) гражданина РФ с
опорой на личный социальный опыт обучающегося.
Задание 2 и 6
предполагают выбор и запись нескольких правильных ответов из
предложенного перечня ответов. Задание 2 проверяет умение характеризовать
понятия; задание 6 – умение применять обществоведческие знания в процессе
решения типичных задач.
Задание 3
построено на основе графического представления статистической информации. Оно нацелено на проверку умения осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных одинаковых системах (диаграмма) и
состоит из двух частей. В первой части обучающемуся требуется
проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее
популярное мнение по заданной тематике и высказать предположение о
причинах соответствующего выбора опрошенных. Во второй части задания
нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического
исследования вопрос.
Задание 4
предполагает установление соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями. Оно проверяет умение обучающихся классифицировать объекты, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации.
Задание 5
направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты
известного писателя, ученого, общественного деятеля и т. Задание включает в
себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств
человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также
умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен сначала объяснить значения отдельных слов,
словосочетаний, а затем – смысл всего высказывания.
Задание 7
предполагают анализ визуального изображения социальных объектов, социальных
ситуаций. Обучающийся должен осуществить поиск социальной информации,
представленной в различных знаковых системах (фотоизображение) и
выполнить задания, связанные с соответствующей фотографией.
Задание – задача 8
требует: анализа представленной информации. При выполнении этого задания
проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся.
Задание 9
направлено на проверку умения осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в письменной форме на заданную тему с использованием шести
предложенных понятий.
Класс
Кол-во учащихся
по списку
Кол-во
выполнявших работу
5
4
3
2
Успеваемость
Качество знаний
Средний балл
8
20
17
8
7
2
88,24
47,06
3,35
Вывод:
затруднения вызвали:
умение
характеризовать понятия; проанализировать предложенную информацию,
определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и
высказать предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных;
умение применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач;
умение применять обществоведческие знания в процессе решения типичных
задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся;
умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной
форме на заданную тему с использованием шести предложенных понятий.
по
обществознанию в 9 классе за 8 класс
Максимальный
балл за выполнение работы 25.
Отметка по пятибалльной
шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0–10
11–16
17–21
22–25
Работа состояла из
10 заданий:
Задание 1 нацелено на проверку умения
анализировать и оценивать собственную деятельность и ее результаты. Задание
предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности в духовной и
экономической сферах жизни с опорой на личный социальный опыт обучающегося.
Задание 2 и 6 предполагают выбор и запись
нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Задание 2
проверяет умение характеризовать понятия; задание 6 – умение применять
обществоведческие знания в процессе решения типичных задач.
Задание 3 построено на основе графического
представления статистической информации. Оно нацелено на проверку умения
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (диаграмма) и состоит из двух частей. В первой части обучающемуся
требуется проанализировать предложенную информацию, определить
наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и высказать
предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных. Во второй части
задания нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического
исследования вопрос.
Задание 4 предполагает установление
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Оно проверяет умение
обучающихся классифицировать объекты, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации.
Задание 5 направлено на анализ социальной ситуации,
описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля
и т. Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание
социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми,
а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен сначала
объяснить значения отдельных слов, словосочетаний, а затем – смысл всего
высказывания.
Задание 7 предполагают анализ визуального изображения
социальных объектов, социальных ситуаций. Обучающийся должен осуществить поиск
социальной информации, представленной в различных знаковых системах
(фотоизображение) и выполнить задания, связанные с тремя соответствующими
фотографиями.
Задания – задачи 8 и 9 требуют: анализа
представленной информации. При выполнении этого задания проверяется умение
применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач в области
социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся.
Задание 10 направлено на проверку умения
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме на
заданную тему с использованием шести предложенных понятий.
Класс
Кол-во учащихся
по списку
Кол-во
выполнявших работу
5
4
3
2
Успеваемость
Качество знаний
Средний балл
9
19
17
12
5
70,59
0,00
2,71
Необходимо обратить внимание на низкий процент выполнения
следующих заданий:
на все задания, ребята совершенно не умеют анализировать,
сопоставлять и искать факты.
Допущены ошибки: находить, извлекать и осмысливать
информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений),
систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом;
Освоение приемов работы с социально значимой информацией,
ее осмысление;
Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы
и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.
На основании полученных результатов и проведенного анализа:
провести анализ результатов ВПР 2020 года c целью выявления
состояния подготовки учащихся и факторов, связанных с особенностями процесса
обучения или социальным окружением, оказывающих влияние на образовательные
достижения учащихся;
скорректировать содержание Программы формирования УУД, при
проведении школьного мониторинга включать в содержание КИМ дидактические
единицы, освоение которых по результатам мониторинга вызывают затруднения;
Повторить теоретические сведения по
всем разделам обществознания
по результатам анализа спланировать коррекционную
работу по устранению выявленных пробелов
организовать сопутствующее повторение
на уроках по темам, проблемным для класса в целом
организовать индивидуальные
тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим
наибольшее затруднение; (в рамках урока)
на уроках организовать работу с
текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной
компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать,
выделять разные виды информации и использовать её в своей работе
совершенствовать навыки работы учащихся
со справочной литературой, иллюстративным материалом.
Учитель истории и
обществознания:
Воробьева Е.