СПРАВКА ОБ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО ФГОС УЧИТЕЛЕЙ

зам. дир. по УВР в начальных классах

СПРАВКА
по итогам наблюдений за преемственностью в обучении и адаптацией учащихся 1-ых классов в соответствии с ФГОС второго поколения

Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации учащихся 1-х классов.

«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время

I четверти 2012-2013 уч. года проводилась диагностика по адаптации первоклассников. В диагностике участвовало 2 первых класса: 1 «а» и1 «б».

выявление уровня адаптации первоклассников к обучению, оказание помощи учителям начальной школы и поддержки обучающихся 1 классов, разработки программы психолого-педагогической поддержки детей в начале обучения в школе, выработка рекомендаций для педагогов и родителей.

Результаты адаптации (на начало учебного года)

Наиболее характерные трудности при адаптации детей возникают в познавательной сфере:

С детьми, имеющими трудности в адаптации, организована работа с психологом для более глубокой диагностики и выявления причин школьной дезадапатции.

Все ученики достигли базового уровня сформированности универсальных учебных действий важными для освоения новых образовательных стандартов оказались:

Личностные УУД – выявлен достаточно большой процент школьников с высокой мотивацией учения и адекватной самооценкой.

Познавательные УУД – выявлен большой процент школьников с показателями среднего уровня возрастной нормы. Что проявляется в среднем уровне развития логических операций и понятийного мышления.

Показатели регулятивных УУД – в целом соответствует возрастным возможностям школьников.

Однако особое внимание следует обратить на детей с низкими показателями и создать условия формирования устойчивой позитивной учебной мотивации школьников, адекватной самооценки в качестве важных предпосылок личностного развития и успешного обучения школьников. Организовать образовательный процесс, акцентируя внимание на целеполагании и контрольно-оценочных действиях. Особое внимание обратить на формирование логических операций, понятийного мышления. Предусмотреть возможность развития коммуникативных навыков и умений школьников как в учебной так и во внеучебной деятельности.

Рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале учебной деятельности в образовательном учреждении.

по результатам адаптации учащихся 1 классов

к условиям обучения в начальном звене школы

2018-2019 учебном году

выявить уровень развития и адаптации учащихся 1 классов к условиям обучения в начальном звене школы.

с 19.09.2016 г. по 21.10.2016 г.

В ходе проверки были проведены следующие формы работы:

Начало обучения ребенка в 1 классе – это сложный и ответственный этап. Это не только новые условия жизни и деятельности, а и новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Опыт работы показывает, что адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно долгий процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. Только через пять-семь недель постепенно повышаются и становятся более стойкими показатели трудоспособности у ребенка, становится меньше напряжение и тревожность.

Ежегодными наблюдениями доказано, что с началом учебного года происходит адаптация организма учеников к учебному процессу, продолжительность и прохождение которой зависит как от факторов учебной среды (режима, содержания, методов и способов обучения, объема учебной нагрузки), так и от состояния здоровья и трудоспособности. Поэтому адаптация к школе рассматривается как беспрерывный процесс, который происходит в течение всего времени пребывания учеников в учебном заведении.

Работа учителя начинается на этапе записи ребенка в школу во время диагностической беседы с будущим учеником.

Наблюдая за первоклассниками, можно говорить о том, что дети, которые посещали ДОУ, значительно быстрее и без проблем адаптируются к условиям обучения в школе.

С целью избегания перегрузки и для улучшения адаптации учеников 1 классов к обучению в течение первого месяца ежедневно один из уроков учитель проводил на свежем воздухе.

В обучении детей учитель большое внимание уделяет игре как основному виду деятельности. Игровая деятельность является ценным способом воспитания умственной активности школьников, активизирует психические процессы, вызывает живую заинтересованность в процессах познания. Во время проведения дидактических игр дети с желанием преодолевают значительные трудности в обучении, развивают их способности и умения.

Для создания спокойной рабочей атмосферы на уроке учителя пытаются поддерживать сосредоточенность внимания учеников, их слуха, а не сохранения статистической позы за партой в течение всего урока.

В этом учебном году также осуществлялся психологическое сопровождение первоклассников во время адаптационного периода. Главная задача – помощь детям в адаптации к школе, которая имеет целью развитие их саморегуляции, предупреждения тревожности, а также помощь учителю в создании условий, что помогают учителю в создании условий для развития познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников. В систему сопровождения адаптации учеников 1 класса к школе входили занятия, в процессе проведения которых проходили консультации с учителем, встречи с родителями. Занятия строились в доступной и интересной форме, с использованием методов саморегуляции. Часть заданий имела разносторонний характер: состояла не только из диагностических заданий, но и из развивающих упражнений.

В ходе диагностики использовались методики «Домики» О. А. Ореховой, «Лесенка» С. Г. Якобсон, Р. Г. Щур, методика определения мотивов ученика М. Р. Гинзбурга, «Сказка» В. А. Корневской, «Психолого-педагогическая характеристика первоклассника» М. Л. Питяновой; тест Филлипса, анкета для оценки школьной мотивации Н. Ф. Лускановой, социометрический тест; анкета изучения мотивов учебной деятельности учащихся.

По результатам диагностики уровень адаптации в 1 классе составляет 73%, у 27% возможна дезадаптация.

Детям, которым тяжелее было приспособиться к обучению в школе, уделялось большее внимание и индивидуальная поддержка, как учителя, так и психолога, который осуществлял психологическое сопровождение этого процесса:

во время проведения уроков осуществлять индивидуальный подход к ученикам, у которых возникают трудности во время адаптационного периода и в течение года;

усовершенствовать формы и методы работы с учениками шестилетнего возраста во время адаптационного периода и в течение года;

проводить индивидуальные беседы с родителями первоклассников, у которых процесс адаптации к школьным условиям проходит сложнее.

продолжить наблюдение за процессом адаптации первоклассников, своевременно оказывать им необходимую педагогическую и психологическую помощь;

постоянно знакомить родителей с потребностями и особенностями детей шестилетнего возраста;

осуществлять психологическое сопровождение через наблюдение за такими адаптационными процессами, как:

общение с одноклассниками;

внимание на уроках.

Педагог-психолог:                  Р. А. Чомаева

Справка
по итогам периода адаптации учеников

1
«А» и 1 « Б» класса.

Основной целью исследования
стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс
адаптации первоклассников.

исследования включали в себя:

-изучение мотивации
учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;

— изучение
характера адаптации каждого первоклассника;

-изучение
уровня влияния компонентов.

Предметом
исследования явились социально психолого-педагогические условия адаптационного периода
первоклассников.

Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в
школе по Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя).

Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка к
школе по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авт.:
В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина). ( Экспертная оценка
родителей/воспитателей)

Выявление
уровня тревожности первоклассников (проективная методика А. М. Прихожан)

Методика
«Лесенка» (уровень самооценки).

Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Г.
Лускановой.

Анализ результатов уровня интеллекта первоклассников в адаптационный
период показал:

На конец года 2017-2018
учебного года:

выявить
уровень интеллектуального развития

Общий результат
успешности: 1 «А» класс — 75%, 1 «Б» класс – 60%.

Выше среднего 1 «А»:
Мальков Дарина, Пую Арсений, Широков Илья, Елфимова Ева, Цирулева Елена,
Осипов Егор, Фролова Анастасия —  3 человека идут на высокий уровень.

Средний: Гайфулина Диана,
Барахоева Амина, Арахамия Вероника, Тимурзиева Хава (языковой барьер), Иванов
Сергей.

Ниже нормы: Турыгина
Алена (ЗПР ), Конашина София (высокий уровень школьной тревожности), Черепанова
Арина (соц.пед. запущенность, низкий уровень мотивации), Нальгиев Илез
(яз.барьер).

Выше среднего 1 «Б»:
Кузьмина Любовь, Рыбакова Мария.

Средний: Иванова
Александра, Рыбаков Артур, Куренков Иван, Савельева Диана, Скотнов Ярослав.

Ниже нормы: Булгучев Абу
(ЗПР, яз. барьер), Кислякова Арина (соц.пед.запущенность), Красильникова Юлия
(ЗПР, ОНР), Шанина Валерия (ЗТМ, ЗПР?), Нальгиева Лайла (соц.пед.
запущенность, языковой барьер), Мержоев Усман ( ЗПР, яз. барьер).

Рекомендации: Обратить
внимание на учеников Турыгина Алена, Булгучев Абу, Красильникова Юля, Шанина
Лера, Мержоев Усман – обследование врача невролога, психиатра (глубокое нервно-психическое
обследование).

Читать также:  Медицинские справки, медкнижки, медосмотры

Оценка
уровня школьной мотивации.

Сравнительный
график на 2017-2018 учебный год.

Высокий
уровень мотивации в двух классах составляет:

71%
(22 чел.). 1 «А» класс 81,2% (13 чел.), 1 «Б» класс 60% (9 человек). Данные учащиеся
успешно справляются с учебной деятельностью.

У
детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все
школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и
ответственные.

26
% (8 чел.) имеют положительное отношение к школе, но преобладает игровая

мотивация.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный
процесс их мало привлекает.

1
ученик – 3,2% (Черепанова Арина) низкая мотивация, в школу такие дети ходят
неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности. На конец учебного
года (март-апрель), высокий уровень мотивации снизился в 1 «А» классе на 6,3%,
в 1 «Б» классе на  40%.

Выявить
уровень тревожности у детей

1 «А» Конашина София, Елфимова Ева,
Цирулева Елена – высокий уровень.

1 «Б» Красильникова Юля, Рыбакова Мария,
Нальгиев Иса, Нальгиев Муса – высокий уровень.

1 «А» Турыгина Алена, Нальгиев Илез –
низкий уровень.

1 «Б» Булгучев Абу, Нальгиева Лайла, Рыбальченко
Артур – низкий уровень.

Выявить
уровень самооценки у детей

1 «А» Конашина София, Цирулева Елена – низкий
уровень.

1 «Б» Красильникова Юля – низкий уровень.

методика «Лесенка», показала немного завышенную самооценку
первоклассников, что соответствует возрастной норме.

Межличностное
отношение в классном коллективе.

Подтвердили статус «лидера» 1 «А» класс –
Конашина София, 1 «Б» класс – Кузьмина Любава.

Общий
уровень адаптации на конец учебного года.

В 1-а классе обучается 16
человек; в 1-б классе — 15 человек. Всего 31 воспитанник:

На
основании диагностик, которые были проведены, можно увидеть, что общий
(положительный) уровень мотивации в 1 «А» и 1 «Б» классах составляет 71 %.
Подобный уровень мотивации говорит о том, что дети успешно справляются с
учебной деятельностью, благополучно чувствуют себя в школе, им нравится быть
учениками. Стремятся к положительным оценкам и похвале учителя. Дети хорошо относятся друг к другу, доброжелательны,
активны. Если смотреть на начало учебного года (октябрь – ноябрь
2017г.) и на конец года (март — апрель 2017 г.) можно отметить,
что на конец
учебного года высокий уровень мотивации снизился в 1 «А» классе на 6,3%, в 1
«Б» классе на  40%.

Атмосфера
на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у
них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют
предъявляемые к ним требования. Для успешного решения возникающих проблем
учителя на уроках использует игры, занимательные элементы, яркие наглядные
пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность
изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает
наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки в
стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно
обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и
чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний.
Преподаватели используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных
ответах и активной работе учеников. Учителя продумывают воспитательный аспект:
детьми усваиваются и знания, и поведенческие навыки, необходимые для сохранения
и развития собственного здоровья.                            В
кабинетах, где занимаются первоклассники, соблюдаются: режим проветривания и
освещённости классной комнаты. В кабинете есть  необходимые стенды,
помогающие в работе с детьми. Полные данные по каждому ученику
находятся в кабинете педагога-психолога.

Обеспечить
дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в
психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): синдром
гиперактивности и дефицита внимания, застенчивость, неврозы, языковой барьер,
социально педагогическая запущенность, задержка психического развития.

Работа педагога –
психолога (совместно с классными руководителями) с детьми, показавшими
неблагополучие в результате этого обследования, была проведена дополнительная
диагностическая работа, а там где была необходимость, коррекционная работа.

Продолжить
работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности учащимися.

Информационная справка по итогам школьной адаптации

первоклассников МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа» к новым условиям школьной жизни

в 2022-2023 учебном году

выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса

Использовались следующие методики:

Методика «Корректурная проба»

: исследование устойчивости и концентрации внимания

При изучении устойчивости внимания выявлено, что  первоклассников имеют низкий уровень, т.е. внимание неустойчиво, средний уровень устойчивости внимания у обучающихся и у первоклассников высокий уровень устойчивости внимания на объекте.

Низкий уровень концентрации внимания у первоклассников и у  средний уровень, высокий уровень имеют

Концентрированность внимания, т.е. сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. В школе, слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.

Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в широкой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можно видеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому из поля внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке.

Методики «Заучивание 10 слов», методика «Запоминание 10 картинок»

Оценка состояния слуховой и зрительной памяти

При исследовании особенностей слуховой оперативной памяти выявлено,  детей с показателями ниже среднего уровня, детей имеют средний уровень слуховой кратковременной памяти и у первоклассников высокий уровень развития слуховой памяти. Детей с низким уровнем слуховой памяти не выявлено.

первоклассников имеют средний уровень зрительной памяти, высоким уровнем обладают 2 человека, выше среднего – 16, и ниже среднего уровень зрительной памяти у 8 первоклассников. Обучающихся с низким уровне зрительной памяти не выявлено.

Методика «Исключи слова»

исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки

По результатам проведенной диагностики выявлено, что 30 обучающихся имеют средний уровень словесно-логического мышления, высоким уровнем мышления обладают 9 первоклассников,  человек с низким уровнем мышления.

Цель: выявить уровень самооценки у детей

На основании данных проведенной диагностики в целом завышенный уровень самооценки выявлен у  человек, что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой. Именно поэтому в первом классе не используется бальная (отметочная) система. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе.

человек опрошенных имеют адекватную самооценку, т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.

Оценка уровня школьной мотивации

Выявить уровень мотивации у детей

По результатам оценки школьной мотивации, человек имеют хорошую школьную мотивацию. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.

человека имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные.

человека имеют положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.

человека имеют негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении.

Детей, имеющих низкий уровень школьной мотивации не выявлено.

Тест тревожности Люшер

Выявить уровень тревожности у детей

Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают:

первоклассника имеют высокую личностную тревожность. Это   устойчивая   индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта   к   тревоге   и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

ребят характеризуются высоким уровнем ситуативной тревожности. Это состояние   характеризуется   субъективно переживаемыми   эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.  Такое состояние возникает как эмоциональная реакция  на стрессовую ситуацию и может быть разным по  интенсивности  и  динамичным  во времени.

С низкой личностной тревожностью выявлено  с низкой ситуативной тревожностью. У остальных обучающихся уровень тревожности в норме.

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе»

Выявить проблемы ребенка, влияющих на успешную адаптацию к школе (приняли участие 41 человек)

Анализ ответов анкетирования позволил сделать вывод, что адаптация прошла успешно у  человек. Возможна дезадаптация т.е. наличие неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, нарушений личностного развития у

Читать также:  Получить справку об отсутствии карантина василеостровский район

На основании данных проведенных диагностик можно сделать вывод, что большинство обучающихся первых классов успешно прошли адаптацию к школе, но есть дети уровень адаптации, которых на среднем уровне.

Информацию подготовил педагог-психолог Жуйкова В. С.

СПРАВКА

по итогам наблюдений за преемственностьюв обучении и адаптацией учащихся 1-ых классовв соответствии с ФГОС второго поколения

Цель проверки: 1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников

при переходе из детского сада в МБОУ «ООШ №28»;

2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;

3) изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте.

4)проанализировать соответствие условий организации режима образова тельного процесса нормам СанПин

Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией; контроль режимных моментов; посещение уроков по всем предметам; классных часов; собеседование с классными руководителями (1 «А» класс – учитель Алесина Н. С., 1 «Б» класс – учитель Бокова Д. А.); проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

В соответствии с планом внутришкольного контроля в период с 1 по 31 октября мною, зам.директора по УВР в начальных классах, осуществлён тематический контроль адаптации учащихся 1-х классов. Цель контроля: отслеживание режимных моментов и первых шагов в обучении детей семилетнего возраста, первичной адаптации учащихся 1-х классов.

В 1-х классах начали обучение 50 учеников. Все дети по медицинским показаниям имеют допуск к школе. Учащихся, которым были бы рекомендованы на уроках физической культуры занятия в подготовительной группе, нет.  Администрация школы, учителя 1-х классов держат на постоянном контроле вопрос безопасного пребывания детей в учреждении. Как показали рейды по классам, у всех учащихся имеется в наличии школьная форма, учебники и учебные принадлежности.  Учителями 1-х классов уделяется особое внимание соответствию работы динамичному расписанию, проведению динамических пауз и соблюдению требований СанПиН. С первых дней уделяется неослабное внимание культуре учебного труда, формированию первоочередных навыков учащихся.

1 классы работают по программе «Школа России». Анализ календарно-тематического планирования показал, что оно составлено в соответствии с данной программой. В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классах в течение сентября, октября месяца проводилось по 3 урока по 35 минут.

Домашнее задание отсутствовало. На уроках в обязательном порядке проводились две физминутки в игровой форме. Дети знакомы с основными правилами поведения на уроках. Как показывают наблюдения, первоклассники реагируют на замечания своих учителей, понимают интонацию голоса учителя, стараются подчиняться требованиям. И всё же большая часть детей быстро утомляется, не все умеют слушать и слышать одновременно и при этом акцентировать внимание. Всему этому детям ещё предстоит научиться, хотя в каждом классе есть дети, которые обладают вниманием, умением слушать, правильно отвечать на вопросы, своевременно реагировать на замечания и выполнять посильные задания. Активно работают на уроках 13 учащихся 1 «А» класса, 10 учащихся 1 «Б» (по наблюдениям со слов и учителей.)

Четвертые уроки были проведены в нестандартной форме: уроки – экскурсии, уроки-игры, уроки путешествия. Классные комнаты проветривались во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классных комнат удовлетворительный. Высота парт соответствует нормам согласно санитарным правилам.

Посещенные уроки показали, что учителя Алесина Н. С. и Бокова Д. А. владеют методикой построения занятий. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала.

Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей, спортивной формы и т. д.).

Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе.

Тематические планы уроков грамотно отражают содержание учебного материала. На посещенных уроках использовались красочные наглядные пособия и раздаточный материал.

На уроках русского языка и обучения грамоте осуществлялся индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени используется наглядность.

Уроки математики учителями планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвует в ролевых играх, проводимых на каждом уроке математики.

Питанием охвачены все дети-первоклассники. Учащиеся 1-х классов посещают столовую с удовольствием. Завтраки и обеды детям нравятся. Поведение детей в обеденном зале школьной столовой – удовлетворительное. Учителя 1-х классов уделяют постоянное внимание поведению своих подопечных, приучают детей к соблюдению ими санитарных правил и норм в вопросах организации питания и личной гигиены. Ухудшение показателей здоровья детей и увеличение случаев обострения заболеваний за период адаптации не отмечалось.

На переменах первоклассники, бывшие воспитанники МДОУ № 97 играют в настольные игры, рисуют, общаются друг с другом, отпрашиваются, чтобы выйти из класса, общаются на переменах со старшими братьями, сёстрами. Учащиеся 1 «Б» класса – 3 детей (так называемые домашние дети) практически быстро «влились» в коллектив и особо не отличаются от детей выше обозначенной занятости.

Учителя 1-х классов, корректируя поведение детей, приучают их пользоваться туалетом, одновременно обращают внимание на правила гигиены. Отношение детей к школьному имуществу формируется также под постоянным направлением и наблюдением со стороны учителей 1-х классов. Дети с пониманием относятся к бережной сохранности классной и школьной мебели, учатся дежурить в классе, складывать игры, беречь мячи, скакалки и др.

Роль учителя в адаптации учащихся высокая. Главное – положительный эмоциональный фон, который создает в коллективе учитель. Он следит, чтобы:

возникшие конфликты, споры, (а они всегда возникают, когда множество различных по характеру, темпераменту, воспитанию детей собраны в одну группу) разрешались положительно;

дети учились дружить, находить друзей в классе;

дети обучались взаимопомощи, воспитывалось чувство переживания, сострадания друг к другу;

К тому же учитель проводит беседы, темы классных часов соответствуют возрастным особенностям. Классная документация ведется четко, заполняется во время.

Основные трудности, какие переживают дети-первоклассники в первые месяцы обучения:

1. Выполнение режимных моментов (не опоздать, не растерять внимание на уроке, понять требования и просьбы учителя, съесть вовремя завтрак (обед), успеть в туалет.

2. Необычность обстановки (много детей, взрослых, шум и большое движение на переменах) – отсюда неуверенность и заметная стеснительность, близкая к боязни, у отдельных детей

По опросу и наблюдениям учителей отношение родителей к школе – доброжелательное. Родители переживают и интересуются успехами, поведением ребёнка в школе, на уроке, помогают собрать портфель, положительно относятся к занятиям в объединениях дополнительного образования.

Особенностью настоящего момента для первоклассников, их учителей и родителей является введение ФГОС НОО, совокупная часть которого – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность призвана обеспечивать индивидуальные потребности обучающихся и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Данный механизм только начинает воплощаться и подлежит последующему отслеживанию.

В сентябре 2014-2015 учебного года были проведены исследования социально-психологического статуса первоклассника.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Хотя все дети поначалу воспринимают учебу как развлечение, со временем понимают: это серьезно. Как сложится его учеба дальше, во многом зависит от поведения педагогов и родителей. Ведь первоклашка переживает огромный стресс, даже если внешне совершенно спокоен. Радость, восторг и удивление периодически сменяются тревогой, растерянностью, напряжением. Период адаптации у каждого малыша свой: один приспосабливается за месяц, другие за четверть, у третьих он растягивается на год.

Этот период преследует следующие цели:

Психологическая адаптация детей

Знакомство с основными правилами

Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы

Обучение элементарным приемам обратной связи

Развитие внимания, памяти, мышления

Организация классного коллектива

Занятие « Знакомство», где ребята учились правильно знакомиться друг с другом, рассказывать о своих интересах, увлечениях, учились говорить по очереди и слушать другого. В конце занятия все остались довольны, получили обратную связь.

Для составления общего представления об уровне готовности ребенка кшкольному обучению был использован тест ориентационной школьной зрелости Керна – Йиерасика . Тест состоит из трех заданий. Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти,второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка ( рисунок мужской фигуры по памяти). Задание « срисовывание письменных букв» и « срисовывание группы точек» выявляют умение ребенка подражать образцу – умение, необходимое в школьном обучении.

Читать также:  СПРАВКА О ЗАРПЛАТЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА В БАНКЕ

Беседа « Я и моя школа»,изучалась мотивация детей на принятие учебнойдеятельности в школе ( помощь детям в сознании ученика). Ребятам задавались следующие вопросы:

Помните ли вы, как первый раз пришли в школу?

Что вы увидели?

Что вы услышали?

Что вы почувствовали?

Что рассказали дома родителям?

Чем запомнился первый день в школе?

Ответы: запомнилась линейка « Первый звонок», где они рассказывали стихотворения, класс, их учительница. Им было интересно увидеть , узнать, что такое школа, как она выглядит. У детей сложилось положительное отношение к школе.

Затем ребята слушали « Историю о девочке – первокласснице», которая решила, что в школу ей ходить не нужно, так как она уже умеет писать и считать. После прослушивания истории дети высказали свое мнение, .что девочка не права. В школу ходить надо, в школе узнаешь много интересного и полезного.

Была использования проективная методика « Что мне нравится в школе», длявыявления эмоционального отношения детей к школе и определения мотивационной готовности детей к обучению.

5. Методика « Сказка», для изучения комфортности детей в школе, в форме письма от лесных друзей из « Лесной школы». Лесным друзьям было интересно узнать, как учатся и живут дети в других школах. Ребятам – первоклассникам задавались следующие вопросы:

Часто ли улыбается твоя учительница, когда улыбается, она похожа на солнце или на тучку?

Твоя учительница добрая, ласковая, как Фея или злая, холодная, как Снежная Королева?

Твоя учительница обнимает тебя, гладит по голове, берет за руку, как это делает мама, она похожа на маму?

Мог бы ты учительнице открыть свою тайну?

Ты случайно не боишься своего учителя?

Когда тебя обидят или когда тебе становится плохо, приходят ли к тебе на помощь ребята и учительница? Защищают ли тебя? Жалеют ли? Или тебе никто не помогает в классе и от этого хочется плакать?

Хотел бы ты оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или тебе в этом классе хорошо?

6. Анкетирование родителей « Особенности адаптации к школе». Родители отвечали на вопросы следующего содержания, где прослеживаются мотивационная сфера, эмоциональные переживания ребенка.

Охотно ли ребенок идет в школу?

неохотно — 6 %

без особой охоты — 23 %

охотно , с радостью – 71 %

Вполне ли приспособился к школьному режиму?

пока нет – 3 %

не совсем – 20 %

в основном, да – 77%

Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?

скорее нет, чем да – 23 %

не вполне – 17%

в основном, да – 60%

Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

иногда — 27%

довольно часто – 73 %

Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

в основном отрицательные впечатления ——

положительных и отрицательных примерно поровну – 47 %

в основном положительные впечатления –53%

часто ли ребенок жалуется на товарищей из класса, обижается на них?

довольно часто – 7%

бывает , но редко – 53 %

такого практически не бывает – 40%

Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

нет – 3%

скорее нет, чем да – 17%

скорее да, чем нет – 70%

затрудняюсь ответить – 10%

Анкетирование родителей « Состояние здоровья детей»

По результатам анкетирования выявлено следующее:

Общая характеристика исследования.

В исследовании приняло участие 50 учащихся первых классов. Процедура мониторинга включала обследование детей 6-7 лет, опрос педагогов по поводу каждого обследованного ученика.

Основной целью исследования стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации первоклассников с применением информационных и Интернет технологий.

Задачи исследования включали в себя

-изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;

— изучение характера адаптации каждого первоклассника;

-изучение уровня влияния компонентов.

Предметом исследования явились социально-психолого-педагогические условия адаптационного периода первоклассников.

В качестве основных методов исследования были использованы психодиагностические методики и анкетный опрос.

Анализ результатов исследования мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период показал:

Для первоклассников характерны ответы, свидетельствующие об их ориентации

Преобладающие мотивы учебной деятельности:

-Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

— Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

— Внешний– собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает по принуждению.

А такие мотивы, как

— Социальный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители

— Учебный – ребенку нравиться учиться, нравится посещать школу, на сравнительно низком уровне.

Педагоги же отмечают усложнение процесса адаптации среди первоклассников.

Изучение причин, негативно влияющих на мотивацию учебной деятельности позволило выделить следующие позиции:

— неправильное отношение родителей к школе – 21%

— некорректные требования для первоклассников – 33%

— преобладание попустительского стиля воспитания – 46%

Методика «Мотивация учебной деятельности» (Лускановой Н. А.) направлена на определение уровня учебной мотивации учащихся.

Таким образом, получились следующие результаты:

В 1-м «а» (Алесина Н. С.) классе на момент тестирования присутствовало 23 человека. Из них высокий уровень учебной мотивации имеют – 8 человек, 13человек – средний уровень, 2 – низкий уровень.

В 1-м «б» (Бокова Д. А.) классе на момент тестирования присутствовало 19 человек. Из них 14 человек – высокий уровень учебной мотивации; у 5 человек – средний уровень.

В классах создаются необходимые условия для адаптации:

уроки по 35 минут;

по 2 физминутки за урок;

игровые моменты, уроки-экскурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия;

создана группа продленного дня.

Систематически проводятся беседы различного характера:

о поведении в школе

о поведении в столовой, библиотеке;

о режиме класса;

о поведении на территории школы и в транспорте;

о приветствии взрослых людей и друзей.

В 1-е классы пришли дети, в основном посещавшие МДОУ № 97 поэтому они преимущественно организованы: умеют вместе играть, помогают друг другу. Есть и сложности: в силу возрастных особенностей дети ссорятся и некоторые даже дерутся. Родители готовы прийти на помощь и детям, и учителю.

По результатам проведенной работы с обучающимися 1 классов и их родителями следует: у ребят средний уровень готовности к школьному обучению, что составляет 80%. Преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных учебных мотивов. Ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Барьера между учителем и учениками нет. Им нравятся учительница, класс, в котором они учатся. Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний. В школу ходят охотно, вполне приспособились к школьному режиму, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения.

Адаптационный период обучающихся 1 класса проходит удовлетворительно. По истечении двух месяцев обучения в школе дети изменились в положительную сторону. Они внимательно слушают взрослых, осмысленно отвечают на заданные вопросы, полным предложением. На занятиях дисциплина стала лучше, дети стали собраннее, из отдельно взятых детей постепенно формируются школьный коллектив.

Эффективнее внедрять личностно ориентированные технологии

2. Учитывая возрастные особенности обучающихся, использовать более разнообразные формы работы на уроках в целях предотвращения повышенной тревожности детей уделять внимание каждому ребенку, создавать обстановку, способствующую формированию у ребенка уверенности в своих силах;

3. На этапе формирования коллектива, улучшения межличностных отношений проводить занятия, способствующие ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата в классе;

4. Создавать оптимальные условия для обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности учащихся.

5. Дети, у которых готовность к школьному обучению ниже нормы нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств. Ребятам с отклонениями здоровья: наблюдение у школьного врача, консультации по необходимости врачей — невропатолога; ревматолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

зам. дир. по УВР в начальных классах Щенёва Л. А.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/143482-spravka-adaptacii-1-klassov

Также вас может заинтересовать

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *