Основанием для наступления страхового случая, является зафиксированное органами ГИБДД дорожно-транспортное происшествие, при котором всем его участникам выдаются справки установленного образца с указанием повреждений наружных кузовных элементов автомобиля.
Но, по некоторым объективным причинам (нервозное состояние участников ДТП, условия недостаточного освещения, грязное состояние транспортного средства, а также невнимательное отношение сотрудников ДПС и владельцев авто), перечень всех повреждений элементов кузова, относящихся к данному конкретному случаю, может быть не полным. И хотя такая справка не является основанием для оценки ущерба (проведения автоэкспертизы), сотрудники отделов урегулирования убытков страховых компаний, требуют от автоэкспертов не включать в калькуляцию стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, неучтенные в справке элементы (детали), что естественно снижает его величину.
Это делается страховщиками не взирая на причинно-следственную связь полученных в конкретном ДТП повреждений!
Расчет их прост –снижение суммы выплат по страховому случаю. А способ устранения этой несправедливости, сложнее. Для этого необходимо найти сотрудника ГИБДД, оформившего протокол на месте ДТП и попросить (заставить) его вписать в справку неучтенные повреждения, а также заверить печатью. А сделать это, особенно в условиях крупных городов, проблематично. Так как в настоящее время, оформлением ДТП занимаются не только специальные экипажи, но и практически все сотрудники ДПС, находящиеся неподалеку от места аварии.
А работа у них сменная и с графиком выхода на дежурство, Вас никто не ознакомит. Но сделать это все равно проще, чем доказывать потом в суде справедливость внесения пропущенных позиций в смету автоэкспертизы, при оценке ущерба после ДТП.
Сотрудники милиции описывают только наружную часть автомобиля, оценку повреждения внутренних элементов кузова они не проводят.
Вчера ехали с женой по Дмитровскому шоссе за городом. Так случилось, что «поцеловались» с отбойником.
Среди повреждений перечислены: оба правых крыла, обе правых двери, задний бампер, крышка капота, блок правой фары, декоративная решётка радиатора (не знали как назвать, между передним бампером и капотом пластмассовая деталь).
Сегодня просмотрел сделанные на месте фотографии и заметил, что также повреждена крышка лючка бензобака, вроде как это отдельная деталь. Но при оформлении её не перечислили.
Чем мне это грозит (собираюсь ремонтироваться по КАСКО)? Возможно ли / имеет ли смысл куда-то звонить, что-то выяснять и как-то пытаться сделать так, чтобы её тоже вписали?
За документами об аварии поедем завтра с утра.
Изменено 19 января, 2009 пользователем aleyush
Не зря в юриспруденции есть понятие «состояние аффекта», когда после сильного стресса человек не осознает свои действия. И именно оно применимо к большинству участников аварии. В такой ситуации сложно отследить все моменты при заполнении документов, а от них потом многое зависит. Попробуем разобраться, можно ли вносить изменения после получения протоколов от ГИБДД и как это сделать.
Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.
Документы при ДТП
Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).
Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.
С 20 октября 2017 года начал действовать новый административный регламент ГИБДД, в соответствии с которым сотрудники полиции не могут выдавать справки о дорожно-транспортных происшествиях. С 24 марта 2018 года в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств также нет пункта о необходимости предоставлять справку от ГИБДД.
Что должно быть в протоколе
Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:
- дата и место его составления,
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
- сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
- тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
- если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
- место, время совершения и описание события.
Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.
К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.
На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.
Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.
Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.
Ошибки бывают разные
Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.
Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.
Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.
Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.
Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.
И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.
Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.
Напомним, что с 2015 года ГИБДД выезжает на место аварии при наличии пострадавших. Если таковых нет, то участникам аварии, возможно, самим придется ехать в ближайшее подразделение для оформления. В любом случае при ДТП лучше позвонить в полицию, описать ситуацию и следовать инструкциям дежурного.
Как вносить изменения
Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.
При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.
Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.
Сроки исправления
Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.
Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.
Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.
Оформление по европротоколу
При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.
Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.
Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.
Об оформлении извещения о ДТП через приложения «Помощник ОСАГО» или «ДТП. Европротокол» см. Информацию РСА.
Обратите внимание на то, что оформление и подписание Извещения о ДТП не является актом, признающим виновность или невиновность водителя — участника ДТП. Тем не менее, правильно оформленное Извещение о ДТП, если Вы хотите воспользоваться своим правом на урегулирование страхового случая в порядке «европейского протокола», ускорит работу страховой компании и позволит Вам сократить сроки получения страхового возмещения.
Внимательно и добросовестно отнеситесь к заполнению всех позиций, предусмотренных формой Извещения о ДТП, учитывайте всю информацию о произошедшем ДТП, о его участниках и свидетелях.
Все исправления в оформленном и подписанном Извещении о ДТП должны быть заверены подписью обоих участников.
Следует отметить, что при заключении договора ОСАГО автовладельцам выдается по два комплекта бланков Извещения о ДТП, каждый из которых состоит из двух скрепленных двусторонних бланков Извещений о ДТП. В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа бланки Извещения о ДТП в количестве двух экземпляров выдается страховщиком бесплатно по обращению страхователя. Если по каким-либо причинам, у Вас отсутствует бланк Извещения о ДТП, обратитесь к своему страховщику за его получением и храните его в своей машине.
Рекомендуется заранее проверить наличие подтвержденной учетной записи на ЕПГУ и установить на свой мобильный телефон (смартфон) мобильное приложение, после чего выполнить авторизацию в мобильном приложении через ЕПГУ и ввести данные о своем транспортном средстве и полисе ОСАГО.
Приступая к заполнению бланка Извещения о ДТП на бумажном носителе, обратите внимание, что он состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная Вами информация на верхней (лицевой) части Извещения о ДТП должна четко отпечатываться на нижнем листке. Поэтому рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, легко размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.
Законодательство предусматривает, что водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют одно Извещение, о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Не имеет значения, кто из участников ДТП предоставит экземпляр Извещения о ДТП для заполнения.
Ввод всех данных для оформления Извещения о ДТП в виде электронного документа выполняется с помощью мобильного приложения, установленного на мобильном телефоне одного из водителей. На телефоне второго из водителей наличие такого приложения не требуется, но на его телефоне должен быть обеспечен доступ в интернет и работающий интернет-браузер.
Вы должны заполнить лицевую часть Извещения о ДТП на бумажном носителе или оформить Извещение о ДТП в виде электронного документа совместно с другим водителем-участником ДТП на месте происшествия. При заполнении Извещения о ДТП на бумажном носителе каждый из водителей выбирает любую из колонок («A» или «B») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.
Извещение о ДТП содержит поля, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках дорожно-транспортного происшествия, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.
Будьте особо внимательны при заполнении в Извещении о ДТП раздела «Характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов» как для водителя «A», так и для водителя «B». В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате произошедшего ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному ДТП, повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).
Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре Вашего транспортного средства экспертами.
В разделе «Обстоятельства ДТП» отмечаются обстоятельства ДТП (в Извещении о ДТП, оформленном на бумажном носителе проставляются отметки в соответствующих позициях, в Извещении о ДТП, составленном в виде электронного документа — отмечаются чек-боксы). В клетках укрупненного формата, расположенных внизу на Извещении о ДТП, оформленном на бумажном носителе, заполняется итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того необходимо правильно отразить маневры Вашего транспортного средства, учитывая, что:
— стоянка — это не остановка. Если Ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 21 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
— если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить поз. 11 «Менял полосу» и поз. 12 «Обгонял»;
— на схеме ДТП обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «A» и ТС «B», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП. При оформлении Извещения о ДТП в виде электронного документа данная схема изображается на бумажном носителе, после чего фотографируется и вносится в электронную форму, что показывается на экране смартфона.
В пункте «Замечания» при необходимости Вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте «Обстоятельства ДТП».
При этом в подтверждение достоверности информации, изложенной на лицевой стороне Извещения о ДТП, оформленного на бумажном носителе, и соответствия схемы ДТП реальной ситуации, водителями «A» и «B» проставляются собственноручные подписи. Перед этим проверьте заполнение всех позиций Извещения о ДТП. Если одним из участников отмечен пункт «Наличие разногласий», то необходимо выполнить требование п. 6 ст. 11.1 Закона об ОСАГО — характер и перечень видимых повреждений транспортных средств и обстоятельства причинения вреда в результате ДТП должны быть зафиксированы (при выполнении требования по фиксации данных и наличии разногласий выплата по заявлению не может превысить 100 тысяч рублей). Если устранение полученных повреждений по предварительной оценке превышает указанную сумму, то следует сообщить о происшествии в ГИБДД по телефону.
После заполнения лицевой стороны Извещения о ДТП участники ДТП подписывают и только после этого отделяют листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.
При заполнении оборотной стороны Извещения о ДТП на бумажном носителе или поля «Обстоятельства ДТП» в Извещении о ДТП в виде электронного документа, указываются дополнительные сведения о ДТП, транспортных средствах и их повреждениях. При оформлении в электронном виде каждый водитель имеет возможность указать, предоставляется ли заполненное им данное поле другому водителю для ознакомления. Подписание Извещения о ДТП, оформленного в виде электронного документа, осуществляется путем нажатия одним водителей кнопки «Подписать» в мобильном приложении, вторым водителем — кнопки «Подписать» на заполненной электронной форме в интернет-браузере на своем мобильном телефоне.
В случае если на оборотной стороне Извещения о ДТП на бумажном носителе Вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к Извещению о ДТП. При этом на Извещении о ДТП следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено.
Кроме того, в случае если Ваш автомобиль оборудован системой видеорегистрации, рекомендуем Вам сделать об этом соответствующие пометки в пункте 18 оборотной стороны Извещения о ДТП и при возможности предоставить данную видеозапись в страховую компанию в качестве дополнительного доказательства факта и обстоятельств ДТП.
Если Извещение о ДТП, оформленное на бумажном носителе порвано, испорчено или трудно читаемо, его нужно переписать.
После подписания и разъединения лицевой и оборотной сторон Извещения о ДТП, оформленного на бумажном носителе, не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.
Если второй водитель отказывается подписывать Извещение о ДТП или совместно его заполнить, то это означает, что требуемого Законом об ОСАГО совместного оформления Извещения о ДТП водителями причастных к ДТП транспортных средств не произойдет и документы по данному ДТП не могут быть оформлены в рамках процедуры «европейского протокола». В этом случае необходимо сообщить о происшествии в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.
Если Вы намерены обратиться с заявлением о страховой выплате, то приложите к заявлению Ваш экземпляр Извещения о ДТП, у которого заполнены лицевая и оборотная стороны, или представьте страховщику идентификационный номер ДТП, полученный в мобильном приложении. Если Вы считаете, что оснований для возмещения нанесенного Вам вреда не имеется, то просто отправьте заполненное Извещение (с дополнениями, если они есть) своему страховщику ОСАГО. В случае оформления Извещения о ДТП в электронном виде этот документ автоматически попадает в АИС ОСАГО и далее страховщику по его запросу, который формируется после получения им заявления потерпевшего о страховом возмещении.
1) Согласно требованиям законодательства об ОСАГО в случае если Извещение о ДТП оформлено на бумажном носителе, каждый водитель — участник ДТП обязан в течение пяти рабочих дней со дня происшествия направить свой экземпляр страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО.
Извещение о ДТП, оформленное в виде электронного документа, считается направленным страховщикам, застраховавшим гражданскую ответственность водителей — участников ДТП, при получении в мобильном приложении, с помощью которого выполнялось оформление, уведомления об успешной регистрации документа (дополнительное оформление Извещения о ДТП на бумажном носителе не требуется).
2) Страховщик вправе требовать от участников ДТП представить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в целях установления факта ДТП, а также характера и перечня повреждений. При получении такого требования от страховщика транспортное средство должно быть представлено к осмотру в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Участники ДТП, оформившие документы в упрощенном порядке, без вызова ГИБДД, не вправе ремонтировать свои ТС до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП, либо получении от страховщика согласия в письменной форме на это.