Предварительный просмотр
План проведения тематического контроля в МБДОУ № 26
«Особенности формирования письменной речи дошкольников с нарушением слуха
среднего и старшего дошкольного возраста»
с 22 ноября по 27 ноября 2012 г
выяснить состояние воспитательно — образовательной работы с детьми по развитию письменной речи ребенка-дошкольника с нарушением слуха.
Приказ №____ от ___ноября 2012 г. Комиссия: Зав. Хаялутдинова В. В., ст. вос-ль Никифорова А. В.
Утверждаю зав. М БДОУ №26_____________В. В. Хаялутдинова
В соответствии с планом работы ДОУ на 2012-2013 учебный год, на основании приказа № от ноября 2012 г. и с целью выяснить состояние воспитательно — образовательной работы с детьми по развитию письменной речи ребенка-дошкольника с нарушением слуха, комиссия в составе зав. Хаялутдиновой В. В., ст. вос- ля Никифоровой А. В. с 22 ноября по 27 ноября 2012 года провела тематический контроль по вышеуказанной теме. С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: изучение предметно-развивающей среды, анализ плана работы с детьми наблюдение и анализ непосредственно-образовательной деятельности, наблюдение и анализ во 2-ой половине дня, наблюдение в 1 -ую и 2-юу половину дня, беседы с воспитателями изучение документации.
В соответствии с планом контроля был проведен анализ предметно-развивающей среды в ДОУ. В рамках анализа проводился смотр-конкурс «Лучший кабинет учителя-дефектолога ДОУ». Основной целью конкурса было создание оптимальных условий для организации работы по РР, РСВ и ОП, ФЭМП, выявление инициативы и творческих способностей учителей — дефектологов к созданию условий для работы с детьми. В конкурсе участвовали три группы. Показатели к конкурсу были разработаны по двум основным направлениям: функционирование кабинета, соответствие современным методическим и организационным требованиям, документация. По результатам конкурса были сделаны следующие выводы: в кабинетах учителей-дефектологов созданы достаточные условия для формирования речи воспитанников, соблюдаются санитарные требования к освещению, детской мебели, оборудованию. В частности, в кабинетах отдельно выделены сектора для проведения индивидуальных и групповых форм работы, достаточно ТСО, наглядных демонстрационных материалов. В достаточном количестве представлен дидактический раздаточный материал, развивающие игры и пособия. Рабочая документация приведена в соответствие. Таким образом, по результатам смотра все кабинеты признаны как соответствующие предъявляемым требованиям.
Кроме этого, в соответствии с планом контроля был проведен анализ предметно-развивающей среды в группах. Анализ показал следующие результаты: для проведения работы по формированию письменной речи в детском саду созданы определенные условия. В частности, большое внимание уделяется приобретению дидактических игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, пазлы, застежки, пирамидки), необходимых для подготовки руки ребенка к письму. Однако, нет в достаточном количестве в группах разрезных азбук, книжек-самоделок для чтения детям.
Анализ программно — методического обеспечения процесса показал, что в детском саду имеется комплексные программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д. и др. В разделе «Развитие речи» четко определены задачи по формированию письменной речи детей по всем возрастам.
В рамках контроля проводилась оценка планирования воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми. В частности, анализ планов воспитательно-образовательной деятельности в группах выявил следующие моменты:
-программно- методическое обеспечение педпроцесса используется в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. В определении содержания работы, целей и задач воспитания и образования воспитатели, педагоги опираются на программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д. и др.
— учителя — дефектологи планируют работу по формированию письменной речи последовательно, в системе, в соответствии с возрастом и развитием детей в рамках НОД и образовательной деятельности детей в режиме дня.
-непосредственно- образовательная деятельность учителя-дефектологи. планируется в соответствии с содержанием комплексных программ и психолого-педагогическими программами «Развитие речи», разработанными в соответствии с годом обучения воспитанников.
-индивидуальная работа с детьми планируется целенаправленно, систематически.
— воспитатели всех групп мало внимания уделяют планированию работы по формированию письменной речи детей. Не планируется индивидуальная работа с воспитанниками по закреплению навыков.
В рамках контроля проводилась оценка уровня развития детей. В частности, были организованы открытые просмотры НОД по освоению образовательной области «Развитие речи» и «ФЭМП», кроме этого, оценивалась коррекционная работа по РСВ. Основной целью было показать использование эффективных приемов формирования письменной речи у воспитанников с нарушением слуха. Анализ НОД по «Развитию речи» во 1-ой группе показал, что учитель-дефектолог Алексеева О. И. организует деятельность по формированию ЭМП детей в соответствии с программными требованиями, структура НОД соблюдается, организуется динамическая пауза, фоноритмика. Педагог использует наглядные пособия и материалы, способствующие активизации словаря, демонстрационный материал соответствует программным требованиям, однако, не всегда грамотно подается материал. Проявляет умение регулировать поведение детей в процессе занятия, дети сохраняют интерес детей в течение всего занятия, активны, понимают требования педагога, педагог по возможности добивается выполнения заданий. В 2–ой группе учитель – дефектолог Кириллова И. Н. проводит НОД по РР в сооствествии с речевыми возможностями детей. Активизация речи происходит на протяжении всей организованной деятельности. Рационально размещает материал, широко используются наглядные средства обучения: картинки, схемы модели описания животных. Кроме этого, активно применяются игровые приемы обучения. Использует разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуальная и коллективная работа детей). Дети проявляют активность, интерес к деятельности. Качественно проводит оценку работы детей на занятии.
Кроме этого, в рамках контроля проводился анализ уровня развития речи воспитанников всех групп. Анализ результатов диагностики на сентябрь 2012 года представлен в следующей таблице:
Таким образом, результаты, представленные в таблице, показывают, что на период сентябрь 2012 года наблюдается низкий уровень развития речи воспитанников, это объясняется тем, что в новом учебном году в ДОУ появилось 6 вновь пришедших детей. Кроме этого, в летний период большинство детей не посещали детский сад, и речевая работа с детьми не проводилась.
В содержании контроля изучался вопрос сотрудничества с семьями воспитанников. В частности, использование разнообразных форм сотрудничества с родителями по вопросу развития речи детей. Анализ показал, что работа с семьями воспитанников происходит целенаправленно, однако, в основном используются традиционные формы: консультирование, родительские собрания. Педагоги не используют активные форму сотрудничества: мастер-классы, тренинги, дни открытых дверей.
Итак, на основании выше перечисленного комиссия сделала следующие выводы:
Таким образом, на основании проведенного контроля комиссия сделала следующие выводы:
Воспитателям изготовить разрезные азбуки, книжки – самоделки в достаточном количестве для детей.
Отв. Уч.-деф., вос-ли
Срок: январь 2013 г.
Проводить мониторинг результатов диагностики по РР за период 3 года.
Отв. Уч.-деф.,ст.вос- ль
Срок: январь 2013г.
«Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей ст.д/в к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих»
с 17 сентября по 22 сентября 2012 г
оценить процесс формирования осознанного и действенного отношения детей ст.д/в к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих
Приказ №____ от ___сентября 2012 г.
Зав. Хаялутдинова В. В., ст.вос-ль Никифорова А. В., Кальметова Н. Н. (инструктор по физо)
Утверждаю зав. М ДОУ « Детский сад № 26»_____________В. В. Хаялутдинова
Справка по итогам тематического контроля в МБДОУ № 26
В соответствии с планом работы ДОУ на 2012-2011 учебный год, на основании приказа № от сентября 2012 г. и в целях оценки состояния воспитательно — образовательной работы с детьми по формированию валеологической культуры детей с нарушением слуха комиссия в составе заведующей ДОУ Хаялутдиновой В. В., Никифоровой А. В., инструктора по физо Кальметовой Н. К. с 17 по 22сентября 2012 года провела тематический контроль по вышеуказанной теме.
С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: анализ соблюдения инструкций по охране жизни и здоровья детей, санитарно — гигиенических требований к организации среды, наличие оборудования и целесообразность размещения материала по здоровьесбережению, анализ программно-методического обеспечения педпроцесса, наличие системы и целенаправленность планирования совместной деятельности педагога с детьми, проведение индивидуальной и коррекционной работы с детьми; анализ руководства самостоятельной деятельностью детей, выявление уровня знаний и сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей ДОУ; выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность.
В соответствии с планом контроля проводилось изучение предметно-развивающей среды в группах. Анализ результатов показал следующее:
В 1-ой и 2 –ой группах созданы достаточные условия для осуществления работы по здоровьесбережению детей ДОУ. Центры физкультуры и здоровья организованы в соответствии с требованиями, соблюдается принципы доступности, соответствие возрастным особенностям, потребностям и интересам детей группы, санитарным и эстетическим требованиям, новизна материала в уголке. В центрах размещены фотоальбомы, отражающие режимные моменты, настольно-печатные игры по валеологии, здоровому образу жизни, подборка художественной литературы. Однако, недостаточно наглядно оформлены уголки гигиены в туалетных помещениях 1 и 2 группы.
Анализ программно — методического обеспечения процесса свидетельствует, что педагоги организуют воспитательно- образовательную работу по валеологии в соответствии со специальными комплексными программами «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д., Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д. В содержании программ определены задачи ознакомления детей по формированию культуры поведения и соблюдению личной гигиены, однако, нет четких задач по формированию потребности в валелогических знаниях и здоровьесбережению, не четко приписано содержание образовательной деятельности на обучающих занятиях и совместной деятельности педагога и детей. В связи с этим, педагоги ДОУ испытывают затруднения в организации системной, последовательной работы с детьми по гигиеническому воспитанию и ЗОЖ. Кроме этого, в методическом кабинете и в группах недостаточно представлена методическая литература, детская художественная литература. В настоящее время в рамках Федерального проекта «Чистые ладошки» педагогический коллектив приобрел наглядные обучающие материалы по гигиене рук и тела, методические рекомендации по организации занятий с детьми. Однако, в настоящее время у педагогов возникают определенные трудности в сопровождении детей в процессе здоровьесбережения.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми показал следующее:
Воспитатели 1 –ой и 2 –ой планируют НОД детьми по валеологии и здоровому образу жизни в соответствии с психолого-педагогическими программами. Однако, зачастую процесс планирования в рамках образовательной деятельности в режиме дня происходит стихийно, не всегда последовательно. В основном задачи планируются в рамках НОД (частично решаются задачи обучения детей личной гигиены, однако, упущено обучение детей навыкам безопасного поведения, формирования здорового образа жизни) мало внимания уделяется организации совместной деятельности педагога с детьми. Не планируется индивидуальная и коррекционная работа, остается без внимания самостоятельная деятельность детей. Инструктор по физическому воспитанию. Кальметова Н. Н. планирует НОД в соответствии с психолого-педагогической программой. В рамках планирования НОД предусматриваются задачи по формированию ЗОЖ детей, элементы здоровьесбережения.
В рамках контроля были просмотрено НОД по физическому воспитанию детей. Инструктор по физо Кальметова Н. Н. организовала НОД физическому воспитанию с детьми группы ( возраст детей 5-6 лет). Целью занятия было: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, ходьбе и беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга и перешагивая через предметы. Формировать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, назад, боком, ползать на четвереньках змейкой. Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве, согласовывать движения рук и ног при выполнении ОРУ. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, быстроты, координации движений, гибкости, способствовать профилактике плоскостопия и осанки у детей. Вызвать у детей эмоциональный отклик на занятие и желание участвовать в нём. Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом. Анализ занятия показал, что своевременно была проведена предшествующая работа. Занятие проходило в традиционной форме тренировки, тематика занятия соответствовала сезону (тема «Осень»). Структура занятия была соблюдена полностью. Оборудование и материалы для детей современные, отвечают гигиеническим и педагогическим требованиям, несут развивающую и коррекционную направленность. О РУ проводилось с раздаточным материалом( с осенними листочками). Пояснения педагога, показ с объяснением, четкие. Речь воспитателя доступна, эмоциональна. Дети на занятии с интересом выполняли упражнения, моторная плотность высокая. Использовалось музыкальное сопровождение, нетрадиционное оборудование и материалы. В рамках НОД активно используются элементы йоги, дыхательной гимнастики, фоноритмики.
Кроме этого, проводился анализ планирования совместной деятельности педагога с детьми. Анализ показал, что недостаточно внимания в режиме дня уделяется организации деятельности детей по формированию представлений о ЗОЖ. Мало внимания уделяется проведению бесед по картинкам, просмотры фото и видео материалов, просмотры картин, игр с дидактическим материалом, недостаточно организуется непосредственно практическая деятельность детей.
В рамках совместной деятельности в содержании образовательной деятельности в режиме дня были организованы наблюдения за детьми. По результатам наблюдений и бесед с детьми были сделаны следующие выводы:
— воспитанники 1-ой и 2-ой группы проявляют интерес к правилам ЗОЖ, проявляют здоровьесберегающее и безопасное поведение. Имеют первоначальные представления о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье. С удовольствием выполняют простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры. Имеют элементарные представления о человеке. Ухаживают за своими вещами и игрушками
В рамках контроля комиссия проводила оценку форм взаимодействия с родителями по данной проблеме, выявляла разнообразие применения форм сотрудничества с родителями и их эффективность. Итак, в содержании годового плана присутствуют задачи овладения первоначальными знаниями о человеке, здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, правах и обязанностях. Кроме этого, очерчена задача осуществления комплексного подхода педагогов, специалистов и семей в коррекционном сопровождении развития дошкольников с нарушением слуха. Эти задачи решаются через различные формы сотрудничества с семьей. В рамках тематического педсовета «Создание условий для воспитания осознанного и действенного отношения к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих» будет обсуждаться вопрос о работе с семьей по организации здоровьесбережния и ЗОЖ дома. Кроме этого, планируется проведение консультации по теме «Методика коррекции отклонений в развитии глухих детей средствами ритмической гимнастики», оформлена наглядная агитация «Особенности физического развития и двигательной активности глухих детей дошкольного возраста».
В рамках проведения контроля проводилось анкетирование семей «Физкультура и гигиена в семье». Целью анкетирования было оценить мнение родителей по вопросу организации физического воспитания детей и гигиены в семье, выяснить имеющиеся у них представление о физкультуре и гигиене детей дошкольного возраста и возникающие трудности по данному вопросу. Анализ результатов анкет показал следующее: родители имеют представления о здоровом образе жизни. Кроме этого, считают, что для этого необходимо создавать специальные условия дома, большое значение придают физическим занятиям, прогулкам на свежем воздухе, созданию благоприятной психологической атмосферы. Вместе с тем, отмечают наиболее действенные и эффективные формы закаливания детей: хождение босиком, облегченная одежда на улице и дома, прогулки. Наряду с этим, считают, что нуждаются в консультации сотрудников ДОУ о правильной организации закаливания и ЗОЖ в семье
Анализ работы воспитателей показал следующее: в группах используются традиционные формы сотрудничества. В частности, оформляются наглядные стенды, листовки с информацией. Их содержание отвечает современным требованиям (В планах воспитательно — образовательной работы редко планируются беседы с родителями, консультирование по теме. Недостаточно используются активные формы сотрудничества (практикумы, семинары-тренинги, проведение совместных досугов, развлечений по валеологии), в которых семьи взаимодействуют с детьми под руководством педагогов.
Таким образом, на основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:
Срок: сентябрь-декабрь 2012 года
Срок: в течение года 2012 года
Отв.: воспитатели, ст. вос-ль Никифорова А. В.
Срок: декабрь 2012. Отв.: воспитатели
План проведения тематического контроля в МДОУ № 26
« Целесообразность и эффективность организации
воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида»
определить целесообразность и эффективность организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению детей с природой старшего дошкольного возраста; путем комплексного обследования педагогического процесса и последующего анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по ознакомлению с природой в ДОУ(1и 3 группа)
с 22 марта по 30 марта 2010г
Приказ №____ от ___марта 2010 г.
зав. Хаялутдинова В. В., ст. вос- ль Никифорова А. В.
Утверждаю зав. М ДОУ « Детский сад № 26»_________________В. В. Хаялутдиноа
В соответствии с планом работы ДОУ на 2009-2010 учебный год, на основании приказа № от марта 2010 г. и в целях определения целесообразности и эффективности организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению детей с природой старшего дошкольного возраста; путем комплексного обследования педагогического процесса и последующего анализа выяснения причин и факторов, определяющих качество работы по ознакомлению с природой в ДОУ (1и 3 группа) комиссия в составе заведующей ДОУ Хаялутдиновой В. В., старшего воспитателя Никифоровой А. В., с 22 марта по 30 марта 2010 г. провела тематический контроль по вышеуказанной теме.
С целью изучения данного вопроса, комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: наблюдения и анализ занятий по ознакомлению детей с природой, организации трудовой деятельности, совместной деятельности педагога с детьми в 1-ую и во 2-ю половину дня, беседы с педагогами, анализ плана работы с детьми, изучение предметно — развивающей среды, изучение документации по работе с детьми.
В рамках контроля проводился контрольный срез по ознакомлению детей с природой в 1-ой и 3-ей группах. Это позволило выявить уровень знаний и умений детей на момент проведения контроля. Экспресс- диагностика проводилась в соответствии с возрастом детей, по различным разделам (животные, растения, уход за растениями и животными, сезонные явления, погодные изменения) в зависимости от года обучения по программе. Анализ результатов показал, что в 1-ой группе уровень освоения детьми программного материала по раздел «Ознакомление с окружающим», в частности ознакомления с природой повысился. Дети освоили элементарные понятия о временах года, частях суток, называют дни недели, ориентируются во времени. Освоили умение пользоваться календарем наблюдений за погодными явлениями. Различают дикие и домашние животные, имеют элементарные представления об уходе за растениями и объектами живой природы.
В 3-ей группе наблюдается значительные изменения в уровне освоения детьми программы по ознакомлению с природой. Большинство детей имеют четкие представления о сезонных явлениях в природе, временах года. Различают и называют животных, отличают признаки сходства и отличия у комнатных растений. Знают условия их жизни, уход за ними. Ориентируются в календаре погоды. Умеют охарактеризовать погодные явления, отмечать с помощью условных обозначений характер погоды.
В рамках контроля были просмотрены и проанализированы занятии по ознакомлению с природой, организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель Васенина Т. Н. 3-ей группы проводила занятие по ознакомлению детей с окружающим миром. Анализ свидетельствует, что содержание занятия соответствует программным требованиям к обучению. Соблюдается принцип постепенности, последовательности, усложнения задач. На просмотренном занятии были достигнуты поставленные цели. Занятие было организовано в форме путешествия. Интересным моментом было создание игровой ситуации (внесение персонажа), который предложил детям оправиться в путешествие. Методы и приемы обучения соответствовали возрасту детей. Широко использовались наглядные методы обучения: показ с объяснением, решение кроссворда на полотне, работа с макетом, элементы наглядного моделирования в описательных рассказах. В частности, предметно-схематические модели были представлены в виде макета (маршрута путешествия детей). Кроме этого, в рамках дидактической игры «Чьи хвосты», «Опиши и сравни», использовались схематические модели последовательности описания объектов. Активно применялись индивидуальные задания, занимательные игры, физкультминутки. Все пособия отвечали эстетическим и педагогическим требованиям. Анализ показал, что педагог постоянно активизирует речь детей конкретными вопросами, умеет организовывать самостоятельную деятельность детей. На занятии дети заинтересованы, внимательны, проявляют желание работать.
В 1- ой группе (воспитатель Московкина О. И.) проводилось комплексное занятие по ознакомлению с природой и организации трудовой деятельности в уголке природы. В содержание занятия предусматривалось использование таблиц-моделей. Отражающих последовательность посадки семян (бобы, горох, фасоль). Анализ занятия показал, что подготовка к занятию была проведена заранее, спланированы этапы деятельности, четко обозначены методы и приемы руководства детской деятельностью. Раздаточный и демонстрационный материал соответствует возрасту, интересам детей, содержанию поставленных целей. Рационально было размещено оборудование для занятия, соблюдались гигиенические и педагогические требования к нему. Присутствовало смена деятельности, использовались разнообразные приемы (игровые ситуации, внесение игровых персонажей, показ с объяснением, дидактические игры с элементами моделирования, задания- подсказки). Грамотно подобраны и соответствовали теме занятия физминутки. Педагог четко и полно демонстрировал объяснения, задания. Общение с детьми было доступно, индивидуально-коррекционная работа на занятии проводилась. Дети были заинтересованы, внимательны, проявляли активность. Навыки трудовой деятельности у детей четко сформированы.
Изучение предметно-развивающей среды позволило проанализировать создание условий в группах, наличие оборудования и целесообразность его размещения.
Зона природы в 1- ой группе расположено в достаточно освещенном месте, имеет свободный доступ для детей. Организация уголка в основном отвечает современным педагогическим и эстетическим требованиям. В уголке природы представлено достаточно большое количество комнатных растений, по 2-3 -4 вида каждого. Это позволяет воспитателям организовывать наблюдение за ростом и развитием каждого. Имеется календарь наблюдения за погодой с условными обозначениями. Представлены модели года, дня недели, картины по сезонам, кукла в одежде по сезонам. Для организации дежурства есть доска дежурства с условными обозначениями и табличками. В достаточном количестве представлен инвентарь и оборудование для труда в уголке природы, дидактические материалы и, пособия, игры по ознакомлению детей с природой. Имеется в достаточном количестве бросовый и природный материал для изготовления поделок. Имеется тетрадь наблюдений за ростом рассады, однако, записи ведутся не совсем грамотно, не точно.
Зона природы 3-ей группы расположена в недостаточно освещенном месте, однако, доступна для детей, что дает им возможность ухаживать за комнатными растениями. Содержание зоны соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям. В частности, присутствует разнообразие комнатных растений, имеется оборудование для организации дежурства в уголке природы, хозяйственно-бытового труда, опытнической деятельности. Календарь наблюдений за природой имеется. Систематически ведется тетрадь наблюдений за ростом рассады. Имеется большое количество дидактических игр пособий, альбомов, открыток по ознакомлению с природой.
В рамках контроля проводился смотр-конкурс уголков природы «Живая сказка» . По результатам смотра были определены победители: 1 -ая и 3 –я группа заняли 1 место, 2группа-2 место.
В методическом кабинете ДОУ имеются наглядные дидактические материалы (муляжи овощей и фруктов, набор «Дикие животные» и пр.) Однако, как показывает практика этого недостаточно для проведения обучающих занятий. Кроме этого, анализ программно- методического обеспечения свидетельствует, что недостаточно литературы по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования.
В рамках контроля проводилось изучение планирования работы педагогов по данной теме. Анализ показал, что планирование работы на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется планомерно, с усложнением программного материала, учитывается возраст детей. В 2009-2010 учебном году педагоги ДОУ разработали перспективные планы занятий по ознакомлению с окружающим в соответствии с программными задачами комплексных программ( «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д., «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д.). Все планы были рассмотрены на педагогическом совете, приняты и утверждены для работы с детьми в ДОУ. В течение года предполагается корректировка планов. В частности, будут уточняться методы и приемы руководства, подбираться более современные дидактические материалы.
В течение дня в блоке совместной и самостоятельной деятельности детей воспитатели 1 группы Васильева В. Г, Московкина О. И. планируют проведение дидактических игр по ознакомлению с природой, индивидуальные и коллективные беседы с детьми, уделяется достаточно внимания рассматриванию книжных иллюстраций, картин. Ежедневно планируются различные виды трудовой деятельности, связанной с уходом за растениями и живыми объектами. Наблюдения за природой планируются ежедневно. Однако, как показывает анализ их тематика однообразна, часто повторяется, не прослеживается система наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Кроме этого, не уделяется внимание организации элементарных опытов со снегом, водой и пр., доступных для понимания детей.
В 3-ей группе анализ планирования показал, что работа по ознакомлению с природой ведется ежедневно, отражается во всех блоках организованной и совместной деятельности педагога с детьми. Воспитатели Васенина Т. Н., Антонова М. Ю. активно планируют индивидуальные беседы с детьми, дидактические игры по ознакомлению с природой, рассматривание иллюстраций и картин по сезону. Достаточно планируется наблюдений, рассматривание объектов живой и неживой природы. Однако, не уделяется должного внимание организации детского экспериментирования в уголке природы и на улице. Кроме этого, не обнаруживается система в планировании трудовых поручений, свободного труда в уголке природы, организация коллективного труда.
Итак, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
-ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой ведется в соответствии с программными требованиями, уровнем развития детей. Соблюдается принцип последовательности в подаче материала, постепенности в его усложнении.
-воспитатели в рамках специально- организованной деятельности используются разнообразные формы организации. Грамотно применяют методы и приемы руководства, способствующие активизации самостоятельной деятельности детей, поиску решения проблемных ситуаций. Это в свою очередь, делает процесс ознакомления детей с природой, овладения трудовыми навыками более эффективным и целесообразным.
— в группах созданы достаточные условия для организации работы ознакомлению с природой. Предметная среда (уголки природы) отвечает педагогическим и эстетическим требованиям. Однако, в ДОУ не достаточное программно-методическое обеспечение процесса. В частности, недостаточно литературы по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования. Все это затрудняет процесс планирования работы с детьми.
— планирование работы по ознакомлению с природой осуществляется в соответствии с уровнем развития детей по результатам диагностики, своевременно. Большое внимание уделяется индивидуальной работе. Однако, нет четкости и системы в организации наблюдений, трудовой деятельности по уходу за растениями и живыми объектами. Не отлажена система планирования дежурства, трудовых поручений.
В связи с этим, комиссия разработала следующие рекомендации
— Производить по мере необходимости корректировку перспективных планов по ознакомлению детей с природой.
Срок: постоянно Отв.: Воспитатели
— Начать работу по составлению тематического плана организации наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с сезонами.
Срок: лето 2009-2010 г
-Составить рекомендации по организации различных форм трудовой деятельности с детьми старшего д/в.
Срок: май 2010 г.
Отв.: Ст. воспитатель
-Приобрести необходимую литературу по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования.
Срок: 2 полугодие 2010 г.