Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 16 июля, приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе. Он был инициирован группой депутатов ГД и членов Совета Федерации.
Депутаты представительного органа сельского поселения должны будут в течение четырех месяцев со дня избрания предоставить сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и имуществе супругов и несовершеннолетних детей. При этом от повторной подачи декларации, в соответствии с законом, они будут освобождены.
Повторно декларация будет подаваться только в том случае, если в течение года сельский депутат приобрел недвижимость, землю, автомобиль или ценные бумаги на крупную сумму.
«Он получает зарплату по основному месту работы, поскольку чаще всего работает в бюджетной организации, а порой это и вовсе социально активный пенсионер. Требование к этим людям регулярно публичить все семейные финансы, на наш взгляд, выходит за рамки необходимых мер по борьбе с коррупцией», — сказал он.
При этом, по словам Виктора Кидяева, снятие излишних требований к сельским депутатам не будет означать ослабление контроля.
Согласно закону, если в течение года дорогостоящие сделки не совершались, депутат обязан в простой уведомительной форме сообщить об этом главе региона. Достоверность такой информации по‑прежнему может быть проверена соответствующими службами, а обман приведет к лишению депутатских полномочий.
Обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — одна из важных антикоррупционных обязанностей депутатов представительных органов муниципальных образований (ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ). Невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности может повлечь за собой досрочное прекращение полномочий депутата. Но в случае выявления фактов ненадлежащего выполнения этой обязанности досрочное прекращение полномочий происходит не всегда. Не последнюю роль в решении этого вопроса играют позиции судов, рассматривающих дела данной категории.
Когда суд поддержит депутата
Рассмотрим две ситуации, в которых суды встают на сторону депутатов.
Обязанность не закреплена в муниципальном правовом акте
Суды исходят из того, что о невыполнении обязанности депутата представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера можно говорить лишь с момента, когда эта обязанность была закреплена в муниципальном правовом акте. В противном случае вина депутата, который не выполнил в срок обязанность предоставить эти сведения, отсутствует.
ПРИМЕР 1. Собрание городского округа досрочно прекратило полномочия депутата. Причина в том, что он не представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в срок до 30 апреля 2016 года.
Депутат обратился в суд с иском о признании незаконным данного решения. Истец сослался на то, что он не имел возможности вовремя подать декларацию. Решение представительного органа, закрепившее в муниципальном акте обязанность депутатов представлять данные сведения в срок до 30 апреля, вступило в силу только 6 мая 2016 года. Депутат в это время находился в отпуске за пределами своего района. Выйдя из отпуска 23 мая 2016 года, он представил декларацию о доходах и расходах на себя и свою жену.
Верховный суд РФ поддержал бывшего депутата. Возможность исполнить данную обязанность у истца появилась только после 6 мая 2016 года. Тогда вступило в силу положение, которое определило порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. До этого срока данный порядок не был регламентирован, а орган (должностное лицо), уполномоченный на прием таких сведений, не был определен (кассационное определение Верховного суда РФ от 20 сентября 2017 г. № 64-КГ17-5).
Депутат допустил технические или незначительные ошибки
Представительный орган муниципального образования обязан досрочно прекратить полномочия депутата при наличии соответствующих оснований. Но на практике представительные органы нередко отказываются прекращать полномочия депутата, если считают, что он допустил незначительное нарушение. Иногда судебные органы с этим соглашаются.
ПРИМЕР 2. Прокурор потребовал решить вопрос о применении мер к члену районного совета депутатов, которая допустила неточности в декларации о доходах. В разделе 3 она не указала находящуюся в ее собственности двухкомнатную квартиру. В разделе 6.2 депутат отразила срочное обязательство в виде ипотечного кредита, но сведения об имуществе, заложенном в обеспечение обязательства, не указала.
Районный суд прокурору отказал. Он установил, что депутат подала сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок по установленной форме. На заседании комиссии депутат пояснила, что в соответствии с ее представлениями право собственности складывается из аспектов владения, распоряжения и пользования. Она указала в справке информацию только о владении и пользовании имуществом, полагая, что обременение имущества в виде залога не дает ей права распоряжаться им. Она не считала себя собственником имущества, поэтому не указала его в справке. Кроме того, исходя из природы залоговых обязательств, информация о наличии квартиры, приобретенной в кредит, открыта и общедоступна. Это позволило комиссии и суду расценить действия депутата как непреднамеренные, свидетельствующие о добросовестном заблуждении. Умысла не выполнить обязанность по предоставлению сведений о своем имуществе, обязательствах имущественного характера у депутата не было (решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 23 мая 2017 г. по делу № 2А-1304/2017).
Бывает, что представительный орган прекращает полномочия депутата досрочно, а судьи признают такое решение незаконным ввиду незначительности нарушения.
ПРИМЕР 3. Совет депутатов сельского поселения досрочно прекратил полномочия одного из депутатов. Тот обратился с иском в суд. Судьи установили, что депутат допустил неточности в декларации. Так, в разделе 1 он не отразил свой общий доход и общий доход супруги за 2015 год, а указал только размер ежемесячной пенсии. В пункте 5.1 раздела 5 не были указаны объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании. В разделах справок поставлены прочерки либо словосочетание «не имеется», что недопустимо. Депутат не указал орган, в который предоставил сведения.
Суд первой инстанции посчитал, что ошибки в справках технические и сведения о доходах депутата и его супруги, а также о принадлежащем им имуществе не искажают. Это решение поддержал и Челябинский областной суд (определение от 23 мая 2017 г. по делу № ГА-003908-02/2017).
Суды опираются на позицию комитета Госдумы
Представительный орган муниципального образования при наличии оснований обязан досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок, установленный частью 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ. При этом представительный орган лишен права дифференцированной оценки таких действий: полномочия виновного прекращаются, если для этого есть основания. Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления разъяснил это на своем сайте (komitet4.km.duma.gov.ru). Суды нередко ссылаются на эту позицию. Примеры вы найдете в решениях Кандалакшского районного суда Мурманской области от 6 сентября 2016 г. по делу № 2А-1445/2016, Тамалинского районного суда Пензенской области от 12 июля 2017 г. по делу № 2А-151/2017.
Когда суд не встанет на сторону депутата
Судьи не поддержат депутата, если он скрывал находящиеся в собственности объекты, особенно связанные с ведением предпринимательской деятельности.
ПРИМЕР 4. По результатам проверки прокуратура обнаружила, что депутаты городского совета включили в справки за 2015 год неполные и недостоверные сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, один из депутатов в пункте 5.1 раздела 5 указал долю в уставном капитале только одной компании, хотя на самом деле был акционером двух. Также депутат не указал, что его супруга владеет 75 процентами уставного капитала одной из этих компаний. Аналогичные нарушения допустил и другой депутат горсовета.
Городской совет отказался досрочно прекратить полномочия депутатов. Тогда прокурор обратился в суд. Судьи решение городского совета отменили и обязали его рассмотреть представление прокурора в течение 30 дней (решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 мая 2017 г. по делу № 2А-1176/2017).
Некоторые суды отказываются вмешиваться в деятельность представительных органов по данным вопросам. По их мнению, заставить представительный орган изменить свое решение суд не может, это не входит в его компетенцию.
ПРИМЕР 5. Депутат не исполнила обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Зампрокурора района потребовал, чтобы собрание депутатов досрочно прекратило полномочия депутата, а затем обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия представительного органа.
Суд в удовлетворении требований зампрокурора отказал. Он отметил, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата отнесено к исключительной компетенции собрания депутатов. Госорганы и ветви власти, в том числе суд, не вправе вмешиваться в его деятельность (определение Пинежского районного суда Архангельской области от 8 июня 2017 г. по делу № 2А-163/2017).
При каких условиях суд сам прекратит полномочия виновного депутата
Если представительный орган, несмотря на вынесенное судебное решение, отказывается изменить свою позицию по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата, возможны два варианта. Первый — поставить вопрос о роспуске представительного органа (ст. 73 Закона № 131-ФЗ). Второй — досрочно прекратить полномочия депутата, нарушившего обязанность по представлению сведений о доходах, в судебном порядке.
ПРИМЕР 6. Прокурор района обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия совета депутатов сельского поселения. Совет не прекратил полномочия депутата, которая не представила сведения о доходах за 2015 год. Районный суд прокурора поддержал и возложил на совет депутатов обязанность решить вопрос о прекращении полномочий депутата. Суд апелляционной инстанции это решение изменил. Он установил совету депутатов срок в два месяца для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутата (определение Челябинского областного суда от 24 января 2017 г. по делу № ГА-016193-02/2016). Рассмотрев вопрос о лишении депутата ее статуса, совет в очередной раз отказался это сделать. Прокурор снова обратился в районный суд. На этот раз судьи признали решение совета депутатов незаконным и сами прекратили полномочия депутата (решение Увельского районного суда Челябинской области от 21 июня 2017 г. по делу № 2А-205/2017).
Такое решение суда соответствует законодательству. Суд указан в перечне органов, уполномоченных принимать решение о досрочном прекращении полномочий муниципальных депутатов, которые нарушают требования антикоррупционного законодательства (ч. 7.3 ст. 40 Закона № 131-ФЗ).
1. Представляйте сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с момента вступления в силу муниципального акта, утвердившего порядок представления таких сведений.
2. Если депутат допустил незначительные или технические ошибки в справке о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, суд может признать эти нарушения негрубыми и встать на сторону депутата.
3. Суд не может подменять представительный орган, но может признать решение органа представительной власти не соответствующим законодательству.
4. Не только представительный орган, но и суд вправе прекратить полномочия депутата, нарушившего законодательство.
С.Е. ЧАННОВ, завкафедрой служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина – филиала РАНХиГС, д. ю. н., профессор
по материалам журнала «Практика муниципального управления»
С 6 августа для муниципальных депутатов изменились меры ответственности за коррупционные правонарушения (Федеральный закон от 26.07.2019 № 228-ФЗ). Кроме того, депутатам представительных органов сельских поселений стало проще декларировать доходы (Федеральный закон от 26.07.2019 № 251-ФЗ).
Смягчили ответственность за мелкие неточности в декларации о доходах
Раньше за недостоверные и неполные сведения в декларации муниципальному депутату грозило досрочное прекращение депутатских полномочий. Эта санкция предусмотрена пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Ее накладывали на депутатов за ошибки в декларациях о собственных доходах и доходах членов семьи.
Лишение муниципальных депутатов полномочий по итогам проверки деклараций инициирует прокуратура. По данным авторов Закона № 228-ФЗ, в Омской области в 2018 году представительные органы муниципалитетов рассмотрели представления о лишении полномочий 300 депутатов, у которых в декларациях были неполные сведения или неточности. Это парализовало работу представительных ОМСУ. В Псковской области был случай, когда основанием для отставки стала не указанная в декларации премия в 300 руб. Такая практика приводила к отказу граждан становиться кандидатами на депутатские посты в муниципальных образованиях некоторых регионов.
Депутатов лишали мандатов из-за копеек
Виктор КИДЯЕВ, соавтор Закона № 228-ФЗ, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, первый замруководителя фракции «Единая Россия»:
— Надзорные органы следовали букве закона формально. Это не раз приводило к абсурдным ситуациям, когда причиной лишения депутатского мандата становилась недописанная в декларации сумма в несколько копеек. В представительных органах городов и поселений 90 процентов депутатов работают на непостоянной основе. Это обычные местные жители. Ничего удивительного, что они допускают неточности, когда приходится оформлять большой пакет декларационных документов. А наказание за это до сих пор было только одно — лишение полномочий.
Теперь за недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрено пять мер ответственности (п. 7.3–1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ).
1. Вынести депутату предупреждение.
2. Освободить депутата от должности в представительном органе или выборном органе МСУ. Одновременно лишить его права занимать должности в этом органе до прекращения срока депутатских полномочий.
3. Освободить депутата от осуществления полномочий на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
4. Запретить депутату до прекращения срока его полномочий занимать должности в представительном органе муниципального образования или выборном органе местного самоуправления.
5. Запретить депутату исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Эти же меры ответственности можно применить, если депутат представил недостоверные или неполные сведения в отношении супруги (супруга) или несовершеннолетних детей и искажение данных не было существенным.
В каком порядке принимать решения о применении к депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу мер ответственности, ОМСУ вправе определять муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта РФ (п. 3–2 ст. 40 Закона № 131-ФЗ)
Какую меру ответственности применить, решает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе. Она должна рассматривать каждый случай индивидуально с учетом тяжести нарушения. Например, если оно несущественное, депутату могут объявить предупреждение. Если он работает в представительном органе на постоянной основе, а нарушение нельзя отнести к несущественным, то может последовать освобождение от должности без лишения депутатского статуса. А за серьезные расхождения в декларации депутата могут лишить мандата.
В чем сложность применения новых норм. В новых нормах не сказано, как разделить нарушения в декларации по степени тяжести. Критерии несущественности искажения сведений предстоит определить региональным и муниципальным законодателям. Кроме того, нужно увязать эти критерии с мерами ответственности, закрепленными в новом пункте 7.3–1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ. Иначе будут возникать ситуации, когда за одну и ту же ошибку в декларации одному депутату вынесут предупреждение, а другого лишат должности в представительном органе.
Упростили декларирование доходов для сельских депутатов
Порядок декларирования доходов стал проще не для всех депутатов, а лишь для тех, кто избран в представительные органы сельских поселений и работает на непостоянной основе. Раньше они, как и их коллеги в других муниципальных образованиях, представляли декларации ежегодно — на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Это требование было сложно выполнить из-за особенностей сельского уровня местного самоуправления. Например, жителю села приходилось ехать за выпиской с банковского счета туда, где находится отделение банка. Бывали случаи, когда люди, которые пользовались авторитетом у односельчан, не хотели баллотироваться в местный представительный орган из-за жегодных декларационных кампаний.
Если в течение года сумма сделок не превысила показатель дохода за три года, достаточно сообщить об этом губернатору
Теперь работающий на непостоянной основе депутат сельсовета должен представить справку о доходах на себя и ближайших родственников только один раз — когда получил депутатский мандат. В дальнейшем придется декларировать доходы и имущество, только если депутат в отчетном году совершил крупные сделки. Речь идет о приобретении земли и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций). Эти сделки предусмотрены частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ. Если в отчетном периоде общая сумма таких сделок превысила общий доход депутата за три последних года, предшествующих отчетному периоду, нужно подать декларацию. Сделать это также придется, если крупные сделки совершил хотя бы один из близких родственников депутата: супруга (супруг) или несовершеннолетний ребенок. Такой порядок установлен частью 4.2 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ.
Информацию в декларации по-прежнему будут проверять
— 90 процентов сельских депутатов выполняют свои обязанности по принципу социальной нагрузки, которую они получают дополнительно к работе по основной профессии. Часто это работники бюджетных организаций: учителя, врачи, иногда фермеры, предприниматели. Они не получают преференций и материальных выгод от депутатской работы. В их компетенции только вопросы местного значения. Нет смысла обременять таких людей сложными процедурами, обязательными для депутатов вышестоящих уровней.
Новая норма не избавляет депутата от антикоррупционного контроля. Депутат по-прежнему обязан подавать декларацию, если в течение года он сам или кто-либо из его родственников приобрел земельные участки, недвижимость, автомобили или ценные бумаги на крупную сумму. Достоверность сведений по-прежнему подлежит проверке, а обман приведет к лишению депутатских полномочий.
В чем недостаток новых норм. Закон № 251-ФЗ установил особый порядок декларирования доходов только для депутатов представительных органов сельских поселений. В городских поселениях правила остались прежними для депутатов, работающих на непостоянной основе. Между тем они при подаче деклараций могут испытывать даже бо́льшие затруднения, чем сельские депутаты.
ПРИМЕР. В Черниговском районе Приморского края есть административный центр — село Черниговка, которое входит в состав Черниговского сельского поселения. В 20 км от районного центра расположен пгт Сибирцево. Он входит в состав Сибирцевского городского поселения. По новым правилам депутаты представительного органа Черниговского поселения больше не должны ежегодно подавать декларации. Их коллег из городского поселения послабление не коснулось, хотя им сложнее подавать декларации.
Минтруд рассказал, в каких случаях депутатам представительных органов сельских поселений нужно отчитываться о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Разъяснения касаются сельских депутатов, которые осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, а также кандидатов на эту должность.
Необходимость в разъяснениях возникла после того, как сельским депутатам разрешили отчитываться в упрощенном порядке. Новые правила действуют с 6 августа 2019 года. Депутата обязали представлять справку о доходах на себя и ближайших родственников не ежегодно, а только один раз — когда он получил депутатский мандат (ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Затем придется декларировать доходы и имущество, только если в отчетном году были крупные сделки. Если же в течение года депутат и члены его семьи крупных сделок не совершали, то достаточно сообщить об этом губернатору. Образец уведомления в конце статьи.
Как отчитаться недавно избранному депутату
Кандидат на должность депутата представительного органа сельского поселения представляет в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках своих доходов. В документе указывают также информацию об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, о ценных бумагах. Минтруд разъяснил, что представление сведений в избирком не освобождает от необходимости в случае избрания подать губернатору справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Аналогичные сведения нужно представить на супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.
Если депутат задекларировал доходы, имущество и обязательства имущественного характера в течение четырех месяцев со дня своего избрания, сведения о расходах он может не представлять.
На заметку: Четырехмесячный срок отсчитайте со дня, когда избирательная комиссия приняла решение об избрании кандидата депутатом
Минтруд также разъяснил, какую информацию депутат должен представить в течение четырех месяцев со дня своего избрания. Это сведения:
— о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных из всех источников за год, предшествующий году подачи данных сведений;
— недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение этого периода в результате безвозмездной сделки;
— об имуществе в собственности депутата, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей;
— о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера.
На заметку: Сведения о счетах, ценных бумагах и обязательствах представляйте по состоянию на перво е число месяца, предшествующего месяцу подачи сведений
При каких сделках возникает обязанность представить сведения
К сделкам, из-за которых придется представить сведения в следующем году, не относятся сделки, совершенные:
— супругой (супругом) депутата до вступления с ним в брак;
— лицом до замещения должности депутата, если депутат или его супруга (супруг) ранее не замещали государственные, муниципальные или иные должности.
Важно: Сведения о крупных сделках представляйте в срок с 1 января до 1 апреля года, следующего за годом, когда вы эти сделки совершили. Впервые в соответствии с новым порядком нужно отчитаться в 2020 году за 2019 год
Как уведомить губернатора об отсутствии крупных сделок
Бланк уведомления о том, что крупных сделок в отчетном году не было, Минтруд привел в приложении к разъяснениям. Как его заполнить, посмотрите в образце ниже.
Минтруд рекомендовал направлять уведомление губернатору в двух экземплярах. Один останется у губернатора, второй вам вернут с отметкой о регистрации. Уведомление можно представить лично или отправить по почте.
Государственная Дума на пленарном заседании в среду, 10 июля, приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О противодействии коррупции» о дополнительных мерах ответственности для муниципальных депутатов, допустивших незначительные ошибки при предоставлении сведений о доходах.
По действующему законодательству о местном самоуправлении в случае обнаружения в декларации муниципального депутата недостоверных или неполных сведений о своих доходах или доходах членов его семьи ему грозит безальтернативное наказание — досрочное прекращение депутатских полномочий.
После вступления закона в силу за незначительные нарушения в декларации каждый случай ошибки в декларации муниципального депутата будет рассматриваться индивидуально, в зависимости от тяжести нарушения. Эта норма вводится по аналогии с законодательством для депутатов федерального и регионального уровня.
Если нарушение несущественное, то депутату, задекларировавшему свой доход с ошибками, может быть объявлено предупреждение. Если депутат имеет постоянную должность в представительном органе, а нарушение достаточно серьезное, то может последовать освобождение от должности без лишения депутатского статуса. А за действительно серьезные расхождения в налоговой декларации может последовать запрет исполнять полномочия и лишение депутатского мандата.
«Муниципальные депутаты – это обычные местные жители, представители самых разных профессий. Не нужно на каждом шагу подозревать их и обвешивать ярлыками, какие применяют к реальным коррупционерам. Мы уже видим, что в некоторых регионах такое отношение привело к отсутствию кандидатов на выборах муниципальных депутатов. Здесь пора изменить ситуацию, в чем поможет наш законопроект», — подчеркнул парламентарий.