Размещено 3 года назад по предмету
История
от ВалераШипеев
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 4 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 4 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 4 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы
и туман сырой
и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву
и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 4 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Что ты хочешь узнать?
Физкультура и спорт
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
Ранняя история. V I век
Начиная с 630 года многочисленные междоусобные столкновения привели к развалу Западно-Тюркского каганата. Результатом этого стало появление на его периферии в степях Восточной Европы двух новых политических образований. В Причерноморье возникла Великая Болгария, основанная ханом Кубратом в 632 году, а в Прикаспийском регионе — Хазария.
Войны с арабами. V III век
Фортификации и городища хазарского времени в Волго-Донском междуречье. Указаны наиболее крупные городища и агломерации
Торговые пути в VIII–XI вв.
Требование хазарами дани с полян; решение полян платить от дыма по мечу. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Падение каганата. X век
Накануне своей гибели Хазарскому каганату удалось завязать отношения с Кордовским халифатом. Министр последнего Хасдай ибн Шапрут и хазарский царь Иосиф обменялись письмами. Из сохранившегося письма Иосифа (ок. 961) видно, что он не считал положение своей страны катастрофическим и по-прежнему рассматривал себя в качестве правителя обширной территории от Хорезма до Дона.
Сражение войска Святослава с войском хазарского «князя Кагана», закончившееся победой руси (965). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Последние упоминания. X I—XII века
После падения каганата причерноморские и прикаспийские степи попали в безраздельное господство кочевников. В Поволжье доминирующая роль перешла к Волжской Булгарии, а на Северном Кавказе — к Алании. Вновь под одной властью эти территории оказались объединены только в составе Золотой Орды.
Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.
Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати — тарханами. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку.
Хазарская серебряная монета, подражающая арабскому дирхему. Надпись на легенде: «Моисей — посланник Бога». Gotland Museum (Висбю, Швеция)
Тамгаобразные знаки на кирпичах из Саркела
Список хазарских правителей
Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников VII—IX вв. В сообщениях иноязычных хроник имена бывают искажены, иногда вместо них фигурируют персонифицированные титулы. Достоверно известны имена трёх каганов, правивших в VIII веке. По одному правителю известно за VII век (в период, когда хазары ещё не отделились от тюрок) и IX век. В двух древнетюркских эпитафиях на территории Монголии обнаружено упоминание о вожде Кадыр Касаре, который с высокой степенью вероятности может быть признан правителем хазар в VI веке.
Ниже перечисляются все известные каганы, с указанием дат их упоминания в источниках и описанием событий, в связи с которыми о них говорится.
Руническая надпись в письме еврейской общины Киева, X век
Многие вопросы хазарской истории было бы невозможно реконструировать без географических произведений. Эта группа источников обладает исключительной источниковедческой ценностью, поскольку сочинения, во-первых, создавались современниками событий, а во-вторых, были специально посвящены описанию внутреннего устройства чужих народов, чего не было в христианской историографии. По представлениям арабов, Хазария располагалась в предпоследней из обитаемых областей — шестом климате Земли. Её территория первоначально представлялась страной демонических народов Гога и Магога, но по мере развития контактов, на смену фантастическому взгляду пришёл реальный. Именно из арабской географии известны подробности хазарского двоевластия (о лишённом власти кагане и беке), некоторые обстоятельства иудаизации хазар и степень распространения иудаизма, описания хазарских городов, из которых подробнее всего охарактеризована столица. Огромную важность имеют прямые и косвенные указания об этнической принадлежности хазар. Среди географических работ наибольшее значение имеют «книги путей и стран», посвящённые описанию торговых маршрутов. Первым из сохранившихся произведений этого рода является труд Ибн Хордадбеха (середина IX века). К этому же времени относится информация Ибн Русте и Гардизи, чьи данные о народах Восточной Европы заимствованы из несохранившегося труда бухарского учёного ал-Джайхани. Обстановка X века отражена у географов так называемой «классической школы»: Истахри, Ибн Хаукаля, Мукаддаси. Последние два автора помимо прочего дают ценные сведения о падении Хазарии. К этому кругу примыкают труды знаменитых путешественников — Ибн Фадлана и ал-Мас’уди, которые побывали у границ Хазарии. Первый в 922 году посетил Волжскую Булгарию, а второй в 930-е годы — Южный Прикаспий.
Византийские источники. Греческие известия о хазарах относительно немногочисленны, поскольку византийская историография этого времени переживала состояние упадка. Для первого периода истории каганата имеют значение два произведения, восходящие к общему источнику: «Хронография» Феофана Исповедника, написанная в нач. I X века и «Бревиарий» патриарха Никифора, созданный чуть ранее. Византийцы сохранили наиболее чёткое определение момента возвышения хазар, которое они связывали с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд (подкреплённый хазарским преданием в письме Иосифа) перешёл в современную науку. Сведениями о поздней Хазарии мы обязаны императору Константину Багрянородному. В 948—952 годах он написал в качестве наставления для своего сына Романа трактат «Об управлении империей», где собрал информацию о народах, окружающих Византию, и дал откровенные советы, как себя с ними вести. Среди сообщений о Хазарии там есть подтверждение арабских данных о двоевластии, уникальные свидетельства о построении Саркела, хазаро-венгерских, хазаро-печенежских и хазаро-аланских отношениях, а также едва ли не единственное упоминание о каких-то смутах в каганате (в связи с мятежом каваров).
Другой важный источник сведений представлен житийной литературой, герои которой, несмотря на специфику жанра, действуют в реальной политической обстановке. Памятники сохранились как в греческих, так и в славянских редакциях. О Хазарии упоминают «Житие Иоанна Готского» (для событий конца VIII века), «Житие Стефана Сурожского» (вторая половина VIII века) и ряд других. Особенно стоит отметить «Житие Константина», где описан визит миссионера в Хазарию в 861 году и приводится христианская версия хазарской полемики.
Грузинские источники. Из грузинских источников ценные сведения о хазарских мероприятиях во второй половине VIII века содержатся в своде летописей «Картлис цховреба» (IX—XIV века) и в агиографическом сочинении «Мученичество св. Або Тбилисского».
Сирийские источники. Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике псевдо-Захария второй половины VI века. Событийная история хазар получила отражение в трудах Агапия Манбиджского (X век), Михаила Сирийского (XI век) и Бар Гебрея (XII век).
Западно-европейские источники. Произведения, созданные в христианской Европе, оригинальных известий о хазарах практически не содержат, но представляют определённый интерес с точки зрения подтверждения некоторых фактов и помогают понять, как сведения о хазарах распространялись во внешнем мире. Впервые в латиноязычных сочинениях хазары упоминаются около 700 года в «Космографии» Равеннского Анонима. Несколько раз они упомянуты в «Баварском географе». Около 864 года аквитанский монах Христиан из Ставело, отметил, что хазары исповедуют иудаизм. Итальянский дипломат Лиутпранд Кремонский, посетивший Константинополь в 949 году, упоминает хазар среди соседей Византии.
Место хазарской крепости Саркел. Раскопки под руководством М. И. Артамонова. Аэрофотоснимок, 1951 год
К числу проблем хазарской археологии относится более тесная интеграция полевых данных с письменной историей.
Обложка издания «Liber Cosri» 1660 год
Ведущими центрами исследований являются Россия и Украина, страны Западной Европы, США, а также Венгрия и Израиль.
«Необыкновенным явлением в Средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную, цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла, не оставив никаких следов своего существования».
Необыкновеннымъ явленіемъ въ Средніе Вѣка былъ народъ Хазарскій. Окруженный племенами дикими и кочующими, онъ имѣлъ всѣ преимущества странъ образованныхъ: устроенное правленіе, обширную, цвѣтущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначаліе, фанатизмъ и глубокое невѣжество оспоривали другъ у друга владычество надъ Западною Европою, Держава Хазарская славилась правосудіемъ и вѣротерпимостію, и гонимые за Вѣру стекались въ нее отвсюду. Какъ свѣтлый метеоръ, ярко блистала она на мрачномъ горизонтѣ Европы, и погасла, не оставивъ никакихъ слѣдовъ своего существованія.
1-я половина XX века
В первой половине XX века собственные школы хазарских исследований возникли в нескольких странах: Израиле (еврейской историографии), Венгрии и Турции.
Титульный лист издания «История СССР». Первое в мировой науке обобщающее исследование по истории хазар, 1939 год
М. И. Артамонов в 1920-е гг.
Первые обобщающие монографии о хазарах
2-я половина XX века. Советская и постсоветская историография.
Исследования Саркела были продолжены М. И. Артамоновым в 1949—1951 годах в рамках новостроечной Волго-Донской экспедиции. В этот момент историческая наука в СССР и хазароведение в частности попали в жернова кампании по борьбе с космополитизмом. 25 декабря 1951 года в газете «Правда» вышла статья с красноречивым названием «Об одной ошибочной концепции». В статье, подписанной неким П. И. Ивановым, критиковались советские историки, завышающие значимость хазар. Самым большим нападкам подвергся Артамонов:
60-е годы для хазароведения стали триумфальными. В 1962 году помимо монографии М. И. Артамонова в СССР вышла ещё одна фундаментальная работа по хазарской проблеме — книга Б. Н. Заходера «Каспийский свод сведений о Восточной Европе», представившая итог хазарским штудиям со стороны востоковедов. В книге на материале арабо-персидских письменных источников рассматривалась история народов Восточной Европы и отдельная больша́я глава была посвящена хазарам. Автор рассмотрел хазарские города, экономику, политическую систему и институт двоевластия, распространение религий. Школа востоковедения не подвергалась антихазарским гонениям, так что Заходер оказался свободен от давления идеологии. Обратившись к источникам, он пришёл к выводу, что развитие Хазарии в IX—X веках было прогрессивным, а роль иудаизма, в целом, незначительной и не агрессивной.
Русско-хазарские отношения остаются наименее разработанным направлением, как по причине узкой источниковедческой базы, так и из-за идеологических трудностей в прошлом. По данной теме до сих пор нет специальной монографии. Наиболее полное на сегодняшний день исследование вопроса принадлежит В. Я. Петрухину (статья «Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей», 2005).
2-я половина XX века. Западная историография.
В изучении экономики Хазарии и монетного обращения Восточной Европы основополагающее значение имели фундаментальные работы американского историка-слависта Т. С. Нунана. Ныне крупным специалистом в этой области является его ученик Р. К. Ковалёв.
В Германии крупное итоговое исследование по хазарам принадлежит Д. Людвигу («Структура и общество Хазарской империи в свете письменных источников», 1982). Работа посвящена социально-экономической истории. Также затрагиваются лингвистические вопросы и происхождение хазар. Как и книга Голдена эта работа до сих пор не переведена на русский.
Во Франции с 1990-х гг. по настоящее время крупным исследователем хазарской проблемы является византинист К. Цукерман.
В Болгарии хазарская история часто затрагивается в работах по средневековой истории болгар. Начало здесь было положено В. Златарским в его большом классическом труде по истории Болгарского государства (1918—1940). Современные исследования, акцентированные на сравнительное изучение болгарской и хазарской государственности, представлены работами Р. Рашева (археология), Б. Живкова и Ц. Степанова.
Составим историческую справку о Волжской Булгарии по плану:1) Время существованияМогучее мусульманское государство Волжская Булгария была основана в 10 веке и существовало до 13 века. Основателем Булгарии был один из сыновей Кубрата, который после распада Болгарии со своей ордой перебрался за Дон. Так в среднем Поволжье появилось новое государство, которое со временем стало одним из преуспевающих и могущественных государств края. В 1240 году оно прекратило свое существование из-за нашествия татаро-монголов.2) Место на картеСчитается, что территория Волжской Булгарии состояла из земель среднего Поволжья: Предволжья, Закамья и Предкамья. Некоторые историки считают, что северная граница этого государства проходила по правому берегу реки Камы, южная — граничила с рекой Самарская Лука, западная граница простиралась возле бассейна реки Свияги, а восточная проходила по линии реки Шишма.3) Основное население и его занятияТюркоязычные племена (множество кочевых племен) составляли основу населения Волжской Булгарии. Самым важным для развитие государства было земледелие, т.к. этому способствовали плодородные черноземные земли. Зерно выращивали не только для удовлетворения потребностей самой страны, но и отправляли на экспорт. Кроме этого хорошо было развито животноводство, рыболовство, торговля, охота и ремесленное производство.4) Отношения с соседними государствамиУ Волжской Булгарии складывались хорошие торговые отношения с соседними государствами. Собирая большие урожаи
пшеницы, Булгарии стала крупным центром по торговле зерном. Из неё вывозились рыба, пушнина, мёд, орехи, различный скот, а кроме этого различные кожаные и металлические изделия. Основную прибыль купцам Волжской Булгарии приносил пропуск товаров между Востоком и
Западом. 5) Развитие культуры. Принятие новой веры населением Булгарии дало большой скачок в развитие культуры. Стала использоваться арабская письменность, позволившая булгарам получить множество знаний арабской цивилизации. На высоком уровне находились познания булгар в таких областях, как химия, астрономия и математика, опережая даже знания европейских ученых того
времени. Ученые и богословы Волжской Булгарии были известны далеко за пределами своего государства. Лучшим образцам мирового зодчества не уступали творения булгарских ремесленников и архитекторов. Развитие и известность получила также булгарская поэзия. В Волжской Булгарии с начала 10 века уже имелись школы.
В первой половине VII века на территории Предкавказья и Подонья образовалось государство Великая Булгария. Однако в этом же столетии под влиянием хазар оно утратило свою целостность. А население государства разошлось в разных направлениях.
Одна часть ушла на Балканы, там образовалась известная нам Болгария. Ее народ появился при слиянии булгарских племен со славянами. Здесь приняли христианство и утратили свой язык. Житель этого государства известен как болгарин.
Другая часть жителей Великой Булгарии поднялась вверх по Волге. В этих местах была образована Волжская Булгария.
Образование Волжской Булгарии
Первые упоминания о Волжской Булгарии относятся к началу X века. К этому времени булгары постепенно становятся главной силой в Поволжье, завоевывая земли живших на этих территориях угро-финских и балто-славянских племен. Эти процессы на Средней Волге создали устойчивый булгарский племенной союз, ставший основой для образования нового государства.
Значительные успехи в подчинении местных земель достигались и мирным путем. Осваивая территории, пришедшие южане строили свои укрепленные поселения. У булгар было хорошо развито ремесленничество, их изделия пользовались успехом у местного населения. Земли вокруг новых мест проживания осваивались под пахотные земли.
«Булгары на Волге». Автор Муртазин Ильдус (2010 г.)
Организованный экономический уклад булгар и создаваемая защита от вражеских набегов способствовали тесному контакту местного населения и новых жителей – булгар. Оно было выгодно каждой из сторон и приводило к быстрому развитию территорий. А население, относившееся к разным племенам, постепенно становилось единым целым. Образовавшееся государство находились на территории нынешних Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской и Самарской областей.
Карта Волжской Булгарии
Древняя Булгария занимала выгодное стратегическое положение. Особенно с учетом того, что в те времена основные торговые пути шли по рекам. Это хорошо видно на карте, опубликованной на региональном энциклопедическом портале «Башкортостан» bashenc.online:
Население Волжской Булгарии
На территории Волжской Булгарии проживало достаточно большое количество народностей. Наиболее значительными были балто-славянские племена, которые в наше время называются народами «именьковской культуры», тюркские и финно-угорские этносы.
Первые из них частично остались и слились с булгарами, часть ушла на север. Тюрки и финны были вытеснены, а оставшиеся находились в подчиненном положении. Остальным народностям булгары позволили жить на своей территории, сохранив идентичность. За право разговаривать на своем языке и жить по своим обычаям, им приходилось платить дань.
Многие племена потеряли свои национальные качества. Произошло их растворение в жителях Булгарии. Но не смогли сохранить чистоту нации и сами булгары. Позднее они сольются со сформировавшимися новыми этносами, такими как татары и чуваши.
«Болгары на Волге» (триптих, 1985). Автор Равиль Загидуллин
Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы.
В Болгар на автобусе: групповая экскурсия
Занятия и обычаи булгар
Расположение государства определяло наиболее выгодные направления развития экономики Волжской Булгарии. По водному пути через Волгу лежал главный торговый путь из Каспийского моря в Европу. Стоящие на Волге города становились торговыми центрами.
Земли вдоль рек были плодородны, давали обильные урожаи. На них эффективно было заниматься земледелием. Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы.
Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота. Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование. В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей.
Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России.
Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны.
Перстни, изготовленные волжскими булгарами
Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама.
У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку!
В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Первым появился Болгар, бывший столицей страны в X-XI веках, затем возникли Биляр и Сувар. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения.
На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело.
Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей.
Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы.
Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие – мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом».
За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города.
Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше.
Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара – столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки.
Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары.
Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости.
Религия в Волжской Булгарии
Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань.
Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства.
Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами.
Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными.
В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени.
Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок. Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей.
Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать. Они переселились на новые территории. Впоследствии здесь сформировалась нация и государство чувашей. Они в значительной степени сохранили традиции и булгарский язык до наших дней. Чувашский язык использовался для современной расшифровки булгарских надгробий.
Приняв ислам и сблизившись с багдадским халифатом, Волжская Булгария сделала значительный шаг вперед в своем развитии, получив могущественного союзника. Это помогло в становлении централизованного государства, сделало его сильным и влиятельным.
Отношения с соседями
Государство Волжская Булгария не являлось особенно воинственным, но имело хорошо обученную и вооруженную армию. Ближайшие соседи не были могущественнее или сильнее булгар. Исключение составлял Хазарский каганат, дань которому приходилось платить до конца X века.
Военные действия с разрозненными племенами кипчаков и йемеков, кочевавшими в степях Заволжья и Южного Урала, были успешными. В результате военных побед правителей Волжской Булгарии появлялись пленные, которых активно использовали, как рабов, на работах в булгарских хозяйствах.
Пограничные отношения на западе с Киевской Русью, а впоследствии с русскими княжествами были тесные. Они не отличались стабильностью, эпоха перемирия сменялась временем военных конфликтов. Силы государств были сопоставимы, никто не хотел ввязывается в крупномасштабную войну с неизвестным исходом. Поэтому происходили частые стычки на уровне пограничных конфликтов, в результате которых захватывалась неплохая добыча.
Взаимные нападения участились в XI-XII веках. На Руси от этого больше всех страдали Рязань, Муром и Суздаль. Достойный ответ давали и русские княжества, в результате которого захватывались булгарские города, в частности, Болгар и Ошель.
До того как князь Владимир крестил Русь, послы Волжской Булгарии предлагали ему принять ислам. Известно, что князю многое понравились в исламе. Но запрет алкоголя категорически был для него неприемлем и он отверг предложение со словами «на Руси есть веселие пить и не можем без того быть».
В XI веке булгар стали донимать частые нападения разбойников-ушкуйников из Великого Новгорода. Они нанимались купцами для совершения военных нападений, которые приносили добычу. Ушкуйники были речными пиратами, от них значительно пострадал Болгар, находившийся вблизи Волги, что привело его в упадок, а столица была перенесена в Биляр. Довольно быстро новая столица превратилась в процветающий город.
Города Волжской Булгарии
На территории Волжской Булгарии, на основании археологических раскопок, выявлено более 190 городищ и свыше 900 сельских поселений. Наряду с зимними домами, построенными из дерева, у многих булгар, прежде всего скотоводов, имелись летние жилища – юрты. Общественные помещения – мечети, караван-сараи и мавзолеи часто строились из кирпича или камня.
В Волжской Булгарии или, как она еще называлась – Волжско-Камская Булгария, в качестве первой столицы был Болгар, располагавшийся недалеко от впадения Камы в Волгу. В русских летописях он именовался как Бряхимов. Это юго-запад Республики Татарстан, а на месте древнего городища находится поселение Болгар – центр Спасского района.
Первое упоминание о городе датируется 920 годом. Очевидной причиной строительства города в этом месте было выгодное расположение, позволяющее контролировать две крупнейшие водные артерии, являющиеся торговыми путями. По этой же причине рядом с городом возник Ага-Базар – важнейший торговый центр как Булгарии, так и место, где встречались торговцы Запада и Востока. Болгар был столицей, пока в XII веке из-за частых набегов ее не перенесли в менее доступный Биляр.
Арабские путешественники описывали город как мусульманский, но с византийскими домами. А Болгар оставался главным торговым и экономическим центром страны до 1236 года, когда его сожгли монголы.
«Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Болгарах». Автор Иван Шишкин
В настоящее время информация о Биляре получена в основном из раскопок на Билярском городище возле села Билярска Алексеевского района. К сожалению, о городе можно судить только по остаткам рвов и валов, множеству мелких бытовых находок, собранных археологами. Никаких зданий не сохранилось.
Биляр относят к крупнейшим городам средних веков цивилизации. В летописях древней Руси он называется великим. А Волжская Булгария могла гордиться своим городом. Ведь его площадь составляла около 800 га, в то время как территория крупнейших городов Европы не превышала 400 га, а главные города Руси помещались в 100 га.
Биляр был популярным центром, куда приезжали представители многих государств. На его территории найдены предметы из Византии, Руси, Скандинавии, Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока.
Караван-сарай в Биляре
Сувар и другие
Другим крупным городом в стране был Сувар. Он был окружен мощными укреплениями с башнями. Арабский ученый, описывая город, сообщал, что в нем жило 10 тысяч человек, была соборная мечеть. В центре было построено двухэтажное здание из кирпича с куполом, удивляя своей красотой. Сувар был разрушен в 1236 году.
У жителей правого берега Волги главным городом был Ошель, разместившийся на площади 80 га. Центром нижнекамских булгар считался город Джукетау, стоявший на Каме. Крупными городами были Кашан и Елабуга.
Совсем недавно о Казани в Древней Булгарии ничего не было известно. В результате раскопок обнаружено, что на месте Казанского кремля на рубеже X-XI веков находилось военное укрепление, которое вскоре стало одним из международных торговых центров. Здесь обнаружены вещи из многих стран. Особый интерес вызывает чешская монета 929-930 года чеканки. Это свидетельство древнего происхождения города, которое еще требует изучения.
Хазарский каганат и Волжская Булгария
Мигрировавшие вверх по Волге из хазарских земель булгары, даже создав свое государство, были в вассальном подчинении у татарского каганата, а их правитель входил в родовую хазарскую аристократию на вассальных правах. Подчинение предполагало предоставлять войско каганату и платить умеренную дань.
Но в истории Волжской Булгарии настал момент, когда она решила стать независимой. Традиционно ранее это решалось разгромом суверена или уходом на новые земли. Булгары впервые поступили по новому, решив принять новую религию. Государство официально становится исламским.
Хазарская гвардия не воевала с мусульманами. Таким образом, булгары становились менее зависимыми от каганата. Полная независимость пришла после падения каганата в 965 году.
Походы русских против булгар
Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году.
После образования Владимиро-Суздальского княжества в XII-XII веках военных походов русских на булгар стало больше.
Все-таки военных действий между двумя государствами было сравнительно немного, а каждый поход завершался мирным договором.
В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры.
Волжская Булгария на карте Древней Руси выглядела примерно так:
Волжская Булгария в составе Золотой Орды
В 1236-1242 годах состоялся Западный поход монгольских войск, который возглавил один из правителей – Батый. В результате этой военной кампании были завоеваны и государства Поволжья. Территория Волжской Булгарии вошла в состав улуса Джучи. Ей была сохранена частичная автономия, а столицей стал город Болгар.
В 50-х годах XIII столетия правителем монгольского государства стал Берке. При его правлении была построена новая столица Сарай-Берке, которая находилась на территории современной Волгоградской области. Болгар становится административным центром в Поволжье. При Берке здесь идет значительное строительство, появляются каменные здания, увеличивается товарооборот.
В это же время значительная часть населения Волжской Булгарии переселяется на земли Закамья. Это приводит к тому, что в Болгаре значительно меняется состав населения. Здесь начинают преобладать монгольские переселенцы и их союзники кыпчаки. А на территории Закамья образуются новые княжества, в том числе Казанское.
В 1266 году значительная часть западных территорий монгольского государства отделилась от Монголии, став Золотой Ордой. В новом государстве Булгария находилась на правах вассала. До 60-х годов XIV столетия Золотая Орда и Булгарское ханство в ее составе успешно развивалась.
Затем в Золотой Орде началась борьба за власть, что значительно ослабило государство. Войска среднеазиатского правителя Тамерлана разбили армию Золотой Орды и стерли с лица земли Болгар, который уже не восстановился.
Земли Волжской Булгарии частично подпадают под власть Москвы. В то же время значительная часть населения объединяется вокруг нового центра — Казани. Скоро здесь возникает Казанское ханство.
Создание Болгарского музейного заповедника
Болгарский историко-архитектурный заповедник открыт в 1969 году на базе Болгарского городища. Здесь оживает история булгар. На территории музея находится значительное количество памятников мусульманской архитектуры. Они датируются XIII-XIV столетиями и являются уникальными сохранившимися образцами, дошедшими до наших дней. В 2014 году заповедник вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурный ансамбль музея воссоздает город времен Волжской Булгарии и Золотой Орды. Его строения являются самыми северными в мире образцами средневекового зодчества мусульман.
Ряд объектов культурного ландшафта не изменился за тысячелетие. С домонгольского времени сохранился Иерусалимский овраг. В исторических границах можно увидеть оборонительные сооружения болгарского городища – вал и ров. Неизменными остались границы села XVIII века.
В фондах заповедника находятся изделия прикладного искусства, живопись, скульптура, монеты, находки археологов, фотографии, документы. Основной фонд насчитывает 105 тысяч предметов. Общая площадь музея — 1742 квадратных метра.
Стоимость авиабилетов из Москвы в Казань
Восточными соседями
славян были хазары, ставшие известными
с 5 – 6 вв. Ядро их царства размещалось
между Черным и Каспийским морями. Однако
границы государства менялись на
протяжении 7 – 10 вв., то заходя за
кавказский хребет, то продвигаясь на
запад. В пору расцвета Хазарского
Каганата, в
9 в., в зависимость от него попали и
некоторые славянские племена – поляне,
северяне, вятичи. Об этом есть прямое
указание в Повести временных лет
Каганат
имел последовательно три столицы,
последнюю – город Итиль в низовье Волги
Этническое
происхождение хазар неясно, вызывает
в науке споры. Однако известно, что кроме
коренного населения, в Хазарии проживали
многие выходцы из Средней Азии, Закавказья
и даже Палестины. Этническая пестрота
страны обусловила и существование
нескольких религиозных систем, притом
в государстве признавалось их равноправие,
была веротерпимость. Верхушка хазарского
общества приняла иудейство. Правда, в
пору упадка Хазарии, когда на нее давили
с запада славяне, а с востока тюрки,
хазарам пришлось отказаться от иудейства
в пользу мусульманства. Это было условием
помощи со стороны Хорезм-шаха, хотя и
не спасшей Хазарию.
У хазар существовало
и земледелие, и кочевое скотоводство.
Были и города.
Во главе государства
стоял монарх – каган, имевших своеобразных
заместителей, ведавших определенными
этническими группами населения. Имеются
сведения о высших должностных лицах, а
также о судебной системе. Существование
различных религиозных учений обусловило
и функционирование соответствующих им
правовых систем. В Хазарии действовали
иудейские, мусульманские, христианские
суды, применявшие соответственно законы
Моисея, шариат, христианское каноническое
право. Был также специальный судья,
который судил жителей, исповедовавших
какие-либо другие вероучения. Финансовая
система каганата складывалась из
таможенных пошлин и налогов. Налоги
платили покоренные народы.
Хазарский
Каганат, ставший заметной силой в 7 вв.,
достиг расцвета в 8 в. И пал в 10 под ударами
русских князей. Остатки каганата были
сметены нахлынувшими на Хазарию
кочевниками-половцами. 11в.
Булгарское
царство.
Сведения о болгарах в армянских и
византийских источниках встречаются
во 2 в. В 5 в. Болгары создали племенной
союз, охвативший значительную территорию
по восточному побережью Азовского и
Черного морей. В 7 в. Болгарские племена
объединились в Великую Булгарию под
руководством хана Курта, который в 619
г. Принял христианство, но потом под
давлением своих бояр, кажется, отрекся
от него, вернувшись в язычество.
Исследователи считают болгар коренным
населением этих мест. Однако этническое
происхождение их спорно. Археологи
отмечают, что антропологически болгар
можно отнести к монголоидному и к
европеоидному, типу.
С
расцветом Хазарского каганата болгары
попадают под его господство. Под
воздействием хазар происходит и
вытеснение болгар на запад и на север.
Западная
ветвь болгар уходит за Дунац и создает
там свое государство. Уже в ходе движения
на новые места, проходя через южные
степи, болгары испытывают сильное
славянское воздействие.
Другая часть
болгар откочевала в сторону Волги, где
в 10 в. И создалось теперь уже Булгарское
царство. Этому способствовал упадок
Хазарского каганата, до того времени
державшего болгар под своей властью.
Булгарское царство сформировалось на
обширной территории, охватившей Среднюю
Волгу, Каму, Белую и даже земли по реке
Урал. Булгары – кочевники пришли не на
пустую землю, они захватили территории,
уже освоенные оседлым земледельческим
населением. В ходе формирования
государства они и сами перешли на оседлый
образ жизни, хотя пережитки кочевого
быта еще долго сохранялись. Подобно
Хазарскому Каганату, Булгарское царство
было политеистическим. При этом булгары
испытывали влияние как славян, так и
тюрок. От последних они восприняли и
мусульманство. Имели значение в этногенезе
и многочисленные финские племена
Поволжья и Приуралья.
Столицей
государства стал город Булгар,
расположенный при впадении Камы в Волгу.
Это был большой город с 10 тысячным
населением. В Волжской Булгарии были и
другие города, даже чеканившие свою
монету
Булгарское царство имело
сложную форму государственного единства:
в него входили четыре подвластных
государства. Булгарский царь правил с
помощью своих приближенных. Он сам
выполнял и судебные функции. Суд
осуществляли также назначенные царем
судьи. Вооруженные силы состояли из
царской дружины и народного ополчения.
Государственные
доходы складывались из налогов, торговых
пошлин, выгодные условия для которых
создавало господство над торговыми
путями. По свидетельству восточных
авторов, булгарские цари брали 10 процентов
с товаров, привозимых из Хазарии к Русию.
Существовал и традиционный для того
времени источник доходов – военная
добыча.
О булгарском праве
сколько-нибудь серьезных сведений до
нас не дошло.
Государство волжских
булгар оставило заметный след в судьбе
многих поволжских и приуральских
народов. В частности, поволжские историки
уже давно отметили значение булгарского
элемента в этногенезе казанских татар
и в создании Казанского ханства
Вопрос о перерастании Булгарского
государства из дофеодального в феодальное
в науке спорен. Крупнейший исследователь
проблемы Смирнов относил это событие
к середине 10 вв. Ему следует современный
историк Давлетшин. Но академик греков
Б. Д. Греков относил победу феодализма
в Волжской Булгарии только к 13 в.
Таким
образом, европейские народы нашей страны
пошли к созданию государственности
своим особым путем. Во второй половине
1го тысячелетия они создали политические
образования переходного характера –
государства периода формирования
феодализма. Это были примитивные, слабо
организованные системы, но они подготовили
фундамент для создания других, более
развитых государств.
Так
или иначе, но в 1 тыс. все народы нашей
страны, существовавшие в это время,
перешли на стадию феодализма. Разница
только в том, что одни из них прошли
через рабовладельческую формацию,
рабовладельческое государство и право,
а другие – сделали скачок к феодализму
прямо от первобытнообщинного строя, не
миновав, конечно, отмеченного переходного
периода.
К
этому новому этапу в истории наших
народов, их государства и права, который
по времени займет тысячелетие, мы теперь
и переходим.
Соседние файлы в папке учебный год 2023
Великая степь, протянувшаяся на тысячи километров с востока на запад Евразийского континента, знала за свою историю не одно государство, размещённое на его просторах, основанное кочевыми народами. Одним из таких государств был Хазарский каганат, который по своей популярности может соревноваться у любителей истории разве лишь с Монгольской империей и империей Аттилы.