СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕМУ

Предварительный просмотр

План проведения тематического  контроля в МБДОУ № 26

«Особенности формирования письменной речи дошкольников  с нарушением слуха

среднего и старшего дошкольного возраста»

с 22 ноября по 27 ноября 2012 г

выяснить  состояние воспитательно — образовательной работы с детьми по развитию письменной речи ребенка-дошкольника  с нарушением слуха.

Приказ №____ от ___ноября 2012 г.  Комиссия: Зав. Хаялутдинова В. В., ст. вос-ль Никифорова А. В.

Утверждаю зав. М БДОУ №26_____________В. В. Хаялутдинова

В соответствии с планом работы ДОУ на 2012-2013 учебный год, на основании приказа №   от  ноября 2012 г. и с  целью  выяснить  состояние воспитательно — образовательной работы с детьми по развитию письменной речи ребенка-дошкольника  с нарушением слуха, комиссия в составе зав. Хаялутдиновой В. В., ст. вос- ля  Никифоровой А. В. с 22 ноября по 27 ноября  2012 года провела тематический  контроль  по вышеуказанной теме. С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы  и приемы контроля: изучение предметно-развивающей среды, анализ плана  работы  с детьми наблюдение и анализ непосредственно-образовательной деятельности, наблюдение и анализ во 2-ой половине дня, наблюдение в 1 -ую и 2-юу половину дня, беседы с воспитателями изучение документации.

В соответствии с планом  контроля был проведен анализ предметно-развивающей среды в ДОУ. В рамках анализа проводился смотр-конкурс «Лучший кабинет учителя-дефектолога ДОУ».  Основной целью конкурса  было создание оптимальных  условий для организации работы по РР, РСВ и ОП, ФЭМП, выявление инициативы и творческих способностей учителей — дефектологов к созданию условий  для работы с детьми. В конкурсе участвовали три группы. Показатели к конкурсу были разработаны по двум основным направлениям: функционирование кабинета, соответствие современным методическим и организационным требованиям, документация. По результатам конкурса были сделаны следующие выводы: в кабинетах учителей-дефектологов созданы достаточные условия для формирования речи воспитанников, соблюдаются санитарные требования к освещению, детской мебели, оборудованию. В частности, в кабинетах отдельно выделены сектора для проведения индивидуальных и групповых форм работы, достаточно  ТСО, наглядных демонстрационных материалов. В достаточном количестве представлен дидактический раздаточный материал, развивающие игры и пособия. Рабочая документация приведена в соответствие. Таким образом, по результатам смотра все кабинеты признаны как соответствующие предъявляемым требованиям.

Кроме этого, в  соответствии с планом  контроля был проведен анализ предметно-развивающей среды в группах. Анализ показал следующие результаты: для проведения работы по формированию письменной речи в детском саду созданы определенные условия. В частности, большое внимание уделяется приобретению дидактических игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, пазлы, застежки, пирамидки), необходимых для подготовки руки ребенка к письму. Однако,  нет в достаточном количестве в группах разрезных азбук, книжек-самоделок для чтения детям.

Анализ  программно — методического обеспечения процесса показал, что в детском саду имеется комплексные программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П.,  Головчиц Л. А.,  Шматко Н. Д.  и др. В разделе «Развитие речи» четко определены задачи по формированию письменной речи детей  по всем возрастам.

В рамках контроля проводилась оценка планирования воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми. В частности,  анализ планов воспитательно-образовательной деятельности в группах  выявил следующие моменты:

-программно- методическое обеспечение педпроцесса используется в соответствии  с  основной общеобразовательной программой ДОУ. В  определении содержания работы, целей  и задач воспитания и образования воспитатели,   педагоги опираются на программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П.,  Головчиц Л. А.,  Шматко Н. Д. и др.

— учителя — дефектологи планируют работу по формированию письменной речи последовательно, в системе, в соответствии с возрастом и развитием детей в рамках НОД и образовательной деятельности детей в режиме дня.

-непосредственно- образовательная деятельность учителя-дефектологи. планируется в соответствии с содержанием комплексных программ и психолого-педагогическими программами «Развитие речи», разработанными в соответствии с годом обучения воспитанников.

-индивидуальная работа с детьми  планируется целенаправленно, систематически.

— воспитатели всех групп мало внимания уделяют планированию работы по формированию письменной речи детей.  Не планируется индивидуальная работа  с воспитанниками по закреплению навыков.

В рамках контроля проводилась оценка уровня развития детей. В частности, были организованы открытые просмотры НОД по освоению образовательной области «Развитие речи» и «ФЭМП», кроме этого, оценивалась коррекционная работа по РСВ. Основной целью было показать использование эффективных приемов формирования письменной речи у воспитанников с нарушением слуха. Анализ НОД по «Развитию речи» во 1-ой группе показал, что учитель-дефектолог Алексеева О. И. организует  деятельность по формированию ЭМП детей в соответствии  с программными требованиями, структура НОД соблюдается, организуется динамическая пауза, фоноритмика. Педагог использует наглядные пособия и материалы, способствующие активизации словаря, демонстрационный материал соответствует программным требованиям, однако, не всегда грамотно подается материал. Проявляет умение  регулировать поведение детей в процессе занятия, дети сохраняют интерес детей в течение всего занятия,  активны, понимают требования педагога, педагог по возможности добивается выполнения заданий. В 2–ой группе учитель – дефектолог Кириллова И. Н. проводит НОД по РР в сооствествии с речевыми возможностями детей. Активизация речи происходит на протяжении всей организованной деятельности. Рационально размещает материал,  широко используются  наглядные средства обучения: картинки, схемы модели описания животных. Кроме этого, активно применяются игровые приемы обучения. Использует  разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуальная и коллективная работа детей). Дети проявляют активность, интерес к деятельности. Качественно проводит оценку работы детей на занятии.

Кроме этого,  в рамках контроля проводился анализ уровня развития речи воспитанников всех групп. Анализ результатов диагностики на сентябрь 2012 года представлен в следующей таблице:

Таким образом, результаты, представленные в таблице, показывают, что на период сентябрь 2012 года наблюдается низкий уровень развития речи воспитанников, это объясняется тем,  что в новом  учебном году в ДОУ появилось 6 вновь пришедших детей. Кроме этого, в летний период большинство  детей не посещали детский сад, и речевая работа с детьми не проводилась.

В содержании контроля изучался вопрос сотрудничества с семьями воспитанников. В частности, использование разнообразных форм сотрудничества с родителями по вопросу развития речи детей. Анализ показал, что работа с семьями воспитанников происходит целенаправленно, однако, в основном используются традиционные формы: консультирование, родительские собрания. Педагоги не используют активные форму сотрудничества: мастер-классы, тренинги, дни открытых дверей.

Итак, на основании выше перечисленного комиссия сделала  следующие выводы:

Таким образом, на основании проведенного контроля комиссия сделала следующие выводы:

Воспитателям изготовить разрезные азбуки, книжки – самоделки в достаточном количестве для детей.

Отв. Уч.-деф., вос-ли

Срок: январь 2013 г.

Проводить мониторинг результатов диагностики по РР за период 3 года.

Отв. Уч.-деф.,ст.вос- ль

Срок: январь 2013г.

«Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей ст.д/в к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих»

Читать также:  В детской поликлинике Красногорска справку выдают за один этап

с 17 сентября  по 22 сентября  2012 г

оценить процесс формирования осознанного и действенного отношения детей ст.д/в к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих

Приказ №____ от ___сентября 2012 г.

Зав. Хаялутдинова В. В., ст.вос-ль Никифорова А. В., Кальметова Н. Н. (инструктор по физо)

Утверждаю зав. М ДОУ « Детский сад № 26»_____________В. В. Хаялутдинова

Справка по итогам  тематического  контроля в МБДОУ № 26

В соответствии с планом работы ДОУ на 2012-2011 учебный год, на основании приказа №      от     сентября 2012 г. и   в   целях  оценки состояния воспитательно — образовательной работы с детьми по формированию валеологической культуры детей с нарушением слуха  комиссия в составе заведующей ДОУ Хаялутдиновой В. В., Никифоровой А. В.,  инструктора по физо Кальметовой Н. К. с 17 по 22сентября   2012 года провела тематический  контроль  по вышеуказанной теме.

С целью изучения  данного вопроса комиссия использовала следующие методы  и приемы контроля: анализ соблюдения инструкций по охране жизни и здоровья детей,  санитарно — гигиенических требований к организации среды, наличие оборудования и целесообразность размещения материала по здоровьесбережению,  анализ программно-методического обеспечения педпроцесса, наличие  системы  и целенаправленность планирования совместной деятельности педагога с детьми, проведение индивидуальной  и коррекционной  работы  с детьми; анализ руководства самостоятельной  деятельностью детей,  выявление уровня знаний и сформированности потребности  в здоровом образе жизни у детей ДОУ; выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность.

В соответствии с планом  контроля проводилось  изучение предметно-развивающей среды в группах. Анализ результатов показал следующее:

В 1-ой  и 2 –ой группах созданы достаточные  условия для осуществления работы по здоровьесбережению детей ДОУ. Центры физкультуры и здоровья организованы в соответствии с требованиями, соблюдается принципы доступности, соответствие возрастным особенностям, потребностям и интересам детей группы, санитарным и  эстетическим требованиям, новизна материала в уголке. В центрах размещены фотоальбомы, отражающие  режимные моменты, настольно-печатные игры по валеологии, здоровому образу жизни, подборка художественной литературы. Однако, недостаточно наглядно оформлены уголки гигиены в туалетных помещениях 1 и 2 группы.

Анализ программно — методического обеспечения процесса свидетельствует, что педагоги организуют воспитательно- образовательную работу по валеологии в соответствии со специальными  комплексными программами  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Носкова Л. П.,  Головчиц Л. А., Шматко Н. Д., Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д. В содержании программ   определены  задачи  ознакомления детей по формированию культуры поведения и соблюдению личной гигиены, однако, нет четких задач по  формированию потребности в валелогических знаниях и   здоровьесбережению, не четко приписано содержание образовательной деятельности на обучающих занятиях и  совместной деятельности педагога  и детей. В связи с этим,  педагоги  ДОУ испытывают затруднения в  организации системной, последовательной работы с детьми  по гигиеническому воспитанию и ЗОЖ. Кроме этого, в методическом кабинете и в группах  недостаточно представлена методическая литература, детская художественная литература. В настоящее время в рамках Федерального  проекта «Чистые ладошки» педагогический коллектив приобрел наглядные обучающие материалы  по гигиене рук и тела, методические рекомендации по организации занятий с детьми.  Однако, в настоящее время у педагогов возникают определенные трудности в сопровождении  детей в процессе здоровьесбережения.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал следующее:

Воспитатели 1 –ой и 2 –ой планируют  НОД детьми по валеологии и здоровому образу жизни  в соответствии с психолого-педагогическими программами. Однако, зачастую процесс планирования  в рамках образовательной деятельности в режиме дня происходит стихийно, не всегда последовательно. В основном задачи планируются в рамках НОД (частично решаются задачи обучения детей личной гигиены, однако, упущено обучение детей навыкам безопасного поведения, формирования здорового образа жизни) мало внимания уделяется организации совместной деятельности педагога с детьми. Не планируется индивидуальная и коррекционная работа, остается без внимания  самостоятельная деятельность детей. Инструктор по физическому воспитанию. Кальметова Н. Н. планирует НОД в соответствии с  психолого-педагогической программой. В рамках планирования НОД предусматриваются задачи  по формированию ЗОЖ детей, элементы здоровьесбережения.

В рамках контроля были просмотрено  НОД по  физическому воспитанию детей. Инструктор по физо Кальметова Н. Н. организовала НОД  физическому воспитанию с детьми  группы ( возраст детей 5-6 лет). Целью занятия было: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, ходьбе и беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга и перешагивая через предметы. Формировать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, назад, боком, ползать на четвереньках змейкой. Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве, согласовывать движения рук и ног при выполнении ОРУ. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, быстроты, координации движений, гибкости, способствовать профилактике плоскостопия и осанки у детей. Вызвать у детей эмоциональный отклик на занятие и желание участвовать в нём. Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом. Анализ занятия показал, что своевременно была проведена предшествующая работа. Занятие проходило в традиционной форме тренировки, тематика занятия соответствовала сезону (тема «Осень»).  Структура занятия была соблюдена полностью. Оборудование и материалы для детей современные, отвечают  гигиеническим и педагогическим требованиям, несут развивающую и коррекционную направленность. О РУ проводилось с раздаточным материалом( с осенними листочками). Пояснения педагога, показ с объяснением,  четкие. Речь воспитателя доступна, эмоциональна. Дети на занятии с интересом выполняли упражнения, моторная плотность высокая. Использовалось музыкальное сопровождение, нетрадиционное оборудование и материалы.   В рамках НОД активно используются элементы йоги, дыхательной гимнастики, фоноритмики.

Кроме этого, проводился анализ планирования совместной деятельности педагога с детьми. Анализ показал, что недостаточно внимания в режиме дня уделяется  организации деятельности детей по формированию представлений о ЗОЖ. Мало внимания уделяется проведению бесед по картинкам, просмотры фото и видео материалов,  просмотры картин, игр с дидактическим материалом, недостаточно организуется непосредственно практическая  деятельность детей.

В рамках совместной деятельности в содержании образовательной деятельности в режиме дня были организованы наблюдения за детьми. По результатам наблюдений и бесед с детьми  были сделаны следующие выводы:

— воспитанники 1-ой и 2-ой группы проявляют интерес к правилам ЗОЖ, проявляют здоровьесберегающее и безопасное поведение.  Имеют первоначальные представления о поведении, сохраняющем и укрепляющем  здоровье. С удовольствием выполняют простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры. Имеют элементарные представления о человеке. Ухаживают за своими вещами и игрушками

В рамках контроля комиссия проводила оценку форм взаимодействия с  родителями по данной проблеме, выявляла разнообразие применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность. Итак,  в содержании годового плана присутствуют задачи овладения первоначальными знаниями о человеке,  здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных  ролях, правах и обязанностях. Кроме этого,  очерчена задача  осуществления комплексного подхода педагогов, специалистов и семей в коррекционном сопровождении  развития дошкольников с нарушением слуха. Эти  задачи  решаются через различные формы сотрудничества с семьей. В рамках тематического педсовета «Создание условий для воспитания осознанного и действенного отношения к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих» будет обсуждаться вопрос о работе с семьей по организации здоровьесбережния и ЗОЖ  дома. Кроме этого, планируется проведение консультации по теме «Методика коррекции отклонений  в развитии глухих детей средствами ритмической гимнастики», оформлена наглядная агитация «Особенности физического развития и двигательной активности глухих детей дошкольного возраста».

Читать также:  Более 29 банков предлагают кредитные карты в Самаре, не требуя подтверждения дохода

В рамках проведения контроля проводилось анкетирование семей «Физкультура и гигиена в семье». Целью анкетирования было оценить мнение родителей по вопросу организации физического воспитания детей и гигиены в семье, выяснить имеющиеся у них представление о физкультуре и гигиене детей дошкольного возраста и возникающие трудности по данному вопросу. Анализ результатов анкет показал следующее:  родители имеют представления о здоровом образе жизни. Кроме этого, считают, что для этого необходимо создавать специальные условия дома, большое значение придают физическим занятиям, прогулкам на свежем воздухе, созданию благоприятной психологической атмосферы. Вместе с тем, отмечают наиболее действенные и эффективные формы закаливания детей: хождение босиком, облегченная одежда на улице и дома, прогулки. Наряду с этим, считают, что нуждаются в консультации сотрудников ДОУ о правильной организации закаливания и ЗОЖ в семье

Анализ работы воспитателей показал следующее: в группах используются традиционные формы сотрудничества. В частности, оформляются наглядные стенды, листовки с информацией. Их  содержание отвечает современным требованиям  (В планах  воспитательно — образовательной работы редко планируются беседы с родителями,  консультирование по теме. Недостаточно используются активные формы сотрудничества (практикумы, семинары-тренинги, проведение совместных досугов, развлечений по валеологии), в которых  семьи взаимодействуют с детьми под руководством педагогов.

Таким образом, на основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

Срок: сентябрь-декабрь 2012 года

Срок: в течение года 2012 года

Отв.: воспитатели, ст. вос-ль Никифорова А. В.

Срок: декабрь 2012.  Отв.: воспитатели

План проведения тематического  контроля в МДОУ № 26

« Целесообразность и эффективность  организации

воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой  старшего дошкольного возраста  в условиях ДОУ компенсирующего вида»

определить целесообразность и эффективность организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению детей с природой  старшего дошкольного возраста; путем комплексного обследования педагогического процесса и последующего анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по ознакомлению с природой в ДОУ(1и 3 группа)

с 22 марта  по 30 марта  2010г

Приказ №____ от ___марта 2010 г.

зав. Хаялутдинова В. В., ст.  вос- ль Никифорова А. В.

Утверждаю зав. М ДОУ « Детский сад № 26»_________________В. В. Хаялутдиноа

В соответствии  с планом работы ДОУ на 2009-2010 учебный год, на основании приказа №      от     марта 2010 г. и   в   целях   определения целесообразности и эффективности организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению детей с природой  старшего дошкольного возраста; путем комплексного обследования педагогического процесса и последующего анализа выяснения причин и факторов, определяющих качество работы по ознакомлению с природой в ДОУ (1и 3 группа) комиссия в составе заведующей ДОУ Хаялутдиновой В. В.,  старшего воспитателя  Никифоровой А. В.,   с  22 марта по    30 марта  2010 г. провела тематический  контроль  по  вышеуказанной теме.

С целью изучения данного вопроса,  комиссия использовала следующие методы  и    приемы контроля: наблюдения и анализ занятий по ознакомлению детей с природой, организации трудовой деятельности, совместной деятельности педагога  с детьми в 1-ую и во 2-ю половину дня, беседы с педагогами, анализ  плана работы с детьми, изучение предметно — развивающей среды,  изучение документации по работе  с детьми.

В рамках контроля проводился контрольный срез  по ознакомлению детей  с природой в 1-ой и 3-ей группах. Это  позволило выявить уровень знаний и умений детей на момент проведения контроля. Экспресс- диагностика проводилась в соответствии с возрастом детей, по различным разделам (животные, растения, уход за растениями и животными, сезонные явления, погодные изменения) в зависимости от года обучения  по программе. Анализ результатов показал, что в 1-ой группе уровень освоения детьми программного материала по раздел «Ознакомление с окружающим», в частности ознакомления с природой повысился. Дети освоили элементарные понятия о временах года, частях суток, называют дни недели, ориентируются во времени. Освоили умение пользоваться календарем наблюдений за погодными явлениями. Различают дикие и домашние животные, имеют элементарные представления об уходе за растениями и объектами живой природы.

В 3-ей группе наблюдается значительные изменения в уровне освоения детьми программы по ознакомлению с природой. Большинство детей имеют четкие представления о сезонных явлениях в  природе, временах года. Различают и называют  животных,  отличают признаки сходства и отличия у комнатных растений. Знают условия их жизни, уход за ними. Ориентируются в календаре погоды. Умеют охарактеризовать погодные явления, отмечать с помощью условных  обозначений характер погоды.

В рамках контроля были просмотрены и проанализированы занятии по ознакомлению с природой, организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитатель Васенина Т. Н. 3-ей группы проводила занятие по ознакомлению детей с окружающим миром.  Анализ свидетельствует, что содержание занятия соответствует   программным требованиям  к обучению. Соблюдается принцип постепенности, последовательности, усложнения задач. На просмотренном занятии были достигнуты поставленные цели. Занятие было организовано в форме путешествия. Интересным моментом было создание игровой ситуации (внесение персонажа), который предложил детям оправиться в путешествие. Методы и приемы обучения соответствовали возрасту детей. Широко использовались наглядные методы обучения: показ с объяснением, решение кроссворда на полотне, работа с макетом, элементы наглядного моделирования в описательных рассказах. В частности, предметно-схематические модели были представлены в виде макета (маршрута путешествия детей).  Кроме этого,  в рамках дидактической игры «Чьи хвосты», «Опиши и сравни», использовались  схематические модели последовательности описания объектов. Активно применялись индивидуальные задания, занимательные игры, физкультминутки. Все пособия отвечали эстетическим и педагогическим требованиям. Анализ показал, что педагог постоянно активизирует речь детей конкретными вопросами, умеет организовывать самостоятельную деятельность детей. На занятии дети заинтересованы, внимательны, проявляют желание работать.

В 1- ой группе (воспитатель Московкина О. И.) проводилось комплексное занятие по ознакомлению с природой и  организации трудовой деятельности в уголке природы. В содержание занятия предусматривалось использование таблиц-моделей. Отражающих последовательность посадки семян (бобы, горох, фасоль). Анализ занятия показал, что подготовка к занятию была проведена заранее,  спланированы этапы деятельности, четко обозначены методы и приемы руководства детской деятельностью. Раздаточный и демонстрационный материал соответствует возрасту, интересам детей, содержанию поставленных целей. Рационально было размещено  оборудование для занятия, соблюдались гигиенические и педагогические требования к нему. Присутствовало смена деятельности, использовались разнообразные приемы  (игровые ситуации, внесение игровых персонажей, показ  с объяснением,  дидактические игры с элементами моделирования, задания- подсказки). Грамотно подобраны и соответствовали теме занятия физминутки. Педагог четко и полно демонстрировал объяснения, задания. Общение с детьми было доступно, индивидуально-коррекционная работа  на занятии проводилась. Дети были заинтересованы, внимательны, проявляли активность. Навыки  трудовой деятельности у детей четко сформированы.

Читать также:  СПРАВКА О ПОСЕЩЕНИИ ЗАНЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗЕЦ

Изучение предметно-развивающей среды позволило  проанализировать создание условий в группах,  наличие оборудования  и целесообразность его размещения.

Зона природы в 1- ой  группе  расположено в достаточно освещенном месте, имеет свободный доступ для детей. Организация уголка в основном отвечает современным педагогическим и эстетическим требованиям. В уголке природы представлено достаточно большое количество комнатных растений, по 2-3 -4 вида каждого. Это позволяет воспитателям организовывать наблюдение за ростом и развитием каждого. Имеется календарь наблюдения за погодой с условными обозначениями. Представлены модели года, дня недели, картины по сезонам, кукла в одежде по сезонам. Для организации дежурства есть доска дежурства с условными обозначениями и табличками. В достаточном количестве представлен инвентарь и оборудование для труда в уголке природы, дидактические материалы и, пособия, игры по ознакомлению детей с природой. Имеется в достаточном количестве бросовый и природный материал для изготовления поделок. Имеется  тетрадь наблюдений за ростом рассады, однако, записи ведутся не совсем грамотно, не точно.

Зона природы  3-ей группы расположена в недостаточно освещенном месте, однако, доступна для детей, что дает им возможность  ухаживать за комнатными растениями.  Содержание зоны соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям. В частности, присутствует разнообразие комнатных растений, имеется оборудование для организации дежурства в уголке природы, хозяйственно-бытового труда, опытнической деятельности. Календарь наблюдений за природой имеется. Систематически ведется тетрадь наблюдений за ростом  рассады. Имеется большое количество дидактических игр пособий, альбомов, открыток по ознакомлению с природой.

В рамках контроля проводился смотр-конкурс уголков природы «Живая сказка» . По результатам  смотра были определены победители: 1 -ая и 3 –я группа заняли 1 место, 2группа-2 место.

В  методическом кабинете ДОУ имеются наглядные дидактические материалы (муляжи овощей и фруктов, набор «Дикие животные»  и пр.) Однако, как показывает практика этого недостаточно для проведения обучающих занятий.  Кроме этого, анализ программно- методического обеспечения свидетельствует, что недостаточно литературы по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования.

В рамках  контроля проводилось изучение планирования работы педагогов по данной теме. Анализ показал, что планирование работы на занятиях по ознакомлению  с природой осуществляется планомерно, с усложнением программного материала, учитывается возраст детей. В 2009-2010 учебном году педагоги ДОУ разработали перспективные планы занятий по ознакомлению с окружающим в соответствии с программными задачами комплексных  программ(  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д., «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д.).  Все планы были рассмотрены на педагогическом совете, приняты  и утверждены для работы с детьми в ДОУ.  В течение года предполагается корректировка планов.  В частности, будут уточняться методы и приемы руководства, подбираться более современные дидактические материалы.

В течение  дня в блоке совместной и самостоятельной  деятельности детей воспитатели 1 группы Васильева В. Г, Московкина О. И.  планируют проведение дидактических игр по ознакомлению с природой, индивидуальные и коллективные беседы с детьми, уделяется достаточно внимания рассматриванию книжных иллюстраций, картин.  Ежедневно планируются различные виды трудовой деятельности, связанной с уходом за растениями и живыми объектами. Наблюдения за природой планируются ежедневно. Однако, как показывает  анализ их тематика однообразна,  часто повторяется, не прослеживается система наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Кроме этого, не уделяется внимание организации элементарных опытов со снегом, водой и пр.,  доступных для понимания детей.

В 3-ей группе анализ планирования показал, что работа по ознакомлению с природой ведется ежедневно, отражается во всех блоках организованной и совместной деятельности педагога с детьми. Воспитатели Васенина Т. Н., Антонова М. Ю.  активно планируют индивидуальные беседы с детьми, дидактические игры по ознакомлению с природой, рассматривание иллюстраций и картин по сезону. Достаточно планируется наблюдений, рассматривание объектов живой и неживой природы. Однако, не уделяется должного внимание организации детского экспериментирования в уголке природы и на улице.  Кроме этого, не обнаруживается система в планировании трудовых поручений, свободного труда в уголке природы, организация коллективного труда.

Итак, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

-ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой ведется в соответствии с программными требованиями, уровнем развития детей. Соблюдается принцип последовательности в  подаче материала,  постепенности в его усложнении.

-воспитатели в рамках специально- организованной деятельности  используются разнообразные   формы организации. Грамотно применяют методы и приемы руководства, способствующие  активизации самостоятельной деятельности детей,  поиску решения проблемных ситуаций. Это в свою очередь, делает процесс ознакомления детей с природой, овладения трудовыми навыками более эффективным и целесообразным.

— в группах созданы достаточные  условия  для организации работы  ознакомлению с природой. Предметная среда (уголки природы) отвечает педагогическим и эстетическим требованиям.  Однако, в ДОУ не достаточное программно-методическое обеспечение процесса. В частности, недостаточно литературы по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования. Все это затрудняет процесс планирования работы с детьми.

— планирование работы по ознакомлению с природой осуществляется в соответствии с уровнем развития детей по результатам диагностики, своевременно. Большое внимание уделяется индивидуальной работе. Однако, нет четкости и системы в организации наблюдений, трудовой деятельности по уходу за растениями и живыми объектами. Не отлажена система планирования дежурства, трудовых поручений.

В связи с этим, комиссия разработала следующие рекомендации

— Производить по мере необходимости корректировку перспективных планов по ознакомлению детей с природой.

Срок:   постоянно                                                                                                                                                                                         Отв.: Воспитатели

— Начать работу по  составлению тематического плана организации наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с сезонами.

Срок: лето 2009-2010 г

-Составить рекомендации по организации различных форм трудовой деятельности с детьми старшего д/в.

Срок: май 2010 г.

Отв.: Ст. воспитатель

-Приобрести необходимую литературу по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования.

Срок: 2 полугодие 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *