Так сложилось, что на наш сайт приходит много обращений, в том числе, когда родители пишут в различные инстанции, а нас ставят в копию с просьбой обнародовать происходящие в школе события.
Сегодня мы публикуем письмо коллектива родителей и педагогов Московской школы :
Обращение к Президенту Российской Федерации
От коллектива сотрудников и родителей ГБОУ Школа №950
Уважаемый Владимир Владимирович, на протяжении последних трех лет педагоги и родители Московской школы №950 неоднократно обращались в контролирующие органы для проверки деятельности директора Решетниковой Марины Станиславовны. За последние годы в общей сложности на директора поступило более пяти тысяч обращений, однако, несмотря на то, что проверяющие инстанции находили многочисленные нарушения в работе школы, директор не был наказан. Обращения по неудовлетворительной организации качественной учебно-воспитательной работы, многочисленные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности учреждения, жалобы на соблюдение прав и свобод обучающихся и работников школы – вот лишь несколько направлений, по которым поступали обращения на работу директора.
Казалось бы, такой управленец не нужен столичному образованию, однако 11 мая 2021 года аттестационная комиссия во главе с Председателем – Тарасенко Юрием Владимировичем предлагает Марине Станиславовне Решетниковой продолжать разваливать школу 950 еще три года. Аттестационная справка директора состоит вся из неоптимальных показателей школы, индекс обращения граждан один из самых высоких в округе и в городе.
Владимир Владимирович, просим Вас разобраться с происходящим в школе 950, провести проверку деятельности Председателя аттестационной комиссии Тарасенко Ю.В., а также всех членов данной комиссии, обрёкших школу еще на три года разрухи и конфликтов.
Акты проверок школы 950 за апрель-май 2021 года:
Итак, Иванникова Наталья Михайловна прошла аттестацию на соответствие должности «руководитель образовательной организации». Что примечательного было в этой аттестации? Если вы думаете, что членов аттестационной комиссии интересовали обращения родителей школы 1288 по вопросам организации текущего и перспективного планирования деятельности образовательного учреждения, организации и управления процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования, отвечающих целям и задачам реализуемых программ, запросам социума, учитывающих состояние здоровья и возможности обучающихся, то вы глубоко ошибаетесь. Вопросы к Наталье Михайловне были направлены исключительно по организации проектов Департамента образования на базе школы 1288. Некоторое пояснение по проектам Департамента. Каждый проект, будь это Академический класс в Московской школе, Педагогический или Кадетский, Медицинский приносит школе дополнительное финансирование, дополнительную нагрузку учителям (в основном приближенным к администрации), закупку дополнительного оборудования за бюджетные деньги, которое не соответствует заявленной цене и т.п. коррупционные проявления; но наличие проектов никак не отражается на качестве образования. Так вот, именно с продвижением проектов Департамента образования и науки у Натальи Михайловны, судя по стенограмме аттестации, все нормально. Она активно продвигает их в жизнь, имеет дополнительное финансирование, однако, даже изменения в образовательную программу внести не может в связи с полным непрофессионализмом в этой области. Пока Иванникова будет проводить проекты Департамента в жизнь, её тёплому месту ничего не угрожает. Аттестационная комиссия игнорирует все поступившие на заместителя директора обращения. Голосующие за Иванникову директора школ и представители Департамента не интересуются проблемами в расписании школы, отсутствием замен, тем, что педагогов английского языка не хватает, а на требования родителей принять на работу педагогов директор Дороднов нагло врет, что нет откликов на вакансию. Это в Москве, где на каждую вакансию до 20-30 соискателей из регионов на зарплату от 110 тысяч. Почему в кадровой базе Департамента вакансий от директора Дородного нет? Не потому ли, что все учебные часы распределены между друзьями-подругами Иванниковой?
Аттестационная комиссия давно дискредитировала себя и не отвечает требованиям, которые родительская общественность предъявляет к управленцам от образования. Аттестационная комиссия превратилась в место сведения счетов с неугодными управленцами, которых могут не аттестовать лишь по одному обращению родителей, и можно получить 68% голосов, если у школы таких обращений несколько десятков.
В настоящий момент Иванникова Н.М. в школе появляется чрезвычайно редко, работая в удалённом режиме работе за скромную зарплату 250+, Наталья Михайловна не посещает уроки, не ведёт работу в рамках своего основного функционала. Руководство и координация деятельности структурных подразделений школы 1288 по вопросам содержания образования не ведётся совсем. Приём родителей Иванникова не ведёт: ни в очном, ни в дистанционном формате. Вместе с тем, все это одобряется директором школы и Департаментом образования.
Что на данном этапе можем мы, как родители, как участники образовательного процесса? О всех проблемах в организации образовательного процесса в школе ставить в известность мэра города, наращивая количество обращений в аттестационной справке директора и заместителей:
Вопрос 1. Ваша школа участвует в 4 городских проектах. В каких городских проектах Вы участвуете, и как участие в этих проектах влияет на удовлетворённость учеников старшей ступени теми образовательными услугами, которые ученики получают в вашей школе?
Ответ на 1-й вопрос. Наши ребята участвуют во многих городских конкурсах, проектах. Не так давно мы получили 2- е место в конкурсе, который проводила ВШЭ . Это ОБАКО. Там участвовали наши ребята, занимающиеся в классе «математическая вертикаль». Мы видим по количеству поступающих в высшие учебные заведения постоянный рост. У нас на 2019 год поступивших из классов, участвовавших в городских проектах от 67 до 84 процентов. И увеличение числа желающих поступить именно в данные классы растёт ежегодно! Мы постоянно находимся на прямой связи с учащимися и родителями, видим, что их удовлетворяет и работа проводимая школой и то направление, которое они выбираю как будущую профессию.
Вопрос 2-й. Вы прошли курсы повышения квалификации «Разработка, реализация вариативных модулей профильного и предпрофессионального обучения учащихся 10-11 классов». После прохождения данного обучения, какие Вы поставили у себя в школе задачи и определили точки роста, и какие есть уже результаты.
Ответ на 2-й вопрос. Прохождение данных курсов помогло всей управленческой команде пересмотреть учебные планы, его совершенствование в части вариативной, в части дополнительного образования, внеурочной деятельности. Выстроить их максимально удобно не только с точки зрения логистики, но и индивидуально обучающих траекторий наших обучающихся. Они на сегодняшний момент отвечают всем запросам. Мы реализуем также направления в гуманитарном классе как юридическое, в социально экономическом классе тоже два направления. Это позволило нам сделать для наших обучающихся больше вариативности выбора.
Вопрос 3. Реализуется ли в вашей школе проект старшеклассников, как именно. Если нет, то планируете ли развиваться в этом направлении, и какая подготовительная работа проводится.
Ответ на 3-й вопрос. Мы на сегодняшний день реализуем 4 городских проекта и сейчас активно расширяем возможность вступления ещё в два интересных на наш взгляд, проекта, такие, как: медиа класс, т. к. у нас уже несколько лет на базе школы работает медиа центр. Так же для себя мы видим возможность открытия кадетского класса, т.к. большое количество наших обучающихся из военных семей. К школе старшеклассников: мы присматриваемся к данному направлению, прорабатываем его. Если увидим социальный запрос от наших родителей и учащихся, позволит материальная база ее расширить, то, конечно же, мы и для себя реализуем данное направление.
Вопрос 4. Как организованна система роста и развития педагогов в образовательной организации. Назовите 3 главных элемента этой системы.
Ответ на 4-й вопрос. В этом году мы открыли клуб молодых классных руководителей и учителей, так же использовали опыт коллег по выявлению дефицитов чек-лист, увидели возможности наших молодых учителей, помогли им максимально быстро адаптироваться в новом коллективе. И на сегодняшний момент один из молодых педагогов принимает участие в профессиональном конкурсе. Мы его, безусловно, поддерживаем, как и двух остальных участников и желаем им победы. Хотелось бы отметить, что вся управленческая команда в любом формате: в формате клуба, в формате прямой связи, при организации работы кафедр, всегда старается любую инициативу педагогов поддержать и оказать не только методическую помощь, но и материально стимулировать!
Из писем родителей:
Великолепен и ответ на вопрос номер 3. Оказывается в школе много лет работает медиацентр, на базе которого собираются открыть медиакласс! И все бы хорошо, да медиацентр уже два года как не существует. А он был , и работал, и у него даже был свой Руководитель , которого взяли именно для курирования этого центра . Но — увы, Руководитель уволился и два года уже центра нет. Но ведь как красиво звучит: на базе медиацентра!!!!!! Прямо птица- говорун! И ведь слушают , верят. Помните песенку из «Буратино»: « ему с три короба наврешь и делай с ним что хошь «! Прямо в точку!
25 сентября 2018 года директор школы Ляпина Е.А. №1279 вышла на аттестацию руководителей образовательных организаций города Москвы:
Сказать, что аттестация произвела фурор на членов аттестационной комиссии Департамента образования г. Москвы– это значит не сказать ничего. Но, если для них это удивительно, то педагогам и родителям школы давно не удивительно, а скорее грустно наблюдать данного директора, ни по каким параметрам не подходящую на должность руководителя образовательной организации вообще, а рейтинговой и бывшей Грантовой школы, в частности.
Немногочисленные вопросы, поступившие от членов комиссии к Е.А. Ляпиной остались без ответов.
Ответ на вопрос о дорожной карте, о планах на будущее вообще ушел в сторону описания новой управленческой команды, которая разбежалась летом, как крысы с тонущего корабля, почуяв неладное, оставив нам Ерохина на директорство, который, кстати, второй год не может написать программу развития школы, какая уж тут дорожная карта?
Вопрос о Международном сотрудничестве – просто вверх коварства! Елена Александровна забыла, что музей сотрудничает с Посольством Индии. Дух Тагора, потревоженный и рассерженный разгромом музея, который создавался 55 лет, явился в зал коллегии отомстить Елене Александровне. Другого объяснения просто нет. Как это можно забыть?
Аттестационную справку составляла Дроздова, еще один член новой команды, поэтому Елена Александровна, слепо доверившись ей, подписала у себя отсутствие кружка, наличие которого начала доказывать уже на трибуне. Надеюсь, кружка не будет: ни время 12:00 неудобно для 4-х классов, ни рабочей программы в базе ЕСЗ нет.
Елена Александровна, Ваше имя не сходит с уст в профессиональном и родительском сообществе, покиньте Вы уже нашу школу, дайте педагогам работать, наконец!
СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
От 25 сентября 2018 года
Аттестация директора школы №1279
ЛЯПИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Романова Т.Н.: Елена Александровна, Вам слово.
Ляпина Е.А. (далее – Е.А.): Добрый вечер, коллеги, Председатель, к первой процедуре аттестации вопросов не имею, отвечу на ваши вопросы.
Новокрещенов И.В.: Е.А., сразу бросается в глаза какое-то очень огромное количество обращений, направленных вне системы Департамента образования. За два года – 377 обращений, я понимаю, что Вы работаете с 17 года, и, может быть, обращения были не в связи с Вашей работой, и, очевидно, что в школе есть дефицит доверия родителей к самой школе. Каким образом Вы работаете с этим?
ГЛУБОКОМЫСЛЕННОЕ МОЛЧАНИЕ В ЗАЛЕ КОЛЛЕГИИ Департамента образования
Романова Т.Н.: Можно продолжение вопроса. Если сравнить сентябрь прошлого года и сентябрь этого года: динамика обращений вне системы Департамента образования?
Е.А.: Динамика обращений, могу сказать, больше.
Романова Т.Н.: Вне системы обращений стало больше? В этом году?
Е.А.: Да. Они имеют некоторую ангажированность. Это такие веерные рассылки. Я бы так назвала их.
Романова Т.Н.: Понятно.
Жданова И.Д.: Елена Александровна, у Вас большая школа и большие возможности для каждого ученика, есть ли у Вас планы или дорожная карта по вступлению в проекты предпрофильного развития для детей?
Е.А.: Конечно. Как я уже сказала, наша команда была новая, год – это, прежде всего, аналитической, прежде всего, работы а-э-а, и, скажем так, увидеть в школе и технические ресурсы, и кадровые ресурс, соответственно, мы на данный момент видим, что мы можем развивать инженерное направление, и у нас план вступления в инженерный класс в Московской школе, у нас с этого года есть оборудование робокласс, у нас есть уже результаты за прошлый год, вот, в JuniorSkills, э-э-э, соответственно, у нас есть такой план в связи с тем, что наша школа традиционно углубленно изучает иностранные языки, у нас есть такая мысль э-э-э развивать кадетское направление именно с уклоном в углубленное изучение иностранных языков, и э-э-э а-а-а мы планируем, но не в ближайшей перспективе, а вот два года, мы планируем такой создать.
Горбун С.В.: У Вас в 18 году было около 10 травм. Что Вы делаете для профилактики детского травматизма?
Е.А: Но, во-первых, мы включили в план финансово-хозяйственной деятельности увеличение камер как в рекреациях, соответственно, так и а-а-а у нас есть здание, где, ах, камеры не подключены к ЦХД в спортивном зале, это новое здание, соответственно, этот вопрос тоже будет решен, также наши учителя э-э-э физкультуры э-э-э прошли курсы, скажем так, первой медицинской помощи, да? Это на тот случай, если, не дай Бог, травма все-таки случится э-э-э ну, и опять же институт классного руководства, у нас все учителя еще в прошлом году прошли курсы «Эффективный классный руководитель», в том числе, мы там также затрагивали эту тему в плане профилактики.
Анатолий Сергеевич В.: В пункте 18 справки «Дополнительная активность образовательной организации» Вы сообщаете о том, что Ваша школа активно осуществляет международное сотрудничество с образовательными организациями стран Азии и Европы.
Е.А.: Я, да. Я так громко это назвала, на самом деле просто такой спектр получился. Традиционно в школе есть музей имени Рабиндраната Тагора, и здесь у нас также налажены связи с-с, ух, вылетело из головы, значит, ну, лучше расскажу про международное сотрудничество с Сербией, соответственно, у нас с ними есть Договор, э-э-э наши школьники посещали фестиваль э-э-э уже в Сербии в прошлом году, э-э-э театральный фестиваль, также приезжала делегация сербских школьников к нам, причем мы сначала себя позиционировали как м-м-м волонтерами русского языка, а получилось так, что мы еще оказались волонтерами Московского образования, потому что та экскурсия, которую мы организовали для сербских школьников совместно, естественно, с нашими в Темоцентре, ну, это произвело такой фурор, и есть даже сюжет на mos.obr.tv, и в этом отношении традиционное изучение углубленно английского языка, да, нам также способствует также и развитию этого сотрудничества, и участие детей опять же в практике того же английского языка, потому что хоть, несмотря на то, что сербский похож на наш, но дети в основном общались на английском языке.
Коротких В.П.: С удивление обнаружила для себя, что Вы имеете возражения по пункту 12, оно тут либо данные есть в ЕСЗ, либо нет, не могли бы Вы прокомментировать, с чем связаны Ваши возражения?
Е.А.: Ну, на тот момент м-м-м на тот момент чисто технически э-э-э а-а-а данные действительно были таковыми, которые э-э-э отражены сейчас вот тут в справке, но с октября месяца я буду вести кружок немецкого языка, и на данную секунду у меня уже записано 10 человек.
Романова Т.Н.: На момент составления справки информация верна?
Е.А.: Чисто технически я уже с ней не согласилась. Да?
Коротких В.П.: Не совсем понимаю.
Е.А.: На момент подписания мною справки у меня уже в ЕСЗ кружок был, и дети были записаны.
Романова Т.Н.: Тогда нужно было внести изменения в справку. Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы? Если вопросов нет, мнение Председателя межрайонного совета директоров, Норенко Е.И.
Норенко Е.И. : Аттестовать на три года.
Романова Т.Н.: Мнение инспектора округа?
Ермолова М.А.: Аттестовать на три года.
Романова Т.Н.: Переходим к голосованию.
Вы не аттестованы, Елена Александровна.
Что ждет директоров российских школ
Нацпроект «Образование» ставит перед отечественными учебными заведениями более чем амбициозные задачи. Для их решения многое в системе предстоит усовершенствовать, и в том числе — принципы отбора руководителей образовательных организаций. Одним из важных шагов в этом направлении станет введение в стране новой системы аттестации директоров школ.
По словам вице-премьера российского правительства Татьяны Голиковой, новая система может быть внедрена уже в 2020 году.
По словам вице-премьера, к 2024 году в рамках нацпроекта «Образование» в стране будет создано более 250 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. И это принципиально изменит ситуацию с повышением квалификации нашего учительства:
— Деятельность таких центров должна опираться на регулярное обновление и модернизацию образовательных программ, внедрение в практику стажировок, — сообщила Голикова.
Итак, аттестация директоров школ по-московски проходит в два этапа.
Первый — квалификационные испытания в форме тестирования с использованием автоматических систем по навыкам управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами, информацией. Затем второй этап, путь к которому открывают результаты первого, — собеседование с аттестационной комиссией Департамента образования и науки города Москвы.
Первый этап испытания для кандидатов в директора представляет собой часовое компьютерное тестирование, позволяющее оценить управленческие компетенции руководителя. Задание состоит из 40 теоретических и практических вопросов. И все они направлены на то, чтобы определить: понимает человек, как управлять образовательным учреждением, или нет. При этом дело обходится без ненужной формалистики.
Если школа, в которой работает действующий кандидат, лидирует в общегородском рейтинге, такого директора могут освободить от прохождения теста: в этом случае все ясно и так. Комиссия задает кандидату вопросы и оценивает результаты управленческих решений, которые отображаются в аттестационной справке. Эта справка формируется автоматически на основе данных электронного портфолио московского директора. В ней отражаются результаты работы школы: участие в городских проектах, итоги ГИА и многое другое. Свое решение члены комиссии принимают путем тайного голосования. При этом иного пути в директора школ в столице нет: проверка управленческих навыков обязательная как для опытных руководителей, так и для всех, кто претендует на этот пост.
Открытость и прозрачность
Одной из характерных особенностей столичной модели аттестации директоров школ является полная открытость процедуры. Так — и это еще одна изюминка новшества — весь процесс собеседования с кандидатом можно наблюдать в Интернете в режиме реального времени. При этом комиссия оценивает также результативность управленческих решений, которые отображаются в аттестационной справке, формируемой автоматически, без участия аттестуемого, но на основе данных информационно-аналитических систем.
Фундаментом для формирования такой справки является электронное портфолио московского директора «База данных управленческих результатов». Этот, выражаясь языком профессионалов, инструмент управления в течение всего учебного года пополняется информацией о результатах работы школы: сведениями об итогах государственной итоговой аттестации учащихся, их участия в олимпиадах, результатах использования ресурсов, участия данной школы в городских проектах и т.п. При этом аттестационная справка содержит не только действующие показатели, но и оптимальные значения как ориентир для развития школы и повышения качества образования ребят.
Таким образом, руководитель может сверить свои «управленческие часы» и понять, какие направления работы нужно «подрихтовать», а члены комиссии получают объективный материал для анализа и вынесения решения в отношении аттестуемого руководителя. Другими словами, в итоге выигрывают все.
Собеседование проводится в очной форме и обязательно для всех кандидатов, кроме тех руководителей, которым присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». Заседание комиссии транслируется в Интернете в онлайн-режиме. При этом все, кто не успел посмотреть процедуру «живьем», могут сделать это через архивы: архивные записи доступны в разделе «Аттестационная комиссия» на сайте «Школа большого города».
Столичные директора: личный опыт
Хочется подчеркнуть, что московская процедура аттестации основана на уважительном отношении ко времени директора школы. Эти люди и так загружены выше крыши, поэтому подача заявления на аттестацию, запись на тестирование и формирование аттестационной справки осуществляются в электронном виде, дополнительный сбор документов не требуется, а информационные материалы для подготовки размещены на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.
Руководители московских школ такое отношение к себе, как выяснил «МК», оценили:
— К процедуре аттестации директоров школ, а также кандидатов на должность руководителя образовательной организации в Москве уже все привыкли, — рассказал директор школы №2031 Виктор Донской. — Для других городов, возможно, это станет новшеством. Но никаких особых сложностей и трудностей нет. Единственный серьезный вызов — наличие воли у кандидата. Все зависит от человека. Если он хочет стать руководителем, то есть все возможности, чтобы подготовиться, — многое, например, можно почерпнуть, из еженедельных селекторных совещаний в департаменте образования и науки, на сайте «Школа большого города» или в эфире Московского образовательного телеканала. Все источники открыты! Кроме того, каждому кандидату дается несколько попыток: не смог пройти процедуру тестирования с первого раза, можно подготовиться лучше и сделать новый заход.
— Правила процедуры понятны и прозрачны, — особо подчеркнул он. — Ее первая часть — тестирование: проверяются способности кандидата в области управления школой. Сложного ничего нет: все вопросы — те, с которыми директора московских школ ежедневно сталкиваются в своей работе. Так что человек, способный правильно прочесть вопрос, имеет все шансы пройти тестирование. А вот со второй частью — собеседованием в прямом эфире — сложнее. Это испытание при желании могут увидеть в Интернете все кто угодно: коллеги, родители, учащиеся. Поэтому очень важно, чтобы аттестуемый, отвечая на вопросы комиссии, грамотно формулировал мысли и грамотно описывал все, что происходит в образовательной организации в данный момент. А поделившись своими планами на будущее, он должен не забывать затем об их реализации.
Особо оценили московские директора в новой модели объективность решений комиссий:
— В аттестационную комиссию входят практикующие специалисты — директора школ, представители профсоюза и других общественных организаций, СМИ, — напомнил Донской. — Гарантией их объективности является закрытый характер голосования по кандидатурам, что исключает даже теоретически возможность давления на кого бы то ни было. Да и каждому из членов комиссии со временем тоже предстоит пройти эту процедуру. Так что вряд ли кто-нибудь станет при голосовании кривить душой. Кроме того, помимо ответов на вопросы, на основе портфолио директора для каждого кандидата формируется аттестационная справка по состоянию дел в школе, которой он управляет. В справку входят все основные показатели деятельности школы: результаты детей, доверие родителей, участие школы в основных городских мероприятиях, эффективность использования финансовых ресурсов и т.д. Важно, что отображаются не только актуальные данные, но и динамика изменений за несколько лет. А значит, и уровень профессионализма самого директора и педагогического коллектива в целом. Эффективность этой процедуры в том, что, пройдя ее, кандидатом на должность директора московской школы может стать абсолютно любой человек. Например, коллеги из других городов тоже пробуют свои силы в тестировании и удачно его проходят. Это открытая и прозрачная система, где все зависит от результата твоей работы, а не от каких-то посторонних факторов. Для принятия положительного решения об аттестации достаточно более 50% голосов комиссии «за».
С коллегой согласен и директор школы №1194 Анатолий Ващилин:
— В ходе первого этапа аттестации — тестирования — проверяется, насколько профессионально кандидаты владеют пятью функциональными областями управления: кадрами, ресурсами, процессами, информацией, результатами. Таким образом, столичная модель позволяет исключить из управленческих команд образовательных организаций случайных людей, и это очень важно. Но не менее важно, что эта процедура абсолютно открыта: за ходом аттестации можно наблюдать в Интернете, а в аттестационную комиссию входят не чиновники, а результативные директора московских школ, журналисты, представители общественных организаций. Второй этап аттестации — собеседование. Для его проведения формируется аттестационная справка на основе данных электронного портфолио московского директора «База данных управленческих результатов», где заданы оптимальные для каждой школы цифровые показатели по всем направлениям работы и где фиксируются и накапливаются материалы, демонстрирующие эффективность результатов управленческой деятельности директоров. Вся информация в портфолио вносится автоматически из информационных систем Департамента образования. Аттестационная комиссия анализирует аттестационную справку и проводит собеседование по актуальным вопросам деятельности в системе образования. Аттестация — это многофункциональный инструмент, который в первую очередь стимулирует директоров школ к обеспечению достижения реальных результатов.