В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

В этой статье подробно расскажем как подготовить документы по охране труда и какие документы по ОТ должны быть в каждой организации. Начнём со списка нормативно-правовых актов, касающихся деятельности организации.

Список нормативно-правовых актов

Прежде всего нужно начинать с изучения списка законов, которые относятся к деятельности вашей организации.

Список НПА, касающихся деятельности организации

Вне зависимости от сферы деятельности организации в ваш перечень НПА войдут такие документы как:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Постановление Минтруда России от 24.10.2002 №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;
  • Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ 03.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
  • Постановление правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. №169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2010 г. № 1104н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средсть и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»;
  • Приказ от 31 декабря 2020 г. № 988н/142он «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и перподические медицинские оcмотры»;
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и пернодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
  • Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей веех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Это основной список нормативно-правовых актов, которые действуют на текущий момент. Он применим для большинства организаций широкого профиля деятельности.

Помимо этого списка вам может быть полезен такой инструмент, как Реестр обязательных требований — https://ot.gov.ru/ В этом Реестре прописаны абсолютно все требования, предъявляемые к какой-либо организации, в том числе и образовательной.

Реестр показывает абсолютно все требования по списку, которые должны выполняться в вашей организации. Чем это удобно? Тем, что он выдает такие запросы, как Роспотребнадзора, Госпожнадзора, т.е. МЧС, Роструда, лицензирующих органов и т.д.. Таким образом вы можете в одном реестре посмотреть все требования к своей организации. Вам по сути не нужно изучать всю нормативно-правовую базу, если вы не разбираетесь, открыли реестр, выборочно посмотрели требования, выявили несоответствие  — значит, надо начинать работу по актуализации документов и по их подготовке.

Типы документов по охране труда

  • Приказы;
  • Инструкции;
  • Положения;
  • Программы;
  • Протоколы;
  • Журналы;
  • Правила НТД;
  • Перечни;
  • Карточки учета.

Весь перечень документов вытекает как раз-таки из списка документов, нормативно-правовых актов, которые распространяются на организации.

Основной список документов по охране труда

Итак, основной список документов по охране труда.

  • о назначении ответственных лиц за безопасное производство работ, контроль условий труда, пожарная безопасность, электробезопасность, за инструктаж (вводный, на рабочем месте);
  • об утверждении документов;
  • о создании комиссии по проверке знаний.

Конкретно если говорим про приказы, это приказы о назначении лиц, за безопасное производство работ, за контроль условий труда, пожарная безопасность, электробезопасность – за все эти мероприятия должны быть ответственные лица назначены. Приказ «Об утверждении документов», т.е. ваше положение, ваши инструкции они, должны быть утверждены именно приказом руководителя.

Вопросы по обучению работников . Начните с того, что создавайте свою комиссию по проверке знаний охраны труда, проводите вовремя инструктажи.

Как быть тем, у кого, например, комиссию по проверке знаний охраны труда невозможно создать из-за того, что организация маленькая – 3-4 человека. У вас два пути, либо пойти обучаться всем в учебный центр, попросить скидку, и они, соответственно, пусть вас всех обучат и на 3 года вам будет этого достаточно, либо как-то формировать свою комиссию опять же из трех человек и обучать этих двух или одного человека своей комиссией.

  • инструкции по оказанию первой помощи;
  • инструкции по безопасному движению работников;
  • инструкции по профессиям;
  • инструкции по видам работ;
  • инструкции для персонала 1 группы по электробезопасности.

Инструкции все по охране труда. На слайде указаны самые базовые. Это по оказанию первой помощи, по безопасному движению работников, по профессиям, по видам работ и инструкции для персонала I группы по электробезопасности. Остальные инструкции мы разрабатываем по видам работы и по профессиям.

Инструкции для посетителей, а тем более для учащихся и воспитанников , мы не относим к охране труда. Для учащихся и воспитанников , есть отдельный раздел документов —  детская безопасность . Если это практиканты, то ещё возможно, но если это учащиеся, то, соответственно, это уже будут какие-то правила безопасности либо инструкция по безопасному поведению.

  • о системе управления охраной труда;
  • положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда;
  • положение об уполномоченном по охране труда.

Положение о системе управления охраной труда, положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда и положение об уполномоченном по охране труда от трудового коллектива. На самом деле, у вас положений может быть сколько угодно, главный документ —  положение о системе управления охраной труда. О наличии других положений вы смотрите уже на ситуацию, которая у вас есть, нужно вам регламентировать процессы в отдельном документе или нет. Можно прописать все в одном положении — о системе управления охраной труда, и всё, и на этом весь вопрос по положениям будет закрыт. Но мы, например, в своих комплектах делаем достаточно много этих положений, чтобы вопросов не возникало. Кто-то хочет так, делайте пожалуйста.

  • программа вводного инструктажа;
  • программа инструктажей на рабочем месте;
  • программы стажировки;
  • программы обучения и билеты для рабочих профессий;
  • программы обучения и билеты для руководителей и специалистов.

Программы – имеется в виду программы обучения и проверки знаний по охране труда и инструктажа. Обязательно должна быть программа вводного инструктажа и с ней должна быть инструкция по проведению инструктажа. Это может быть единый документ либо как два разных документа. Обычно всё идёт в едином документе, т.е. программа на несколько листов и дальше уже сам материал, инструкция.

Программа инструктажей на рабочем месте: соответственно, в них мы можем включать конкретные вопросы по инструкциям, т.е. с какими инструкциями должен быть ознакомлен работник, а также вопросы к проведению инструктажа.

  • протоколы поверки знаний по охране труда;
  • протоколы замены СИЗ (если требуется);
  • протоколы выбора уполномоченного по охране труда от трудового коллектива;

Протоколы проверки знаний по охране труда. Не могут существовать без  билетов и программ обучения .

Если требуются какие-либо протоколы по замене средств индивидуальной для защиты, помним, что мы можем заменять одни СИЗ на другие, если они не ухудшают своих защитных свойств.

А также протоколы по выбору уполномоченного по охране труда от трудового коллектива. Уполномоченный по охране труда от трудового коллектива, либо председатель профсоюза согласовывает документы по охране труда. И если вы выбираете уполномоченного то, соответственно, тоже какой-то протокол в свободной форме должен быть.

  • журналы вводного инструктажа по охране труда;
  • журнал инструктажа на рабочем месте.

Здесь можно добавить очень много всего, но это самый-самый минимум, который должен быть в любой организации.

Правила, нормативно-техническая документация различная – это комплект государственно нормативно-правовых актов, которые есть у вас. Либо они в формате Word хранятся у вас на компьютеры, либо распечатанные, кто-то книги покупает с этими сборниками этих документов. Но покупать книги просто с законами, я не вижу смысла. Сейчас все есть на компьютере, вы можете это прочитать, посмотреть и даже оттуда копировать ссылки, т.е. все это удобно. Но почему-то в магазинах я вижу до сих продажи этих книжечек с правилами по охране труда. Зачем они нужны, если есть компьютер?

  • перечень СИЗ;
  • перечень смывающих средств;
  • перечень освобожденных от инструктажей работников;
  • перечень инструкций по охране труда;
  • список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам;
  • список работников, подлежащих периодическим осмотрам;
  • поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам.
Читать также:  Сколько действует справка из пнд на оружие

Перечни – перечни специальной одежды, т.е. средств индивидуальной защиты, перечень смывающих средств, перечень освобожденных от инструктажей, перечень инструкций по охране труда, список лиц по медосмотрам. И ещё, кстати, я здесь один перечень не учел – это перечень персонала, которому присваивается I группа по электробезопасности .

  • карточки учета выдачи СИЗ;
  • карточки выдачи смывающих средств.

Отдельный список документов по ОТ

Помимо основного списка документов, у нас есть ряд еще вопросов, которые затрагивают другие процессы. Это, например, специальная оценка условий труда, оценка профрисков и пожарная безопасность.

  • отчет о проведении СОУТ (специальная оценка условий труда);
  • декларации соответствия условий труда.

По специальной оценке условий труда необходимо иметь сам отчет о проведении СОУТ. Также не забываем про декларацию соответствия условий труда, то, что вы ее должны отправлять после утверждения отчета о проведении СОУТ. Вы должны провести ознакомление всех работников с результатами специальной оценкой условий труда, а также вы должны следить за новыми рабочими местами в вашей организации, это тоже важно. Ведь по закону отводится 12 месяцев со дня организования нового рабочего места для проведения внеплановой СОУТ.

Оценка профессиональных рисков.

Здесь должен быть целый пакет документов, такой же, как по специальной оценке условий труда.

  • перечень (реестр) опасностей;
  • документ (раздел Положения о СОУТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
  • документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней покаждому риску (карты оценки рисков — прим. автора);
  • документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков;

Важно отметить, что сейчас администрации районов  запрашивают информацию о количестве рабочих мест на которых проведена оценка профессиональных рисков в 2018-2020 году.

  • перечень (реестр) опасностей;
  • методика оценки уровня риска;
  • карты оценки рисков;
  • перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
  • документы, отражающие организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  • журнал эксплуатации систем противопожарной защиты с приложениями;
  • предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности надзорных органов МЧС России или акты проверки в случае отсутствия нарушений требований пожарной безопасности.

По пожарной безопасности блоки документов, которые нужно подготовить, это:

  • документы, отражающие организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, т.е. это различные приказы, инструкции и т.д.;
  • основной журнал систем противопожарной защиты с приложениями соответствующих документов;
  • и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, т.е. либо какие-то акты, либо предписания о том, что у вас нарушения отсутствуют.

Все вышеперечисленные документы, которые я обозначал здесь, есть в наших справочниках документов. Мы все наши наработки собрали в один пакет документов и это является отличным решением для проблем с подготовкой документации вашего учреждения или организации.

«Перечень правил и инструкций по охране труда»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм «регуляторной гильотины». По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).

Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины». При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

— правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ;

— единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В данную справочную информацию включены правила и инструкции по охране труда.

Внимание! В соответствии с абз. 7, абз. 21 — 23 ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 225 ТК РФ, а также в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», работодателям необходимо организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников в объеме новых правил по охране труда, кроме того, должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе:

— инструкций по охране труда;

— программ обучения по охране труда работников;

— информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников (Письмо Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167, Письмо Роструда от 15.01.2021 N 57-ТЗ).

— Требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 772н.

— Общие требования к организации безопасного рабочего места, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 774н (документ действует до 01.03.2028).

— Перечень работ, на которые не распространяется запрет, установленный ст. 214.1 ТК РФ (документ действует до 01.03.2028).

— Формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н.

— Примерный перечень информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н.

— Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н.

— Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н.

— Перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), утвержденный Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 656н.

— Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (документ действует до 01.09.2026, отдельные положения Правил применяются с 01.03.2023).

— Рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.12.2021 N 894.

— Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 22.09.2021 N 650н.

— Форма и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.06.2021 N 406н (документ действует до 01.03.2028).

— Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденные Приказом Роструда от 21.03.2019 N 77.

— Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н.

— Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях (Письмо Минпросвещения России от 27.11.2019 N 12-688).

— Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.

— Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36.

— О разъяснении вопроса обучения по охране труда руководителей и специалистов (Письмо Роструда от 03.06.2013 N ПГ/5408-3-5).

— Об инструктаже и проверке знаний требований охраны труда работников организаций в объеме новых правил по охране труда (Письмо Роструда от 20.01.2021 N 87-ТЗ).

С 1 сентября 2022 в силу вступают новые «Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (далее – Постановление №2464). Предлагаем вам подробный алгоритм действий работодателя перед и после вступления в силу этих изменений в охране труда.

Читать также:  Прошу вас дать указание на выдачу справки

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

  • Что делать работодателю, как подготовиться к изменениям в охране труда с 1 сентября?
  • Разъяснения относительно внепланового/внеочередного инструктажа и обучения по причине вступления в силу Постановления №2464

Что делать работодателю, как подготовиться к изменениям в охране труда с 1 сентября?

Нужно ли проходить внеочередную проверку знаний по охране труда после 1 сентября?

Множество вопросов возникают относительно п.2 Постановления 2464 «документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия».

Отвечаем: применять положения этого пункта можно только в том случае, если обучения работников, проведенные ранее «покрывают» те требования по обучению (работники обучены по первой помощи, применению СИЗ и требованиям охраны труда), которые изложены в Постановлении №2464.

В процессе рассмотрим, что делать организациям, в которых внеочередное обучение проводилось. Надо ли переобучать работников и в каком случае можно воспользоваться положениями п.2 Постановления 2464 («документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия»)?

Отметим, что Постановление №2464 регламентирует форму обучения и дополняет и так  ранее существовавшие требования по обучению оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ и обучению требования охраны труда.

Итак, что нужно сделать работодателю

При принятии решения о том, организовывать обучение у себя в организации или в Учебном центре, необходимо просчитать кого обучать, по скольким программам и где необходимо проводить обучение. Самые большие затраты, по нашему мнению, могут возникнуть при обучении инструктирующих и членов комиссии по проверке знаний, т.к. их нужно обучать всем программам, обязательным для работников, которых они инструктируют или знания которых проверяют.

Так же отмечаем, что часть обучений можно проводить у себя, а часть в Учебном центре. Так же на выгоду повлияет количество работников и текучка в вашей организации. Универсальной формулы «как будет выгоднее» привести нельзя, организация индивидуально должна это просчитать. Для примера лишь приведем расчет, чтобы показать, как влияет количество обучаемых работников, и место проведения обучения и различные сочетания мест обучения в зависимости от программы.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Разъяснения относительно внепланового/внеочередного инструктажа и обучения по причине вступления в силу Постановления №2464

Согласно Письму Минтруда России от 01.02.2022 № 15-2/ООГ-163 внеплановые инструктажи и проверку знаний нужно провести до вступления в силу новых нормативно-правовых актов (далее – НПА). Департамент придерживается такого мнения, опираясь на Постановление №1/29 и аргументируя тем, что с момента опубликования работодатель актуализирует и утверждает локальные документы (далее — ЛНА) согласно новым НПА (Напоминаем, что письма не являются официальным толкованием нормативно-правовых актов).

Вступающее в силу с 1 сентября 2022 года взамен Постановлению №1/29, Постановление №2464 в пп.17, 61 содержит требование организации внепланового обучения в течении 60 календарных дней со дня вступления новых НПА (без необходимости проведения внепланового инструктажа).

Таким образом мы считаем, что до вступления в силу Постановления №2464 проводить внеплановые/внеочередные инструктажи/проверки знаний не требуется (если вы утверждаете новые документы по обучению не ранее 1 сентября 2022 года). После вступления его в силу необходимо провести обучение тем работникам, на «работу которых это повлияет». Но как мы писали выше, комиссию, инструктирующих и обучающих в любом случае нужно будет обучить по новому порядку в первую очередь.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Нарушения охраны труда и техники безопасности

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Новые антитеррористические требования для детских лагерей

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

  • Обязанности работодателя по осуществлению контроля
  • Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?
  • Кто осуществляет контроль?
  • Основные виды контроля условий труда на рабочих местах
  • Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда
  • Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Обязанности работодателя по осуществлению контроля

Согласно статье 214 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Работодатель обязан обеспечить:

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Пример Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • специалист по охране труда/служба охраны труда;
  • комиссия по охране труда;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

  • 2-х ступенчатый контроль;
  • 3-х ступенчатый (в отдельных случая 4-х или 5-и).

В таблице ниже приведен пример организации 3-х ступенчатого контроля. Кол-во ступеней, частота проведения и формат проведения контрольных мероприятий зависит от кол-ва сотрудников в организации и сферы деятельности.

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Форма журнала 1-ой ступени контроля

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Форма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Основные разделы акта:

  • Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  • Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  • Срок устранения нарушений.
  • Ответственный за устранение нарушений.
  • Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Форма акта 3-й ступени контроля

Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

  • Федеральная инспекция труда;
  • федеральные органы исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т.д.).

Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Читать также:  Вы можете оформить кредит наличными в банке "Открытие" без предоставления справок

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

В справке ТВ и «Списке правил инструкции»

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Советуем также почитать:

Учет и ведение документации по охране труда

  • Какая документация необходима специалисту по охране труда?
  • Какими нормативными актами определены правила оформления учетных документов?
  • Как правильно оформлять документы по охране труда?

Какая документация необходима специалисту по охране труда

Документация по охране труда, которую работодателю необходимо вести,  может охватывать:

а) политику и цели организации по охране труда; б) распределение ключевых управленческих ролей (функций) по охране труда и обязанностей; в) наиболее значительные опасности / риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и регулированию; г) положения, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в системе управления охраной труда.

Такие рекомендации даны в Руководстве МОТ-СУОТ 2001 и стандартах по системам управления охраной труда (межгосударственный ГОСТ 12.0.230-2007, национальный (российский) ГОСТ Р 12.0.007-2009).

Из всего разнообразия документов можно выделить несколько основных типов.

Во-первых, это локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие организационно-управленческие правила соблюдения работниками требований охраны труда. К ним относятся:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • инструкции по охране труда;
  • различные приказы, связанные с вопросами охраны труда;
  • программы обучения, инструктажей и т. п.

Во-вторых, это различные фиксирующие документы, так называемые «записи». Это самый большой тип документов по охране труда у работодателя. Он документирует всю конкретную деятельность, а главное – мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

К такой документации следует отнести также и результаты специальной оценки условий труда (ранее – аттестация рабочих мест), и материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В-третьих, Трудовой кодекс обязывает каждого работодателя иметь документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Это комплект нормативной документации по специфике своей деятельности. Все они нужны не только для их выполнения и для информирования работников об условиях труда, их правах и обязанностях, но и для разработки локальных нормативных актов работодателя.

К документации по охране труда можно также отнести документы, содержащие:

  • требования к правильной эксплуатации того или иного оборудования;
  • требования к безопасному использованию инструмента;
  • сведения об опасности материалов, сертификаты соответствия и тому подобные «внешние» документы.

Сюда же включаются документы официальной статистической отчетности работодателя перед органами государственной власти и документы внутренней отчетности подразделений перед управлением, управления перед собственником (учредителем).

Это основной перечень документов, который может быть расширен с учетом особенностей производственной деятельности работодателя.

Какими нормативными актами определены правила оформления учетных документов

Общие требования к оформлению управленческой (организационно-распорядительной) документации содержатся в:

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст);

Методических рекомендациях по внедрению ГОСТР 6.30-2003, утвержденных Росархивом.

Оформление документов по различным направлениям охраны труда регламентируется нормативными актами. В них, как правило, содержатся и формы самих документов.

Так, разработке и оформлению инструкций по охране труда посвящен раздел 5 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. В приложении 8 к названному постановлению приведен примерный вид титульного листа инструкции по охране труда для работника.

Для оформления результатов специальной оценки условий труда необходимо руководствоваться приказом Минтруда России № 33н от 21 января 2014 г. Им утверждена форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Организация и проведение обязательных медицинских осмотров оформляется по правилам приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Форма личной карточки, в которой делаются отметки о выдаче работнику специальной одежды, спецобуви и других СИЗ, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.

Оформление инструктажей по охране труда (вводного и на рабочем месте) регламентируется ГОСТ 12.0.004-90 «Обучение безопасности труда». Приложением 4 установлена форма журнала регистрации вводного инструктажа, а приложением 6 –форма журнала регистрации инструктажа на рабочем месте.

Результаты расследования несчастных случаев на производстве оформляются по правилам, утвержденным постановлением Минтруда России  от 24 октября 2002 г.№ 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Как правильно оформлять документы по охране труда

Всю документацию по охране труда нужно:

  • ясно изложить и понятно оформить;
  • при необходимости обновлять и распространять.

Документация должна быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена.

Записи данных по охране труда необходимо поддерживать в актуальном состоянии, а срок их хранения должен быть точно определен.

Обязательным элементом являются реквизиты документа. Они обеспечивают его юридическую силу. К ним относятся:

  • наименование организации – автора документа, дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • заголовок к тексту;
  • гриф утверждения, согласования, печать и др. (при необходимости).

Требования к текстам

Текст документа должен быть объективным и точным, кратким и ясным. Объективность и точность служат доказательством определенных фактов, событий. Расплывчатые формулировки текста документа снижают его правовое значение. Краткость документа позволяет легче его понять, исполнить. При этом краткость не должна снижать полноту рассмотрения вопроса, а ясность достигается последовательностью изложения. Выводы должны логически следовать из посылок.

Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части документа указывают:

Во второй (заключительной) указывают:

Текст может содержать одну заключительную часть (например, приказы – только распорядительную часть без констатирующей; письма, заявления – просьбу без пояснения).

В тексте документа, подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, указывают реквизиты этих документов:

  • регистрационный номер документа;
  • заголовок к тексту.

Например, в тексте инструкции по охране труда указывают, на основании какой типовой инструкции или правил по охране труда она была разработана.

Если текст содержит несколько решений, выводов и т. д., то его развивают на разделы, подразделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.

Текст излагают от первого лица единственного числа («приказываю», «предлагаю», «прошу») в документах:

  • организаций, действующих на принципах единоначалия;
  • адресованных руководству организации.

Тексты протоколов обычно излагают в форме множественного числа («слушали», «выступили», «постановили», «решили»).

Форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа («отдел осуществляет функции», «в состав объединения входят», «комиссия установила») используют в документах:

  • устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений (положения, инструкции);
  • содержащих описание, оценку фактов или выводы (акт, справка).

Оформляя учетную документацию, важно быть внимательным и аккуратным, стараться не делать ошибок. Если необходимо внести изменения и исправления, выполнять их допустимыми способами. Журналы регистрации инструктажей нужно заполнять в соответствии с наименованиями граф, построчно. То есть в отношении каждого работника должна быть видна исчерпывающая информация о том:

  • когда был проведен инструктаж;
  • с каким работником (фамилия, имя, отчество);
  • какой вид инструктажа проведен;
  • кто проводил инструктаж (должность, фамилия, инициалы), а также росписи сотрудника, проводившего инструктаж, и работника, прошедшего инструктаж.

Если работник проходил стажировку, то заполняются и эти графы. Все журналы должны быть защищены от изъятия листов, т. е. страницы или листы пронумерованы, прошиты и скреплены печатью (при наличии).

Кто оформляет документы по охране труда

Оформлением конкретных документов занимаются работники, у которых в должностных обязанностях прописана данная функция. Например, руководители подразделений, как правило, проводят с подчиненными инструктаж на рабочих местах. Поэтому они и должны разработать программу инструктажа, инструкции по охране труда, а также зафиксировать проведение инструктажей в журналах инструктажей. Кто непосредственно выдает СИЗ, тот и обязан вести личные карточки учета выдачи СИЗ.

Специалист по охране труда (служба охраны труда) занимается, в первую очередь, разработкой проектов локальных нормативных актов регламентирующего или организационного характера (положений, планов мероприятий и т. п.). Во вторую очередь, он фиксирует результаты своей деятельности. К примеру, составляет программу вводного инструктажа, регистрирует его проведение, оформляет результаты проверок, выписывает предписания, составляет отчетность по установленным формам и т. д.

Все оформленные документы должны сохраняться в течение определенных сроков. Они установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *