В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации из числа лиц, вынужденно покинувших территории ЛНР, ДНР и Украины и временно размещенных на территории Российской Федерации, имеют:
— граждане Российской Федерации;
— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие вид на жительство в Российской Федерации);
— лица, имеющие статус беженца.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Украины, в том числе проживавших на территории ДНР и ЛНР, до признания указанных Республик в качестве суверенных и независимых государств осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае их постоянного проживания на территории Российской Федерации с применением положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Москве 13 марта 1992 г. (далее — Соглашение СНГ), которое как международный договор Российской Федерации является составной частью ее правовой системы согласно положениям части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Начиная с 21 февраля 2022 года Соглашение СНГ в отношении граждан, проживающих (проживавших) и имеющих стаж работы на территории ДНР и ЛНР, не может применяться, поскольку названные Республики как субъекты международного права не являются подписантами Соглашения СНГ.
Вместе с тем, принимая во внимание высокую социальную значимость данной проблемы, в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан при решении рассматриваемого вопроса в отсутствие договорной базы в области пенсионного обеспечения с ДНР и ЛНР представляется необходимым руководствоваться положениями Федерального закона N 400-ФЗ.
Так, согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ для определения права на страховую пенсию по старости применяется законодательство, то есть федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры и соглашения, являющиеся источниками права Российской Федерации и составляющие ее правовую систему, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа.
С учетом этого, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории Украинской ССР, Украины и признанных 21 февраля 2022 года в качестве суверенных и независимых государств ДНР и ЛНР.
Учитывая изложенное, в отношении граждан Российской Федерации, прибывших с территории ДНР и ЛНР, в стаж работы для определения права на страховую пенсию учитываются периоды, приобретенные на территории Украинской ССР (то есть до 1 января 1991 года), Украины (то есть после 1 января 1991 года), в том числе ДНР, ЛНР, по 20 февраля 2022 года (с учётом вступивших в силу 21 февраля 2022 года Указов Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71 «О признании Донецкой Народной Республики» и N 72 «О признании Луганской Народной Республики»), а для конвертации пенсионных прав — до 1 января 2002 года, независимо от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР.
В отношении граждан, прибывших в Российскую Федерацию с территории Украины, т.е. не с территории ДНР и ЛНР, применяются положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Москве 13 марта 1992 года, и законодательства Российской Федерации, т.е. одним из основных условий является подтверждение постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Кроме того лицам, имеющим статус беженца или вынужденного переселенца на территории Российской Федерации, может быть назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом возможны иные меры социальной поддержки указанных категорий лиц в соответствии с нормами статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов», согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В отношении граждан России, прибывших с территории ДНР и ЛНР, в стаж работы для определения права на страховую пенсию включаются периоды, приобретенные на территории Украинской ССР (до 1 января 1991 г.), Украины (после 1 января 1991 г.), в т. ч. ДНР, ЛНР, по 20 февраля 2022 г., а для конвертации пенсионных прав — до 1 января 2002 г., независимо от факта уплаты страховых взносов на ОПС.
В отношении граждан, прибывших в Россию с территории Украины, т. е. не с территории ДНР и ЛНР, применяются Соглашение о гарантиях прав граждан государств СНГ в части пенсионного обеспечения и законодательство нашей страны. Таким образом, одним из основных условий является подтверждение постоянного проживания в России.
Беженцам и вынужденным переселенцам пенсия может быть назначена по российскому законодательству.
СПЕЦТЕМА
Согласно Закону Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», справка переселенца является документом, который подтверждает факт внутреннего перемещения переселенца и свидетельствует о месте его фактического проживания на период обстоятельств, вследствие которых лицо было вынуждено переместиться.
Вместе с тем, несмотря на устоявшееся мнение, получение такой справки является правом, а не обязанностью переселенцев. После выезда из временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей, АР Крым можно проживать на подконтрольной правительству Украины территории и без постановки на учет в качестве внутренне перемещенного лица. Однако в отдельных случаях ее получение может быть не просто желательным, а жизненно необходимым.
Что же это за случаи?
1. Получение ежемесячной адресной помощи для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.
2. Доступ к социальным выплатам, пенсии.
Сейчас право переселенцев на получение пенсии и социальных выплат (например, помощи при рождении ребенка, пособия на детей одиноким матерям, помощи малообеспеченным семьям) привязаны к справки о постановке на учет ВПЛ. Граждане пенсионного возраста, лица с инвалидностью и другие лица, имеющие право на получение пенсии/социальных выплат, в соответствии с законодательством Украины, могут получить такие выплаты только по месту фактического проживания, которое подтверждено «справкой переселенца».
3. Восстановление/обмен паспорта гражданина Украины, вклеивание фотографии по месту фактического проживания.
Действующим законодательством предусмотрено, что восстановление, обмен паспорта гражданина Украины в виде «книги», вклеивания фотографии при достижении 25-и 45-летнего возраста осуществляется по зарегистрированному месту жительства лица. Исключение составляют внутренне перемещенные лица, которые могут обращаться за получением соответствующих услуг по месту фактического проживания, подтвержденным справкой о постановке на учет ВПЛ. Соответственно, при отсутствии такой справки, в случае потери паспорта, восстановить его переселенцу можно будет только в одном из территориальных подразделений Государственной миграционной службы Украины той области, где он «прописан». Согласитесь, что такой вариант весьма неудобен, если лицо фактически проживает за пределами Донецкой или Луганской областей.
4. Обеспечение права на образование, образовательные льготы.
Взятое на учет внутренне перемещенное лицо имеет право на продление получения определенного образовательного уровня (дошкольного, школьного, средне-специального, высшего образования). При этом дети-переселенцы, обучающиеся на бюджетной форме обучения, могут претендовать на получение социальной стипендии. Такое право предусмотрено, в частности, постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2016 № 1045.
5. Прекращение трудовых отношений и постановка на учет в центре занятости в упрощенном порядке.
Соответствующие гарантии для ВПЛ предусмотрены, в частности, ст. 7 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Так, переселенцы, которые не уволились с работы (не прекратили другой вид занятости), в случае невозможности продолжения работы (другого вида занятости) по прежнему месту жительства для получения статуса безработного и получения пособия по безработице и социальных услуг на случай безработицы могут прекратить трудовые отношения , предоставив нотариально удостоверенное письменное заявление о прекращении работником трудовых отношений с подтверждением того, что это заявление направлено работодателю заказным письмом (с описанием вложенного в него такого заявления). В случае прекращения приема почтовых отправлений на/из территории административно-территориальной единицы, с которой осуществляется внутреннее перемещение, такое заявление подается в соответствующий центр занятости по месту жительства внутренне перемещенного лица. При этом на учет ВПЛ, которое не имеет документов, необходимых для предоставления статуса безработного, получает статус безработного без требований, применяемых при обычной процедуре.
6. Участие в жилищных программах.
Переселенцы, которые официально взяты на учет и имеют действующую справку ВПЛ, могут реализовать свое право на жилье путем участия в различных жилищных программах, например, «Доступное жилье», «Собственный дом», «Кредит под 3%». Справка также предоставляет возможность стать на квартирный учет и поселиться во временном жилье.
7. Упрощенный порядок получения субсидии.
Лица, которые официально зарегистрированы как переселенцы, имеют право также оформлять субсидию по фактическому месту жительства в упрощенном порядке, подавая в орган социальной защиты населения только заявление и декларацию установленного образца. Никакие договоры аренды жилья, письменные разрешения от хозяина квартиры/дома или справки с места жительства при этом не нужны.
8. Реализация избирательного права.
Согласно недавно принятому Избирательному кодексу Украины, переселенцы могут реализовать свое право голоса на выборах Президента Украины, народных депутатов Украины, местных выборах и референдумах путем изменения избирательного адреса. Для этого им надо не позднее чем на пятый день со дня начала избирательного процесса выборов или процесса референдума предоставить в орган ведения Реестра по фактическому месту жительства заявление и копию справки ВПЛ и в день выборов/референдума прийти на избирательный участок с документом, удостоверяющим лицо — паспортом гражданина Украины.
9. Получение гуманитарной и благотворительной помощи.
10. Другие случаи.
Об отказе от «справки переселенца».
Следует помнить, что переселенцы могут в любое время добровольно отказаться от выданной ранее справки о постановке на учет ВПЛ. Для этого достаточно обратиться с соответствующим письменным заявлением в орган социальной защиты населения, который ее выдал. После получения такого заявления, в соответствии со ст. 12 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», действие справки отменяется с внесением соответствующих сведений об этом в Единую информационную базу данных о внутренне перемещенных лицах.
Снятие с учета и отмена действия справки автоматически приводит к потере ВПЛ тех возможностей, о которых шла речь выше. Вместе с тем, отказ от справки не лишает переселенца права повторно обратиться за ее получением в случае, если действие обстоятельств, вследствие которых лицо было вынуждено переместиться, продолжается.
Школа выживания — 29 ноября 2020
Ужесточились проверки переселенцев. Вернувшихся лишают выплат
В Украине начались проверки внутриперемещенных лиц, по результатам которых людей могут лишать выплат..
Порядок оформления и выдачи справки переселенца изменился с 15 декабря
Как переселенцам получить медпомощь при COVID-19, если нет справки ВПЛ
Нужно ли переселенцам переоформлять справку ВПЛ
Нужно ли переселенцам переоформлять справку ВПЛ, что говорят юристы.
Переселенцам упростили процедуру получения и восстановления водительских прав
Сервисные центры Административных услуг больше не будут требовать прописку..
Действительны ли справки ВПЛ, которые были выданы в ныне ликвидированных районах
Среди переселенцев начали распространяться слухи о том, что справки о постановке на учет ВПЛ, выданные в ликвидированных районах, отныне недействительны.
8 советов, как оформить советскую хрущевку в роскошном стиле
Оформляем хрущевку в популярном стиле mid-century modern.
Сколько в Средневековье стоил полный набор доспехов
Все мы любим деньги. И нам всегда интересно, как с этими самыми «деньгами» дела у людей обстояли в другие эпохи.
11 вариантов, чем заменить томатную пасту, если она закончилась в самый неподходящий момент
Томатная паста представляет собой концентрированную версию томатного соус. Это настоящий кулинарный универсал, так как она присутствует в рецептах многих блюд – усиливает их вкус, создает идеальную текстуру, добавляет свежести и пикантной нотки.
Школа выживания — 06 сентября 2020
Пособие на проживание внутренним переселенцам. Новые правила. Подробности из Кабмина
Пособие ВПЛ будет выплачиваться только 6 месяцев. С 1 августа многим выплачивать перестанут.
Количество проверок ВПЛ снизилось почти в 12 раз. С чем это связано
Проверки переселенцев в марте-апреле вообще не проводились. Как будет дальше.
Харьковчан предупреждают о наказании. Злоупотребление статусом переселенцев
В Киеве говорят о прекращении проверок ВПЛ, а в Харькове успокоится не могут.
Переселенцев всё равно будут проверять. Социальные службы получили специальное указание
Вице-премьер-министра Ирина Верещук сообщила, как в Украине будут проверять переселенцев.
Проверки переселенцев на дому, выплаты и лишение выплат ВПЛ. Ожидаются изменения
В Украине могут пересмотреть механизм выплат ВПЛ: что изменится.
Как почистить водопроводный кран внутри
Иногда случается так, что вода из крана начинает течь очень тонкой струйкой и с перебоями.
Реализация прав зарегистрированных внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) на пенсионное обеспечение урегулирована ст. 7 Закона Украины №1706-VII от 20.10.2014 г. «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», согласно которой для взятого на учет внутренне перемещенного лица реализация прав на пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством Украины, в соответствии с требованиями Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
В соответствии с законодательством за счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:
пенсия по возрасту;
пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);
пенсия в связи с потерей кормильца.
Кто имеет право получить пенсию по возрасту?
Право на назначение пенсии по возрасту имеют лица после достижения 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
До достижения 60-летнего возраста право на пенсию по возрасту имеют женщины, начиная с 1961 года рождения и старше после достижения ими такого возраста:
55 лет — родившиеся до 30 сентября 1956 включительно;
55 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
56 лет — родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
56 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
57 лет — родившиеся с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
57 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
58 лет — родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
58 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
59 лет — родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
59 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года;
60 лет — родившиеся с 1 апреля 1961 по 31 декабря 1961 года.
Сроки обращения за назначением пенсии
Согласно Порядку предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий, утвержденному Постановлением Правления ПФУ от 25.11.2005 г. №22-1 (далее — Порядок), обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, но не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста.
Куда обращаться за оформлением пенсии?
Порядком предусмотрено, что для обращения с заявлением о назначении пенсии лицо должно обращаться в орган, назначающий пенсию, по месту регистрации. Кстати, необязательно обращаться лично: и Законом, и Порядком предусматривается право оформить пенсию через своего представителя, предоставив ему нотариальную доверенность.
Проблемы в процессе оформления пенсии ВПЛ
Внутренне перемещенные лица (ВПЛ) сталкиваются с рядом проблем в процессе оформления пенсии. Препятствием к получению заслуженной социальной выплаты может стать отсутствие документов.
По информации и. о. директора Краматорского городского центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Виктории Харенко, документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в нотариально заверенных копиях (или заверенные администрацией предприятия, подающего документы заявителя на назначение пенсии, или органом, который назначает пенсию). Однако документы о стаже, возрасте и заработной плате подаются только в оригиналах. Если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее копия, заверенная администрацией предприятия по месту последней работы, или органом, который назначает пенсию.
В случае отсутствия трудовой книжки или отсутствия в ней соответствующих записей трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы/службы/учебы, а также архивными учреждениями. В случае, когда документы о трудовом стаже не сохранились, подтверждение такого стажа осуществляется органами Пенсионного фонда на основании показаний свидетелей (постановление Кабинета Министров Украины от 12.09.1993 г. №637 «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней»).
Для подтверждения трудового стажа принимаются: справки; выписки из приказов; личные расчеты и ведомости на выдачу заработной платы; удостоверения; характеристики; письменные трудовые соглашения с отметками об их исполнении; другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
В справке должны быть указаны: периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номера, куда включается этот период работы; первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана указанная справка.
Если в представленном документе о стаже указанные только года без указания точных дат, за дату берется 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то им считается 15 число соответствующего месяца.
Время работы лиц, занимавшихся/занимающихся предпринимательской деятельностью, основанной на частной собственности и исключительно на их труде, за период до 1 мая 1993 года, а также время работы лиц, занимающихся ведением личного крестьянского хозяйства, засчитывается в трудовой стаж при наличии справки Пенсионного фонда Украины об уплате страховых взносов.
В случае, когда никакие документы о трудовом стаже не сохранились, органы Пенсионного фонда Украины могут подтвердить такой стаж на основании показаний свидетелей.
В частности, в пункте 17 постановления Кабинета Министров Украины от 12.08.1993 г. №637 «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» отмечается: «При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями, авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы, дающий право на пенсию, устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, которые бы знали заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации (в том числе колхозе) или в одной системе».
Если периоды работы засчитываются на основании показаний свидетелей, один из которых свидетельствует о работе заявителя за больший период, чем другие, установленным считается период, подтвержденный двумя или более свидетелями.
Если предприятия, учреждения, организации или их правопреемники размещаются на временно неподконтрольной территории Украины или в районах проведения АТО, специальный трудовой стаж может подтверждаться по данным, имеющимся в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Такую информацию можно получить в органах Пенсионного фонда Украины.
При отсутствии трудовых книжек у лиц, работавших у граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки, стенографистки, сторожа, садовники, водители и т.д.), время их работы в домашнем хозяйстве подтверждается справками профсоюзных организаций, с участием которых был заключен трудовой договор между нанимателем и работником, или трудовыми договорами с отметкой об их выполнении.
При отсутствии в профсоюзных организациях сведений о заключении договора о работе в отдельных граждан для подтверждения стажа принимаются справки, выданные нанимателем, а в случае его смерти — одним из супругов или другим членом семьи, который проживал вместе с ним в этот период (кроме родственников, которые в это время были несовершеннолетними), и справки об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. Подлинность подписи лица, выдавшего справку о работе, удостоверяется в установленном порядке. Документы, представляемые для подтверждения трудовой деятельности, должны быть подписаны должностными лицами и заверены печатью (при наличии).
Обязанность подготовки документов для назначения пенсии ложится непосредственно на местное отделение Пенсионного фонда Украины. Обязанность собирать все необходимые бумаги ложится на ВПЛ.
Для оформления пенсии по возрасту необходимы следующие документы:
заявление (бланк такого заявления предоставляется работниками Пенсионного фонда Украины и заполняется заявителем по паспорту непосредственно в момент подачи документов);
заявление на выплату пенсии через банковские учреждения. Согласно действующему законодательству будущий пенсионер сам определяет, каким образом он хочет получать пенсию (это может быть любое банковское учреждение или почтовое отделение). Заявитель предоставляет заявление об открытии счета в банке или отмечает, что желает получать пенсию на почте. Но ВПЛ могут получать пенсию только через сеть учреждений ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» («Ощадбанк»). Это определено постановлением Кабинета Министров Украины №637 от 05.11.2014 г.
Такие выплаты могут производиться публичным акционерным обществом «Государственный сберегательный банк Украины» по письменным заявлениям лиц с инвалидностью I группы и лиц, которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянной посторонней помощи, безвозмездно с доставкой по фактическому месту жительства/пребывания таких лиц с одновременной их физической идентификацией для получения социальных выплат». Кроме того, для идентификации получателей социальных выплат, которые являются ВПЛ, и обеспечения предоставления им социальных выплат осуществляется эмиссия платежных карт с указанием на них графической и электронной информации о владельце и его электронной цифровой подписи. Для получателей пенсий такая карточка одновременно является пенсионным удостоверением. Физическая идентификация клиента, которому открыт текущий счет в учреждениях «Ощадбанка» для получения пенсии, до получения им в установленном порядке платежной карты, которая одновременно является пенсионным удостоверением, осуществляется каждые 3 месяца со дня открытия счета;
справка налоговой администрации о присвоении идентификационного номера;
трудовая книжка или документы о стаже, причем за период работы с 01.01.2004 г. Отдел персонифицированного учета органа, который назначает пенсию, выдает справку из базы данных;
справка о заработной плате за период страхового стажа до 01.07.2000 г., а начиная с 01.07.2000 г. — индивидуальные сведения о застрахованном лице, которые выдаются отделом персонифицированного учета по форме;
документы о предоставлении особого статуса лицу, например «чернобыльское» удостоверение;
справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица;
цветная фотография 4х6 (2 шт.) — необходима для оформления пенсионного удостоверения.
Нужно отметить, что каждый случай индивидуален, поэтому необходимо представить справку о заработной плате за как можно больший период своей трудовой деятельности. Имея такие данные, Пенсионный фонд Украины с помощью соответствующего программного обеспечения определит лучшие 60 календарных месяцев заработной платы. На сегодня законодательство также позволяет проводить расчет пенсии без учета 60 календарных месяцев до 01.07.2000 г. Если такой вариант будет более выгодным для пенсионера, то расчет пенсии ему будет проведен без учета справки о заработной плате.
Срок назначения пенсии
В случае, если в течение 3 месяцев будущий пенсионер предоставит все документы, то пенсия назначается со дня подачи заявления. Если в течение 3 месяцев пенсионер не предоставит соответствующие документы, то пенсия назначается со дня, когда все необходимые документы будут предоставлены.
По материалам ресурсного центра Гурт
Новости Украины — 14 июля 2017
6490Будем весьма признательны, если поделитесь этой новостью в социальных сетях