СЧЕТ СПРАВКА ПРИ ПОКУПКЕ АВТО В БЕЛАРУСИ

В России в последнее время достаточно сложно найти бу машину с небольшим пробегом и в хорошем состоянии. В последние года стало выгодно привозить авто из стран членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия). Это связано с тем что, автомобили, растаможенные в этих странах, можно ввозить в Россию без уплаты дополнительных пошлин и ставить на учет на абсолютно законных основаниях.

За последние три месяца я привез из Республики Беларусь три автомобиля, перепродал их и заработал на этом 550 000 ₽.

Каждую из этих машин было несложно ввезти в Россию и поставить на учет на абсолютно законных основаниях. В этом и заключается прелесть покупки автомобиля в странах — членах ЕАЭС.

В этой статье я расскажу, как найти и купить автомобиль в Беларуси, а потом поставить его на учет в России, на примере Фольксвагена Поло Седана.


СЧЕТ СПРАВКА ПРИ ПОКУПКЕ АВТО В БЕЛАРУСИ

Фольксваген Поло Седан 2019 года, который я привез из Беларуси

Приветствую! В прошлый раз я рассказывал, как можно заработать на продаже авто с аукциона. История была непростая — было много позитивных комментариев, но не обошлось и без негатива в адрес перекупов. Но скажу вам точно: мы — разные. Я работаю честно, поэтому люди знают, что мне можно доверять, и мы вместе спокойно подбираем автомобили под их запросы.

Сегодня я подробно расскажу, как сам пригнал машину из Белоруссии. Тема ввоза автомобилей в Россию из разных стран сегодня так популярна, что и меня затянуло.

На прошлой неделе обнародовали указ №246, который меняет правила продажи подержанных автомобилей. Он вступит в силу через шесть месяцев, а значит, у сферы есть время подготовиться. К чему? В первую очередь к отмене счетов-справок и переходу на безнал. А еще к регистрации договоров купли-продажи (ДКП) у нотариусов. Понятно, что цель нового документа — сделать рынок более прозрачным, уменьшить количество обманов, а заодно и попробовать легализовать бизнес теневых перекупщиков. Мы попытались представить, что произойдет, когда указ заработает, — с чем столкнутся продавцы и покупатели? И как поведут себя посредники в сделках: все пойдут в ИП или начнут как-то выкручиваться?

Почему я выбрал Белоруссию

В соцсетях Союза профессионалов авторынка — сообщества перекупов и подборщиков — проводили опрос: хотели узнать у участников, из каких стран лучше ввозить машины на перепродажу в Россию. 35% ответили, что из Белоруссии. Неудивительно — страна находится в Европе и близко к центральной части России, ввозить европейские машины оттуда — самый смак. Я задумался, а не попробовать ли и мне пригнать машину оттуда.

Потом я побывал на конференции по тематике автобизнеса в Москве. Случайно увидел на стойке регистрации бейдж своего полного тезки — тоже Вадим Адиев, только из Белоруссии. Нарочно не придумаешь! Встретились, поболтали с ним, и мысль окрепла: а почему бы не ввезти машину из соседней республики, сейчас ведь самое время? Вообще, у меня был опыт ввоза авто из Белоруссии, но я занимался этим 15-16 лет назад, когда только начинал бизнес, но с тех пор немало воды утекло и законов изменилось.

В общем, я решился купить машину в Белоруссии и расскажу, как это было. Сразу предупрежу: все события происходили в начале лета. Сейчас цены уже другие.

С чего начинается покупка авто в Белоруссии

Я начал с поиска подходящего автомобиля. Есть много сайтов-досок объявлений, где выставлены белорусские машины. Я смотрел, в основном, на av.by. На первый раз решил остановиться на чем-то простеньком, из массового сегмента. В итоге выбрал Поло 2020 года с АКПП и пробегом 28 тысяч км. В РФ точно такой же стоит на 200-300 тысяч дороже.

Первый важный момент: большинство автопроизводителей начали соблюдать требования Евро-4 с 2008—2010 года, поэтому не имеет смысла смотреть авто старше этих годов выпуска — иначе машину ни растаможить, ни поставить на учет.

Дальше я проверил историю авто. По базе МВД Беларуси смотрел, не было ли угона. Сверил даты оформления на белорусской таможне, чтобы понять, когда машину ввезли в республику. Проверил залог в реестре движимого имущества Белоруссии. Услуга, кстати, платная — около 17 белорусских рублей за три запроса. Жаль, что я не нашёл сервиса, типа Автокод Профи — там все можно было бы посмотреть сразу, в одном приложении и не надо было бы платить за каждую проверку.

Затем я купил билеты на самолет в Минск в одну сторону и забронировал номер в отеле на 3 суток. Выбрал билет с пересадкой в Москве, потому что он был в 3 раза дешевле, чем прямой.

Оставалось обменять российские рубли на белорусские. Можно сделать все по официальному курсу ЦБ. Для этого нужна российская карта МИР любого банка и нужная сумма на счете в рублях. В Минске в банкомате можно снять всю сумму сразу в белорусской валюте. Я снимал в терминале Белинвестбанка, чтобы не было комиссии. Есть ещё другие способы — например, обменять рубли на доллары и расплачиваться с белорусами американской валютой, они любят ее даже больше:)

В запланированный день и время я сел на самолет Екатеринбург-Москва. Из столицы уже отправился в Минск, навстречу приключениям.

С чего начать

Самый выгодный вариант — это ехать самому за авто и оформлять все документы на себя. Есть также брокеры и компании, которые за отдельную плату выполняют всю ту же самую работу. Приезжаете в Беларусь. Самые популярные сайты для поиска машин: av.by, Автобизнес, Автобарахолка.

Выбираете интересные варианты, созваниваетесь и договариваетесь на осмотр. Лучше всего ехать с толщиномером (процентов 60-70 машин не в родной краске, но делают ремонт достаточно хорошо). Выбрав интересный вариант, проверяйте документы и наличие в залоге. В ГАИ не получится снять с учета, если машина кредитная или с какими-то ограничениями. Далее едете в ГАИ снимать авто с учета. Есть несколько отделений, где можно снять с учета.

Расскажу про отделение по адресу улица Тимирязевская 114. Осмотр авто с 9:00 до 16:00 со вторника по субботу, прием документов с 8:00 до 16:45 со вторника по субботу. Пока ждете сверку, к вам подойдут ребята, предложат написать договор купли-продажи — если сами не подготовите, советую сделать у них, так как берут немного денег. Проходите сверку на улице и поднимаетесь на третий этаж к окнам подачи документов. Очереди хоть и большие, но принимают всех достаточно быстро — 40-50 минут, и очередь из 50 человек проходит.

Там же на этаже нужно оплатить пошлину в кассе. В окно отдаете заявление, договор купли-продажи, госномера, квитанцию об оплате пошлины, акт сверки, паспорта собственника и покупателя. Пару минут — и вам отдают ДКП с печатью ГАИ и назначают время, когда прийти на выдачу транзитных номеров. Приходите в назначенное время с паспортом и забираете транзиты. Далее необходимо сделать два необходимых документа для регистрации авто в России: справка-счет и договор комиссии. Я это все сделал через человека, который находится в самом ГАИ. За 1500 рублей он за 5 минут пишет вам эти документы. На этом в Беларуси действия закончены. Вешаете транзиты на авто и едете на родину. На границе проверяют только паспорт.

Главные нововведения: сделки по продаже авто между физлицами и юрлицами либо ИП должны будут проводиться по безналу, понятие «счет-справка» вообще исключается, регистрацию сделки можно пройти не только в ГАИ, но и у нотариуса. 18 июля 2022 года подписан соответствующий указ №246.

Новый документ вносит корректировки в Указ от 15 октября 2007 года №504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств». По мнению законодателей, новые правила должны защитить от недобросовестных участников сделок, уточнить отдельные действующие положения.

Больше нельзя оформить куплю-продажу ТС по счету-справке.

Нельзя рассчитаться наличными при сделке «юрлицо (или ИП) и физлицо». Только безнал в таком случае. При купле-продаже между физлицами сохраняется право выбора формы расчетов.

Договор об отчуждении ТС отныне будет обязательным только в письменной форме.

В договоре должны быть сведения об отсутствии на момент его заключения ограничений (обременений) и запретов на совершение сделок. ( Как можно предположить, это борьба с продажей залоговых авто. Если такая сделка состоится, обманутая сторона сможет признать договор недействительным.)

Договоры купли-продажи между физлицами можно будет регистрировать не только в ГАИ, но и путем нотариального удостоверения.

Положения Указа вступят в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

На самом деле принятие указа нельзя назвать сюрпризом. Обсуждения указанных преобразований длятся еще с 2018 года. Очевидно, что безнал при сделке «юрлицо (или ИП) и физлицо» вводят для возможности отследить денежный поток. Это должно минимизировать и появление компаний-мошенников (таких, как «Фрешмоторс», «Автопапа», «Автокомпанисевен») и участие в серых схемах автохаусов «неустановленных лиц», как пишут в отчетах МВД.

Ну а отмена счетов-справок определенно ударит по перекупщикам. Как они действуют? Просят продавца разрезать техпаспорт, снять машину с учета, дать ксерокопию паспорта, передать авто и ключи. Взамен дают деньги. Потом перекупщик находит покупателя и оформляет машину на него по копии паспорта от имени продавца и по счету-справке. Счет-справку может купить любой ИП. Получается, что перекупщик выпадает из цепочки продажи, при этом получает деньги и не несет ответственности. Исключение счета-справки будет означать развал этой схемы.

Auto. Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автомобиль давно стал не роскошью, а средством передвижения. И сменить одного «железного друга» на другого сейчас несложно. « Обычный» способ оформить куплю-продажу автомобиля, заключив соответствующий договор, не всегда возможен. Так называемые перекупщики и не только они предлагают другие способы сделать это. Давайте разберемся, когда возможно использовать их.

Читать также:  Сертификат о травмах, полученных на рабочем месте во время работы

«Обычный» способ оформления купли-продажи автомобиля

Купить автомобиль — значит заключить договор купли-продажи с его владельцем .

Если продавец автомобиля — физлицо, то использовать нужно типовую форму договора купли-продажи транспортного средства . Этот договор нужно зарегистрировать в регистрационных или регистрационно-экзаменационных подразделениях ГАИ .

Обратите внимание!
Покупатель становится владельцем автомобиля после госрегистрации договора купли-продажи в подразделении ГАИ .

Купля-продажа автомобиля путем оформления счета-справки

По счету-справке продать автомобиль может юрлицо или ИП, которые занимаются розничной продажей автомобилей. Например, автосалоны, автохаусы и др. Фактически вы заключаете с такой организацией (ИП) договор розничной купли-продажи автомобиля. А счет-справка подтверждает заключение такого договора .

Обратите внимание!
Если вы, как физлицо, продаете автомобиль, а покупатель предлагает оформить не договор, а счет-справку, помните, что это сделать невозможно . Такая счет-справка не будет соответствовать законодательству, а, значит, вы останетесь владельцем автомобиля .

Счет-справку должен выписывать сам продавец . Он же должен быть указан в счете-справке в графе «Продавец», а в графе «УНП» продавец прописывает свое УНП.

На заметку
Законодательством не предусмотрена возможность составления счетов-справок «специальными» организациями, которые предлагают свои услуги в местах продажи машин .

Чтобы убедиться, что счет-справка заполнена верно, можно попросить у продавца свидетельство о регистрации в едином государственном реестре юрлиц и ИП (его копию). Сравните данные в свидетельстве с данными, указанными в счете-справке. Если продавец отказывается предоставить такое свидетельство, это, хоть и косвенно, может свидетельствовать о неверном оформлении купли-продажи автомобиля.

Обратите внимание!
Если сделка купли-продажи автомобиля не будет соответствовать законодательству, ее могут признать недействительной . В этом случае покупатель обязан будет вернуть автомобиль, а продавец — деньги в сумме, указанной в счете-справке .

«Купля-продажа» автомобиля путем оформления доверенности

Если владелец автомобиля передал его другому человеку, выдал ему доверенность и взял деньги — это не продажа. Ведь собственник у автомобиля не меняется.

Обратите внимание!
Фактически покупатель приобретает не автомобиль, а право его использовать и распоряжаться им определенное время. Продавец в любой момент может отменить доверенность .

Напомним, что собственником автомобиля покупатель станет после заключения договора купли-продажи автомобиля и регистрации его в ГАИ . До этого момента есть риск, что у покупателя возникнут следующие проблемы:

— если продавец умрет, действие доверенности прекратится . В этом случае автомобиль придется вернуть;

— также автомобиль надо будет вернуть в случае раздела имущества при разводе продавца, если автомобиль входит в состав общей собственности супругов;

— на автомобиль могут наложить взыскание или арест по долгам продавца;

— если срок доверенности истечет, а продавец не выдаст новую, то возникнут проблемы по оформлению страховки на автомобиль . Кроме того, вы не сможете забрать автомобиль со штрафстоянки .

Проблемы, которые могут возникнуть у продавца:

— владелец автомобиля обязан возместить ущерб, причиненный его автомобилем . Соответственно, если в случае, например, ДТП лицо, фактически управлявшее автомобилем, не установят, страховая компания и пострадавшие будут иметь претензии именно к продавцу;

— ГАИ направляет «письма счастья» о нарушении скоростного режима владельцам автомобилей . В этом случае действует презумпция виновности владельца — вы будете доказывать сотрудникам ГАИ, что автомобиль во время нарушения ПДД находился в пользовании у другого лица .

На заметку
Чтобы в случае необходимости доказать, что фактически автомобиль используете не вы, рекомендуем при его передаче оформить не только доверенность, но и акт приема-передачи автомобиля . Укажите в нем данные передаваемого автомобиля, дату передачи, а также тот факт, что продавец им пользоваться не будет.

В случаях иных нарушений ПДД ответственность владельца по умолчанию не предусмотрена (правоохранительные органы должны доказать вину конкретного лица). Однако если будет проблематично установить и наказать водителя, например, он сокрылся с места ДТП или не подчинился требованиям инспектора об остановке, то в первую очередь сотрудники ГАИ найдут и опросят владельца. То есть вы потратите время на разбирательства.

Готовились долго

Безусловно, существующие правила торговли бэушкой несколько, так сказать, состарились. Они действуют с 2007 года. Спустя больше десяти лет после введения закона правительство задумалось, как бы обелить эту сферу, в которой постоянно всплывают истории о продаже машин, обремененных залогом, с криминальным прошлым, поддельными документами или VIN. Плюс не прекращаются скандалы с претензиями покупателей, которые никогда не видели реальных продавцов, а все время общались с перекупщиком или, как пишут в документах, «с неустановленным лицом, представившимся родственником владельца». Ну и не стоит забывать о неуплаченных налогах.

В общем, весной 2018 года стало впервые известно о законопроекте, который должен был больно ударить по перекупщикам. В нем говорилось только об одной норме — все сделки между физлицами и юрлицами либо ИП должны проводиться по безналу. Но был риск — перекупщики могли стать частью теневого рынка: отказаться регистрировать ИП, продолжать свою деятельность без изменения схемы, но нелегально. Осенью 2018-го норму дополнили отменой необходимости приобретения, оформления и выдачи счетов-справок. Прошло четыре года, и когда указ опубликовали, выяснилось: и счета-справки отменят, и разрешат регистрировать сделки нотариусам.

Запомнить

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в  виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Минские договоренности

Когда я прилетел в Минск и разместился, договорился с продавцом о времени встречи. Оказался обычный частник, работает в какой-то небольшой фирме. Осмотрел вместе с ним машину. На всякий случай взял толщиномер — перед поездкой штудировал форумы и узнал, что в Белоруссии продают много крашеных автомобилей, хотя красят обычно хорошо. У Поло я ничего криминального не нашёл.

Второй важный момент: у автомобилей, которые ввозят на территорию Евразийского экономического союза, должен быть сертификат безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Документ обычно составляет автопроизводитель или импортер. Базы, по которой можно проверить наличие сертификата, нет. Только спрашивать напрямую у продавца. Естественно, лучше брать машину с сертификатом, чем закладывать 35-50 тысяч на получение документа в России. У моего Поло СБКТС был в наличии.

Некоторые белорусские продавцы сразу продают машины, снятые с учета. Транзитные номера, документы — все уже есть. В моем случае это еще только предстояло.

Для начала мы с продавцом оформили договор купли-продажи. Образец бланка я распечатал заранее с av.by. Д КП примерно такой же, как в РФ, только цены в белорусских рублях. Деньги отдал наличкой.

Дальше мы поехали в ГАИ — одного договора и старого СТС недостаточно для переоформления. Именно прежний хозяин проходит сверку машины. Пока владелец сверял автомобиль, я встал в очередь на перерегистрацию — для Минска и Минской области они разные. Народу было много, но двигались мы быстро. После сверки авто, с актом на руках, продавец написал заявление о снятии машины с учета и оплатил пошлину за регистрационные действия — 27 белорусских рублей.

Какие документы мы сдали инспектору:

Затем забрали два экземпляра договора с печатью ГАИ и получили транзитные номера — они действительны три месяца Белоруссии, но в России — всего один (!) Инспектор разрезал СТС и отдал нам — это выглядит пугающе, но так делается, чтобы сотрудник ГАИ в любой стране понимал, что документ недействителен.

Оставалось самое интересное: бумажное оформление покупки машины. Для этого нужны:

Справка-счет нужна на российской таможне — так я смогу подтвердить факт и стоимость покупки авто. По закону, в Белоруссии этот документ может выдать только юр.лицо. Поэтому прямо в отделениях белорусских ГАИ ходят ребята, которые предлагают выступить тем самым юр.лицом, которое продаст тебе машину. Я согласился, заплатил за это чуть больше 50 белорусских рублей. По документам получилось так, что продавец отдал машину на реализацию в фирму, а она — продала ее мне.

Что нового?

С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте Национального правового портала. Вкратце перечислим главные изменения.

Нельзя оформить куплю-продажу ТС по счету-справке.

Сейчас перекупщики просят продавца разрезать техпаспорт, снять машину с учета, дать ксерокопию паспорта, передать авто и ключи. Взамен дают деньги. Потом перекупщик находит покупателя и оформляет машину на него по копии паспорта от имени продавца и по счету-справке. Счет-справку может купить любой ИП, обычно закупались про запас. Получается, что перекупщик выпадает из цепочки продажи, при этом получает деньги и не несет ответственности. Исключение счета-справки должно разрушить эту схему.

Нельзя рассчитаться наличными при сделке «юрлицо (или ИП) и физлицо».

При купле-продаже между физлицами сохраняется право выбора формы расчета. Но если продает юрлицо или ИП — только безналичный расчет. Это касается и автохаусов. Такие переводы денег легче отследить, они создают сложности при манипуляциях и обманах. То есть это еще один способ борьбы с «неустановленными лицами», торгующими авто с поддельными VIN или документами. Безналичный перевод укажет на истинного хозяина машины при споре о праве собственности. А для МНС это гарантированные налоговые поступления.

Читать также:  СПРАВКА О ДОХОДАХ СКОЛЬКО ДЕЙСТВИТЕЛЬНА ДЛЯ СОЦЗАЩИТЫ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ

В письменном договоре — обязательный пункт об отсутствии ограничений и обременений.

Это защита от продажи арестованных или залоговых транспортных средств. Если покупателя обманут, то такую сделку можно аннулировать, признав договор недействительным. Пока что такой способ может сработать только с юрлицом (автохаусом) через суд, со ссылкой на 430-ю статью ГК РБ («Продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц») и пункт 2.16 статьи 7 закона «О защите прав потребителей» («Информация о товарах обязательно должна содержать иные сведения, которые в соответствии с законодательством или договором обязательны для предоставления потребителю»).

Договор купли-продажи между физлицами можно будет регистрировать или в ГАИ, или у нотариуса.

По заверению представителей Белорусской нотариальной палаты, решение станет альтернативой госрегистрации в ГАИ. Все сведения о сделке нотариус направит в ГАИ самостоятельно. Правда, остается открытым вопрос о процессе сверки VIN-номеров. В указе закреплены и сроки передачи информации от нотариуса в ГАИ: «не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений».

Также для сделок между юрлицом (автохаусом или ИП) и физлицом не нужна будет государственная регистрация (ни в ГАИ, ни у нотариуса). Это значит, достаточно будет договора, акта осмотра и акта приема-передачи ТС.

Можно предположить, что это попытка сделать шаг навстречу участникам сделки, упростить ее, а заодно уменьшить вечные очереди в МРО. По мнению игроков вторичного рынка, в этом разрешении есть тонкий момент. О нем и других лазейках, которыми могут воспользоваться нечестные продавцы, мы поговорили с представителями автохауса и автоподбора.

Оформление авто в России

Для получения номеров необходимо оформить электронный ПТС и получить таможенный приходный ордер, ТПО. Этот документ подтверждает факт ввоза авто на территорию РФ, в нем ставят отметку об уплате утилизационного сбора. Без этого документа ГИБДД не оформит автомобиль.

Я оформил электронный ПТС дистанционно, это можно начать делать еще в Беларуси. Достаточно сфотографировать авто и все документы по инструкции центра экспертизы, оплатить услугу и дождаться оформления. Эту услугу государство доверило коммерческим компаниям. В законе прописано, что стоимость получения ЭПТС не может превышать 600 ₽, но таких цен нет ни в одной компании. Еще важно учесть, что на оформление ЭПТС гигантская очередь: в Москве на это уходит от двух недель до двух месяцев.

Размер утилизационного сбора зависит от даты производства автомобиля. За авто старше трех лет нужно заплатить 5200 ₽, за машину моложе трех лет — 3400 ₽. Самый простой способ — оплатить в банкомате по реквизитам с официального сайта таможни.

Если авто ввезли на территорию Республики Беларусь и растаможили после 1 апреля 2021 года, придется устанавливать систему и оформлять все необходимые документы. Это еще примерно . Мой автомобиль ввезли и растаможили в 2019 году, поэтому мне не пришлось ставить оборудование.

После уплаты утилизационного сбора я поехал на таможню в Зеленоград. Нашел инспектора, который занимается оформлением утилизационных сборов, отдал все документы, заполнил заявление. Я приехал под закрытие, людей не было, поэтому быстро получил ТПО. Говорят, что на некоторых постах могут затянуть с проверкой. К счастью, в Москве я с таким не сталкивался.

На сайте электронных ПТС моя заявка сменилась на запись об ЭПТС со статусом «Действующий». На  сайте я сделал выписку из электронного ПТС. Через несколько дней поехал в ГИБДД получать номера. Процедура стандартная: оформил ОСАГО онлайн и на всякий случай распечатал его, чтобы не возникло споров в ГИБДД.

Через портал госуслуг я записался в ближайший МРЭО. , на сайте, уплатил госпошлину — 1750 ₽ со скидкой.

Я приехал на осмотр и отдал инспектору:

Если все делать по инструкции, то с момента отъезда в Беларусь до постановки автомобиля на учет пройдет неделя, при этом можно прилично сэкономить. Итого на машину я потратил 970 836 ₽, а через полтора месяца продал ее за 1 210 000 ₽.

239 164 ₽

я заработал на перепродаже авто из Беларуси

На оформление машины в России я потратил 8150 ₽

— После вступления указа в силу проблемы начнутся у тех наших коллег, которые уже выкупили машины. Напомню, сейчас торговля в автохаусах ведется через выкуп и по договору комиссии. Так вот выкупленные транспортные средства они «отписывали» так же, как и перекупы: отдавали продавцу деньги и по ксерокопии его паспорта со счетом-справкой перепродавали покупателю. У фирм остается полгода, чтобы продать все такие машины и больше не торговать подобным образом. Этот формат работы будет невозможен как для перекупов, так и для автохаусов. В качестве легальной деятельности останется только продажа по договору комиссии. То есть через прием транспортного средства на площадку с составлением договора комиссии, когда право собственности остается на продавце. После успешной продажи машины покупатель передает деньги автохаусу, тот забирает себе комиссию, а остальная сумма поступает продавцу.

— Безусловно, нововведения повлияют на рынок и заработки. Люди и фирмы, которые выкупают авто, соглашаются на сделку по цене ниже рынка, а продают по средней стоимости. С комиссией оборот меньше, потому что продавцы выставляют довольно высокую цену. Мы можем посоветовать ее снизить, но последнее слово все равно за продавцом. Предполагаю, что количество продаж упадет. Ну а рынок перекупов может и вовсе рухнуть. Он значительно разросся в последние годы — до 70 процентов от всех объявлений на вторичке.

— Счета-справки в последние годы остались только у нас, в Беларуси. В той же России сделки можно оформлять только по договору купли-продажи. Не стоит предполагать, что там стало заметно лучше. Как это выглядит? На рынке стоит вагончик — это и есть юрлицо. В нем печатают бланки ДКП. Я приезжаю с человеком — там на месте все заверяют. Нотариус это или нет — никто не спрашивает. И таких контор очень много. Разница лишь в том, что счет-справка — просто подтверждение сделки, а в ДКП прописано отсутствие обременений и ограничений. Но перекупы и автохаусы в РФ развиты не хуже, чем у нас. Просто этих «фирм в вагончиках» значительно больше. Так же может произойти и у нас.

— Стоит готовиться к тому, что увеличится число нотариусов, появятся те, кто будет обслуживать только сделки с автомобилями. Уверен, будут оформлять договоры без указания фамилии покупателя — ФИО нового владельца впишут потом, когда его найдут. В России такое встречается. Встречалось и у нас — во время бума привоза машин из РФ. На Ждановичах стояла масса автомобилей с полузаполненными договорами. Считаю, ни выкуп, ни комиссионка не вымрут — слишком велик спрос на бэушку в условиях дефицита новых машин на нашем и российском рынках.

— Перекупы найдут способы: они будут искать лазейки либо серый бизнес вынужденно обелится (но не до конца). Вариантов и здесь немало. Перекуп может открыть ИП, «вешать» автомобили на себя, но по бумагам продавать их с занижением стоимости, чтобы платить меньше налога (он насчитывается с разницы). То есть указанную в договоре сумму будут переводить безналичным платежом, а остальное — налом. По бумагам могут начать продавать себе в минус. На все вопросы смогут ответить, мол, «внезапно обнаружился критический дефект». Если понадобится, приложат и справки из «проверенных» СТО.

Auto. Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Как подобрать автомобиль

Самый выгодный вариант — ехать в Беларусь за машиной и оформлять все документы на себя. Также есть брокеры и компании, которые за отдельную плату все сделают за вас.

В Москве я взял плацкартный билет на поезд Москва — Минск за 3836 ₽. Отправление в 22:10, в 07:25 прибытие в Минск. Брал билет в один конец: обратно нужно было ехать на машине.

Еще до отъезда я нашел временное жилье. Аренда однушки в центральной части Минска стоит 20⁠—⁠25 $⁣ (⁠—⁠ ₽). Я забронировал квартиру на три дня, чтобы никуда не переезжать, если придется задержаться, и потратил 6000 ₽. Заселение обычно с 14:00, поэтому я начал звонить по объявлениям уже утром. Нет смысла делать это в Москве, потому что по телефону все всегда отлично, да и  после разговора с человеком из другой страны откажет реальному покупателю авто из Беларуси.

Владельцы машин максимально маскируют ремонты кузова, и углядеть их может только эксперт. Важно обратить внимание на номер двигателя: в ГАИ в Минске на него ни разу не смотрели, но в РФ  этого могут возникнуть проблемы. В России смотрят на номер двигателя и его параметры. Если все будет как в ПТС, машину поставят на учет. А если нет — появятся проблемы. Пробег тоже скручивают, поэтому важно соотносить состояние обивки салона и лакокрасочного покрытия с показаниями одометра, а в некоторых случаях нужно читать электронные блоки и искать в них признаки того, что пробег корректировали.

Больше всего машин продают в Минске и Минской области. Если все делать оперативно, то  вполне можно успеть найти хороший автомобиль и оформить документы.

Учитывайте важный нюанс: авто с экологическим классом ниже невозможно законным путем поставить на учет в РФ. Четких разграничений нет, но большинство автопроизводителей начали соблюдать требования класса с  Поэтому лучше не смотреть более старые машины.

Читать также:  СРОК ДЕЙСТВИЯ СПРАВКИ О ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ

Также на российской таможне и в ГИБДД будут проверять наличие у авто сертификата безопасности конструкции транспортного средства — СБКТС. Обычно его составляет либо автопроизводитель, либо импортер, который ввозит авто на территорию ЕАЭС. Нет базы, в которой можно проверить наличие СБКТС, поэтому остается либо искать авто с ним, либо заложить в стоимость получение этого сертификата — от 20 000 ₽.

Где искать машину. Самые популярные сайты — av.by, «Автобизнес», «Автобарахолка». Самый большой и удобный — av.by, практически аналог . Есть сайт и мобильное приложение, но проверить машину по VIN не получится. Но есть сторонние сервисы — вот что можно сделать:

В конце большинства объявлений есть информационная табличка с результатами проверки по VIN. Из нее я узнал, что интересный мне Поло Седан был в залоге у банка, хозяин в  день погасил долг, взял в банке справку и через сутки залог сняли. Значит, все в порядке. автомобиль был в залоге, его не  снять с учета.


СЧЕТ СПРАВКА ПРИ ПОКУПКЕ АВТО В БЕЛАРУСИ

Такая табличка есть во многих объявлениях на сайте av.by. Чтобы посмотреть полный отчет, к профилю нужно привязать белорусский телефон. У меня его нет, поэтому это все, что я увидел

Я нашел Фольксваген Поло Седан в первый день поисков. Хозяин был единственный, обслуживал авто у официалов, ни разу не бил и не ремонтировал кузов, а также хранил все чеки и заказ-наряды на обслуживание. С юридической стороны все тоже было в порядке. Цена в объявлении стояла 13 200 $⁣ ( ₽). Получилось скинуть только 150 $⁣ ( ₽) — в итоге заплатил за машину 13 050 $⁣ ( ₽).

На осмотр нужно ехать с толщиномером: продают много крашеных машин, но красят обычно хорошо. Я посмотрел пару таких перед Поло: хозяева до конца упирались, что авто не бито, не крашено, но толщиномер говорил обратное. Также не советую брать авто из США младше пяти лет: среди них много «топляка» — машин, которые серьезно затапливало водой.

Всего в тот день я посмотрел три машины, ездил до них на такси. За все время в Минске я потратил на такси 1200 ₽.

На билеты в Минск, жилье и такси я потратил 11 036 ₽

Мы с владельцем машины приехали в ГАИ по адресу в 08:30. добрались к 08:00, все быстрее: очереди занимают еще до открытия.

Хозяин встал в очередь на сверку автомобиля. Именно он должен проходить эту процедуру: приехать без продавца с ДКП и старым свидетельством транспортного средства, СТС, не получится. Я встал в очередь к окнам, где сдают документы на регистрацию. Потом мы отошли, чтобы оформить договор купли-продажи, ДКП, потому что он понадобится уже на сверке. Образец также есть на av.by, и он мало чем отличается от ДКП в России, только цены в белорусских рублях.

Мы пошли к ребятам, которые оформляют ДКП за 2 $⁣ ( ₽). По итогам процедуры выдали акт сверки, а с ним и ДКП. Хозяин отправился в соседнее здание и поднялся на третий этаж: там я стоял в очереди, чтобы подать документы на регистрацию.

На этаже есть окна для Минска и Минской области. Куда обращаться, зависит от того, где прописан владелец автомобиля. В тот день электронная очередь работала только для Минской области, а для Минска была живая: предположу, что это связано с наплывом людей. Очередь может состоять из , но она продвигается достаточно быстро: передо мной было 80 человек, я стоял примерно 40 минут.

На  этаже есть касса, в которой можно уплатить пошлину за регистрационные действия в ГАИ — 27 BYN⁣ ( ₽). Все три раза, что я приезжал за машиной, платили собственники. Очередь в кассу небольшая и движется очень быстро. Потом собственник заполнил заявление на снятие авто с учета.


СЧЕТ СПРАВКА ПРИ ПОКУПКЕ АВТО В БЕЛАРУСИ

В итоге в окно приема документов мы отдали:

Через пару минут мне выдали два экземпляра ДКП с печатью ГАИ, наши паспорта и назначили время, в которое мне выдадут транзитные номера: предстояло подождать полтора часа, их должны были выдать в соседнем окошке. И в России, и в Беларуси они действительны три месяца с момента снятия с учета.

Я отстоял очередь, подошел к нужному окошку с паспортом и получил два транзитных номера и разрезанное свидетельство. Режут так, чтобы все данные можно было прочитать, но любой сотрудник ГАИ понимал, что документ недействителен.

После этого я пошел делать справку-счет, договор комиссии, еще один ДКП и отметку в разрезанном СТС — ее ставят на внутренний разворот документа. необходима таможне России, чтобы подтвердить факт и стоимость покупки авто. По закону Республики Беларусь этот документ может выдать только юридическое лицо. Чтобы это случилось, оно должно продать вам авто.

Получается, что юрлицо берет у вашего продавца автомобиль на реализацию и второй договор купли-продажи заключают между вами и этим юрлицом. На основании этого договора составляют справку-счет о том, что вы приобрели авто у юрлица. В целом это бесполезная бюрократическая процедура, но без нее не получится оформить машину в РФ.

Я сделал это через человека, который работает прямо в ГАИ и периодически ходит вдоль очередей, раздавая свои визитки. Документы оформили за 20 $⁣ ( ₽) и 15 минут. Вообще, мне показалось, что в Беларуси у частника можно купить только за доллары.

я потратил на оформление документов

Потом я повесил номера на авто, пожал руку продавцу и спокойно поехал на родину. При въезде в Россию у меня проверили только паспорт.


СЧЕТ СПРАВКА ПРИ ПОКУПКЕ АВТО В БЕЛАРУСИ

За оформление автомобиля в Беларуси я заплатил 1650 ₽

Регистрировал машину я стандартно — прошел техосмотр, сделал полис ОСАГО, записался в МРЭО и оплатил пошлину за постановку на учет — вышло 1750 рублей со скидкой.

В назначенный день я приехал в отделение. Машину осмотрел инспектор, сверил VIN с ПТС. Затем в окошко я отдал полный пакет документов:

Сотрудник все внимательно проверил и минут через 20 я получил новенькие номера. Вуаля — машина официально зарегистрирована в РФ, ее можно продать.

Оформление электронного ПТС

Перед тем, как ехать ставить машину на учет, я оформил электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Бумажные на ввезенные машины теперь не дают. Все сделал дистанционно:

Закон ограничил получение ЭПТС — его выдает не ГИБДД, а фирмы. Документ должен стоить не больше 600 рублей, но за такие деньги его не купить, по факту. Разброс цен большой — от 5 до 25 тысяч. Я сделал по минимальному прайсу через фирму, которую нашел на Авито.

Я все оформил и дождался, когда на сайте ЭПТС статус заявки изменился на “Действующий”. Там же, онлайн, сделал выписку из документа. С ней уже можно ставить автомобиль на учет в нашем ГИБДД.

Расходы

Давайте посчитаем все траты в российских рублях.

Без учета расходов на еду получаем 1 млн 145 тысячи деревянных. Аналогичная машина продается у нас за 1,3 – 1,4 млн рублей. Разница солидная, на премиальные автомобили она еще больше!

Растаможка машины

Затем я сдал все документы, которые получил при оформлении машины в Белоруссии. Когда бумаги проверили, я написал заявление и забрал весь пакет бумаг обратно. Я приехал под конец рабочего дня и на таможне были буквально пара человек, поэтому документы получил быстро. Все, теперь автомобиль официально растаможен!


СЧЕТ СПРАВКА ПРИ ПОКУПКЕ АВТО В БЕЛАРУСИ

Для получения номеров необходимо оформить электронную ПТС и получить в таможне ТПО (таможенный приходный ордер). Электронная ПТС в большинстве случаев делается дистанционно, достаточно сфотографировать авто, согласно инструкции, и все имеющиеся документы, оплатить услугу и дождаться оформления. К сожалению, данную услугу государство доверило коммерческим компаниям. Несмотря на то, что по в законе прописано, что стоимость услуги по получению ЭПТС не может превышать 600 рублей, таких цен не дает ни одна компания. Плюс в связи с большим ажиотажем очереди на данную услугу гигантские.

Я оформил ЭПТС в Уральском центре экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте, так как они предложили самую низкую цену (3000 рублей) и срок изготовления всего 1 день, у других были очереди от 2 недель до 3 месяцев. Параллельно с этим я занялся оформление ТПО на таможне. Для оформления необходимо оплатить утилизационный сбор и приехать на таможенный пост, чтобы получить ордер и привязку платежа к VIN номеру вашего авто. Утилизационный сбор считается, исходя из даты производства вашего авто. Если в двух словах, то за авто старше трех лет нужно заплатить 5 200 рублей, за авто моложе трех лет — 3200 рублей. Реквизиты для оплаты можно найти тут.

После оплаты можно ехать в таможню. Адреса всех таможенных постов здесь. Приезжаете на пост, находите инспектора, который занимается оформлением утилизационных сборов, отдаете все имеющиеся документы, заполняете все необходимые заявления. Через мгновение получаете заветный ТПО. Получив ТПО, на сайте электронных ПТС ваша заявка изменится на статус «действующий». Теперь можно ехать в ГИБДД, получать номера. О САГО оформить по VIN номеру, записаться через портал гослуг в ГИБДД, оплатить пошлину, приехать на осмотр и отдать все имеющиеся документы инспектору. Если все делать без ошибок, то вполне возможно за неделю стать собственником хорошей машины, при этом прилично сэкономить.

Выводы

На каждом этапе покупки авто за рубежом нужно быть внимательным — тщательно осматривать машину, проверять документы, пройти необходимые процедуры. Снять машину с учета и поставить на новый — дело недолгое, но при поиске авто и на таможне может поджидать «сюрприз». Мне повезло, но можно нарваться на многочасовую очередь.

Словом, ввоз машин — дело непростое. Особенно — в первый раз. У каждой страны свои таможенные нюансы и технические требования. Но когда вы привезете свой первый автомобиль и продадите его — 10-20% от стоимости заберете себе. С учетом разницы цен на ввозимые машины и аналогичные на нашем рынке — останетесь только в плюсе. Не бойтесь выходить за рамки, дерзайте и зарабатывайте!


СЧЕТ СПРАВКА ПРИ ПОКУПКЕ АВТО В БЕЛАРУСИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *