Резюме отчета о посещении начальной школы

Взаимопосещение уроков – это важный этап карьеры для учителя, когда он от своего коллеги может почерпнуть важные знания или что-то показать сам, либо поделиться опытом с юными педагогами. Если проводить подобные мероприятия, то будет повышаться уровень методической подготовки самого учителя. Также педагоги могут посещать уроки друг друга по обоюдному приглашению.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №______»

по итогам контроля работы по подготовке учащихся 9, 11
классов

к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике.

В соответствии с
планом методической работы школы, в декабре были
посещены уроки               9-11-х классов в целях проведения тематического контроля преподавания математики и
русского языка, подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

В ходе контроля были посещены уроки алгебры в 9-х классах учителя
ФИО учителя., в 11 классе ФИО учителя ., русского языка в 9-х
классах ФИО учителя ., в 11-х классах ФИО учителя.

Уроки
алгебры в 11 классе учителя направлены на подготовку
к итоговой аттестации. Объяснение темы доступно понятно всем учащимся, в ходе
изучения нового материала используются задания из ЕГЭ. Акцентирует внимание
учащихся на трудные моменты, в которых делают чаще всего ошибки. Решение любого
задания начинается с комментирующей работы самого учителя, чего и требует от
своих учащихся. Применяет групповые формы работы для обсуждения, обмена
мнениями и оказания помощи друг другу самими учащимися, как на уроке, так и на
дополнительных занятиях. Учитель не дает готовых заданий, требует полного
понимания, анализа материала. Ежедневно проводятся дополнительные занятия по
подготовке к ЕГЭ, у учителя есть вся необходимая документация.

Учителем
математики ,
ведется целенаправленная работа по подготовке учащихся к экзамену. На уроках
постоянно наряду с изучением нового материала идет повторение и закрепление
изученного ранее, что заложено и в календарно-тематическом планировании.
Учитель систематически использует в работе тесты. Качество усвоения материала,
умение распределять время при тестировании контролируется через проводимые
учителем контрольные работы и мини-тесты. У учителя и учеников имеются пособия
«Я СДАМ ОГЭ» по подготовке к экзаменам, постоянно проводятся консультации, учащиеся
также прорешивают задания на сайте «СДАМ ГИА».

преподает русский язык и литературу
в 11 классах. Учитель владеет материалом, объясняет доступно, научно. Большое внимание уделяется работе с текстом.  Активность
учащихся, четкость при ответах, умение находить выход при выполнении задания,
дифференциация процесса обучения являются основополагающими при работе на
уроках.

На каждом уроке русского языка проводится работа по
подготовке к ЕГЭ, на которых пошагово разбираются тестовые задания.

9-х классах русский
язык и литературу ведет На уроках ею применяются различные формы и методы работы,
способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся для восприятия
изучаемого материала. Она умеет активизировать мышление учащихся,
развивает у них самостоятельность, интерес к знаниям, учитывает возрастные
особенности учащихся. Строго контролирует выполнение домашнего задания, тетради
проверяются регулярно. Требовательна к учащимся, но в
то же время следует отметить доброжелательность учителя, создание комфортной
обстановки на уроке, владение коллективом, взаимопонимание с детьми. Для
активизации работы обучающихся использует дифференциацию. Сильным ученикам
предлагает дополнительные вопросы. Нужно отметить, что на уроках   слабоуспевающие
ученики ни в коем случае не остаются не задействованными в ходе урока. На
уроках применяет тесты с целью подготовки к успешной сдаче ОГЭ. Нужно отметить
что в 2020-2021 учебном году задания по кимам ОГЭ усложнены почти по всем
предметам, и контроль по подготовке к ГИА в школе усилен.

В ходе контроля отмечается, что на уроках
учителя уделяют достаточное внимание подготовки учащихся к государственной
итоговой аттестации.

У каждого учащегося имеются в наличии
тетради для дополнительных занятий по русскому языку и математике, которые
систематически проверяются педагогами.

Продолжить работу   с   обучающимися   в   9 и 11 классах   по  
повторению

Продолжить
подготовку выпускников к итоговой аттестации на уроках и

силить
контроль над подготовкой домашних заданий учащимися группы «риск» посредством
осуществления взаимодействия с родителями (обратная связь).

4.    Активизировать работу со слабоуспевающими учащимися, направленную
на преодоление проблем по устранению неуспеваемости.

Заместитель директора по МР ФИО учителя

Скачано с www.znanio.ru

Как организовать подобное?

Резюме отчета о посещении начальной школы

Процесс взаимопосещения уроков учителями выглядит так:

Также можно организовать специальную форс-группу, где лидером будет тот, кто окончил специальные курсы педагогического мастерства и делится с коллегами приобретенным опытом. Для этого он должен:

Что стоит принять администрации на вооружение?

Резюме отчета о посещении начальной школы

От чего зависит качество и продуктивность урока?

Резюме отчета о посещении начальной школы

Есть два фактора, которые напрямую влияют на продуктивность и качество обучения педагогов. Учитель должен обладать такими навыками:

Рефлексивная деятельность учителя при посещении урока коллеги позволяет ему развить методическую компетентность. Таким образом, он самосовершенствуется, черпая для себя новые способы и инструменты обучения.

Именно повышение собственного профессионального уровня является главной целью посещения занятия другого учителя. Потому основная цель взаимопосещения уроков – это обмен опытом, а также получение нового импульса в дальнейшей профессиональной деятельности. Главным толчком для развития является внимательность и наблюдательность.

После посещения урока учитель записывает разные моменты и после их анализирует. Если после этого он увидел изъяны в своей работе либо в работе коллеги, то он раздумывает, как усовершенствовать методику.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

I.                   
Анализ цели урока:

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели
урока с учетом:

c)       
Необходимого уровня знаний и умений
учащихся

d)      
Места урока в системе уроков по
данной теме

f)       
Возможностей самого учителя

g)      
Прогнозов на конечный результат
обучения.

2.Формы и методы доведения цели
до учащихся. Целесообразность этих  форм и методов.

3. Степень достижения поставленной
цели.

II.                 
Анализ структуры и
организации урока:

1.      
Соответствие структуры урока его
цели и типу.

2.      
Логическая последовательность и
взаимосвязь этапов урока.

3.      
Целесообразность распределения
времени по этапам урока.

4.      
Рациональность использования
оборудования кабинета.

5.      
Научная организация труда учителя и
учащихся.

6.      
Организация начала и конца урока.

7.      
Оптимальный темп ведения урока.

8.      
Наличие плана и степень его
выполнения.

III.               
Анализ содержания урока.

1.      
Соответствие содержания урока
требованиям стандарта.

3.      
Доступность изложения
(соответствует ли уровень изложения материала учителем понимания содержания
учениками).

4.      
Научность изложения (соответствует
ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в
учебнике).

5.      
Выделение ведущих идей по данной
теме.

6.      
Связь содержания урока с жизнью,
профессиональная направленность материала.

7.      
Связь содержания урока с
потребностями и интересами ученика.

8.      
Формирование самостоятельного
мышления активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся
средствами самого материала урока.

IV.               
Анализ методики проведения
урока (деятельность учителя).

1.       
Правильность отбора методов,
приемов и средств обучения с учетом:

а) Темы урока

б) Цели урока

с) Возможностей класса

д) Возможностей самого учителя

е) Учебно-материальной базы

2.      
Разнообразие методов и приемов,
применяемых на уроке.

3.      
Формирование у учащихся новых
понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил,
являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4.      
Актуализация опорных знаний (как
учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5.      
Качественное освоение нового
материала (как определяется учителем качество освоения).

6.      
Использование средств обучения
(наглядных пособий, ТСО).

7.      
Организация учителем
самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды
самостоятельных работ, вариативность, индивидуальный подход к заданиям,
инструктаж и т.д.).

8.      
Педагогическая техника учителя:
темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования
специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на
учащихся.

V.                 
Анализ работы учащихся на
уроке.

1.       
Активность и работоспособность
учащихся на разных этапах урока.

2.       
Интерес к теме или уроку.

3.       
Владеют ли учащиеся приемами работы
(НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4.       
Выполнение учашимися единых
требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем
они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников
вашей школы).

5.       
Наличие навыков самоконтроля.

6.       
Качество знаний и умений учащихся
(глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и
умения в  различных ситуациях).

7.       
Умения самостоятельно приобретать
знания, самостоятельность суждений.

8.       
Культура межличностных отношений.

9.       
Реакция на оценку учителя.

VI.               
Анализ домашнего задания.

1.      
Методы и приемы проверки домашнего
задания.

2.      
Мотивировка домашнего задания на
данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

3.      
Объем домашнего задания (чем
определяется).

4.      
Характер домашнего задания
(тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5.      
Посильность домашнего задания для
всех учащихся.

6.      
Подготовленность домашнего задания
всем ходом урока.

7.      
Методика задания на дом,
инструктаж.

Анализ
урока

1.  Подготовка учителя к
уроку.

2.  Оснащение урока дидактическим
материалом, наглядными пособиями, ТСО.

3.  Приемы и характер
опроса:

·       
Углубление и обобщение

·       
Отработка основных понятий

4.  
Организация работы по усвоению новых знаний:

·       
Подготовка учащихся к восприятию
нового материала

·       
Аргументация фактами из жизни

·       
Самостоятельная работа учащихся
творческого характера

·       
Осознанность усвоения нового
материала

5.   Воспитание в процессе
обучения:

·       
Воспитание высоких нравственных
качеств личности

·       
Воспитание сознательной дисциплины

·       
Воспитание трудолюбия и культуры
труда

6.   Методы обучения

7.    
Обучение навыкам учебного
труда

·       
Сравнивать, обобщать, делать
выводы

·       
Заучивать рациональным способом

1. ОргмоментГотовность класса _______________Тема ___________________________Цель___________________________План___________________________Психологич.настр.________________

2. Проверка д/зФорма контроля _________________________________________________

3. Актуализация знаний

4. Новая темаФорма работы ___________________________________________________Метод объяснения _______________________________________________Последовательностьобъяснения______________________________________________________

5. Закрепление изученногоФорма работы___________________________________________________Метод __________________________________________________________Последовательностьзакрепления_____________________________________________________Виды деятельностиучащихся _______________________________________________________________________________________

6. Итог урокаУч.рефлексия ___________________Псих.рефлексия _________________

Выставление оценки и отметки за урок __________________________________________________________________

7. Домашнее задание________________________________________________________________________________________________

Дано________________ До звонка _________________С пояснением _________________________________Дифференциация ___________________________________Нормирование д/з __________________________________

Цель посещения ___________________________________________________________________

Готовность класса к уроку
_____________Тема урока дана ________________

План работы дан
_____________________

Место урока в системе
______________ Активность класса ________________________

Формы работы на уроке:
фронтальная _______, индивидуальная _________, групповая ______,

парная ________, ролевая парная
____________

Вид урока ___________
Использование совр. технологий ________________________________

Дифференциация на уроке
________________в домашнем задании ________________________

Воспитательная эффективность
отметки ______________________________________________

Воспитательная эффективность
урока ________________________________________________

Ход
урока                                                                Замечания,
предложения

Посетите урок
в одном из классов и дайте педагогический анализ урока, используя следующую
примерную схему:

Дата, школа,
класс, фамилия, имя, отчество учителя.

Тема урока.
Его место в системе уроков.

Читать также:  Сертификат для Сбербанк Онлайн Брокер 2 НФЛ

Образовательные
цели урока (какие новые знания, навыки и умения должны приобрести учащиеся,
какие – расширить, углубить, закрепить).

Воспитательные
и развивающие задачи урока формирование мировоззрения, формирование
нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов, развитие способностей и
т. д.).

Тип, структура
урока, её целесообразность.

·        
системность, связь с предыдущими и последующими уроками;

·        
связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся;

·        
связь с другими предметами;

·        
полнота и доступность по содержанию и объёму;

·        
соответствие материала образовательным и воспитательным задачам
урока, его научно – теоретический уровень.

·             
адекватность методов и приёмов, которые использовал учитель для
изучения нового материала, закрепления, контроля и оценки знаний, навыков и
умений;

·             
эффективность использования наглядных пособий и ТСО;

·             
сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;

·             
разнообразие форм работы на уроке;

·             
соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной
деятельности школьников;

·             
что побуждало учащихся на уроке к активной  мыслительной
деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа и
т. д.);

·             
методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности
школьников (обучение приёмам восприятия, организация успешного понимания и
запоминания материала, обучение приёмам чтения, ведение записей, самоконтроля и
т. д.);

·             
дифференцированный подход, организация коллективной и
индивидуальной деятельности учащихся;

·             
обучающийся и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и
умений;

·             
характеристика уровня знаний и умений учащихся;

·             
умение учителя вызвать познавательный интерес и активность
учащихся;

·             
как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание
учащихся;

·             
характеристика воспитательных отношений учителя с классом по
содержанию, форме и стилю (доброжелательность, требовательность, умение
доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, эмоциональность, манера
держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя), отношение учащихся
к учителю;

·             
педагогическая культура учителя.

Общая оценка урока. Степень
достижения целей. Логическая стройность и законченность урока. Элементы
творчества учителя. Рекомендации учителю.

Рефлексия аналитической
деятельности (анкетирование).

Задание: проанализируйте свой уровень подготовки по данной проблеме,
пользуясь следующей шкалой: 1 балл  — практически не владею вопросом, 2 балла –
частично владею вопросом, 3 балла – владею вопросом.

1.      Понимаю ли я сущность
аналитической деятельности?

2.   Значима ли аналитическая
деятельность для моего коллектива?

3.   Выделяю ли я основные
направления аналитической деятельности на основе диагностики?

4.   Умею ли я  аналитически
относится к своей деятельности?

5.    Всегда ли я  достаточно
компетентен при осуществлении аналитической деятельности?

6.   Создаю ли положительный
эмоциональный фон?

7.    Предупреждаю ли возможные
конфликтные ситуации?

8.   Способен ли прогнозировать
результаты работы?

9.   Предвижу ли возможную
реакцию на свои требования, указания?

10.                    
Могу
ли преодолеть возникшие затруднения?

Подведение итогов: если Вы набрали:

Менее 15 баллов – критический уровень, от 15 до 19
баллов – удовлетворительный, от 20 до 25 баллов – хороший, более 25 баллов –
оптимальный уровень.

1.     Позволяет ли содержание
учебных программ получить желаемый результат. Да. (переход ко 2 вопросу). Нет
(указываются недостатки программы).

2.   Позволяет ли исследуемая
технология обучения в принципе получить желаемый результат. Идеальный вариант.
Да. (переход к 3 вопросу). Нет (перечень основных недостатков реализуемой
технологии обучения, ограничений получения результата).

3.   Есть ли недостатки в том,
как учитель реализует технологию, существенно влияющие на результат. Да (почему
они возникают: то ли учителя не умеют делать что – то; то ли не хотят делать) –
переход к 4 результату. Нет (анализ условий осуществления учебного процесса).

4.   Существуют ли недостатки в
работе учителей, связанные с их квалификацией; (достаточно ли хорошо учителя
владеют методикой обучения). Да (в общем составляется перечень основных
недостатков в их умениях). Нет (переход к 5 вопросу).

5.    Достаточно ли
заинтересованы учителя в достижении высоких результатов образования. Да
(проблем с мотивацией нет). Нет (составляется перечень недостатков
мотивационной среды, обуславливающих неудовлетворительную заинтересованность
учителей в достижении максимально возможных результатов).

6.   Сильно ли влияет на
результаты образования нехватка учебного времени. Да (оценить какова разница
между тем, что требуется и тем, что есть фактически). Нет.

7.    Сильно ли влияют на
анализируемый результат недостатки в обеспечении учебного процесса материально
– техническими средствами? Да (перечислите чего и в необходимом объёме не
хватает). Нет.

8.   Всё ли делают учащиеся,
что от них требуется по технологии? Да (анализ заканчивается. Нет (1. Умеют ли
учащиеся делать то, что от них требуется? Перечень, что не умеют. 2. Хотят ли
они это делать? Причины, почему не хотят это делать?). Тот факт, что учащиеся
не могут и (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения
не были сформированы мотивации ученика и соответствующие учебные действия
(поиск причин в более ранних периодах обучения и воспитания.

9.   Имеют ли учащиеся
достаточные условия, чтобы делать то, что от них требуется.

Уровень
Создание познавательной атмосферы урока
Применяемые методы обучения
Организация деятельности учащихся
Учебное взаимодействие учителя и учеников
Речь педагога и ее значение на уроке
Воспитывающая стороназанятия
Контроль и коррекция деятельности
Контроль и коррекция деятельности
Балл

ПАССИВНЫЙ
— Не прослеживается
содержательная логика урока- Темп урока невысок- Учитель «привязан» к конспекту,
не импровизирует- Атмосфера не настраивает
на активную уч. работу
-На уроке преобладают
объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и
воспроизведении информации- Урок проходит в режиме
трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся
— Деятельность учеников
носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись и т.д.)- Уч-ся пассивны, избегают
инициативных действий в познавательной деятельности
— Отсутствует диалог с
педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать- Учитель не настроен на
учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных
ролях
— Монологи учителя не
отличаются образностью, богатством примеров- Вопросы носят
репродуктивный характер- Речевая деятельность не
выполняет основной коммуникативной функции
-Учитель не ставит перед
собой и перед учащимися воспитывающих целей- Не принимает во внимание
эстетику помещения- Не заостряет внимание на
культуре взаимоотношений
— Контролирующая функция не
выполняется в системе- У педагога не сформированы
четкие критерии оценки ЗУНа- Ответы уч-ся не
комментируются- Контроль формальный, а не
содержательный
— Изучаемый материал не
усвоен большей частью уч-ся- Школьники не приобрели
и/или не закрепили имеющиеся ЗУНы- Занятие оказывает слабое
воспитательное влияние на учащихся

СИТУАТИВНЫЙ
— Отдельные фрагменты урока
выделяются своей нацеленностью, эффективностью- Темп занятия неоднороден:
то напряженный, то излишне расслабляющий- Учебная атмосфера
нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на
уроке
— Педагог опирается на
объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы- Учитель предпочитает
традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения
— Активность учащихся
проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока)- Уч-ся ориентируются в
привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому- Ученики предпочитают формы
деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий
— Учащиеся слабо
мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом-Совместная деятельность
проходит только под патронажем педагога- слабо развиты умения
совместной поисковой деятельности- В диалог с учителем
вступают только сильные учащиеся

— Педагог «зациклен» на
привычном тексте- Монологи часто нелогичны,
носят стихийный характер- Иногда речевая
деятельность педагога подавляет инициативу учащихся
— Учитель определяет
воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока- Нет системы педагогических
требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.
— Учитель концентрирует
контрольные функции на отдельных этапах урока- Коррекция учебного
процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового
решения проблемы
— Материал усвоен
фрагментарно и/или  только отдельной группой (продвинутых) учащихсяНа занятии закреплялись в
основном уже имеющиеся ЗУНы-Воспитывающий потенциал
реализован не в полной мере

АКТИВНЫЙ
— Урок идет в оптимальном 
темпе, части логически связаны друг с другом- Разнообразие видов учебной
работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы- Отработанные формы учебной
работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций
— Учитель владеет
объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими,
объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые
применяются адекватно содержанию
— Активность учащихся
адекватна запросам учебного процесса- Ученики готовы к
проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны
учителя- Разнообразные виды заданий
обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей
-Чувствуется отработанность
системы учебных действий между учителем и учащимися- Ученики охотно вступают в
диалог- Практически исключено
дисциплинарное воздействие на детей- Учащимися признается и
принимается активная, инициирующая позиция педагога
-Учитель свободно владеет
материалом урока, облекает его в научную доступную для освоения форму- Речь выразительна, богата,
формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу- Речь выступает как одно из
организующих начал продуктивного урока
— Учитель умело выстраивает
тему урока в воспитывающем ключе- Учащимися и педагогом
выработаны нормы взаимоотношений, настраивающих на продуктивную работу- Усваиваются знания и
поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в
обществе
-Контроль и коррекция
осуществляются на всех этапах урока- Ответам учащихся дается
краткая характеристика, оценка обосновывается- учебный процесс
корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в
подаче и закреплении материала
-Основной материал усвоен
учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения- Ученики осваивали
применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях-Закреплен позитивный эффект
занятия как в содержании, так и в форме организации урока

ТВОРЧЕСКИй
Урок (или большая его часть)
проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме- В результате рождается
чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить
успех
— Различными методами
стимулируется поисковая деятельность детей- Педагог не забывает о
методах, мотивирующих процесс познания- Умело применяются методы
самоорганизации познавательной работы учащихся
-Деятельность носит
развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах)- Ученики принимают 
творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия
между педагогом и воспитанниками
— Педагог поощряет
инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия- Учителем и учащимися
совместно создаются возможности для самореализации личности
— Речь учителя обогащает
учебный материал- В монологах педагог
продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает
эмоциональные кульминации-
Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную
активность учащихся, побуждает к творчеству
— Учитель (манера поведения,
речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания- Учащиеся без напоминаний
учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего
пространства обучения- Вырабатывается ценностное
отношение педагога к воспитанникам и наоборот
— В системе контролируется и
ненавязчиво корректируется деятельность учащихся- Учащиеся владеют навыками
само и взаимоконтроля- Передача контрольных
функций от педагога к учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном
на объективности, знании критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии
— Материал урока усвоен
всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего
обучения- Учащиеся получили стимул к
самостоятельной познавательной деятельности- Высок воспитывающий эффект
урока (от принятия нравственных норм  и обязанностей до стремления к
пониманию себя своего места в мире).

Читать также:  Сколько стоит справка из психоневрологического диспансера, и почему она не гарантирует, что ваши сделки по продаже или покупке квартиры не будут оспорены в суде?

организации учебных занятий

Классно – урочная система
Лекционная – семинарская система

Основная форма
Традиционная форма
Лекции

Общественно – полезный труд
Собеседование

Типология урока в современной  школе

Классические типы
Нетрадиционные типы

Вводный урок
Урок фантазирования

Тренировочный урок
Урок – соревнований

Контрольный урок
Урок открытых мыслей

Урок закрепления знаний, умений и навыков
Урок – турнир

Урок самостоятельной работы
Урок – диспут

Урок ТСО
Урок – зачёт

Урок практической работы
Урок творчества

Комбинированный урок
Урок — спектакль

Повторительно – обобщающий урок
Урок – конкурс

Урок – конференция

Урок – игра

Урок —  сказка

Урок – КВН

Урок – путешествие

АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УРОКА

Показатели деятельности преподавателя
Баллы

1.    
Выполнение намеченного плана
урока

2.    
Формулирование темы и цели урока
в контексте учебной дисциплины, будущей профессии

3.    
Эффективность и целесообразность
использования наглядности и ТСО, современной оргтехники.

4.    
Уровень педагогического и
методического мастерства, чередование и смена форм деятельности (фронтальные,
парные, групповые, индивидуальные)

5.    
Реализация основных
психологических и гигиенических требований, эстетическое обеспечение урока и
состояние аудитории

6.    
Качество речи педагога (темп,
дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность)

7.    
Уровень оформления документации
к уроку (журнал, конспекты, план урока)

8.    
Педагогическая культура, такт,
внешний вид педагога

9.    
Соблюдение правил охраны труда и
безопасности жизнедеятельности

10.
Способы педагогического
воздействия при нарушениях дисциплины:

·       
использует в отношении
нарушителей особые формы организации учебной деятельности;

·       
не обращает внимания на
неумышленные незначительные нарушения;

·       
проявляет лояльность к
нарушениям;

·       
немедленно реагирует на
отклонения от нормы поведения

II.  
Обучающая

1.    
Реализация принципа
научности и достоверности изложения  материала

2.    
Проблемность изложения
информации, использование карточек, перфокарт, современной оргтехники

3.    
Проявление профессионально
важных качеств педагога (знание предмета, эрудиция, использование
дополнительных источников информации, образность изложения, учёт
индивидуальных особенностей учащихся и т. д.)

4.    
Формирование и развитие у
учащихся умений рациональной организации учебного труда, умение вовлечь в
работу пассивных учащихся.

5.    
Творческий подход к
изложению, допустимый уровень субъективности, эмоциональность объяснения

6.    
Чёткий инструктаж при
самостоятельной работе

7.    
Осуществление принципа связи
теории с будущей профессией

8.    
Оптимальный объём учебного
материала, объяснение с привлечением аналогий и примеров

9.    
Наличие эффективной обратной
связи с учащимися

10.
Рациональное использование
времени урока

1.    
Нравственная и мировоззренческая
направленность урока

2.    
Работа над культурой речи
учащихся

3.    
Влияние урока на
интеллектуальное развитие учащихся

4.    
Эффективность использования
принципа связи обучения с жизненными ситуациями

5.    
Создание условий для
самореализации учащихся (дружелюбная манера опроса, корректность общения в
форме диалога и полилога, толерантность и доверие во взаимодействии,
поощрение учащихся за конкретную работу и т. д.)

6.    
Создание ситуации успеха
(«педагогическое внушение», «скрытая инструкция», «высокая оценка детали» и
т. д.)

7.    
Качество управления
деятельностью, учащимися, стиль взаимодействия с учащимися

8.    
Использование воспитательных
возможностей отметки и оценки (не только правильно воспроизвести, но и
проявить самостоятельность, оригинальность, творческий подход к выполнению
заданий)

9.    
Создание воспитывающей среды на
уроке (оформление интерьера кабинета, эстетический вид учебной мебели и
дидактического материала, психологический микроклимат учебной группы, уровень
самоуправления на уроке и т. д.)

10.
Рефлексия и анализ урока (что
понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, о чём задумались?)

Показатели деятельности учащихся
Баллы

Уровень
познавательной активности (эрудированность, сообразительность,
использование дополнительной литературы)

Наличие
интереса к уроку

Степень
самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся

Реализация
ситуации успеха («снятие страха», «персональная исключительность»,
«авансирование» и т. д.)

Профессиональный
этикет будущего специалиста (манера поведения, культура речи, знание
основ делового общения и т. д.

Развитие
навыков работы « в команде»

Уровень
духовно – нравственного потенциала личности  учащегося (суждения,
внутренние установки, ценностные ориентации, организованность,
дисциплинированность)

Возможность
реализации творческих способностей

Внешний
вид учащихся

ИТОГО ПО УРОКУ: ______________________

Методика работы с таблицей

Сначала оценивается организаторская деятельность
преподавателя по 10 названным аспектам, при этом за полное соответствие
показателей начисляется 2 балла, за частичное – 1 балл, за несоответствие
показателей – 0 баллов.

Таким образом, при оптимальном варианте деятельность
может быть оценен в 20 баллов. Затем оценивается обучающая деятельность 
преподавателя по указанным аспектам, а потом воспитательная. В заключение
оценивается деятельность учащегося на уроке. Таким образом, наибольшее число
баллов – 80. Эффективность урока рассматривается так: суммируем баллы 4
показателей деятельности (организаторская, обучающая, воспитательная
деятельность учащегося) и делим на 80 (максимальное число баллов).

Если преподаватель набрал 60 баллов, эффективность его
урока в личностно – ориентированном обучении составляет 75%.

Если эффективность урока 75-80% — урок отличный.

Если эффективность 65-75% — урок хороший.

Если эффективность ниже 65% — урок удовлетворительный.

Структура повторительно – обобщающего урока:

* организационный момент;

· вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение
материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода
устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера,
вырабатывающих обобщённые умения формирующих обобщённо – понятийные занятия, на
основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при
необходимости);

·       
оценка результатов урока;

·       
задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока

(он, как правило, имеет две или несколько
дидактических целей):

О организация
начала урока;

О проверка
домашнего задания, постановка цели урока;

О подготовка
учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е.          актуализация
знаний и практических и умственных умений;

^ изучение нового материала, в том числе и объяснение;

^ закрепление материала, изученного на данном уроке и
ранее пройденного,          связанного с новым;

^ обобщение и систематизация знаний и умений, связь
новых с ранее          полученными и сформированными;

^ подведение итогов и результатов урока;

() задание
на дом;

()
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения          новой
темы (не всегда).

Структура уроков учителей – новаторов

Система преподавания Л. В. Маховой:

1.    
Рассказ обзорного типа по всей
теме.

2.    
Урок вопросов учеников учителю и
дополнительных разъяснений.

3.    
Урок – практическая работа.

4.    
Урок обобщающего типа с карточками
– заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного
материала.

5.    
Заключительный опрос по
теоретическому материалу.

6.    
Решение задач по теме с
применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н. П. Гузиком

для изучения каждой темы:

1.    
Уроки теоретического разбора
материала учителем.

2.    
Уроки самостоятельного разбора
темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.

3.    
Уроки – семинары.

4.    
Уроки – практикумы.

5.    
Уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным:

1.    
Урок – лекция по всей теме.

2.    
уроки решения ключевых задач

3.    
Урок – консультация.

4.    
Урок – зачёт.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

I.      Дидактические требования к современному уроку:

Þ           
чёткое формулирование
образовательных задач в целом и их составных       элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами.       Определение места в общей
системе уроков;

Þ           
определение оптимального
содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока,
с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

Þ           
прогнозирование уровня усвоения
учащимися научных знаний, сформированноетм умении и навыков как на
уроке, так и на отдельных его этапах;

Þ           
выбор наиболее рациональных
методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их
воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную
активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на
уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

Þ           
реализация на уроке всех дидактических
принципов;

Þ           
создание условий успешного учения
учащихся.

II.   Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

1.    
проектирование развития учащихся в
пределах конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.    
учёт в целевой установке урока
психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в
предшествующей работе;

3.    
предусмотрение отдельных средств
психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих
развитие учащихся;

1.    
определение содержания и структуры
урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

®соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

=?·определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности                    учащихся;

Þ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов
учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;

Þ выполнение учителем и учащимися проблемно –
эвристического обучения          (кто ставит проблему, формулирует её, кто
решает);

Þ учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников,
осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и
самоанализа учащихся;

Þ подготовленность к уроку и главное – осознание
психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

Þ рабочее самочувствие в начале урока и его ходе
(собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока,
энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический
подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

Þ педагогический такт (случаи проявления);

Þ психологический климат на уроке (поддержание
атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.    
Определение мер для обеспечения
условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

Þ планирование путей восприятия учениками изучаемых
объектов и явлений, их осмысления;

·       
использование установок в форме
убеждения, внушения;

Þ планирование условий устойчивого внимания и
сосредоточенности учащихся;

Þ использование различных форм работы для актуализации
в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия
новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.    
Организация деятельности мышления
и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

Þ определение уровня сформированности знаний и умений у
учащихся (на уровне конкретно – чувственных представлений, понятий, обобщающих
образов, «открытий», формулирования выводов);

Читать также:  Прошу вас дать указание на выдачу справки

Þ опора на психологические закономерности формирования
представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации
мыслительной деятельности и воображении учащихся;

Þ планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих
активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание
проблемных ситуаций, разные уровни проблемно – эвристического решения задач,
использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и
исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых
интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с
целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

Þ руководство повышением уровня понимания (от
описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному,
проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

Þ использование различных видов творческих работ
учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и
систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.    
Закрепление результатов работы:

Þ формирование навыков путём упражнений;

Þ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на
новые условия работы, предупреждение механического переноса.

1.    
отношение учащихся к учению, их
самоорганизация и уровень умственного развития;

2.    
возможные группы учащихся по
уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания
индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учёт возрастных особенностей учащихся:

1.    
планирование урока в соответствии
с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.    
проведение урока с учётом сильных
и слабых учеников;

3.    
дифференцированный подход к
сильным и слабым ученикам.

III.                     
Гигиенические требования к
уроку:

2.    
физико – химические свойства
воздуха (необходимость проветривания);

4.    
предупреждение утомления и
переутомления;

5.    
чередование видов деятельности
(смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)

6.    
своевременное и качественное
проведение физкультминуток;

7.    
соблюдение правильной рабочей
позы учащегося;

8.    
соответствие классной мебели
росту школьника.

IV.                      
Требования к технике
проведения урока:

1.    
урок должен быть
эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.    
темп и ритм урока должны быть
оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными;

3.    
необходим полный контакт во
взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт
и педагогический оптимизм;

4.    
доминировать должна атмосфера
доброжелательности и активного творческого труда;

5.    
по возможности следует менять
виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы
обучения;

6.    
обеспечить соблюдение единого
орфографического режима школы;

7.    
учитель должен обеспечить
активное учение каждого школьника.

ПЛАНИРОВАНИЯ  УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

1.    
Разработка системы уроков по
теме или разделу.

2.    
Определение образовательно –
воспитательно – развивающих задач урока на основе программы, методических
пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3.    
Отбор оптимального содержания
материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении
блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4.    
Выделение главного материала,
который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5.    
Разработка структуры урока,
определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на
нём.

6.    
Нахождение связей данного
материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового
материала и при формировании новых знаний и умении учащихся.

7.    
Планирование всех действий
учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми
знаниями и умениями.

8.    
Подбор дидактических средств
урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной
литературы и др.).

9.    
Проверка оборудования и
технических средств обучения.

10.
Планирование записей и
зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске
и в тетрадях.

11.
Предусмотрение объёма и форм
самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности  на развитие их
самостоятельности.

12.
Определение форм и приёмов
закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов
обобщения и систематизации знаний.

13.
Составление списка учеников,
знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом
уровней их сформированное планирование проверки умений учащихся.

14.
Определение содержания, объёма
и форм домашнего задания, продумывание методики задав уроков на дом.

15.
Продумывание форм подведения
итогов урока.

16.
Планирование внеклассной
работы по данной теме.

17.
Запись плана и хода урока в
соответствии с требованиями.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Общие вопросы плана: 1 –
дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип          урока; 5 –
триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый          материал,
актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды          контроля
знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки,          формирование
которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке:1 – реализация воспитательного потенциала          урока
осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3-          дидактические
средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на          уроке; 5 –
методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание          (репродуктивного
характера и творческое).

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

1.    
Изучение деятельности учителя,
накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и
хорошо продуманных программ наблюдения.

2.    
Подчинение контроля задачам
оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного
содействия в росте его педагогической квалификации.

3.    
Установление отношений
сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного
отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии
индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности
педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

4.    
Планирование «объектов», целей
и задач контроля с учётом мнений педагогического коллектива выводов
методических объединений учителей – предметников и учителей начальных классов
предложений аттестационных комиссий.

Проблемы молодых педагогов

Взаимопосещение уроков учителями – это важный атрибут для их профессионального роста. Но есть проблема: молодые педагоги часто намеренно не посещают уроки своих коллег, объясняя это особенностями характера. Зачастую на занятия приходит администрация школы, поскольку обязывает должность. Также молодые учителя воспринимают проведение открытых уроков как наказание.

Также много чего зависит от условий работы в конкретно взятой школе. Всем известно, что взаимопосещение уроков — дело добровольное. Зачастую таким опытом обмениваются учителя, работающие в одной школе или в той, которая находится вблизи от дома.

Но иногда появляется информация о том, что в некоторых школах взаимопосещение уроков проводится на обязательной основе. С этой целью ведется специальный журнал, где и фиксируются такие занятия.

Анализ взаимопосещения уроков – структурные элементы

Резюме отчета о посещении начальной школы

Для повышения эффективности таких мероприятий необходимо проделать огромную работу, где нужно составить план анализа урока. Он включает:

После посещения урока

Резюме отчета о посещении начальной школы

После взаимопосещения уроков учитель должен осмыслить, что он записал в ходе проведения мероприятия, а также принять участие в анализе проделанной работы и подвести итоги. Дальше он должен активно осваивать опыт, который получил на посещенных уроках. Также учитель в дальнейшем может проводить опросы, анкетирование, вводить новые понятия и более эффективно организовывать процесс самостоятельной работы учеников.

Также это поможет в развитии методической компетенции. Если творчески интерпретировать полученный опыт, то можно найти и свои новые подходы в организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Подобная практика способствует эффективному обмену опытом работы между педагогами. Таким образом повышается уровень проведения учебного процесса в школе.

Если гости урока будут использовать карты посещения, то эффективность урока станет намного выше. Благодаря карточкам, коллеги могут подсказать учителю, на что стоит обратить внимание, а что лучше упустить в дальнейшем.

Секреты методики преподавания

Резюме отчета о посещении начальной школы

Преподавание является уникальной наукой. Постичь ее можно только методом проб и ошибок. Если вы прослушаете даже тысячу лекций, вы все равно не сможете провести идеальный урок с первого раза, поскольку у вас нет достаточных навыков и умений. Только на практике педагог понимает, как работают те или иные методики. Также для каждого учителя эффективными будут свои приемы. Они бывают разные.

Чтобы усовершенствовать преподавание, необходимо посещать дополнительные занятия. В нашем случае – это взаимопосещение уроков между педагогами. Как считал известнейший педагог Макаренко, учитель должен не только учить, но и сам учиться.

ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

А.
Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

Каковы главные основания выбора
именно такого замысла урока?

Каково место данного урока в теме,
разделе, курсе, в системе уроков?

Как он связан с предыдущими
уроками, на что в них опирается?

Как он (урок) работает на
последующие уроки, темы, разделы (в том числе другие предметы)?

Как были учтены при подготовке к
уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития
данной школы?

В чем видится специфика,
уникальность этого урока, его особые предназначения?

Как (и почему?) была выбрана
именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

Какие особенности учащихся, класса
были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

Какие главные задачи решались на
уроке и почему?

Чем обосновывается выбор структуры
и темпа проведения урока?

Чем обосновывается конкретный ход
урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно
такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

Какие условия
(социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические,
темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

Б.
Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом
в ходе урока, если – да, какие, почему и к чему они привели?

Г.
Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы
неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать
иначе, по-другому?

Д.
Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Что в итоге?

Чтобы взаимопосещение уроков учителями было эффективным, необходимо разработать ряд рекомендаций. Например, в первой четверти можно сделать уклон на развитие новых технологий, во второй развивать критическое мышление, а в третьей заниматься проблемами отстающих учеников, а также давать дополнительные наставления для тех, кто имеет талант и может показать себя на местных олимпиадах по предметам либо отличиться на спортивных соревнованиях.

Также благодаря взаимопосещению, у каждого учителя организованной группы накапливается огромное количество материалов, где собирается большой объем методов и приемов по одному конкретному вопросу. Эту базу можно обрабатывать вместе, что позволит повысить компетентность каждого сидящего в группе учителя.

Для этого необходимо внедрить такую систему:

Резюме отчета о посещении начальной школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *