СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Перед публикацией извещения заказчик обязан рассчитать максимальную сумму, которую может потратить на закупку. Всего есть пять методов обоснования цены контракта по 44-ФЗ. Но для некоторых процедур общие методы не подходят: начальную цену рассчитывают с учетом отраслевых особенностей.

Что такое НМЦК

В Федеральной контрактной системе дается расшифровка НМЦК — начальная (максимальная) цена контракта. Это предел стоимости, который заказчик устанавливает для конкурентных процедур. Н МЦК указывают в извещении, документации о закупке (если заказчик решил ее составить), приглашении на участие в закрытых торгах. А при заключении контракта с единственным поставщиком используют другой показатель — цену контракта с единственным поставщиком.

В ст. 22 44-ФЗ указано, что такое НМЦК в госзакупках, — это базовый показатель, по которому выбирают способ определения поставщика и срок публикации извещения о закупке в ЕИС (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Для конкурсов и аукционов нет ценовых ограничений, а вот электронный запрос котировок проводят для тендеров не дороже 3 000 000 рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).

Есть ограничения и для закупок у единственного поставщика — по п. 4, 5, 24, 25, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. А для торгов, участниками которых могут быть только СМП и СОНКО, предусмотрен лимит по НМЦК в 20 000 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ).

Сроки размещения извещения тоже зависят от начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ — вот они (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):

В извещении о закупке обязательно указывают начальную стоимость заказа (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Документы по определению НМЦК, к примеру, расчеты, скриншоты страниц сайтов с датой и временем из подготовки, необходимо хранить с документами о закупках. Таким способом заказчик подтвердит, что он исполнил требования ст. 22 по обоснованию начальной цены.

Для определения начальной цены нельзя использовать иностранную валюту. Исключение сделали только для заказчиков, которые работают на территории иностранного государства (ч. 18.1 ст. 22 Закона о контрактной системе).

Предельная стоимость заказа — важный фактор для поставщика. Исходя из ценовой информации, потенциальные исполнители делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере. Также начальная стоимость влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.

Начальная цена на этапе планирования

Расчет и определение НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график (ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). Обоснованной считают закупку, которая соответствует правилам нормирования и формирования НМЦ (ч. 1 ст. 18 Закона о контрактной системе).

Составлять дополнительные документы для обоснования закупки не надо.

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в извещении. Стоимость товаров, работ, услуг в реальном времени отличается от плановых значений, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.

Перед проведением закупки проверьте актуальность цен товаров, работ, услуг, по которым рассчитывали НМЦК для плана-графика. Для расчета используйте методы из ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Методы обоснования начальной стоимости заказа

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в ст. 22 Федеральной контрактной системы и уточнены в методических рекомендациях Минэкономразвития.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Вот обоснования НМЦК в виде таблицы — методом анализа рынка:


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Региональные власти вправе вводить дополнительные методические рекомендации локальными нормативными актами. Как пример — распоряжение правительства Москвы № 242-РП, распоряжение правительства Сахалинской области № 117-р и др. Заказчики применяют и основные, и дополнительные рекомендации при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком определяются по одним правилам — по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Особенности обоснования цены

Для некоторых закупок ценовые показатели рассчитывают по особым правилам. Особенности действуют для заказов:

Кроме того, есть особенности определения максимальной стоимости для закупок, которые проводятся для достижения минимальной обязательной доли заказов российских товаров. Такие особенности обоснования и расчета НМЦ, стоимости контракта с единственным поставщиком, начальной стоимости единицы товара определяет российское правительство.

Еще по теме:

Чтобы закупки соответствовали действующему законодательству, заказчику необходимо привести обоснование некоторых параметров. Рассказываем, что именно обосновывать и как это делать правильно.

Обоснование закупок

Закупки обосновываются госзаказчиком в процессе планирования закупочной деятельности, то есть при составлении планов закупок и планов-графиков (ст. 18 44-ФЗ). Это необходимо, чтобы установить целесообразность того или иного заказа (ст. 13 44 ФЗ). Для этого готовится отдельный документ, который является неотъемлемым приложением к документам планирования.

Обоснование закупочной деятельности регламентируется ПП РФ № 555 от 05.06.2015, которое утверждает правила и форму.

Обоснование в планировании

Подразделяется на две категории:

В процессе подготовки плана необходимо обосновать все объекты планирования. Основная задача — подтверждение целесообразности каждого заказа (ст. 13 44 ФЗ), его соответствия установленным мероприятиям госпрограммы, а также функциям назначения и полномочиям заказчика (ст. 19 44 ФЗ).


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

В процессе составления плана-графика необходимо обосновывать начальную (максимальную) цену контракта (ст. 22 44 ФЗ), способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя (ст. 24 44 ФЗ) и дополнительные требования, которые устанавливаются в отношении участников конкретного заказа (ч. 3 ст. 18 44 ФЗ).


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Обоснование НМЦК

Это документация госзаказчика, включающая расчет цен на планируемые заказы и прилагающаяся к плану-графику.

Заказчик считает и обосновывает НМЦК в соответствии со ст. 22 44-ФЗ и методическими рекомендациями Минэкономразвития (Приказ № 567 от 02.10.2013, Письмо № ОГ-Д28-7698 от 05.10.2014), а затем отражает данные в плане-графике, который подлежит обязательному размещению в ЕИС. Осуществляется в соответствии с методами:

Также заказчик вправе использовать рекомендации, разработанные исполнительными органами власти конкретного субъекта РФ. Обосновываться должны НМЦК как конкурентных способов торгов, так и закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика.


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Обоснование способа определения поставщика

При заполнении документов планирования обязательно необходимо обосновать способ определения исполнителя (ст. 18 44 ФЗ, ПП РФ от 05.06.2015 № 555). При этом необходимо руководствоваться ценовыми критериями, объектом закупки и условиями, установленными в проектной документации контракта, особенностями выявления победителя, а также сроками исполнения заказа. Для верного составления документа, который обосновывает способ определения поставщика, заказчик должен опираться на положения ст. 24 44-ФЗ.


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Обоснование невозможности соблюдения запрета

Ст. 14 44-ФЗ и ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 устанавливают запрет на приобретение программ для ЭВМ, для баз данных и исключительных прав на программное обеспечение.

Читать также:  Как писать аналитическую справку учителям начальных классов

Если заказчику необходимо обосновать, что у него нет возможности соблюдать правила национального режима, он должен подготовить особый документ и разместить его в ЕИС одновременно с извещением о заказе (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ). Правила подготовки закреплены в ПП РФ № 1236. Можно оформить в произвольном виде, но в него обязательно нужно включить причину составления, класс ПО, выступающего объектом заказа, технико-функциональные и эксплуатационные характеристики ПО, а также основные требования к ним.


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Обоснование объекта закупки

Почему будут закупаться конкретно эти товары, работы или услуги, необходимо обосновать еще на этапе планирования, при формировании плана закупок и плана-графика. Суть состоит в том, чтобы объяснить целесообразность приобретения того или иного товара (работы, услуги). Регламентируется ПП РФ № 555 от 05.06.2015. Необходимо подтвердить соответствие объекта закупки государственной программе и проводимому мероприятию, а также нормативно-правовой базе, действующей в сфере госзаказа.


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Обоснование предлагаемой цены

Если НМЦК в ходе конкурентных процедур была снижена на 25 % и более, поставщик обязан подтвердить свою добросовестность. Это производится в рамках антидемпинговых мер, одной из которых выступает обязанность поставщика обосновать предлагаемую цену контракта. Это необходимо, чтобы заказчик обезопасил себя от исполнителя, который может сорвать поставку или предоставить некачественный товар. Только после этого он получает право на заключение контракта в качестве победителя. А при несоблюдении условия может попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование принятого решения в протоколе

По факту рассмотрения заявок при проведении закупок закупочная комиссия заказчика составляет протокол рассмотрения и оценки заявок по конкретной процедуре.

Обязательный пункт этого протокола — обоснование принятого решения. В нем описываются причины отклонения или же допущения к участию той или иной заявки участника торгов, а также указывается, соответствует ли его предложение требованиям закупочной документации и проекту контракта, либо подробно описывается, почему не соответствует.


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Отчет с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком

В том случае, если заказчик решил сделать заказ у единственного поставщика, ему необходимо подготовить отчетность, в которой обосновывается заключение такого контракта — отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки (ч. 3 ст. 93 44-ФЗ).

Законом не установлена форма такой отчетности, поэтому заказчик может использовать самостоятельно разработанный бланк: таблицу или текстовый документ. Отчет о заключении контракта с единственным поставщиком подлежит обязательному размещению в специальном разделе ЕИС («Отчеты заказчиков») одновременно с извещением (ч. 2 ст. 93 44-ФЗ) либо в день заключения контракта с единственным поставщиком.


СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ОБРАЗЕЦ ПО 223 ФЗ ОБРАЗЕЦ

Управление государственными и муниципальными закупками (14412040 дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Принцип профессионализма заказчика закреплен в законе о контрактной системе. Контрактные управляющие, специалисты по закупкам, члены закупочной комиссии должны своевременно повышать квалификацию. В то же время закупка образовательных услуг заказчиком может потребоваться и для иных направлений деятельности (пожарно-техническая, электробезопасность и др.).

Объект закупки

Для реализации курса обучения может потребоваться как классическая программа дополнительного профессионального образования, повышения квалификации с выдачей удостоверения или диплома, которые необходимы в том числе для исполнения требований ч. 2 
ст. 9 и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, так и блиц-тренинги по конкретным вопросам, зачастую включающие элементы консалтинга, что куда удобнее с точки зрения экономии времени и оперативного получения прикладных знаний. Исполнителем, в свою очередь, будет либо образовательная организация, имеющая лицензию на образовательную деятельность, либо приглашенный эксперт.

В конце статьи вы найдете полезную шпаргалку!

В конце статьи есть шпаргалка

Выбор способа закупки

Посредством закупки у единственного поставщика можно закупить серию тренингов, стоимость каждого из которых не превышает 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Правда, годовой объем всех закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. Если заказчик обладает крупным бюджетом для закупок, то он может применить альтернативное ограничение, установленное законом для того же пункта: за год все закупки, проведенные по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должны в совокупности превышать 50 млн руб. и при этом не должны составлять более 10% совокупного годового объема закупок.

Исключения из этого правила установлены лишь для сельских поселений, которые могут проводить закупки на сумму до 600 тыс. руб. без ограничения по совокупному объему, а также для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства. Для учреждений культуры и образовательных организаций установлены ограничения п. 5
ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупки в неконкурентном режиме можно проводить на сумму
до 600 тыс. руб. с предельным суммарным объемом 30 млн руб. и 50% совокупного годового объема.

Кроме того, на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно без ограничения суммы заключить контракт на оказание преподавательских услуг с физическим лицом без проведения конкурентной закупки образовательных услуг. В обоих случаях закон не требует от заказчика ни публикации извещения о закупке у единственного поставщика, ни обоснования цены и иных условий контракта.

Важно! Закупка у единственного поставщика не означает закупку у первого попавшегося продавца. При выборе образовательной организации или эксперта заказчику необходимо сравнить предложения и выбрать лучшее с ценой, не превышающей рыночной.

Закупка запросом котировок в электронной форме

Если заказчику не подходит ни контракт с физическим лицом, ни контракт на сумму до 600 тыс. руб. с юридическим лицом, то можно провести запрос котировок, так как образовательные услуги не входят в так называемый аукционный перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Запрос котировок позволяет провести конкурентную закупку максимально оперативно. Заказчик вправе использовать этот способ закупки в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб.

Правда, годовой объем закупок, проведенных посредством запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн руб., если СГОЗ за прошедший год составил менее 500 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Еще более важным ограничением является то, что победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену контракта. Закон № 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к квалификации участника, пусть даже при закупке образовательных услуг, а значит, могут возникнуть проблемы с качеством проведенного обучения.

Закупка аукционом и конкурсом в электронной форме

То же самое ограничение, связанное с невозможностью оценки качества предлагаемого образования, относится и к закупке образовательных услуг посредством аукциона. Несмотря на то что ч. 7 ст. 24 Закона № 44-ФЗ разрешает использование аукциона при закупке любых товаров, работ и услуг, при наличии у заказчика свободного времени и ресурсов при закупке образовательных услуг разумнее провести конкурс для получения наилучшего результата закупки, снизив возможные риски демпинга цены, что не запрещено законом.

При конкурсе доминирующим фактором выбора победителя закупки может являться критерий квалификации или качества услуг, а не цены. В рамках Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 при закупке образовательных услуг до 60% значимости критериев оценки заявок отводится качеству услуг, квалификации, в то время как минимальное значение критерия цены не может быть ниже 40% значимости при оценке конкурсных заявок. Разумеется, значение неценового критерия может быть и менее 60%, но не более. Порядок присвоения баллов по качественным и квалификационным критериям необходимо включить в извещение при объявлении конкурса. При проведении закупки образовательных услуг конкурсом у заказчика значительно повышаются шансы пройти обучение не у того, кто предложил наименьшую цену, а у того, кто готов оказывать более качественные услуги.

Читать также:  Прохождение водительской медицинской комиссии в Казани — цены от 550 р

Планирование закупки

В любом случае закупку образовательных услуг необходимо начать с включения соответствующих строк в план-график закупок (за исключением малой закупки до 600 тыс. руб.), документ в обязательном порядке публикуется в ЕИС.

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации,
120 ак. часов

В план-график закупок, форма которого установлена Постановлением Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019, помимо идентификационного кода закупки необходимо включить:

Законом предписывается использовать определенные методы обоснования начальной (максимальной) цены конкурентной закупки. При необходимости несколько методов могут быть использованы одновременно. Но, как правило, при закупке образовательных услуг заказчик для обоснования начальной (максимальной) цены использует метод сопоставимых цен, тем более что именно этот метод назван в законе приоритетным.

Метод сопоставимых рыночных цен, иначе называемый методом анализа рынка, заключается в установлении начальной цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров.

Заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен.

Важно обратить внимание на источники информации, которые будут использоваться для обоснования цены. В целях применения метода анализа рынка может использоваться:

К общедоступной информации, которую можно использовать при закупке образовательных услуг, относится:

Заказчик может использовать и иные источники информации, помимо перечисленных выше, закон этого не запрещает.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по обработке полученной информации для обоснования начальной (максимальной) цены. Важно помнить, что эти рекомендации служат лишь ориентиром для заказчика, а не императивными нормами — применение собственных формул обоснования начальной цены не является нарушением.

Согласно методическим рекомендациям, заказчик, получив информацию из указанных выше источников, должен выбрать не менее трех цен и высчитать на их основе среднюю арифметическую. При этом в расчетах не рекомендуется использовать цены, которые отклоняются от среднего значения более чем на треть.

Для упрощения процедуры формирования НМЦК можно использовать самостоятельные расчеты в Excel или готовые бесплатные решения.

Формулы для самостоятельного расчета НМЦК в таблице Excel в конце статьи!

Извещение о закупке

На стадии планирования закупки заказчик не обязан иметь финализированный вариант извещения и описания объекта закупки. Однако к моменту размещения извещения и документы, и проект контракта должны быть подготовлены и выверены. Хотя при проведении большинства конкурентных способов выбора поставщика у заказчика есть возможность внести изменения в извещение и после объявления закупки, но пользоваться этой возможностью стоит с осторожностью. Во-первых, такие изменения увеличивают срок проведения закупки. Во-вторых, если необходимые изменения не были своевременно внесены, то это может оставить лазейку для недобросовестного поставщика или осложнить работу с добросовестным поставщиком.

Разумеется, сам процесс подготовки закупки не является публичным. Однако он может опираться на сведения, уже размещенные в Единой информационной системе. Извещение публикуется в ЕИС в момент объявления закупки вместе с описанием объекта закупки и проектом контракта. Именно публикация извещения в ЕИС является официальным моментом старта конкурентной закупки.

Центральным элементом любой закупки является описание объекта закупки — того, что, собственно, нужно приобрести заказчику. Наименования и базовые требования к объекту закупки закладываются еще в плане-графике. Они фигурируют и в извещении с привязкой к каталогу товаров, работ, услуг.

Описывать объект закупки необходимо как можно более детализированно. Порой для такой детализации может потребоваться даже составление технического задания, которое, по сути, является развернутым описанием объекта закупки.

Важно! Описание объекта закупки необходимо точно воспроизвести в проекте контракта, а техническое задание, при наличии такового, оформить как приложение к контракту, указав, что оно является неотъемлемой частью контракта.

Закон № 44-ФЗ требует, чтобы заказчик обеспечил максимальную конкуренцию между поставщиками. Чтобы участников закупки было как можно больше, закон запрещает заказчику:

При объявлении закупки одновременно публикуются извещение о закупке, описание объекта закупки и проект контракта.

Извещение — это, по сути, сжатая информация о закупке, включая формализованное описание объекта закупки, предназначенная для того, чтобы участники максимально оперативно могли ознакомиться с ключевыми условиями закупки и сделать вывод о том, насколько она им интересна. Извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе:

Если законодательством Российской Федерации установлены специальные требования к лицам, осуществляющим поставку объекта закупки (например, лицензии), то указание на предоставление соответствующих документов также включается в извещение о закупке.

При этом важно помнить, что по смыслу п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона «О лицензировании» и п. 17 ст. 2 Закона «Об образовании» требование о лицензии заказчик имеет право установить лишь при закупке образовательных программ, в т.ч. программ повышения квалификации и профпереподготовки. Проведение разовых лекций, тренингов и мастер-классов или даже серии таких мероприятий является разновидностью образовательных услуг, но не относится к учебным программам в смысле ст. 12 Закона «Об образовании» и, соответственно, не подразумевает обязательного наличия у исполнителя лицензии. А значит, если объект закупки указан заказчиком не как «образовательная программа», а как «лекция», «консультационное мероприятие» и т.п., то требование о предоставлении участником закупки лицензии будет необоснованным.

При госзакупках услуг в сфере образования Закон № 44-ФЗ допускает заключение контракта с несколькими участниками одной закупки. При этом возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками закупки также должна быть установлена в извещении о закупке. Там же во избежание споров необходимо предусмотреть и порядок распределения образовательного подряда между несколькими лучшими участниками (ч. 10 ст. 34).

Основные правила описания объекта закупки

Проект контракта публикуется одновременно с извещением о закупке. В нем фиксируются ключевые положения, связанные с закупаемыми образовательными услугами и условиями их оказания. В проекте контракта должны быть отражены все параметры будущего обучения, за исключением тех, которые предложены в составе заявки победителя закупки. И это первый момент, который необходимо отследить заказчику: не осталось ли связанных с обучением вопросов, которые не фигурируют ни в проекте контракта, ни в заявке участника.

Второй момент, обусловленный спецификой закупки образовательных услуг и одновременно требованиями контрактной системы о приемке результатов исполнения контракта, заключается в фиксации как самого факта проведения обучения, так и результатов этого обучения. Порядок фиксации необходимо отразить в проекте контракта.

Кроме того, в контракте необходимо зафиксировать право исполнителя на привлечение к проведению обучения сторонних специалистов, в т.ч. соисполнителей, или отсутствие такого права. Если заказчик готов предоставить это право исполнителю, то необходимо зафиксировать пределы участия сторонних специалистов в проведении обучения, а также требования к таким специалистам.

Наконец, в контракте имеет смысл описать факторы, исключающие обвинения в ненадлежащем исполнении обязательств. Помимо стандартного форс-мажора по ГК РФ, это могут быть болезнь, неотложная командировка или увольнение сотрудника, направленного на обучение, либо аналогичные ситуации на стороне преподавателей. Здесь же необходимо описать порядок действий сторон, направленный на то, чтобы контракт все же был исполнен: это может быть алгоритм переноса лекций, заочного обучения прогульщика, замены уволенного работника и т.п.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ требует включить в проект контракта:

Если контракт заключается с физическим лицом, то в него включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом Верховный суд РФ указывает на то, что одного упоминания о праве заказчика на одностороннее расторжение достаточно и дублировать в тексте контракта все предусмотренные законом случаи необязательно.

Немаловажным является обязательство заказчика применять типовые контракты, если предмет закупки совпадает с тем, что указан в размещенном типовом контракте. Разработанные и размещенные типовые контракты в библиотеке призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков. В настоящее время при закупке образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих необходимо использовать типовой контракт № 1573000000116001.

Приемка и оплата оказанных услуг

Приемка результатов исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Для проверки уже оказанных образовательных услуг, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу и подписать по ее итогам составленный в произвольной форме документ о соответствии оказанных услуг требованиям контракта. Экспертиза результатов оказания образовательных услуг может быть проведена заказчиком по его выбору как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов и экспертных организаций.

Читать также:  Составьте справку о размере заработной платы работника отдела сбыта готовой продукции по гранд

Важно! Приемка оказанных услуг осуществляется в электронном виде с помощью функционала ЕИС путем электронного актирования, которое подразумевает осуществление электронного документооборота между заказчиком и исполнителем контракта в рамках Закона № 44-ФЗ.
Обязательно учитывайте то, что обязанность электронного актирования предусмотрена в отношении извещений о закупках, которые были размещены с 01.01.2022. Приемка по иным контрактам, извещения о проведении которых были размещены ранее 01.01.2022, возможна в бумажной форме, без обязательного применения функционала ЕИС (Письмо Казначейства РФ от 28.12.2021 № 95-09-11/10-640).

При закупке услуг по обучению законодательство не требует привлечения внешних экспертов для оформления приемки ни в случае заключения контракта по результатам конкурной закупки, ни в случае закупки у единственного поставщика. В такой ситуации экспертизу менее трудозатратно будет провести силами собственных сотрудников, тем более что законодательство не устанавливает каких бы то ни было требований ни к уровню квалификации таких сотрудников, ни к минимальному численному составу экспертной комиссии. Рационально и экспертизу, и приемку образовательных услуг возложить на сотрудников, имеющих отношение к проведенному образованию, например на руководителей прошедших обучение сотрудников либо на главу отдела, отвечающего за обучение персонала.

Ключевым вопросом экспертизы является выявление соответствия оказанных услуг требованиям контракта, которое следует проводить в соответствии с размещенным в проекте контракта закрытым перечнем признаков, свидетельствующих о несоответствии проведенного обучения требованиям контракта. Ответ на этот вопрос оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком. В случае создания приемочной комиссии этот документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается заказчиком.

При отрицательном заключении эксперта, экспертной комиссии, ответственного за приемку сотрудника или приемочной комиссии заказчик имеет право отправить исполнителю мотивированный отказ в письменной форме. Мотивация заключается в указании на несоответствие проведенного обучения требованиям подписанного контракта. Впрочем, заказчик вправе не отказывать в приемке результатов обучения, если выявленное несоответствие, по его мнению, не препятствует приемке и устранено исполнителем.

Классическим способом проверки оказания образовательных услуг является итоговая проверка знаний. Кроме того, факт оказания образовательных услуг можно проверить фиксацией факта проведения занятий, в т.ч. посредством регистрации слушателей, — в этом случае полезно с точки зрения наличия доказательной базы проставление ими подписей напротив своих фамилий в листе посещения каждого занятия.

Для участия в контроле качества образовательных услуг заказчику еще на стадии формирования извещения и проекта контракта имеет смысл установить в них по крайней мере ключевые вопросы, которые должны быть разъяснены слушателям по итогам обучения. Если по итогам обучения большое количество прошедших его сотрудников не способно ответить на эти вопросы, то это может стать основанием для отказа в приемке результатов обучения не менее весомым, чем фактически непроведенные лекции. Разумеется, даже в рамках контрактной системы это основание для отказа в приемке с указанием критического количества неосвещенных вопросов и проваливших проверку слушателей необходимо указать в контракте.

Что касается оплаты, то согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ее срок не может превышать семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Есть исключения, к примеру, когда в соответствии с законодательством расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению — срок оплаты в этом случае должен составлять не более 10 рабочих дней.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Рассмотрим особенности проведения этой процедуры и обратим внимание на изменения законодательства

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону № 44-ФЗ).

В конце статьи вы найдете алгоритм согласования закупки у единственного поставщика и шаблон обращения для согласования контракта у единственного поставщика в ФАС.

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярны у заказчиков:

Например, изготовление памятных медалей «XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи» было поручено акционерному обществу «Гознак» Распоряжением Президента РФ от 06.12.2017 №421-рп «Об учреждении памятной медали «XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи».

Также обратите внимание, что 08.03.2022 Федеральным законом Российской Федерации от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) были установлены новые случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в частности:

Следует иметь в виду, что с 08.03.2024 п. 5.1 ч. 1 ст. 93 утрачивает силу.

Пункт с 08.03.2024 утрачивает силу.

Этот пункт с 08.03.2024 утрачивает силу.

Важно отметить, что в период до 31.12.2023 включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Также эти положения распространяются и на субъекты РФ. В период до 31.12.2023 решением высшего исполнительного органа государственной власти в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Отдельно хотелось бы выделить малые электронные закупки, которые могут проводиться заказчиком для приобретения товаров в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму менее 3 млн руб.

Малые электронные закупки

Электронная малая закупка — это разновидность закупки у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая проводится в электронной форме.

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации,
120 ак. часов

Она проводится на тех же электронных площадках, что и другие электронные закупки по Закону № 44-ФЗ, применяется исключительно для закупки товаров. Минимальная цена контракта может быть любой.

Максимальное значение — не более 3 млн руб. (ч. 12 
ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Объем электронных малых закупок учитывается в предельных годовых объемах закупок по п. 4, 5 ч. 1 
ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры

Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д.

Обратите внимание: размещение таких предложений означает согласие участника на направление оператором электронной площадки предложений о поставке заказчику.

Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.).

Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более пяти заявок, соответствующих его требованиям.

Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше.

Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику.

Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера.

Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *