Справка по итогам проверки преподавания русского языка и литературы в школе

об итогах контроля за
состоянием преподавания русского языка и литературы

в 9-11ых классах

Цель проверки:  Оценка индивидуальной работы с учащимися
на уроке; организация работы с учащимися на уроке.

Сроки проверки: декабрь.

Согласно
плану ВШК  была проведена проверка
состояния преподавания  русского языка и
литературы в 911-х классах.

В ходе проверки посещены уроки по
русскому языку в 9 классе по  теме  «Сложносочиненное предложение»  — (19.12.13; 24.12.13);  в 11 классе – «Пунктуация
при обращениях. Слова – предложения и междометия» — (18.12.13),  «Композиция сочинений» — (23.12.13).

Уроки литературы: в 9 классе
«М.В.Лермонтов.  Лирический герой в лермонтовкой
поэзии». – (18.12.13), «Поэзия любви» — (23.12.13). В 11 классе: «В.В.Маяковский
и футуризм» — (17.12.13), «Поэма Маяковского «Облако в штанах»» — (19.12.13).

Уроки русского
языка и литературы  в 9-11-ых классах
проводит  учитель  первой квалификационной категории
Сисенгалиева А.К.  В своей работе учитель
использует самостоятельное мышление учащихся, работает над навыками
научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно,
над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой,
развивает навыки работы с текстом, воспитывает любовь к предметам.

Организация
работы учащихся поставлена на высоком уровне. На протяжении всех этапов урока
делаются выводы, повторяется пройденный материал. Сочетается качественный и
количественный опрос учащихся. На уроке параллельно рассматриваются вопросы
ГИА, где учитель уделяет особое внимание данным темам. Одновременно дети
работают у доски и на местах. На уроке присутствует работа с текстом учебника.
Учитель учит правильно произносить слова, поправляет учеников, делает упор на
ударение в словах. Рационально сочетаются формы работы. Дети соблюдают единый
орфографический режим при работе у доски и 
в рабочих тетрадях.

Освоение
учащимися способов и приемов  поиска и
анализа информации, общения, принятия решений, овладения учебными  навыками служит развитию компетентностей и,
следовательно,  положительно влияет на
повышения качественной успеваемости.

В системе стимулируются процессы
самообучения (работа с тестами, при выполнении которых обучающиеся себя
проверяет, сразу же получив оценку). В случае неудовлетворительной оценки,
обучающийся самостоятельно находит правильный ответ, используя для этого
учебник.  Уроки протекает таким образом,
что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они
имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и
думают. Каждый учащийся на  уроках вносит
индивидуальный вклад, идет обмен знаниями в группах. Происходит это в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только
получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные
умения. Обучаемые учатся выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать
различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное
решение. Интерактивные формы работы помогают установить эмоциональные контакты
между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку
школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и
собственной успешности.

Учащиеся  9-11-ых классов работают
самостоятельно, могут выделить главное, существенное в изучаемом материале. Под
руководством учителя устанавливают связи между изученными понятиями, выражают
свои знания в ходе беседы.

Формирование
творческой, инициативной личности 
просматривается при проведении дискуссий,  когда 
учащиеся высказывают свою точку зрения по определенному вопросу и
при этом обсуждаются различные мнения. Например, на
уроках литературы и в 9-м и в 11-м классах при изучении тем творчества
М.Ю.Лермонтова и В.В.Маяковского.

Для развития риторических навыков А.К.
использует коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием устных и
письменных высказываний:

проверка домашнего задания (беседа, диалог;  подведение итогов, обобщение);

объяснение нового материала (эвристическая
беседа; объяснительный монолог).

Все внимание учителя направлено на то, чтобы научить
детей не запоминать или воспроизвести 
изученный материал, а понять его суть, размышлять, осознать
причинно-следственные связи. Для расширения
словарного запаса учащихся знакомит их с новыми словами, объясняет значение,
предлагает записать их в тетрадь.

На уроках литературы используются
ИКТ презентации.

Домашнее задание задается, проводится
инструктаж его выполнения (по русскому языку).

Учитель русского языка и литературы  Сисенгалиева А.К. целенаправленно использует
на уроках различных формы работы, методы и приемы, способствующие организации
работы с учащимися.

1.     
Сисенгалиеву А.К. в 9-11-ых классах по организации работы с
учащимися на уроках русского языка и литературы

2.     
Учителю русского языка и литературы Сисенгалиевой А.К.:

2.1.Продолжить развивать умение
школьников 9-11-ых классов учиться самостоятельно, обратив особое внимание на учащихся,
имеющих низкую мотивацию к учебным дисциплинам.

2.2.Способствовать
развитию риторических  навыков и навыков
публичного выступления, путем поощрения ответов учащихся перед всем классом
(постоянно).

2.3.Доводить
до сведения  родителей информацию о
невыполнении домашнего задания учащимися 9-11-ых классов (постоянно).

2.4.
Чаще использовать на уроках русского языка и литературы ИКТ – презентации,
тесты.

2.6.Привлекать
как можно больше обучающихся имеющих низкую мотивацию к учебным дисциплинам.

Учитель
русского языка и литературы: ________/Сисенгалиева А.К./

Зам.
дир. по УВР_________/Фортун О.В./

В соответствии с планом работы отдела по образованию администрации Жирновского муниципального района на 2019-2020 учебный год и в целях контроля за состоянием преподавания русского языка и литературного чтения в начальных классах с 7 по 16 октября 2019 г. в образовательных организациях

Были проверены рабочие тетради и тетради для контрольных работ по следующим параметрам:

Сбор информации и анализ показали, что тетради проверяются систематически всеми учителями. Уровень проверки тетрадей удовлетворителен.

Рабочие тетради по русскому языку во 2 — 4 классах проверяются регулярно. Учителя внимательно проверяют тетради, аккуратно и правильно исправляют ошибки, классифицируют их. Оцениваются работы в 3-4 классах объективно. Во всех рабочих тетрадях соблюдается единый орфографический режим. Объем домашних заданий соответствует норме. Используется прием графического объяснения орфограмм, ведется работа над каллиграфией обучающихся, проводится работа над развитием орфографических навыков, выписываются словарные слова, даются образцы решения задач, делаются корректные замечания по ведению тетрадей. Основная часть тетрадей имеет хороший внешний вид: опрятные, в обложках, подписаны без ошибок, в едином стиле.

Все обучающиеся 2-4 классов имеют тетради для контрольных работ. После диктантов регулярно проводится работа над ошибками.

Справка по итогам проверки преподавания русского языка и литературы в школе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу. До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Справка по итогам проверки состояния преподавания русского языка в 2-4 классах. Цель проверки: определить эффективность работы учителей 2-4 классов по формированию у учащихся навыка грамотного письма на уроках русского языка В соответствии с целью поверки была составлена программа наблюдения: 1.Изучить методы и приемы учителя по формированию грамотного письма на разных этапах урока. 2.Проследить, какое место на уроке отведено тренировочным упражнениям и творческой работе. 3.Выяснить, какова степень сложности тренировочных упражнений. 4.Обратить внимание, какие виды дидактических средств использует учитель для тренировочных упражнений (учебник, раздаточный материал, тетради на печатной основе и др.). 5.Обратить внимание, обучал ли учитель способам самоконтроля. Проверка включала: 1) посещение и анализ уроков в соответствии с программой наблюдений; 2) анализ выполнения учебной программы; 3) анализ школьной документации (классных журналов и тетрадей учащихся); 4) собеседования с учителями.

Справка о состоянии преподавания

предмета русского языка в начальной школе

В январе 2020 года было проверено состояние преподавания предмета русский язык. Цель: проверить качество преподавания предмета русского языка. Для организации проверки состояние преподавания уроков русского языка была проведена следующая работа: 1. Посещены уроки. 2. Проведены собеседования с учителями начальных классов. 3. Проверены классные электронные журналы в СГ

4.Проверены тетради учащихся (рабочие, контрольные и на печатной основе.)

Уроки русского языка в школе ведут следующие учителя:

* Учитель 3 б класса О.Н.- на длительном больничном. В 3 б классе ведет урок русского языка В.И.

Учителя работают по утвержденному календарно-тематическому планированию в соответствии с учебным планом. Записи в электронном журнале в Сетевом Городе ведутся своевременно (темы уроков, домашние задания, отметки) . Накопляемость оценок соответствует норме.

1.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука . 1 кл. в 2-х ч.2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.

1.Горецкий. Пpопись к Русской азбуке. № 1,2,3,4 (комплект)

У каждого ученика свой экземпляр учебника и рабочих тетрадей

Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. (2-я часть-Словарь)

Тетрадь для самостоятельных работ

Все учащиеся обеспечены бесплатными учебниками в соответствии со своим УМК. Расходный материал (все тетради) приобретен родителями.

Проверка тетрадей показала, что объемы классной работы и домашнего задания соответствуют норме. В конце каждой темы и в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся проверочные и контрольные работы (диктанты, списывания) и работы по развитию речи. Для этого есть специальные тетради. Для отработки и более глубокого усвоения знаний учителями после проверки прописывается работа над ошибками. Тетради учащихся в обложках, подписаны самими учениками (кроме учеников 1-х классов), промаркированы цветом. Тетради проверяются учителями своевременно и объективно.

Таблица посещенных уроков

Отдельно хочется отметить малоопытного специалиста Екатерину Анатольевну. Заметен ее профессиональный рост. Проведенный ею урок достоин похвалы и было рекомендовано опубликовать его на сайте. Некоторые недостатки в ходе урока есть ещё у молодой малоопытной учительницы Дарьи Максимовны. Рекомендовано продумывать организационные моменты урока и рационально использовать время на уроке. Посещать уроки коллег.

При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитываются:

— выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

— уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;

— степень самостоятельности учащихся;

— владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

— дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

— совместная деятельность учителя и ученика;

— наличие положительного эмоционального микроклимата;

— наличие положительного эмоционального микроклимата и др.

Читать также:  В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВУЕТ СПРАВКА ОТ НАРКОЛОГА И ПСИХИАТРА ДЛЯ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

в 201-/201- учебном году

Выполнение учебных программ;

Посещение и анализ уроков, беседы с учителями;

СРОКИ: с 21.12.201- по 24.12.201_ года.

КОМИССИЯ: Вододохова С.Н. – заместитель директора по УР;

Ревина О.А.– руководитель МО учителей начальных классов.

В ходе проверки были посещены уроки по данному предмету, изучены условия образовательного процесса, школьная документация.

Проверка ведения рабочих и контрольных тетрадей учащимися показала, что у каждого ученика 2-4 классов есть рабочая тетрадь, ведение и оформление которой осуществляется согласно требованиям Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи учащихся в учреждениях общего среднего образования.

Однако не все тетради соответствуют эстетике оформления тетрадей ( 4а класс -учитель Зельдина А.Л., 3-б классе- учитель Змушко А.И., 2в классе учитель Федорцова Т.Е.).

Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку показала, что во 2-4 классах имеются тетради для контрольных работ, в каждом классе количество тетрадей соответствует составу класса. После проведения контрольной работы учителями начальных классов проводятся и проверяются работы над ошибками.

Рабочие и контрольные тетради проверяются учителями своевременно. Учителя объективно оценивают работы учащихся, соблюдается объем выполнения домашних и классных работ. Регулярно осуществляется самопроверка, самоконтроль и самооценка выполнения работ. Осуществляется дифференцированный подход. Проводится работа над ошибками. Но между тем отсутствует система работы над ошибками (4б классе — учитель Шкредова Т.А., 3а классе — учитель Ревина О.А., 2а классе – Старовойтова Г.А.).

Изучение условий организации образовательного процесса показало, что учителями начальных классов ведется целенаправленная работа по методическому, наглядно-дидактическому обеспечению процесса по русскому языку.

Учителями разработаны и накапливаются планы-конспектов по предмету, имеются учебно-методические пособия.

В результате изучения установлено, что учителями ведётся работа по подбору дидактического материала по изучаемым темам, имеются разноуровневые задания для поурочного, тематического и итогового контроля, отвечающие требованиям 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся, олимпиадные задания, методическая литература по предмету, методические разработки. Однако для осуществления более успешной работы по предмету требуется оснащения кабинетов техническими средствами обучения, компьютерными учебными программами.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что для учителей начальных классов и самими учителями созданы условия для совершенствования и успешного преподавания данного предмета.

В ходе проверки изучено состояние преподавания и качество знаний учащихся по русскому языку во 2-4 классах в результате посещены уроки с последующим самоанализом и анализом.

Анализ посещенных уроков русского языка и проверка знаний и умений учащихся позволяют контролировать реализацию требований учебных программ.

На уроках учителей Змушко А.И. (3б), Ревиной О.А. (3а) активно используются содержательно-логические задания, игры, направленные на развитие познавательного интереса у детей.

Учителя начальных классов успешно используют игровые технологии, особенно во вторых классах.

На уроках учителей Зельдина А.Л. (4а кл.), Шкредова Т.А. (4б кл.) применяются различные формы организации деятельности учащихся и приемы, активизирующие учащихся для восприятия изучаемого материала: работа в парах, групповая работа, индивидуальные домашние задания.

Уроки русского языка учителей Анищенко Т.С.(4-а кл.), Романовской Е.В. (2в) отличаются четким определением целевых установок, тщательным подбором упражнений и заданий с постепенным наращиванием степени трудности, что является одним из условий создания ситуации успеха на уроке.

Всеми учителями используются методы и приёмы проблемного обучения. Следует отметить учителя не применяют методы и приёмы информационно-компьютерных технологий, при этом учителя начальных классов не имеют возможность проводить уроки русского языка в компьютерном классе, график посещения компьютерного класса не составлен.

Соединение теоретических знаний с практическими действиями (повторение теоретического материала, умение объяснять каждый шаг действия при выполнении практических заданий) четко прослеживается на уроках учителей Старовойтовой Г.А. (2а кл.), Шкредовой Т.а. (4-б кл.).

Учителя Саковцова Е.И. (2б кл.), Ревина О.А. (3а) широоко используют разноуровневый дидактический материал для организации дифференцированной работы с учащимися, с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся используют здоровьесберегающие технологии.

Учителя Змушко А.И. (3б кл.) и Федорцова Т.Е. (3б кл.) на уроках русского языка методически грамотно организуют самостоятельную работу учащихся и рациональные способы ее проверки, уделяют должное внимание развитию познавательного интереса к предмету у учащихся.

Четко прослеживается система опроса в течение урока у учителей Зельдиной А.Л. (4а кл.), Змушко А.И. (3б) и др. При этом должное внимание уделяется развитию самооценки. Работа в данном направлении успешно ведётся, начиная с первого класса.

Уроки учителей начальных классов носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Учителя владеют теоретическим материалом, знают и выполняют требования учебной программы к знаниям и умениям учащихся, стремятся реализовать их в своей практической деятельности. Основной формой обучения является комбинированный урок, в ходе которого все учителя соблюдают основные дидактические требования, выдерживают структурные элементы урока.

Из посещенных уроков, индивидуальных бесед с учителями и учащимися можно сделать вывод, что основные психологические и гигиенические требования к организации образовательного процесса выполняются. Но следует отметить, что недостаточно внимания на уроках уделяют работе с одарёнными учащимися, оставляя её на факультативные и индивидуальные занятия, что снижает творческую активность этой группы учащихся.

В целом во всех классах осуществляется работа на должном уровне по ликвидации пробелов в знаниях учащихся как в урочное время, так и во время поддерживающих занятий, при этом находят место рекомендации полученные по результатам контрольных работ, проведенных во 2-4 классах в декабре месяце.

-Роль уроков русского языка и литературного чтения в процессе повышения культуры устной и письменной речи учащихся;

-Пути и средства активизации словаря младших школьников;

-Совершенствование практических речевых навыков при обучении устному и письменному пересказу.

Для учащихся 3-4 классов проведена школьная олимпиада в декабре 2015 года. В ней приняло участие человек – 11 человек. Итоги олимпиады по русскому языку: 1 место — Борозна Елизавета, 4б класс (31,5б), 2 место – Шерстнёв Дмитрий, 4в класс (30б), 3 место — Кастрицкий Павел, 4б класс (27б) и Артёменко Виолетта, 4в класс (27б). Вручены дипломы для победителей школьной олимпиады.

Оценить 36012 0

русского языка во 2-х классах

В период с 7 по 11 октября 2013-2014 учебного года по плану внутришкольного контроля была проведена административная проверка состояния преподавания русского языка во 2-х классах.

Цель: уровень владения методикой преподавания, отражение в журнале содержания тем. Содержание, характер, объём домашних заданий. Система оценивания знаний учащихся на уроке.

Посещение уроков во 2а классе (учитель Денисенко Ж.Н.) показало, что Жанна Николаевна тщательно готовится к урокам, продумывает подачу учебного материала. Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовалась компьютерная презентация, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок остался успешен в своем мнении. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Учитель умеет удержать внимание детей практически на всех этапах урока, используя методы игр, смену деятельности детей.

Посещённый урок во 2б классе (Приходько Н.С.) показал, что учитель умеет отбирать из суммы фактов главные, прививает обучающимся навыки понимания (методом логического рассуждения на основе самостоятельного и группового исследования) и запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед. На своих уроках Нина Сергеевна четко организовывает работу в парах сменного состава, что позволяет каждому ребенку более прочно усваивать материал, продуманы и эффективно используются дифференцированные задания. Однако, следует больше внимания уделять развитию монологической речи обучающихся, побуждать их к самооценке и самокоррекции. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Цели в течение урока были достигнуты.

Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. Учитель особое место отводит игровым технологиям, направленным на развитие основных речевых умений. Владеет методикой опережающего обучения. Больше всего внимания уделяется развитию орфографической зоркости детей.

Посещение урока во 2в классе (Воронова А.С.) показало, что учитель умело использует наглядные материалы для усвоения понятий, использует доску (приготовленную заранее) для индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы. Однако урок был построены на низком эмоциональном уровне, с трудом удерживалась активность и внимательность учащихся на протяжении всего урока и в недостаточном объёме использовались здоровьесберегающие технологии. Ученики не всегда правильно называют орфограммы, слабо знают правила. Работают на уроках малоактивно. Не прослеживается их заинтересованность происходящим на уроке.

Учителя 2-х классов владеют теорией и методикой преподавания русского языка, на уроках используют приемы формирования ОУУН.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено в соответствии с требованиями; УМК в наличии и соответствует федеральному перечню.

Учителя Денисенко Ж.Н. и Приходько Н.С. проводят уроки увлеченно, разнообразят формы и методы преподавания с учетом особенностей учащихся класса, развивают творческие способности школьников на основе активизации их деятельности.

Учитель 2в класса Воронова А.С. не уделяет достаточного внимания индивидуальной работе, дифференцированному подходу к обучению школьников.

Читать также:  Свидетельство о гражданском состоянии в Таджикистане

Во 2б и 2в классах учителями Приходько Н.С. и Вороновой А.С. не комментируются оценки за работу учащихся на уроке.

Учителю Вороновой А.С. больше внимания следует уделять самостоятельным высказываниям обучающихся без опережающих наводящих вопросов, главным критерием качества урока считать не применение разных видов работ, а достижение цели урока, сформированность учебных компетенций обучающихся.

Учителю Приходько Н.С. развивать монологическую речь учащихся;

Младших школьников необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности. По завершению работы следует побуждать сравнивать полученный результат с эталоном. Развивать навык планирования своей работы, умение выбирать оптимальный алгоритм работы;

Учителям Приходько Н.С. и Вороновой А.С. комментировать оценки за работу учащихся на уроке.

Всем учителям 2-х классов рекомендовать разработать систему мер по повышению качества знаний по русскому языку, программу коррекции по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

по итогам проверки преподавания родных языков в 5-11классах.

Тема проверки: сформированность ведущих знаний, умений, навыков по родным языкам учащихся 5-11 классов.

Цель проверки: изучение сформированность ведущих ЗУН по предмету.

Вид контроля: фронтальный.

Изучение документаций: классных журналов (анализ текущей успеваемости), тетради, поурочные планы.

Собеседование с учителями.

Проверка проводилась заместителем директора по учебно-воспитательной работе Магомедовой Ш.А.

с 15.10 по 25.10.14г.

В соответствии с годовым планом с 15.10 по 25.10.14 г. проведено изучение состояния преподавания родных языков.

В частности изучались выполнение учебных планов, программ, организация методической работы с учителями. Были проведены контрольные работы в 5-11 классах.

Аварский язык преподают три учителя: Мугидинова З.М., филолог, стаж работы 20 лет, учитель высшей квалификационной категории, Исаева П.А., филолог, стаж работы 0 лет, в данной школе работает 1-ий год, учитель без категории, Садуева Б.М., филолог, стаж работы 20 лет, учитель первой квалификационной категории.

Даргинский язык преподает Гаджиева Шахризат Абасовна, филолог, стаж работы 20 лет, учитель без категории.

Лезгинский язык преподает Бабаева Н.Н., стаж работы 39 лет, учитель высшей квалификационной категории.

Лакский язык преподает Ахмедова С.Х., филолог, педстаж 25 лет, категории нет, в данной школе работает 1-й год.

Кумыкский язык преподает Арсаналиева Р.А., стаж работы 14 лет.

Анализ кадрового состава учителей родных языков показал, что все учителя имеют высшее образование. Учителя Мугидинова З.М., Гаджиева Ш.А. прошли курсы повышения в ДИПКПК.

Во время проверки посещены уроки у Мугидиновой З.М. в 11 классе 20.09 и 11.10, у Исаевой П.А. в 8 и 9 классах 20.09., у Садуевой Б.М. в 9 классе 11.10, у Ахмедовой С.Х. в 5 классе 14.10, у Гаджиевой Ш.А. в 10 классе 22.10., у Арсаналиевой Р.И. -24.10.Учителя родных языков профессионально подготовлены. Преподавание ведется во всех по государственной программе МОН РД в соответствии календарно-тематическим планированием.

Учителя проводят уроки в среднем темпе. Этапы урока четко соблюдаются, есть связь с жизнью, имеют воспитательное значение. На уроках учителя используют такие приемы как работа по карточкам, фонетические упражнения, словарная работа, в 5-х классах хоровое произношение специальных звуков, работа с учебником, работа на доске и в тетрадях грамматические задания, беседа по вопросам, самостоятельная работа.

Много внимания уделяется организационному моменту. К сожалению ни один учитель не использует наглядный материал не развитие познавательной активности учащихся. Предметные умения и навыки у учащихся 10-11 классов слабые, в 5 классе недостаточно сформированы произносительные навыки специальных звуков, а в письменной речи наблюдаются орфографические ошибки. Учителя не используют технологии дифференцированного обучения нет на уроках индивидуальной работы. Учителя Исаева П.А., Ахмедова С.Х. домашние задания задают после звонка без пояснения не подводят итог урока, оценки вовремя не выставляют и не комментируют.

В лицее соблюдается преемственность в изучении родных языков.

Созданы определенные условия для изучения родных языков. Уроки включены в расписание 2-4, 5, 6 уроками, выделены кабинеты, но в них практически отсутствуют учебные пособия, наглядность, ТСО, ИКТ, т.е. материальная база кабинетов не соответствует требованиям сегодняшнего дня, учителя родных языков никак не могут решить проблему эстетического оформления хотя бы одного (36) кабинета. В этом учебном году оформили один стенд с портретами писателей, поэтов Дагестана.

Одним из основных условий этнокультурных общеобразовательных потребностей учащихся является обеспеченность учебного процесса учебной литературой.

Полностью обеспечены учебниками учащиеся, которые изучают даргинский язык, но по остальным предметам, например, по аварскому языку:

5 кл. есть учебники, но не хватает, по языку нет

у 3-х учащихся, а по литературе всего 4 учебника.

6 кл. полностью обеспечен учебниками

по языку, но нет по литературе.

7, 8, 9, 10 кл. – нет учебников по языку.

5 кл. по литературе обеспечен учебниками

но по языку только 4 учебника.

6-7 кл. полностью обеспечены учебниками.

5 кл. – только учебники по литературе.

Школьная библиотека не достаточно комплектуется учебно-методической литературой по родным языкам и не в полной мере выполняет образовательную и информационную функцию. В библиотеке практически нет произведений на родных языках. Учителя, работающие много лет в школе, не смогли добиться, чтобы учащиеся купили учебники. Плохо ведут работу с родителями, а также плохая связь с классными руководителями.

Если библиотекарем ведется работа с учителями русского языка и литературы, то с учителями родных языков нет никакой совместной работы по привитию интереса к чтению на родных языках.

Учителя школы работают в соответствии с утвержденными календарно-тематическими планами, программный материал в основном выполняется.

В целях диагностики уровня обученности и выявления качества знаний учащихся 5-11 классов были проведены контрольные диктанты.

Анализируя результаты, следует отметить, что процент успеваемости и качества знаний учащихся по родным языкам по проведенным классам составил (таблица прилагается).

Аварский язык, учитель Мугидинова З.М.

5 12 3 6 3 4 75 56,2 3,5

6 14 2 6 2 5 66,6 53,2 3,3

7 15 2 5 3 5 65,2 45,6 3,2

8 11 4 4 3 2 84,6 61,5 3,7

9 11 1 3 3 4 63,3 36,5 3,0

10 9 1 3 3 2 77,7 44,4 3,1

11 14 2 6 4 2 85,7 57,1 3,5

Аварский язык, учитель Исаева П.А

5 11 3 2 2 4 63,6 45,5 3,4

6 11 5 2 3 1 90,9 63,6 4,0

7 12 4 4 1 3 75,0 66,7 3,7

8 9 2 4 1 2 70 45 3,7

9 8 1 3 4 — 100 50 4,1

Аварский язык, учитель Садуева Б.М.

6 11 2 3 3 3 72,7 45,4 3,3

7 12 1 4 4 3 75 41,6 3,2

Даргинский язык, учитель Гаджиева Ш.А.

5 18 6 3 5 4 77,7 50 3,6

6 11 6 2 3 0 100 72 4,2

7 15 2 5 4 4 73,7 46,6 3,3

8 10 3 2 3 2 80 50 3,6

9 7 3 2 1 1 85 69 3,6

10 7 3 2 0 2 71 71 3,6

11 7 3 1 1 2 71 51 3,6

Лакский язык, учитель Ахмедова С.Х.

5 6 1 0 4 1 83 16 3,1

6 5 2 1 1 1 80 60 3,8

7 13 0 1 7 5 61 8 2,6

8 6 0 4 3 1 83 33 3,2

9 9 1 3 3 2 83 33 3,3

10 8 2 2 3 1 87,5 50 3,6

11 6 2 2 1 1 83,3 66,6 3,8

Кумыкский язык, учитель Арсаналиева Р.И.

5 7 2 1 1 3 57 42 3,2

6 10 4 1 1 4 60 50 3,5

7 9 3 3 1 2 77,7 66,6 3,7

8 8 3 1 1 3 62,5 50 3,5

9 4 1 1 1 1 75 50 3,5

10 3 1 1 0 1 66,6 66,6 3,6

Лезгинский язык, учитель Бабаева Н.Н.

5 16 — 5 8 3 81 31,2 3,1

6 12 — 3 7 2 83,3 25 3,8

7 12 1 3 6 2 83,3 33,3 3,2

8 17 — 9 6 2 88,2 52,9 3,4

9 17 1 5 3 2 75 50 3,1

Контрольные работы написали 349 учащихся, отсутствовало – 92. В 10-11 классах анализ работ представили по даргинскому, лакскому и в 10 классе по кумыкскому языку. Учителя Мугидинова З.М., Садуева Б.М., Бабаева Н.Н. не смогли организовать проведение контрольных работ в 10-11 классах. Этот факт говорит о плохой посещаемости учащимися 10-11 классов уроки родных языков.

Результаты анализа контрольных работ показали, что недостаточное внимание отводится на уроках родных языков словарной работе. Все ошибки явились следствием некачественного усвоения учащимися материала в процессе их обучения.

Не используют технологию дифференцированного обучения, индивидуальную работу, работу в группах.

Проверка показала наличие тетрадей у всех учащихся по всем языкам. Но в тетрадях не проводится работа над ошибками. Не все учителя придерживаются нормы оценок.

Повышать результативность и эффективность работы методического объединения учителей родных языков.

Всем учителям родных языков совместно с классными руководителями решить вопрос посещаемости уроков учащимися 10-11 классов.

Принять меры по ликвидации пробелов в знаниях школьников, для повышения эффективности обучения, активнее использовать современные технологии, систему развивающих заданий. Для ликвидации пробелов применять индивидуальный и дифференцированный подходы.

Поурочное планирование составить так, чтобы уроком охватить каждого ученика, а не только желающих.

В 5-6 классах использовать упражнения с установкой на понимание и запоминание словарных слов, учить графическому оформлению изучаемых правил, усилить работу над развитием навыков самопроверки и самоконтроля.

Всем учителям проводить открытые уроки, различные внеклассные мероприятия, фольклорные праздники, встречи с деятелями науки и культуры, заинтересовать учащихся своим предметом.

Классным руководителям и учителям родных языков усилить работу с родительской общественностью по освещению роли этнокультурного образования, родных языков в формировании полноценного гражданина.

Администрации лицея продолжит контроль за состоянием преподавания родных языков.

Зам. директора по УВР /Магомедова Ш.А./

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам. Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В октябре 2019 года была проведена проверка в 1-4 классах .

Цель:состояние преподавания родной язык и родная литература в 1-4 классах с целью установления соответствия уровня подготовки обучающихся требования госстандарта ,эффективность обучения и воспитания ,оформление документации.

Анализ посещенных уроков показал, что все учителя хорошо владеют теорией и методикой преподавания предмета , знают требования госстандарта и умело реализуют их в своей практической деятельности. В соответствии с требованиями рабочих программ не нарушается последовательность изучения разделов курса и распределение часов по разделам. Активно внедряют технологии развивающего обучения.

Читать также:  КАК СДЕЛАТЬ ВОДИТЕЛЬСКУЮ МЕД СПРАВКУ ДЛЯ ЗАМЕНЫ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ

Магомедгаджиева П.М.строит занятия с учетом психологии младших школьников, старается создать эмоциональный фон на каждом уроке, включает в структуру уроков игры. Уроки отличаются системностью, продуманность всех этапов, выбором материала с учетом индивидуальных особенностей детей.

Патимат Мусаловна на уроках применяет различные формы и методы работы с детьми, активизирующие восприятие изучаемого материала, использует диф. задания. Учителя характеризует доброжелательность, взаимопонимание с детьми. На уроках используется много наглядности.

Рабадангаджиева А.Р. на уроках аварского языка и аварской литературы не использует различные виды деятельности: письмо по памяти, по диктовку. Не использует наглядные материалы для усвоения понятий, использует только доску для индивидуальной, самостоятельной и коллективной работы. Учителю больше внимания следует уделять самостоятельным высказываниям обучающихся без опережающих наводящих вопросов, главным критерием качества урока считать не применение разных видов работ, а достижение цели урока, сформированность учебных компетенций обучающихся.

УМК по предмету: уровень преподавания базовый. У учителей имеются рабочие программы, утвержденные администрацией лицея ; развернутые поурочные планы, яркие иллюстрации к урокам, банк КИМов по всем разделам учебной программы, сборник тестов, материал для индивидуальной работы с учениками на уроке. Запись уроков в классных журналах соответствует календарно-тематическому планированию; контроль и руководство со стороны администрации школ и УО ведется (посещаются и анализируются уроки).

Условия для преподавания предмета: в школах имеются предметные кабинеты, оборудованные необходимыми наглядными пособиями. Современные ТСО имеются не во всех кабинетах. Имеющаяся учебно-материальная база очень .

Качество знаний учащихся удовлетворительное. Дали рекомендации учителю аварского языка Рабадангаджиевой А.Р. выработать конкретные меры по исправлению типичных ошибок и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Курсы повышения квалификации учителя проходят своевременно благодаря контролю со стороны лицея.

В лицее проходит декада родных языков, различные конкурсы, победители и призёры которых в дальнейшем участвуют на муниципальных этапах.

Цель: изучить состояние преподавания родного русского языка и родной литературы во 2-9 классах.

Проверяющие: директор школы Иванова Г.В., зам. директора по УВР Шулика М.В., Могильская Г.В., Мымрикова Н.И., зам. директора по ВР Муха Е.В.

В соответствии с планом внутришкольного контроля, с целью изучения состояния и уровня преподавания родного русского языка и родной литературы, уровня учебных достижений учащихся 2-9-х классов, анализа деятельности учителей, учебно-методического обеспечения преподавания предмета администрацией школы с 13.01.2020 по 25.01.2020 г. была проведена проверка во 2-9 классах. Была изучена документация, посещены уроки и внеклассные мероприятия по родному русскому языку, проанализированы рабочие программы, проверены поурочные планы, классные журналы, проведены заседания по вопросам преподавания родного русского языка и родной литературы.

Анализируя уроки учителей-предметников, можно отметить хороший уровень владения методикой преподавания предмета, использование на уроках разных видов работ: фронтальной, индивидуальной, групповой, самостоятельной. Основные методы обучения на уроках – репродуктивный, объяснительно — разъяснительный, частично — поисковый, проблемное изложение материала. Содержание уроков соответствует государственным программам. Уроки имеют воспитательную направленность и реализацию развивающих возможностей обучающихся в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов.

Большое внимание на уроках уделяется развитию речи. Педагоги стимулируют способность обучающихся высказывать свою точку зрения по данной теме, составлять конспект, стараются при отборе и структурировании материала урока учитывать требования учебной программы и стандарта предметной области. Осуществляют межпредметные связи литературы, русского языка и истории. Используют схемы-опоры по русскому языку, на примерах литературных произведений формируют духовно-нравственное развитие учащихся.

Проводится внеклассная работа по предмету, которая направлена на повышение мотивации изучения родного русского языка и родной литературы, на формирование коммуникативной компетенции. Внеклассная работа осуществляется через организацию предметных недель, участие в предметных конкурсах.

Посещенные уроки, внеклассные мероприятия и беседы с учителями и обучающимися показали, что определенных успехов учителя добиваются, направляя свою работу на формирование коммуникативной компетенции, развитие общеучебных умений и навыков. Атмосфера общения благоприятна для познавательной деятельности и выработки у обучающихся навыков общения.

Учителя-предметники участвуют в работе заседаний ШМО, на которых рассматриваются следующие вопросы:

— методические рекомендации по преподаванию родного русского языка и родной литературы (Протокол № 1 от 30.08.2019г.);

— составление календарно-тематического планирования (Протокол № 1 от 30.08.2019г.) и его корректировка;

— подведение итогов диагностических работ (Протокол № 3 от 09.01.2020г.).

Кроме этого, заслушиваются отчеты учителей по темам методической и образовательной работы, обобщается опыт педагогического мастерства.

На педагогических советах, совещаниях при директоре, при зам. директора неоднократно рассматривались вопросы преподавания родного русского языка и родной литературы:

Организация изучения родного русского языка (Протокол № 1 от 30.08.2019г.);

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках (Протокол № 4 от 09.01.2020г.).

Проверка умений и навыков чтения учащихся (Протокол № 3 от 05.11.2029г.)

Система работы учителей по повышению качества образования (Протокол № 2 от 06.11.2019г.).

Состояние тетрадей, классных журналов, журналов объединений дополнительного образования (ежемесячно).

Выводы и рекомендации по итогам контроля:

Преподавание родного языка и родной литературы в школе осуществляется согласно действующему нормативному законодательству.

При изучении обучающимися данных предметов учитываются пожелания родителей (законных представителей) и психологические особенности учащихся.

Учителя, преподающие в данном направлении, на достаточном уровне владеют методикой преподавания предмета, используют современные формы и методы работы на уроках и на занятиях.

В школе ведётся воспитательная работа по привитию интереса к изучению родного русского языка и родной литературы и развитию творческих способностей учащихся. Учащиеся владеют русским языком в объёме утверждённых образовательных программ.

Анализ документации показал, что педагоги своевременно и качественно ведут записи в классных журналах и журналах внеурочной деятельности. П роведенные уроки записываются в день проведения учебного занятия, записи делаются аккуратно. Программный материал по предметам выполнен в полном объеме. Вместе с тем выявлены следующие нарушения: не указано количество часов за 2 четверть по плану и фактически учителями: Апкарян К.Ю., Чотчаевой Н.В., Емельченко Е.В.; не произведена отметка отсутствующих на занятиях учащихся учителями Литвиновой О.В., Мирошниченко Т.В.

1. Администрации школы:

1.1. Работать по совершенствованию материально-технической базы кабинетов русского языка и литературы и кабинетов начальных классов

1.2. Контролировать работу ШМО учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы в части преподавания родного русского языка и вопросов, касающихся внеурочной деятельности по изучению данных предметов

1.3. Осуществлять контроль за выполнением рабочих программ по родному русскому языку и родной литературы

(декабрь, май, ежегодно).

1.4. Во время посещения уроков, занятий во 2-9 классах особое внимание уделять созданию позитивной мотивации на изучение предметов и соблюдению психологических и возрастных особенностей учащихся

1.5. Осуществлять контроль за повышением квалификации педагогических работников по вопросам преподавания родного русского языка и родной литературы

2. Руководителям ШМО учителей начальных классов Бондарь О.С. и ШМО учителей русского языка и литературы Чекиной Н.Н.:

2.1. Включить в план заседаний вопросы, касающиеся преподавания родного русского языка и родной литературы в классах с внеурочной деятельностью

2.2. Предусмотреть участие учителей родного русского языка и родной литературы в профессиональных конкурсах

3.1. Использовать во время проведения учебных занятий современные образовательные технологии, в том числе ИКТ

3.2. Использовать на уроках дифференцированный подход на основе индивидуальных особенностей детей

3.3. Организовывать участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях, связанных с вопросами изучения родного русского языка и родной литературы

В составе методического объединения работает шесть учителей:

— Юмагулова Гузель Сайфетдиновна, зам. директора по УВР, курирующий предметы национально-регионального компонента; учитель высшей категории;

— Хамитова Светлана Раисовна, учитель высшей категории;

— Махмутова Фания Фанисовна, учитель татарского языка первой категории;

— Алибаева Ролена Рафисовна, учитель второй категории.

Проводятся заседания ШМО, на которых рассматриваются различные вопросы:

— методические вопросы о преподавании родных языков (башкирского и татарского), о преподавании башкирского языка государственного, работа с одаренными детьми;

— корректировка тематического планирования;

— подведение итогов контрольных работ, срезов, диагностик.

Преподавание башкирского языка государственного ведется по двухчасовой программе, родного башкирского языка — по пятичасовой программе. Учащиеся занимаются по следующим учебникам:

Башкирский язык. Под редакцией Тулумбаева Х.А., Давлетшиной М.С.

Б ашкирский язык. Под редакцией Усмановой М.Г., Габитовой З.М.

Башкирский язык. Под редакцией Тулумбаева Х.А., Набиуллиной М.М.

Башкирский язык. Под редакцией Гафарова Б.Б., Тикеева Д.С.

Преподавание родного татарского языка ведется по трехчасовой и двухчасовой программам. Учащиеся занимаются по учебникам:

Татарский язык. Под редакцией Харисова Ф.Ф., Харисовой Ч.М.

На педагогических советах, совещаниях при директоре, при завуче, на заседаниях методического объединения неоднократно рассматривались вопросы преподавания предметов национально-регионального компонента. Слушались следующие вопросы:

Организация изучения башкирского языка государственного.

Организация изучения родных языков (башкирского и татарского)

Методика преподавания учителей национально-регионального компонента.

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках.

Проверка умений и навыков чтения учащихся при чтении на башкирском и татарском языках.

Система работы учителей с низкомотивированными к учебе учащимися.

Состояние работы школьного методического объединения.

Итоги работы по национальному образованию за полугодие и год.

Формирование правильного произношения у учащихся на уроках башкирского и татарского языков.

Состояние тетрадей, классных журналов, журналов кружков.

Уроки проводятся по группам. Учителя стараются заинтересовать детей: используют различные формы работы, учитывая способности учащихся. Уроки проводятся методически грамотно, с использованием наглядно-объяснительных методов обучения, информационных технологий. Большое внимание на уроках уделяется развитию речи, усвоению программного материала. Все учителя работают над совершенствованием своего педагогического мастерства, работая над темой самообразования. Систематически повышают квалификацию на постоянно действующих курсах учителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *