Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, напрямую зависит от заработной платы гражданина по последнему месту его работы. Так что не удивляйтесь, если бывший сотрудник попросит вас составить ему справку о средней заработной плате. А какую сумму следует в ней указывать, мы подскажем в статье.

База для расчета

орядок определения размеров пособия по безработице и указанных выше стипендий прописан в Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости). При постановке на учет в органах службы занятости гражданин должен представить пакет документов, включающий также справку о среднем заработке за крайние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Причем с 2009 года Федеральным законом от 27.12.2008 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» размеры пособий по безработице, выплачиваемых лицам, уволенным по сокращению численности либо штата и по собственному желанию, совпадает.

Отметим, что работодатель обязан безвозмездно не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления выдать бывшему сотруднику справку о заработной плате (ст. 62 ТК РФ). При этом на законодательном уровне образец такой справки не утвержден, поэтому центры занятости часто принимают сведения по установленным ими формам.

Обратите внимание: во всех случаях сумма выплат, увеличенных на размер районного коэффициента, не должна быть ниже минимальной величины пособия и не может превышать его максимальную величину (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 33 Закона о занятости). При этом в 2009 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная – 4 900 руб. (п. 1 постановления Правительства от 08.12.2008 г. № 915).

Таблица 1. Зависимость размера социальных выплат безработного гражданина от среднего заработка граждан, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.1

Учтите, что гражданам, расторгнувшим трудовой договор с работодателем – физическим лицом, размер пособия по безработице и периоды его выплаты определяются в соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 Закона о занятости2. Пособие по безработице в данном случае в течение и первого, и второго 6-месячных периодов следует начислять в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент.

Расчет среднего заработка

Порядок исчисления среднего заработка для предоставления в центры занятости отличается от правил расчета выплат для отпусков, командировок и пособий по временной нетрудоспособности. В данном случае следует руководствоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда от 12.08.2003 г. № 62 (далее – Порядок).

Рассматриваемый Порядок применяют для определения размера следующих выплат (п. 1 Порядка):

  • пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия его в общественных работах;
  • стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Расчетный период

В данном случае средний заработок работника исчисляют за последние 3 календарных месяца – с 1-го до 1-го числа, предшествующих месяцу увольнения (п. 3 Порядка). При этом согласно пункту 4 Порядка из расчетного периода исключают время (и начисленные в течение него суммы), когда:

  • за работником сохранялся средний заработок;
  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности либо пособие по беременности и родам;
  • сотрудник не работал в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свои трудовые обязанности;
  • работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
  • сотрудник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством;
  • работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в случаях, установленных законодательством.

Возникает вопрос: как быть, если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода? В данном случае следует исходить из суммы заработной платы, начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Порядка).

Выплаты, участвующие в расчете

Для расчета среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Пункт 2 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

  • а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;
  • в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
  • г) заработная плата, выданная в неденежной форме;
  • д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;
  • е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
  • ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
  • з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);
  • и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);
  • к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;
  • л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
  • м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;
  • н) другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.

При этом заработную плату, окончательно рассчитанную по завершении календарного года, следует учитывать в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени ее начисления.

При определении среднего заработка премии и вознаграждения, фактически начисленные за расчетный период, учитываются в соответствии с пунктом 9 Порядка (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Премии и вознаграждения, учитываемые при расчете среднего заработка

Возникает вопрос: как учитывать премии, если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью либо из него исключались периоды в соответствии с пунктом 4 Порядка? В этом случае премии и вознаграждения учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетный период. Исключение составляют ежемесячные премии, выплачиваемые вместе с заработной платой за данный месяц (п. 9 Порядка).

Порядок исчисления

Средний заработок работника определяют следующим образом (п. 7 Порядка):

Читать также:  Адрес в москве автозаводская

При этом среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели.

В свою очередь средний дневной заработок исчисляют по формуле:

Работник, уволенный 26.08.2009 г., попросил работодателя выдать ему справку о средней заработной плате для предоставления в центр занятости. Рассчитаем среднюю заработную плату работника при условии, что:

  • расчетный период – с 01.05.2009 г. по 31.07.2009 г.;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 63 дн.;
  • количество фактически отработанных дней в расчетном периоде – 60 дн.;
  • заработная плата в расчетном периоде – 31 500 руб.

При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок исчисляют в следующем порядке:

При определении среднего заработка сотруднику, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используют средний часовой заработок (п. 8 Порядка):

При этом средний заработок работника определяют по формуле:

Среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде рассчитывают в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели.

Возникает вопрос: как быть, если сотрудник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней? В данном случае средний заработок следует определять исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные работником дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка).

Если произошло повышение окладов

При увеличении окладов в организации средний заработок работников повышают в следующем порядке (п. 10 Порядка):

Работник, уволенный 28.08.2009 г., попросил работодателя выдать справку о средней заработной плате для предоставления в центр занятости. Рассчитаем среднюю заработную плату работника при условии, что:

  • расчетный период с 01.05.2009 г. по 31.07.2009 г. отработан полностью;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 63 дн. (19 дн. + 21 дн. + 23 дн.);
  • в расчетном периоде произошло повышение окладов. Заработная плата в расчетном периоде составила: 35 200 руб. (10 000 руб. + 12 600 руб. + 12 600 руб.).

Работодатель обязан выдать уволенному работнику справку о среднем заработке, необходимую для назначения пособия по безработице. Документ требуется работнику в том случае, если после увольнения он не нашел работу и планирует встать на учет в центр занятости. В справке фиксируются данные за три предыдущих месяца до даты увольнения, и на ее основании бывшему сотруднику назначается пособие по безработице. Автор рассказывает, как составить справку, какие данные необходимо в нее включить и как правильно рассчитать средний заработок.

азмеры пособия по безработице и стипендий, выплачиваемых в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, напрямую зависят от зарплаты гражданина по последнему месту работы. При этом в обязанности бывшего работодателя входит выдача справки о среднем заработке для предоставления ее в службу занятости.

Выплаты безработным

Основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости).

Для признания гражданина безработным надо, чтобы он был трудоспособным, не имел работы и 1, был зарегистрирован в органах службы занятости, искал работу и был готов приступить к ней (абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона о занятости). Из данного правила есть и исключения. К примеру, не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16-летнего возраста, пенсионеры, индивидуальные предприниматели (абз. 3 ст. 2 и п. 3 ст. 3 Закона о занятости).

Роструд открыл информационный портал «Работа в России» (www.trudvsem.ru). Это государственный общероссийский банк вакансий, который содержит актуальную информацию региональных служб центров по трудоустройству. Также на сайте можно получить квалифицированную юридическую помощь, ознакомиться с нормативными документами по трудовому законодательству, уточнить адреса и контакты региональных служб занятости.

Государство гарантирует безработным (п. 1 ст. 28 Закона о занятости):

  • выплату пособий по безработице (в т.ч. во время болезни);
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости (в т.ч. во время болезни);
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Отметим, что размер пособия по безработице и выплачиваемых стипендий напрямую зависит от заработной платы гражданина по последнему месту его работы (см. Таблицу 1). Именно поэтому в пакет документов, предоставляемых гражданином в службу занятости, входит справка о среднем заработке (абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости).

Таблица Размер социальных выплат безработному гражданину, который в течение 12 мес., предшествовавших началу безработицы, работал не менее 26 недель.2

При этом во всех случаях сумма выплат, увеличенных на размер районного коэффициента, не должна быть ниже минимальной величины пособия и не может превышать его максимальную величину (абз. 5 п. 1 ст. 33 Закона о занятости). В 2012 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная – 4900 руб. (абз. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособий по безработице на 2012 год»).

В иных случаях пособие по безработице начисляется в первом (6-месячном) периоде выплаты и во втором (6-месячном) периоде выплаты в размере его минимальной величины. К примеру, если гражданин не работал более года, либо в течение предыдущих 12 месяцев не имел оплачиваемой работы более чем 26 недель, либо был уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия (п. 1 ст. 34 Закона о занятости).

В данном случае следует воспользоваться Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Минтруда от 12.08.2003 № 62 (далее – Порядок).

Средний заработок работника исчисляют за последние три календарных месяца – с 1-го до 1-го числа, предшествующих месяцу увольнения (п. 3 Порядка).

Из расчетного периода исключают время, а также начисленные за эти периоды суммы, если (п. 4 Порядка):

  • за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством;
  • работник получал пособие по временной нетрудоспособности либо пособие по беременности и родам;
  • работник не работал в связи с простоем, возникшим по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
  • работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством;
  • работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в соответствии с законодательством.

В определении ВС РФ от 08.06.2006 № КАС06-151 прозвучало, что п. 3 Порядка по своему содержанию не исключает возможность включения в состав расчетного 3-месячного периода последнего месяца работы, в котором было произведено увольнение, если это отвечает интересам работника.

Речь здесь идет о случаях, когда сотрудник увольняется в последний день месяца, и если при таком расчете средний заработок оказывается выше, чем при использовании трех предыдущих месяцев.

Учитываемые выплаты

При расчете среднего заработка следует учесть все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (п. 2 Порядка). К таковым относятся: оклад, надбавки, доплаты, премии и т.д. Отметим, что заработную плату, окончательно рассчитанную по завершении года, учитывают в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени ее начисления (подп. «и» п. 2 Порядка).

Премии и вознаграждения принимают в следующем порядке (п. 9 Порядка):

  • ежемесячные за одни и те же показатели – не более одной за каждый месяц расчетного периода;
  • за период работы, превышающий один месяц, за одни и те же показатели – не более одной в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
  • вознаграждения по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, – в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода вне зависимости от времени начисления.

Может получиться и так, что работником время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью либо имели место исключаемые периоды. В этом случае премии и вознаграждения учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с зарплатой) (п. 9 Порядка).

Работник уволен из организации 20.02.2012. Рассчитаем учитываемые для среднего заработка выплаты при условии, что:

  • должностной оклад составляет 21 000 руб.;
  • в ноябре сотрудник отработал 15 из 21 рабочего дня, в декабре – 22 из 22, в январе – 10 из 16 дней;
  • ежемесячные премии выплачиваются в организации вместе с заработной платой за данный месяц;
  • квартальная (7000 руб.) и годовая премии за 2011 год (15 000 руб.) выплачены в январе 2012 года.
Читать также:  Наблюдение по поводу наблюдения за работой молодого учителя

Должностной оклад: 15 000 руб. + 21 000 руб. + 13 125 руб. = 49 125 руб.

Ежемесячные премии: 1500 руб. + 3000 руб. + 1000 руб. = 5500 руб.

Квартальная премия: 7000 руб. / 59 дн. × 47 дн. = 5576,27 руб.

Годовая премия: (15 000 руб. / 12 мес. × 3 мес.) / 59 дн. × 47 дн. = 2987,29 руб.

Учитываемые выплаты за расчетный период:

49 125 руб. + 5500 руб. + 5576,27 руб. + 2987,29 руб. = 63 188,56 руб.

Для определения среднего заработка используют средний дневной заработок (п. 7 Порядка).

В свою очередь средний заработок рассчитывают так (п. 7 Порядка):

При этом среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели (п. 7 Порядка).

Работник уволен из организации 10.09.2012. Рассчитаем среднюю заработную плату работника для предоставления сведений о ее размере в центр занятости при условии, что:

  • расчетный период – с 01.06.2012 по 31.08.2012;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 65 дн. (20 дн. + 22 дн. + 23 дн.);
  • количество фактически отработанных дней в расчетном периоде – 52 дн.;
  • заработная плата в расчетном периоде – 36 400,00 руб.

Средний дневной заработок = 36 400,00 руб. / 52 дн. = 700,00 руб.

Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде = 65 дн. / 3 мес. = 21,67 дн.

Средний заработок = 700,00 руб. × 21,67 дн. = 15 169,00 руб.

Установление работнику неполного рабочего времени

При установлении работнику неполного рабочего времени средний дневной заработок исчисляют в следующем порядке (п. 7 Порядка):

Суммированный учет рабочего времени

При этом средний заработок работника определяют так (п. 8 Порядка):

Среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде определяют в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели (п. 8 Порядка).

Если работник в расчетном периоде не имел заработной платы или отработанных дней

Может получиться и так, что работник за эти три месяца не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода (к примеру, больничного, командировки, отпуска и т.д.). В этом случае средний заработок рассчитывают исходя из зарплаты, начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (п. 5 Порядка).

Специалисты Московского департамента труда и занятости уточнили3, что при определении расчетного периода отменена практика отсчета по три календарных месяца до трех месяцев, где отработан хотя бы один оплачиваемый день. К примеру, работник с 20.08.2011 по 31.12.2011 получал пособие по временной нетрудоспособности, а уволен 24.01.2012. Так как сотрудник не работал в расчетном периоде (октябрь, ноябрь, декабрь) и определенное время до него, то средний заработок исчисляют исходя из суммы начисленной зарплаты за предшествующий период времени, равный расчетному. В данном случае это три календарных месяца до начала периода временной нетрудоспособности, а именно: май, июнь, июль 2011 года.

А бывает так, что работник не только в расчетном периоде, но и до него не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней. В этом случае средний заработок определяют исходя из суммы заработной платы, начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце увольнения (п. 6 Порядка).

При повышении окладов

При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) средний заработок работников зависит от времени, когда было произведено данное повышение (п. 10 Порядка).

Если повышение произошло в расчетный период, то учитываемые при определении среднего заработка выплаты, начисленные за предшествующий повышению период времени, увеличивают на следующие коэффициенты:

При этом сумма учитываемой заработной платы за расчетный период составит:

Работник уволен из организации 08.10.2012. Рассчитаем его среднюю заработную плату для предоставления ее в центр занятости при условии, что:

  • расчетный период – с 01.07.2012 по 30.09.2012;
  • количество рабочих дней в расчетном периоде – 65 дн. (22 дн. + 23 дн. + 20 дн.);
  • количество фактически отработанных дней в расчетном периоде – 65 дн.;
  • в расчетном периоде произошло повышение должностных окладов: июль – 13 000,00 руб., август – 16 250,00 руб., сентябрь – 16 250,00 руб.

Коэффициент = 16 250,00 руб. / 13 000,00 руб. = 1,25

Заработная плата в расчетном периоде = 13 000,00 руб. × 1,25 + 16 250,00 руб. + 16 250,00 руб. = 48 750,00 руб.

Средний дневной заработок = 48 750,00 руб. / 65 дн. = 750,00 руб.

Средний заработок = 750,00 руб. × 21,67 дн. = 16 252,50 руб.

Между тем если повышение произошло после расчетного периода до дня увольнения, то повышают средний заработок, исчисленный за расчетный период:

А если повышение произошло уже после увольнения работника, то повышение среднего заработка не производится.

Заполняем справку

Справка о зарплате для центра занятости

Отметим, что на законодательном уровне форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы не утверждена, поэтому зачастую региональные центры занятости принимают сведения по собственным установленным образцам.

В свою очередь Роструд в письме от 08.11.2010 № 3281-6-2 сказал, что справка, утвержденная местными властями, может быть использована в работе органов службы занятости до принятия данной формы на федеральном уровне. В то же время работодатель вправе выдать такую справку в произвольном формате с указанием общепринятых для документов реквизитов и содержащую сведения о среднем заработке (Пример 5). Ведь непредставление указанной справки по форме, утвержденной нормативными правовыми актами субъекта РФ, не может служить основанием для отказа в признании гражданина безработным и начислении пособия по безработице.

Специалисты Московского департамента труда и занятости указали4, что под общепринятыми реквизитами здесь подразумеваются: угловой штамп, круглая печать, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, ИНН. В случае же отсутствия углового штампа справка в левом верхнем углу должна содержать следующую информацию: название юридического лица, наименование вышестоящего органа, если таковой имеется, юридический адрес, телефон.

Справка о зарплате для центра занятости

Имейте в виду: центры занятости имеют право проверять достоверность документов и информации, представляемой работодателями и  гражданами. На это обратили внимание специалисты Департамента труда и занятости населения города Москвы5.

А на сайте Управления по труду и занятости населения Алтайского края6 содержится информация о том, что получение гражданами пособия по безработице путем введения в заблуждение специалистов центров занятости, сокрытия факта занятости, предоставления подложных документов и недостоверной информации влечет:

  • взыскание с граждан всей суммы незаконно полученного пособия по безработице и процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 и 1102 ГК РФ);
  • уголовную ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Интервал между буквами (Кернинг):

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому

Белым по черному

Темно-синим по голубому

Смоленское областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Ярцевского района»

Версия для слабовидящих

Бланки и формы заявлений

Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы

Справка о среднем заработке

Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)»

Справка о зарплате для центра занятости

для граждан предпенсионного возраста

Памятка для граждан предпенсионного возраста

По вопросам назначения и выплаты пенсий

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Программа государственной поддержки в 2022 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан

Справка о зарплате для центра занятости

Программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» рассчитана на период до 2024 года

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Заказанную Вами справку можно распечатать в Центре занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о зарплате для центра занятости

Сведения о доходах

Сайт разработан на системе типовых сайтов Администрации Смоленской области

«Твинс» — сайты для органов государственной власти

Справка о зарплате для центра занятости

Справка о среднем заработке для представления в службу занятости не входит в перечень обязательных документов, которые оформляются при увольнении. Работодатель должен выдать ее в трехдневный срок с момента получения письменного заявления работника. В справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы включается информация, необходимая для определения размера пособия по безработице. Эксперты 1С рассказывают, как рассчитать средний заработок сотрудника в этом случае и сформировать справку для службы занятости в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3.

Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии) выдается увольняемому или бывшему работнику для получения им пособия по безработице в службе занятости населения по месту жительства. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» справка о среднем заработке выдается за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Действующим законодательством форма такой справки, порядок ее заполнения и представления не утверждены. Справка может быть составлена:

  • по рекомендуемой форме, приведенной в письме Минтруда России от 15.08.2016 № 16-5/В-421;
  • в произвольной форме, при этом в ней должны быть отражены сведения, по которым можно определить размер и сроки выплаты пособия по безработице.
Читать также:  СПРАВКА О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ДЛЯ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ЗА КВАРТИРУ

Службы занятости могут применять в работе справки, формы которых утверждены субъектом Российской Федерации (письмо Роструда от 08.11.2010 № 3281-6-2).

Так, например, форма справки для Москвы утверждена приказом Департамента труда и занятости населения г. Москвы от 06.11.2014 № 638; для Московской области — приведена в Приложении № 2 Административного регламента, утв. распоряжением Мособлтруда от 22.02.2013 № 13-р.

Если работодатель составил справку для службы занятости в произвольной форме, и в ней содержатся все сведения, которые нужны для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, нет оснований для отказа в принятии такой справки (см. письма Минтруда России от 15.08.2016 № 16-5/В-421, Роструда от 08.11.2010 № 3281-6-2).

Среди обязательных сведений, которые должны быть в Справке:

  • ОКВЭД;
  • Ф.И.О. уволенного работника;
  • дата приема работника в организацию и дата увольнения;
  • сумма среднего заработка за последние 3 месяца цифрами и прописью;
  • количество календарных недель в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, за которые выплачивалась заработная плата (если работник трудился на условиях неполного времени, эта информация также должна быть указана);
  • периоды в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, за которые зарплата работнику не выплачивалась. Следует указать причины невыплат (отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет, отпуск без сохранения заработной платы, временная нетрудоспособность).

Средний заработок рассчитывается в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утв. постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62 (далее — Порядок № 62).

При расчете среднего заработка особое внимание необходимо уделить:

  • определению расчетного периода;
  • выплатам за расчетный период (исключить выплаты, которые указаны в п. 4 Порядка № 62, — пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам и др.);
  • расчету среднего заработка с учетом премий;
  • расчету среднего заработка с учетом повышения должностных окладов и надбавок.

Заполненную справку о среднем заработке для службы занятости необходимо предоставить бывшему работнику в течение 3 дней со дня его обращения в письменной форме к работодателю (ст. 62 ТК РФ).

Формирование справки о среднем заработке в «1С

Порядок расчета среднего заработка сотрудника для определения размера пособия по безработице (стипендии) и формирования справки для службы занятости в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 рассмотрим на следующем примере.

Пример

Сотрудник организации М.С. Клинцов уволен 11.05.2018. Он работал на условиях 40-часовой рабочей недели с двумя выходными (суббота и воскресенье). Расчетным периодом для определения размера пособия по безработице являются 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения сотрудника, т. е. с 01.02.2018 по 30.04.2018.

Расчетный период М.С. Клинцовым отработан не полностью — с 9 по 11 апреля он находился на больничном. Начисленные сотруднику выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, составили:

  • за февраль — 30 000 руб.;
  • за март — 30 000 руб.;
  • за апрель — 25 714,29 руб.

Количество рабочих дней по производственному календарю за 2018 год за расчетный период — 60 рабочих дней, а количество дней, отработанных сотрудником за этот период, — 57 рабочих дней.

Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии) в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 реализована по рекомендуемой форме, приведенной в письме Минтруда России от 15.08.2016 № 16-5/В-421.

Для ее формирования в ранее зарегистрированном документе Увольнение (раздел Кадры — Приемы, переводы, увольнения или раздел Зарплата — Все начисления) следует нажать на кнопку Печать — Справка для пособия по безработице (рис. 1, 2).

Рис. 1. Формирование справки о среднем заработке для пособия по безработице

Рис. 2. Печатная форма справки о среднем заработке для пособия по безработице

Расчет среднего заработка для определения размера пособия по безработице в программе производится в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице, утв. постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62.

Средний заработок сотрудника М.С. Клинцова исчисляется за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения. В нашем Примере — с 01.02.2018 по 30.04.2018. Если сотрудник увольняется в последний день месяца, в расчетный период можно включить месяц увольнения, но только в том случае, если средний заработок будет больше (см. Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2006 № КАС06-151).

В силу пункта 2 Порядка № 62 при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации (независимо от источников этих выплат). Пунктом 4 Порядка № 62 установлены периоды, которые исключаются из расчетного.

Выплаченные за это время суммы также не учитываются при расчете среднего заработка.

Для определения среднего заработка работника необходимо использовать средний дневной заработок (п. 7 Порядка № 62):

Средний заработок = Средний дневной заработок х Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели,

где:

Средний дневной заработок = Сумма начисленной зарплаты за расчетный период / Количество отработанных дней в расчетном периоде.

Если сотруднику установлено неполное рабочее время (неполная рабочая неделя, неполный рабочий день), средний дневной заработок исчисляется следующим образом (п. 7 Порядка № 62):

Средний дневной заработок = Сумма начисленной зарплаты за расчетный период / Количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетном периоде.

При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок, определяемый следующим образом (п. 8 Порядка № 62):

Средний часовой заработок = Сумма начисленной зарплаты за расчетный период / Количество отработанных часов в расчетном периоде.

Тогда средний заработок рассчитывается следующим образом:

Средний заработок = Средний часовой заработок х Среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

При расчете среднего заработка необходимо учитывать:

  • ежемесячные премии и вознаграждения — не более 1 выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода. Если сотруднику за 1 месяц начислены 2 премии за один показатель, для расчета надо взять ту премию, сумма которой больше;
  • премии и вознаграждения за период работы, превышающий 1 месяц, — не более 1 выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
  • вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, — в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода (независимо от времени начисления вознаграждения);
  • премии и вознаграждения в случае, если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 Порядка № 62, — пропорционально времени, отработанному в расчетный период (за исключением ежемесячных премий, выплачиваемых вместе с заработной платой за данный месяц).

Если сотрудник проработал в организации неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному им времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм по правилам, установленным пунктом 9 Порядка № 62.

По условию нашего Примера сотруднику за расчетный период начислен доход, учитываемый при исчислении среднего заработка, в размере 85 714,29 руб. (30 000 руб. + 30 000 руб. + 25 714,29 руб.).

Апрель 2018 года сотрудник отработал не полностью (с 09.04.2018 по 11.04.2018 он находился на больничном).

Количество фактически отработанных дней за рачетный период — 57, количество рабочих дней (согласно производственному календарю за расчетный период) — 60.

1.  Среднедневной заработок:

85 714,29 руб. / 57 рабочих дней = 1 503,76 руб.

2.  Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде:

60 рабочих дней / 3 месяца = 20 рабочих дней.

3.  Средний заработок (см. рис. 2):

1 503,76 руб. х 20 рабочих дней = 30 075,19 руб.

При необходимости в печатную форму справки можно внести изменения. Для этого с помощью кнопки Редактирование следует включить режим редактирования. Повторным нажатием кнопки режим редактирования отключается.

Обратите внимание, справку о среднем заработке для службы занятости можно также сформировать из документа Увольнение списком (раздел Кадры — Приемы, переводы, увольнения или раздел Зарплата — Все начисления) по кнопке Печать — Справка для пособия по безработице, если увольнение сотрудника, запросившего справку, зарегистрировано массовым способом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *