Скачать справку и результаты курса адаптации на 1 курсе

зам. дир. по УВР в начальных классах

СПРАВКА
по итогам наблюдений за преемственностью в обучении и адаптацией учащихся 1-ых классов в соответствии с ФГОС второго поколения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

Ф.И. ученика______________________________________ Класс_______

Опросник для учителя

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не

умел считать, не знал буквы).

3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни

недели, времена года, сказки и т.д.).

4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы).

5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Пишет левой рукой.

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосет палец или ручку.

10. Иногда заикается.

11. Грызет ногти

12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его

14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

16. Речь инфантильная, напоминает речь 4—летнего ребенка.

17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Быстро примиряется с неудачами.

19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.

20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее,

не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную

22. Долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание,

может ответить хорошо.

24. Очень долго выполняет любое задание.

25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная,

больше, чем у других детей).

26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует

отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает все марки

28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после

29. Допускает много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, чтото

упало и т.д.

31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать чтото,

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

34. Такое впечатление, что с трудом усаживается за уроки.

35. Не любит никаких усилий, если чтото не получается, бросает, ищет какихто

оправданий: рука болит и пр.

36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).

по итогам внутришкольно контроля

Тема: Проверка уровня организации адаптации первоклассников

Цель проверки: оценка уровня готовности к обучению обучающихся 1 класса, уровня

организации адаптационного периода

В соответствии с планом внутришкольного контроля была проведена проверка

организации адаптационного периода в 1 классе.

В ходе проверки проводилось:

-беседы с учителем;

Первоклассники начали обучение в школе по стандартам нового поколения. Обучение

осуществляется по программе «Гармония». Данная программа обеспечивает достижение

необходимых личностных, метапредметных результатов освоения курса, заложенных в

ФГОСКалендарно – тематическое планирование составлено с учётом требований этой

В начальный период были созданы благоприятные условия для адаптации

первоклассников к школе. Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2.2821

Гигиенические требования к условиям обучения в 1 классе продолжительность урока по

35 минут каждый. На уроках в обязательном порядке проводятся физкультминутки. В

течение 1 четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классноурочной

системе и 1 урок нетрадиционный: уроксказка, урокэкскурсия, урокпутешествие, урок

игра и т. д. На данный момент в 1 классе обучается 8 учащихся (7 девочек и 1 мальчик). 7

детей посещали детский сад, поэтому они легко общаются друг с другом. К сожалению

выявлено, что речь у многих ребят недостаточно развита. Трое из них имеют трудности в

произношении звуков. В течение четверти были проведены четыре родительских

собрания, где обсуждались вопросы по возрастным и психологическим особенностям

обучающихся 1х классов в период адаптации.

Посещенные уроки показали, что учителя знают новые требования и планируют

четвёртые уроки в первой четверти в нетрадиционной форме для лучшей адаптации детей

к школьному обучению, что находит своё отражение как в тематическом планировании,

так и в записях тем классного журнала.

В течение октября посещались уроки в 1 классе. Все уроки проводились в соответствии с

календарнотематическим планированием, учебным планом. Посещались и внеклассные

продумывается система вопросов, смена видов деятельности детей на уроке. Это

позволяет детям быть работоспособными в течение всего урока. На посещённых уроках

зафиксирована продолжительность 35 минут. Физкультминутки проводятся двукратно:

через 1015 и 2025 минут от начала урока. Первая включа в себя подвижные игры,

использует на своих уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые

игры, предлага задания на развитие фонематического слуха, речи, внимания и памяти.

На переменах дети находятся на школьной площадке за пределами кабинета. Для

первоклассников организованы подвижные игры, небольшие экскурсии.

На начало обучения 63% обучающихся имеют средний уровень школьной

готовности, 37% обучающихся с низким уровнем школьной готовности.

Результаты выполнения входного КИМа

Скачать справку и результаты курса адаптации на 1 курсе

1. Продолжить работу по мониторингу развития первоклассников.

3. Использовать игровые методики и упражнения, способствующие развитию УУД.

Зам. директора по УВР: __________________

С рекомендациями ознакомлены:

по результатам диагностики

адаптации первоклассников к школе.

изучение уровня готовности к школе, уровня внимания, степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

Анкета для родителей

Готовность к школе (Керн-Иерасек)

«Запомни и расставь»

Домики (эмоциональное состояние)

Время проведения диагностик: конец сентября — начало октября.

Количество испытуемых: 41 первоклассник, 41 родитель.

Анкета для родителей позволяет узнать мнение родителей по изучаемой проблеме. В результате выявлено, что 98% (40 человек) родителей считают, что их ребенок адаптировался к обучению в школе и лишь 2 % (1 человек) решили, что у ребенка возможна дезадаптация.

Методика Керна — Йерасека даёт предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению. По результатам оценки готовности к школе по этой методике 27% имеют высокий уровень (11 человек) 66% (27 человек) – средний уровень, 5% (2 человека) — низкий уровень

предназначена для выявления способности копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. На основании данных проведенной диагностики выявлен средний уровень произвольного внимания и умения копировать образец 54% (22 человека), что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой, высокий уровень определен у 19,5% (8 человек), низкий уровень выявлен у такого же количества детей (19,5% (8 человек).

С помощью методики «Запомни и расставь» оценивается объем внимания ребенка.

Низкий уровень – 2 (%) 1 человек

помогает исследовать эмоциональное отношение к школе и вычислить способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.

Компенсируемое состояние усталости (самовосстановление происходит за счет снижения активности) – 24% (10 человек);

Перевозбуждение (работа на пределе своих возможностей – 7 % (3 человека).

Преобладание отрицательных эмоций (доминируют плохое настроение. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно) – 22% (9 человек);

Преобладание положительных эмоций (ребенок настроен оптимистично) –27% (11 человек)

Методика «Мой класс» позволяет оценить мотивацию и эмоциональное отношение к школе.

Учебная мотивация сформирована у 25 %, имеют эмоционально-благополучное состояние, на фоне которого развивается учебная мотивация – 34 % (14 человек), из них показали, что Учитель – значимое лицо – 10 % (4 человека). Игровая позиция у 12 % (5 человек) и

эмоционально неблагополучное состояние – 17 % (7 человек)

На основании проведенных исследований, можно сделать вывод, что адаптированы к обучению в первом классе 56 % (23 человек), возможна дезадаптация у 27% (11 человек), дезадаптация – 12 % (5 человек)

Обсуждение с учителями Кудрявцевой Л.Ю., Тощевой М.Е. индивидуальных особенностей школьников.

Продолжить работу классных руководителей по организации классного коллектива, для успешной адаптации всей группы детей.

Психологу школы ознакомить родителей с результатами диагностики.

Психологу проводить коррекционно-развивающие занятия для преодоления трудностей адаптационного периода.

Психологу школы провести повторную диагностику адаптации учащихся 1 класса к школе в конце 3 четверти.

Психолог Горбачёва Е.Ю.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №14 города КаменскШахтинский

Аналитическая справка по результатам

учащихся 1 «А» класса

Аналитическая справка по результатам первого этапа адаптации

учащихся 1 «А» класса МБОУ СОШ № 14

Адаптация естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении

(привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым

социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную

ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность

овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его

отношение к школе и учению.

Цель адаптационного периода: условия, обеспечивающие благоприятное течение

адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в

Задачи адаптационного периода:

• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• установление контакта с учащимися, с учителем;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

В классе обучается 30 человек мальчиков14 человек (13 чел.2007года рождения ,

1чел. 2006г. рождения,16 девочек (142007 года рождения,1

— дет. сад посещали все;

По плану внутришкольного контроля проводилась работа по реализации успешной адаптации

учащихся первого класса к школьному обучению, которая состоит из нескольких этапов.

В летний период ученики прошли диагностическое обследование с целью установления

Обследования показали, что в

высоким уровнем готовности учащихся нет

выше среднего –чел.

ниже среднего чел.

Читать также:  Медицинская справка для возврата билета на самолет

низкий – учащихся нет

По степени психологической зрелости:

Средняя степень зрелости –человек

Низкая степень зрелости – 2 человека

Уровень школьной зрелости (рисование, срисовывание)

Низкая степень зрелости – нет

Развитие интеллектуальной сферы:

Низкий – 1 чел

Среди мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место

принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В период адаптации к

школьной жизни с учетом диагностических исследований проводились занятия по введению в

школьную жизнь, целью которых были:

• обеспечение психологической адаптации детей (создание условий для эмоционального

комфорта, доброжелательной атмосферы, создание благоприятных условий для знакомства детей

друг с другом);

• помощь в осознании и принятии школьной жизни (знакомство с основными школьными

• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

• обучение элементарным приемам обратной связи;

• знакомство с системой школьного оценивания;

• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

• организация классного коллектива.

• ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные

• освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе.

Большое значение уделялось организационной части урока. Умению организовывать рабочее

место (достать нужный учебник, пенал, разложить счетный материал, расположить на парте

правильно и удобно тетрадь и т.п.). Это работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция

подробного объяснения, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности

действий). На данный момент 3 человека еще ннаучились самостоятельно контролировать процесс

По наблюдениям 1 человека еще не приняли урок, как учебную деятельность, требующую

обратной связи между учеником и учителем.

Чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников

контроль и оценка результатов обучения осуществляется при помощи «Волшебных линеечек»

Проведен ряд классных часов на тему: «Учимся накрывать в столовой», «Права и

обязанности школьникаКто я? Какой я?Что такое поручение

В дальнейшем планирую работу над созданием предпосылок для групповой

сплоченности класса (КТД), организация взаимодействия между детьми как предпосылки

формирования навыков учебного сотрудничества.

учитель нач.классов, методист

по итогам наблюдения за адаптацией первоклассников к условиям обучения по ФГОС НОО

Во исполнение плана внутришкольного контроля, а так же с целью соблюдения единых требований при обучении первоклассников по ФГОС НОО, в течении четверти проводилось наблюдение за процессом адаптации учащихся 1-х классов к условиям их обучения.

В процессе наблюдения проводились следующие мероприятия: посещение и анализ уроков (математика, чтение, русский язык, окружающий мир); анализ расписания уроков; психодиагностическое обследование первоклассников; собеседование с учителями первых классов.

В 2013-2014 учебном году в школе функционируют семь первых классов.

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5-2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше — 3-4 месяца.

Учитывая названные факты, обучение учащихся 1-х классов в школе проводится с соблюдением следующих требований:

— первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час;

— согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно; в первой  четверти проводится по 3 урока по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно — оздоровительные занятия; со второй четверти в первом  классе проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый;

— на каждом уроке в первом  классе  проводятся  физкультминутки; кроме физкультминуток учитель проводит гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев; перед занятиями проводится  гимнастика;

— после второго урока во всех классах организуется динамическая пауза;

— для удовлетворения биологической потребности в движении во всех 1-х классах проводятся по 3 урока физической культуры в неделю, что соответствует п. 10.20 СанПин 2.4.2.2821-10.

— в оздоровительных целях для облегчения  процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова; облегчённый день – четверг; уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык), согласно расписанию не проводятся первыми;

— обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний; учителя первых классов используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников; никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления);

— в кабинетах, где занимаются первоклассники, выполняются санитарно- гигиенические требования: режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, наличие гигиенических средств, после занятий проводится влажная уборка класса; в кабинете есть  необходимые стенды, помогающие в работе с детьми.

— в группах продленного дня ежедневно организуется прогулка продолжительностью 2 часа, что соответствует п. 10.28 СанПин 2.4.2.2821-10;

В течение сентября психологом школы было проведено психодиагностическое обследование учащихся 1-х классов, сделан анализ результатов. По итогам диагностики можно отметить, что из общего количества первоклассников (180 чел.) высокий уровень адаптации к школе имеют 169 человек (94 %), средний уровень адаптации – 9 человек (5 %), низкий уровень – 2 человека (1 %).

Наблюдения за процессом адаптации первоклассников к условиям обучения показали, что основная часть детей благополучно приспособились к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя комфортно. Однако есть и такие дети, которые по данным психолога, дезадаптированы и нуждаются в специальной помощи.

В ходе наблюдения в 1-х классах были посещены уроки: обучения грамоте, математики, окружающего мира.

Анализ посещённых уроков свидетельствует о том, что педагоги, работающие в первых классах:

— успешно внедряют ФГОС в учебную практику по всем направления: формирование УУД, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие учащихся во внеурочное время;

— владеют методикой преподавания предметов на высоком уровне;

— хорошо знакомы с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей.

На каждом из посещённых уроков была наглядность, присутствовали игровые и занимательные моменты, проводились 2-3 физпаузы, учитывались психолого-возрастные особенности первоклассников. На уроках по окружающему миру, математике при объяснении нового материала учителя опирались на имеющие у детей знания и опыт, использовались элементы проблемного обучения.

Таким образом, организация учебного процесса в первых классах в условиях ФГОС НОО соответствует рекомендациям по организации обучения первоклассников в адаптационный период и нормам СанПин. В период адаптации первоклассники имеют достаточно высокий уровень организации учебной деятельности, что свидетельствует о соблюдении педагогами школы единых требований в процессе обучения.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Отметить результативную работу классных руководителей 1-х классов по реализации ФГОС НОО в процессе адаптации первоклассников к условиям обучения.

Учителям 1-х классов продолжить работу по соблюдению единых требований при обучении.

Педагогу-психологу дать рекомендации классным руководителям 1 «Б» и 1 «Е» классов по работе с учащимися, имеющими низкий уровень адаптации к школе, а так же провести необходимые консультации с родителями этих первоклассников.

Обсудить результаты наблюдения за процессом адаптации первоклассников на совещании при заместителе директора.

по результатам диагностики адаптационного периода

Согласно плану работы на 2021-2022 учебный год, в ноябре 2021 года проведена комплексная диагностика адаптационного периода первоклассников.

В обследовании приняли участие

Цель обследования и оцениваемые универсальные учебные действия представлены в таблице:

Были использованы следующие методики:

1. Модифицированный тест школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (А.О. Орехова).

1. Школьная мотивация.

По результатам изучения получены следующие данные:

учащихся с высоким уровнем школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнить все предъявленные школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отзывы или замечания педагога.

учащихся отмечают хороший уровень школьной мотивации. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

учащихся показывают положительное отношение к школе, но школа в большой степени притягивает внеучебными сторонами. Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако их чаще привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

учащихся с низким уровнем школьной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе

Ребята переживают, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания. Следовать тем или иным нормам и правилам.

1. В 1 «А» классе большинству ребят нравится их учитель – Не знают ответа на вопрос – хотели бы, чтобы у них был другой учитель.

2. На вопрос: «Есть ли у тебя друзья в классе?», ответили «много друзей» — человек, «мало» — учащихся–ответили, что у них нет друзей в классе.

учащимся нравятся их одноклассники, – не очень нравятся – не нравятся их одноклассники.

Результаты исследования школьной мотивации в 1 «А» классе

2. Эмоциональное состояние (эмоциональный компонент).

Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.

учащихся преобладают положительные эмоции. Ребята веселы, счастливы, настроены оптимистично.

— эмоциональное состояние в норме. Учащиеся могут радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

Читать также:  Как выглядит справка 2 печать ндфл в 2017 году?

учащихся преобладают отрицательных эмоций. У детей доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

3. Работоспособность (физиологический компонент).

Показатель работоспособности интерпретируется следующим образом.

— Оптимальная работоспособность (1-1,9). Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

— Компенсируемое состояние усталости (0,51-0,91). Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

— Перевозбуждение (больше 2). Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.

— Хроническое переутомление (меньше 0,5), истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

Оптимальная работоспособность наблюдается у

Компенсируемое состояние усталости выявлено у

Перевозбуждение наблюдается у

Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность выявлены у » класса.

4. Общий уровень адаптации.

Сопоставив показатели физиологического, деятельного (диагностика готовности к регулярному обучению) и эмоционального компонентов, позволило выявить следующие уровни адаптации первоклассников:

Достаточный уровень адаптации у 80% учащихся.

Адаптация у таких детей к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребятам в школе нравиться, они учатся, с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

-Частичный уровень у 20% учащихся.

Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание.

Причинами частичной адаптацией часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменением характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье.

Общий уровень адаптации в 1 «А» классе

1. Моделировать ситуации успеха, поощрять учащихся за успехи и достижения в усвоении учебных программ вербальными и невербальными средствами – похвала, одобрительный взгляд и так далее. Для поддержания адекватной самооценки необходимо вводить элемент соревновательности при выполнении заданий.

2. Возможно, включать ситуации успеха, актуализировать самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенностей своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

1. Помогать детям в овладении вербальными и невербальными средствами общения, воспитывать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации осуществления совместной деятельности.

2. Рекомендовано следить за соблюдением режима дня. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.

Педагог-психолог М.И. Будынина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28»

СПРАВКА

по итогам наблюдений за преемственностьюв обучении и адаптацией учащихся 1-ых классовв соответствии с ФГОС второго поколения

Цель проверки: 1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников

при переходе из детского сада в МБОУ «ООШ №28»;

2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;

3) изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте.

4)проанализировать соответствие условий организации режима образова тельного процесса нормам СанПин

Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией; контроль режимных моментов; посещение уроков по всем предметам; классных часов; собеседование с классными руководителями (1 «А» класс – учитель Алесина Н.С., 1 «Б» класс – учитель Бокова Д.А.); проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

В соответствии с планом внутришкольного контроля в период с 1 по 31 октября мною, зам.директора по УВР в начальных классах, осуществлён тематический контроль адаптации учащихся 1-х классов. Цель контроля: отслеживание режимных моментов и первых шагов в обучении детей семилетнего возраста, первичной адаптации учащихся 1-х классов.

В 1-х классах начали обучение 50 учеников. Все дети по медицинским показаниям имеют допуск к школе. Учащихся, которым были бы рекомендованы на уроках физической культуры занятия в подготовительной группе, нет.  Администрация школы, учителя 1-х классов держат на постоянном контроле вопрос безопасного пребывания детей в учреждении. Как показали рейды по классам, у всех учащихся имеется в наличии школьная форма, учебники и учебные принадлежности.  Учителями 1-х классов уделяется особое внимание соответствию работы динамичному расписанию, проведению динамических пауз и соблюдению требований СанПиН. С первых дней уделяется неослабное внимание культуре учебного труда, формированию первоочередных навыков учащихся.

1 классы работают по программе «Школа России». Анализ календарно-тематического планирования показал, что оно составлено в соответствии с данной программой. В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Согласно п. 2.9.5.Санитарных правил 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классах в течение сентября, октября месяца проводилось по 3 урока по 35 минут.

Домашнее задание отсутствовало. На уроках в обязательном порядке проводились две физминутки в игровой форме. Дети знакомы с основными правилами поведения на уроках. Как показывают наблюдения, первоклассники реагируют на замечания своих учителей, понимают интонацию голоса учителя, стараются подчиняться требованиям. И всё же большая часть детей быстро утомляется, не все умеют слушать и слышать одновременно и при этом акцентировать внимание. Всему этому детям ещё предстоит научиться, хотя в каждом классе есть дети, которые обладают вниманием, умением слушать, правильно отвечать на вопросы, своевременно реагировать на замечания и выполнять посильные задания. Активно работают на уроках 13 учащихся 1 «А» класса, 10 учащихся 1 «Б» (по наблюдениям со слов и учителей.)

Четвертые уроки были проведены в нестандартной форме: уроки – экскурсии, уроки-игры, уроки путешествия. Классные комнаты проветривались во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классных комнат удовлетворительный. Высота парт соответствует нормам согласно санитарным правилам.

Посещенные уроки показали, что учителя Алесина Н.С. и Бокова Д.А. владеют методикой построения занятий. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала.

Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей, спортивной формы и т. д.).

Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе.

Тематические планы уроков грамотно отражают содержание учебного материала. На посещенных уроках использовались красочные наглядные пособия и раздаточный материал.

На уроках русского языка и обучения грамоте осуществлялся индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени используется наглядность.

Уроки математики учителями планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвует в ролевых играх, проводимых на каждом уроке математики.

Питанием охвачены все дети-первоклассники. Учащиеся 1-х классов посещают столовую с удовольствием. Завтраки и обеды детям нравятся. Поведение детей в обеденном зале школьной столовой – удовлетворительное. Учителя 1-х классов уделяют постоянное внимание поведению своих подопечных, приучают детей к соблюдению ими санитарных правил и норм в вопросах организации питания и личной гигиены. Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.

На переменах первоклассники, бывшие воспитанники МДОУ № 97 играют в настольные игры, рисуют, общаются друг с другом, отпрашиваются, чтобы выйти из класса, общаются на переменах со старшими братьями, сёстрами. Учащиеся 1 «Б» класса – 3 детей (так называемые домашние дети) практически быстро «влились» в коллектив и особо не отличаются от детей выше обозначенной занятости.

Учителя 1-х классов, корректируя поведение детей, приучают их пользоваться туалетом, одновременно обращают внимание на правила гигиены. Отношение детей к школьному имуществу формируется также под постоянным направлением и наблюдением со стороны учителей 1-х классов. Дети с пониманием относятся к бережной сохранности классной и школьной мебели, учатся дежурить в классе, складывать игры, беречь мячи, скакалки и др.

Роль учителя в адаптации учащихся высокая. Главное – положительный эмоциональный фон, который создает в коллективе учитель. Он следит, чтобы:

возникшие конфликты, споры, (а они всегда возникают, когда множество различных по характеру, темпераменту, воспитанию детей собраны в одну группу) разрешались положительно;

дети учились дружить, находить друзей в классе;

дети обучались взаимопомощи, воспитывалось чувство переживания, сострадания друг к другу;

К тому же учитель проводит беседы, темы классных часов соответствуют возрастным особенностям. Классная документация ведется четко, заполняется во время.

Основные трудности, какие переживают дети-первоклассники в первые месяцы обучения:

1. Выполнение режимных моментов (не опоздать, не растерять внимание на уроке, понять требования и просьбы учителя, съесть вовремя завтрак (обед), успеть в туалет.

2. Необычность обстановки (много детей, взрослых, шум и большое движение на переменах) – отсюда неуверенность и заметная стеснительность, близкая к боязни, у отдельных детей

Читать также:  Городская наркологическая больница № 19 — Больницы — Москва

По опросу и наблюдениям учителей отношение родителей к школе – доброжелательное. Родители переживают и интересуются успехами, поведением ребёнка в школе, на уроке, помогают собрать портфель, положительно относятся к занятиям в объединениях дополнительного образования.

Особенностью настоящего момента для первоклассников, их учителей и родителей является введение ФГОС НОО, совокупная часть которого – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность призвана обеспечивать индивидуальные потребности обучающихся и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Данный механизм только начинает воплощаться и подлежит последующему отслеживанию.

В сентябре 2014-2015 учебного года были проведены исследования социально-психологического статуса первоклассника.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Хотя все дети поначалу воспринимают учебу как развлечение, со временем понимают: это серьезно. Как сложится его учеба дальше, во многом зависит от поведения педагогов и родителей. Ведь первоклашка переживает огромный стресс, даже если внешне совершенно спокоен. Радость, восторг и удивление периодически сменяются тревогой, растерянностью, напряжением. Период адаптации у каждого малыша свой: один приспосабливается за месяц, другие за четверть, у третьих он растягивается на год.

Этот период преследует следующие цели:

Психологическая адаптация детей

Знакомство с основными правилами

Занятие « Знакомство», где ребята учились правильно знакомиться друг с другом, рассказывать о своих интересах, увлечениях, учились говорить по очереди и слушать другого. В конце занятия все остались довольны, получили обратную связь.

Для составления общего представления об уровне готовности ребенка кшкольному обучению был использован тест ориентационной школьной зрелости Керна – Йиерасика . Тест состоит из трех заданий. Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти,второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка ( рисунок мужской фигуры по памяти). Задание « срисовывание письменных букв» и « срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении.

Беседа « Я и моя школа»,изучалась мотивация детей на принятие учебнойдеятельности в школе ( помощь детям в сознании ученика). Ребятам задавались следующие вопросы:

Помните ли вы, как первый раз пришли в школу?

Что вы увидели?

Что вы услышали?

Что вы почувствовали?

Что рассказали дома родителям?

Чем запомнился первый день в школе?

Ответы: запомнилась линейка « Первый звонок», где они рассказывали стихотворения, класс, их учительница. Им было интересно увидеть , узнать, что такое школа, как она выглядит. У детей сложилось положительное отношение к школе.

Затем ребята слушали « Историю о девочке – первокласснице», которая решила, что в школу ей ходить не нужно, так как она уже умеет писать и считать. После прослушивания истории дети высказали свое мнение, .что девочка не права. В школу ходить надо, в школе узнаешь много интересного и полезного.

Была использования проективная методика « Что мне нравится в школе», длявыявления эмоционального отношения детей к школе и определения мотивационной готовности детей к обучению.

5.Методика « Сказка», для изучения комфортности детей в школе, в форме письма от лесных друзей из « Лесной школы». Лесным друзьям было интересно узнать, как учатся и живут дети в других школах. Ребятам – первоклассникам задавались следующие вопросы:

Часто ли улыбается твоя учительница, когда улыбается, она похожа на солнце или на тучку?

Твоя учительница добрая, ласковая, как Фея или злая, холодная, как Снежная Королева?

Твоя учительница обнимает тебя, гладит по голове, берет за руку, как это делает мама, она похожа на маму?

Мог бы ты учительнице открыть свою тайну?

Ты случайно не боишься своего учителя?

Когда тебя обидят или когда тебе становится плохо, приходят ли к тебе на помощь ребята и учительница? Защищают ли тебя? Жалеют ли? Или тебе никто не помогает в классе и от этого хочется плакать?

Хотел бы ты оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или тебе в этом классе хорошо?

6.Анкетирование родителей « Особенности адаптации к школе». Родители отвечали на вопросы следующего содержания, где прослеживаются мотивационная сфера, эмоциональные переживания ребенка.

Охотно ли ребенок идет в школу?

без особой охоты — 23 %

Вполне ли приспособился к школьному режиму?

не совсем – 20 %

Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?

скорее нет, чем да – 23 %

не вполне – 17%

Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

иногда — 27%

Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

в основном отрицательные впечатления ——

в основном положительные впечатления –53%

часто ли ребенок жалуется на товарищей из класса, обижается на них?

Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

скорее нет, чем да – 17%

Анкетирование родителей « Состояние здоровья детей»

По результатам анкетирования выявлено следующее:

Общая характеристика исследования.

В исследовании приняло участие 50 учащихся первых классов. Процедура мониторинга включала обследование детей 6-7 лет, опрос педагогов по поводу каждого обследованного ученика.

Основной целью исследования стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации первоклассников с применением информационных и Интернет технологий.

Задачи исследования включали в себя

-изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;

— изучение характера адаптации каждого первоклассника;

-изучение уровня влияния компонентов.

Предметом исследования явились социально-психолого-педагогические условия адаптационного периода первоклассников.

В качестве основных методов исследования были использованы психодиагностические методики и анкетный опрос.

Анализ результатов исследования мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период показал:

Для первоклассников характерны ответы, свидетельствующие об их ориентации

Преобладающие мотивы учебной деятельности:

-Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

— Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

— Внешний– собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает по принуждению.

А такие мотивы, как

— Социальный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители

— Учебный – ребенку нравиться учиться, нравится посещать школу, на сравнительно низком уровне.

Педагоги же отмечают усложнение процесса адаптации среди первоклассников.

Изучение причин, негативно влияющих на мотивацию учебной деятельности позволило выделить следующие позиции:

— неправильное отношение родителей к школе – 21%

Методика «Мотивация учебной деятельности» (Лускановой Н.А.) направлена на определение уровня учебной мотивации учащихся.

Таким образом, получились следующие результаты:

В 1-м «а» (Алесина Н.С.) классе на момент тестирования присутствовало 23 человека. Из них высокий уровень учебной мотивации имеют – 8 человек, 13человек – средний уровень, 2 – низкий уровень.

В 1-м «б» (Бокова Д.А.) классе на момент тестирования присутствовало 19 человек. Из них 14 человек – высокий уровень учебной мотивации; у 5 человек – средний уровень.

В классах создаются необходимые условия для адаптации:

уроки по 35 минут;

по 2 физминутки за урок;

игровые моменты, уроки-экскурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия;

создана группа продленного дня.

Систематически проводятся беседы различного характера:

о поведении в школе

о поведении в столовой, библиотеке;

о режиме класса;

о поведении на территории школы и в транспорте;

о приветствии взрослых людей и друзей.

В 1-е классы пришли дети, в основном посещавшие МДОУ № 97 поэтому они преимущественно организованы: умеют вместе играть, помогают друг другу. Есть и сложности: в силу возрастных особенностей дети ссорятся и некоторые даже дерутся. Родители готовы прийти на помощь и детям, и учителю.

По результатам проведенной работы с обучающимися 1 классов и их родителями следует: у ребят средний уровень готовности к школьному обучению, что составляет 80%. Преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных учебных мотивов. Ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Барьера между учителем и учениками нет. Им нравятся учительница, класс, в котором они учатся. Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний. В школу ходят охотно, вполне приспособились к школьному режиму, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения.

Адаптационный период обучающихся 1 класса проходит удовлетворительно. По истечении двух месяцев обучения в школе дети изменились в положительную сторону. Они внимательно слушают взрослых, осмысленно отвечают на заданные вопросы, полным предложением. На занятиях дисциплина стала лучше, дети стали собраннее, из отдельно взятых детей постепенно формируются школьный коллектив.

Эффективнее внедрять личностно ориентированные технологии

2. Учитывая возрастные особенности обучающихся, использовать более разнообразные формы работы на уроках в целях предотвращения повышенной тревожности детей уделять внимание каждому ребенку, создавать обстановку, способствующую формированию у ребенка уверенности в своих силах;

3. На этапе формирования коллектива, улучшения межличностных отношений проводить занятия, способствующие ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе;

4. Создавать оптимальные условия для обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.

5. Дети, у которых готовность к школьному обучению ниже нормы нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств. Ребятам с отклонениями здоровья: наблюдение у школьного врача, консультации по необходимости врачей — невропатолога; ревматолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

зам. дир. по УВР в начальных классах Щенёва Л.А.

Также вас может заинтересовать

Скачать справку и результаты курса адаптации на 1 курсе

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *