Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Могут ли в военкомате забрать паспорт

Постановление правительства от 27.11. 2006 № 719 «О воинском учете» фиксирует перечень документов, которые призывник должен представить в военкомат:

  • вызов, повестка;
  • военный билет;
  • заключение от медицинской комиссии;
  • отчет, рапорт, который необходим для создания личного дела призывника.

Паспорт призывника не является документом, который необходим при поступлении в срочную службу. При этом данный документ чаще всего оставляют дома до выполнения армейского долга. Принудительное вымогательство документа считается нарушением законодательства РФ.

Необходимость паспорта для службы в войсках

Постановлением Правительства России №719 — 27.11.2006 г. «О воинском учете» установлен перечень документов, необходимых для постановки на воинский учет мужчин, являющихся гражданами РФ.

Независимо от того, привлекается на военную службу мужчина по призыву или контракту, райвоенкоматы используют такие документы:

  • Повестки;
  • Приписные и военные билеты;
  • Заключения военной медкомиссии;
  • Отчеты, рапорта, необходимые для создания личного дела военнообязанного лица.

К таким документам паспорт гражданина не относится, соответственно он не должен находиться в военном комиссариате.

Молодым парням, привлекающимся на срочную службу по призыву, брать с собой паспорт в армию нет необходимости, данный документ можно оставить на хранение дома. При этом представители военных комиссариатов не имеют права забирать паспорта в принудительном порядке. Соответственно ответ на вопрос, возьмут ли в армию молодого допризывника без паспорта, очевиден. Конечно же, да!

Паспорт – это основной документ, который удостоверяет личность гражданина. В повестке из райвоенкомата указано, что молодой человек должен явиться в учреждение для постановки на войсковой учет с паспортом. Но, в ней не указано, что данный документ будет изыматься, а вместо него выдадут приписное удостоверение.

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Паспорт РФ необходим только для подтверждения личности допризывника, копирования сведений для заведения на него личного дела. Поэтому гражданин может предъявить документ представителю военной организации, предоставить копии необходимых страниц, а само изъятие паспорта является противозаконным действием.

До распределения по войсковым частям на призывников оформляются временные удостоверения личности. Именно этот документ военнослужащий постоянно обязан носить с собой. Соответственно солдат имеет право идти в армию без паспорта.

Забирают ли паспорт во время службы в армии

Многие люди призывного возраста также интересуются вопросом о том, могут ли забрать паспорт во время прохождения службы. Такие действия также считаются неправомерными, поэтому владелец документа может сдать его только по собственному желанию.

По истечении срока службы паспорт возвращается призывнику или же он может спокойно ранить его дома у близких родственников. Намеренное изъятие удостоверения личности и игнорирование запросов о возрасте паспорта является нарушением закона и требует несения определенного вида ответственности.

Законно ли забирают паспорт в военкомате и что делать в таких случаях

Паспорт является документом, который удостоверяет личность гражданина РФ и необходим при составлении личного дела призывника. Поэтому документ необходимо предъявить во время посещения учреждения, но его изъятие считается противозаконным действием.

После осуществления распределения паспорт возвращается владельцу, а на срок службы может быть выдано временное удостоверение.

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Если же паспорт был изъят в военкомате, то в данном случае нарушаются правовые нормы Постановления Правительства № 719 от 2006 г, что требует взыскания дисциплинарной ответственности.

При рассмотрении вопроса, что делать в такой ситуации необходимо предварительно узнать где именно находиться паспорт при осуществлении нижеприведенных действий:

  • устное обращение к руководителю военкомата;
  • направление письменного рапорта на имя руководителя учреждения.

В таких случаях документ должны вернуть владельцу, а хранить его можно дома пока призывник проходит срочную службу в армии.

Как сопротивляться изъятию паспорта в военкомате?

На пресс-конференции выступили Элла Михайловна Полякова (правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга»), Андрей Калих (Центр развития демократии и прав человека, Москва) и Елена Попова, пресс-секретарь организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга».

«Мы собрали пресс-конференцию в преддверии очередного призыва на военную службу, который начинается через 3 недели. Мы будем говорить сегодня о незаконном изъятии паспортов у граждан при призыве на военную службу.

Антонов Виктор Сергеевич

Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

С такой практикой сталкиваются правозащитные организации по всей стране. Традиция изъятия документов при призыве восходит к советскому прошлому.

В последние годы эти нарушения приобрели массовый характер. Это зафиксировали правозащитные организации по всей стране.

В любой ситуации изъятие документов у гражданина, не ограниченного в правах, — это незаконно. В армии эта практика имеет особо опасный характер.

Есть 4 цели, которые преследуют те, кто незаконно отбирает паспорта:

№1. Возможность посылать солдат по призыву для несения военной службы за границу РФ.

№2. Недобровольное зачисление призывников на службу по контракту. Это мы фиксируем на протяжении последних трех лет.

№3. Лишение солдат гражданских прав и продажа их в рабство.

№4. Использование паспортов в корыстных целях: например, при получении незаконного кредита.

В большинстве случаев паспорта отбираются в результате жестких требований начальников военкоматов или командиров воинских частей. Случается, что паспорта солдаты отдают добровольно, на «хранение». Паспорта нередко исчезают или теряются, и солдаты не получают свои паспорта.

Мы сделали запрос в Главную Военную Прокуратуру по поводу изъятия паспортов. Однако Министерство обороны не признало своей ошибки. Оно сослалось на опечатки, возникшие по вине юристов. Министерство обороны утверждает, что подлинный текст отличается от опубликованного журналистами «Российской газеты».

Различие в следующем:

1. Вариант, опубликованный «Российской газетой» 22.12.2007 и размещенный в системах «Гарант» и «Консультант»

К Приказу Министра обороны Российской Федерации jт 2 октября 2007г. №400

Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе

В день отправки призывников на сборный пункт проверятся полнота их явки, проводится опрос о состоянии здоровья и проверяется наличие:

паспорта гражданина Российской Федерации;

удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу,

которые в этот же день изымаются, а взамен под личную подпись выдаются военные билеты;

2. «Подлинный экземпляр» Министерства обороны РФ

Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.

которое в этот же день изымается, а взамен под личную подпись выдается военный билет».

Эта ошибка сказалась на судьбах тысяч людей: текст можно было трактовать так, что у призывника изымается паспорт гражданина РФ.

Главная Военная Прокуратура и Министерство юстиции подтвердили незаконность этой практики. В ответе на наш запрос было сказано, что информация об этой ошибке будет доведена до сведения военкоматов и региональных отделений Военной прокуратуры.

Практика такова, что год от года ужесточается проведение призыва. Социальные категории граждан были лишены отсрочек. Готовится закон, который еще больше усложнит жизнь призывников и военнослужащих».

«Я только что побывала в Главном Следственном Управлении Ленинградского военного округа. С теми, кто попал в весенний призыв, происходят страшные вещи. Уже есть погибшие, попавшие в рабство. Есть пытки, резкое ухудшение здоровья, попытки суицида. Только с апреля к нам обратилось 250 «бегунов».

Практика изъятия паспортов у нас начинается еще при постановке подростков на воинский учет. По закону до 18 лет делами ребенка должна заниматься семья.

В паспорте запрещено делать какие-либо пометки. Но у нас целыми классами учителя приводят школьников в военкоматы для постановки на воинский учет, а там отбирают и помечают паспорта для будущих облав.

Это важно знать: Сколько составляет срок военной службы по призыву

Мы предлагаем родителям, которые к нам приходят, рассмотреть паспорт своего ребенка. И они там находят разные штампики: «Призывник», «Подлежит призыву».

Призывные пункты стали у нас закрытыми. Там установлены блок-посты.

В результате там происходят серьезные нарушения. Туда приезжают представители воинских частей.

Они забирают личное дело и паспорт. И потом не отдают его.

Он хранится у заместителя начальника по воспитательной работе. На каком основании? Мы говорим: «Вы нарушаете закон!» Но в воинских частях свои законы.

Даже если молодой человек благополучно отслужит в армии, он частенько возвращается домой без паспорта. Это тоже массовое явление.

Чтобы как-то жить дальше, он приходит в отделение милиции и пишет заявление: «Я потерял паспорт. Выдайте мне новый».

Есть основания подозревать коррупционные мотивы в таких делах. Кому-то нужны эти паспорта.

Весной я приехала в военкомат Выборгского района с сиротой-призывником, как его доверенное лицо. Вижу, что там большая группа студентов. Выходит дама. Собирает у всех паспорта и уносит. Я говорю ей: «Вы хоть какую-то бумагу дайте, удостоверяющую, что Вы получили этот документ». Никакой реакции. Там так каждый день делают.

Мы рекомендуем вообще паспорт с собой не носить, а носит нотариально заверенную копию паспорта. Когда у человека нет паспорта, с ним может случиться все, что угодно.

Сейчас хотят узаконить практику введения войск РА на территории других государств. Все это уже делалось.

И было незаконно. Войска были в Южной Осетии, в Абхазии, в Армении, в Таджикистане.

Прошлой осенью я была в Южной Осетии. Разговаривала с нашими солдатами и офицерами.

При пересечении государственной границы перед Рокским перевалом, у них у всех изъяли и паспорта и военные билеты. Целая группировка войск была без документов.

Никаких командировочных. Вообще ничего.

Это незаконное нахождение на территории чужого государства. Еще и без документов.

Меня включили в состав Городской призывной комиссии от Комиссии по правам человека Санкт-Петербурга. Так что теперь этот процесс мы будем контролировать изнутри».

«Почему мы рекомендуем не носить с собой паспорт, а носить нотариально заверенную копию паспорта? Это хоть немного помогает сделать жизнь молодого человека безопаснее. Кроме того, мы рекомендуем носить юношам целую папку документов – «Папку безопасности».

Эти документы помогут мальчику, если его задержит милиция, подозревая в нем уклониста. Там должны быть копии заявлений, медицинских документов, определяющих категорию годности, текст Конституции, текст Закона о милиции.

Это поможет молодому человеку передвигаться по городу, когда происходят облавы».

Нужно ли отдавать паспорт в военкомате?

Для начала уточним, нужен ли паспорт военкомату вообще? Сотрудники комиссариата достаточно часто просят призывника предъявить паспорт перед прохождением медицинской или призывной комиссии. Выполнить их требование нужно, однако документ, удостоверяющий личность, должен оставаться в руках владельца.

Паспорт следует показать сотруднику военкомата, чтобы тот удостоверился в его принадлежности, сравнил вклеенную туда фотографию с внешностью собственника, проверил фамилию, имя и отчество. Также можно предварительно сделать ксерокопию документа и отдавать на руки ее.Случаются ситуации, когда молодой человек передает свой паспорт работнику комиссариата, после чего тот кладет его в сейф. Делается это, чтобы юноша не мог обратиться в суд с целью обжалования решения военкомата. Или же, чтобы гарантированно забрать его в армию. Причина проста: обычно работники военкоматов рассматривают молодых людей как потенциальных дезертиров и пытаются сразу сделать невозможным уклонение от призыва.

Подробно о том, как судиться с военкоматом. читайте в нашей статье.

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Здравствуйте!Спасибо за прошлые ответы,сейчас такая ситуация:я в прошлую пятницу сходил в вк,с копиями мед.документов и 3мя заявлениями по поводу приобщения мед.документов к делу.

Пошел с ними сразу в канцелярию,объяснил им там все,они на меня посмотрели таким взглядом,сказали что так вообще не делают и одна из этих женщин провела меня в другой кабинет,к (по-моему) заму начальника вк,я ей все объяснил,она попросила копии мед документов,достала мое дело и вложила

их туда без заявлений)

На вопрос по поводу заявлений,сказала,ну если хочешь так,то жди начальника вк.Я на всякий случай подождал его,так же все объяснил — он мне сказал,что с заявлениями морока долгая,посоветовал прийти в понедельник со всеми документами и сказал,что заявления на всякий случай взять с собой и он с этим поможет.

Я так и сделал,с таким расчетом,что если будет проблема с теми вложенными копиями и врачи будут возмущаться — отправлю уже

им письмом эти докуминты с заявлениями.

Явился в понедельник 12 октября,как сказал начальник вк (повестка у меня на 20е),он взяв паспорт,направил на медкомиссию.В результате не было никаких проблем с копиями моих документов.

Заболевания у меня как говорил выше:зчмт,ушиб мозга,перенесенная трепанация черепа,а так же фолликулит и перифолликулит Гофмана волосистой части головы.

Прошел дерматолога,посмотрела копию справки из квд,затем посмотрела голову,сказала все видит и направит на дообследование,записала мой номер телефона и я ушел дальше.

С неврологом сложней было,крайне неприятный врач попался,спросила что беспокоит,сказал,а так же свой диагноз вслух сказал,на что сразу они и психиатр (рядом сидевшая) начали спрашивать мол ты медик что-ли,зачем тебе диагноз

Читать также:  Портал государственных услуг Российской Федерации

наизусть знать и тд.

Затем я хотел рукой показать в деле на копии документов на что невролог грозно на меня покосилась со словами «Так,руки со стола убрал,я без тебя разберусь!» Такое вот хамство на ровном месте.

Далее пошел в последний кабинет,где выдают акты исследования.

Врач,посмотря личное дело сказала,что меня направляют на обследования по поводу дерматологии.Больше ничего не сказала.Я ей указал на это,говорю,а как же неврология.На что она начала кричать,что до этого видите ли был здоров,а щас пришел тут с болячками,мол все такие.

Указал ей на копии мед документов,на что она сказал,что они ничего не значат.

Дождался,зашел — сказали,что не успели заполнить по неврологии и дали повестку на завтра,то бишь сегодня уже.Затем,ели забрав свои оригиналы,ушел.

Пришел к ним сегодня — выдали акт исследования по диагнозу:Последствия зчмт,ушиб головного мозга.А так же дали повестку на 29 октября явиться с актом.Про дерматологию молчат,забавно.

Говорю им,а как же акт по поводу дерматологии,на что ответили (опять же наорав конечно же),что мол

иди проходи акт по неврологии,а как пройдешь и сдашь его нам — мы тогда «посмотрим»,что с тобой дальше делать.Что они там «посмотрят»,если диагноз уже зафиксирован,для меня осталось загадкой.

Я ведь хотел вначале по дерматологии все пройти,а затем если по этому заболеванию вынесли бы категорию В,например,отказаться от рентгена по неврологии,потому что немного боязно отношусь к облучениям головы (за жизнь итак наделался их).

На основании вышесказанного,у меня такие вопросы:

1.Имею ли я право сейчас потребовать еще 1 акт по дерматологии или я должен вначале по неврологии пройти?Если да,то как мне добиться этого?Побаиваюсь,что акта 29 числа я так и не получу,да и вообще хотел с дерматологии начать..

2.Я так понимаю,по поводу заявлений к приобщению мед документов к делу можно уже забыть,так как и без него копии мед.документов вложили в дело?

3.В вк мне сказали перед тем как пойти в больницу,куда нужно идти с актом,нужно сходить в поликлинику и взять направление в эту больницу,а еще сдать анализы (кровь,моча,экг,флг).Мне нужно идти к неврологу за этим?

4.Я проходил рентген грудной клетки в конце этого лета по собственному желанию,результаты на руках,могу ли я уже не сдавать флг,а приложить этот ренген,который сдавал?

Зарание вам спасибо

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армиюВерховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась  
16 сентября 2020

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Читать также:  СПРАВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РФ ДЛЯ РЕБЕНКА

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Адвокат АП Г. Москвы, адвокат МКА «ВЕРДИКТЪ», основатель юридической компании «ДИГМАР ГРУПП»

Тенденции развития правоприменения по делам о банкротстве и арбитражного процессуального законодательства

30 декабря 2022

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Адвокат АП Московской области, партнер и глава практики интеллектуальной собственности юридической фирмы BIRCH LEGAL, старший преподаватель Департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ

Когда «модификация» незаконна

Право интеллектуальной собственности

Три важных обстоятельства рассмотрения споров о регистрации программ для ЭВМ, на которые указал ВС

29 декабря 2022

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

Юридическая справка о мобилизации

О призыве на военную службу и праве на отсрочку, об обязанностях и ответственности призывников и их работодателей рассказали адвокаты Московской коллегии адвокатов «РОСАР»

Временные условия выдачи справки вместо военного билета

С 21 сентября 2022 г. в России объявлена частичная мобилизация и осуществляется призыв граждан РФ на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ «Об объявлении частичной мобилизации»)).

О мобилизации – дословно, как в законе

Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации»)).

Призыв на военную службу

Призыв на военную службу по мобилизации регулирует ст. 17 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации».

Такому призыву подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.

Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу. Военнослужащие женского пола, которые имеют ребенка в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы.

Указ «Об объявлении частичной мобилизации» не устанавливает, какие граждане подлежат призыву на военную службу по мобилизации. Однако в обращении 21 сентября 2022 г. Владимир Путин сообщил, что призовут граждан из запаса Вооруженных сил РФ. Прежде всего тех, кто проходил службу в рядах ВС РФ, имеет военно-учетные специальности и опыт боевых действий. Сроки и количество граждан, на которых будет распространяться частичная мобилизация, определит Минобороны.

1. Призовут граждан из запаса Вооруженных сил РФ.

Запас ВС РФ создается из числа граждан (п. 1 ст. 52 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):

  • уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных сил РФ;
  • успешно завершивших обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших федеральные государственные образовательные организации высшего образования;
  • успешно завершивших обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;
  • не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедших альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Очередность призыва граждан зависит от разряда запаса. Таких разрядов три, и делятся они по воинским званиям и возрасту.

Очереди призывников из запаса

21 сентября 2022 г. представитель Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ контр-адмирал Владимир Цимлянский заявил: «В соответствии с российским законодательством подлежат призыву на военную службу по мобилизации граждане, имеющие воинские звания рядового и сержантского состава – в возрасте до 35 лет, младшие офицеры – до 50 лет, старшие офицеры – до 55 лет». То есть призывники первой очереди запаса.

Граждане, которые сняты с воинского учета по состоянию здоровья или по возрасту, призыву не подлежат. Предельный возраст пребывания в запасе зависит от пола и воинского звания.

Возраст снятия с воинского учета

2. Призовут тех, кто имеет военно-учетную специальность.

Военно-учетная специальность (ВУС) – это военная специальность военнослужащего и военнообязанного гражданина. ВУС имеют все мужчины, которые служат, находятся в запасе или отставке, а также некоторые женщины.

Информацию о ВУС можно посмотреть в п. 26 военного билета. Это шестизначный код с дополнительным буквенным обозначением. Первые три цифры – номер ВУС, следующие цифры – код воинской должности. Буква определяет особые признаки военной службы, например род войск.

Обязанности руководителей и ответственных работников организаций по воинскому учету сотрудников

Обязанности руководителей организаций и других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) указаны в ст. 4 Закона «О воинской обязанности и военной службе».

1. Обязанность выявлять тех, кто не состоит на воинском учете.

Лица, ответственные за воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о гражданах, которые не состоят на воинском учете, но обязаны на нем состоять.

Как понять, что работник не состоит на воинском учете?

  • Он не предоставил документы воинского учета при приеме на работу.
  • В документах стоит отметка о снятии с воинского учета.

2. Обязанность вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.

Тем работникам, которые не встали на воинский учет, хотя должны были, нужно вручить направление в военный комиссариат. Срок для этого не установлен, но рекомендуется передать направление в течение двух недель с момента выявления того факта, что работник не встал на воинский учет.

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих сотрудников. Это правило закреплено в законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и в Методических рекомендациях по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления, утвержденных Минобороны России 11 июля 2017 г.

Конкретизируем обязанности кадровика по воинскому учету.

1. Проверять документы воинского учета при приеме сотрудников на работу.

2. Вести воинский учет сотрудников.

3. Направлять сведения в военкомат:

  • списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы – в двухнедельный срок;
  • списки сотрудников, которые не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, – в двухнедельный срок с момента выявления таких сотрудников;
  • списки тех, кто на воинском учете не состоит, но обязан, – по запросам в двухнедельный срок;
  • списки граждан мужского пола в возрасте 15 и 16 лет – ежегодно в сентябре;
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году – ежегодно до 1 ноября.

4. Информировать военкомат о нарушениях воинского учета.

5. Объяснять сотрудникам их обязанности по воинскому учету.

6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете:

  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете из личных карточек со сведениями из документов воинского учета граждан и документов воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об изменениях в военные комиссариаты.

Воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»).

В целях ведения воинского учета в организации военнообязанными признаются граждане:

  • мужского пола, пребывающие в запасе (перечень таких граждан дан выше);
  • женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Организация воинского учета

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель. Он определяет состав и обязанности сотрудников, ответственных за организацию и ведение воинского учета, а затем издает об этом приказ.

Помимо приказа, необходимо разработать и предоставить в военный комиссариат:

  • план работ по организации воинского учета;
  • карточку учета организации по форме № 18. Унифицированной формы карточки в законе нет. Например, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму установленного образца;
  • отчет по форме № 6, утвержденной Постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством по согласованию с Госкомстатом СССР от 10 февраля 1989 г. № 760.

Процедуру подачи документов в военкомат нужно проводить ежегодно (п. 37 Методических рекомендаций, утв. Минобороны России 11 июля 2017 г.).

За нарушение порядка ведения воинского учета установлена административная ответственность. Размер штрафа составит:

  • от 1000 до 5000 руб., если не оповестить военкомат о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
  • от 1000 до 3000 руб., если в срок не представить в военкомат списки граждан, которых первоначально ставят на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • от 1000 до 3000 руб., если не оповестить сотрудника о вызове в военкомат и не обеспечить ему своевременную явку туда (ст. 21.2 КоАП РФ).

Налагать штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учету вправе военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ). Срок привлечения к ответственности за нарушения не превышает трех лет со дня их совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Повестка в военный комиссариат

На мероприятия, которые связаны с призывом на военную службу, военный комиссариат приглашает граждан повестками. До получения повестки призывникам не нужно обращаться в военкомат.

Исключение предусмотрено лишь для граждан, у которых в военном билете есть мобилизационное предписание. Им необходимо после объявления мобилизации прибыть в указанные в предписании место и срок без повестки и предупреждения из военкомата. Поясним: мобилизационное предписание – это вкладыш в военном билете, где прописаны номер команды на случай мобилизации, наименование и код воинской должности, воинское звание. Такое предписание означает, что гражданин находится в составе воинской команды, которую при мобилизации будут формировать в максимально короткий срок. Оно находится в военном билете в течение всего призывного срока. Действует предписание, пока его не изымут у гражданина. После этого в военном билете ставят штамп, в котором указывают дату изъятия.

Читать также:  КАК ПОЛУЧИТЬ СПРАВКУ О ЗАРПЛАТЕ ИЗ НАЛОГОВОЙ

Повестку о явке в военный комиссариат призывнику могут вручить по месту его проживания или работы. Об этом сказано в п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663):

«Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке».

Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, «оповещают граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время» (п. 29 Методических рекомендаций, утв. Минобороны России 11 июля 2017 г.).

Работодатель не несет ответственности за неявку сотрудника в военный комиссариат, если добросовестно вручил повестку под роспись. Заставить сотрудника явиться в военкомат или привлечь его к дисциплинарной ответственности за неявку работодатель не вправе.

Однако в ст. 21.2 КоАП РФ сказано: «Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».

Работник военного комиссариата может вручить повестку в любом месте, хоть во дворе, – законом это не запрещено. Главное, чтобы человек расписался при ее получении. Однако вручить повестку должны лично призывнику. Если ее передали родственнику или соседу, повестка недействительна.

Когда вручение повестки невозможно, например гражданин не живет по месту прописки, военный комиссариат направляет в органы внутренних дел письменное обращение с просьбой обеспечить явку призывника. Практика адвокатов МКА «РОСАР» показывает, что представитель военкомата может вручить повестку при задержании гражданина сотрудниками полиции.

Если вам принесли повестку, внимательно ее рассмотрите. Форма документа определена Приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета». В повестке должны быть указаны: дата и время явки; причина вызова; должностное лицо, которое вас вызывает; рабочий телефон для связи. На документе обязательно должны быть гербовая печать военного комиссариата и подпись военного комиссара.

21 сентября 2022 г. в пресс-службе военного комиссариата Москвы пояснили: «Те россияне, кто подлежит призыву и мобилизации, будут информированы об этом путем передачи повестки на бумажном носителе». В то же время в Минцифре опровергли появившуюся в социальных сетях информацию о том, что электронные повестки будут рассылаться через портал госуслуг. В ведомстве подчеркнули, что «законодательная база для этого отсутствует». Также не могут вызвать в военкомат по телефону, электронной почте или через мессенджеры – законом это не предусмотрено.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением (ст. 8 Закона «О воинской обязанности и военной службе»):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности;
  • проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женщин, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ.

Предельный возраст пребывания в запасе исключает обязанность состоять на воинском учете (см. таблицу выше).

Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас. На это указывает ч. 2 ст. 21 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации».

Представляется, что при частичной мобилизации запрещено свободное перемещение с места жительства гражданам, которые получили повестку из военкомата, и тем, у кого в военном билете есть мобилизационное предписание. Однако практика по этому вопросу пока отсутствует.

На сегодняшний день в России не введены общие ограничения на выезд за границу или перемещение между регионами страны. Также не установлены требования носить с собой военный билет и предъявлять его при проезде.

При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (ст. 21 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации»).

Право на отсрочку от призыва по мобилизации

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется (ст. 18 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации»):

  • забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ (подробнее об этом написано ниже);
  • признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья – на срок до 6 месяцев;
  • занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем. При этом должны действовать два условия: 1) они нуждаются в постоянном уходе согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы либо являются инвалидами I группы; 2) больше нет никого, кто обязан содержать их по закону;
  • опекуну или попечителю несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии тех, кто обязан содержать их по закону;
  • имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет;
  • имеющим на иждивении и воспитывающим без матери ребенка в возрасте до 16 лет;
  • гражданам женского пола, имеющим ребенка в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель;
  • имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
  • гражданам, матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;
  • членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется также гражданам, которым такое право дано указом Президента РФ.

Указом «Об объявлении частичной мобилизации» право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения возраста 27 лет предоставлено гражданам РФ, работающим в аккредитованных организациях. Но только на период работы там. Правила предоставления такого права гражданам, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 490.

Тем же указом право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации дано работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса.

Также Владимир Путин подписал Указ от 24 сентября 2022 г. № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации». Такое право получили студенты, обучающиеся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.

Кроме того, Минобороны сообщило, что к частичной мобилизации не будут привлекать специалистов IT, СМИ, связи и финансов.

Перечень категорий граждан, которых не будут привлекать к частичной мобилизации, может дополняться и уточняться.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Правилам бронирования на период мобилизации и на военное время посвящен раздел VI Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации».

Что такое бронирование и зачем оно нужно?

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

То есть, если мы говорим об организациях, бронированием граждан называют процедуру, позволяющую работодателю оставить на работе часть сотрудников, которые подлежат призыву. Это нужно, чтобы обеспечить бесперебойную работу организации. За бронирование работников в организациях отвечают руководители.

Забронированные граждане зачисляются на специальный воинский учет и освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок действия предоставленной отсрочки.

Как бронируют граждан?

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, ведется по Перечню, утвержденному Межведомственной комиссией по бронированию при муниципальном образовании, и по постановлениям Межведомственной комиссии.

По Перечню ведется бронирование работников по занимаемым ими должностям. Перечень – это нормативный документ, который включает:

  • наименования и коды видов экономической деятельности;
  • наименования и коды должностей и профессий, по которым гражданам, пребывающим в запасе, предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации и в военное время;
  • условия предоставления отсрочки;
  • приоритеты и ограничения в бронировании отдельных категорий граждан, пребывающих в запасе.

Уточнить должности, подлежащие бронированию, можно в военном комиссариате или Межведомственной комиссии.

Персональное бронирование граждан, пребывающих в запасе и не подлежащих бронированию по Перечню, осуществляется по решению Межведомственной комиссии.

В обязательном порядке подлежат бронированию сотрудники мобилизационных органов (работники, выполняющие функции мобилизационных органов) независимо от занимаемой должности, возраста, состава, звания и военно-учетной специальности.

Уклонение от мобилизации

Закон закрепляет административную и уголовную ответственность за уклонение от мобилизации.

Административное наказание за неисполнение обязанностей по воинскому учету предусматривает ст. 21.5 КоАП РФ. Так, за неявку по повестке без уважительной причины гражданину грозит предупреждение или штраф в размере от 500 до 3000 руб. Причем срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года.

Адвокаты проанализировали закон об ужесточении ответственности за преступления против военной службыСогласно поправкам устанавливается уголовная ответственность за мародерство и добровольную сдачу в плен, а также ужесточается ответственность за ряд воинских преступлений в период военного положения или мобилизации21 сентября 2022

Статья 328 УК РФ регулирует ответственность за уклонение от прохождения военной службы.

Чтобы в этом разобраться, обратимся к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»:

«Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта РФ) для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины».

Наказанием за такое преступление станет: либо штраф – 200 000 руб. или в размере дохода за 18 месяцев, либо принудительные работы на 2 года, либо 6 месяцев ареста, либо 2 года лишения свободы.

После внесения изменений в п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ отягчающим обстоятельством будет совершение преступления в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.

Представляется, что в условиях мобилизации суды будут назначать уклонистам более суровые наказания.

Рекомендации призывникам

1. Помните, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ и входят в состав военных округов (Северного флота). Мы настоятельно рекомендуем выполнять законные требования сотрудников военных комиссариатов, правоохранительных, следственных или иных управомоченных органов. Соблюдайте нормы приличия, не допускайте использования ненормативной лексики и агрессивного поведения.

2. Решите семейные вопросы, в том числе о содержании и месте проживания детей, супруги, родителей и других близких.

3. Определите, кто из родственников, друзей или коллег сможет стать вашим доверенным лицом. Этот человек будет представлять ваши интересы по бытовым, рабочим, имущественным и другим вопросам, взаимодействовать с должностными и иными лицами.

При необходимости составьте и заверьте у нотариуса доверенность. Она может касаться семейных вопросов и вопросов, связанных с трудовой или предпринимательской деятельностью, с распоряжением имуществом, в том числе денежными средствами на счетах в банках, и т.д.

4. Уделите внимание своему здоровью – пройдите медицинское обследование и подлечитесь. Посетите стоматолога, подумайте об общеукрепляющих курсах, о профилактических прививках и т.д.

5. Подготовьтесь к призыву морально и физически. Соберите одежду с учетом времени года и вещи, которые разрешено иметь военнослужащим. Не забудьте о рецептах и лекарствах, если вам назначено их применение.

6. Если вы считаете, что ваши права нарушают, воспользуйтесь конституционным правом на получение квалифицированной юридической помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *