Результаты экспертного исследования образовательных работ и программ представлены в аналитическом отчете. Часть 2

Ирина Кичеева
Информационно-аналитическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ

Разработка учебно-методического комплекса (УМК) очень ответственная часть методической работы. Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление, особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

По сути, УМК это совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы ДОУ.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП Учреждения направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Наглядно структура УМК представлена на слайде. Назовем ее компоненты:

Ядро УМК составляет Основная Образовательная программа — ключевой документ, на основе которого создается УМК.

Вспомогательный ресурc включает в себя: методические пособия и материалы для мониторинга, дидактические материалы и иллюстративно-наглядные материалы.

Разработка или приобретение Рабочих программ;

Определение видов занятий / форм НОД и количества условных единиц времени согласно учебному плану;

Подбор перечня методических и дидактических пособий:

• в соответствии с образовательными областями Примерной Основной Образовательной Программы

• с учетом рекомендуемого перечня комплексной программы (и при наличии парциальных программ)

• в соответствии с разделением на обязательную и формируемую часть (методическое обеспечение комплексной, парциальных программ, технологий)

• по всем возрастным группам

• в соответствии с направлениями программ дополнительного образования

• обеспечивающего формы НОД, формы образования в процессе режимных моментов и по руководству 9 видами самостоятельной детской деятельности;

Подбор перечня дидактических средств и методических пособий для проведения педагогической диагностики индивидуального развития ребенка;

Разработка методических рекомендаций или подбор методических пособий по планированию, взаимодействию с семьями воспитанников, теоретическим и методологическим основам педагогических технологий;

Оформление документации учебно-методического комплекса (паспорт группы, балансовая ведомость на учебно-методическую литературу и т. п);

Согласование и утверждение учебно-методического комплекса.

Программа нашего дошкольного учреждения разработана с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений. Программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и обеспечена полным учебно-методическим комплектом. Анализ показал, что цели и задачи, целевые ориентиры соответствуют требованиям ФГОС.

На слайде представлена программа, примерное комплексно-тематическое планирование, диагностика программы «От рождения до школы»

Сейчас подробно остановимся на каждой образовательной области.

На данном слайде показаны используемые нами методические пособия по образовательной области «Физическая культура» для каждой возрастной группы. Автор пособий Л. Пензулаева. Комплексы упражнений оздоровительной и утренней гимнастики.

Познавательное развитие включает в себя:

— Формирование элементарных математических представлений (Автор Ирина Александровна Помораева и В. Позина)

— Конструирование из строительного материала (Автор Л. Куцакова)

— Ознакомление с природой (О. Соломенникова)

— Ознакомление с предметным и социальным окружением (О. Дыбина)

— Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (Николай Евгеньевич Веракса, Олег Робертович Галимов)

Речевое развитие по всем возрастным группам представлено на слайде. Автор В. Гербова. Так же имеется пособие того же автора по приобщению детей к художественной литературе для воспитателей и родителей.

Социально – коммуникативное развитие самая объемная по содержанию образовательная область. Она включает в себя этические беседы с дошкольниками (Петрова, Стульник, социально-нравственное воспитание дошкольников (Буре, знакомство дошкольников с правилами дорожного движения (Саулина, формирование представлений о здоровом образе жизни (Новикова, безопасность, игровая деятельность (Губанова, трудовое воспитание (Куцакова).

Художественно-эстетическое развитие включает в себя методические пособия по изобразительной деятельности в детском саду, детское художественное творчество, развитие художественных способностей дошкольников (Автор Т. Комарова).

— программа и методические рекомендации по культурно-досуговой деятельности в детском саду (М. Зацепина)

— методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей «Праздники и развлечения в детском саду» (Авторы М. Зацепина и Т. Антонова)

— программа и методические рекомендации «Музыкальное воспитание в детском саду» (М. Зацепина)

— «Театральная деятельность в детском саду» (А. Щеткин)

Взаимодействие с родителями мы используем авторскую программу Н. Микляевой Содружество

Различные рабочие тетради и методические пособия они представлены на слайде.

В заключение хочется перечислить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса, «плюсами» УМК, позволяющими педагогам более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.

Первый «плюс» — УМК позволяет идти в ногу со временем.

Использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий.

Второй «плюс»- УМК является важным средством более совершенной организации педагогического труда.

Действительно, УМК как органическая часть деятельности педагогов позволяет ему осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой деятельности и направляя их в органически единый процесс развития личности ребенка.

Третий «плюс» — УМК позволяет педагогу принципиальным образом повысить свою компетентность.

Мышление педагогов, работающих над созданием УМК, перестает быть потребительским и исполнительским, поскольку свою педагогическую деятельность ему приходится рассматривать не с точки зрения «Что?», а с точки зрения «Как?». Мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ педагогической деятельности, педагог принципиальным образом повышает свою профессиональную компетентность.

Четвертый «плюс» — УМК способствует творческой самореализации педагога.

В целом работа по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию.

Пятый «плюс» — обеспечение интенсивности освоения детьми различных видов деятельности.

Приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность (коммуникативную, игровую, познавательную, и др. , педагоги обеспечивают ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей.

Шестой «плюс» — использование УМК способствует эмоциональности и мажорности процесса обучения.

Включение в УМК методик, которые обеспечивают приоритет активных методов обучения, ставку на самостоятельность и самодеятельность детей, ориентацию на позитивные эмоциональные переживания и успех, позволяет создать в процессе занятий благоприятный психологический климат, эмоциональный комфорт, содействует мажорности процесса обучения. Диагностические методики как неотъемлемый компонент УМК и осуществляемые на их основе диагностическое отслеживание и педагогическая поддержка благоприятствуют выбору и корректировке индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Светлана Николаевна Бузина
Портфолио воспитателя ДОО. IV критерий

МБДОУ-ДС «Ласточка». Бузиной Светланы Николаевны.

Критерий IV.

Аналитическая справка.

«Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах»

дана Бузиной Светлане Николаевне в том, что она выступает с сообщениями на педсоветах, делится своим опытом с коллегами на уровне детского сада. Так же принимает участие в работе методических объединений дошкольных работников, выступала на педагогической конференции дошкольных работников на муниципальном уровне. Свое педагогическое мастерство показывала в конкурсных мероприятиях: «Лидеры дошкольного образования», «Детские сады детям», «Лучшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений Саратовской области», «Лучшая групповая комната» и др. Бузина С. ежегодно разрабатывает в соответствии с возрастными особенностями детей рабочую программу педагога. Самостоятельно разрабатывает методические и дидактические материалы, которые получили положительные отзывы коллег на уровне детского сада.

Читать также:  Какие документы необходимы семьям с низким уровнем дохода для получения сертификата?

МБДОУ детский сад

«Ласточка» —/ Л. Москвичева/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Ласточка».

дана Бузиной Светлане Николаевне в том, что она принимает участие в работе методических советов, педагогических советов.

2011г. УО администрации МО Аркадакского муниципального района методическое объединение дошкольных работников развлечение на тему: «Делу время- потехе час».

Сертификат участия.

2012г. УО администрации МО Аркадакского муниципального района методическое объединение дошкольных работников занятие: «Льдинка и снежинка – природные явления».

2014г. УО администрации МО Аркадакского муниципального района Педагогическая конференция дошкольных работников. доклад : «Ребенок познает мир природы».

2014г. Районный семинар методического объединения воспитателей дошкольных учреждений. Игровой досуг : «Прогулка по зимнему лесу».

Подтверждающие документы: копии сертификатов (стр

О результативности участия педагога в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение

дана Бузиной Светлане Николаевне в том, что она принимала активное участие в конкурсных мероприятиях различного уровня:

год мероприятия уровень подтверждающий документ

2011 конкурс «Лидеры дошкольного образования».

Номинация- «Добрая волшебница маленькой страны» муниципальный грамота,

2011 всероссийский конкурс: «Детские сады детям», региональный этап. Номинация- «лучший воспитатель детского сада» региональный грамота за участие

2012 конкурс «Культурный человек»

( организован : Редакция газеты и Студия детских развлечений «10 королевство», Министерство образования Саратовской области).

2012 областной конкурс лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Саратовской области областной диплом победителя

2013 районный конкурс детских рисунков «Здравствуй осень» муниципальный грамота,3 место

2013 районный конкурс «Лучшая групповая комната-2013» муниципальный сертификат участия

2014 конкурс «Лидеры дошкольного образования».

Номинация- «Лучший педагогический коллектив» муниципальный грамота, 1 место

2015 конкурс «Благодарное сердце»

2015 конкурс «Звездочка в ладошке» всероссийский грамота за участие

Подтверждающие документы : копии сертификатов, грамот, дипломов. (стр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка».

об участии в разработке программно- методического сопровождения образовательного процесса.

дана Бузиной Светлане Николаевне в том, что она участвует в планировании образовательного процесса при разработке рабочей программы воспитателя. Рабочую программу на каждую возрастную группу педагог разрабатывает на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2011г. под ред. Бабаевой, А. Гогоберидзе и парциальных программ: Н. Авдеева, О. Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Основы здорового образа жизни» под ред. Смирновой.

Краткая характеристика рабочей программы педагога на 2015-2016учебные годы, 2 младшая группа.

Программа предназначена для детей 3-4 лет (2 младшая группа) и рассчитана на 36 недель.

Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Данная рабочая программа имеет разделы:

-содержание, где перечислены все структурные компоненты;

— пояснительная записка, где указаны цель рабочей программы, задачи по образовательным областям, возрастные особенности детей.

-расписание образовательной деятельности в группе согласно СанПиН.

— содержание работы согласно комплексно-тематическому планированию и по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

— развивающая среда группы;

— методическое обеспечение реализации рабочей программы, где педагог указывает демонстрационный материал, составляет список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.

— система работы с родителями;

— планируемые результаты освоения программы воспитанниками.

Заведующий МБДОУ детский сад «Ласточка» —/ Л. Москвичева/

Выписка из приказа

по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному

учреждению- д/с «Ласточка»

от28. 15г. №55

«Об утверждении воспитательно-образовательных программ в МБДОУ на 2015-2016г

На основании решения педсовета №1 протокол от 27. 15г

Утвердить рабочие программы, принятые на педагогическом совете.

Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

МБДОУ -детский сад «Ласточка» —/ Л. Москвичева/

на методическую разработку экологического игрового досуга на тему: «Прогулка по зимнему лесу», старшая группа.

МБДОУ- детский сад «Ласточка».

Методическая разработка экологического игрового досуга: «Прогулка по зимнему лесу» разработана нестандартно, интересно. Педагогом выбрана интеграция различных образовательных областей: познание, социализация, художественно – творческая, музыка. Содержание такого мероприятия позволяет снять у детей утомляемость, перенапряжение за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, а также повысить работоспособность детей. Педагог предусмотрела цель, программное содержание досуга.

Досуг имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой. Начало досуга предполагает непосредственную организацию детей, вызывает интерес на предстоящую деятельность, создает соответствующий эмоциональный настрой.

В ходе проведения досуга приемы и методы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Педагог использует наглядные, словесные, практические методы и приемы, дети выполняют имитационные движения, самомассаж на активацию биологически активных точек, разыгрывают сценку «Дикарь в лесу».

В конце игрового досуга воспитателем предусмотрено рефлексия – рисование песком, отличный способ расслабиться, спокойное творчество.

Анализ представленной методической разработки игрового досуга показал, что материал разработан с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка экологического досуга «Прогулка по зимнему лесу» для детей старшего дошкольного возраста была представлена на районном семинаре методического объединения.

Данную методическую разработку рекомендовано использовать воспитателям ДОУ района для организации досугов.

заведующий МБДОУ-д/с «Ласточка: Л. Москвичева

Публикации по теме:

Портфолио воспитателя ДОО
ВВЕДЕНИЕ Представляя своё портфолио, я сделала краткий рассказ о себе, о моём образовании, месте работы и должности. В своей работе я отразила.

Портфолио воспитателя
Никишиной Юлии Александровны Система воспитательной работы Воспитатель Никишина Ю. строго соблюдает режим дня детского сада. Юлия Александровна.

Портфолио воспитателя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18Иркутская область г. Ангарск 80 квартал дом 12Трудовой стаж:.

Портфолио воспитателя
ПОРТФОЛИО Педагога Василенко Елены Валерьевны Визитная карточка Василенко Елена Валерьевна 08 июля 1978 года Воспитатель Среднее – профессиональное,.

Портфолио воспитателя Видео
Я работаю в сфере педагогики 11 лет. Я всю жизнь хотела работать воспитателем,но так получилось,что я закончила педагогический университет.

Портфолио воспитателя
Долго думала, гадала- куда пойти учиться? Справочник я пролистала- «Пед» мне пригодится! Стаж работы-двадцать два и надеюсь не предел.

Портфолио воспитателя (2)
Наличие теоретической базы В своей работе я использую: «Детство» — примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Презентация-портфолио Завьяловой Татьяны Николаевны, воспитателя детского сада №192 г. Ярославль
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. Белинский Свою работу строю на основе принципа развивающего образования, в.

Портфолио воспитателя.

Дарья Шевлягина
Работа а первую категорию. 2 часть

Участие аттестуемого в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса* :

(Представить тексты самостоятельно или в соавторстве разработанных образовательных программ, другого программно-методического обеспечения и/или отзывы, рецензии на них, включая ссылки на публикации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных

Разработала перспективное планирование по формированию элементарного математического познания для средней, старшей и подготовительной групп, проходящей «сквозным механизмом» во всех видах деятельности, режимных моментах.

Читать также:  Как зарегистрировать справку об инвалидности с помощью государственных услуг

Имеются авторские разработки тематических занятий, мастер классов для воспитателей, творческих, познавательно-экологических проектов, развлечений.

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта) :

(Указать методические разработки, подтверждающие деятельность аттестуемого по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, включая ссылки на публикации

Я использовала диагностику, разработанную на основе содержания Программы «От рождения до школы» под редакцией Е. Вераксы. Диагностика подтвердила, что у многих детей слабо развито внимание, активность, мышление. Проанализировав результаты входящей диагностики (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) и изучив методическую литературу по теме «Нетрадиционные методы математического развития дошкольников» в литературе, интернете, на семинарах-практикумах различного уровня, я выбрала интересные формы, методы и приёмы формирования математических представлений у дошкольников и составила перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений используя приёмы декодирования и кодирования информации.

Взаимодействие с детьми осуществляла с учетом дифференцированного подхода и включала разнообразные формы: групповые и подгрупповые занятия, развлечения, дидактические игры, выставки рисунков и поделок.

Обучение математике не должно быть скучным для детей, ведь детская память избирательна. Дети усваивают лишь то, что их заинтересовало, удивило, обрадовало или напугало, поэтому я решила сделать так, чтобы им было интересно. Поскольку игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста, я выбрала познавательные игры и упражнения основным методом формирования элементарных математических представлений для моих детей. Я стремилась и стремлюсь найти такую форму приобщения к математике, которая бы решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Процесс развития математических способностей осуществлялась как на занятиях, так и в процессе са-мостоятельной деятельности детей.

Организованная образовательная деятельность детей начиналась с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывало интерес у детей и организовывало их на познавательную деятельность. Так же использовала различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.

На каждом занятии обязательно происходила смена деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность (математическая игра является обязательным компонентом занятия; часто все занятие строилась в форме игры). Обязательно включала в занятие физическую разминку тематически связанную с занятием, пальчиковую гимнастику. Например, путешествуя по сказкам, мы помогали мышке найти короткую дорогу к теремку (сравнение длинный — короткий, лягушке помогали собрать рассыпавшиеся бусы (цепочка закономерностей (выкладывание геометрических фигур по схеме, зайцу помогали пробраться по лабиринту, с лисичкой складывали платочки (оригами, а с медведем играли в подвижную игру (физминутка «Три медведя шли домой»).

Постановка задачи позволяла мне возбудить их познавательную активностью. Создав ситуация, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, чтобы найти правильный ответ на поставленный вопрос, и возникала потребность узнать что-то новое, научиться чему то. Например, я спрашивала: «Как узнать, на сколько, длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Показывала им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Использовала различные методы и приемы математического развития:

Метод вживания ребенка в изучаемый объект «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты круг (треугольник, цилиндр, число). Какой ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? На что похож?

Метод мозгового штурма. Очень часто ситуация введения мозгового штурма возникала стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия.

Метод поиска аналогий. Задача найти в окружающем мире объекты, выполняющие одинаковые функции. Например: солнце и батарея – греют. Важно чтобы дети ответили на вопросы — какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях.

Задания на развитие креативности мышления. Например: придумать обозначение числа, звука, буквы; сформулировать закономерность.

Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные и др. , как для закрепления, так и для сообщения новых знаний: «Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.

Игры с фигурами Дьенеша. Часто дети самостоятельно придумывали игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т.

Логические упражнения и задачи. Например: Чем отличается одна картинка от другой? На основании зрительного сопоставления надо найти несколько отличий. Найти два одинаковых предмета (по цвету, форме, величине и другим характерным признакам); Какая фигура лишняя и почему?

В лабиринтах на основе зрительного прослеживания ходов, линий надо было отыскать нужный предмет, выход и т. Сначала детям предлагала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке — выйти из леса и т

Проблемные ситуации. (ТРИЗ) Создавая игровые проблемно — практические ситуации, знакомила детей с доступными терминами, знаками, символами, способами действий, создав особые условия, которые побуждали детей применять имеющиеся у них знания в практической деятельности.

Задачи-головоломки. Использовала задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, на изменение фигур, для решения которых надо было убрать указанное количество палочек, на смекалку, решение которых состояло в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

На занятиях и в свободное время использовала загадки, занимательные задачки и задачки — шутки. Они оказывали неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение

Моделирование создавало благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует усвоению специфиче-ских, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.

Плоскостное моделирование — «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.

Легоконструирование объединяет элементы игры с экспериментированием, совершенствуется восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы – анализ, классификация.

Использовала технику оригами, которая способствовала развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленного сосредоточения. Дети, приобретали такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль. Занятия оригами стимулировали развитие памяти. Для того, чтобы сделать поделку, детям необходимо было запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Кроме того занятие оригами развивало наглядно-образное мышление. Образ, который ребенок держит в голове, имеет обобщенный характер. В нем отражаются не все особенности предмета, а только существенные. В сознании детей возникала модель, схема, развивалось схематическое мышление. Даже при простом копировании моих действий с бумагой детям приходилось использовать пространственное мышление. Уровень сложности возрастал, когда я ставила задачу самостоятельно разобрать и собрать фигурку. В процесс включались операции анализа, синтеза, сравнения, развиваются пространственное воображение, чувство формы.

В экспериментальной и исследовательской деятельности я обязательно включала и опыты на развитие математических представлений. Предлагала детям, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе.

Читать также:  Заявка на кредитную карту без подтверждающих документов и справок

Игры путешествия совершались нами в воображаемых условиях, где все действия определялись игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением их свободной фантазией.

Метод проектов. Осуществляя эту работу, дети составляли задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

Интерактивные игры. Они делали процесс формирования математических представлений интереснее и познавательнее.

Подвижные игры математического содержания «Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за цветами».

В «Математической мастерской» изготавливали с детьми, с родителями пособия для занятий, раздаточный материал. Это позволяло применить и укрепить знания, полученные ими ранее.

Кодирование, схематизацию и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

Используя все перечисленные методы, хочу подробнее остановиться на приёме Кодирования и декодирования информации.

Представляю вам игру «Фабрика фигур». Цель игры: формирование навыка кодирования информации о геометрических фигурах с помощью знаково-символических обозначений.

Для игры используется плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера и листы с заданиями.

В начале игры вспоминали с детьми, какие свойства есть у геометрических фигур? (Цвет, размер, форма)

Затем показывала — какие знаки их обозначают.

• Как вы думаете, какое свойство обозначает этот символ? (Показ условных обозначений)

Как вы думаете, что происходит с фигурами на фабрике? (изменяют свойство)

Одни фигуры превращаются в другие, меняя свои свойства, одно или сразу несколько (В зависимости от подготовки детей).

На фабрике работают гномы. Они меняют свойства драгоценных камней по заказу Белоснежки, которая работает в магазине. Сегодня у нас Белоснежкой будет Катя, а все остальные – гномы. Она раздаёт гномам карточки с заданиями.

Какие знаки поместим в пустых окошечках? (Размер и цвет)

По своему желанию выберите способ выполнения задания и заполните пустые окошечки фабрики. С детьми второй младшей и средней группы я использовала готовые знаки. Детям старшей и подготовительной групп предлагала самим нарисовать знаки.

Например: был большой синий квадрат, а стал маленький красный квадрат. У большого синего квадрата поменяли цвет и размер, и он стал (превратился) маленьким красным квадратом.

На фабрику привезли большой синий квадрат. У него поменяли цвет и форму, и в магазин повезли маленький красный квадрат.

Такая вариативность дает индивидуальный подход и обеспечивает постепенность – усложнение и поэтапность, поддерживает интерес.

Игра «Загадки Карандаша» Цель: формирование навыка кодирования информации о предметах с помощью знаково-символических обозначений. Задача – научить детей применять логические приемы, доказывать свой выбор, свое решение.

Рассказывала детям, что кодировать и декодировать знаками можно не только фигуры.

Что еще можно кодировать? Буквы, предметы, слова, свойства предметов: мягкость и твердость, запах, вкус, где растет или водится, чем питается, использование в пищу, ощущение от прикосновения, и.

При кодировании и декодировании предметов использовала план (лист со знаками, который выставляла на доску.

В зависимости от подготовки детей задавала количество свойств. От двух во второй младшей группе, до шести – в подготовительной (цвет, форма, размер, к какой группе относится, т. обобщающее понятие, материал, из которого изготовлен, использование, ощущения или эмоции, свойства: мягкость, твердость и т

Предлагала вместе отгадать, какой предмет закодировал Карандаш.

Кто уже догадался? (Подушка) Расшифруйте знаки.

Это подушка, потому что это предмет постельной принадлежности, квадратной формы, в цветочек, большого размера, изготовлен из пера и нужен для сна.

В старшей и подготовительной группе предлагала детям самим попробовать себя в роли шифровальщика (кодировщика? Раздавала детям по одной картинке с изображением предмета. Их задача – с помощью плана представить этот предмет, нарисовать знаки на листе в ряд. Затем все вместе отгадывали закодированный предмет.

По моим наблюдениям, такие игры эффективно развивали у детей навык ориентировки.

Ориентируясь на старших дошкольников для формирования умения ориентировки на листе бумаги, я усовершенствовала метод использования планшеток с калькой. Планшетка состоит из двух листов одинаковой величины, скреплённых между собой по принципу блокнота. Нижний лист из обычной бумаги. Верхний лист прозрачный выполнен из кальки, разлинованный в клетку по одному сантиметру, имеет ось координат. Размер планшетки 12/15 см. Работа с планшеткой проходила следующим образом. Под кальку подкладывалась заготовленная картинка в зависимости от темы (звездное небо с планетами, ряд детей, разные деревья, цветы, животные и т. ) Первый вариант : давались координаты объекта и детям нужно найти объект. Второй вариант давалось название объекта и нужно узнать его координаты.

Например, на занятии в подготовительной группе, дети искали незнакомую планету, координаты которой были (13/8)

Я раздавала всем мерки – планшетки и карты звездного неба. Работали в парах. Каждая пара искала потерявшуюся планету. Затем мы сравнили наши вычисления.

Чтобы определить с какой планеты прилетел корабль, было необходимо вставить космическую карту в планшетку так, чтобы нижний левый угол карты совпал с местом пересечения линий на планшетке. Это и было местом отсчета. Определяли расположение путем отложения данных от точки отсчета по вертикали и горизонтали. Один шаг – одна клеточка. Первые шаги делали вправо, отсчитывая 13 клеточек. Далее поднимались вверх на 8 шагов. В этой точке и находилась неизвестная планета. Но название планеты было закодировано цифрами, и детям с помощью кодировочных таблиц нужно было перевести информацию из числовой в буквенную. Это занятие я показывала на мастер-классе для слушателей НИПК и ПРО в 2017 г. ПРИЛОЖЕНИЕ№7

Для детей это был новый материал. Для пробы занятие провела для преподавательского состава садика с детьми с более низким уровнем формирования математических способностей и была приятно удивлена отличными показателями заинтересованности, активности и математического мышления всей подгруппы. Ещё раз убедилась в том, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

В 2019 году я второй раз участвовала в конкурсе «Воспитатель года» в р. Кольцово и заняла третье место. ПРИЛОЖЕНИЕ№8 На этапе показов открытых занятий с детьми я показывала опять это занятие про Пришельца с другой планеты. Оно было высоко оценено комиссией. А мастер-класс по кодированию так понравился представителям комиссии, что меня пригласили в МБДОУ №1 «Сибирячок» в город Бердск выступить перед воспитателями и поделиться своим опытом по применению приёмов кодирования и декодирования информации с детьми дошкольного возраста. ПРИЛОЖЕНИЕ№8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.