Справка по изучению преподавания русского языка и литературы

по итогам проверки состояния преподавания русского языка в 2­4 классах.
Справка 
Цель   проверки:  определить   эффективность   работы   учителей   2­4   классов   по
формированию у учащихся навыка грамотного письма на уроках русского языка
Дата проверки: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
Проверяющий: Заместитель директора по УВР ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
В рамках внутришкольного контроля была осуществлена проверка  состоянии 
преподавания русского языка в 2­4 классах.
В соответствии с целью поверки была составлена программа наблюдения:
1.Изучить   методы   и   приемы   учителя   по   формированию   грамотного   письма   на   разных
этапах урока.
2.Проследить, какое место на уроке отведено тренировочным упражнениям и творческой
работе.
3.Выяснить, какова степень сложности тренировочных упражнений.
4.Обратить   внимание,   какие   виды   дидактических   средств   использует   учитель     для
тренировочных упражнений (учебник, раздаточный материал, тетради на печатной основе и
др.).
5.Обратить внимание, обучал ли учитель способам самоконтроля.
Проверка включала:
1) посещение и анализ уроков в соответствии с программой наблюдений;
2) анализ выполнения учебной программы;
3) анализ школьной документации (классных журналов и тетрадей учащихся);
4) собеседования с учителями.
     Проверка выполнения учебных программ показала, что распределение часов на изучение
учебных   тем   соответствует   программе,   уроки   проводятся   согласно   календарно­
тематическому   планированию,   отставания   по   программе     не   обнаружено.   Выполнение
практической   части   программ   и   норм   контрольных   работ   по   предмету   соответствует
требованиям.
         Проверка календарно­тематического и поурочного планирования показала, что они
составлены   согласно   программам   и   совпадают   с   записями   в   журналах.   Поурочное
планирование имеет все необходимые элементы, которые полностью реализовываются на
уроках.   Но   необходимо   указывать   в   них   отдельные   задания   для   слабоуспевающих
учеников (карточки, облегчённые задания к упражнениям, списывания).
         Проверка тетрадей показала, что их количество соответствует норме. Большинство
тетрадей   ведутся   аккуратно,   подписаны   во   2­ом   классе   учителем,   в   3   и   4   классах   –
учениками. Тетради проверяются своевременно и систематически. Ученики 2­4 классов
регулярно   выполняют   работу   над   ошибками.   Но   не   всегда   соблюдается   учащимися
алгоритм действий при работе с орфограммой. Недостаточность работы над каллиграфией
учащихся отмечается  у учащихся 3 класса. Для формирования у учащихся адекватной
самооценки во 2­ом  классе используется шкала самооценки. 
     Контрольные работы (контрольный диктант, контрольные работы по теме, контрольный
словарный диктант) проводятся в соответствии с графиком контрольных работ. Ошибки
все   исправлены,   в   контрольных   тетрадях   работа   над   ошибками   проводится   регулярно.
Оценивание учащихся проводится в соответствии с нормами. 
          Результаты   контрольных   срезов,   проводимых   по   текстам   администрации   с   целью
определения уровня овладения учащимися требований программы, показали, что уровень
учебных достижений по русскому языку учащихся 3 и 4 классов соответствует среднему уровню усвоения программного материала. Причинами такой результативности явились
проблемы методического характера:
отсутствие   системы   педагогического   мониторинга   результатов   учебной
деятельности учащихся, недостаточность уровня использования его результатов для
осуществления коррекционной работы с учащимися по преодолению трудностей в
обучении и развитии, по устранению пробелов в усвоении ими учебного материала
программы;
недостаточный уровень практической направленности уроков, индивидуализации и
дифференциации обучения;


          Анализ  посещенных  уроков показал,  что учителя  начальных  классов    владеют
современными   образовательными   технологиями:   здоровьесберегающими,   групповыми,
игровыми, технологией дифференцированного обучения и др. В своей работе опираются на
принципы педагогики сотрудничества, учитывают возрастную психологию обучающихся.
Учителей отличает педагогический такт, требовательность к ученикам, умение добиться
рабочей обстановки на уроке. Все учителя  владеют методикой построения уроков
    В урочной деятельности учителя используются индивидуальные, парные и фронтальные
формы   работы.   Из­за   малого   количества   учащихся   в   классах   (от   11   до   19   человек)
практически все   охвачены работой на уроках и оцениваются на каждом занятии. Уроки
познавательны,   информативны,   грамотно   построены.
 Методический   арсенал   уроков
достаточно   широк.   Учителя   практикуют   комментированные   словарные   диктанты,
самостоятельную   работу   с   учебником,   проводят   физкультминутки,   правильно   и
рационально используют время урока, объём и характер домашнего задания зависит от
изученного на уроке.     Наблюдается разнообразие видов обучающих письменных работ,
среди которых преобладают предупредительные, объяснительные и словарные диктанты. 
Учителя (­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­), работают над выработкой каллиграфического письма,
орфографической   зоркости   у   учащихся.  С   помощью   дидактических   игр   решаются
различные   учебные   задачи,   формирующие   навыки   контроля   и   самоконтроля.
Дидактическая   игра   способствует   созданию   у   обучающихся   положительного
эмоционального   настроя   к   выполняемой   деятельности,   улучшает   работоспособность.
Учителя начальных классов используют на практике алгоритм как порядок рассуждения
при   применении   правила.     Уроки   русского   языка   не   проходят   без   использования
обобщающих таблиц по орфографии и пунктуации, а также таблиц­схем. Учебные средства
наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его
запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному,
поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические
связи   между   явлениями   языка.   Для   воспитания   орфографической   зоркости
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­.,
  способствующие   развитию
орфографической   зоркости,   т.е.   содействующие   тому,   что   обучающиеся   учатся
обнаруживать, определять орфограммы по их опознавательным признакам: подбор слов с
той же орфограммой, которая имеется в данном упражнении; группировка орфограмм;
запись текста с пропусками букв, правильное написание которых вызывает затруднение;
списывание с правильного текста; письмо заученного наизусть связного, текста;  диктант с
точкой   (записывая   слово,   обучающийся   должен   поставить   точку   перед   орфограммой);
предупредительные,   объяснительные,   творческие,   свободные,   выборочные,   немые,
зрительные,   проверочные   диктанты;   работа   над   ошибками.   При   формировании
орфографических умений и навыков у обучающихся немаловажное значение имеет уровень
развития   оперативной   (кратковременной)   памяти.   Поэтому   учителя   развивают   у
обучающихся этот вид памяти. Для этого использую на уроках упражнения для развития
памяти:  1) словарный диктант «Кто больше запомнит» (по методике И.П.Федоренко); 2)
распространение предложений; 3) восстановление деформированного текста.
  применяют   упражнения, Уроки ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­.  хорошо продуманы,  начинаются  организованно,   четко
поставлены цели и задачи.  Изучаемый материал понятен, посилен,  интересен детям, имеет
практическую направленность. Рационально и эффективно используется время урока. На
разных этапах урока учитель включает занимательные упражнения, загадки, пословицы,
поговорки, дидактические игры. На таких уроках можно наблюдать удивление, интерес,
активность,   радость   от   возникшей   догадки.   Для   смены   видов   деятельности   на   уроках
русского   языка   часто   используются   рифмованные   задания.   Они   вносят   оживление,
повышают интерес к знаниям, развивают воображение, мышление.
         Дифференциация процесса обучения   являются основополагающими при работе на
уроках ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     практикует работу учеников в парах. На уроках русского
языка в условиях обычной классно­урочной системы учитель эффективно строит учебный
процесс с учетом специфических особенностей личности обучающихся, применяя диалоги,
работу   в   группах   и   парах,   игровые   методики,   эвристический   подход.   Чтобы   избежать
интерференции знаний, забывания правил обучающимися, в своей работе Ольга Викторовна
,применяет приемы обучения, направленные на формирование устойчивой практической
грамотности:   решение   орфографических   задач   и   формирование   орфографической
зоркости, использование обобщающих таблиц, графические обозначения орфограмм как
прием интенсификации обучения орфографии, памятки.
             Учитель ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­.работает в «зоне ближайшего развития» каждого
ребенка.   Дети   занимаются   в   удобном   темпе,   получают   задания   в   соответствии   с
индивидуальными   особенностями   и   возможностями.   Учитель   применят   личностно
ориентированные   технологии,   которые   обеспечивают   комфортные   бесконфликтные
условия обучения и здоровьясбережения. На уроках Ольги Викторовны  царит атмосфера
сотрудничества, гуманно­личностный подход  к каждому ученику.
                Учитель   ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­.   преподает   с   увлечением.   Ею   создан   богатый
раздаточный материал, позволяющий эффективно усваивать темы курса; обучение ведется
через дидактические и развивающие игры, умелое использование наглядного материала.
Учитель   работает   в   соответствии   с   современными   требованиями,   владеет   методами   и
формами   активного   обучения,   использует   на   уроках   фронтальную   и   индивидуальную
работу с учащимися. 
      Анализ посещенных уроков также позволил выявить отдельные недостатки: неумение
ряда   учителей   осуществлять   четкое   целеполагание   урока   и   его   отдельных   этапов,
рационально распределять время на уроке; отсутствие дифференцированного подхода к
ученикам   и   преобладание   фронтальной   работы;   низкая   степень   самостоятельности
учащихся при выполнении заданий; несвоевременное, а иногда неверно аргументированное
оценивание   ответов   учащихся;   отсутствие   системной   работы   по   развитию
орфографической   зоркости,   отработке   алгоритма   действий   в   процессе   проверки
орфограмм,   повторения   изученного   ранее   материала.   На   уроках   не   используются
технические   средства   обучения.   Все   эти   факты   снижают   эффективность   процесса
обучения русскому языку.  
 
        Учителя   недостаточную   роль   отводят   мотивационной   деятельности,   а   также
межпредметным связям и опоре на жизненный опыт учащихся. Наряду с изучением нового
материала учителям начальной школы необходимо осуществлять повторение материала за
курс начальной школы, тем самым предупреждая ошибки и готовя учащихся к итоговым
контрольным   работам   по   русскому   языку.  Систематическое   повторение   изученного
материала помогает всем ученикам, и особенно детям с ослабленной памятью.
     На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы: 
­ учителя начальных классов ведут работу по формированию положительной мотивации к
изучению русского языка, повышению познавательной активности, пробуждению интереса к русскому языку; развитию внимания к слову, формированию орфографической зоркости
и грамотности;
­на   уроках   русского   языка   отмечается   высокая   степень   психологического   комфорта
учащихся
­   целенаправленное   использование   разнообразных   форм   работы   над   орфографическими
правилами способствует формированию прочных навыков грамотного письма учащихся, а
также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания;
­педагоги используют не весь обучающий и развивающий потенциал уроков русского языка,
остаются  нереализованными многие возможности интенсификации учебного процесса.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Осуществлять целеполагание и формировать ценностно­ мотивационную направленность
в   работе   с   учащимися,   ставить   задачи   каждого   этапа   урока.   Указывать   планируемые
достижения учащихся.
2.Обеспечить  преемственность  на  всех  этапах  и  уровнях  своей  деятельности,   целостно
реализуя задачи языкового образования, определять индивидуальные направления развития
каждого ученика.
3.Больше внимания уделять самостоятельным высказываниям учащихся без опережающих
наводящих вопросов (больше исследовать и доказывать).  
4.Домашнее задание давать дифференцированно, с учетом индивидуальных  особенностей
учащихся, используя творческие задания
5.Усилить практическую направленность уроков, дифференциацию  и  индивидуализацию
учебного процесса.
6.Использовать в работе всех учителей начальных классов эффективные приемы обучения,
направленные на предупреждение ошибок и развитие орфографической зоркости: алгоритм
списывания   с   предварительным   проговариванием   –   во   2   классе,   алгоритм   записи   под
диктовку с предварительным проговариванием ­  в 3­4 классах, комментированное письмо
– во  2­4 классах, зрительные диктанты ­ во 2­4 классах.
7.Систематически   работать   над   формированием   навыков   самоконтроля   и   самооценки
учащихся.
11.Глубже   проводить   заключительный   этап   урока   ­   рефлексию,   использовать   больше
наглядности для активизации знаний.
Заместитель директора по УВР:               ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Аналитическая справка о
состоянии  преподавания русского языка и литературы

в МОБУ «Краснополянская ООШ»
Новосергиевского района

: определить эффективность и
результативность преподавания русского языка и литературы.

Характеристика кадрового состава
по предмету

В МОБУ «Краснополянская ООШ» русский язык и литературу преподает Федянина Эльмира Искаировна,среднее-специальное
педагогическое,

; первая категория,
2020г;2017 год, ОГУ «Обучение, воспитание
и развитие детей в инклюзивном образовании в условиях реализации ФГОС»,80
часов.

2020
год, ОГПУ, «Содержание и методика преподавания учебных предметов «Русский язык»
и «Литература» в соответствии с требованиями ФГОС», 80 часов.

2020
год, ОГПУ, «Содержание и методика преподавания учебных предметов «Родная
(русская) литература» и «Родной (русский) язык» в соответствии с
требованиями ФГОС», 72 часа.

· Рабочие программы:

по русскому языку разработаны на
основе «Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы:
проект» (М.: Просвещение, 2013г.) и в соответствии с «Рабочей программой.
Русский язык.

Предметная линия учебников Т. А.
Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.:
Просвещение, 2013г.

Рабочая
программа по учебному предмету «Русский язык» составлена  не  в   соответствии с количеством часов,
указанным в учебном плане на 2020-2021 учебный год.  Учебный предмет «Русский язык» входит в
образовательную область «Филология». В течение пяти лет (5-9 классы) по
учебному плану предмет изучается в объёме 748 часов (из расчёта
34 учебные недели).

Распределение часов по классам:

Описание места изучаемого предмета не совпадает с
фактическим объемом часов.

Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
русского языка, которые определены стандартом.  Программа составлена для
учащихся 5- 8 классах, (наименование программы), но в программу включена
программа для 9 класса. В программе отсутствует единый стандарт (шрифт,  нет
единого выделения жирным шрифтом), нет  промежуточной аттестации в каждом
классе по предмету, нормы оценок и знаний учащихся, материала  для
промежуточной аттестации. В аннотации нет общей характеристики учебного
процесса, описания учебно-методического  и материально – технического обеспечения
образовательного процесса представлен не полностью, список УМК (год
издательства)  с программой  не совпадает.

Читать также:  СПРАВКА ОБ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ ЧЕРЕЗ ГОСУСЛУГИ АДРЕСА

Рабочие
программы по литературе
разработаны на основе программы  общеобразовательных
учреждений  ФГОС  Литература  5-9 классы под
редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
5-9 класс (базовый уровень).  11-е изд., доработанное  и дополненное – М.:
Просвещение, 2014); в    — 102 ч; 3 часа в неделю,  6 классе — 102 ч;
3 часа в неделю , 7 классе — 68 ч; 2 часа в неделю,8 классе —68 ч; 2 часа в
неделю,9 классе — 102 ч. 3 часа в неделю.

Программа предназначена для 5-8
классах (заголовок) ,9 класс включен в программу. В данной программе не
прописаны  задачи обучения (личностная, метапредметная, предметная),
отсутствует тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности.
В аннотации к  программе описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса представлен  не
полностью.

Рабочая программа для 8 класса
по учебному предмету «Русский (родной) язык»

Рабочая
программа по учебному предмету «Русский  родной язык» составлена на основе Фундаментального
ядра содержания общего образования, авторской программы М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой,  А.Д. Дейкиной для 5-9 классов,
примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций  по русскому языку для 9 классов в соответствии с: требованиями к
результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего
образования, представленными в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования. Данная программа не соответствует учебному
плану.   В программе нет единого оформления. Не имеется аннотация к рабочей
программе.

Рабочая программа для 8 класса
по учебному предмету «Русская (родная) литература» разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №
1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в
образовательную область «Родной язык и родная литература».

Учебный предмет «Родная
литература» в 8 классе реализуется за счёт инвариантной части учебного плана
образовательных организаций Новосергиевского района на 2020-2021 в объёме 1
час в неделю. Примерная программа по родной (русской) литературе рассчитана
на 17 часов. В тематическом планировании  не имеется итогового урока по
промежуточной аттестации. Аннотация к данной программе отсутствует.

Рабочая
программа « Основа духовной — нравственной культуры народов России» для 5-6
классов. Всего уроков с 5 по 6 класс – 68
ч. На изучение курса»
Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-6 классах 1 час в неделю. Всего 34 учебные недели.
Итого: 34 часа (урока) в год. Всего уроков с 5 по 6 класс – 68 ч. В данной
программе нет основы  комплексного учебного курса для общеобразовательных
учреждений.  Не прописан список литературы и учебно-методического обеспечения.
Аннотация к программе отсутствует.

В рамках проверки посещен
урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: « Отрицательные
местоимения»

Урок на тему «Отрицательные местоимения»
продолжает знакомство учащихся с  разрядами местоимений. Эта тема по
программе М.Т.Баранова и Т.П. Ладыженской очень подробно изучается в 6 классе.
Это урок получения новых знаний.

При организации урока педагог учитывал
уровень знаний обучающихся по предмету (1-«4»).

Тип урока: открытие нового
знания

Ресурсы урока: карточка
урока, презентация

Структура  и содержание
урока в полной мере соответствует его цели и типу, возрастным особенностям
учащихся, требованиям ФГОС.

Основные цели урока
достигнуты и реализованы на уроке.

Этапы урока взаимосвязаны
и последовательны.

Выход на
задачи урока осуществляется совместно с детьми.

При разработке данного урока были учтены следующие особенности
учащихся:

— потребность в ярком и образном представлении материала (элементы
игровых технологий);

— потребность в самостоятельной познавательной деятельности,
(работа в парах, самостоятельная работа);

— потребность в оценивании себя и окружающих (разные формы организации
проверки – самопроверка, взаимопроверка).

. Деятельностная цель реализовывалась через различные виды
заданий.

Развивающая цель осуществлялась через монологическую речь учеников
при воспроизведении теоретического материала, через необходимость делать
самостоятельные выводы.

Содержательная цель реализовывалась через подбор дидактического
материала, организацию ситуации успеха и творчества.

Данный урок ориентирован
на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование
универсальных учебных навыков.

Во время урока педагог
применяет технологии: ИКТ, исследовательскую деятельность, учит находить
причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения. При формировании
новых навыков и умений учитель ориентируется на ранее изученный материал.

Прослеживается связь между
теоретическими  знаниями и их практическим применением, развитию
познавательного интереса (работа с пословицами)

Самостоятельная работа учащихся
пояснена в полном объеме, предполагала решение задач, сравнение, обобщение.

Учитель управляет ходом
урока, задает наводящие вопросы и требует полного ответа.

Темп урока хороший.  На
уроке комфортный психологический климат.

: 1. Рационально использовать время (после звонка дано
домашнее задание, итог рефлексии нарушен)

2.Развивать монологическую
речь учащихся.

3.Учить детей высказывать
четко свое мнение.

: Преподавание предмета осуществляется в соответствии
с требование ФГОС, по Федеральному Перечню учебных изданий, реализующих
программы, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Нарушения и недостатки:

В рабочих программах нет единого
стиля оформления

В  некоторых рабочих программах
отсутствует  тематическое планирование, Кимы.

Не во всех программах присутствует
нормы оценки знаний учащихся.

4.Наименование программ не соответствует
действительности.

5.Описание места не  совпадает с
фактическим объемом часов.

6.Учебный план не соответствует рабочей
программе.

Учитель русского языка и литературы:
Сафиуллина О. П.

                                                                   
9.03. 2021 год

русского языка и
литературы

 МБОУ «СОШ №1 с. Чечен-Аул

 
Косумова Займан Зайнадиевна, 1971 года рождения, окончила заочное отделение филологического
факультета  ЧГУ  в 1998  году.   Трудовую деятельность начала в Шелкозаводской
СШ воспитателем группы продленного дня. Работала в  1990- 1993 гг. В 1991 году
поступила  в ЧГУ.    В связи с изменением места жительства  с 1993 г
работает в  МБОУ « СОШ №1 с.Чечен-Аул Грозненского муниципального района»
учителем  русского языка и литературы. Учебная нагрузка на 2015-2016 год – 24
часа:  10 часов русского языка и литературы в 10а,б  классах, 10 часов русского
языка и литературы в 11а,б  классах, 4 факультативных часа в 10-11-х классах. В
своей работе Займан Зайнадиевна  решает следующие задачи:

повышение престижа школьного курса обучения русского
языка и литературы, выработку грамотности,  дифференцированный подход к
изучению предмета.

воспитание у  обучающихся  любви к Родине, ко
всему живому на земле, а также воспитание в них доброты, порядочности.

формирование умений сравнивать, систематизировать
материал, делать выводы, работать с наглядными объектами, учебником и
дополнительной литературой.

   Цель педагогической деятельности Косумовой Займан
Зайнадиевны — создание условий для формирования активного самостоятельного
творческого мышления обучающихся.  Она работает над проблемой «Совершенствование
форм организации учебной деятельности как условие достижения качественного
образования».

  Займан  Зайнадиевна в совершенстве знает методику
преподавания русского языка и литературы; умело использует проблемные,
исследовательские ситуации на уроках. Большое внимание уделяет развитию речи
учащихся. Систематически проводит работу по выработке навыков самостоятельной
деятельности школьников. Дети любят её предмет. Ежегодно ее ученики занимают
призовые места в районных олимпиадах по русскому языку и литературе.

Косумова З.З.  любит и хорошо знает свой предмет.  Она
постоянно повышает свой профессиональный уровень, стремится познать новое в
методике преподавания своего предмета.  Работает творчески, увлеченно, умело
реализует такие стороны учебного процесса, как единство обучения и воспитания,
не останавливается на достигнутом, применяет в своей деятельности самые
эффективные формы и методы обучения и воспитания.    На
своих уроках Займан Зайнадиевна  использует  элементы технологии
разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить
каждому учащемуся  условия для максимального развития его способностей,
склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе
освоения содержания образования. Займан Зайнадиевна разрабатывает  разноуровневый
дидактический материал, который позволяет решить задачу структурирования
содержания при дифференцированном  обучении с помощью деления текстов, заданий  на
три уровня сложности:

I уровень – сохраняет логику самой
науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о
предмете.

II уровень – углубляет первый и
обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. 

III уровень – углубляет и
обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. 

Займан Зайнадиевна  хорошо знает типовые
образовательные программы, учебники, учебно-методические комплекты в области
своей педагогической деятельности и умеет выбрать те из них, которые позволяют
достичь поставленных образовательных целей. Как компетентный в этом вопросе
педагог, она может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК,
методических и дидактических материалов, выявить их достоинства и недостатки.
Обоснованно выбирает учебники. Займан Зайнадиевна  осознает важность принципов
дифференциации и индивидуализации обучения. Дидактические средства учителя
разнообразны, она обращает внимание на то, с помощью каких дидактических
приемов и методических средств можно достичь запланированных образовательных 
результатов.   Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для усвоения
форме, понятной ученикам различных способностей. Появление компьютерной и
мультимедийной техники в школе активизировало деятельность учителя не только по
их освоению, но и активному использованию в учебном процессе. В своей работе
учитель использует материалы мультимедийных дисков, интернет-материалы. Использование новых эффективных форм и
методов обучения способствует развитию познавательной активности и творческого
мышления учащихся. 

Качество
знаний учащихся по преподаваемому предмету.

Косумова З.З. к подготовке и проведению уроков
относится добросовестно, старается разнообразить формы уроков:
уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-викторины, уроки с использованием ИКТ,
проектное обучение. Уроки носят творческий поисковый характер. В старших 
классах она  ведет активную подготовку к ЕГЭ. В рамках этого процесса уделяет
большое внимание такой форме проверки знаний учащихся, как тестирование. Взаимоотношения
учителя с учащимися доброжелательные и уважительные. Займан Зайнадиевна стремится помочь каждому ребенку осознать свои
способности, создать условия для их развития.  Правильная организация
учебной деятельности учащихся помогает усваивать весь учебный материал урока,
что приводит к хорошей успеваемости по предмету. 

Читать также:  Прейскурант на медицинские услуги с 09.08.2021 г

     
Успеваемость по русскому языку и литературе за последние три года

Средний балл ЕГЭ в 2013-2014 учебном году

В 2013-2014 учебном году ученица Апкарова Макка
Салаховна  по результатам ЕГЭ получила 71 балл.

Средний балл ЕГЭ в 2014-2015 учебном году

В 2014-2015 учебном году ученица Магомадова Рамнат
Арбиевна   по результатам ЕГЭ получила 72 балла.

Отсутствие
неуспевающих.

По результатам учебной деятельности за 2013-14-15
учебные годы неуспевающих нет.

Победители и
призеры районных олимпиад.

Повышению эффективности учебно – воспитательного
процесса  способствует разнообразная внеурочная деятельность по предмету. Это 
предметные олимпиады, викторины, творческие конкурсы, дискуссии, предметные
недели. Для достижения лучших результатов Займан Зайнадиевна овладевает
технологиями работы с одаренными детьми, со слабоуспевающими детьми, организует
внеклассную работу по предмету. Ею разрабатываются методические рекомендации по
работе с детьми разных категорий, материалы для проведения предметных олимпиад,
предметных недель, викторин, классных часов.  Результатом является участие
детей в различных творческих конкурсах на муниципальном и региональном этапах. Это
продуктивная форма развития детской одаренности. Ее ученики ежегодно участвуют
в районных, дистанционных республиканских, Всероссийских  олимпиадах,
становятся призерами. В 2015-2016 учебном году учащиеся 10-11 классов участвовали
во Всероссийских интеллектуальных викторинах и стали победителями.  Усманова
Медина награждена Дипломами
степени, Джовтханова Ум-Селимат – Дипломом  степени, Исаева Хава награждена Сертификатом за
участие.

За последние годы учащиеся под руководством Займан
Зайнадиевны принимали участие в конкурсах сочинений на темы «Я- гражданин»,
«Нам можно доверить будущее», «Наркотики – смерть!», «Моя семья», «Нам нужно
будущее без терроризма», «Богатство русского языка», «100 лет со дня рождения
К.М.Симонова», «Мама – самый лучший,
родной человек!»  и др.,  занимали
призовые места на муниципальном этапе.  В мае 2015 в конкурсе сочинений на
знание русского языка  («Богатство русского языка») Абдурзакова Танзила заняла
2 место на муниципальном уровне. Среди одаренных детей  активным  участием
выделялись  Джовтханова Халимат, Кантаев Мовсан. Детская одаренность
проявляется в разных направлениях. Например, художественными способностями
обладает Садулаева Айшат. Она участвовала в творческих конкурсах, организуемых
на муниципальном уровне.

Активное участие принимают дети  в проектной
деятельности. В процессе проектной
деятельности развиваются не только коммуникативные навыки ребёнка, но и
формируются ценностные основания личности, гражданская компетентность, что в
современных условиях становится всё более актуальным. В 2015-2016 учебном году
дети работали над проектами «Социальные сети», «Вред от табакокурения»,
«Наследие М.Ю.Лермонтова», «Я — гражданин» и др.. В создании этих проектов
участвовали как сильные, так и слабые учащиеся. Алиев Салах, относящийся к категории слабомотивированных обучающихся,
принимал активное участие в создании проектов на различные темы. Кроме того у
него хорошие художественные способности, которые развиваются в результате
участия в разных мероприятиях, конкурсах.

Займан Зайнадиевна  ежегодно проводит недели русского
языка и литературы, где традиционны школьные  олимпиады, викторины, ролевые
игры,  выставки  рисунков, конкурсы сочинений. 

Составляется программа предметной недели, ставятся
цели и задачи. Каждый год эта  неделя проходит активно, плодотворно,
захватывает почти каждого обучающегося. Данные мероприятия повышают
интеллектуальный уровень обучающихся, помогают им проявить свои способности. Учащиеся
Займан Зайнадиевны активно участвуют в конкурсах чтецов, конкурсах сочинений
школьного, районного, республиканского уровня.

В течение последних лет в школе активно работает
кружок «Занимательная грамматика», который посещают в основном все учащиеся
класса, где работает Косумова З.З.. Для сильных учащихся  это — проявление
своих  творческих способностей, а для слабых – привитие интереса к предмету, к
его изучению.

Призеры районных олимпиад по русскому языку и литературе

2.2. Победители и призеры
научно-практических конференций, творческих конкурсов, интеллектуальных игр
районного уровня

Кантаев Мовсан, Губиева Марьям, Демильханова Фатима –
члены  школьной команды «Умники и умницы», занявшей 4 место в районном туре
Республиканской  интеллектуальной игры «4 знатока». Кантаев Мовсан и Губиева
Марьям – участники Республиканской телевизионной игры «Умники и умницы». Расаева Идан и Магомадова Рамнат  изучают арабский
язык в Мечети  с. Чечен-Аул.  Они участвовали в различных конкурсах,
проводимых  в школе в рамках работы по духовно – нравственному воспитанию детей
и занимали призовые места. Расаева Идан принимала участие в районном фестивале
«Увлекательный мир Ислама».

Позитивные
результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя

В 2014-15 учебном году Займан Зайнадиевна являлась 
классным руководителем 11-а  класса, который был ею принят в 5 классе. В
течение этого периода она умело вела классный коллектив, проводила мероприятия,
способствующие нравственно-эстетическому, интеллектуальному развитию учащихся,
вела активную внеклассную работу. За время работы в классе был создан
сплоченный, активный, жизнерадостный, творческий коллектив. Согласно
социальному паспорту в классе 24 обучающихся, 13 девочек, 11 мальчиков. Из них
9 человек являются сиротами (Гериханов Ислам, Губиева Радима, Далаев Умалт, Кантаев
Мовсан,  Никиев Шамиль, Умаров  Рамзан, Хасаханова  Элима,  Хамзатханова 
Милана, Шовхалов Магомед.), 7 человек (Асуханова Мубарак, Демильханова Фатима, 
Кантаев Мовсан, Мадаева Амина,  Расаева Идан, Садулаева Айшат,  Хасаханова
Элима.) – дети из многодетных семей. Займан Зайнадиевна  исследовала   условия
жизни учащихся,  посещая родителей на дому, проводила  индивидуальные беседы с  ними.

В 2015-2016 учебном году она стала классным
руководителем 10 «А» класса. Этот коллектив она ведет так же хорошо, как и
предыдущий.

В своей деятельности она старается использовать знания
детской и возрастной психологии, владеет технологией воспитательного
воздействия на личность ребенка. Воспитание в классном коллективе строится на выявлении
достоинств учащихся. Компетентность классного руководителя, актуальность
избранных тем, опора на имеющийся у учащихся опыт, а также общий позитивный фон
общения позволили сформировать коллектив, нацеленный на совместную
деятельность. В работе учителя видна четкая система, обеспечивающая развитие
способностей учащихся в оптимальном режиме, с учетом их индивидуальных
особенностей. В классе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом
ребенке, доверия. В 2014 году в школьном конкурсе «Лучший классный руководитель»
 Займан Зайнадиевна заняла 1 место, в 2013 году стала лауреатом районного
конкурса «Воспитать человека».  В 2013 -2014 учебном  году принимала участие в 
Республиканском конкурсе на лучшую постановку воспитательной работы.

Цель её работы в области 
воспитания — формирование в целях подготовки к участию в жизни в соответствии с социокультурными нормативными
моделями.  Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия,
гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного
отношения к природе, к культурному наследию – вот ведущие ценности, которыми 
руководствуется в своей работе Займан Зайнадиевна.  Свою деятельность классного
руководителя она строит на основе программы воспитательной работы школы,
анализа предыдущей деятельности,  на основе личностно — ориентированного
подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
школы  и ситуации в классном коллективе. Проводит воспитательные мероприятия 
по следующим направлениям: нравственное, гражданско-патриотическое,
культурологическое, здоровьесберегающее. Займан Зайнадиевна  проводит  
различные виды классных часов: классное собрание, диспут, анкетирование, 
беседы, викторины, которые планирует совместно с учениками. Все воспитательные
мероприятия, проводимые ею, развивают творческий потенциал обучающихся,
классный коллектив при этом сплачивается, совершенствуются межличностные отношения.

Как классный руководитель Займан Зайнадиевна изучает
результативность учебной деятельности, сотрудничает с учителями-предметниками
по изучению индивидуальных возможностей каждого ученика, что дает возможность
педагогам осуществлять индивидуальный подход к  учащимся.

Системность
воспитательной работы – отличительная черта деятельности Займан Зайнадиевны в
качестве классного руководителя.  Взаимодействие семьи и школы в интересах
личности ребенка имеет две основные цели: укрепление традиций семьи и культурное
развитие ребят.  Займан Зайнадиевна  осуществляет постоянное взаимодействие с
родителями учащихся.   В  своей работе она опирается
на помощь  родительского комитета,  который регулярно встречается с классным
руководителем, обсуждает имеющиеся проблемы воспитания, учебы и дисциплины.
Она   проводит индивидуальные беседы
с родителями учащихся, посещает семьи учеников, в результате существует тесный
контакт между родителями и классным руководителем, что позволяет лучше изучить
взаимоотношения учащихся в семье, классном коллективе, знать проблемы учеников
и способствовать их разрешению. Большая работа ведется по формированию
здорового образа жизни. Многие учащиеся занимаются в спортивных секциях школы. 
Ребята выступают на соревнованиях разного уровня.

В
2014-2015 учебном году Никиев Шамиль,
Сапарбиев Магомед- Хусейн, Умаров Рамзан, Магомадова Рамнат, Мадаева Амина,
Шовхалов Магомед принимали активное участие в спортивных соревнованиях на
школьном и муниципальном уровнях. 

В рамках
учебной работы классный руководитель осуществляет постоянный контроль  над
учёбой и посещаемостью. Ее класс всегда ответственно и серьезно подходит к
выполнению любых задач, поставленных администрацией школы. В классе
организовано самоуправление.  Актив класса  оказывает большую помощь классному
руководителю. Эти ребята обладают хорошими организаторскими способностями. Они
принимают активное участие в проведении школьных и классных мероприятий.

         Работа Косумовой З.З.
как классного руководителя  свидетельствует о том, что учитель, помимо
осуществления основных направлений воспитательной работы, уделяет большое
внимание выявлению познавательных интересов классного коллектива, воспитанию у
него ответственного отношения к учению, формированию организаторских навыков,
стимулирующих творчество и инициативу.

За годы педагогической деятельности  Займан
Зайнадиевна выпустила немало учащихся. Все выпускники школы отзываются о ней
только добрыми словами, благодарят за принципиальность, доброжелательность,
строгость и справедливость. Обладает всеми качествами, предъявляемыми к
классному руководителю.

Отсутствие правонарушений, совершенных учащимися класса

 В классе нет учащихся, имеющих правонарушения. Но
работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится
учителем в течение учебного года. Это и беседы, и классные часы («Наши права»,
«Права и обязанности человека»). На должном  уровне организована и правовая
информированность учащихся и их родителей.

Читать также:  Что написать в справке, если болит живот

Мониторинг результатов воспитательной
работы с классом

Косумова З.З. в воспитательной работе проводит самые
разные мероприятия: тематические классные часы, диспуты, встречи с интересными
людьми, экскурсии, интеллектуальные игры. Классный коллектив активно принимает
участие в проводимых мероприятиях.

Воспитательная работа с классом велась по следующим
направлениям:

— «Здоровье» (формировать у учащихся культуру
сохранения и совершенствования собственного здоровья) – проводились
соревнования внутри класса и между классами, где учащиеся класса всегда
побеждали. Учащиеся вовлечены в спортивные кружки по вольной борьбе,
рукопашному бою и тхэквондо. Занимали призовые места в общешкольных, районных
соревнованиях: победители школьных первенств по волейболу, баскетболу, футболу,
призеры районных соревнований по легкой атлетике.

— «Интеллект» (формировать культуру интеллектуального
развития и совершенствования) – проводились интеллектуальные игры в классе
«Что? Где? Когда?», «Своя игра». Кантаев Мовсан, Губиева Марьям, Демильханова
Фатима являются членами школьной команды «Умники и умницы», занявшей 4 место в
районном туре Республиканской интеллектуальной игры «4 знатока». Кантаев Мовсан
и Губиева Марьям – участники Республиканской телевизионной игры «Умники и
умницы». Расаева Идан – член районной сборной команды в игре «Увлекательный мир
Ислама». Многие учащиеся принимали активное участие в творческих конкурсах на
муниципальном и  региональном уровне.

— «Общение» (формировать у учащихся культуру общения)
– проводились часы общения «Твори добро другим во благо», «Толерантность в наши дни

— «Нравственность» (формировать у учащихся
нравственное отношение к окружающим людям) – на классных часах изучали правила
поведения учащихся в общественных местах, в гостях, проводили «Дни именинника».

— «Досуг» (развитие интереса к внеклассной деятельности)
– учащиеся посещают кружки по интересам, спортивные секции, показывают свое
мастерство в различных конкурсах, внеклассных мероприятиях, участвуют в
организации и проведении общешкольных мероприятий: 1 место – «Золотая Осень», 1
место – «Снежная Королева», 2 место в районном туре Республиканского конкурса
«Созвездие -2015».

— «Семья» (сближение интересов родителей и педагогов
по формированию развитой личности) — в воспитательную работу вовлекаются
родители учащихся. На родительских собраниях всегда присутствуют не менее 90 %
родителей. Они посещают уроки, классные часы. Родители, отличившиеся
активностью, награждались благодарственными письмами за воспитание детей, за
участие  в их школьной жизни.

 Косумова З.З. ежегодно проводит  интересные мероприятия,
направленные на повышение эффективности учебно – воспитательного процесса. При
планировании работы учитываются все направления воспитательной работы:
гражданско-патриотическое, духовно- нравственное, художественно — эстетическое,
оздоровительное и др.. Наиболее интересными стали мероприятия: «Чеченская
женщина сегодня», «Лидер своего народа», «Что значит быть чеченцем?», «Сохраним
природу», «Наркотикам – нет!», «Как сохранить здоровье?», «О той, кто жизнь
дарует и тепло», «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «Безвредного
табака нет!», «День Мира в ЧР», «Пагубное влияние интернета на молодежь»,
«Проблема терроризма сегодня», «Урок Мужества», «Ты — предприниматель» и др..

Социальная активность учащихся класса

1) участие в общешкольных мероприятиях:

— все учащиеся класса ежегодно принимают участие в
субботниках по благоустройству школьной территории, в посадке кустов и деревьев
на территории села;

— победители школьных первенств по футболу, баскетболу
и волейболу.

— в 2014-2015учебном году класс занял: 1 место –
«Золотая Осень», 1 место – «Снежная Королева»;

2) призовые места классного коллектива в мероприятиях
районного уровня:

— Хасаханова Элима — 1 место в районном конкурсе
«Я-Гражданин».

— Губиева Марьям — 2 место в районном туре Республиканского
конкурса «Созвездие -2015».

— Губиева Марьям и Кантаев Мовсан – участники
телевизионной игры «Умнее всех».

— Абдурзакова Танзила  — 2 место в районном конкурсе
сочинений  «Богатство русского языка».

— 3 место на районных соревнованиях по легкой
атлетике.

         
(Имеются грамоты и дипломы)

Результаты мониторинга использования инновационных
образовательных технологий в обучении и воспитании, кроме ИКТ.

Работая над проблемой «Совершенствование форм
организации учебной деятельности как условие достижения качественного
образования», учитель в своей деятельности использует современные методики:

1) Проблемное обучение – умение излагать проблему
текста, позицию автора и свою до поднятой в тексте проблемы – дело непростое.
Эти умения школьникам нужны при выполнении заданий части  2 ЕГЭ, при написании
сочинения-рассуждения. Применяя проблемное обучение, учитель целенаправленно и
систематически развивает интеллект и творческое мышление учащихся. О позитивных
сторонах проблемного обучения говорят результаты ЕГЭ, в частности баллы за
выполнение части 2.  Все 48 учащихся 11-х классов  успешно написали сочинение
по допуску к ЕГЭ в 2014-2015 учебном году. Из них 47 выпускников сдали ЕГЭ по
русскому языку.

2) Проектная и исследовательская деятельность на
уроках – метод проектов не только вооружает учеников новыми знаниями, но и учит
добывать их целенаправленно, применять имеющиеся знания для решения трудностей.
Работы, выполненные в виде мини-проектов, включаются в учебные занятия.
Например, при изучении темы «Ударение» учащиеся создавали  проект «Правильно ли
мы произносим слова?», при изучении темы «Фразеологизмы» — «Знаем ли мы
фразеологизмы?» Это проекты исследовательского характера. Проектная работа, по
мнению учителя, — это деятельность, направленная на решение актуальной
образовательной проблемы, имеет практический характер.

3) Развитие критического мышления на уроках литературы.
Ученики самостоятельно читают текст, погружаясь в его суть,  выписывают
ключевые слова, словосочетания, предложения, толкуют их, составляют схемы,
кластеры. Эта технология способствует развитию навыков работы с любым текстом,
сопоставлять два текста, облегчает работу  при написании сочинения.

Использование ИКТ на уроках и внеклассной воспитательной работе (в том числе
электронных учебников)

Косумова З.З.  на уроках русского языка и литературы
использует компьютер, интерактивную доску,  электронные учебники, материалы в
форме презентации, проводит тестирования по предмету для контроля знаний,
умений и навыков учащихся. Тестовые задания имеют  дифференцированный характер.

Займан Зайнадиевна использует современные
образовательные технологии с целью повышения эффективности и качества
образования. Распространяет свой педагогический опыт, участвуя в работе  методического
объединения учителей  русского языка и литературы.  Выступает на педагогических
советах школы по темам: «Совершенствование речи учащихся», «Формирование у
обучающихся общекультурных ценностей», «Обеспечение развития универсальных
учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания
конкретных дисциплин», «Формирование у учащихся метапредметных умений   для
решения учебно-познавательных и практических задач».

Участие
в работе МО, ассоциации учителей, экспертных советах, комиссиях.

Займан Зайнадиевна является руководителем ШМО учителей
русского языка и литературы. Умело организует  его деятельность. Является
наставником для молодых специалистов. Под ее руководством проходят практику
студенты филологического факультета ЧГУ, ЧГПИ.  Она участвует в  организации 
школьной предметной олимпиады, ежегодно включается в состав районной комиссии
для проведения олимпиад по русскому языку и литературе, в состав комиссии по
проверке сочинений.

Реализация
учителем педагогических инициатив

Косумова Займан Зайнадиевна  ежегодно проводит
открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей русского языка и
литературы, для заместителей директоров. Она делится опытом работы со своими
коллегами.

Займан Зайнадиевна  постоянно повышает свой
профессиональный уровень через самообразование, участие в различных конкурсах и
викторинах на Интернет- портале «Про школу», а также через прохождение курсов
повышения квалификации в ЧИПКРО.

Наличие
профессиональных публикаций, брошюр.

              Займан Зайнадиевна  размещает на сайте школы материалы
из своего опыта работы, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий. На
ее странице коллеги находят разнообразный материал для своей работы.

         Займан
Зайнадиевна  является активным участником педагогических сайтов. Она имеет
сертификаты о создании сайтов «Инфоурок», «Мультиурок». Публикует на этих
сайтах свои методические разработки, которыми могут воспользоваться
педагогические работники.  На текущий момент ее опубликованные материалы  имеют
многочисленные просмотры и скачивания. Это говорит о том, что они интересны и
актуальны.

Участие в
муниципальных профессиональных конкурсах

Косумова З.З.   активно участвует в различных
конкурсах и соревнованиях, проводимых в районе, защищает честь школы.

Также учитель принимает активное участие  в работе
профсоюзного кружка. Является уполномоченным по охране труда.   В 2015-2016
учебном году принимала участие в Конкурсе на лучшего уполномоченного по охране
труда.

Победители
или призеры профессиональных конкурсов на республиканском уровне.

В  2013 -2014 учебном году Косумова Займан Зайнадиевна
участвовала в Республиканском конкурсе на лучшую постановку воспитательной
работы. 

В 2014-2015 учебном году Займан Зайнадиевна  заняла 1
место в районном этапе  конкурса «Учитель года Чеченской Республики — 2015»,
участвовала в региональном этапе конкурса.

В 2015 году стала победителем Конкурса лучших учителей
образовательных организаций Чеченской республики.

Наличие дополнительных образовательных сертификатов

            Имеются
сертификаты участия в семинарах, организованных  издательством «Просвещение».

Наличие и
реализация плана или программы профессионального образования.

Начиная с 2012 года  Косумова З.З.  начала
реализовывать план работы по проектной технологии. Работая над проектом,
школьники учатся сотрудничать, общаться, воспитывая в себе такие нравственные
качества, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, то есть идет
непрерывный процесс обучения и воспитания.

Учителем составлен  план по профессиональному
самообразованию на 2015-16 учебный год:  работать  над проблемой «Совершенствование
форм организации учебной деятельности как условие достижения качественного
образования» и обобщить свой опыт в форме статьи; прохождение курсов повышения
квалификации в ЧИПКРО; участие в семинарах учителей русского языка и литературы
по обмену опытом,  в профессиональных конкурсах.

Займан Зайнадиевна поддерживает хорошие отношения  с учащимися, является для
них внимательным и заботливым наставником. Всегда внимательная к окружающим,
исключительно ответственная и инициативная, преданная своей профессии, она
пользуется признанием и любовью в педагогическом коллективе, уважением учащихся
и их родителей.

Грамоты и благодарности

         Подпись Претендента        
_________         /Косумова З.З./                                                                                                                                        

Подпись Заявителя            __________      
/Зубхаджиева И.Б./                                                                       
                                                                        

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *