Vseuroki.pro

Browser

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

Vseuroki.pro

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.

Схема анализа гимнастики после сна

Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:

Образец схемы анализа

Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

(21 голос, среднее: 4.5 из 5)

Значение гимнастики после пробуждения для дошкольников 4–5 лет

Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна, бодрящая гимнастика) — это подборка упражнений под негромкую музыку и рифмовки, которая помогает организовать переход ребят от состояния сна к бодрствованию. В работе с детьми средней группы упражнения для пробуждения могут организовываться в сюжетный комплекс, где задачи формулируются от лица сказочного персонажа (игрушки). Физические нагрузки в комплексе группируются таким образом, чтобы в наборе были задания:

Vseuroki.pro

На выполнение одного комплекса в среднем уходит 5–7 минут. При рассмотрении сути понятия гимнастики после сна стоит обратить внимание также и на общую образовательную стратегию ДОУ: если детский сад работает по системе закаливания, то комплекс для пробуждения проводится на свежем воздухе или при открытых окнах в любую погоду.

Цели и задачи проведения гимнастики после сна в средней группе ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья маленьких воспитанников является стратегической целью образовательной концепции учебно-воспитательной деятельности в детском саду. В этом контексте миссия проведения комплекса упражнений после сна заключается в:

Для реализации поставленных целей необходимо систематическое решение таких задач, как:

Воспитателю необходимо следить за качеством выполнения движений малышами: в зарядке после дневного сна не должно быть резких движений. В противном случае возможны растяжения мышц, а также головокружение и перевозбуждение. Как и во второй младшей группе, акцентными элементами гимнастики после сна для детей 4–5 лет являются:

Vseuroki.pro

Потягивания, ходьба, дыхательные упражнения составляют основу бодрящей гимнастики

Виды бодрящей гимнастики

В средней группе детского сада практикуется выполнение следующих видов комплексов после сна:

Отдельно стоит сказать о комплексах в стихах: обычно в такие блоки включаются элементы гимнастики разных видов.

Требования к проведению

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены правила проведения бодрящей гимнастики:

Vseuroki.pro

В летний период выполнение части упражнений можно перенести на улицу

Методика проведения бодрящей гимнастики в средней группе

Как правило, педагоги ДОУ при составлении комплексов упражнений после сна руководствуются принципом охвата всех целей и задач выполнения гимнастики. Однако на практике в связи с необходимостью уложиться во временные рамки и при этом отработать то или иное действие получается, что в планирование включаются наборы упражнений на решение 2–3 конкретных задач. Например, самомассаж и профилактика плоскостопия или комплекс спортивных игр, дыхательные упражнения и пр. В средней группе на отработку одного комплекса отводится около 2 недель, соответственно, в месяц ребята осваивают 2 блока упражнений бодрящей гимнастики.

Vseuroki.pro

В месяц воспитанники средней группы осваивают два комплекса упражнений

Пример составления комплексов гимнастики пробуждения (фрагмент)

Как отмечалось выше, на проведение бодрящей гимнастики отводится 5–7 минут. Работа распределяется между тремя этапами:

Примерный хронометраж гимнастики после сна

Vseuroki.pro

В хронометраж заключительного этапа бодрящей гимнастики не включается процесс одевания

Пример конспекта гимнастики пробуждения в средней группе (фрагмент)

The web server reported a bad gateway error.

Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

Читать также:  Форма справки из банка для пенсионного фонда

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:

Достижению целей, на которые направлена гимнастика после сна, способствует сочетание 2–3 видов упражнений. При этом обычно комплекс объединяется единым сюжетом, то есть физическая нагрузка приобретает игровую форму. Смена комплексов проводится раз в месяц.

Картотека гимнастики пробуждения для старшей группы

Блок активных упражнений в прохладное время года выполняется в помещении на массажных ковриках. Эти тренажёры можно изготовить самостоятельно.

Можно сделать коврик из плёнки с пузырьками, которую используют для перевозки техники. Но менять такие тренажёры придётся часто, так как упаковочный целлофан быстро выходит из строя.

Vseuroki.pro

Сделать массажный коврик можно своими руками

Гимнастика после сна в старшей группе (упражнения на коврике)

Для поддержания интереса и сохранения эмоционального настроя следует придерживаться временных рамок выполнения каждого блока.

Задания комбинируются с учётом того, что вся гимнастика длится до 7 минут.

Конспект занятия «Гимнастика после сна в старшей группе с элементами массажа спины» (фрагменты), автор Ирина Гадяцкая

Vseuroki.pro

Сон — важный этап режима дня, необходимый для полноценного физического и эмоционального развития ребёнка. Не менее важен и правильный переход от состояния покоя к бодрствованию. Тем более для детей средней группы (4–5 лет), которым ещё непросто даётся такое переключение. С этой целью в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляется практика проведения гимнастики после сна. Для её организации воспитатель должен не только учитывать психолого-педагогические тонкости выбора комбинации физических упражнений, но и методические приёмы работы с малышами.

What can I do?

Please try again in a few minutes.

Суть понятия

Гимнастика после сна или бодрящая гимнастика — комплекс упражнений, который помогает детям плавно перейти от состояния покоя к бодрствованию.

Физические нагрузки для старшей группы (5–6 лет) группируются так, чтобы в наборе были задания:

На выполнение гимнастики в старшей группе в среднем уходит 5–7 минут.

Нужно сказать, что выбор упражнений в составе комплекса зависит и от общей стратегии образовательного процесса в конкретном детском саду. Так, если в дошкольном детском учреждении практикуются группы закаливания, то большая часть заданий в любое время года выполняется малышами на улице.

Vseuroki.pro

На переход от сна к бодрствованию у детей всего несколько минут

К основным направлениям работы с детьми в детском саду относится сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим выделяются следующие цели бодрящей гимнастики:

Особенностью выполнения упражнений после сна является отсутствие резких движений — во избежание растяжения мышц или возникновения головокружения у детей.

Задачами выполнения упражнений после дневного сна является:

Приёмы гимнастики после сна

Для реализации поставленных целей и задач педагог использует специальные приёмы, комбинируя их в разных сочетаниях в том или ином виде:

Для средней, старшей и подготовительной групп дыхательные упражнения имеют особое значение, поскольку помогают исправить дефекты звукопроизнесения.

Виды заданий

В комплекс упражнений, выполняемых после сна и направленных на общее укрепление организма, могут быть включены:

Однако, как уже было сказано, в некоторых детских садах практикуются специальные группы, направленные на коррекцию тех или иных нарушений в здоровье малыша. В этом случае бодрящая гимнастика разрабатывается в таком же контексте. Например, для групп ребят с нарушениями зрения в комплекс упражнений включается гимнастика для глаз и работа с тренажёрами для восстановления остроты зрения.

Анализ проведения бодрящей гимнастики со средними дошкольниками

Мониторинг проведения упражнений после сна проводится:

Диагностика осуществляется как методистами, коллегами воспитателя, так и самим педагогом для выявления недочётов при выполнении упражнений. В обоих случаях схема анализа будет одинаковой.

Vseuroki.pro

При проведении анализа учитываются физические возможности детей и уровень методической грамотности педагога

Перед анализом непосредственно содержания блока упражнений, необходимо указать:

Анализ содержания комплекса упражнений после сна

Гимнастика после сна имеет большое значение не только для общефизического развития детей, но и для создания положительного эмоционального фона. В средней группе фактор настроения играет существенную роль для успешного проявления детей в той или иной учебно-воспитательной деятельности. К тому же многие малыши после пробуждения начинают ещё сильнее скучать по маме, а весёлые упражнения под спокойную музыку помогают отвлечься от переживаний. Учитывая масштабность решаемых задач, педагогу следует тщательно продумывать и структуру, и содержание бодрящей гимнастики.

Читать также:  Как получить компенсацию за детский сад

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Vseuroki.pro

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Картотека упражнений после сна

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Vseuroki.pro

Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку

Гимнастика после пробуждения (средняя группа)

Vseuroki.pro

Значение сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка огромно. Отдых в послеобеденное время помогает малышу восстановить силы для новых свершений. Однако необходимо правильно организовать пробуждение, ведь от того, как проснётся ребёнок, зависит его настроение во второй половине дня. Вот почему методическая организация пробуждения играет важную роль в образовательном процессе детского сада.

Гимнастика после сна в детском саду

Vseuroki.pro

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Приёмы проведения гимнастики после сна в средней группе ДОУ

Организация работы с упражнениями бодрящей гимнастики опирается на все виды методических приёмов, традиционно используемых в образовательном процессе ДОУ.

Группа словесных приёмов

Спокойная, размеренная речь взрослого способствует созданию эмоционально положительной атмосферы пробуждения. К тому же ребята в 4–5 лет, освоив звуковой и грамматический строй языка, активно формируют собственный речевой образ, опираясь на те образцы, которые их окружают, то есть родителей, педагогов детского сада. То есть слово воспитателя выполняет учебную, развивающую и воспитательную функции, тем самым выдвигая словесные приёмы работы на лидирующие позиции среди остальных способов организации взаимодействия с детьми.

Объяснение

Задания комплексов упражнений после сна не отличаются замысловатостью, однако всё равно выполнение каждого движения нужно чётко разъяснить дошкольникам. Для этого используются короткие простые предложения, носящие характер инструкции: «Подняли правую ножку», «Колени не сгибаем» и т. д.

Загадки

Этот словесный приём обычно используется в качестве средства мотивировать ребят на ту или иную деятельность. Но в бодрящей гимнастике особая специфика: дети с её помощью мотивируются на дальнейшую активность, к тому же после сна у малышей низкий уровень концентрации внимания. Настроить ребят на выполнение физических упражнений можно при помощи воздействия на эмоциональную сферу, например, с помощью прослушивания музыкальных зарисовок. А загадки оставить в качестве приёма для подведения итогов работы.

В своей практике после проведения комплекса, включающего самомассаж мячиками, на заключительном этапе работы я предлагаю отгадать такие загадки:

Vseuroki.pro

Загадки могут предварять выполнение упражнения

Стихотворения

Этот словесный приём традиционно применяется для мотивации, отлично вписывается в начальный этап проведения бодрящей гимнастики, то есть собственно пробуждение детей. Рифмовки должны быть короткими, с чётким ритмом.

Читать также:  Адрес и телефон "Леруа Мерлен Сокольники" в Москве

В работе с детьми средней группы я использую такие:

Как и комплексы для утренней зарядки, упражнения после сна также могут быть в стихотворной форме. Но проводить такую гимнастику уместно тогда, когда все ребята проснулись, то есть могут одновременно включиться в работу.

Примеры бодрящей гимнастики в стихах для средней группы

Vseuroki.pro

В процессе выполнения гимнастики ребята могут изображать мишку, бабочку, самолёт и др

Сказки

Дети любят засыпать под сказку — это аксиома. На своём опыте я убедилась, что интересные сюжеты можно отлично вписать и в комплекс заданий на пробуждение. Правда, не стоит перегружать сюжет вопросами по содержанию после прослушивания: 1–2 задания репродуктивного характера будет достаточно. Дело в том, что малыши включаются в суть повествования в зависимости от того, как быстро они выходят из состояния сна, к тому же время перехода от сна к бодрствованию ограничено, а нужно ещё успеть выполнить упражнения. Именно поэтому не стоит выбирать длинные сказки. Одной из самых любимых у моих воспитанников является история про разноцветных человечков. «В одном детском саду однажды приключилась таинственная история. Дети, проснувшись, не смогли найти свои любимые игрушки. Зато увидели оранжевую дверцу возле шкафа с игрушками. Мальчик Ваня открыл её и зашёл, а там его встретила синяя птичка. Когда Ваня рассказал ей о том, что дети не могут после сна найти свои игрушки, Птичка объяснила, что любимых мишек и кукол забирают разноцветные человечки. Дело в том, что когда ребята спят, их сны в виде маленьких гномиков разного цвета, живущих в стране Спляндии, чтобы не скучать, берут игрушки. А когда дети просыпаются, то человечки возвращают кукол на место. Но если малыши спят долго, просыпаться не хотят, разноцветные человечки начинают капризничать и отказываются возвращать игрушки. Вот почему важно вовремя заснуть, чтобы дать возможность гномикам поиграть, а детям в это время посмотреть цветные сны, и вовремя проснуться, чтобы получить свои игрушки обратно. Понял Ваня, в чём дело, вернулся через оранжевую дверь обратно и рассказал ребятам, как было дело. С тех пор малыши быстро засыпают и, не капризничая, быстро и легко просыпаются». После прослушивания сказки ребятам можно предложить ответить на такие вопросы:

Рассказывание можно заменить чтением.

Vseuroki.pro

Сказка помогает организовать малышей, привлечь их внимание к выполнению упражнений

Гимнастика после сна на английском языке

В дошкольном возрасте зрение является ведущим каналом восприятия мира. Поэтому применение наглядных приёмов в организации любого вида деятельности является обязательным условием успешного образовательного процесса. Для проведения гимнастики после сна используются такие виды наглядности, как:

Разминка с подушкой

Эти способы взаимодействия с детьми подразумевают материализацию того или иного учебно-воспитательного материала. Относительно гимнастики после сна это будут:

Кроме повторения движений гимнастики, остальные практические приёмы реализуются не в момент её проведения, а в течение остатка дня. Обычно такие задания даются воспитанникам в качестве самостоятельной работы.

Vseuroki.pro

Задания практического характера помогают ребятам запомнить, какие упражнения они выполняли

Игровые приёмы

Поскольку игра — основной вид деятельности дошкольников, без приёмов, основанных на выполнении игровых действий, не обойтись. Применительно к гимнастике после сна игра используется в качестве формы проведения упражнений. Игры обычно либо начинают комплекс, то есть проводятся, когда малыши ещё лежат в кроватях, либо завершают блок заданий.

Примеры игр для бодрящей гимнастики в средней группе

Любой структурный элемент образовательной программы детского сада регулярно анализируется. Что касается мониторинга гимнастики после сна, то он необходим для того, чтобы составить общее впечатление об эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также для того, чтобы оценить эмоциональный фон в группе. Схема анализа гимнастики разрабатывается методическим коллективом дошкольного учреждения с учётом специализации группы. Проводится такая работа ежемесячно, так как обычно комплекс разрабатывается на две недели-месяц. В начале аналитического отчёта указываются:

Vseuroki.pro

Мониторинг методики бодрящей гимнастики необходим для определения эффективности использования тех или иных приёмов

Образец схемы анализа бодрящей гимнастики

Распорядок дня напрямую влияет на жизнедеятельность ребёнка. Сон как режимный элемент структуры образовательного процесса в детском саду очень важен для здоровья малышей. Методика проведения гимнастики после дневного сна включает разработку комплекса упражнений, направленного на активизацию работы всех групп мышц, повышение настроения ребят, а также на создание оптимальных условий для продуктивного продолжения дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *