Справка по итогам посещения уроков учителей начальных классов
по итогам посещения уроков учителей начальных классов
В соответствии с планом внутришкольного контроля о проведено
посещение уроков учителей начальных классов.
1) знакомство с системой преподавания учителей начальных классов
2) осуществление единых педагогических требований к образовательному
3) соответствие требованиям Федерального государственного
Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией,
посещение уроков по всем предметамсобеседование с учителями
Современный этап общественного развития характеризуется рядом
особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если
раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний,
умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в
общественном производстве. В настоящее время в связи с модернизацией
образования, постепенным введением стандартов второго поколения задача
образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся
таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему
самостоятельно изучать чтолибо, осваивать новые виды деятельности и, как
следствие, быть успешным в жизни.
В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его
профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель,
обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой
профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального
общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на
себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить
качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего
поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в
целом. Важнейшей задачей педагога становится формирование у обучающихся
универсальных учебных действий на уроке и во внеурочное время.
,3,4 работают по ФГОС. рабочих программ, —
тематического планирования показал, что они составлтся учителями
соответствии со стандартами
В ходе проверки установлено, что учителя, работающие в начальных
классах проводят уроки в соответствии с требованиями ФГОС, применяют
разнообразные приёмы и методы активизации познавательной деятельности
учащихся. В классах созданы благоприятные условия для нормального развития
детей, учителя используют все возможности для успешного овладения учащимися
программного материала, для формирования у учащихся универсальных учебных
Преподавание уроков в МБОУ СОШ № 5 в 1а,в, 2, 3, 4 классах ведётся по
УМК «Перспективная начальная школа»,1б класс по УМК «Перспектива»
Требования, предъявленные учителями, едины и учащимися выполняются.
Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие
письменных принадлежностей, учебника, тетради и т. д.).
На урок в обязательном порядке проводятся физминутки протяженностью
по 12 минуты в игровой форме. Классные комнаты проветриваются по графику, во
время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классн комнат
Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с
учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе.
Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание
учебного материала. На уроках используются красочные наглядные пособия и
раздаточный материал, интерактивное и мультимедийное оборудование
(компьютерные презентации, интерактивные доски, мобильный компьютерный
На уроках русского языка и обучения грамоте учителя осуществляют
индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и
знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени
Уроки математики учителями планируются грамотно, с учетом
дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования
учителей, с удовольствием участвует в математических играх.
Были посещены следующие уроки:
1.——-. (Окружающий мирПрактическое исследование. Измерение
температуры воздуха, воды, тела человека в различных состояниях. (Использование
2.———— (Русский язык) Различение падежей имен существительных
Использование ИКТ при проверке знаний учащихся. Тест (Использование
ноутбуков, компьютера, доску)
3.———— (Окружающий мирВода в природе. Использование ИКТ
4.————(МатематикаМинута, секунда. Использование Response 10.2014
5.————(Окружающий мирКак зимуют животные. 19.12.2014
6.————-(Литературное чтение. Обучение грамоте (чтение)«Умеет ли
7.—— (Окружающий мирВсе о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.
8.———- (Литературное чтение. Обучение грамоте(чтение)Звук и буква
«Щ». 20.02.2015
9.——— ( Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе. 26.02.2015
10.——— (Окружающий мир Человек в ответе не только за тех, кого
11.————. (музыка) Музыка и кинематограф. 21.11.14
Итоги посещения уроков
Урок музыки ——— построила на основе деятельностного подхода. На уроке
организована работа в группах, познавательная и игровая деятельность. Дети
слушали музыку, пели хором, узнавали классическую музыку на слух,
перевоплощались в режиссёров, оценивали деятельность одноклассников, что
говорит о формировании коммуникативных УУДРечь учителя, манера поведения,
профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.
———— на уроке окружающего мира по теме « Жизнь лесных зверей»
помощью загадок предложила ученикам сформулировать тему урока. Урок проведён
методически грамотно, поставленные цели – достигнуты, носит воспитательный,
развивающий и обучающий характер. Речь учителя чёткая, ясная, правильная. При
работе с учебником детям понравилось узнавать следы зверей, много ребята
рассказывали о своих личных наблюдениях.
———— строит свои уроки, используя проблемнодиалогическое обучение.
Она тщательно подбирает задания, анализирует их с точки зрения практической
направленности на формирования УУД на уроке. Отличный, творческий урок. Чётко
определены тема и цели урока. Урок построен методически грамотно и доступно.
Правильно использовано ИКТ. На уроке организована деятельность в парах, в
группах, чтение хором. Учитель строит работу так, что заставляет учеников
наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
У учителяхорошо получились мотивация на получение новых знаний,
актуализация изученных знаний (познавательные УУД). Урок проведён в
оптимальном темпе, выдержаны все структуры урока, поставлены и достигнуты
цели. Разнообразные виды учебной деятельности обеспечивает стабильность учебно
познавательной атмосферы. Речь учителя понятна, доступна, вовремя делаются
выводы. Индивидуальный контроль побуждает к высказыванию своего мнения. При
чтении слогов и слов учитель добивается чёткости в произношении и прочтении,
объясняя лексическое значение трудных слов. Урок носит развивающий и
Перед школой 21 информационного века стоит задача развития
познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением
содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых
педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных,
возможности решения данной задачи существенно расширились.
Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и
воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают
творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё
При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в
первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные
и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с
информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать
на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное
направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем
выстроить линию самообразования и саморазвития.
——————— проводили уроки с тесным использований ИКТ и их
возможностей. Проведенные уроки показали, что учителя владеют методикой
преподавания предметов на достаточном уровне, обладают профессиональной
компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения
материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью
распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов.
Ученики показали активность на уроках, проводимых с использованием
средств ИКТ. Они продемонстрировали владение коммуникативными навыками,
использовалась информация из Интернресурсов. Живой интерес учащихся
вызвали работа с интерактивной доской, средствами тестирования, работа с
Анализ уроков с использованием информационнокоммуникационных
технологий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается
овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, средствам обратной
связи дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали
активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Однако, при разработке уроков с использованием ИКТ необходимо уделять
особое внимание здоровью детей. Обязательно включать физические и
динамические паузы, зарядку для глаз.
Интересно прошёл урок по окружающему миру на тему «Человек в ответе
не только за техкого приручил» у Дети показали хорошие знания ранее
изученного материала. На уроке активность была высокой благодаря умению
учителя привлекать и поддерживать внимание учащихся техническими
средствами, продуманным рядом вопросов для учащихсяИзучаемый материал
понятен, посилен, интересен детям, имеет практическую направленность.
Рационально и эффективно используется время урока. Требования к учащимся
соответствуют новым образовательным стандартам.
———— стремится обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их
психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные
способности. На уроке в течение всего времени поддерживалась атмосфера
радостного, искреннего общения. Для обеспечения активности и самостоятельности
мышления планировались проблемные вопросы, стимулировалась поисковая
деятельность детейУрок грамотно построен, правильно поставлены цели.
Материал усвоен учащимися, замечательно проведена рефлексия. На уроке
использовано большое количество наглядного материала.
Учительтщательно продумывает вопросы и задания для учащихся
на развитие речевых, учебноязыковых и правописных уменийУченики
работали не только с учебником, но и со словарём Активность ребят высокая.
Диалог учителя с учащимися доброжелательный, спокойный, чёткий и понятный.
Атмосфера в классе рабочая. Постоянно прослеживаются межпредметные и
обратная связи, учителем создаётся проблема, к решению которой привлекаются
1. Учителям начальных классов продолжить обучение детей в соответствии с
требованиями ФГОС, с использованием различных педагогических
технологий, с использование различных приёмов и методов для активизации
познавательной деятельности учащихся.
2. Рационально использовать оборудование кабинета.
3. Следить за распределением времени по этапам урока, не забывать о
4. Планировать и организовывать работу на уроке с детьми, обучающимся по
программе 7 вида, используя развивающие технологии.
5. Чаще посещать уроки друг друга с целью обмена опытом.
Заместитель директора:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №______»
по итогам контроля работы по подготовке учащихся 9, 11
классов
к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике.
В соответствии с
планом методической работы школы, в декабре были
посещены уроки 9-11-х классов в целях проведения тематического контроля преподавания математики и
русского языка, подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
В ходе контроля были посещены уроки алгебры в 9-х классах учителя
ФИО учителя., в 11 классе ФИО учителя ., русского языка в 9-х
классах ФИО учителя ., в 11-х классах ФИО учителя.
Уроки
алгебры в 11 классе учителя направлены на подготовку
к итоговой аттестации. Объяснение темы доступно понятно всем учащимся, в ходе
изучения нового материала используются задания из ЕГЭ. Акцентирует внимание
учащихся на трудные моменты, в которых делают чаще всего ошибки. Решение любого
задания начинается с комментирующей работы самого учителя, чего и требует от
своих учащихся. Применяет групповые формы работы для обсуждения, обмена
мнениями и оказания помощи друг другу самими учащимися, как на уроке, так и на
дополнительных занятиях. Учитель не дает готовых заданий, требует полного
понимания, анализа материала. Ежедневно проводятся дополнительные занятия по
подготовке к ЕГЭ, у учителя есть вся необходимая документация.
Учителем
математики ,
ведется целенаправленная работа по подготовке учащихся к экзамену. На уроках
постоянно наряду с изучением нового материала идет повторение и закрепление
изученного ранее, что заложено и в календарно-тематическом планировании.
Учитель систематически использует в работе тесты. Качество усвоения материала,
умение распределять время при тестировании контролируется через проводимые
учителем контрольные работы и мини-тесты. У учителя и учеников имеются пособия
«Я СДАМ ОГЭ» по подготовке к экзаменам, постоянно проводятся консультации, учащиеся
также прорешивают задания на сайте «СДАМ ГИА».
преподает русский язык и литературу
в 11 классах. Учитель владеет материалом, объясняет доступно, научно. Большое внимание уделяется работе с текстом. Активность
учащихся, четкость при ответах, умение находить выход при выполнении задания,
дифференциация процесса обучения являются основополагающими при работе на
уроках.
На каждом уроке русского языка проводится работа по
подготовке к ЕГЭ, на которых пошагово разбираются тестовые задания.
9-х классах русский
язык и литературу ведет На уроках ею применяются различные формы и методы работы,
способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся для восприятия
изучаемого материала. Она умеет активизировать мышление учащихся,
развивает у них самостоятельность, интерес к знаниям, учитывает возрастные
особенности учащихся. Строго контролирует выполнение домашнего задания, тетради
проверяются регулярно. Требовательна к учащимся, но в
то же время следует отметить доброжелательность учителя, создание комфортной
обстановки на уроке, владение коллективом, взаимопонимание с детьми. Для
активизации работы обучающихся использует дифференциацию. Сильным ученикам
предлагает дополнительные вопросы. Нужно отметить, что на уроках слабоуспевающие
ученики ни в коем случае не остаются не задействованными в ходе урока. На
уроках применяет тесты с целью подготовки к успешной сдаче ОГЭ. Нужно отметить
что в 2020-2021 учебном году задания по кимам ОГЭ усложнены почти по всем
предметам, и контроль по подготовке к ГИА в школе усилен.
В ходе контроля отмечается, что на уроках
учителя уделяют достаточное внимание подготовки учащихся к государственной
итоговой аттестации.
У каждого учащегося имеются в наличии
тетради для дополнительных занятий по русскому языку и математике, которые
систематически проверяются педагогами.
Продолжить работу с обучающимися в 9 и 11 классах по
повторению
Продолжить
подготовку выпускников к итоговой аттестации на уроках и
силить
контроль над подготовкой домашних заданий учащимися группы «риск» посредством
осуществления взаимодействия с родителями (обратная связь).
4. Активизировать работу со слабоуспевающими учащимися, направленную
на преодоление проблем по устранению неуспеваемости.
Заместитель директора по МР ФИО учителя
Скачано с www.znanio.ru
Отчёт по организации внутришкольного контроля
в 2016-2017 учебном году
МБОУ «Бабушкинская средняя школа»
Основной задачей управленческой деятельности школы является осуществление внутришкольного контроля со стороны администрации.
Контроль осуществляется в соответствии с:
– Федеральным государственным образовательным стандартом;
– Новой системой оплаты труда;
– Законом РФ “Об образовании”;
– Конвенцией о правах ребенка;
– Типовым положением об образовательном учреждении;
– Уставом школы;
– Образовательной программой и Программой развития школы;
– Положением о внутришкольном контроле;
– Положением о мониторинге качества образования;
– Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);
Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.
Основные цели внутришкольного контроля:
1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.
2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.
3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.
Основные задачи внутришкольного контроля:
1. Периодическая проверка выполнения требований образовательных программ по предмету. Корректировка тематического планирования образовательных программ.
3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний обучающимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.
4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими своего педагогического мастерства.
5. Изучение и обобщение опыта работы учителей. Оказание помощи в подготовке материалов к аттестации педагогических работников.
6. Совершенствование организации образовательного процесса.
7. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы.
8. Корректировка управленческой и педагогической деятельности.
Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:
– повышение мотивационного образовательного поля учащихся;
– создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;
– получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;
– оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;
– достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;
– создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
– создание творческого педагогического коллектива;
Субъекты и объекты педагогического мониторинга.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, рабочая программа по предмету, контрольная работа, личные дела учащихся.
Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, беседы, отчёты классных руководителей по классу, отчёты учителей по предмету, информационные карты педагогов, использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.
При осуществлении внутришкольного контроля имеется следующая документация:
– план внутришкольного контроля;
– отчет о выполнении внутришкольного контроля;
– журнал контроля, справки, акты по проверке.
Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:
– контроль за выполнением закона «Об образовании» и Устава школы;
– контроль за ведением документации;
– контроль работы педагогических кадров;
– контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;
– контроль состояния преподавания учебных дисциплин;
– контроль за методической работой и инновационной деятельностью учителей;
– контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;
– контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;
– контроль материально-технической базы,
— контроль работы с учащимися и их родителями,
– контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:
В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний: — текущий; — тематический; — персональный; — классно-обобщающий; — оперативный; — итоговый.
Во время контроля используются различные методы:
— беседа; — наблюдение; — изучение документации; — устные и письменные опросы; — тестирование; — анкетирование.
По всем направлениям контроля на каждый месяц были спланированы конкретные мероприятия и по результатам каждого контроля составлены отчеты, справки, информации и т.д. Вся вышеуказанная документация по мере завершения мероприятий по контролю составлялась и складывалась в отдельную накопительную папку «Внутришкольный контроль, 2016-2017 учебный год».
Так, по направлению контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся проверялась готовность учащихся к школе, адаптация 1-х, 5-х классов и социализация 10 класса к условиям школы, сформированность общеучебных умений и навыков у учащихся, работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, изучалась эффективность применения разных форм и методов работы по развитию практических навыков учащихся, проверялось выполнение учебных программ, проверялась готовность материалов к промежуточной аттестации обучающихся и уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ и к ГИА-9.
Анализируя выполненную работу можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков находится на удовлетворительном уровне, анализ проведённых работ в рамках промежуточной аттестации показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителями выполнялись согласно календарно-тематическим планам, отклонении от планов произошли по причине выходных праздничных дней; выпускные 9-е и 11 класс выходят на ГИА, учебный процесс у них заканчивается на неделю раньше, чем в переводных классах.
При отсутствии бумажных классных журналов в 2016-2017 учебном году на контроль выносилось заполнение электронных журналов. Проверялась своевременная запись темы проведённых уроков, выставление отметок в текущей успеваемости, за четверти, полугодия, год и оценивание результатов промежуточной аттестации. При контроле ведения школьной документации проверялось качество заполнения журналов на начало учебного года и по итогам каждой четверти, проверка журналов факультативной и кружковой работы, качество ведения дневников учащихся, качество ведения рабочих и контрольных тетрадей по предметам, заполнение личных дел обучающихся. Необходимо отметить, что журналы учителями заполнялись своевременно, однако были и некоторые замечания в адрес отдельных педагогов. Те замечания, которые можно было устранить – своевременно устранялись. Рабочие и контрольные тетради учащимися ведутся в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю. По проверке дневников обучающихся можно отметить несвоевременную заполняемость, не все текущие оценки выставляются в дневники. С электронными журналами научились работать все педагоги, но часто возникают проблемы технического плана: отсутствие интернета, малая скорость загрузки, закрыт вход на сайт из-за устранения неполадок.
По осуществлению контроля за состоянием преподавания учебных предметов администрацией школы было организовано посещение уроков учителей школы с целью проверки реализации ФГОС ОО, готовности участия обучающихся в предметных олимпиадах по учебным предметам, готовности выпускников к итоговой аттестации и мониторингу качества образования в начальной школе, прохождение промежуточной аттестации, в том числе, по форме самообразования. За 2016 – 2017 учебный год посетили:
Директор школы _______________ – 23 урока и 13 мероприятий, всего – 36
Заместитель директора по УВР ________________ – 62 урока и 37 мероприятий, всего – 99
Заместитель директора по УВР _________________ – 8 уроков и 75 мероприятий, всего – 83
Заместитель директора по НОО ___________________ – 44 уроков и 38 мероприятий, всего – 82
Общее количество посещённых уроков, занятий и мероприятий руководителями
МБОУ «_______________ средняя школа» за 2016 – 2017 учебный год – 300
По результатам этой формы контроля составлялся анализ уроков и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков. По результатам пробных экзаменов, олимпиад школьного, муниципального и областного уровней, промежуточной аттестации имеются протоколы с результатами проверки.
При проведении контроля за работой педагогических кадров проверялись рабочие программы по предметам, тематические планы учителей, проверялась их работа внутри МО, проверялись материалы для промежуточной аттестации, составленные учителями. Осуществлялся контроль над эффективным использованием оборудования в кабинетах физики, химии и биологии, эффективным использованием ИКТ. Рабочие программы учителей соответствуют требованиям, материалы для промежуточной аттестации составлены грамотно.
При контроле за внеурочной и внеклассной работой проверялась кружковая работа в школе, проверялась работа по подготовке и проведению различных школьных мероприятий, в том числе проведение Всероссийской олимпиады школьников на уровне школы, района, области. По итогам необходимо отметить, что кружковая работа в школе велась в течение года на хорошем уровне: все кружковые занятия проводились согласно расписанию. Учащиеся исправно посещали кружковые занятия, журналы кружковых занятий заполнялись регулярно. Школьные мероприятия проводились интересно, оригинально, учащиеся и учителя активно участвовали. Вся необходимая документация заполнялась в срок.
По направлению «работа с учащимися и их родителями» ежедневно проверялась посещаемость учащимися учебных занятий, выполнение положения о внешнем виде. Контролировалось также проведение родительских собраний, классных часов и общешкольных мероприятий. В целом учащиеся исправно посещали школу, администрацией постоянно отслеживались опоздания на уроки, пропуски уроков, внешний вид обучающихся, замечания отражались в журнале дежурства, проводились индивидуальные беседы с нарушителями и вызовы на заседание Профилактического Совета. По данным вопросам администрация школы вела активную разъяснительную работу с учениками и родителями, в сложных ситуациях направляли ходатайства в комиссию при Администрации района.
В течение учебного года постоянно проверялась организация индивидуального обучения детей на дому, контроль за проведением промежуточной аттестации детей, осуществляющих освоение программ основного общего образования в форме семейного образования – замечаний нет. Кроме этого осуществлялся контроль за деятельностью МО, работой методического совета и проведением методической работы в школе.
Результаты ВШК обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг учебной и воспитательной деятельности обеспечивает администрацию школы необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.
В целом по итогам внутришкольного контроля за 2016-2017 учебный год справедливо отметить, что деятельность педагогического коллектива осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «Об образований», Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом школы, положением о промежуточной и итоговой аттестации и локальными актами школы. Выявленные недостатки проанализированы и при составлении плана-графика внутришкольного контроля на будущий год будут обязательно учтены.
Заместитель директора по УВР _____________(ФИО)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
Справка по результатам тематического внутришкольного контроля
определения качества преподавания в ___х классах
в соответствии с требованиями ФГОС
__.__.20__
Тема: качество преподавания уроков 56х классов в соответствии с требованиями ФГОС
ООО.
Субъект: ФИО, должность
Объект: уровень подготовки педагогов к урокам в 5__х классах.
Цель контроля: определение соответствия качества преподавания в
требованиям ФГОС основного общего образования.
Основание проведения контроля: план работы ВШК.
Форма проведения: тематический контроль.
Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, проверка документации педагогов,
беседы с обучающимися, педагогами, руководителями методических объединений, проверка
тетрадей учащихся, классных журналов, поурочного планирования.
Методы проведения: проверка документации, беседы, посещение и анализ уроков.
Сроки проведения:
Вопросы, рассматриваемые в ходе контроля:
Соответствие качества преподавания в __х классах требованиям ФГОС:
__х классах
методика преподавания;
наличие у учителя технологической карты урока, ее соответствие теме в рабочей
программе, записям в журнале;
качество подготовки учителя к уроку;
соответствие содержания материала государственным образовательным стандартам;
эффективность используемых форм и методов работы, применение новых технологий;
система контроля уровня усвоения материала;
организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися;
наличие технологической карты, соответствие темы урока календарнотематическому
формирование универсальных учебных действий;
наличие системы работы, направленной на получение предметных, метапредметных,
планированию;
личностных результатов.
Для проведения контроля создать комиссию в составе:
председатель комиссии: ФИО, должность, функции;
члены комиссии: ФИО, должность, функции.
В связи с большим количеством классов и педагогических работников с целью
обеспечения качества ВШК принято решение о привлечении к посещению уроков опытных
учителей.
Результаты контроля
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей,
предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной
была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для
его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время в связи с модернизацией образования, постепенным введением стандартов второго поколения
задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких
качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что
либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его
профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно
выраженным индивидуальным стилем деятельности,
высокой профессиональной
мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими
технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение
поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять
общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и
совершенствование общества в целом. Важнейшей задачей педагога становится
формирование у обучающихся универсальных учебных действий на уроке и во внеурочное
время.
В __ классах реализуются образовательные программы, соответствующие ФГОС. Рабочие
программы составлены учителями в соответствии со стандартами, на основе авторских
программ УМК, рекомендованных Министерства образования и науки Российской
Федерации, в соответствии с локальными актами образовательной организации. Программы
прошли первичную экспертизу, рассмотрены на заседании научнометодического совета,
одобрены педагогами на заседаниях методических объединений, согласованы с курирующими
заместителями директора и утверждены директором.
В ходе проверки установлено, что учителя проводят уроки
в соответствии с
требованиями ФГОС, применяют разнообразные приёмы и методы активизации
познавательной деятельности учащихся. В классах созданы благоприятные условия для
нормального развития детей, учителя используют все возможности для успешного овладения
учащимися программного материала, для формирования у учащихся универсальных учебных
действий.
Требования, предъявленные учителями, едины и учащимися в основном выполняются.
Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных
принадлежностей, учебника, тетради и т. д.).
На уроках в обязательном порядке проводятся физминутки протяженностью по 12
минуты в игровой форме. Классные комнаты проветриваются по графику, во время перемен,
без присутствия детей. Уровень освещенности классных комнат удовлетворительный.
Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки
проходят в хорошем темпе.
Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание учебного
материала. На уроках используются красочные наглядные пособия и раздаточный материал,
интерактивное и мультимедийное оборудование (компьютерные презентации, интерактивные
доски, мобильный компьютерный класс).
Все учителя, работающие в ___х классах, на момент посещения имели план урока или
технологическую карту, но не всегда форма карты совпадала с требованиями методической
службы школы. Темы посещенных уроков соответствуют календарнотематическому
планированию. Проверка журналов показала, что записи тем соответствуют записям в
рабочих программах. Практическая часть выполняется в соответствии с планом. При
проверке тетрадей выявлено, что учителя систематически и в соответствии с требованиями
проверяют рабочие тетради обучающихся, за исключением учителя русского языка и
литературы ФИО.
Проверка дневников обучающихся показала, что учителя не
систематически выставляют отметки за урок в дневники обучающихся. Коррекция знаний
обучающихся ведется в тетрадях для индивидуальной работы, мониторинг качества обучения учащихся с низким уровнем обученности осуществляется через индивидуальные планы
подготовки.
МО учителей (предмет) (контроль осуществляли ФИО в соответствии с составленным
графиком).
Далее в развернутом виде анализируется деятельность каждого учителя с указанием
квалификации учителя, дат и тем посещенных уроков, используемых технологий,
особенностей методики. По каждому учителю прописываются выводы и даются
рекомендации. Например:
Учитель русского языка и литературы ФИО (контроль осуществляли учителя русского
языка и литературы ФИО).
Учитель русского языка и литературы ФИО, первая квалификационную категорию.
Посещенные уроки ФИО в 5 классе, показали, что свои уроки учитель строит
методически правильно в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учитель умеет настроить
учеников на предстоящее восприятие знаний. Обеспечивает быстрое включение класса в
деловой ритм. Объём материала оптимален для реализации целей урока. Структура уроков
соответствует типологии учебных занятий. Отмечено разнообразие видов деятельности на
уроке, которое обеспечивает стабильность учебнопознавательной атмосферы. Наблюдается
использование игрового и занимательного материала. Отработана система учебных действий
между учителем и учащимися. Целенаправленно формируется универсальные учебные
действия, ситуация успеха, обеспечивающая сохранение самооценки учащихся, развитие
мотивации к предмету. Учитель учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет
дифференцированный подход. Педагог постоянно отслеживает этапы освоения учащимися
материала. Контроль и коррекция знаний осуществляется на всех этапах урока. Основной
материал усвоен учащимися в достаточном объёме. В конце уроков проводится рефлексия.
ФИО использует качественно приготовленные презентации, что делает уроки зрелищными и
познавательными. Приучает соблюдать единые требования к поведению на уроке к устному и
письменному ответу.
Структура уроков ФИО соответствует типу и целям. Переход от одного этапа к другому
был плавным. На уроках сочетались различные методы и приёмы проведения занятий:
словесные (беседа, монологические ответы учащихся), практические (выполнение
упражнений). Используемые технологии: игровая как средство побуждения, стимулирования
учащихся к учебной деятельности; проблемное обучение (создание проблемных ситуаций и
организация самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, что способствовало
развитию мыслительной деятельности и творческой самостоятельности); ИКТтехнология.
Психологический климат на уроках позитивный, царит атмосфера сотрудничества.
Темы уроков, рабочей программы учителя и классного журнала соответствуют, нет
технологической карты. Но конспект урока соответствует требованиям ФГОС.
Выводы: уровень качества преподавания ФИО в соответствии с требованиями ФГОС
удовлетворительный.
Рекомендации: развивать навык работы в группах.
Даются общие рекомендации учителям по методическому объединению:
1. Учителям, работающим в _ классах, продолжить развивать профессиональные
компетенции, направленные на успешное внедрение ФГОС ООО,
2. Учителям следовать рекомендациям, сделанным во время проведения ВШК.
3. Учителям русского языка и литературы ФИО представить опыт работы на заседании МО.
4. Учителям, работающим в _ классах, обратить внимание на реализацию принципа
преемственности между уровнем начального общего образования и уровнем основного
общего образования в _ класса. 5. Учителям активизировать образовательную деятельность с использованием технологий
учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы
учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход
от устных видов коммуникации к письменным, в том числе с использованием
возможностей информационных и коммуникативных технологий.
6. Педагогам продолжить освоение систему мониторинга для оценки сформированности
метапредметных компетенций и универсальных учебных действий.
7. Руководителю МО, методической службе школы организовать методические
мероприятия, индивидуальные и групповые консультации с педагогами с целью
ликвидации методических затруднений педагогов.
Выводы по результатам ВШК:
Уроки в ____х классах в основном у всех учителей построены в соответствии с
требованиями ФГОС, в частности, просматривается нацеленность деятельности детей на
формирование УУД: внутренняя позиция школьников на уровне позитивных отношений к
изучаемому на уроке материалу (личностные УУД), самооценка собственных достижений
(регулятивные УУД),
формирование исследовательской деятельности учащихся
(познавательные УУД), умение правильно выражать свои мысли (коммуникативные УУД).
Учителями грамотно осуществляется перевод учебных целей в цели деятельности ученика,
т.е. дети формулируют сами цель и задачи урока, либо с помощью учителя и понимают их
значимость. У учащихся сформированы навыки не только целеполагания, но и умение
подводить итог и делать выводы на каждом этапе урока у учителей ФИО отслеживается в
процессе урока уровень понимания учениками учебного материала,
особенно
психологического состояния, с использованием рефлексии.
Организация образовательного процесса на параллелях _ классов соответствует
СанПиНу, УМК – соответствует образовательным и рабочим программам, учебному плану.
Почти все уроки проведены на достаточно высоком методическом уровне. Достаточно
активно учителя используют в образовательном процессе электронные образовательные
ресурсы. Доля занятий, которые проводятся с использованием ЭОРами, составляет 72%,
другие продуктивные образовательные технологии.
Учителя демонстрируют умение проектировать урок в логике системнодеятельностного
подхода; грамотно выстраивают целеполагание,
применяют формы и методы,
активизирующие познавательную деятельность учащихся, организуют парную и групповую
работу, применяют ИКТ, учат детей осуществлять самооценку деятельности. Каждый этап
урока нацелен на формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных,
личностных.
Необходимо отметить те трудности, с которыми сталкиваются педагоги в
образовательном процессе в условиях ФГОС ООО:
1. При достижении предметных результатов освоения ООП:
формирование у учащихся способностей делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
недостаточность или отсутствие диагностических материалов в соответствии с ФГОС
ООО, отсутствие разработанного инструментария оценки УУД;
трудности в формировании навыков самооценки и рефлексии учащихся;
организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке в рамках системно
деятельностного подхода;
отработка понятийного аппарата;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни.
2. При достижении метапредметных результатов освоения ООП: новизна вопросов инструментальнометодического обеспечения, оценки планируемых
результатов;
диагностика метапредметных умений;
несформированность УУД у учащихся в начальной школе;
проведение урочной деятельности в нестандартной форме;
формирование мотивации учения;
осознание самим педагогом сущности метапредметных результатов;
методы, приёмы и формы организации учебной деятельности, способные обеспечить
освоение и реализацию ФГОС;
организация учебной и коммуникативной деятельности, формирование и высказывание
собственного мнения по проблемам прошлого и современности, вести диалог, решать
творческие и проблемные задачи;
трудности в организации учащихся на самостоятельную деятельность, отсутствие
навыков проектной деятельности;
формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
3. При достижении личностных результатов освоения ООП:
формирование социальных норм правил поведения, участия в конкурсах разного
уровня в пределах возрастных компетенций;
отрицательное влияние СМИ при осмыслении своей идентичности как гражданина
страны, члена этнической и религиозной группы;
мониторинг развития личностных результатов;
отсутствие преемственности между начальной школой и основной школой;
сложно организовать в рамках урока дифференцированный подход к учащимся;
трудности в отборе материала для тестирования и занятий для развития личностных
УУД;
трудности при разработке технологической карты урока.
Рекомендации:
1. Учителям, работающим в ___ классах, продолжить развивать профессиональную
компетенцию с целью обеспечения ФГОС ООО.
2. Учителям, работающим в ____ классах, следовать рекомендациям, сделанным во
время проведения ВШК.
3. Учителю (ФИО, должность) представить опыт работы на школьном уровне.
4. Учителю (ФИО, должность) провести мастеркласс по разработке технологической
карты урока.
5. Учителям, работающим в __ классах, обратить внимание на реализацию принципа
преемственности между уровнем начального общего образования и уровнем основного
общего образования в __ класса.
6. Учителям активизировать образовательную деятельность с использованием технологий
учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы
учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный
переход от устных видов коммуникации к письменным, в том числе с использованием
возможностей информационных и коммуникативных технологий.
7. Педагогам продолжить освоение систему мониторинга для оценки сформированности
метапредметных компетенций и универсальных учебных действий.
8. Педагогамнаставникам активизировать работу с молодыми специалистами по
усвоению требований ФГОС ООО. 9. Руководителям МО, методической службе школы организовать методические
мероприятия, индивидуальные и групповые консультации с педагогами с целью
ликвидации методических затруднений педагогов.
10. Заместителям директора по УВР ФИО поставить на индивидуальный контроль
деятельность учителя (ФИО, должность).
Заместитель директора по УВР Коваленко Г.А.
об итогах проверки работы классных руководителей
посещаемостью учащимися учебных занятий
ЦЕЛЬ: анализ организации и состояния работы классных руководителей с
посещаемостью учащимися учебных занятий.
СРОК: с г. по 28.11.2014 г.
Комиссия: заместитель директора по УВР Г.Н.Ефименко.
Проверялись вопросы:
1. Статистика посещаемости учебных занятий за 1 четверть.
2. Мониторинг процесса посещаемости учащимися учебных занятий классными
3. Формы и методы работы с учащимися и родителями по снижению уровня
количества уроков, пропущенных без уважительной причины.
В ходе проверки были проверены отчеты классных руководителей за 1 четверть,
классные журналы, проведено собеседование с классными руководителями по плану:
1) Количественный анализ посещаемости учебных занятий за 1 четверть.
2) Ежедневный мониторинг посещаемости.
3) Формы и методы профилактики пропусков без уважительной причины.
В результате проверки выявлено:
1. Проверка классных журналов показала, что количество пропусков возрастает в
зависимости от возраста учащихся. Из всех пропусков по болезни (предоставлена
справка из поликлиники) учащиеся школы пропускали в среднем % уроков, а это
значит, что без уважительной причины или по заявлению родителей было пропущено в
По данным классных руководителей больший процент пропусков без уважительных
причин наблюдается в 8 классах
2. В ходе собеседования социального педагога с классными руководителями об
организации и состоянии работы по профилактике пропусков занятий без
уважительной причины педагоги выделяют основные причины пропусков учащихся:
1. опоздания детей -;
2. отсутствие мотивации к учебе;
3. опоздания на учебные занятия вследствие просыпаний;
4. помощь родителям по разным причинам;
5. безответственность родителей.
Основными формами и методами профилактической деятельности и реагирования
классных руководителей являются индивидуальные беседы с учащимися и
родителями, родительские собрания, письменные сообщения родителям, экстренные
телефонные звонки или смс информирование. Большинство классных руководителей
организуют свою работу в данном аспекте стихийно, по случаю.
Отслеживая ежедневный мониторинг посещаемости учащимися учебных занятий
было выявлено, что в основном не все классные руководители незамедлительно, в
течение дня, выясняют причины отсутствия учащихся на занятиях и в графе журнала
делают отметку.
1. Классным руководителям в течение года продолжать систематический мониторинг
и профилактическую организационную воспитательную деятельность с посещаемостью
2. Обратить внимание
• всех классных руководителей:
2.1. разнообразить формы воспитательной работы со всеми участниками
воспитательного процесса, активизирующие учебную мотивацию;
2.2. расширить направления совместной деятельности с родителями, акцентирующие
внимание на родительской ответственности в выполнении Закона РФ «Об образовании
в Российской Федерации
• классных руководителей 811 классов на отслеживание результатов мониторинга
в следующих учебных периодах.
3. Заместителю директора по УВР Г.Н.Ефименко проверить индивидуальные планы
воспитательной работы с учащимися, попавшими в трудные жизненные ситуации
стоящими на внутришкольном учете.
Заместитель директора по УВР ____________ Г.Н.Ефименко
Контроль осуществлялся заместителем директора по учебно-воспитательной работе
Посещенные уроки учителя показывают, что уроки в основном проводятся комбинированного типа, на которых преобладает фронтальная беседа учителя и обучающихся. Учитель демонстрирует профессиональное владение учебным материалом. Используют на уроке: учебник, таблицы, схемы, презентации, ИКТ. При опросе обучающихся в основном, используется фронтальный опрос в форме «Вопрос-ответ», ответы учащихся не комментируются. Слабо просматривается на посещенных уроках использование современных методов обучения. Уроки традиционные, со стороны учителя контролирующая функция не выполняется в системе, учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации.
Учитель с начала учебного года приступила к систематическому повторению материала, начиная с основной школы (элементы статики, уравнение теплового баланса, геометрическая оптика); материал основной школы повторяется на более высоком уровне, соответствующем возрасту и имеющимся знаниям учащихся. После каждого повторяемого раздела проводятся тренировочно-диагностические работы, цель которых не только выявление проблемных тем и последующее их устранение, но и ознакомление учащихся с примерным уровнем заданий экзаменационной работы.