Проведение входного и выходного контроля в начальных классах
Блок документов по входному и выходному контролю включает:
- входную (выходную) контрольную работу (или тест);
- анализ результатов контрольной работы каждого класса с комментариями заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
- сводный анализ результатов контрольной работы по параллели классов;
- справку по результатам проведенного контроля.
Анализ контрольной работы каждого класса хранится в папке внутришкольногоконтроля. В конце учебного года он вкладывается в личную папку учителя, в которой хранятся все анализы работ за последние пять лет. Сводные таблицы и справки по параллелям хранятся в папке внутришкольного контроля. В сводных таблицах выделяются строки успешности и красным цветом – данные об ошибках, количество которых превысило 23%. Это сигнал администратору или учителю о необходимости корректировки работы над данной темой программы. Со справкой по результатам контроля учителя знакомятся на совещании при завуче. Такая организация работы с документацией позволяет проследить динамику успеваемости каждого класса и всей параллели в выполнении практической части программы, организовать работу с учителем по устранению пробелов в знаниях учащихся. А для администрации школы – большой «плюс» при проверке школьной документации.
по итогам классно-обобщающего контроля в 9 классах
Тема: Состояние преподавания учебных предметов в 9 классах, подготовка учащихся к экзаменам за курс базовой школы.
Цель: Изучение уровня преподавания учебных предметов в выпускных классах.
Методы контроля: посещение уроков, наблюдение, анкетирование, собеседование с учителями, анализ календарно-тематического планирования, классного журнала, результатов пробного экзамена.
Сроки: март 2020 г.
Участники контроля: директор школы Т. Богданов, зам. директора по УВР Алешина В. , Гай С. , Болсун Л. , педагог-психолог Кравченко Г. , социальный педагог Лазаренко А.
В результате мониторинга, проведенного в феврале месяце текущего года, была получена предварительная информация об уровне преподавания учебных предметов в выпускных классах, подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации, уровне их готовности к профессиональному самоопределению.
Выявленные в ходе мониторинга недостатки минимизированы, при планировании повторения и обобщения изучаемого материала учителями учитываются типичные ошибки, допущенные выпускниками при проведении проверочных работ, спланирована работа по ликвидации выявленных пробелов в знаниях учащихся на уроках и во внеурочное время.
Из посещённых уроков можно сделать вывод, что учителя-предметники принимают меры по усилению работы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации: на уроках работа учащихся строится на основе индивидуального подхода, личных потребностей учащихся; на основе уровня знаний учащихся подбирается система заданий для каждого ученика, что способствует нормализации учебной нагрузки, повышению работоспособности школьников на каждом уроке.
1 Урок проведен согласно указанному плану
2 Цель урока достигнута не полностью, потому что учительница не смогла включить всех учащихся в самостоятельную работу в процессе овладения новыми знаниями
3 Учительница много работает над формированием у учащихся прочных знаний, умений и навыков путем постоянного закрепления ранее полученных знаний и применения их на практике
4 Урок, безусловно, имеет учебную и воспитательную ценность
5 Учительница совершенстве владеет методами и приемами включения учащихся в самостоятельную учебную деятельность по формированию у них умений и навыков, а также педагогической техникой Она умело создает положительный фон для повышения умственной активности учащихся: удачно использует оценки для стимулирования учебной деятельности каждого воспитанника Эти факторы в деятельности Н С заслуживают изучения другими и широкое внедрение в практику педагогического коллектива (особенно молодых учителей).
6 Недостатком деятельности учительницы на уроке было то, что она мало заботилась о обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических требований, а также не сумела включить всех учеников в самостоятельную учебную действовали льнисть по овладению новыми знаниями о склонение, употребление и правописание личных местоимений В целях преодоления указанных выше недостатков ей рекомендовано проработать современную дидактическую литературу с указанных проблемойем.
7 В перспективе на психолого-педагогических семинарах стоит проработать вопросы: обеспечение комплексного подхода к воспитанию учащихся на уроке (как посещенных уроке, так и на других учителя недостаточно в понимают пути реализации этой задачи) значение санитарно-гигиенических условий для улучшения учебно-воспитательного процесса, создание проблемных ситуаций на уроке и организация учащихся на решение проблемных задач, организация самостоятельной учебной работы на уроке роль оценок в стимулировании учебной активности учеников.
Для того чтобы внутришкольный контроль был эффективным и носил конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы:
- Подготовительный этап.
- Прогностический этап.
- Изучение проблемы и сбор информации.
- Анализ информации.
- Коррекция.
Наиболее существенной причиной для постановки класса под контроль служит качество знаний учащихся, так как на него влияют качество работы с классом учителей, классного руководителя, родителей, а также психологическая атмосфера в коллективе класса. В ходе анализа работы школы за прошлый учебный год выявляются классы с самым низким качеством знаний, которые обязательно ставятся под классно-обобщающий контроль.
Цель контроля: выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение.
Объекты контроля:
- Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество неуспевающих, наибольшее количество пропусков уроков.
- Работа классного руководителя.
- Учёба учащихся.
- Психологическая атмосфера в классе.
Вопросы контроля:
- Наличие системы контроля и учёта знаний учащихся. Уровень требований к знаниям учащихся. Дифференцированный подход к знаниям учащихся. Доступность объяснения. Наличие приёмов, направленных на воспитание у учащихся интереса к предмету. Стиль взаимоотношений с учащимися. Дисциплина учащихся на уроке. Методы активизации деятельности учащихся на уроке.
- Учебно-воспитательный план. Дневники учащихся на предмет своевременного освещения текущей учёбы. Работа с родителями (индивидуальная, родительские собрания). Внеклассные мероприятия. Индивидуальная работа с учащимися.
- Наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учёбе, наибольшее количество пропусков.
- Наличие конфликтных отношений: между учащимися; учащимися и учителями, родителями.
Методы контроля:
Наблюдение при посещении всех уроков по расписанию (2-3 дня); административные контрольные работы; оперативный разбор; беседы с учителями, родителями, учащимися; анкетирование учащихся; работа с документацией (классный журнал, план воспитательной работы класса, тетради и дневники учащихся.
Грамотно организованный внутришкольный контроль невозможен без высокой информированности, анализа деятельности и видения перспектив дальнейшей работы. Но чтобы владеть полной информацией по разным показателям, необходим инструментарий. Предлагаю некоторые технологические решения данной проблемы.
Одной из наиболее эффективных форм
внутришкольного контроля можно считать
классно-обобщающий контроль. Данная форма
преследует различные цели:
- выявление причин неуспеваемости, нежелания
учиться, пропусков уроков; - выявление перспектив обучения различных групп
учащихся в данном классе (особо касается
профильных классов, классов с углубленным
изучением предметов); - обобщение положительного опыта классного
руководителя по различным направлениям:организация классного коллектива;организация классного самоуправления;совместная работа с предметниками в области
повышения качества знаний и др. - организация классного коллектива;
- организация классного самоуправления;
- совместная работа с предметниками в области
повышения качества знаний и др. - изучение системы работы предметников в данном
классе в области:единства требований;работы над речью учащихся;развитие общеучебных навыков. - единства требований;
- работы над речью учащихся;
- развитие общеучебных навыков.
Кроме непосредственных целей в ходе
классно-обобщающего контроля возможно решение
других задач, например, персональный контроль
такой как изучение уровня преподавания
аттестуемых учителей , контроль ведения школьной
документации и др.
Предлагаемый алгоритм классно-обобщающего
контроля апробирован в нашей школе в течение
нескольких лет.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩЕГО
КОНТРОЛЯ
1 этап. Заседание малого педсовета “О
классно-обобщающем контроле в классе”.
На заседании малого педсовета до учителей
доводятся цели и задачи контроля, его алгоритм,
методы и объекты контроля. Например
Цель контроля: Выяснение причин
нарушения дисциплины, нежелания учиться,
пропусков уроков, низкого качества знаний. (Возможны другие цели контроля в зависимости от
контингента учащихся).
Ответственные за проведение контроля:
Состояние учебной работы в классе:
- организация учебного процесса;
- работа классного руководителя и предметников
по предотвращению неуспеваемости, повышению
качества знаний; - уровень ЗУН учащихся и др.
Состояние воспитательной работы в классе:
- уровень воспитанности;
- уровень комфортности;
- уровень сформированности классного коллектива
и др.
Система работы предметников.
Ведение школьной документации.
- Наблюдение.
- Анкетирование учащихся.
- Тестирование учащихся.
- Контрольные работы
- Проверка школьной документации: классного
журнала, дневников учащихся, ученических
тетрадей, поурочного и тематического
планирования.
Беседы с учащимися и классным
руководителем, учителями-предметниками.
2 этап. Сбор предварительной информации по
прилагаемым формам.
Информация классного руководителя о классе.
Успеваемость учащихся.
Учебный год2006-2007 учебный год1 четверть 2007-2008
учебного года
Параметры“Отличник”“Ударник”С одной и двумя “3”Три и более троекВсе тройкиНеуспевающ“Отличник”“Ударник”С одной и двумя “3”Три и более троекВсе тройкиНеуспевающ
№ ппФамилия,имя учащегося
Готовность учащихся к урокам.
Дисциплина в классе.
Пропуски уроков.
3 этап. Проведение контроля.
Предлагаются различные виды контроля:
А) Стратиграфический анализ класса
Группа “М”: отличники и ударники — %
2007-08 – 2006-07 (берутся в сравнении)
Состав группы (более 25%) позволяет вести
микрогрупповую работу в классе – закрепить за
каждым сильным учеником одного- двух слабых
(больше для сохранения сильных ). Данная группа
нуждается в дальнейшем совершенствовании
мышления, овладении мыслительными операциями
высокого уровня.
Группа “В”: с одной, двумя тройками — %
Слой составляет менее 10%, пока нет
необходимости организовывать дополнительные
занятия, но можно давать индивидуальные задания,
необходимо укреплять волю, настойчивость в
преодолении трудностей. Причиной перехода из
сильного слоя в более слабый для средней
параллели считают недостаточные упражнения в
пересказе, либо в 7-9 классах — обилие терминов.
Группа “Р”: три и более троек — %
Данной категории учеников очень важно
преодолеть психологический барьер- боязнь быть
вызванным к доске.
Если много учеников, требующих речевой
поддержки, то эта задача становится главной.
Группа “Э”: все тройки, неуспевающие — %
Группа составляет менее 10%, однако требует
внимания.
У этих учащихся необходимо начать с
совершенствования общеучебных навыков,
постепенно приобщать к учебному труду.
Б) Доступность обучения в классе за 1
четверть 2007-2008
(Уровень реальных возможностей обучающегося)
ИК-индекс качества — частота появления высоких
отметок в общем массиве.
В) Срезы знаний по методике В. Зайцева (при
необходимости)
Г) Анализ степени обученности учащихся.
Цель анализа: определить уровень обученности
учащихся.
Сделаем анализ обученности учащихся (СОУ) по
всем классам и по всем предметам. СОУ – это
совокупность определенных ЗУНов, усвоенных
учащимися.
1 уровень – до 4%: это “различение”
(распознавание) или уровень знакомства (низшая
степень обученности)
2 уровень – до 16%: это “запоминание”
(учащийся может пересказать содержание текста,
правила, воспроизвести формулировку того или
иного закона, ответить на вопросы
репродуктивного плана)
3 уровень – до 30%: это “понимание” (учащийся
может воспроизвести формулировку закона, сможет
объяснить его и привести примеры)
4 уровень – до 64%: это простейшие умения и
навыки (репродуктивный уровень, закрепленные
способы применения знаний в практической
деятельности).
5 уровень – до 100%: это т. перенос
(положительное влияние ранее усвоенного навыка
на овладение навыками) – способность к общению и
переносу установленных закономерностей в новой
учебной и практической ситуации; учащийся дает
ответ на любой вопрос, решает любую задачу и
пример, которые могут быть ему предложены в
соответствии с программными требованиями на
данном этапе обучения.
Формула нахождения СОУ:
“5” х 1
“4” х 0,64
“3” х 0,36
“2” х 0,14
“1” х 0,07
Д) Психологическая диагностика (проводит
педагог-психолог)
Е) Анкетирование учащихся
С кем из учителей Вы хотели бы пойти в поход или
поехать на экскурсию?
Вы отмечаете знаменательную дату в своей жизни
(день рождения, победу в конкурсе и т. Могли бы
Вы пригласить своих учителей? Если да, то кого?
У Вас возник конфликт с матерью, отцом, другом,
подругой. Вам нужен совет, нужна помощь. К кому из
учителей Вы обратились бы?
Ж) Бланк контроля ведения дневников учащихся
класса МОУ СОШ №2
(Образец справки по итогам контроля ведения
дневников)
(наиболее часто встречающиеся замечания)
Параметры оценки классный
руководитель. Фамилия, имя ученикаФамилия, имя ученикаФамилия, имя ученикаФамилия, имя ученикаФамилия, имя ученика
1. Оформление дневника учащимися:
А) Обложка дневника;
Б) Титульный лист;
В) Расписание уроков на четверть;
Г) Список учителей;
Д) Записи в дневнике;
Е) Аккуратность ведения. Выставление оценок. Контроль за ведением дневника со
стороны классного руководителя. Контроль за ведением дневника со
стороны родителей.
Выводы и предложения:
- Страницу “ Расписание на 1 четверть” и “Список
учителей” заполнить под руководством классных
руководителей на классном часе. (Фамилии ). - Учителям-предметникам и классным руководителям
усилить контроль ведения дневников учащимися на
уроке: записи дзаданий, ежедневной записи
расписания. (Фамилии ). - Все имеющиеся оценки заверять подписью
предметника, классным руководителям
контролировать накопляемость оценок в дневнике,
своевременно информировать об успеваемости
родителей. (Фамилии ). - Вести регулярную работу с родителями по
совместному контролю за успеваемостью и
поведением учащихся, добиваться от всех
родителей своевременной проверки дневников
учащихся. (Фамилии ). - В результате проверки выявлено, что большинство
учащихся класса имеют некрасивый почерк,
неаккуратно ведут дневники.
Учителям-предметникам на уроках вести
целенаправленную работу по улучшению
каллиграфии. Классному руководителю класса
рекомендуется выставлять оценку за ведение
дневника. - Выявлена группа учащихся, имеющих
неудовлетворительное поведение на уроках,
пропуски, некоторые учащиеся нерегулярно
готовятся к урокам, не имеют школьных
принадлежностей. Классным руководителям
необходимо своевременно информировать
администрацию, соц. педагога по работе с
учащимися девиантного поведения, администрацию
школы, родителей о состоянии успеваемости и
поведения данной категории учащихся, сведения о
них отражать в социальном паспорте класса.
Рекомендуется выставлять оценку за поведение в
дневник 1 раз в неделю.
З) Бланк контроля ведения классных журналов
Контроль проведен: дата
4 этап. Обработка полученных данных.
Полученные данные лучше всего представлять в
виде таблиц и графиков. Для проведения педсовета
и родительского собрания создается компьютерная
презентация.
5 этап. Заседание малого педсовета “Итоги
классно-обобщающего контроля в классе”.
Проведение родительского собрания (при
необходимости).
6 этап. Выполнение рекомендаций.
Технологические решения
№ п/пВопросы для наблюденийОценка результатов
1Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?
2Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?
3Осуществляется ли на уроке совместная выработка целей, характера и содержания деятельности?
4Формируются ли элементы САМО у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
5Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?
6Как осуществляются взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:авторитарного стиля,демократического стиля,либерального стиля
7Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, развития взаимного уважения, ответственности, доверия и успеха?
8Созданы ли условия для разноуровневого обучения учащихся?
9Соответствует ли содержание учебного занятия поставленным целям и реальным учебным возможностям учащихся?
10Каков преимущественный характер учебной деятельности?репродуктивныйконструктивныйтворческий
11Достигнуты ли цели учебного занятия?обучающие,развивающие,воспитывающие
Приложение к анализу урока (для учащихся)
- Сформулируй тему урока: __________________
- Какие правила, формулы, законы, изученные ранее, помогли тебе понять данный урок?
- Какие новые формулы, правила, законы ты узнал сегодня на уроке?
- Какие трудности ты испытал на уроке?
- Какие формы работы на уроке по данному предмету тебе нравятся больше всего (поставь баллы от 1 до 5):
индивидуальная ___ б. работа в парах ___ б. по карточкам ___ б. ролевая игра ___ б. самостоятельная работа ___ б. тестирование ___ б. работа в группах ___ б. урок-зачёт ___ б. урок-семинар ___ б. другое (укажи) ___ б.
Схема анализа контрольной работы
Предмет
Ф. учителя
Кол-во уч-ся в классе/группе
Кол-во выполнявших работу
Справились на «5»
(кол-во / %)
Справились на «4»
(кол-во / %)
Справились на «3»
(кол-во / %)
Не справились
(кол-во / %)
Стандарт %
Качество %
СОУ %
Составил: __________________ /__________________/.
Карта посещения внеклассного мероприятия
Класс __________________ Дата опроса __________________
№ПредметИзучаю с интересомРавнодушенНе люблю
1Русский язык
Итоги классно-обобщающего контроля находят отражение в аналитических справках, которые, в свою очередь, позволяют не только увидеть уровень результативности, выявить негативные факторы, но и принять своевременное решение в устранении причин, влияющих на снижение качества знаний учащихся.