от 13 декабря 2012 г. N 1653
, ,
(центральный офис)
+7 (495) 956-82-83+7 (495) 787-92-92
Вне зависимости от размеров организации и сферы ее деятельности создание сплоченного, эффективного коллектива приоритетно для развития любого бизнеса. Организация резерва помогает заранее подготовить замены для руководящих постов компании. Специалистом отдела кадров выявляются и изучаются работники, подходящие для этого, благодаря чему возможно избежать неприятных случайностей, создать планомерную замену специалистов на ведущих местах. Разберем, что такое бланк биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв.
Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.
(фамилия, имя, отчество)
претендующего на включение в кадровый резерв Московской области на
(наименование должности, государственного органа)
Число, месяц, год рождения Место рождения
Образование Окончил (когда, что)
Специальность по образованию
Ученая степень, звание
Какими иностранными языками владеет
Имеет ли награды Российской Федерации,
награды Московской области (какие)
Работа в прошлом
¦Месяц, год ¦Должность, место работы, место нахождения организации ¦
¦начала — месяц,¦(предприятия) ¦
¦год окончания ¦ ¦
¦ ¦ ¦
Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.
Приложение N 5 к Положению о формировании и работе с резервом кадров ГУП «________»
Рекомендую включить в резерв кадров для выдвижения на
должность ______________________________ Иванова Петра Сидоровича,
Иванов П.С. обладает глубокими профессиональными знаниями,
большим практическим опытом. Отличается творческим подходом,
способен не считаться с личным временем в интересах дела. Хорошо
ориентируется и умело применяет в практической деятельности знания
нормативно-правовой базы, регламентирующей _______________________
В общении вежлив, корректен.
За объективность рекомендации и подготовку кандидата несу
Непосредственный руководитель ______________________
Согласовано: Согласовано:
__________________________ ___________________________
Заключение кадровой службы:
Иванов П.С., 19__ г. рождения, образование высшее, в 20__ г.
окончил _______________________________________, квалификацию (не)
повышал, по специальности работает с 20____ г., в должности с 20__
г. По состоянию здоровья способен в полном объеме исполнять
обязанности по должности ________________________________________.
Нарушений трудовой дисциплины не допускает. В результате анализа
персональных данных сведений, препятствующих включению в резерв
кадров, не выявлено.
Начальник кадровой службы _________________
Общие сведения
Для обеспечения организации квалифицированными сотрудниками на высоких постах используется комплексная оценка деловых и персональных качеств кандидатов. Кадровый резерв составляется начальником сотрудника, который ведет и заполняет документ биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв. В характеристике отражаются только факты. Субъективное мнение не выносится в характеристику для правильной оценки предполагаемого кандидата.
Есть два вида резерва — внутренний и внешний. Первый составляется из работников, уже трудоустроенных в компании и проявивших себя как перспективных специалистов. Второй формируется по желанию руководителя организации, в таком случае привлекаются соискатели на вакантные должности. Формируется перспективный список кандидатов — перечень сотрудников с хорошим потенциалом для успешного выполнения обязанностей на высоких постах. Работники, трудящиеся в компании длительный период, показывают выработку в районе 80 процентов. Если говорить о только что нанятом персонале, показатель значительно ниже — 30 процентов. Опытный кадровик смотрит не только на профессиональные характеристики соискателя на должность, но и оценивает его как личность.
для включения работника в кадровый резерв
Директору Сидорову С.В.
Рекомендую включить в резерв руководящих кадров для выдвижения на должность главного инженера Иванова Александра Ивановича, заместителя начальника электроцеха.
Иванов А.И. обладает глубокими профессиональными знаниями, большим практическим опытом. Отличается творческим подходом, способен не считаться с личным временем в интересах дела. Хорошо ориентируется и умело применяет в практической деятельности знания нормативно-правовой базы, регламентирующей эксплуатацию и ремонт электрооборудования и агрегатов теплоэлектростанций. В общении вежлив, корректен.
За объективность рекомендации и подготовку кандидата несу личную ответственность.
Начальник ________________ Петров А.Б.
¦ Согласовано: ¦ Согласовано: ¦
¦Главный инженер ________ Белкин В.В.¦Помощник директора по экономической ¦
¦ ¦безопасности _________ Крутиков Б.Г.¦
Заключение отдела кадров:
Иванов А.И., 1970 года рождения, образование высшее, в 1980 г. окончил Ленинградский политехнический институт, квалификацию не повышал, в энергетике — с 1992 г., в должности — с 1999 г. По состоянию здоровья способен в полном объеме исполнять обязанности в должности главного инженера ООО «Катерпиллар СНГ». Нарушений трудовой дисциплины не допускает. В результате анализа персональных данных сведений, препятствующих включению в резерв руководящих кадров, не выявлено.
Руководитель отдела кадров Кузнецов В.Н.
Цели работы по созданию кадрового резерва
Создание кадрового резерва преследует несколько целей:
- обеспечение преемственности управления с минимальными потерями времени и средств в процессе смены кадров, с сокращением срока адаптации специалиста к новой должности;
- создание системы обновления руководящих кадров, позволяющей обеспечивать эффективный уровень руководства, соответствующий не только реальным современным требованиям, но и рассчитанный на будущие прогрессивные перемены в деятельности;
- перевод процесса замены руководителей и специалистов на плановую основу;
- выявление перспективных сотрудников среди лиц, уже проявивших себя, знакомых со спецификой деятельности организации и адресное вложение средств в их направленную подготовку;
- проведение постоянного мониторинга профессиональных качеств сотрудников, позволяющего не только оптимизировать расстановку сил в существующем коллективе, но и без проблем формировать руководящий персонал для новых подразделений;
О том, с помощью каких средств можно осуществлять такой мониторинг, читайте в статье «Ведение управленческого учета в 1С — особенности».
- обозначение реальных возможностей профессионального роста для сотрудников и, как следствие, повышение их заинтересованности в работе;
- уменьшение числа ошибок, допускаемых при оценке деловых качеств вновь принимаемых на работу сотрудников.
Формирование кадрового резерва и работа с ним — процесс достаточно непростой, требующий привлечения к нему не только руководителя организации и кадровой службы, но и иных специалистов (например, руководителей направлений, юриста, психолога, представителя профсоюза). Поэтому большинство вопросов, относящихся к кадровому резерву, решается коллегиально. То есть для этой цели создается постоянно действующий орган (комиссия, комитет), вырабатывающий решения по конкретным моментам, связанным с кадровым резервом.
Как правило, в организации, образующей кадровый резерв, разрабатывается и утверждается документ, регламентирующий процедуру создания резерва и работы с ним: положение о кадровом резерве. Его содержание может быть, например, таким:
- Цели и задачи кадрового резерва.
- Общие принципы создания резерва.
- Перечень должностей, в отношении которых образуется резерв.
- Порядок формирования и обновления резерва.
- Критерии отбора кандидатов для резерва.
- Программы подготовки кадров, внесенных в резерв.
- Критерии и порядок исключения из резерва.
- Процедура анализа эффективности работы с резервом.
Положение о кадровом резерве может содержать приложения, подробно раскрывающие отдельные вопросы или содержащие образцы тех документов, которые оформляются в процессе работы с резервом.
Что такое кадровый резерв
Кадровый резерв — это перечень лиц, которые в силу своего образования, деловых качеств, опыта и перспектив развития способны к выполнению функций по должности более высокого уровня, чем та, с которой они включены в кадровый резерв. То есть в резерв попадают лица, имеющие все основания для успешного профессионального продвижения. Это продвижение, как правило, предполагает занятие руководящих должностей и требует соответствия кандидата определенным характеристикам.
Значимость кадрового резерва определена на федеральном уровне. Об этом свидетельствует, в частности, такой документ, как распоряжение Правительства РФ «Об утверждении федеральной программы “Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2024 годы)”» от 22.04.2010 № 636-р, в котором о необходимости подготовки высокопрофессиональных управленцев для всех сфер жизни государства говорится в связи с происходящими фундаментальными социально-экономическими переменами в стране. В развитие этого документа разрабатываются законопроекты, определяющие процесс создания кадровых резервов в госструктурах, издаются или дорабатываются приказы аналогичного содержания по федеральным органам власти (МВД, Минсельхоз, Минтранс, Роскомнадзор, ФМС, Росстандарт, Минэкономразвития, Минюст, Росстрой и др.).
Безусловно, велико значение кадрового резерва и для конкретных организаций, предполагающих работать в течение длительного времени, имеющих перспективы развития, заботящихся о снижении рисков, связанных с заменой кадров, особенно на ключевых должностях.
Кадровый резерв может быть как внутренним (за счет собственных сотрудников), так и внешним (при котором кандидаты привлекаются со стороны). Отбор внешних кандидатов осуществляется, например, из числа:
- работников, оформленных по договору ГПХ;
- студентов, проходящих стажировку;
- кандидатов, рассматриваемых на вакантные должности.
Включаемые в резерв кандидатуры могут уже полностью отвечать требованиям, предъявляемым к должности, на которую их ставят в резерв. Однако также попадают в него и те, кто имеет высокий потенциал для профессионального продвижения, но не обладает достаточным опытом или необходимой подготовкой. Как правило, для каждой из должностей отбирают не меньше 2 кандидатов.
Список кандидатур, включенных в резерв, на усмотрение руководителя организации может быть либо открытым для ознакомления, либо доступным для ограниченного числа лиц. Ограничение доступа, как правило, снижает вероятность конфликтов в коллективе между занимающим должность сотрудником и его вероятным преемником. С другой стороны, информирование сотрудника о включении его в резерв служит для него одним из мотивов для более успешной трудовой деятельности.
Порядок формирования кадрового резерва госслужбы описан в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и получите алгоритм формирования кадрового резерва, а также образцы необходимых для этого документов.
Данный документ (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 437-ФЗ) в отношении отдельных органов применяется с 1 января 2023 года.
(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.
2. Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
3. Кадровый резерв субъекта Российской Федерации формируется государственным органом по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов субъекта Российской Федерации.
4. Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также — кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя.
5. Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.
6. Включение в кадровый резерв государственного органа производится:
1) граждан — по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
2) граждан — по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;
3) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
4) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
5) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам аттестации в соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 настоящего Федерального закона с согласия указанных гражданских служащих;
6) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, — по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;
7) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, с согласия указанных гражданских служащих.
7. Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих в соответствии с пунктами 6 и 7 части 6 настоящей статьи производится для замещения должностей гражданской службы той же группы должностей гражданской службы, к которой относится последняя замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы.
8. Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа.
9. Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации — правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа — правовым актом государственного органа.
10. Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.
11. Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.
12. Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМИРОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАДРОВЫХ РЕЗЕРВОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, РУКОВОДСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Указов Президента РФ от 01.07.2014 N 483, от 19.06.2020 N 400)
1. Федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (далее также — федеральные кадровые резервы, федеральный кадровый резерв), — это сформированные в установленном порядке группы граждан Российской Федерации, соответствующих определенным квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, и должности высшего начальствующего состава в этих федеральных государственных органах.
2. Федеральные кадровые резервы входят в состав федерального резерва управленческих кадров.
3. Федеральные кадровые резервы формируются в целях своевременного и качественного комплектования воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и должностей высшего начальствующего состава в федеральных государственных органах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (далее также — федеральные государственные органы, федеральный государственный орган).
4. Работа с федеральными кадровыми резервами строится на следующих принципах:
а) соблюдение законодательства Российской Федерации;
б) учет текущей и перспективной потребности в замещении должностей в федеральных государственных органах, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров и высших специальных званий;
в) персональная ответственность руководителей федеральных государственных органов за обоснованность предложений о включении лиц в федеральные кадровые резервы и за создание условий для профессионального роста этих лиц;
г) всесторонняя и объективная оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы.
5. Федеральные кадровые резервы формируются Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров на основании предложений руководителей федеральных государственных органов, уполномоченных вносить Президенту Российской Федерации представления о назначении на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, и должности высшего начальствующего состава.
6. Количество лиц, состоящих в федеральном кадровом резерве федерального государственного органа, не может превышать одну треть от количества воинских должностей в этом органе, подлежащих замещению высшими офицерами, и должностей высшего начальствующего состава, установленных соответствующими перечнями, утвержденными Президентом Российской Федерации.
7. Кадровое подразделение федерального государственного органа составляет список кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв этого органа по форме согласно приложению N 1.
(в ред. Указа Президента РФ от 19.06.2020 N 400)
8. Отбор кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов производится без конкретизации по должностям на основании решения аттестационной комиссии федерального государственного органа исключительно из числа военнослужащих и (или) сотрудников этого органа, с их согласия, по результатам изучения и оценки результатов служебной деятельности, деловых и личностных качеств кандидатов, с обязательным учетом поручительства за каждого кандидата, предусмотренного подпунктом «з» пункта 12 настоящего Положения.
9. При отборе кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов учитываются:
а) опыт работы по предполагаемому виду деятельности;
б) соответствие уровня образования квалификационным требованиям к занимаемой должности;
в) возраст (с учетом возрастных ограничений, установленных для воинского или специального звания по предполагаемой должности);
г) готовность к перемещению в интересах службы в другую местность;
д) морально-психологические и деловые качества;
е) состояние здоровья.
10. Кандидаты на включение в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов дают согласие на проведение в отношении их специальных проверочных мероприятий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в котором они проходят службу.
11. Списки кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов представляются в установленном порядке в Администрацию Президента Российской Федерации ежегодно, до 1 октября.
12. Кадровыми подразделениями федеральных государственных органов вместе со списками кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв в Администрацию Президента Российской Федерации представляются следующие документы:
а) анкета по форме согласно приложению N 2, подписанная кандидатом и заверенная кадровым подразделением федерального государственного органа;
(пп. «а» в ред. Указа Президента РФ от 19.06.2020 N 400)
б) представление, подписанное руководителем федерального государственного органа;
в) выписка из решения аттестационной комиссии федерального государственного органа о включении кандидата в федеральный кадровый резерв;
г) характеристика, подписанная непосредственным начальником (руководителем) кандидата;
д) рапорт с согласием кандидата на включение в федеральный кадровый резерв и перемещение в интересах службы в другую местность;
е) справка о состоянии здоровья;
ж) копия документа (документов) об образовании и о квалификации;
(пп. «ж» в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)
з) поручительство двух представителей федерального государственного органа из числа лиц, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение воинских званий высших офицеров либо высших специальных званий, и знающих кандидата по совместной службе не менее двух лет;
и) заверенная кадровым подразделением федерального государственного органа копия справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной кандидатом в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», за календарный год, предшествующий году представления в Администрацию Президента Российской Федерации списков кандидатов на включение в федеральный кадровый резерв.
(пп. «и» введен Указом Президента РФ от 19.06.2020 N 400)
13. Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров организует работу по изучению кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов в соответствии с порядком, устанавливаемым руководителем Администрации Президента Российской Федерации. По результатам изучения кандидаты могут быть не рекомендованы к включению в федеральный кадровый резерв федерального государственного органа, о чем этот орган информируется в установленном порядке Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.
14. Персональный состав лиц, включенных в федеральный кадровый резерв федерального государственного органа, утверждается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации по представлению помощника Президента Российской Федерации, курирующего кадровые вопросы.
15. Пополнение персонального состава федерального кадрового резерва федерального государственного органа новыми кандидатами осуществляется один раз в год, в декабре, по списку, утверждаемому Руководителем Администрации Президента Российской Федерации. О принятом решении Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров информирует федеральный государственный орган. Срок непрерывного пребывания в федеральном кадровом резерве лица, включенного в него решением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, составляет три года.
15.1. При использовании федеральных кадровых резервов более чем на одну треть руководители федеральных государственных органов вправе представить дополнительные списки кандидатов на включение в федеральные кадровые резервы с учетом требований пункта 6 настоящего Положения в целях дополнительного пополнения персонального состава таких резервов.
(п. 15.1 введен Указом Президента РФ от 19.06.2020 N 400)
16. Ежегодно, к 1 ноября, руководители федеральных государственных органов представляют в Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров информацию о лицах, состоящих в федеральном кадровом резерве, с характеристикой их морально-психологических и деловых качеств, с оценкой их служебной деятельности, перспектив кадрового роста и выводом о целесообразности дальнейшего нахождения в федеральном кадровом резерве.
17. Сведения о лицах, включенных в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов, являются сведениями конфиденциального характера. Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает их сохранность.
18. Руководители федеральных государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации вносят предложения о назначении на вакантные воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, или на вакантные должности высшего начальствующего состава лиц, состоящих в федеральных кадровых резервах указанных органов.
19. Назначение на вакантные воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, или на вакантные должности высшего начальствующего состава лиц, не состоящих в федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, осуществляется в исключительных случаях по решению Президента Российской Федерации.
20. Включение лица в федеральный кадровый резерв федерального государственного органа не влечет за собой обязательное назначение его на воинскую должность, подлежащую замещению высшими офицерами, или на должность высшего начальствующего состава.
21. Для лиц, включенных в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов, в течение срока их пребывания в указанных резервах проводится обучение по дополнительным профессиональным программам, а также иные мероприятия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федеральных государственных органов.
(п. 21 в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)
22. Лица, включенные в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов, исключаются из них по ходатайству федеральных государственных органов либо по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
23. Лица, включенные в федеральные кадровые резервы, подлежат исключению из них в случае:
а) неудовлетворительного выполнения своих служебных обязанностей, снижения уровня и результатов служебной деятельности;
б) отказа от перемещения в интересах службы в другую местность;
в) совершения проступка, дискредитирующего звание офицера, его честь и достоинство;
г) увольнения со службы;
д) личной просьбы об исключении из федерального кадрового резерва.
24. Лица, включенные в федеральные кадровые резервы федеральных государственных органов, могут быть исключены из них в случае:
а) назначения на вышестоящую воинскую должность, подлежащую замещению высшими офицерами, или должность высшего начальствующего состава;
б) признания лица военно-врачебной комиссией ограниченно годным к службе по состоянию здоровья;
в) истечения трех лет непрерывного нахождения в федеральном кадровом резерве;
г) достижения предельного возраста пребывания на службе;
д) несоблюдения служебных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
25. Для исключения лиц из федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов руководители указанных органов обращаются в Администрацию Президента Российской Федерации с соответствующими мотивированными предложениями.
26. Исключение лиц из федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов осуществляется по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
27. Об исключении лиц из федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, в том числе по инициативе Администрации Президента Российской Федерации, руководители федеральных государственных органов информируются Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров в установленном порядке.
Бланк биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв
В конце характеристики указывается, для каких целей выдается бумага. Если она заранее неизвестна, это указывается в характеристике.
Отбор специалистов для резерва и их подготовка
В качестве кандидатов на включение в резерв могут рассматриваться лица:
- самостоятельно предложившие свою кандидатуру;
- выдвинутые непосредственным руководителем;
- выявленные по результатам проведения процедур оценки (например, аттестации).
О нюансах проведения аттестации читайте здесь.
Но в любом случае они должны быть дополнительно подвергнуты процессу всестороннего рассмотрения их моральных, деловых, коммуникационных качеств на предмет выявления соответствия этих качеств необходимым для включения в кадровый резерв с перспективой занятия определенной должности. Критерии отбора могут быть разными, но обычно в их число входят:
Требования к этим критериям для определенной профессии содержат такие документы, как профстандарты. Подробнее о них — в статье «Какие организации обязаны применять профстандарты».
- соответствие определенному возрастному интервалу;
- хорошее состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе;
- наличие опыта работы в организации, включающей кандидата в резерв;
- демонстрация профессионализма, ответственности, целеустремленности, устойчивых трудовых достижений в отношении выполняемых обязанностей;
- умение прогнозировать ситуации, планировать работу, в т. ч. делать ее в сжатые сроки;
- наличие интереса к выполняемой работе, творческий подход к ней, готовность к самостоятельности и риску;
- активная жизненная позиция, стремление к совершенствованию и развитию, применение полученных при обучении знаний на практике;
- умение работать в коллективе, наличие опыта руководящей работы, организаторских способностей, авторитета среди коллег;
- умение аргументировать свою точку зрения и вести переговоры;
- задатки лидера, коммуникабельность, гибкость в общении;
- наличие желания расти в профессиональном плане и согласие на включение в резерв по определенной должности;
- наличие необходимости в дополнительном обучении, наставничестве, тренингах, приобретении определенного опыта и навыков.
Практическое применение профстандарта для кадровика имеет ряд важных нюансов. Подробнее — здесь.
Большая часть этих критериев важна для любой руководящей должности, но в зависимости от конкретной позиции акценты на них могут смещаться. С ориентиром на тот или иной критерий могут выбираться индивидуальные программы обучения и подготовки кандидатов, направленные на развитие их профессиональных или личностных качеств. С другой стороны, включение человека в кадровый резерв само по себе уже является основанием для направления его на дополнительное обучение, переподготовку, тренинги или стажировку, а у организации появляется необходимость в составлении программ обучения. Обучение может быть организовано как силами организации, так и с привлечением сторонних организаций или специалистов.
Дополнительный практический опыт работы непосредственно в намеченной для кандидата должности он получает, замещая временно отсутствующего на работе руководителя, занимающего эту должность. И такое замещение обычно является правилом для организаций, формирующих кадровый резерв.
Особое значение в процессе подготовки кандидата на должность приобретает взаимодействие его с лицами, способными оценить состояние процесса формирования нужного специалиста и дать ему нужные консультации и практические рекомендации по обучению и поведению.
В любом случае за время нахождения в кадровом резерве человек получает дополнительные возможности для расширения собственного кругозора, получения новых знаний, нового опыта как в плане профессиональном, так и в отношении руководства коллективом. А значит, и для применения полученных знаний и опыта на практике, т. е. для проявления себя как специалиста более высокого уровня, соответствующего намеченной для него в кадровом резерве должности, а может быть, достойного и рассмотрения на более значимую должность.
Читайте в специальном материале об особенностях проведения работодателем проверки кандидата на работу.
Образец биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв
В шаблон биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв вносятся общие сведения, а также оценка сотрудника, включающая его сильные, слабые стороны. Посмотреть заполненный образец можно ниже. Пример биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв поможет заранее подготовиться и спланировать заполнение листа, что положительно скажется на результатах составления справки.
На что обратить внимание
Лист биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв содержит сжатую информацию, тогда как в личном деле работника информация представлена в развернутом виде.
Правила создания резерва в конкретной организации
Каждую конкретную организацию характеризуют свои особенности организационной структуры и наличие собственного подхода к созданию кадрового резерва. Поэтому данный процесс всегда сугубо индивидуален. Организация должна самостоятельно:
- сформировать орган, который будет заниматься вопросами кадрового резерва;
- разработать внутренний документ, посвященный процедурам создания и обновления резерва, детально проработав все ключевые моменты, относящиеся к этим процедурам;
- создать действующие механизмы реализации правил работы с кадровым резервом.
При серьезном подходе к этим вопросам создание кадрового резерва будет служить основой оптимизации численного состава персонала и разумного кадрового планирования.
Как правильно составить
Когда оценивается потенциальный кандидат для внесения в резерв, проводится ряд мероприятий для оценки и разбора качеств сотрудника. Это помогает определить, насколько эффективен будет работник на управляющем посту.
Рассмотрим устоявшиеся методики оценки потенциальных кандидатов на руководящие должности. Для оценки используются следующие показатели:
- анализ мнения коллег о сотруднике;
- разбор задокументированных сведений о результатах работы;
- заполнение сотрудником анкеты;
- тестирование психологической направленности;
- проведение с кандидатом собеседования.
Экспертами в оценке специалиста выступают его непосредственные коллеги, как руководство, так и подчиненные. Суммарная характеристика, полученная от коллектива, помогает оценить работника как единицу целого механизма, не оставят без внимания и человеческие качества кандидата, его коммуникативные способности и отношение к окружающим.
В анкетных сведениях внимание уделят биографической информации, итогам работы на занимаемых должностях, перемещениям специалиста по службе. Все эти данные помогут сформировать представление о частоте смены мест труда и переходах в другие отделы, оценить профессиональный опыт сотрудника и разобраться в его коммуникабельности. Образование, полученное работником, поможет оценить его подкованность в определенной сфере. Образец биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв содержит графу для полученной специальности в учебном заведении.
Психологический тест помогает выявить приобретенные и врожденные особенности характера и восприятия человека, особенности поведения, тип мышления, способность к работе в сложных условиях. Психологический портрет работника значительно влияет на возможность карьерного роста и попадания в резерв.
В психологический портрет сотрудника входит уровень общей культуры, взаимоотношения с коллегами и клиентами, коммуникабельность, доброжелательность, отзывчивость, скромность, психологическая устойчивость, способность к самооценке.
Схема биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв включает суммарную оценку способностей и навыков работника. По итогам собеседования выносится вердикт, в который входят обобщенные оценки личности, ключевые черты специалиста, особенности его восприятия и умение действовать в сложных ситуациях.
При заполнении бланка важно указать полные сведения о специалисте. В тексте можно выделить три информационных блока:
- Анкетные данные с указанием Ф.И.О., датой рождения, занимаемой должности и даты назначения на эту должность, степени и звания (если они имеются). Дополнительно сообщаются сведения о полученном образовании, длительности работы в данном учреждении, карьерном росте (какие должности занимал).
- Оценка уровня профессионального мастерства, деловых и личных качеств.
- Заключительная часть служебной характеристики содержит вывод, в котором указывается назначение справки.
Форма биографической справки с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв после заполнения подписывается руководителем организации, ставится подпись и дата заполнения.
Этапы формирования резерва и работа с ним
Образованный кадровый резерв требует периодического (не реже чем 1 раз в год) пересмотра перечня попавших в него лиц и обновления относящихся к этим лицам сведений. При этом и начальное формирование резерва, и дальнейшая работа с ним предполагают осуществление следующих действий:
- Анализ ситуации, предваряющий саму работу по созданию или корректировке резерва. Для этого:
оценивается потребность организации и конкретных ее подразделений в новых управленцах или специалистах как на ближайшую (1–3 года), так и на долгосрочную перспективу;составляется конкретный перечень должностей нового (или обновленного) резерва;определяется наличие уже подготовленных для замены специалистов;корректируется действовавший ранее перечень за счет исключения из него как уже использованных для замены кадров лиц, так и по каким-либо причинам переставших соответствовать критериям включения в резерв;анализируется эффект от существования ранее созданного резерва. - оценивается потребность организации и конкретных ее подразделений в новых управленцах или специалистах как на ближайшую (1–3 года), так и на долгосрочную перспективу;
- составляется конкретный перечень должностей нового (или обновленного) резерва;
- определяется наличие уже подготовленных для замены специалистов;
- корректируется действовавший ранее перечень за счет исключения из него как уже использованных для замены кадров лиц, так и по каким-либо причинам переставших соответствовать критериям включения в резерв;
- анализируется эффект от существования ранее созданного резерва.
- Подбор конкретных кандидатур для включения в состав вновь формируемого резерва, что делается на основе:
анализа анкетных данных, результатов аттестации, характеристик, отзывов руководителя о работе конкретного лица; - анализа анкетных данных, результатов аттестации, характеристик, отзывов руководителя о работе конкретного лица;
Функции сбора таких данных могут быть поручены специалисту отдела кадров с включением их в текст должностной инструкции этого специалиста. Образец такой инструкции смотрите в материале «Должностная инструкция специалиста по кадрам — 2022».
- собеседования с работником;
- проведения тестирования;
- наблюдений за поведением работника и взаимоотношениями его с другими сотрудниками;
- оценки показателей, характеризующих текущую трудовую деятельность намеченного к отбору в резерв лица, и результатов выполнения им конкретных заданий;
- проведения аттестации работника;
- рассмотрения соответствия выявленных качеств тем требованиям, которые предъявляются к замещаемой должности;
- сравнений результатов, полученных по нескольким кандидатурам.
- Формирование списка нового резерва с перечнем конкретных кандидатур на соответствующие должности. Этот список отличают такие особенности:
один человек может одновременно присутствовать в нескольких частях этого документа: на ближайшую, реально обозримую и на отдаленную перспективу с вариантами, соответственно, должностей, на которые он рассматривается;в него заносится максимум сведений о каждом человеке, попавшем в резерв, в т. ч. анкетные данные, результаты аттестации и наблюдений за кандидатом, оценка его потенциала, дата внесения в резерв;включение в него рекомендаций по программам перспективной подготовки каждого из специалистов и отметок об их прохождении. - один человек может одновременно присутствовать в нескольких частях этого документа: на ближайшую, реально обозримую и на отдаленную перспективу с вариантами, соответственно, должностей, на которые он рассматривается;
- в него заносится максимум сведений о каждом человеке, попавшем в резерв, в т. ч. анкетные данные, результаты аттестации и наблюдений за кандидатом, оценка его потенциала, дата внесения в резерв;
- включение в него рекомендаций по программам перспективной подготовки каждого из специалистов и отметок об их прохождении.
Сформированный (обновленный) список кадрового резерва утверждается руководителем организации и вышестоящей инстанцией (при наличии таковой).
Персональные данные граждан, включаемых в кадровый резерв, должны быть защищены в соответствии с законодательством. Подробнее читайте в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Дальнейшая работа с кадровым резервом заключается:
- в периодическом пересмотре реестра;
- в пополнении его новыми данными о кандидатах;
- в исключении из перечня лиц, выбывших из организации или переставших удовлетворять необходимым требованиям к кандидату на замещение должности;
- в корректировке программ подготовки специалистов;
- в анализе эффективности использования реестра, прогнозировании изменений в нем и проработке вариантов неожиданных для существующего положения ситуаций с кадрами.
Итоги
Создание кадрового резерва в организации преследует цель обновления состава руководителей и специалистов за счет собственных (реже — привлеченных) сотрудников. Включение в этот резерв требует наличия у кандидата на должность определенных качеств и предполагает возможность его специальной подготовки к этой должности путем дополнительного обучения и тренингов. Перечень замещаемых должностей, требования к кандидатам и процедуру работы с резервом организация разрабатывает самостоятельно.