«Работа классных руководителей, воспитателей 1-9 классов по гражданско-патриотическому воспитанию. Оценка эффективности деятельности классных руководителей, воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию»

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

Еланского
муниципального района Волгоградской области

Доклад на тему

«Духовно-нравственное
воспитание в работе классного руководителя»

Иванцова Т. И.

У педагога есть трудная, но очень важная миссия — быть
классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской
работе, другие — наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта
деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное
звено в школе — это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе,
формируются социальные отношения между детьми. Организатором деятельности
учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный
руководитель.

Приоритетным направлением в воспитательной работе
считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Оно помогает
вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим
детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на
благо Родины.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем
духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах
помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы
нравственности. Формирование нравственных понятий — это
очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя,
систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым,
умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе
зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Что же делать?
Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений
о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять
себя, не найти свое призвание.

Конечно же, общее образование детям даёт школа, но
развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному
воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания,
которые дети приобретают на внеурочных занятиях, классных часах  информируют их
о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях
нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей,
формируют терпимость и учат взаимопониманию.

В своей работе использую коммуникативные, исследовательские
и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций,
взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся
познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую,
любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.

Я считаю, что важным средством воспитания духовной
культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных
жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание,
нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

Часто использую  психологические тренинги.
Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» — позволяет взглянуть на свои
поступки со стороны.

Занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили» формирует
чувство ответственности за жизнь и здоровье  животных, живущих в доме.
Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу
ребёнка, я использовала рассказы на этические темы, например «Жестокий урок»,
«Слепая лошадь». Цель этих рассказов — обогащать нравственный опыт ребёнка
опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении
темы.

Огромные возможности для реализации духовно –
нравственного воспитания дают занятия «Я – гражданин России». Решая
нравственные задачи, ребята развивают в себе способность к общепринятому
поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в
проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного
сообщества. Таким образом, воспитание активных граждан начинается с начальной
школы, примером тому могут служить классные часы: «Государственные символы
России»,  «Моя малая родина», «Права ребенка – ваши права», «Мир –
высшая ценность»

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания
является экологическое воспитание, охрана природы. Провели занятие «Природа
родного края», где дети получили много интересной и познавательной информации
об окружающей их природе (растениях и животных). Важно детям знать, какие
растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое
значение для человека имеет  тот или иной вид растения или животного? Как
и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети
находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они
начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека.

На внеурочных занятиях, посвящённых работе
с портфолио, одним из разделов была тема «Моя Родина – Россия». Все обучающиеся
были включены в работу (сделали мини — проект). В ходе проекта дети изучили
государственные символы, познакомились более подробно со столицей, с основными
достопримечательностями Москвы. Итогом проекта стал классный час «Мы – граждане
России». Дальше работа была продолжена по исследованию своей малой родины, по
изучению прав и обязанностей школьников. Были проведены заочные экскурсии,
посвящённые «Дню матери», мероприятия «День защитника Отечества», «День Победы»
и др. В ходе этой работы у ребят воспитывалось уважение к Родине, стремление
быть похожими на выдающихся людей, желание делать добрые и полезные дела.

классный
час, посвященный Дню семьи «Дом моей мечты». Семья
— это источник нравственности. Упор был сделан на жизненный опыт учеников. Тема
им близка и понятна, и как следствие, интересна. В рамках этого классного часа
были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры: положительное
отношение к семье, как основе российского общества; уважительное отношение к
родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим; представления
о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.

интеллектуальное
направление, стремлюсь не только к усвоению программного материала, но и расширению общего кругозора, формированию и
развитию духовно-нравственных ценностей. таких качеств личности
школьников как  любознательность, инициативность, трудолюбие, воли,
настойчивость, Дети
с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах, учатся
работать с компьютером. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека
будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной
связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители
снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего
ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  К сожалению,
современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной
некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не
знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями
учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать
рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.

И еще хочется сказать о воспитании
духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут
эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского
поведения для ученика. Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать
таким мир вокруг себя.

«Школа-интернат
для детей с ОВЗ»

Городского округа
Шатура  Московской области

«Опыт работы классных  руководителей
  по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с ОВЗ»

возраст –  12-16 лет

срок реализации 5 лет

Шамова Наталья Николаевна

Духовно-нравственное воспитание – один
из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением  и
претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В
системе образования – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся.

Что же такое духовность? Понятие
«духовность» не имеет единого толкования, и различные мыслители определяли его по-разному.
«Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и
интеллектуальных интересов над материальными». (По С.И. Ожегову)

В настоящее время, когда на улице и
дома, с экранов телевидения и Интернет  ресурсов  на  наших  детей и подростков
льется поток непристойных выражений, иногда откровенных нецензурных
высказываний, мы как  педагоги должны защитить неокрепшие души детей.
Современная школа является «очагом культуры и просвещения» подрастающего
поколения. В школе ребенок познает культуру поведения, морально-нравственные
ценности, которые, к сожалению, в современных реалиях очень сильно искажаются,
а иногда на первое место выходят материальные ценности.

этого важного вопроса определяется тем, что одной из главных задач образования
в настоящее время является освоение школьниками общественной морали, патриотического
воспитания, освоение духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень
воспитанности человека отражается на его поведении. Повсеместная
компьютеризация, использование сети Интернет, владение новой техникой сегодня
вытесняют духовно-ценностное измерение, способствует формированию новых
нравственных установок в среде обучающихся, поэтому школьники практически
перестали читать произведения русской классической литературы, которые как раз
призваны воспитывать в людях духовность и нравственность. Произведения школьной
программы изучают в сокращенном  или искаженном электронном варианте. Среди
молодежи успешно внедрилась «новая форма» общения — переписка через Интернет и
по мобильному телефону.  При общепризнанной загруженности обучающихся компьютер
занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном
случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, утилизации его
сознания, невосприятию культурного фона, к низкому уровню общекультурной
подготовки,  снижению грамотности.

Читать также:  Заявление на предоставление справки о доходах в соцзащиту

Духовно-нравственное воспитание молодых
— очень сложный и деликатный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся,
направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее
ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и
базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями»
понимаются основополагающие  в отношениях людей друг к другу, к семье и
обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование у ребенка таких
нравственных чувств, как совесть,  долг, вера, ответственность,
гражданственность, патриотизм, на воспитание таких качеств, как терпение,
милосердие, незлобивость, способность различать добро и зло, готовность к преодолению
жизненных испытаний и служению людям и Отечеству, проявлению  духовной
рассудительности, послушания, доброй воли. Для того, чтобы воспитать в ребенке
нравственность и адекватное отношение к религии, одних бесед недостаточно.
Духовно-нравственное воспитание школьников должно базироваться, прежде всего,
на наглядности. Особенно это касается воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья. Поэтому классные руководители постоянно проводят разнообразную
работу, вовлекая в них не только школьников, но и их родителей, общественность,
духовенство.

Новизна опыта и практическая значимость духовно-нравственного
воспитания заключается в том, что педагогические условия обеспечивают
эффективность учебной и воспитательной деятельности обучающихся, способствуют
раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств детей и подростков, а именно,
ответственности, самостоятельности, доброжелательности, милосердию.

В своей работе классный  руководитель 
использует разные подходы и проводит различные мероприятия, чтобы воспитать в
ребенке нравственность и  духовную культуру. Дело это очень непростое и сугубо
индивидуальное, так как среди обучающихся и их родителей встречаются люди
разных вероисповеданий, есть и ярые атеисты.  Классный руководитель не должен 
оскорбить чьи-то чувства, задеть чьи-то интересы в своей воспитательной работе,
поэтому при подготовке различных мероприятий необходимо продумать каждое слово,
каждый шаг, причем не только свой, но и всех участников этого мероприятия.

Ребенок, а затем и взрослый,  не знающий
своей истории, своей культуры,  своих корней не может быть полноценным
гражданином своей страны, своего города или села. Поэтому перед классным
руководителем встаёт одна из главных задач — постараться показать обучающимся
ориентиры, которые в дальнейшем помогут стать каждому  ребенку личностью. Именно
 с взрослением идёт формирование его нравственного опыта, понимание слов «можно»
и «нельзя», умение поступать согласно тому, как учат в школе и семье. Говоря о
духовно-нравственном воспитании, нельзя не обратить внимания на его глубинную
связь с истоками православной веры, с историей нашего народа. Одна из важнейших
связей человека с окружающим миром — связь с родной землей. Без нее самый
широкий системный подход будет неполным. Есть хорошая поговорка: «Что русскому
здорово, то немцу — смерть». Когда мы говорим о человеческой душе и ее
воспитании, то совершенно очевидно, что педагогические рецепты могут
вырабатываться, только исходя из национального многовекового опыта.

Необходимое звено в процессе
духовно-нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого —
сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества,
которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм
прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует
формированию моральных оценок и поступков. Эффективность духовно-нравственного
воспитания школьников возможна при создании педагогических условий:
мотивационной, содержательной, операционной.

Цель нашей работы как классных
руководителей и учителей-предметников —  формирование  духовно-нравственных 
качеств личности в условиях школы-интерната для детей с ограниченными
возможностями здоровья и успешной интеграции их в общество.

Для достижения  цели нами были  поставлены
следующие задачи:

Становление 
традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной
бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении
к членам своей семьи.

Оказание
помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на
основе понимания сущности устоев православной культуры, путей
духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и
обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

Освоение
национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания,
национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим
народам и их культуре

Воспитание
достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и
самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, 
развитие ее материальной и духовной культуры.

Воспитание
уважения к нравственным нормам христианской морали. Побуждение к добрым делам.

Воспитательная работа с обучающимися  по
духовно-нравственному воспитанию   классным руководителем осуществляется при
помощи  самых разнообразных форм. Выбор этих форм  определяется многими
аспектами, среди которых ведущими являются возраст обучающихся,  психологические 
особенности классного коллектива, профессиональные умения педагога.

Работа в классах, где мы являемся
классными руководителями, показала необходимость проведения занятий по
духовно-нравственному воспитанию с обучающимися. Возраст обучающихся 8 классов  находится
в такой фазе, когда  подросткам необходимо не только теоретическое знание
моральных и нравственных принципов, по которым живёт общество, но необходимо
прививать практические навыки применения теоретических знаний, т.е. чтобы теоретические
знания вошли в зону «актуального развития» (по Л.С. Выгодскому).

Основными мероприятиями по
духовно-нравственному воспитанию обучающихся в наших классах являются деловые и
ролевые игры, конкурсы, экскурсии, концерты, выставки, просмотры фильмов,
встречи с представителями церкви и интересными людьми, празднование именин,
анкетирование и  проведение светских и религиозных праздников. Во всех этих
мероприятиях дети являются активными участниками  (с огромным удовольствием), а
не пассивными зрителями.

Только благодаря подобным
мероприятиям, воспитывающим нравственность и духовность, обучающимся будет
легче понимать и воспринимать реальность, а также делать попытки изменить ее к
лучшему.

Работа по духовно-нравственному воспитанию
в классах ведется по следующим направлениям:

Данное направление
включает в себя знакомство  с  православной  культурой русского народа.
Проводятся занятия для обучающихся: «Православные праздник. Покров пресвятой
Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Праздник праздников — Пасха».
На мероприятиях ребята узнают историю возникновения праздников, знакомятся с тем,
как эти праздники отмечали раньше, внимательно изучают лики святых старцев,
изображенных на  иконах. Все это способствует уважительному отношению к 
традициям  и обычаям своего народа. Ежегодно в декабре наши обучающиеся
совместно с инспекторами ГИБДД и Благочинием Шатурского района участвуют в
Панихиде по  погибшим в дорожно-транспортных происшествиях. Организовывая экскурсии
в местный краеведческий музей, мы преследуем цель познакомить обучающихся с
историей своего края, знаменитыми людьми города и района, чтобы ребята
чувствовали гордость за свою малую родину и преумножали богатства нашего края,
которые исчисляются не столько природными ископаемыми и промышленным
производством, сколько, главным образом, достойными людьми, ряды которых они
могут со временем пополнить. Здесь, в музее, обучающиеся на наглядном примере
знакомятся с укладом и бытом наших предков, проживающих когда-то в наших краях,
с местными традициями.

Кроме того мы не
забываем хорошие традиции советского времени и стараемся привить их нашим
ребятам. Например, возложение венков и цветов к памятникам павшим воинам в
Великой Отечественной войне,  участие в субботниках по уборке городской территории,
помощь людям пожилого возраста.

Большую
 роль в  становлении социально-активной личности  играет создание «ситуации
успеха» для каждого подростка, где он самостоятельно может проявить свои самые
лучшие качества.  Если ребёнок решает проблемы успешно без посторонней помощи
или эта помощь незначительна, то его самооценка и вера в себя повышается. От
уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит,
признание его окружающими, его успех. Без самоуважения нет уважения. Этому 
способствует проведение  социально-значимых акций: «Ладошка доброты», где
вместе с сотрудниками ГИБДД дети вручают символическую ладошку с добрыми 
пожеланиями водителям и пешеходам, «Здоровье, твоё богатство», «Сдай макулатуру
— спаси дерево», «Вахта добрых дел», «Письмо ветерану», «Птица Победы», «Поможем 
птицам зимой», операция «Чистый двор» и другие.

Формирование
здорового образа жизни. Для
становления  активной  личности необходимо физическое и психическое здоровье,
которое  укрепляем и приумножаем, участвуя в «Весёлой зарядке», «Весёлых
стартах», спортивных соревнованиях, играх «Безопасное лето» и «Безопасное
колесо». Участвуем в классных и общешкольных акциях «Мы против наркотиков»,
«Нет табаку». Пропагандируем здоровый образ жизни среди родительской
общественности, так как совместные  мероприятия благоприятно сказываются на
всех участниках образовательного процесса.

Читать также:  МФЦ ОБЩИЙ ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Без художественного слова не обходится ни
одно мероприятие. Это направление  помогает на примере художественных произведений
и литературных героев сформировать  положительные качества личности. Литературные
произведения — это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных
повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах
печатных литературных произведений разных жанров   народов  нашей страны и
писателей зарубежных стран. На развивающих занятиях   мы стараемся   помочь
обучающимся  понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях
русской и зарубежной литературы и устном творчестве народов разных стран.
Ежегодно принимаем   участие  в  конкурсе «Живая классика», а так же  в конкурсе 
«Эра фантастики». Проводим литературные викторины, помогающие лучше понять
произведения русской классики и воспринять духовность и нравственность, которые
в  этих произведениях заключены. Используем в своей работе и игровые формы.
Например, проводим КВН, конкурс «Своя игра» на темы русских народных сказок,
загадок, песен.

Этой работой  подтверждается 
сама цель нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский:
«Если человека учат добру — то  в результате  он будет  делать добро». Только
учить надо системно, постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах в
урочное и внеурочное время, на классных часах,  на уроках письма и чтения, с
учётом  индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В  работе с классным коллективом
используются такие технологи , как: педагогика сотрудничества ( автор Ш.А.
Амонашвилли), коллективно-творческое дело (автор П.И. Иванов), игровые 
технологии ( автор Н.Е. Щуркова), которые  оказывают  положительную  динамику 
в  работе.

От  педагога  в школе зависит, будет ли жизнь детей радостной, содержательной.
Он может укрепить или  уничтожить веру ребенка в доброту людей, в свои силы.
Хороший  классный руководитель – это олицетворение справедливости, защита. Это
пример для подражания. И очень важно, каков будет этот пример для подражания,
так как в силу своих особенностей, качеств личности у проблемного ребенка
формируются  данные качества с помощью опоры на положительный пример.
Внеклассная работа по формированию духовно-нравственного воспитанию  должна
способствовать развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию
знаний, умений и навыков. Педагогически организационное взаимодействие старших
и младших создаёт широкие возможности для освоения обучающимися культурных
ценностей, различных социальных ролей, преобразования имеющегося опыта старших
и обогащения, развития опыта младших детей.

Аналитическая справка по итогам
контроля:

«Работа классных руководителей,
воспитателей 1-9 классов по гражданско-патриотическому воспитанию. Оценка
эффективности деятельности классных руководителей, воспитателей по
гражданско-патриотическому воспитанию».

Справка составлена на основе
результатов наблюдения, анализа планов воспитательной работы, посещения часов
общения, собеседования с классными руководителями и учащимися классных
коллективов.

Сроки проверки: 3
неделя, февраль

роверка
соответствия намеченных и проведенных мероприятий по гражданско-патриотическому
воспитанию в плане воспитательной работы;

Анализ деятельности классных руководителей 1-9 классов по
гражданско-патриотическому воспитанию и оценка эффективности этой деятельности
по результатам мониторинга.

Основные методы проверки:

-посещение часов общения
(классных часов)

-контроль качества
проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию;

-собеседование с классными
руководителями.

Митрошина Л.В., 
заместитель директора по ВР;

Бабищевич
Н.В., старшая вожатая

Походеева
Л.А., руководитель МО воспитателей

В период февраля месяца 2022 года  группой
контроля в составе  Митрошиной Л.В. ,
заместитель директора по ВР; Вабищевич Н.В., старшей  вожатой, Походеевой Л.А., руководителя  МО воспитателей была
проанализирована деятельность классных руководителей, воспитателей  по
гражданско-патриотическому воспитанию.

Классные руководители,
воспитатели 1-9 классов осуществляют организацию согласно пунктам действующей в
ОУ программы гражданско-патриотического,  ориентированной  на учащихся, коллектив
педагогов и родителей обучающихся школы. При разработке программы учитывался
опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная
ситуация и тенденции развития школы.

Гражданско-патриотическое и правовое
воспитание в ОУ – это система воспитания и обучения, ориентированное на
формирование совокупности гражданских свойств личности. Целью
гражданско-патриотического воспитания в ОУ является актуализация
патриотического воспитания граждан, гражданского долга, бережного отношения к
историческому наследию, воспитание правового сознания, уважения к нормам
коллективной жизни и правам человека; задачами — Формирование патриотических
чувств и сознание юных граждан; Реализация проектов интернационального и
межкультурного воспитания; Формирование толерантного сознания; Создать условия
для усвоения школьниками основных ценностей и понятий гражданского общества;
Изучить нормы общественной жизни, законы, её регулирующие, и деятельность
общественных институтов; познакомить с нравственными и правовыми нормами,
регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом; Развить у учащихся
социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и
в социально значимых акциях; воспитать качества гражданина-патриота,
ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного
достоинства; Расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру
и гражданскую грамотность; познакомить учащихся с выдающимися гражданами России
и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей; Формировать
представление об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой
Родине; Формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине,
готовности служить Отечеству; Воспитывать уважения к национальным традициям
своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным
богатствам родного края; Создавать благоприятные условия для сохранения и
укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в
здоровом образе жизни; Развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие
ценности.

Среди основополагающих принципов
гражданско-патриотическое воспитания выделяются: Принцип ориентации на нравственные
отношения в коллективе; Принцип личностной ориентации нравственного
воспитания; Принцип комплексного подхода к нравственному воспитанию;
Принцип культурно – исторического контекста воспитания; Принцип системности,
преемственности и непрерывности в развитии возможностей, способностей и
качеств каждой личности с учетом особенностей её различных категорий; Принцип учёта
региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей; Принцип доверия
и поддержки; Принцип партнёрства.

При планировании работы классными
руководителями, воспитателями учитываются традиционные общешкольные, районные,
областные и всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и
государственными датами. Организация деятельности классных руководителей,
воспитателей по гражданско-патриотическому воспитанию основывается на принципах
и строится по следующим направлениям: духовно-нравственное направление, культурно-историческое
направление, гражданско-правовое направление, военно-патриотическое
направление.  Все эти направления взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Комплекс мероприятий предусматривает их воплощение в
жизнь через определенные формы взаимодействия педагогов и учащихся в
рамках Программы.

Группой контроля был проведен
анализ деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию каждого классного
руководителя, воспитателя.

В формировании и развитии личности
обучающихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию,
которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего
поколения.

Целью
гражданско-патриотического воспитания является развитие у обучающихся активной
гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных   и  
социальных   ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших
поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Основными задачами данного направления являются:

-формирование у учащихся чувства
патриотизма, любви к своей стране, к

своей малой Родине, к своему учебному
заведению.

-формирование общечеловеческих ценностей;

-воспитание у учащихся чувства
сострадания, толерантности;

-профилактика экстремизма, терроризма и
ксенофобии;

-проведение мероприятий и акций
гражданско-патриотической направленности;

-осуществление гражданской деятельности;

Кроме общешкольных мероприятий, в классах и группах проводятся
классные часы и часы общения по воспитанию нравственной и гражданской позиции.
Эти мероприятия обязательно включены в план воспитательной работы в классах и
группах воспитанников. Традиционными стали Линейка Памяти, посвященная Дню
памяти детей Беслана; классные часы (день солидарности в борьбе с терроризмом,
урок памяти Нюрнбергского процесса, международный День мира «Путешествие в
страну толерантности, «Толерантность-ответ экстремизму», «Мой ровесник с
ограниченными возможностями здоровья», «Другой не значит плохой», «День полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады (21.01.1944г.)», «О судебном
процессе, о признании геноцида мирного населения РО в годы ВОВ», «День
воссоединения Крыма с Россией», «Космос это мы», «День космонавтики». Ведется
большая работа по воспитанию гражданской позиции: воспитание уважения к
символам и атрибутам Российского государства (обучающиеся стали участниками
тематических бесед и викторин по данной тематике), прививается любовь к малой
родине, к родной школе через традиционные школьные дела: Мой школьный двор
самый чистый и уютный, операция «Ую

В рамках проведения областной
широкомасштабной профилактической акции «Внимание дети!» организованы предупредительные
беседы на классных часах по профилактике ДТП «Светофор! Азбука безопасности!»
проведены внеклассные занятия: «Правила пешехода», «Улицы полны
неожиданностей», «Урок безопасности», «Урок здоровья», «Правила поведения
школьников в летний период», «О правилах управления велосипедом», с
использованием наглядных плакатов по ПДД и электронных презентаций, социальной
рекламы. Воспитатели провели занятия-инструктажи по безопасности дорожного
движения в летний период. В течение года проходили встречи воспитанников   со
старшим инспектором отдела пропаганды безопасного дорожного движения Управления
ГИБДД лейтенантом полиции А.С. Воробьевой, проводила обучающее занятие с детьми
профилактические беседы о соблюдении правил дорожного движения «Наш друг Светофор,
Пешеход, Велосипедист».

Читать также:  СПРАВКА ОТ ФТИЗИАТРА ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО

Положительным результатом всего учебно- воспитательного процесса является постоянное участие учащихся, воспитанников в конкурсах,
выставках, соревнованиях, как на
общешкольном, городском, областном, международном уровнях:

в международной олимпиаде по
художественно-декоративному творчеству детей «Я и мой мир», в международной
Акции «Здоровое питание школьника: проведение урока в 1-4 классах «Секреты
правильного питания» ; проведение урока в 5-7 классах «Я то, что я ем», проведение
дебатов о здоровом питании с обучающимися 5-7 классов, приготовление
обучающимися 1-4 классов «Руссой каши» и рассказ о  полезных качеств ее,
участие лидера проекта «Здоровое питание» (приготовление калорийного завтрака,
второго завтрака, обеда, полдника, ужина; выставка плакатов и рисунков,
посвященных правильному питанию, в патриотической акции «Российский солдат
миротворец», участие в марафоне «150 культур Дона» 2021-2022 год Этнокультурная
образовательная сеть, в детско-юношеской патриотической акции «Рисуем Победу»,

Изготовление макета «Танк Т-34».
Оформление книги: «Солдатам нашей Родины посвящается», фотовыставка – «как
одевались жители Дона с конца века». Конкурс
фотоколлажей «Семья — это то, что с тобой навсегда».

В течение учебного года реализовывался
план подготовки и проведения праздничных мероприятий, посвященных 77-летию со
Дня Победы в Великой Отечественной Войне. Проходили классные и воспитательские
часы о подвиге советского народа, педагогом-библиотекарем
Туниан Н.Б были проведены такие мероприятия как: обзор книг «Детство,
опаленное войной»; громкие чтения рассказов о Великой Отечественной войне с
учащимися; урок мужества  «Дети войны»; книжная выставка  «»; кинохроника
фильмов о войне по книгам советских писателей «От книги — к фильму»;  час
поэзии «Поэтическая перемена» на которой ученики подготовили и прочитали
стихотворения о войне. Под руководством заместителя по ВР в школе-интернат
проходила акция «Ветеран ВОВ жил в моей семье» и презентация акции «Ветеран ВОВ
жил в моей семье», общешкольные мероприятия литературно-музыкальная композиция
«Дорогами войны», открытый урок «9 мая: Победа народа», просмотр видеоурока
«Дети войны», акция #Окнапобеды#, проведение воспитательских часов «Детям о
Великой Отечественной Войне», поездка в ГБУК РО «Аксайский-военно-исторический
музей», возложение цветов к мемориалу памяти  и отчетные концерты
организованные воспитателями классов и старшей вожатой Н.В. Вабищевич.

6 мая в ГКОУ РО «Ростовская-на-Дону санаторная школа – интернат      
№ 74» прошло торжественное мероприятие, посвященное открытию «Парты – Героя»
имени Михаила Ивановича Щербакова нашего земляка, погибшего в годы Великой
Отечественной Войне.

На
мероприятии присутствовали почетные гости: депутат
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации- Лариса
Николаевна Тутова, заместитель
министра министерства общего и профессионального образования по Ростовской
области – Тамара Сергеевна Шевченко, секретарь Первомайского местного отделения
Всероссийской политической партии «Единая Россия» — Виктор Григорьевич Шумеев,
исполнительный секретарь Первомайского местного отделения Всероссийской
политической партии «Единая Россия» — Сергей Анатольевич Очеретный, председатель регионального общественного
совета проекта «Новая Школа» — Александр Юрьевич Нечушкин, член регионального
общественного совета партийного проекта партии «Единая Россия» «Новая Школа»,
руководитель проекта «Парта Героя» в Ростовской области — Олег Александрович
Заяц, ветеран труда, член совета ветеранов
Первомайского района, дитя войны – Эмма Григорьевна Григорович.

Со словами
поздравления выступили почетные гости и ветераны.  Они рассказали, что, за
«Партой – Героя» обучающиеся будет получать новые знания, будет взрослеть и
готовиться к новому этапу в жизни. Пожелали, каждому, глядя на эту «Парту –
Героя» имени М.И. Щербакова, воспитать в себе качества, которые научат главному
– правильному отношению к тем, кто рядом.  Любить родные местам, стремиться
сделать этот мир лучше».

секретарь
Первомайского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая
Россия» — Виктор Григорьевич Шумеев вручил лучшим обучающимся 4 класса Виктории Цедрик и Тарапака
Роману свидетельства об участии в проекте «Парта -Героя».

Что касается самого проекта «Парта —
Героя», мы уверены, что именно через такие мероприятия можно раскрыть душу
ребенка, достучаться до нее, вложить в нее правильные посылы.

Работа по гражданско-патриотическому
воспитанию обучающихся школы организуется
в рамках реализации рабочей программы воспитания, в частности. Деятельность
носит системный характер и направлена на формирование:

патриотизма
и духовно-нравственных ценностей;

экологической
культуры как залога сохранения человечества и окружающего мира;

активной гражданской позиции через участие в школьном
самоуправлении.

За
истекший период в школе проведено 4 общешкольных мероприятия, 10 единых
классных часов, 4

Анализ
планов воспитательной работы 1–9-х классов показал следующие результаты:

планы
воспитательной работы составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся;

в
планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и формы организации
воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, которые
направлены на всестороннее развитие личности обучающегося и расширение его
кругозора;

наиболее содержательная и интересная внеурочная воспитательная деятельность
в гражданско-патриотическом направлении отмечена у следующих классных
руководителей, воспитателей: Енова
Н.В. (1 класс), Колесникова С.М., Губарева Н.В. (2 класс), Магамедова И.С.,
Горелова Л.П. (5 класс), Скворцова Г.А. (7 класс), Походеева Г.А. (9 класс).

воспитательной работы выполнен в достаточном объеме.

Общее
количество проведенных классных мероприятий гражданско-патриотической
направленности по ступеням образования

Посещенные
классные мероприятия гражданско-патриотической направленности показывают, что в
основном классные руководители, воспитатели проводят классные мероприятия на
достаточно высоком уровне. Классные руководители, воспитатели осуществляют
гражданско-патриотическое воспитание обучающихся школы через разнообразные виды
деятельности в очном формате и онлайн: экскурсии; поисково-исследовательскую работу
школьного музея; встречи с участниками локальный войн, ветеранами ВОВ и
тружениками тыла, ветеранами труда, выпускниками нашей школы; кружковую и
досуговую деятельность.

Наиболее
часто используемые формы деятельности: беседа, дискуссия, праздник, викторина,
литературно-музыкальная композиция, классные часы, акции.

Проведенные классные мероприятия направлены:

на
повышение интереса к истории Отечества;

снижение конфликтности обучающихся;

повышение
толерантности обучающихся, уменьшение количества конфликтов между учащимися;

проявление мировоззренческих установок обучающихся;

проявление гражданских инициатив учащимися;

развитие у учащихся нравственной и гражданской ответственности за
родных и близких, за свои дела и поступки, за людей, живущих рядом.

С
целью установления уровня сформированности гражданских и патриотических качеств
личности проведено анкетирование обучающихся 5–9-х классов.

Анализ
результатов показывает, что почти половина респондентов имеют слабые
представления о большой и малой Родине, о государственной символике.  большинство
опрошенных активно принимают участие или изъявляют желание участвовать в разных
видах общественной деятельности: от выполнения обязанностей в семье до участия
в городских мероприятиях и волонтерской деятельности.

по
разработке проекта рабочей программы воспитания на 2022/23 учебный год (учет
требований новых
ФГОС НОО и ООО в части личностных результатов и направлений воспитания, в
частности –

В ходе
проверки деятельности рабочей группы по разработке проекта рабочей программы воспитания
установлено следующее:

требования
новых ФГОС НОО и ООО к личностным результатам
освоения рабочей программы воспитания учтены;

результаты
гражданско-патриотического воспитания отражены в разделе рабочей программы
воспитания «Цель и задачи воспитания обучающихся»;

виды, формы и содержание воспитательной деятельности
гражданско-патриотического направления отобраны с
учетом специфики школы, интересов школьников на основании результатов
анкетирования, а также тематики модулей программы.

Деятельность
педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию
осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами на
удовлетворительном уровне. Низкий
уровень сформированности знаний о России в целом и своем регионе, государственной
и региональной символике говорят о недостаточной эффективности мероприятий,
которые формируют представление о стране, ее истории, символах, или их
недостаточном количестве.

рабочей
группы по разработке проекта рабочей программы воспитания на 2022/23 учебный
год осуществляется в соответствии с требованиями
новых ФГОС НОО и ООО.

Отметить работу классных руководителей, воспитателей: Енова Н.В. (1 класс), Колесникова С.М., Губарева Н.В. (2 класс), Магамедова
И.С., Горелова Л.П. (5 класс), Скворцова Г.А. (7 класс), Походеева Г.А. (9
класс).

Классному руководителю, воспитателю 6 класса Еньшиной Л.А., 8
«класса Гришиной И.В. обратить внимание на оформление класса для классных
мероприятий, использовать наглядный материал.

Всем классным руководителям, воспитателям при организации,
подготовке и проведении классных часов активнее использовать возможности ИКТ,
медиа- и видеотеки с целью повышения качества и эффективности мероприятий.

Рабочей группе по разработке проекта рабочей программы воспитания
по новым ФГОС НОО и ООО на 2022/23 учебный год рассмотреть возможность
организации военно-патриотического объединения школьников в рамках
вариативного модуля «Детские общественные объединения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *