Война и мир бородинское сражение историческая справка

Бородинское сражение, описанное в романе «Война и мир» через призму восприятия Пьера Безухова, состоялось 26 августа. Изначально полководцы не придавали ему особого значения. Русские войска занимали невыгодные позиции. Их защищали только незаконченные укрепления. Да и в силе они уступали противнику почти вдвое.

Накануне состоялся торжественный молебен, на котором присутствовал сам Кутузов. Он опустился на колени перед иконой Божьей Матери. Примеру военачальника последовали генералы и офицеры.

Наполеону ночью не спалось. Ему досаждал сильный насморк. Ранним утром он отправился к Шевардину. Прозвучал первый пушечный выстрел, а за ним и другие.

То есть Бородинская битва началась с канонады: как со стороны французов, так и со стороны русской армии одновременно стреляли несколько сотен орудий. Вскоре видимость на поле ухудшилась, поскольку всё застлал дым. Воспользовавшись этим выдвинулись вперёд две французские дивизии и полки вице-короля.

Свистели ядра, раздавались взрывы. Труднее всего приходилось частям, которыми командовал Багратион. Русские солдаты мужественно отбивали атаки французов.

Наполеон наблюдал за происходящим с Шевардинского редута, а потом спустился с кургана. Ему беспрестанно докладывали о ходе сражения, однако большая часть информации была ложной, поскольку ситуация на поле боя быстро менялась. Виднелись лужи крови, то тут, то там лежали трупы людей и лошадей.

Бонапарт отдавал приказы, но они доходили до тех, кому были адресованы, с опозданием. Император понимает, что всё происходит не по его воле. К нему в голову закрадываются сомнения в очередной победе. А вот старый мудрый Кутузов не предпринимал никаких попыток что-либо изменить и следил лишь за «духом войска».

Мюрат, Даву и Ней старались организовать вверенных им людей. Но стройные массы возвращались из зоны огня перепуганными толпами. Где-то в середине дня Мюрат попросил у Наполеона подкрепление. Просьба вызвала у императора недоумение. Затем явился генерал Бельяр. Он стал доказывать императору необходимость в подкреплении. Когда же Бонапарт в третий раз услышал аналогичную просьбу, то разгневался, однако распорядился направить на помощь дивизию Фриана.

Русская армия проиграла в Бородинской битве, но одержала моральное превосходство над неприятелем.

Произведение учит, что иногда поражение может стать началом большой победы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Война и мир бородинское сражение историческая справка

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лесков ЗверьВ основу повествования положены детские воспоминания писателя, когда он в рождественские дни гостил в имении своего дяди — своенравного и жестокого помещика.
  • Краткое содержание Повесть о Ерше Ершовиче сыне ЩетинниковеДекабрьским днем в неизвестном городском суде Ростовского уезда боярин Осётр, Сом-воевода и судные мужики – Судак и Щука-трепетуха разбирают иск, поданный на Ерша
  • Краткое содержание Васильев Экспонат номер №Произведение Васильева Экспонат № довольно драматично и депрессивно. Начинается оно с того, как в октябре 1941 года в коммунальной квартире проходят проводы молодого человека Игоря на фронт. Сосед Володя, который был ранен, давал парню полезные советы
  • Краткое содержание Станюкович МатросикУже двое суток морской военный клипер находился в штормовой погоде в Индийском океане. «Жемчуг» находился в опасной близости к враждебным берегам Северной Африки. Корабль бросало со стороны в сторону как щепку. Моряки боялись, что они все погибнут.
  • Краткое содержание Домский собор АстафьевРассказ В.П. Астафьева Домский собор считается одним из лучших его творений и занимает почётное место среди других произведений известных русских писателей.
  • Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года; Проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.
  • Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы.
  • Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.

Оборудование: карта, схема, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л.Н. Толстого « Война и мир» (3й том).

Ход урока

Учитель истории предлагает учащимся таблицу, над которой они будут работать в течение урока.

Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы. (повторение пройденного).

  • Каковы были причины войны 1812года?
  • Какой характер носила война для воюющих сторон?
  • Каковы были планы сторон накануне войны?
  • Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войныу?
  • В чем проявился народный характер войны?

III. Сообщение плана изучения нового материала

  • Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил ( по историческим источникам)
  • Ход Бородинской битвы, ее итоги и историческое значение ( по историческим источникам) (сообщение учащихся )
  • Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.
  • Описание Бородинской битвы в романе « Война и мир».
  • Чтение составленной таблицы, обсуждение, выводы.

Лекция с элементами беседы.

Наполеон говорил: « Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника».

Значение Бородинской битвы.

Вопросы к ученикам:

  • Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?
  • Как вы объясните слова Наполеона: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
  • В чем проявился патриотизм русских воинов?

В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. чел. (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. чел. (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии — и впервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. По словам А. Крмлева, при Бородине « французская армия расшиблась о русскую». Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: « Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».

В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении».

Взгляд Толстого на Бородинское сражение.

Итак, задача художника и историка совершенно различна и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя».

О целях, подготовке Бородинского сражения читаем в 19-й главе 2-й части 3-го тома.

Бородинское сражение у Л.Н. Толстого изображается как «народное сражение». Автор дает панораму сражения и сверху, и со стороны, и главное, — изнутри. Читатель видит сражение глазами его участников. Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

  • Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (XXXI. XXXII главы 2-й части 3-го тома)?
  • Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (XXXVI. XXXVII главы 2-й части 3-го тома.)
  • Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?( XXII XXXVI XXXII главы)?
  • Что пишет Л.Н. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам? Читаем отрывки из глав XXVII XXVIII XXXV?

— Каков же результат сражения?

Да, Л.Н. Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинского сражения.

VII. Чтение таблицы, составленной в течение урока.

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812г, Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир».

Л.Н.Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Здесь — на полях Бородина —
Россией билася Европа,
И честь России спасена
В волнах кровавого потопа.
Сергей Раич

  • доказать, что Бородинское сражение —
    поворотный момент в войне с Наполеоном, после
    которого французское наступление захлебнулось;
  • показать, что Бородинское сражение — это точка
    пересечения судеб главных героев романа;
  • выявить идейно-художественные особенности
    изображения войны в романе;
  • показать, как реализуется в этих главах любимая
    мысль Толстого — «мысль народная».
  • мультимедийная установка;
  • портреты Л. Н. Толстого и главных героев романа;
  • презентации учащихся после посещения
    Бородинского музея, фотографии, сделанные ими;
  • фотографии Бородинской панорамы;
  • портреты героев Отечественной войны 1812 года:
    Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского, Платова,
    Тучкова и др.;
  • портреты Кутузова и Наполеона;
  • план расположения войск русской и
    наполеоновской армий перед Бородинским
    сражением 26 августа 1812 года.

Вступительное слово учителя:

Чтобы разобраться в сложнейшем романе «Война и
мир», мы много готовились: посетили Бородинскую
панораму, Государственный Бородинский
военно-исторический музей-заповедник, побывали в
Храме Христа Спасителя, у Триумфальной арки, что
на Кутузовском проспекте.

Бородинское сражение — это кульминация романа,
так как здесь наиболее ярко проявляется главная
мысль — «мысль народная», здесь выражены
взгляды Толстого на историю, на личность, на его
отношение к войне. Бородинское сражение — это
точка пересечений судеб главных героев романа.

Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском
сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и
участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом
генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова,
который командовал отрядом, защищавшим
Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на
Бородинском поле, так как понял, что для создания
живой картины сражения необходимо увидеть место
исторической битвы. В окончательном тексте
романа Бородинская битва, по замыслу Толстого,
должна быть кульминационной.

Читать также:  СПРАВКА О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ИЗ БАНКА ДЛЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Из письма жене: «Только бы дал Бог здоровья и
спокойствия, а я напишу такое Бородинское
сражение, какого ещё не было!»

В романе «Война и мир» Бородинское сражение
описывается в 20 главах. В них вошло то, что
писатель узнал и увидел, передумал,
прочувствовал. Время подтвердило правомерность
главного вывода, сделанного великим писателем:
«Прямым следствием Бородинского сражения было
беспричинное бегство Наполеона из Москвы,
возвращение по Старой Смоленской дороге,
погибель пятисоттысячного нашествия и погибель
наполеоновской Франции, на которую в первый раз
под Бородином была наложена рука сильнейшего
духом противника»

Работа с текстом произведения

— Почему описание сражения Толстой начинает с
описания его диспозиции? Почему сражение
показано глазами Пьера, тогда как он мало что
понимает в военном деле?

— Исходя из взглядов Толстого на историю, можно
сделать вывод, что писатель намеренно показывает
сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что
исход боя зависит не от расположения войска, а от
того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный,
воспринимает всё происходящее с психологической
точки зрения, он лучше чувствует настроение
солдат и офицеров.

— Толстой внимательно изучил окрестные села,
деревни, реки, монастырь. «Горки — самый высокий
пункт», — именно с этого места автор будет
описывать Бородинскую позицию, увиденную Пьером.
«Горки и Семёновская. Старая Можайская дорога.
Утица», — вот те места, которые потом увидел Пьер,
объезжая русскую позицию с генералом
Беннигсеном перед сражением (слова учителя
сопровождаются фотографиями).

— Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды,
а за Отечество, они чувствуют единство всех — от
простых солдат до офицеров и главнокомандующего.
Потрясают своей нравственной стойкостью
защитники батареи генерала Раевского. При
общении с русскими солдатами Пьер находит смысл
и цель жизни, осознав ложность своих прежних
установок. Он вдруг ясно понимает, что народ —
носитель лучших человеческих качеств. Пьер
задумывается: «Как скинуть с себя всё это лишнее,
дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?»
А ведь было время, когда Пьера привлекал образ
Наполеона. С началом Отечественной войны это
увлечение проходит, он понимает, что поклоняться
деспоту и злодею нельзя.

— Что чувствует князь Андрей накануне сражения,
уверен ли он в победе?

— Война 1812 года возвращает Болконского к жизни.
Он отдаёт себя служению Отчизне, командует
полком. Князь Андрей высказывает главную для
понимания войны мысль: «Завтра, что бы там ни
было, мы выиграем сражение»

— Почему князь Андрей так уверен в победе?

— Он понимает, что речь идет не о какой-то
абстрактной земле, а о той земле, где лежат
предки, о той земле, на которой живут близкие
родные люди: «Французы разорили мой дом и идут
разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня
всякую секунду. Они враги мои, они преступники
все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и
вся армия. Надо их казнить»

— Справедливы ли слова Андрея о том, что
французов надо казнить?

— Здесь опять-таки следует исходить из взглядов
Толстого на историю, так как главные любимые
герои несут в себе авторскую идею. Князь Андрей,
когда-то осуждавший ужасы войны, призывает к
жестокой расправе над врагом: «Война так война, а
не игрушка». Толстой признает войну
освободительную, справедливую, во имя отцов и
детей, жен и матерей. Когда хотят разорить твою
землю, когда хотят убить тебя, нельзя
великодушничать.

— Почему, по вашему мнению, перед сражением
состоялось церковное шествие и поле боя обнесли
иконой Смоленской Божьей Матери? Каково
поведение солдат перед боем?

— это укрепляет боевой дух войска. Солдаты
надели чистые рубахи, отказались от водки,
говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю
силу ответственности за судьбу России. Не зря
Кутузов, узнав об этом, восклицает: «Чудесный
народ, бесподобный народ!». Русские воины
защищали не только своё Отечество, но и
Православие. Можно утверждать, что они
удостоились мученических венцов, как все те, кто
пролил кровь за Христа. Была положена традиция
ежегодного поминовения в день Бородинского
сражения православных российских воинов, » за
Веру, Царя и Отечество живот свой положивших». На
Бородинском поле поминовение это совершается 8
сентября, в День воинской славы России.

На экране — икона Смоленской Божьей Матери.

Специально подготовленный ученик рассказывает
историю иконы.

— Сравните поведение Кутузова и Наполеона в
битве /главы 33-35/

— Наполеон отдает массу приказов, казалось бы,
очень разумных, но таких, которые не могли быть
исполнены, так как ситуация очень быстро
меняется, и приказ уже не имеет смысла. Войска
приходят с поля боя расстроенными толпами.
Кутузов же больше следит за духом войска, он
отдает только те приказы, которые могут
поддержать или усилить стойкость солдат

— Как в данном эпизоде реализуется любимая
мысль Толстого — «мысль народная», его взгляд
на историю и на роль личности в истории?

— Нельзя предугадать, что будет делать
неприятель, поэтому искусства полководца, по
мнению автора, не существует. Кутузов только
соглашался или не соглашался с тем, что ему
предлагали, не делал никаких распоряжений. Он
понимает, что сражение — это не шахматная игра,
где можно просчитать ходы, его заботит другое:
«: выслушивая донесения, он, казалось, не
интересовался смыслом слов того, что ему
говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне
речи доносивших интересовало его. Долголетним
военным опытом он знал и старческим умом понимал,
что руководить сотнями тысяч человек, борющихся
со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что
решают участь сражения не распоряжения
главнокомандующего, не место, на котором стоят
войска, не количество пушек и убитых людей, а та
неуловимая сила, называемая духом войска, и он
следил за этой силой и руководил ею, насколько
это было в его власти». Об этом же перед
сражением говорит князь Андрей: «Успех никогда
не зависел и не будет зависеть ни от позиций, ни
от вооружения, ни даже от числа:::, а от того
чувства, которое есть во мне, в нём, — он указал на
Тимохина, — в каждом солдате: Сражение
выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть».
Творец истории — народ, и нельзя вмешиваться в
ход истории.

Учитель подводит итог:

— Наполеон изображён Толстым как актер, позёр
(сцена перед сражением, когда ему преподносят
картину, изображающую сына): «он сделал взгляд
задумчивой нежности». И как игрок, когда,
вернувшись после поездки по линии, говорит:
«Шахматы расставлены, игра начнется завтра».
Наполеон, которым так восхищались многие, лишён
величия. Это самовлюбленный, лицемерный,
фальшивый человек, равнодушный к судьбам
окружающих. Война для него — игра, а люди — пешки.
«Ничтожнейшим орудием истории», «человеком с
помраченной совестью» называет его Толстой.

Кутузов же, напротив, естественен (сцена, когда
он своей старческой походкой идет поклониться
иконе Смоленской Божьей Матери, грузно
опускается на колени), прост, а, по мнению
Толстого, «нет величия там, где нет простоты,
добра и правды». Мы видим проявление мудрости и
таланта полководца в поддержке нравственного
духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата.

— Каков толстовский принцип изображения войны?

— Автор показал войну в крови, в слезах, в муках,
т. е. без прикрас. В главе 39: «Несколько тысяч
человек лежало мертвыми в разных положениях и
мундирах на полях и лугах: На перевязочных
пунктах на десятину места трава и земля были
пропитаны кровью». Толстой отрицает войну
завоевательную, но оправдывает войну
освободительную.

Главы 36-37 — ранение князя Андрея

Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука
«Война и мир»

На карте показываем, где приблизительно
находился полк князя Андрея (это деревня
Князьково, она сгорела во время ВОВ)

— Именно в момент ранения Андрей понял, как он
любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался
в поисках смысла жизни, а ответ на мучающий его
всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном
пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля
Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не
ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: »
Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к
ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь,
которую проповедовал Бог на земле, которой меня
учила княжна Марья и которой я не понимал; вот
отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще
осталось мне, ежели бы я был жив».

— Какова роль пейзажей в описании сражения (т.3,
ч.3, гл. 30,28)? Мы отмечали, что для автора это важно.
Любимые герои Толстого чувствуют и понимают
природу, так как в ней гармония и успокоение.
Благодаря ей они обретают смысл жизни: Андрей и
небо, Андрей и дуб, Наташа и красота ночи в
Отрадном.

— Накануне сражения утреннее солнце, только что
брызнувшее из-за тучи и рассеивающегося тумана,
дальние леса, «точно высеченные из какого-то
драгоценного желто-зелёного камня» (учащийся
зачитывает описание природы, глава 30). В середине
сражения — солнце, застланное дымом. В конце —
«над всем полем, прежде столь весело-красивым, с
его блёстками штыков и дымами в утреннем солнце,
стояла теперь мгла сырости». Тучи закрыли
солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на
раненых, на испуганных людей, «как будто говорил:
«Довольно, люди. Перестаньте: Опомнитесь. Что вы
делаете?». Природа знаменует этапы боя.

На экране фотографии, сделанные учащимися:
Шевардинский редут, Семёновские флеши, Батарея
Раевского

— Из записей Толстого: » Даль видна на 25 верст.
Черные тени от лесов и строений на восходе и от
курганов. Солнце встаёт влево, назади. Франц. в
глаза солнце», — эти строки, появившиеся после
объезда поля на заре, позволили Толстому создать
не только исторически достоверную, но и
величественную, живописную картину начала боя.
Писатель очень хотел разыскать стариков, ещё
живших в эпоху Отечественной войны, но поиски не
дали результатов. Это очень огорчило Льва
Николаевича.

Читать также:  Апостиль на справку о несудимости в москве где получить срочно

— Если вы вспомните рассказ экскурсовода при
посещении музея и сравните описание поля битвы
после сражения Толстым, наверное, никто из вас не
останется равнодушным к нашей истории. Наши
предки полегли здесь, и количество их велико:
трупы лежали в 7-8 слоёв. Земля у перевязочных
пунктов на несколько сантиметров была пропитана
кровью. Так что когда о Бородинском поле говорят:
«Земля, политая кровью», — это не поэтический
образ и не преувеличение. Не только земля, но и
ручейки, и реки были красного цвета. Людская
кровь делает землю исторической — она не дает
забыть того, что здесь пережито.

Бородино — это не только место великого
сражения, это огромна братская могила, где лежат
тысячи людей.

Поныне на Бородинском поле, если вслушаться в
тишину, можно услышать далекие звуки
августовского дня, звуки страшного боя: визг
картечи, крики солдат, звонкие голоса командиров,
стоны умирающих, храп обезумевших от запаха
крови лошадей. Но дышится здесь как-то
по-особенному, и всегда тихо. Может быть, в этой
тишине различим полёт Божьих ангелов над землёй?
Может быть, души тех, кто погиб здесь за Родину,
смотрят на тебя с небес?

Бородино! Тверда твоя земля!
Одно твоё торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
Сергей Васильев

Мы размышляли о судьбе Росси, о связи времен, мы
прониклись гордостью за наших предков, мы
увидели ужасы войны. Подводя итог урока, хочу
задать вопрос. Победа, одержанная русской армией
в Бородинском сражении, особенная. Что это за
победа и как определяет её Толстой?

— Была одержана нравственная победа. »
Нравственная сила французской армии была
истощена. Не та победа, которая определяется
подхваченными кусками материи на палках,
называемых знаменами, и тем пространством, на
котором стояли и стоят войска, — а победа
нравственная, та, которая убеждает противника в
нравственном превосходстве врага и своём
бессилии, была одержана русскими под Бородином».

— Как увековечена память о Бородинском сражении
?

— В честь победы над Наполеоном на народные
деньги возведён храм Христа Спасителя; открыт
Государственный Бородинский
военно-исторический музей-заповедник;
Бородинская панорама, Триумфальная арка на
Кутузовском проспекте. Народ хранит память об
этом событии.

Учитель подводит итоги урока:

— Итак, мы убедились, что Бородинское сражение —
это кульминация романа «Война и мир», вы сумели
доказать это.

Завершаем урок чтением стихотворения,
написанного ученицей 11 класса д. Горки Оксаной
Панфил (специально подготовленный ученик):

Иду по тихой я березовой аллее,
Смотрю на памятники — выстроились в ряд,
И кажется: с опавшею листвою
Они мне о солдатах говорят.
О тех героях, что тогда сражались,
Отстаивая честь родной земли.
О тех солдатах, что своею жизнью
Отчизну от врагов уберегли.
Когда я подхожу к могильным обелискам,
Всегда молчу, ни с кем не говорю.
Я понимаю — здесь лежат солдаты,
Они все заслужили тишину!

  • написать эссе на одну из предложенных тем:
    «Вспомним, братцы, россов славу», «Бессмертен
    тот, Отечество кто спас»
  • ученик готовит сообщение о Маргарите
    Михайловне Тучковой и церкви Спаса
    Нерукотворного на Бородинском поле
  • несколько учащихся готовят сообщения о героях
    Бородинского сражения: о Багратионе, о
    Барклае-де-Толли, о Тучкове, о Платове.
  • дать представление о Бородинском сражении как
    кульминационном моменте в развитии действия
    романа;
  • путем вопросов определить основной принцип
    описания войны у Толстого;
  • анализируя эпизоды художественного
    произведения, дополнить, обобщить знания
    учащихся по теме;
  • продолжить работу по формированию
    аналитических и речевых умений;
  • создать педагогическую ситуацию для
    размышления о нравственных качествах человека.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с
включением вопросов и заданий, иллюстраций,
цитат, кинофрагментов из фильма «Война и мир»
режиссера Сергея Бондарчука; раздаточный
материал (фрагменты текста с заданиями).

Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация
исследовательской работы в микрогруппах,
участие в диалоге, дискуссии.

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

Задача сегодняшнего урока – рассмотрение
сцены Бородинского сражения как кульминации
романа «Война и мир» и понимание философии
истории Л. Н. Толстого.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Чтобы
произведение было хорошим, надо любить в нем
главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил
«мысль народную» вследствие войны 1812 года».
Любимая мысль Толстого, «мысль народная»,
реализуется при создании сцен Бородинского
сражения.

Действия учащихся: учащиеся
записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель. Следует обратить внимание
на название романа. Вспомним, что такое
антитеза? С какой целью Толстой выносит в
заглавие романа антитезу «война» и «мир»?

Примерные ответы учащихся. Антитеза –
это противопоставление, создающее эффект
резкого контраста. Мир человеческой жизни
представлен в романе-эпопее Л Н. Толстого в
сложном переплетении и взаимодействии картин
войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и
дисгармонии в самых разных проявлениях.
По-мнению Толстого, жизнь человека состоит из
борьбы двух этих начал.

3. Учитель. Проведем небольшую
исследовательскую работу. Какие ассоциации у
вас вызывают слова «мир» и «война»?

Действия учащихся: работа в малых группах. Учащиеся
подбирают слова-ассоциации. Один из
представителей группы записывает на доске
варианты, предложенные учащимися.

Учитель. Посмотрите на выписанные
слова и сделайте вывод: какое значение Толстой
вкладывает в понятие «мир» и «война»?

Примерные ответы учащихся:

А. Мир – гуманность, человечность, доброта,
человек, жизнь.

Б. Война – кровь, смерть, боль, страдание. Эти
понятия у Толстого многозначны. Война – это не
только сражение, военные действия, но и
разрушительные действия людей в мирное время,
фальшь, корысть, карьеризм. Мир – любовь и
взаимопонимание, стремление к обретению истины.

4. Учитель. Таким образом, понятия
«мир» и «война» приобретают философское
звучание в романе Толстого. Человеческая
личность раскрывается у Толстого через
философские понятия «мир» и «война». Мы видим
героев Толстого не только в мирных сценах, но и в
эпизодах, описывающих военные действия.

5. Учитель. Какие военные сцены, кроме
Бородинского сражения, изображает Толстой в
романе «Война и мир»?

Ответы учащихся: Шенграбенское и
Аустерлицкое сражения.

6. Учитель. Как изображена война 1805-1807
гг.?

Примерные ответы учащихся. Солдаты не
понимают целей войны, Кутузов относится к ней
отрицательно, общее состояние неразберихи.
Кутузов старается удержать армию от боя. Война
навязана.

7. Учитель. У вас на столах лежит
фрагмент текста. (Приложение 1,
эпизод 1) Это диалог между князем
Андреем и Пьером незадолго до отъезда князя на
войну 1805 г. Прочитайте и ответьте на вопросы:

  • Какие чувства вызывает предстоящая война в
    Пьере?
  • Назовите причину отъезда князя Андрея на
    войну?

Действия учащихся: выразительное
чтение вслух данного фрагмента.

Примерные ответы. Война для Пьера –
зло, т. к. она против его кумира. Цель войны для
Пьера непонятна. Кн. Андрей уезжает на войну,
т. к. он устал от привычной светской жизни,
тяготится привычной жизнью, испытывает духовный
кризис.

8. Учитель. Внимательно прочитайте
размышления князя Андрея накануне Аустерлицкого
сражения. (Приложение 1,
эпизод 2)

  • Какие чувства испытывает князь Андрей
    накануне военных действий? Назовите слова,
    указывающие на эти чувства.
  • О чем мечтает Болконский перед сражением?

Примерные ответы учащихся. Раздражение,
волнение, беспокойство от предстоящего сражения.
Он мечтает, что, наконец, наступит минута, которая
принесет ему славу.

9. Учитель. Случай совершить подвиг
представился кн. Андрею при Аустерлицком
сражении. Но после ранения происходит
переосмысление духовных ценностей. Кн. Андрей
понял, что самая главная ценность у человека –
это жизнь. Все остальное обман, ложь. Назовите
главную особенность изображения войны в романе?
Ответ запишите в тетрадь.

Действия учащихся: слушают учителя,
обсуждают вопрос и делают запись в тетрадь.

Примерные ответы учащихся. Толстой
сознательно показывает войну не в
романтическо-героическом плане, «с
развевающимися знаменами»; он акцентирует
внимание на крови, страданиях и смерти.

10. (Слайд 2) Учитель. Культурологическая
справка. Прежде чем мы обратимся к разговору
о Бородинском сражении, необходимо совершить
заочную экскурсию по историческим местам
Санкт-Петербурга и Москвы, где есть памятники
Отечественной войне 1812 года.

15. Учитель. Заочная экскурсия подошла
к концу, и мы возвращаемся к страницам романа
Толстого «Война и мир». Тема войны получит новое
решение в изображении событий 1812 года. Обратимся
к эпизоду Бородинского сражения.
Перед вами внутренний монолог князя Андрея, его
размышления о предстоящем сражении. (Приложение
1, эпизод 3) Прочитайте и
ответьте на вопросы: (слайд 7)

  • Какие чувства испытывает Андрей Болконский
    накануне Бородинского сражения?
  • О чем думает князь Андрей?
  • Вспомните, о чем думал князь Андрей накануне
    Аустерлицкого сражения. Как изменился
    внутренний мир героя перед Бородинским
    сражением?

Действия учащихся: перед каждым
учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. В
микрогруппе происходит обсуждение, затем звучат
ответы, учащиеся записывают выводы в тетрадь.

Примерные ответы. Накануне
Бородинского сражения князь Андрей размышляет о
смысле жизни. Он чувствует волнение и
раздражение. Жизнь представилась ему волшебным
фонарем. Теперь князь Андрей не мечтает о славе,
он боится смерти, но понимает, что смерть за
Отечество – святое дело.

16. Учитель. Перед Бородинским
сражением происходят важные встречи и разговоры
для многих героев. Мы обратимся к эпизоду, в
котором встречаются князь Андрей и Пьер Безухов.
Прочитаем их диалог. (Приложение
1, эпизод 4)

Вопросы: (слайд 8)

  • Почему так холодно и враждебно князь Андрей
    встречает Пьера?
  • Какой вопрос мучил Пьера до встречи с князем
    Андреем?
  • Что понял Пьер после разговора с Андреем
    Болконским?
  • Какую главную мысль для понимания войны
    высказывает князь Андрей?
  • Чем мысли князя Андрея кажутся странными на
    первый взгляд?
  • Чем разговор с Пьером был важен для князя
    Андрея?
Читать также:  2 НДФЛ СПРАВКА КАК ПОЛУЧИТЬ ЕСЛИ НЕ РАБОТАЕШЬ ОФИЦИАЛЬНО

Действия учащихся: перед каждым
учащимся лежит лист с эпизодом. Обсуждение в
микрогруппе, затем звучат ответы, запись
основных положений в тетрадь.

1. Князь Андрей холоден, почти враждебен по
отношению к Пьеру. Пьер невольно одним своим
видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а
князь Андрей сейчас не хочет вспоминать об этом.
Все, что он говорит, звучит почти злобно, как
звучали в последнее время слова его отца.

2-3. Но, разговорившись, князь Андрей невольно
совершает то, чего ждал от него Пьер, – объясняет
положение дел в армии. Пьер понял ту скрытую
теплоту патриотизма, которая была во всех тех
людях, с которыми он встречался за последнее
время. Это объясняет, почему люди спокойно и как
будто легкомысленно готовились к смерти. Но пока
люди живы, они думают о жизни. Этим они и сильны
нравственно.

4. Князь Андрей высказывает главную для
понимания войны мысль: речь идет не об
абстрактном жизненном пространстве, а о той
земле, в которой лежат наши предки, на которой
живут дети и близкие. За эту землю идут в бой
солдаты. И в этих условиях нельзя «ни себя
жалеть», ни «великодушничать с врагом».

6. Но и для князя Андрея разговор с Пьером был
важен. Как это часто бывает, высказывая свои
мысли другому человеку, яснее понимаешь то, о чем
думал в одиночестве. Болконский рассуждал не
только о своей жизни, но и о жизни всех близких
ему людей, чья судьба должна решиться после
Бородинского сражения.

Действия учащихся: слушают учителя,
затем индивидуально работают с цитатой и
отвечают на вопрос. После обсуждения вывод
записывают в тетрадь.

Толстой признает и оправдывает оборонительную
и освободительную войну, войну за жизнь отцов и
детей. Война – это «самое гадкое дело в жизни»,
говорит Толстой устами князя Андрея. Но когда
тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою
землю, тогда бери дубину и рази врага. Осуждая
ужасы войны, Толстой призывает не складывать
оружия, когда войны нельзя избежать.

18. Учитель. И вот наступает 26 августа –
день Бородинского сражения. Сошлись две армии:
русская и французская. Итог сражения пока
неизвестен. Кто же руководит сражением?

Ответ учащихся. Сражением руководят
Кутузов и Наполеон.

Учитель. Перед вами характеристика
Кутузова и Наполеона, которую дает Толстой.

Действия учащихся. Один из учащихся
выразительно читает цитаты.

Учитель. Как же ведут себя два
великих полководца в Бородинском сражении?

Действия учащихся. Звучат устные
ответы.

Примерный ответ. Кутузов обладает
тайным знанием: сражение выигрывает тот, на чьей
стороне находится нравственная правда. Он уверен
в победе, все его приказы поддерживают и
усиливают дух войска. Наполеону война нужна для
престижа и личной славы. Его приказы
бессмысленны и жестоки.

Учитель. (Слайды 11, 12) Обратите
внимание, какой образ Кутузова и Наполеона
создает режиссер Сергей Бондарчук в фильме
«Война и мир». Какие основные черты характера
двух полководцев подчеркивает режиссер?

Действия учащихся. После просмотра
эпизодов звучат устные ответы.

Примерные ответы. Режиссер изображает
Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает
его старческую дряхлость и сентиментальность.
Так, в важный момент генерального сражения мы
видим полководца за обедом, с жареной курицей в
тарелке. Кутузов уверен в победе. Он руководит
духом войска, вселяет в людей веру в победу.
Необыкновенным цинизмом веет от образа
Наполеона. И в этом проявляются основные черты
французского полководца: тщеславие,
самовлюбленность, уверенность в собственной
правоте и непогрешимости. Честолюбие делает его
жестоким и бесчувственным к страданиям людей.
Режиссер подчеркивает неистребимое желание
Наполеона все время выглядеть великим, его
откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от
своих поступков, восхваляемых половиной света, и
потому должен был отречься от правды, добра и
всего человеческого».

19. Учитель. Подведем первый итог. У вас
на столах лежит фрагмент текста. Это размышления
Кутузова и Наполеона накануне Бородинского
сражения. (Приложение 1, эпизод 5)

Прочитайте и ответьте на предложенные вопросы.

1. Какие человеческие качества скрыты, на
первый взгляд, в Кутузове?
2. Какие качества воплощает в себе Наполеон?
3. В чем обвиняет Толстой Наполеона?
4. Какое знание отличает Кутузова от Наполеона.

Вопросы дублируются на экране. (Слайд 13)

Действия учащихся. Самостоятельное
чтение данных фрагментов. Обсуждение
в микрогруппах вопросов, запись основных
положений в тетрадь. Учащиеся вслух читают свои
размышления.

1. В Кутузове скрыта теплота патриотизма,
присущая всей русской армии. Именно об этой
характерной особенности и говорил Пьеру Андрей
Болконский. Кутузов величественно отдается воле
событий. Он не заботится о впечатлении, которое
он производит на других людей.

2. Наполеон воплощает в себе суетность, он
заботится о впечатлении, которое производит на
других.

3. Толстой обвиняет Наполеона в отсутствии в нем
человечности, он не понимает ни красоты, ни добра,
ни правды. В нем все ложь и обман.

4. Кутузов в отличие от Наполеона знает то, что
участь сражения решают не распоряжение
главнокомандующего, а тот дух войска, о которой
Пьеру говорит князь Андрей. Не себя Кутузов
стремится возвеличить, не свою волю продиктовать
истории. В его образе воплощена «мысль народная».
В Наполеоне нет душевности, теплоты по отношению
к людям. Наполеон выполняет роль доктора, который
только мешает своими лекарствами.

20. Учитель. Бородинское сражение
показано глазами не только Кутузова и Наполеона.
Это событие народное. Большинство сцен до и во
время боя показано глазами Пьера Безухова. Поразмышляйте,
почему именно Пьеру Толстой доверил изображение
Бородинского сражения?

Примерные ответы учащихся. Толстой
сознательно показывает Бородинское
сражение глазами Пьера, поскольку Пьер, ничего не
понимающий в военном деле, воспринимает войну с
психологической точки зрения. Поэтому он
пристально наблюдает за настроениями участников
сражения. По Толстому, именно настроение
определяет победу. Это не тактическая победа, а
нравственная победа русских.

21. Учитель. (Слайд 14) Вместе с Пьером мы
видим панораму Бородинского сражения.
Просмотрите эпизод из фильма «Война и мир» и
обратите внимание на роль пейзажа в описании
сражения.

Действия учащихся. Просмотр эпизода.

Учитель. (Приложение
1, эпизод 6) Для Толстого
природа – это высший суд над человеческими
деяниями. Обратимся к тексту романа. Прочитайте
фрагмент текста и ответьте на предложенные
вопросы:

  • Какой пейзажный образ проходит через все
    описание боя?
  • Какую роль выполняет пейзаж в конце эпизода?

Вопросы дублируются на экране. (Слайд 15)

Действия учащихся. Двое учащихся
вслух читают фрагмент текста. Обсуждение
в микрогруппах вопросов, запись основных
положений в тетрадь. Учащиеся вслух читают свои
размышления.

Примерные ответы. Через все описание
боя проходит замечательный пейзажный образ
солнца, освещающего битву: утреннего солнца,
рассеивающего туман, смешанный с дымом
выстрелов; солнце в середине сражения; солнце
бьет косыми лучами прямо в лицо Наполеона, а в
конце сражения тучи закрыли солнце, стал
накрапывать дождик на убитых, раненых, на
испуганных и изнуренных людей. Образ солнца
сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.
Пейзаж в конце эпизода выполняет роль
миротворца, уговаривающего людей опомниться,
ужаснуться над тем, что натворили. Природа играет
роль умиротворяющую, ощущение неестественности,
ужаса происходящего усиливается от впечатления
контраста войны и природы.
Русскими была одержана нравственная победа, так
как в каждом солдате была та сила, та скрытая
теплота патриотизма, та истина, которая помогала
людям сражаться.

22. Учитель. (Слайд 16) Обратите
внимание на слова академика Д. С. Лихачева:
«В Толстом сильно сознание того, что правда
всегда торжествует над силой, ибо нравственная
правда сильнее любой грубой силы».

Действия учащихся: звучат устные
ответы.

Примерные ответы. Лихачев говорит о
том, что побеждает правый. И победа того, кто прав,
не всегда внешняя, но всегда нравственная.
Русские одержали не только внешнюю победу, Нои
нравственную победу над врагом, так как правда на
стороне русских.

23. Учитель. Наш разговор о значении
сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошел
к концу. Мы проследили принцип изображения войны
Толстым, рассмотрели эпизоды, связанные с
пониманием философии истории у Толстого.
Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Почему Бородинское сражение мы вправе
    назвать кульминацией романа «Война и мир»?
  • Определите основной принцип изображения
    войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Действия учащихся: после обсуждения
звучат устные ответы.

Примерные ответы. Бородинское
сражение мы вправе называть кульминационным
моментом в развитии действия. Во-первых, в ходе
войны Бородинское сражение было переломным
моментом, после которого французское
наступление захлебнулось. Во-вторых, Бородинское
сражение – кульминационный момент в
художественном развитии действия в романе, так
как это точка пересечения судеб всех героев
романа. В сражении участвуют или присутствуют
при нем почти все главные герои, от того, как
сложится их судьба, зависит участь всех других
героев романа, связанных с участниками сражения
семейно или духовно.
Изображая войну 1812 года, Толстой подчеркивает
кровавость войны, его герои говорят, что война –
самое страшное и бессмысленное дело. Но при
изображении войны 1812 года Толстой указывает на
историческую необходимость войны. Толстой
внушает отвращение к войне. Война для Толстого
бессмысленное и бесчеловечное дело. «Люди,
опомнитесь» – вот главная мысль писателя.
Толстой сознательно показывает войну не в
романтическо-героическом плане, «с
развевающимися знаменами»; он акцентирует
внимание на крови, страданиях и смерти.

24. Учитель. (Слайд 17) Домашнее задание. Дома
вам предлагается ответить на вопросы:

1. Почему Толстой считает Бородинское
сражение нравственной победой русских?
2. Как это отразилось на изображении боя?
(ответ запишите в тетрадь).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *