Справка по вшк по гражданско патриотическому воспитанию

Снежана Сергеевна Гарбуз
Аналитическая справка анализа деятельности педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы

«От того, как мы воспитываем молодёжь,

зависит то, сможет ли Россия сберечь

и приумножить саму себя»

В. В. Путин

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

ЦЕЛЬ: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию.

И сходя из того, что нравственно — патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый комплекс задач:

1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

2. расширение представлений о городах России;

3. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

4. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

5. развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

6. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

7. формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

8. формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности : в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по гражданско — патриотическому воспитанию детей осуществляем по следующим модулям:

Модуль №1 «Я – гражданин России»

Цель модуля: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1. создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания дошкольников;

2. формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию.

3. утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

4. развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной.

5. воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям.

Для достижения данной цели проведены с детьми занятия на тему:

«Люблю тебя мой край родной», «Мой любимый город», «Что такое героизм?», «Наша Родина Россия», «Наша армия». Посредствам проведенных занятий дети познакомились с достопримечательностями малой Родины Хакасии. Расширили представления о большой, огромной, многонациональной Родине – России, расширили представления о флаге, гербе, о городе Москве как столице нашей Родины. Воспитываем уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Рассказывали детям о том, что Земля – наш общий дом. Объясняли о том, как важно жить в мире, уважать культуру, обычаи и традиции всех национальностей.

Модуль № 2 «Я и моя семья»

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Мы знакомим воспитанников с социальным миром, и считаем, что именно взрослые должны с раннего детства помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

Рассказывали о том, что настоящий мужчина обладает умом,

решительностью, смелостью, благородством. Настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать, настоящий сын и дочь берегут покой членов

семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов.

— беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «

Забота о родителях – дело совести каждого».

-конкурс рисунков «Я люблю свою маму», «Моя мама – самая лучшая».

-Организована фотовыставка: «Профессия наших родителей».

-«Кто мои бабушка, дедушка?» Слушаем рассказы детей о бабушки, дедушке.

Использование перечисленных подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям по патриотическому воспитанию детей, способствует формированию патриотизма.

Модуль № 3 «Я – человек труда»

ЦЕЛЬ : Воспитывать у дошкольников положительное отношение к труду, о людях разных профессий.

• Развивать у детей интерес и любовь к труду.

• Развивать стремление детей отражать свои знания о труде взрослых

• Обогащать словарный запас.

• Воспитывать желание трудиться.

• Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

В дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром.

Часто наши дети имеют смутные представления о мире профессий взрослых, не знают, кем работают папа и мама. Поэтому надо уделять большое внимание знакомству детей с миром профессий.

Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Были проведены беседы на тему: «как вы думаете, что такое труд?», «зачем взрослые трудятся?», «А мы с вами трудимся?», «Как мы свами трудимся?» и т. д., д/ и: «Кто он такой?». Разучивали пословицы и поговорки о труде.

Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в группе, на участке. Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.

Модуль № 4 «Я – часть природы: живая природа, культурное наследие и народные традиции».

Цель: формирование у ребенка чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России.

1. формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

2. развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

3. воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

Читать также:  Что является основанием для выдачи поликлиникой сертификата на огнестрельное оружие?

4. формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России.

Сохранения культурного наследия является одним из

приоритетов государственной культурной политики России. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Проводились беседы: о русской избе и национальном костюме.

Как мы знакомим детей с правилами поведения в природе?

Мне кажется, что определенные экологические запреты абсолютно необходимы! И «обрушивать» эти запреты на дошкольника мы не будем. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, а многие и открыты самими детьми, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобную привычке говорить «спасибо» или вытирать ноги перед входом в детский сад.

Проводилась беседа: «Правила поведения в природе», рассматривание иллюстраций и обсуждение правил поведения в природе, дидактические – и сюжетно – ролевые игры, труд в природе и т. д.

Лада Павловская
Справка по тематическому контролю по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Справка по итогам тематического контроля в МБОУ «Катунинская СШ» филиал «Детский сад д. Лахта»

«Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

В соответствии с годовым планом работы МБОУ «Катунинская СШ» филиал «Детский сад д. Лахта» на 2015-2016 учебный год проводился тематический контроль по теме «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» с 14 по 25 марта 2016г. Проверку осуществляли: учитель-логопед Павловская Л. Н., воспитатель Соболева И. А., воспитатель Оборотистова Н. Г.

Цель тематического контроля : выявить уровень организации и эффективности работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Контроль осуществлялся по следующим направлениям:

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды в группах.

4. Анализ планирования работы по нравственно- патриотическому воспитанию.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

В результате проверки было выявлено следующее:

С целью оценки профессионального мастерства педагогов были просмотрены занятия в группах «Семицветик» (Авраменко Н. С.) тема «Моя семья», «Ромашка» (Сыркова Н. М.) тема «Моя Родина- Россия», «Василек» (Щеголева М. А.) тема «Моя Родина». Педагоги тщательно продумали свои занятия, была проведена большая предварительная работа. Наталья Михайловна и Мария Алексеевна использовали ИКТ в их проведении. Дети группы «Ромашка» отправились в путешествие по стране, в котором показали свои знания о символике страны (гербе, флаге, гимне, природе, народных умельцах, русских народных инструментах, праздниках нашей страны. Ребята проявили большой интерес к занятию. Дети группы «Василек» также показали свои знания о символике страны и Архангельской области, о президенте России, столице нашей Родины- Москве. В конце занятия детям было предложено разбиться на команды и коллективно собрать флаг Архангельской области, а также раскрасить герб Архангельской области. Все команды справились с заданием. Педагог группы «Семицветик» показала занятие по теме «Семья». На занятие пришла кукла Маша, которая рассказала про свою семью. Далее детям было предложено рассказать о своей семье. Дети рассказывали о маме, фото которой было размещено на стенгазете. Дети рассказали как зовут маму, чем она любит заниматься, как играет с ними, а затем говорили ей ласковые слова. Дети группы хорошо знают пальчиковую игру, повторяют слова вместе с воспитателем. Можно сделать вывод, что педагоги владеют методикой проведения занятий, используют различные методы и приемы для обобщения знаний о своей Родине, поддерживают интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывают чувство гордости за ее достижения.

Также было проведено анкетирование педагогов по теме:

«Готовность к работе по патриотическому воспитанию».

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

На вопрос «кто такой гражданин», педагоги ответили по разному, но суть одна –это человек с активной жизненной позицией, любящий свою семью, свой родной край, страну, преданный своему Отечеству.

Все педагоги согласны с тем, что начинать гражданское воспитание необходимо с дошкольного возраста, т. к. в этом возрасте формируются базовые основы личности, ребенок начинает получать социо-культурный опыт.

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

На данный вопрос большинство педагогов ответили, что «не достаточно, но есть возможность получения нужной информации».

3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края?

Ответы: чтение литературы, использование интернет- ресурсов.

4. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить.

Все педагоги согласны с тем, что необходимо знакомить детей к истокам региональной культуры. Пути решения:

-посещение музеев и памятников,

— организация экскурсий,

-ознакомление с декоративно- прикладным искусством,

-проведение фольклорных досугов,

-использование устного народного творчества,

-использование народных игр и игрушек,

— чтение художественной литературы,

— рассматривание картин, открыток.

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?

Большинство педагогов ответили, что с раннего возраста, начиная знакомить детей с малыми фольклорными формами.

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?

Практически все воспитатели ответили положительно на данный вопрос.

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.

— «История Архангельской области»; О. Кодола, художник А. Дедов,

Обучающая книга-раскраска «История Архангельской области. Книга для детей и их родителей».

Главный герой книги (персонаж-ведущий) Помор Поморыч познакомит детей с историей родного края от появления здесь первых поселенцев каменного века и до наших дней. Книга содержит тематические задания, рекомендована для преподавания в школах Департаментом образования Архангельской области.

— «Природа Архангельской области»; О. Кодола, художник А. Дедов,

— «Культура Архангельской области», О. Кодола, художник А. Дедов,

— «История Беломорского Севера» В. Киприянов,

— «Сказки С. Писахова»,

— «У Архангельского города» Б. Шергин,

— «Сказки Б. Шергина»,

— «Красная книга Архангельской области» и др.

8. Какая методическая помощь вам необходима для реализации задач гражданского воспитания в вашей группе?

Больше демонстрационного материала, методической литературы по возрастам, книги по патриотическому воспитанию, фотографии, картинки.

9. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.

Читать также:  Выдача справки ф 7 и ф 9

«Отсутствие материально- технической базы, малое количество демонстрационного и раздаточного материала, невозможность распечатать найденный материал».

10. Помощь и поддержка каких специалистов вам необходима для эффективного решения задач гражданского воспитания?

По второму вопросу тематического контроля был проведен опрос среди детей старшего дошкольного возраста в группах «Колокольчик», «Ромашка» и «Василек» в количестве 61 человека по теме

№ Вопросы Колокольчик

знают не знают знают не знают знают не знают

1. Название страны 100% — 90% 10% 95% 5%

2. Название города 55% 45% 85% 15% 71% 29%

3. Домашний адрес 30% 70% 70% 30% 24% 76%

4. Достопримечательности города 45% 55% 50% 50% 5% 95%

5. Названия улиц, площадей города 15% 85% 40% 60% 38% 62%

6. Флаг России 85% 15% 100% — 95% 5%

7. Герб России 45% 55% 45% 55% 38% 62%

8. Герб Архангельска — 100% 25% 75% 29% 71%

Флаг Архангельска — 100% — 100% 43% 57%

9. Гимн России 55% 45% 60% 40% 38% 62%

10 Народные и государственные праздники 90% 10% 85% 15% 86% 14%

11 Народные игры и игрушки 30% 70% 65% 35% 52% 48%

12 Народные традиции — 100% 30% 70% 5% 95%

13 Отношение к окружающей среде 90% 10% 80% 20% 57% 43%

14 Дружелюбие 90% 10% 80% 20% 67% 33%

15 Забота 90% 10% 90% 10% 62% 38%

16 Умение договориться 75% 25% 65% 35% 48% 52%

17 Умение уступить 55% 45% 55% 45% 76% 24%

18 Готовность прийти на помощь 60% 40% 95% 5% 71% 29%

Самые распространенные ответы:

Праздники: «Новый год», «8 марта», «Масленица», «День защитника Отечества», «День Победы», «Пасха», «День Российского флага», «День Святого Валентина», «День семьи»

Народные игры: «Золотые ворота», «Колечко», «Шалтай- болтай», «Бояре», «Гори- гори ясно!»

Игрушки: «деревянные ложки», «матрешки», «сшитые куколки», деревянные медведи с молоточками», «деревянные козлики, которые бодаются», игрушки из соломы, свистульки, дымковская игрушка.

Традиции: — «На Новый год наряжать елку»,

— «Катать яйца с горки на Пасху»,

— «Красить яйца на Пасху»,

— «Печь блины на Масленицу»,

— «Сжигать Масленицу»,

— «В Масленицу залезать на столб»

Опрос показал, что практически все дети знают название страны, флаг России, народные и государственные праздники. К сожалению, в группе «Колокольчик» и «Василек» мало детей знают свой домашний адрес. В связи с удаленностью от города, дети мало знают названий улиц и площадей города, его достопримечательности. Практически все дети знают народные и государственные праздники, называют народные игры и игрушки. Такие нравственные качества как дружелюбие, забота, умение договориться, умение уступить, готовность прийти на помощь понимают большинство опрошенных.

Анализ предметно-развивающей среды в группах показал, что во всех группах имеются уголки по нравственно –патриотическому воспитанию, в пяти группах они стационарны. В младшей группе «Семицветик» имеются альбомы «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем», имеются открытки с достопримечательностями города. Также имеются изображения флага и герба России, плакаты к 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая. В группе есть предметы декоративно- прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, макет русской избы. Много художественной литературы по фольклору: потешки, сказки, песенки, поговорки.

В среднем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» имеются материалы по социально- нравственному воспитанию детей : подбор иллюстраций и игр по теме «семья», «профессии», «дом, в котором ты живешь». В разделе «знакомство с малой родиной» в группах имеются «Альбом Катунино», альбом «Архангельск», собраны детские рисунки о поселке. Созданы альбомы о животных и птицах нашего края. В группе «Одуванчик» имеются куклы в русских костюмах, в группе «Незабудка»- из ниток. В обеих группах имеется художественная литература по фольклору: сказки, песенки, поговорки, пословицы. В группе «Незабудка» имеется материал о защитниках Отечества. В обеих группах имеются элементы государственной символики: флаг, герб.

В старшем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: –краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

В группе «Колокольчик» представлены макеты «генеалогических деревьев». Имеется альбом об Архангельске и его достопримечательностях, карта Архангельской области. Представлена символика нашей страны, портрет президента. Имеется материал о Москве. Создан альбом «Великая Отечественная война и Архангельский Север». Также есть художественная литература по фольклору: сказки, предания, былины о богатырях; литература, рассказывающая о великих соотечественниках. Имеется атлас Земли, «Я познаю мир» и др. Есть дидактический материал по народным костюмам и росписям.

В группе «Ромашка» представлены семейные фотоальбомы, самодельные книги по теме «Герб моей семьи», макеты «генеалогического дерева». О родном городе имеются иллюстрации, фотоматериалы, символика города. Есть материал по Архангельской области в годы ВОВ, достопримечательности города в электронном виде, но к сожалению, нет возможности распечатать. Имеются конспекты занятий по ознакомлению детей с Россией, Архангельской областью, Приморским районом. Собраны детские рисунки на тему: «Моя малая Родина». Сделана подборка книг «Моя Родина- Россия, представлена символика нашей страны. В группе есть атласы России, мира, карта мира. Имеются иллюстрации о ВОВ. Есть художественная литература по фольклору: сказки, былины, книги о наших соотечественниках, прославивших Россию. В группе имеются народные игрушки: матрешки, берестяные изделия, дидактический материал по ознакомлению детей с росписями.

В группе «Василек» имеется карта нашего города, символика города (герб, флаг). Также имеется карта России, символика страны, портрет президента. К сожалению, нет материала о ВОВ, защитниках нашей Родины, великих соотечественниках. Имеется настольно- печатная игра «Служу России». В группе есть макет планеты Земля- глобус.

Можно сделать вывод, что педагоги стремятся пополнять практический материал по нравственно- патриотическому воспитанию с целью расширения представлений детей о родном крае и своей стране.

4. Анализ планирования показал, что во всех группах ведется работа по нравственно- патриотическому воспитанию.

Семицветик Одуванчик Незабудка Колокольчик Ромашка Василек

1. НОД «Матрешек русских хоровод», «Дымковская игрушка», «Красивая птичка» и др. «Тарелочка для братика», «Российский флаг», «Папа, мама, я- спортивная семья» и др. «Наша армия», «Знакомство с дымковской игрушкой», «Урок вежливости».

«Мамины помощники», «В гостях у художника», «Россия- огромная страна», «Солдат на посту» и др. «Птицы нашего края», «Поговорим о маме», «Пограничник», «Защитники отечества» и др.

«Каргопольская игрушка», «Птицы нашего края», «Подземные богатства Земли», «Летят самолеты» и др.

2. ЧХЛ РНС, потешки, поговорки.

РНС, сказки народов мира, произведения про маму. РНС, сказки народов мира, стихотворения об армии, произведения про маму, чтение рассказов из серии «Мои защитники».

РНС, сказки народов мира, рассказы из серии «Мои защитники».

РНС, сказки народов мира, чтение «Поморской азбуки», произведения о военных действиях, о защитниках Отечества, о детях, проявивших героизм во время войны.

РНС «Никита Кожемяка», былины «Илья Муромец

и Соловей – разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день»

3. СРИ «Семья» — «Семейный праздник», «Семья», «Дом», «Мы военные» «Семья», «Детский сад», «Российская армия», «Дочки- матери» «Пограничники», «Летчики», «Наша армия» «Дом, семья»,

Читать также:  Авиакомпания North Wind запросит проверку безопасности и свидетельство о полете

«Дочки- матери», «Мы- военные разведчики»

4. Д/И «Предметы рукотворного мира» «Животные и их детеныши», «Вежливые слова» «Найди детеныша», «Добрые, вежливые слова» «Лото- животные», «Мой поселок», «Дары природы» «Что растет в родном краю», «Лото- животные родного края» «Водоемы»

5. Беседы «Хороший поступок», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Будем вежливы» «Наши мамы», «Что такое хорошо и что такое плохо» «Мы не будем ссориться», «О семье», «Как вести себя на празднике» «О России», «Моя семья», «Столица Родины- Москва» «О трудолюбивых», «Мы- друзья природы», «Я люблю тебя, Россия» «Лекарственные растения нашего края»

6. Рассматривание иллюстраций «Народные игрушки» — — Альбом «Архангельск»- знакомство с достопримечательностями Репродукция «Сыновья» —

рассказов, разучивание стихотворений Разучивание потешек.

Рассказ из личного опыта «Как мы гуляли по Катунино» Составление рассказов «Мой папа самый лучший», «Наша армия», «О маме»

Разучивание стихотворений о маме. Разучивание стихотворения «Мамочка» Разучивание стихов о защитниках Отечества. Составление рассказа из опыта «Как я маме помогаю»

Анализ работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию показал следующее :

Группа «Семицветик» :

«Русское народное творчество в воспитании маленьких детей», «Дети любят потешки»,

«Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы»

Группа «Одуванчик» :

Оформлена консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

Проведено родительское собрание «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»

Изготовлен совместный альбом «Животные нашего края»

Группа «Незабудка» :

Оформлена консультация «Патриотическое воспитание- рекомендации для родителей»

Группа «Колокольчик» :

Оформлены консультации «Патриотическое воспитание», «Что такое семья», «Семья глазами ребенка», «Литература для чтения»; памятка по патриотическому воспитанию дошкольников.

Изготовлен альбом об Архангельске и его достопримечательностях.

Группа «Ромашка» :

Оформлена консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Что такое семья?»

Памятка «Россия- страна, в которой мы живем».

Рекомендации: что прочитать с детьми по теме.

Группа «Василек» :

Оформлена консультация «Все начинается с детства»

Во всех группах были оформлены стенгазеты о мамах к Международному женскому дню, о папах ко Дню защитника Отечества и газета «Мамины помощники».

Было проведено анкетирование родителей по теме: «Патриотическое воспитание ребенка»

Анкетирование показало следующие результаты:

На вопрос «Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания детей»?

— 90% родителей ответило, что актуальна;

— 10%- нет

На вопрос «Какими личностными качествами/особенностями нужно обладать человеку, чтобы служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?» были ответы:

-бескорыстие- 20% ;

-чувство долга по отношению к Родине-17% ;

-активная гражданская позиция- 22%.

На третий вопрос, «обладают ли они этими качествами»

-56% родителей ответило –да;

На вопрос «Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», результаты были следующими:

43% родителей- формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.

20% родителей- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

13% родителей- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

24% родителей- воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

На вопрос «Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?»

-42% родителей считают, что родители,

-25%- все перечисленные

На вопрос «Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?»

-41% родителей считают, что «да»,

На вопрос «Актуальна ли для Вашей семьи тема ознакомления детей с родословной семьи?»

-73% родителей считают, что «да»,

— 21%- «нет»

На вопрос: «К каким семейным традициям Вы приобщаете своих детей?», ответы были следующие

— 30%-уважение к старшим и родителям;

-15%- рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них;

-5%- изучение происхождения фамилии, своего рода;

-25%- совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.);

-25%- совместный активный отдых (отпуска, экскурсии, походы и пр.);

На вопрос «Что лично Вы делаете для патриотического воспитания своего ребенка?» ответов было не много. Вот некоторые из них:

— «рассказываем о нашей стране, о ее успехах и достижениях»,

— «учим уважать чужой труд, интересоваться как дела у родственников, беречь природу, знать президента РФ, флаг, герб»,

— «проводим беседу»,

— «ходим совместно на праздники и рассказываем о них»,

— «воспитываем чувство гордости за страну, героев, спортсменов, чувство собственного достоинства, любовь к Родине»,

— «прочтение соответствующих рассказов о Родине, обсуждение различных ситуаций»,

— «рассказываем о семье, стране, ее истории»,

— «беседуем о Родине в целом, о малой Родине, семье и ее ценности»,

— «чтение рассказов о стойкости и мужестве наших людей, просмотр м/ф советских времен»,

— «рассказы о предках, их достижениях»,

— «приобщаем к культуре в обществе».

На вопрос «Какой помощи в этом направлении Вы ждете от детского сада?» ответов также было не много. Вот некоторые из них:

— «рассказывать о достижениях родного края»,

— «помочь понять и закрепить в сознании детей чувство патриотизма и гордость за страну»,

— «поддерживать интерес ребенка- читать книги о поступках, подвигах героев- патриотов»,

— «групповое обсуждение рассказов о Родине, различных ситуаций»,

— «уроки истории»,

— «проводить занятия, информирующие о стране и области»,

-«личностных качеств воспитателей и младших воспитателей, служащих положительным примером и постоянная работа в направлении нравственно- патриотического воспитания детей»,

— «краеведение, основные традиционные праздники и памятные дни страны»,

На вопрос «Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?»

— 80% родителей ответило, что «да»,

— 20% -«частично»

Вот некоторые пожелания:

— «все всегда на месте говорю, лично»,

— «образовательные услуги занимают меньше времени, чем можно было бы»,

— «надо бы тщательней отслеживать взаимоотношения в детском коллективе и приоритеты».

Анкетирование показало, что практически все родители считают нравственно-патриотическое воспитание детей как одну из важнейших сторон общего развития ребенка. Главным, по мнению родителей, является формирование у детей гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Многие родители считают, что необходимо детей знакомить со своей родословной. Ответственность за патриотическое воспитание детей родители возлагают как на себя, так и на педагогов. 80% родителей удовлетворены качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Задачей педагогов и родителей остается как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к семье, детскому саду, родной улице, городу, сформировать чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, гордость за мужественных воинов, развивать интересы ребенка к доступным явлениям общественной жизни.

1. Воспитателям всех возрастных групп продолжать работу по самообразованию в вопросах «нравственно- патриотического воспитания дошкольников»

2. Продолжать пополнять предметно- развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания

4. Развивать в себе такие личностные качества, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма и гражданственности у детей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *